14. Степанов, В. М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
В. М. Степанов. - Иркутск, 1999. - 190 с.
15. Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов [Текст] / А. В. Федоров // Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 314 с.
16. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - №10
- 75 -108 с. - http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp7ob no=34432.
17. Формирование единого информационно-образовательного пространства Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121 .html (дата обращения:
07.09.11).
18. Чичерина, Н. В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов [Текст] : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. В. Чичерина. - СПб., 2008. 50 с.
Хлызова Наталья Юрьевна
Кандидат педагогических наук , доцент кафедры американистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК37.035.44 ББК 74.580
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
В статье представлено описание понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности и модель ее формирования на основе анализа медиаобра-зовательных моделей, созданных отечественными и зарубежными медиапедагогами в соответствии с промежуточными результатами проводимого исследования.
Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; модель; педагогические условия.
STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODELING TO FORM MEDIA COMPETENCE OF THE LANGUAGE PERSON
The article describes media competence of the secondary language person and a model to form it, based on the analyses of the media educational models created by domestic and foreign media teachers according to the intermediate results of the conducted research.
Key words: media education; media competence; model; pedagogical conditions.
На современном этапе развития общества актуализируется медиатизиро-ванное иноязычное общение, предоставляющее возможность взаимодействия
на иностранном языке через средства массовой коммуникации (СМК). Как следствие, появляется острая необходимость в коэволюции формирования медиакомпетентности и вторичной языковой личности. В соответствии с условиями информационного социума и новыми знаниями в контексте глобализации цели обучения в образовательном процессе лингвистического вуза модернизируются от формирования вторичной языковой личности до формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, способной осуществлять медиатизированное иноязычное общение. Как справедливо замечает Н.П. Рыжих, «развитие современных технологий привело к появлению нового языка - медиаязыка, без овладения которым человек не сможет проникнуть в мир медиакультуры, а, значит, его нельзя будет в полной мере считать образованным человеком» [Рыжих, 2007, с. 7]. Другими словами, не владея языком иноязычных медиа, становится невозможным проникнуть в мир медиакультуры страны изучаемого языка.
Исходя из новизны явления, отсутствия исследований, направленных на изучение вопросов медиакомпетентности вторичной языковой личности, представляется очень затруднительным дать собственное толкование нового педагогического феномена на уровне понятия. Определение содержания изучаемого феномена оказалось для нас непростой задачей. Здесь проблема даже не только и не столько определить в русле каких подходов целесообразно раскрыть содержание понятия «медиакомпетентность вторичной языковой личности», сколько в определении акцентов, требующих внимания; новых данных теории и практики медиаобразования и лингводидактики, перспективных направлений их соразвития; уровней связей, которые всегда оказываются недостаточными и избыточными одновременно. Для нас очевидно, что в дальнейшем очень легко изменить акцентируемые аспекты понятия, способы интерпретации, перенося внимание на более важные приоритеты. Мы можем корректировать поступательность процесса, отражая постоянные изменения, потребности и апеллируя к новым данным, перспективным тенденциям развития теории и практики медиаобразования и лингводидактики. В данной статье, на этом этапе нашего исследования определение понятия «медиакомпетентность вторичной языковой личности» будет моделировать не идеальную данность, а принципы «оставления открытым» того, на что направлены наши действия. В качестве рабочего, гипотетического определения нами предложено понятие медиакомпетентности вторичной языковой личности, которое мы интерпретируем как интегративную характеристику личности, состоящую из совокупности специальных знаний, умений, отношений, позволяющих личности функционировать в мировом информационном пространстве, осуществлять межкультурную коммуникацию как на межличностном, непосредственном уровне, так и на медиатизированном, опосредованном современными медиа.
На основании промежуточных результатов нашего исследования и анализа медиаобразовательных моделей, созданных отечественными и зарубежными медиапедагогами (О.А. Баранов, Л.С. Зазнобина, Я.Н. Засурский, Л.А. Ива-
нова, Н.А. Леготина, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Н.П. Рыжих, А.В. Спич-кин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Н. Андерсен, К. Бэзэлгэт, Д. Букингэм, Б. Дункан, Э. Харт, Л. Мастерман, А. Силверблэт, Д. Поттер, Дж. Пандженте, К. Ворсноп, Л. Розер, С. Минкинен и др.) нами была разработана структурно-функциональная модель формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента. Предлагаемая модель состоит из взаимосвязанных блоков: целевого, проектно-содержательного, педагогических условий, процессуального, мониторингового (схема 1).
Целевой блок выдвигает цели и задачи процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента, которые входят в состав структурных блоков всей модели и указывают на конкретное содержание каждого блока.
Разработка вопросов целеполагания, по нашему мнению, имеет большое значение для эффективности медиаобразования студентов, поскольку определение, теоретическое обоснование педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности имеют подчиненный характер по отношению к целям медиаобразования. По словам А.И. Сурыги-на, цель является своего рода «единством двух диалектически взаимодействующих начал» [Сурыгин, 2000, с. 16]. С одной стороны, она представляет собой идеал (потенциальная цель), с другой - результат, продукт (конкретная цель). Цель позволяет определить содержание, методы, принципы, средства медиаобразования. В этой связи представляется первостепенной задачей проводимого исследования в области медиаобразования студентов в процессе обучения иностранному языку - определение цели медиаобразования, которая представляет собой планируемый результат, воплощенный в некоторую предметную форму, определяемую медиапедагогами в своих исследованиях по-разному. Исходя из того факта, что феномен медиакомпетентности имеет свою специфику, полностью соответствует современным требованиям информационного общества и более точно определяет суть конечной цели медиаобразования, мы определяем конечной целью формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности студента.
Вторым блоком в структурно-функциональной модели является проект-но-содержателъный, который предполагает создание целевой комплексной программы, направленной на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности студента. Занятия по практическому курсу английского языка проводятся в соответствии с методикой анализа персонажей медиатекстов, разработанной А.В. Федоровым [Федоров, 2007, Т. 8, с. 15] и адаптированной для студентов лингвистического вуза. Применяются практические упражнения, творческие занятия с использованием широкого спектра медиа, направленные на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности студентов и т.д. Данный блок модели характеризует процесс формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента как открытую систему, допускающую возможность ее пересмотра,
переосмысления, уточнения, дополнения, применение новейших достижений педагогической науки и изменений потребностей личности студента.
Третьей составляющей модели является блок педагогических условий, направленный на выявление совокупности педагогических условий, способствующих эффективному формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности студента и обеспечивающих успешность функционирования структурно-функциональной модели.
Применение личностно-ориентированного подхода в нашем исследовании позволяет говорить о том, что процесс обучения должен стать фактором развития личности, а, следовательно, педагогические условия имеют большое значение в проявлении ее личностного потенциала.
Анализ информативных источников по педагогике показал, что в общем виде под педагогическими условиями понимается совокупность факторов, обстоятельств, компонентов, предпосылок, мер, способствующих благоприятному, успешному протеканию процесса обучения и воспитания (Л.П. Качалова, И.Е. Пискарева, А.С. Белкин, Т.Ф. Лошакова, С.Н. Репина, И.А. Шаршов, Н.М. Яковлева, О.Р. Эргардт и др.); педагогическая среда, комплекс педагогических взаимодействий система педагогических средств (С.С. Кашлев, М.Н. Недвецкая и т.д.).
Применительно к рассматриваемой нами проблеме, содержание понятия «педагогические условия» может быть интерпретировано как систематизированный комплекс действий преподавателя иностранного языка и студента лингвистического университета с целью формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности как интегративной личностной характеристики последнего, отражающейся в единстве когнитивного, действеннооперационного и мотивационного компонентов, через его медиазнания, медиаумения и медиаотношения в иноязычных ситуациях на межкультурном уровне.
На основании перечисленного, опираясь на исследования ученых (И.А. Зимней, В.А. Сластенина, Е.И. Исаева, О.А. Гаврилюк, В.И. Слободчи-кова, О.П. Кутькиной и др.), мы предлагаем специально организуемые педагогические условия, которые будут способствовать формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности студента, а именно:
1. Вовлечение студента в активную иноязычную медиа деятельность в процессе обучения иностранному языку в лингвистическом вузе в соответствии с его индивидуальным уровнем медиакомпетентности, выявленным в ходе педагогического мониторинга.
2. Введение медиаобразовательного компонента в учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» в лингвистическом университете (языковой web портфолио, web сайт [Иванова, 2011, № 11], web квест и др.).
3. Регулярное и педагогически обоснованное применение широкого медийного спектра в процессе медиаобразования и обучения иностранному языку не только с целью однонаправленной дидактической функции, направленной на повышение эффективности процесса обучения иностранному язы-
ку, но и с целью формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента.
4. Руководство опытно-экспериментальной работой, направленное на объединение усилий всего педагогического коллектива по обновлению содержания образования.
5. Систематическая диагностика уровней сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности студента преподавателем и студентами на всех этапах ее становления и коррекции в направлении совершенствования.
6. Перевод процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента из управляемого в процесс осознанного стремления студентов к самосовершенствованию в межкультурной коммуникации на межличностном и медиатизированном уровнях.
Выявленные условия, детерминирующие процесс формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, мы разделили на три основные группы: контентные, организационные и отношенческие (см. таблицу
1).
Таблица 1
Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторич-
ной языковой личности студента
Типы условий Педагогические условия
Контентные Условие 2
Условие 3
Организационные Условие 1
Условие 5
Отношенческие Условие 4
Условие 6
Данная классификация условий является обобщенной и позволяет в целом оценить характер того или иного условия, необходимого для рассматриваемого процесса. Отметим, что предложенная классификация условна. Выявленные условия неизбежно интегрируют друг с другом, образуя комплексное единство разнообразных по своей природе педагогических обстоятельств, направленных на организацию в вузе медиаобразовательной среды обучения для реализации процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента.
Далее идет процессуальный блок, который раскрывает особенности содержательного и практического взаимодействия студента и преподавателя в процессе реализации целевой комплексной программы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента на основе личностноориентированного и системно-деятельностного подходов; определенных принципов и выделенных этапов.
Для организации успешного процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента необходимо учитывать сложность, многосторонность данного процесса и осуществлять руководство его ходом, исходя из следующих принципов:
1) коэволюции - соизучение иностранного языка и языка медиа, организация процесса обучения иностранному языку как на межличностном уровне, так и на медиатизированном, опосредованном медиа.
2) целенаправленности - создание необходимых условий, способствующих формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности студента, целенаправленное представление иноязычного медиа материала;
3) систематичности и последовательности - систематическое изложение иноязычного медиаматериала, представление иноязычных медиазнаний в системе, последовательность в работе;
4) научности - использование современных научных понятий, теорий, учений из области медиаобразования и иностранного языка;
5) эффективности - предполагающий минимальные временные затраты при обеспечении формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента;
6) сознательности и активности - сознательное и активное отношение студентов к формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности, развитие у студентов самостоятельности, творчества, потребности к самообразованию средствами медиа.
Исходя из того факта, что «теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию» [Федоров, 2007, с. 8], в соответствии с системой непрерывного образования формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности студента следует производить в течение всего обучения в высшем учебном заведении с первого по пятый курс. С целью эффективности формирования изучаемой личностной характеристики, учитывая разный уровень владения иностранным языком и уровень медиакомпетентности, нами выделены три условных этапа формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента: начальный (1 курс), основной (2-3 курсы), завершающий (4 курс).
Завершающей ступенью нашей модели является мониторинговый блок, обеспечивающий регулярность контроля над процессом формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента, способствует обучению студента самоконтролю, самоанализу, осознанному и самостоятельному проектированию профессионально-личностного саморазвития.
Для реализации поставленной цели необходимы различные методы диагностики уровня сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности студента, направленные на выявление того или иного структурного компонента. В соответствии с содержанием компонентов структуры
медиакомпетентности вторичной языковой личности студента в качестве целесообразных мы определили следующие методы диагностики:
1) беседа, своеобразие которой обусловлено природой феномена «медиакомпетентность вторичной языковой личности студента»: при ее организации и проведении необходимо учесть сочетание медиаобразования и английского языка; это позволит извлечь из потока информации наиболее значимые с точки зрения целей диагностики темы и ответы респондента;
2) наблюдение, позволяющее отслеживать те или иные характеристики в медиакомпетентности вторичной языковой личности студента в контексте активного взаимодействия субъектов образовательной системы в медиатизи-рованной среде обучения;
3) англоязычные тесты и анкеты, направленные на выявление знаний истории, теории, терминологии и т.п. медиаобразования; выбор методик определялся степенью их соответствия требованиям измеримости и объективации сведений;
4) авторская анкета, направленная на выявление показателей сформи-рованности компонентов медиакомпетентности вторичной языковой личности студента, при составлении которой мы основывались на результатах наблюдения за реальным поведением студентов в ходе учебных медиатизи-рованных занятий и практической медиатизированной деятельности.
5) опрос как вербально-коммуникативный метод, заключающийся во взаимодействии преподавателя по иностранному языку и студента лингвистического вуза с целью выяснения мнения последнего по вопросам медиаобразования.
6) дискуссия, направленная на обсуждение спорного вопроса по проблемам медиаобразования на английском языке, нацеленная на получение сведений об уровне медиакомпетентности студентов и их уровне владения английским языком.
7) презентация творческих работ, дающая возможность представления студентами созданного медиапродукта на английском языке, например: языкового web портфолио, форума, сайта, чата, мультимедийной презентации и т.д.
8) эссе, заключающееся в размышление студентов на изучаемом языке по поводу проблем медиаобразования, сложных процессов функционирования медиа в социуме, манипулятивного воздействия СМК на общество и т.д.
9) анализ медиапродуктов. Данный метод направлен на диагностику англоязычной медиа деятельности студентов, предусматривающий анализ аудиовизуального медиатекста;
10) web-квест [Иванова, 2011, №10; ], состоит в поиске указанной информации в глобальной сети Интернет, через решение промежуточных заданий, носит творческий и характер. Выявляет способность студентов ориентироваться в иноязычном медиапространстве, неординарно мыслить, креативно подходить к решению поставленных задач;
11) web-портфолио [Григорьева, 2011; Grigoreyva, Khlyzova, 2011], данный метод направлен на выявление уровня сформированности самооценки учащихся, их самостоятельности и ответственности. Одновременно мотивирует студентов к самосовершенствованию в области медиаобразования и изучения иностранного языка.
Указанные методы диагностики используются во взаимодействии и последовательно. Для получения наиболее объективного результата большинство диагностических процедур проводятся в ходе включения студентов в активную англоязычную медиадеятельность, стимулирующую проявление ими искомой характеристики. Для этой цели нами организуются специально спроектированные диагностические занятия. Данный выбор отвечает требованию как внешней валидности (студенты включаются в привычную для них форму деятельности - занятие), так и внутренней валидности, когда занятие специально проектируется для целей диагностики. Мотивацией к проявлению медиакомпетентности вторичной языковой личности студента на специально организованных диагностических занятиях являются специально разработанные проблемные англоязычные медиазадачи. Решая их, студенты вынуждены применять медиазнания, медиаумения, медиаотношения, а также критическое и творческое мышление. Таким образом, ситуация, в которой проводится диагностика, стимулирует проявление медиакомпетентности вторичной языковой личности студента.
Разделяя мнение А.В. Федорова о том, что «преподавателю вуза полезно иметь четкое представление об уровнях развития данной конкретной студенческой аудитории в области медиа» [Федоров, 2005, с. 78] мы систематически диагностируем уровень сформированности искомого качества личности в соответствии с выделенными показателями:
- лингвистический, оценивающий формирование языковой компетенции, знаний языковых средств и правил оперирования ими в языке и языке медиа в соответствии с законами изучаемого иностранного языка, умения реализация языковых средств в различных межличностных и медиаситуациях;
- медиаобразовательный, оценивающий знания основных категорий понятий, истории медиаобразования, медийного спектра, дистинктивных признаков различных жанров, закономерностей процессов функционирования медиа в социуме, языка медиа, закономерностей восприятия и понимания иноязычной информации; умения осуществлять поиск, сбор иноязычной информации, создавать собственный медиапродукт, передавать, получать медиасообщения на иностранном языке; умения применения иноязычной информации; мобильности, ассоциативности, гибкости; умение давать собственную интерпретацию, оценку, критический анализ; суждение иноязычного медиатекста и авторской позиции определяет формирование отношений, мотивов, готовностей к работе с иноязычной медиинформацией.
На практике разработанные нами показатели сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности студента предстали эффективным средством компаративного анализа уровней сформированности ме-
диакомпетентности вторичной языковой личности студентов контрольной и экспериментальной групп. Данный анализ доказал продуктивность разработанной нами модели формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента, поскольку уровень медиакомпетентности вторичной языковой личности студентов, обучающихся в экспериментальной группе по описанной модели, значительно превысил уровень аналогичных показателей в контрольной группе.
В результате проведенных нами исследований [Хлызова, 2011] можно заключить, что в процессе внедрения предлагаемой структурнофункциональной модели формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента отмечается неуклонное формирование всех структурных компонентов изучаемой характеристики. При этом положительная динамика уровня сформированности исследуемого феномена очень слабо проявляет себя вне специально организованного дидактического воздействия в рамках медиаобразовательной среды обучения и воспитания. Это подтверждает эффективность использования разработанной нами модели в процессе формирования у студентов медиакомпетентности вторичной языковой личности.
Схема 1. Модель формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности
Цель: формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности
Конструирование целевой комплексной программы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности
ж
ж
Отбор содержания учебного материала, направленного на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности
Разработка учебнометодического комплекса «Медиакомпетентность вторичной языковой личности»
У V_____________________________У V.
Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности
Ж
контентные
ж
организационные
ж
отношенческие
ж
Реализация целевой комплексной программы в учебном процессе
Ж
ж
Этапы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности
И
Ж
начальный
основной
завершающий
Т
ж
т
Ж
Подходы к реализации комплексной целевой программы
Личностно-ориентированный
Ж
Системно-деятельностный
и
Принципы реализации комплексной целевой программы
Ж
ж
ж
ж
ж:
Коэволюции /■ \ Целенаправленности Ґ \ Систематичности и последовательности ґ \ Научности / \ Эффективности Ґ ^ Сознательности и активности
я
Системный мониторинг результатов целевой комплексной программы
и
Показатели сформированности
Т
±
~пг~
Уровни сформированности
Лингвистический
Медиаобразователь-
ный
X
I
ш
о.
и
Библиографический список
1. Григорьева, И. В. Путь к технологиям поколения web 2.0: web-
портфолио в медиаобразовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ) [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири / И. В. Григорьева. - 2011. - №1. - URL:
http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya grigoreva 0.pdf (дата обращения:
02.11.11).
2. Иванова, Л. А. Персональный web-сайт педагога дошкольного учреждения как форма взаимодействия с родителями [Тектс] / Л. А. Иванова // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 11. - С. 82-91.
3. Иванова, Л. А. Web-квест как средство повышения эффективности обучения иностранному языку в вузе [Текст] / Л. А. Иванова, П. С. Песоцкая // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №10. -
С. 81-82.
4. Рыжих, Н. П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств [Текст] / Н. П. Рыжих. - Таганрог : изд-во Кучма, 2007. - 1SS c.
5. Сурыгин, А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке [Текст] / А. И. Сурыгин. - СПб. : Златоуст, 2000. 230 с.
6. Федоров, А. В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях: творческие задания [Текст] / А. В. Федоров // Thinking Classroom. Перемена. - 2007.
- Т. 8. - №3. - С. 15-21.
7. Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : изд-во Кучма, 2005. - 314 c.
S. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - б1б c.
9. Хлызова, Н. Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Ю. Хлызова. - М., 2011. - 208 с.
10. Grigoreyva, I.Web-Portfolio is in the Media Educational Space of High School (taken from the experience of pedagogical faculty of Irkutsk state linguistic university) [Text] // European researcher / I. Grigoreyva, N. Khlyzova. - 2011. - № 12 (15). - Р.1642-1645. - URL: http://eriournal.ru/iournals nZ1324196487.pdf (дата обращения 12.12.2011).