Научная статья на тему 'Характеристика медиаобразовательного пространства вуза с точки зрения социальной потребности государства в медиакомпетентном педагоге'

Характеристика медиаобразовательного пространства вуза с точки зрения социальной потребности государства в медиакомпетентном педагоге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / MEDIAEDUCATION / MEDIACOMPETENCE / EDUCATION SPACE / HIGH SCHOOL MEDIAEDUCATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ирина Валерьевна

Сформулировано авторское научное виденье педагогического явления «медиаобразовательного пространства вуза», определено его место в контексте мирового образовательного пространства, цель, а также охарактеризованы образовательные возможности, решающие проблему формирования медиакомпетентности личности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика медиаобразовательного пространства вуза с точки зрения социальной потребности государства в медиакомпетентном педагоге»

8. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Стефановская. — М., 1998. — 368 с.

9. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. — М., 2007.

— 616 с.

10. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук /

Н. М. Яковлева. — Челябинск, 1992. — 403 с.

Григорьева Ирина Валерьевна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.075.8 ББК 74.5

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГОСУДАРСТВА В МЕДИАКОМПЕТЕНТНОМ ПЕДАГОГЕ

Сформулировано авторское научное виденье педагогического явления «ме-диаобразовательного пространства вуза», определено его место в контексте мирового образовательного пространства, цель, а также охарактеризованы образовательные возможности, решающие проблему формирования медиакомпетентности личности будущего педагога.

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; образовательное пространство; медиаобразовательное пространство вуза.

CHARACTERISTIC OF HIGH SCHOOL MEDIA EDUCATION SPACE IN THE CONTEXT OF STATE SOCIAL NEEDS FOR MEDIACOMPETENCE TEACHER

In the article the author's vision of scientific-approach of "high school media education space" is formulated, its place and purpose in the context of the global education space are determined, and also the educational opportunities are described which solve the problem of developing mediacompetence of teacher to-be personality.

Key words: mediaeducation, mediacompetence, education space, high school mediaeducation space.

Согласно новой, утверждённой президентом России Д.А. Медведевым «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [11] вкупе с Государственной программой «Информационное общество 2011-2020», приоритетный национальный проект «Образование» — Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», можно считать заявкой на новый этап образовательной

политики нашей страны. Курс выбранной стратегии развития направлен на модернизацию системы общего образования, в которой одной из ключевых задач стоит создание нового образа учителя, вписывающегося в рамки социального заказа, предъявляемого к школьному образованию, согласно которому школа призвана подготовить ученика к жизни в информационном обществе. Из этого вытекают новые требования к школе, к ученику и к учителю. Очевидно, что сегодня необходимо менять содержание образования, как для общей школы, так и для высшего образования, что позволит перейти на новый уровень знаний и умений как учащегося, так и учителя. Об этом свидетельствует и переход системы образования РФ на федеральный государственный образовательный стандарт общего, среднего профессионального, высшего образования третьего поколения. Сказанное позволяет констатировать, что на систему подготовки педагогических кадров России возлагается серьёзная миссия удовлетворения социальной потребности общества в медиакомпе-тентном педагоге, личность которого будет сформирована на этапе обучения в вузе.

Теперь вузам следует выбрать новую стратегию подготовки педагогических кадров, это стало возможным через интегрирование контентов мирового медиа и образовательного пространств в единую систему медиаобразователь-ного пространства вуза. Одной из центральных задач медиаобразовательного пространства вуза должно стать объединение представителей профессионального педагогического сообщества, вне зависимости от возраста, с целью консолидации передового опыта, а также совместного решения профессиональных проблем в условиях информатизации всех сфер Российского государства.

Таким образом, можно сделать заключение, что формирование медиаком-петентной личности будущего педагога (об этом см. [20, с. 29]) как стратегической цели профессионального обучения следует осуществлять в новых условиях медиаобразовательного пространства вуза, расширяющего границы профессионального образования.

Обоснованная выше актуальность проблемы исследования заставляет подвергать научной рефлексии характеристики медиаобразовательного пространства вуза, организуемого через стратегию трансформации образовательного пространства в вузе, интеграцию его с мировым медиапространством, то есть создания новой ситуации профессионального педагогического образования, где медиаобразованию личности педагога принадлежит значимая роль.

Анализ современной научной литературы показал наличие попыток содержательного рассмотрения генезиса образовательного пространства и интеграции его с пространством информационным. Наиболее глубоко эта проблема рассмотрена в исследованиях Н.Н. Гладчинковой [3], Т.А. Годиной [4], В.В. Гура[5], И.Г. Захаровой [6], С.В. Зенкиной [7], Е.В. Лобановой [12], Г.П. Максимовой [14], В.В Михаэлис [15], С. Л. Мякшевой [16], В.А. Новиковой [17], П.В. Поповой [18], В.А. Усова [19], Т.Г. Шмис [21].

Отмеченные исследования касаются «осовременивания воспитательного

процесса, происходящего в высшей школе» (Г.П. Максимова), «содержательного наполнения этой среды» (С.В. Зенкина), «создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека» (В.В. Гура, И.Г. Захарова), «нравственного воспитания через создание адаптивно-информационного пространства и моделирование информационных процессов в нём» (Н.Н. Гладчинкова), «формирования информационного пространства высшей школы с точки зрения эффективности управления образовательным учреждением» (Т.А. Година), «дидактического проектирования информационно-образовательной среды высшего учебного заведения» (Е.В. Лобанова), «создания информационно-образовательной среды вуза в целях формирования профессиональной компетентности будущих педагогов» (С.Л. Мякшева), «повышения качества подготовки выпускников» (В.В. Михаэлис) и повышения квалификации педагогических кадров (Т. Г. Шмис), «создания дидактически информационно — предметной среды» (П.В. Попова), «исследования возможностей виртуального образовательного пространства в целях саморазвития студентов вузе» (В.А. Усов), «создания информационного образовательного пространства с целью формирования информационной профессиональной культуры будущих педагогов» (В.А. Новикова).

Проведенный анализ научной литературы позволяет заключить, что исследований, посвящённых отдельно проблеме интегрированных образовательных сред и пространств с информационным контентом и формированию качеств и свойств личности будущих педагогов представлено в информационно-научном мире немало. Вместе с тем организация педагогического процесса в вузах, отвечающих за подготовку будущих педагогов, проходит по-прежнему в традиционном формате. Интеллектуальный и дидактический потенциал современного медиапространства остается невостребованным в силу невысокого уровня сформированности медиакомпетентности личности как студентов, так и преподавателей. Тогда как проблема создания медиаобразо-вательного пространства вуза с целью формирования медиакомпетентности личности будущего педагога представляет собой серьёзное значение как для педагогической науки в целом, так и для системы высшего профессионального образования в частности. В этой связи очень хорошо пишет Л.А. Иванова, она говорит об интеграции медиа и образовательного пространства как новом педагогическом феномене, характеризующем образование начала XXI века [8, с. 11].

Весомым, по представлениям вышеуказанного автора, является постановка амбициозной задачи проектирования открытого медиаобразовательного пространства России, создания модели высшего профессионального образования, имеющей опережающий исторический характер, когда будущий компетентный специалист получит фундаментальные представления о глобально-открытой информационной цивилизации, управление которой базируется на знании природы законов образования и медиа, медиакультуры [8, с. 12] (об

этом подробнее см. [9, 10]).

Теперь только новый тип архитектуры образовательного пространства вуза, интегрированного с медиа, наполненного инновационным, информационнонасыщенным и интеллектуально содержательным контентом, направленным на формирование компетентностей, необходимых для обеспечения достойного уровня профессиональной деятельности будущих педагогов, позволит выстраивать вузу педагогический процесс эффективно, с учётом современных образовательных тенденций и социокультурной реальности.

В ситуации отсутствия в педагогической науке чёткого представления о «медиаобразовательном пространстве вуза», на основании изученного корпуса исследований, посвященных проблеме организации образовательных пространств в вузе, далее сформулируем своё научное виденье данного педагогического явления, определим его место в контексте мирового образовательного пространства, цель, а также охарактеризуем образовательные возможности, решающие проблему формирования медиакомпетентности личности будущего педагога.

Принимая как теоретически важные названные выше исследования отечественных авторов, мы выделяем ряд основополагающих позиций, из которых мы должны исходить при формулировке собственного понимания медиаобра-зовательного пространства вуза. К этим позициям относятся следующие положения.

Во-первых, медиаобразовательное пространство вуза выступает частью исследовательского поля, охватывающего проблему организации открытого образовательного пространства, предполагает высокую степень взаимодействия медиа- и образовательного пространств основанную на интеграции образования и информационной карты мира.

Во-вторых, генезис медиаобразовательного пространства базируется на основных характеристиках, принадлежащих глобальным информационному и образовательному пространствам.

В-третьих, мы фокусируем наше исследовательское внимание на ме-диаобразовательном пространстве вуза как на конкретном факторе формирования медиакомпетентности личности будущего педагога.

В-четвёртых, для развития и совершенствования медиаобразовательного пространства вуза необходима корректно смоделированная его конфигурация, отвечающая условиям изменяющегося, развивающегося информационного общества.

Помимо этих четырёх позиций в проблеме раскрытия сущности понятия «медиаобразовательное пространство вуза» мы исходим из понимания ме-диаобразовательного пространства как пространства, способного развиваться вследствие открытости своей системы, бесконечного притока знаний и опыта из других пространств (виртуального, мирового образовательного, федерального, регионального), гибкости образовательного процесса, проходящего в нем, а также возникающих в нем многоэлементных образовательных структур и сред.

Вместе с тем модель образовательного пространства, и мы разделяем точку зрения Л.А. Ивановой, должна иметь опережающий исторический характер, строить образ на фундаменте представлений о глобально-открытой информационной цивилизации, управление которой базируется на знании природы законов образования и средств массовой информации [9, с. 39]. На основании изученных положений, позиций, мнений, сопоставлений, творчески осмысленных аналогий мы формулируем собственное понимание нового педагогического феномена «медиаобразовательное пространство вуза».

Под медиаобразовательным пространством вуза мы понимаем специально организованное пространство высшего образовательного учреждения, открытой архитектуры, базирующееся на фундаменте информатизации и компьютеризации, расширяющее представления студентов — будущих педагогов о СМИ, об СМК, о медиакультуре в целом как средствах для дальнейшего самостоятельного освоения актуальных знаний в течение всей жизни, позволяющих осуществлять профессионально-культурный диалога с информационным обществом.

Актуализация представленного выше педагогического ракурса понимания «медиаобразовательного пространства вуза» представляет далее необходимым определить его положение в открытом мировом образовательном пространстве, охарактеризовать его образовательные возможности.

В связи с этим вначале рассмотрим положение медиаобразовательного пространства вуза в контексте мирового образовательного пространства. Образовательное пространство, как и любое социальное подпространство, испытывает на сегодняшний день глубокую зависимость от факторов информационного общества, влияющих на всю конфигурацию пространства. Таким образом, перед нами вырисовывается логическая цепочка зависимостей, в которой медиаобразовательное пространство вуза выполняет функцию люфы, принимая на себя одновременно векторы нескольких сфер социального влияния, оказываясь внутри функциональных процессов инфосферы (Рис. 1).

Вирту ал ьнс^Простр анств о

Мировое образовательное пространство

Федеральное —л

\ образовательное Г

пространство VРегиональное { \ образовательное /\

I \ пространство / )

\ { \ Медиаобразовательное/

V пространство в>з а

Рис. 1. Место медиаобразовательного пространства вуза

Анализ диссертационных работ и монографий, попавших в поле зрения исследования, а также изучение процессов трансформации всех сфер информационного общества, в том числе образования, оформившиеся в последние годы в педагогической науке системно-деятельностный, коадаптационный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы, позволили нам сформулировать главную цель медиаобразовательного пространства вуза. При переходе высшего образования РФ на путь информатизации, когда подготовка высококвалифицированных кадров, производство инноваций, продуктов, услуг и информации рассматриваются как определённый стратегический ресурс для развития государства в целом и сферы высшего образования в частности. Из этих позиций цель медиаобразовательного пространства вуза заключается в создании условий для консолидации знаний мирового медиаобразовательного опыта, а также коадаптация его к системе высшего образования «новой» России, с целью обеспечения устойчивого инновационного развития сферы образовательных услуг в условиях информационного общества и повышения уровня медиакомпетентности населения РФ через:

- подготовку высокомедиакомпетентных кадров сферы образования в соответствии с классическими традициями российских вузов, ведущих подготовку будущих педагогов, а также в соответствии с современными образовательными стандартами;

- исследование, развитие и внедрение результатов медиаобразования как науки, представляющей канал проникновения инноваций в систему вузовского образования, учитывающий тенденции глобальной инфосферы.

Сформулированная цель медиаобразовательного пространства вуза позволяет нам конкретизировать приоритетные задачи: развитие образовательного процесса вуза и его результатов на основе четко смоделированной модели ме-диаобразовательного пространства вуза (её содержания и технологической платформы), повышение роли масс-медиа как цифровых, так печатных, информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе вуза, разработка сети медиаобразовательных сред, учебно-методической литературы для обеспечения информационно-интеллектуальной поддержки и контроля участников образовательного процесса, внедрение системы мониторинга по оценке качества медиаобразовательных результатов, обеспечение проявления гибкости образовательного пространства и образовательных результатов к изменениям образовательных тенденций в условиях глобальных перемен информационного общества и стремительного развития образовательных концепций, подходов, технологий, форм, средств и способов.

Результаты анализа работ А.Г. Абросимова [1], Д.А. Гагариной [2], Р.В. Лубкова [13], В.А. Новиковой [17] обращенных к анализу информационно -образовательной и виртуальной образовательной среды вуза позволяют охарактеризовать образовательные возможности медиаобразовательного пространства вуза.

В процессе формирования медиакомпетентности личности будущих педагогов эффективному образовательному процессу способствуют следующие

образовательные возможности медиаобразовательного пространства вуза, которые мы предлагаем разделять на четыре основные группы.

Первую группу составили возможности, направленные на формирование знания, понимания и представления о современных средствах массовой информации (СМИ) и средствах массовой коммуникации (СМК), об их возможностях, функциях, конструктивном и деструктивном воздействии. Расширение объема знаний и представлений о медиа достигается анализом различных медиапродуктов (печатных, цифровых, видео, аудио), включенных в образовательный процесс на занятиях по дисциплинам учебного плана, где средства массовой информации реализуют функцию «параллельной школы». Коллективные дискуссии и обсуждения как во время учебной, так и внеучебной работы, в рамках студенческих научных сообществ, при реализации учебных проектов и других мероприятий, направленных на формирование представлений о том, как вербализировать свои впечатления, аргументировать свою позицию, позволяют реализовать основные задачи медиаобразования.

Вторую группу составили образовательные возможности, направленные на регулирование частоты контакта и отношения к СМИ и СМК. Так, они позволяют приобщать участников образовательного процесса во время учебных занятий, насыщенных содержанием медиаобразовательного характера и научно-исследовательской деятельности к критическому осмыслению продуктов современной, печатной и цифровой медиакультуры, обучению восприятия информации с бумаги и экрана, перекодированию визуального образа в вербальную знаковую систему, оценке качества информации, выработке избирательного отношения при потреблении информации масс-медиа, а также частоты контакта с источниками СМИ и СМК.

Третью группу составили возможности, направленные на формирование практических умений и опыта, связанных с самостоятельным выбором, созданием, распространением продуктов медиадеятельности, а также умения организовать образовательный процесс на материале СМИ и СМК, т.е. организацию учебного процесса с целью приобретения медиаобразовательного опыта. Так, через привлечение студентов к активной, творческой и социально значимой медиадеятельности во время выполнения проектной работы возможна последовательная реализация медиаобразовательного потенциала дисциплин учебного плана. Во время систематической медиадеятельности, студенты самостоятельно или под руководством студентов старших курсов, преподавателя создают образцы мультимедийного творчества дидактического характера, которые могут иметь высокую практическую значимость и используются в образовательном процессе как вуза, школ, других образовательных учреждений, во время педагогической практики.

Четвёртую группу составили возможности осуществления целенаправленного контроля и оценивания результатов медиаобразовательной деятельности студентов и преподавателей вуза, через включение в учебный процесс разработанных медиаобразовательных сред (web-портфолио), контрольноизмерительных материалов (программ, методик, анкет, опросов, тестов) по

обеспечению качества медиаобразовательной деятельности вуза.

Помимо этого к возможностям медиаобразовательного пространства можно отнести:

- включение современных технологий, способов и методик достижения целей медиаобразования при различных формах обучения (индивидуальной, групповой, массовой);

- введение в контекст занятий дополнительной информации, не включенной в учебную программу дисциплин, но расширяющую педагогические знания студентов;

- осуществление элементов информационно-интеллектуальной и дистанционной поддержки в рамках очного обучения.

Следует также отметить, что медиаобразовательное пространство как специально организованное пространство высшего образовательного учреждения способствует не только медиаобразовательным результатам, но и результату воздействия на личность будущего педагога. Такое понимание позволило выявить ряд сопутствующих образовательных возможностей, в которых ме-диаобразовательное пространство вуза способствует формированию учебной и профессиональной автономии (самостоятельности), когда происходит переосмысление роли, функций и деятельности обучающегося (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). Это означает формирование у него таких качеств личности, как инициативность, ответственность, рефлексия, самооценка и самоконтроль, готовность к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, что ценно с позиций современного работодателя. Таким образом, мы видим, что медиатворческая деятельность внутри медиаобразовательного пространства вуза дает личности студента, реальный шанс пополнить педагогические кадры новой России, став успешным, самостоятельным, медиакомпетентным, незаурядным профессионалом.

Представленные выше размышления свидетельствует о том, что исследование проблемы медиаобразовательного пространства вуза с точки зрения социальной потребности государства в медиакомпетентных педагогах представляется важной социальной задачей, решение которой призвано повысить эффективность традиционного образовательного пространства в современных вузах, общий уровень готовности выпускника к профессиональной деятельности в образовательной сфере, а также уровень медиакомпетентности личности учащихся новой школы.

На наш взгляд, выделенные, четко аргументированные выше характеристики станут отправной точкой для дальнейшей разработки, теоретического и практического обоснования модели медиаобразовательного пространства вуза, которая позволит решить проблему формирования медиакомпетентности будущих педагогов, готовых к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных учреждениях.

Библиографический список

1. Абросимов, А. Г. Развитие информационно-образовательной среды

высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий [Текст] : дис. ...док. пед. наук : 13.00.02 // А. Г. Абросимова. — Москва, 2005. — 261 с.

2. Гагарина, Д. А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей высшего профессионального образования (на примере курса отечественной истории) [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Гагарина. — Москва, 2009 — 24 с.

3. Гладченкова, Н. Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Н. Гладченкова. — Ростов н/Д., 2001 — 250 с.

4. Година, Т. А. Исследование инновационных процессов формирования

информационного пространства высшего учебного заведения : С использованием зарубежного опыта [Текст] : дис. . канд. эконом.наук : 08.00.05 / Т.

А. Година. — Москва, 2001. — С. 16.

5. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных ресурсов и сред [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. В. Гура. — Ростов н/Д., 2007. — 43 с.

6. Захарова, И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения [Текст] : автореф. дис. . д-ра пед. наук / И. Г. Захаровой. — Тюмень, 2003. — 46 с.

7. Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационнокоммуникационной среды на новые образовательные результаты [Текст] : ав-тореф. дис. .д-ра пед. наук / С. В. Зенкина. — М., 2007. — 48 с.

8. Иванова, Л. А. Медиаобразование: взгляд в будущее [Электронный ресурс] / Л. А. Иванова // Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири. — Иркутск. — 2011. — № 2. — С. 1-15. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya ivanovoyy l.a. 18.05.11 0.pdf

9. Иванова, Л. А. Коадаптация медиа- и образовательного пространства

- залог успешного решения проблемы пространственной лакунарности в высшем профессиональном образовании [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник ЯГУ. — Якутск. — 2009. — Т. 6. — № 2. — С. 38-44.

10. Иванова, Л. А. Проблема систематизации научной терминологии педагогики (на примере медиаобразовательного пространства) / Л. А. Иванова, И. В. Григорьева // Международный научный журнал «Мир науки, культуры и образования». — Горно-Алтайск, 2009. — № 2 [14]. — С. 158-164.

11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Модернизация российского образования. Документы и материалы. — М. : Изд-во ВШЭ, 2002. — С. 263-282.

12. Лобанова, Е.В. Дидактическое проектирование информационнообразовательной среды высшего учебного заведения [Текст] : дис. . д-ра. пед. наук : 13.00.08 / Е.В. Лобанова. — Москва, 2005. — 314 с.

13. Лубков, Р. В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной

среды [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Р. В. Лубков. — Самара, 2007. — 165 с.

14. Максимова, Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде [Текст] : автореф. дис. .д-ра пед. наук / Г. П. Максимова. — Ростов н/Д., 2007. — 49 с.

15. Михаэлис, В. В. Информационно-образовательная среда учреждений начального профессионального образования как фактор повышения качества подготовки выпускников [Текст] : автореф. дис. .канд. пед. наук / В. В. Михаэлис. — Чита, 2009. — 23 с.

16. Мякишев, С. Л. Информационно-образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук / С. Л. Мякишева. — Киров, 2007. — 46 с.

17. Новикова, В. А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. А. Новикова. — Рязань, 2009. — 22 с.

18. Попова, П. В. Дидактическая информационно-предметная среда как фактор оптимизации обучения в начальной школе [Текст]: дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / П. В. Попова. — Киров, 2000. — 173 с.

19. Усов, В. А. Возможности виртуального образовательного пространства в организации саморазвития студентов в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Усов. — Сочи, 2006. — 127 с.

20. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов [Текст] / А. В. Федоров. — М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 616 с.

21. Шмис, Т. Г. Разработка информационной образовательной среды на основе деятельностного подхода (Для системы повышения квалификаций педагогических кадров) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. Г. Шмис. — Красноярск, 2004, — 24 с.

Журавлева Диана Александровна

Преподаватель кафедры русского языка как иностранного Международного института экономики и лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГУ»; аспирант кафедры французской филологии ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 81’42 / 81’373 ББК 81.00 / 81.001.4 К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АББРЕВИАТУР КАК ФОРМАНТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются проблемные аспекты изучения аббревиатур как формантов информационного потока в современном коммуникативном медийном пространстве. Устанавливается, что аспектами анализа следует счи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.