Научная статья на тему 'Сущность понятия «Медиакомпетентность вторичной языковой личности» и педагогические условия его формирования'

Сущность понятия «Медиакомпетентность вторичной языковой личности» и педагогические условия его формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / MEDIA EDUCATION / SECONDARY LANGUAGE PERSON MEDIA COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MEDIA EDUCATIONAL SPACE / CRITICAL THINKING / CROSS CULTURAL COMMUNICATION / REFLECTION / CREATIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлызова Наталья Юрьевна

На основании новых информационных потребностей современного общества изучена сущность понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности. Разработаны специально организуемые педагогические условия, направленные на формирование исследуемого феномена, образующие медиаобразовательное пространство вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Медиакомпетентность вторичной языковой личности» и педагогические условия его формирования»

По замыслу авторов проекта, основными задачами Национальной ассоциации исследователей масс-медиа станет объединение интеллектуального потенциала теоретиков и практиков в области средств массовой коммуникации, масс-медиа и журналистики на федеральном и региональном уровнях, сотрудничество с российскими и зарубежными организациями, осуществляющими исследования в области масс-медиа, для выработки общих подходов к пониманию процессов, происходящих в области средств массовой информации и коммуникации. Определены общие направления научных исследований организации. Это, в частности, системные и структурные аспекты массовой коммуникации, теория массовой коммуникации, социология и психология медиа, язык медиа, межгрупповой и межличностной коммуникации, медиаменеджмент, современные медиатехнологии и практики, медиаантропология, медиаповедение, медиаинформационная грамотность и медиаинфор-мационная среда.

Думается, что творческое сочетание различных научно-практических разработок в области медиа и информационной грамотности как в России, так и за рубежом даст высокий синергетический эффект и позволит выйти на новый уровень осмысления коммуникационных процессов в информационном обществе.

Хлызова Наталья Юрьевна

Кандидат педагогических наук , доцент кафедры американистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.013.8 ББК 74.580

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ВТОРИЧНОЙ

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ» И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО

ФОРМИРОВАНИЯ

На основании новых информационных потребностей современного общества изучена сущность понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности. Разработаны специально организуемые педагогические условия, направленные на формирование исследуемого феномена, образующие ме-диаобразовательное пространство вуза.

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность вторичной языковой личности; педагогические условия; медиаобразовательное пространство вуза; критическое мышление; межкультурная коммуникация; рефлексия; креативность.

THE NOTION OF “SECONDARY LINGUISTIC PERSONALITY COMPETENCE” AND THE PEDAGOGICAL GROUNDS OF ITS

FORMATION

On the bases of new information requirements of the modern society, the notion of secondary linguistic personality’s media competence is studied. Specially orga-

nized pedagogical conditions are offered which are pointed at the formation of media competence, make a media educational space of a university.

Key words: media education; secondary language person media competence; pedagogical conditions; media educational space; critical thinking; cross cultural communication; reflection; creativeness.

Социально-экономические условия развития общества требуют от человека умений грамотно работать с иноязычной информацией, осуществлять поиск, оценивать, самостоятельно создавать и передавать сообщения в профессиональной и в повседневной деятельности осуществлять медиатизированное общение между представителями разных языков и культур. С целью удовлетворения возникших требований педагогический процесс должен быть организован в соответствии и с учетом условий развития современного общества. Одной из ключевых компетентностей, необходимой для профессиональной субкультуры всех специалистов и непосредственно связанной с успехом человека в быстро меняющемся мире, становится медиакомпетентность. В этих условиях высшее профессиональное образование должно обеспечить потребность общества в медиакомпетентных специалистах, понимающих принципы функционирования медиа и умеющие осуществлять навигацию в иноязычном информационном пространстве.

По словам А.В. Федорова, медиакомпетентность личности есть «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих использованию, критическому анализу, оценке и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [9, c. 40]. Автор делает акцент на активную позицию личности, способную анализировать, синтезировать и давать собственную оценку полученной информации, обладающей критическим и творческим мышлением. По этому вопросу, безусловно, существуют другие мнения и точки зрения, но мы остановимся на данном определении, которое считаем комплексным и точно отражающим суть изучаемого понятия.

«Новые реалии современного мира, вызванные процессами информатизации и глобализации современной цивилизации, ставят новые задачи и порождают новые противоречия в функционировании и развитии системы образования, науки и культуры» [2, с. 84]. Можно констатировать, что на современном этапе медиатизации общества, с изменением информационного ландшафта обучение иностранному языку становится невозможным без медиакомпетентности студентов, а, следовательно, возникает необходимость внедрения медиаобразования в процесс обучения иностранному языку. На наш взгляд, в соответствии с новыми условиями развития медиа и информационного образовательного пространства, предоставляющие возможность медиатизированного аутентичного общения, стратегическая цель обучения иностранным языкам трансформируется от формирования вторичной языковой личности до формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности.

Принимая во внимание новизну явления, отсутствие работ, направленных на изучение медиакомпетентности вторичной языковой личности, представляется весьма затруднительным дать собственное толкование нового педагогического феномена на уровне понятия. Определение содержания данного понятия оказалось для нас непростым делом. Здесь проблема даже не только и не столько в определении в рамках, каких подходов целесообразно раскрыть содержание понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности, сколько в определении акцентов, требующих внимания; новых данных теории и практики медиаобразования и лингводидактики, перспективных тенденций их развития; уровней связей: они всегда оказываются и недостаточными, и избыточными одновременно. Все, однако, зависит, от того, какие факторы мы учитываем, когда пытаемся выделить приоритеты, какие ограничения накладываем при дефиниции понятия. Для нас понятно, что «определение содержательного (богатого, многогранного) понятия всегда неполно» [8, с. 25]. Также для нас ясно и то, что в дальнейшем очень легко изменить акцентируемые аспекты понятия, способы интерпретации, перенося внимание на более важные приоритеты. Мы можем корректировать поступательность процесса, отражая постоянные изменения, потребности и апеллируя к новым данным, перспективным тенденциям развития теории и практики медиаобразования и лингводидактики. В данной статье, на этом этапе нашего исследования определение понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности будет моделировать не идеальную данность, а принципы «оставления открытым» того, на что направлены наши действия. В качестве рабочего, гипотетического определения нами предложено понятие медиакомпетентности вторичной языковой личности, которое мы интерпретируем как интегративную характеристику личности, состоящую из совокупности специальных знаний, умений, отношений, позволяющих личности функционировать в мировом информационном пространстве, осуществлять межкуль-турную коммуникацию как на межличностном, непосредственном уровне, так и на медиатизированном, опосредованном современными медиа.

Применение личностно-ориентированного подхода в организации педагогического процесса позволяет говорить о том, что процесс обучения должен стать фактором развития личности, а, следовательно, педагогические условия имеют большое значение в проявлении ее личностного потенциала. Анализ информативных источников по педагогике показал, что в общем виде под педагогическими условиями понимается совокупность факторов, обстоятельств, компонентов, предпосылок, мер, способствующих благоприятному, успешному протеканию процесса обучения и воспитания (А.С. Белкин [1], Л.П. Качалова [4], Н.М. Яковлева [10] и др.); педагогическая среда, комплекс педагогических взаимодействий, система педагогических средств, (С.С. Кашлев [5], М.Н. Недвецкая [6], И.Ф. Птицына [7] и т.д.). Применительно к рассматриваемой нами проблеме, содержание понятия «педагогические условия» может быть интерпретировано как систематизированный комплекс действий преподавателя иностранного языка и студента лингвистического

университета с целью формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности как интегративной личностной характеристики последнего, отражающуюся в единстве когнитивного, действенно-операционного и мотивационного компонентов, через его медиа знания, медиа умения и медиа отношения в иноязычных ситуациях на межкультурном уровне.

Успешность выделения педагогических условий зависит, по словам

Н.М. Яковлевой, от:

1) четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнут; конечный результат сформулирован нами как формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности студента;

2) осознания того, что совершенствование педагогического процесса достигается не за счет одного условия, а за счет их взаимосвязанного комплекса; следовательно, нам предстоит определить взаимосвязанный комплекс педагогических условий, благоприятствующих процессу формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента;

3) от понимания того, что на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации; данное заключение позволит нам правильно организовать реализацию выявленных педагогических условий [10, с. 24].

На основании перечисленного мы предлагаем специально организуемые педагогические условия, которые будут способствовать формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности студента. Выявленные условия, детерминирующие процесс формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, мы разделили на три основные группы: контентные, организационные и мотивационные (Таблица 1).

Таблица 1

Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторич-

ной языковой личности студента

Типы условий Педагогические условия

Контентные 1.Введение медиаобразовательного компонента в учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» в лингвистическом университете (webпортфель, webсайт, webквест и др.).

2.Регулярное и педагогически обоснованное применение широкого медийного спектра в процессе обучения иностранному языку не только с целью однонаправленной дидактической функции, направленной на повышение эффективности процесса обучения иностранному языку, но и с целью медиаобразования.

Организацион- ные З.Вовлечение студентов в активную медиатизированную иноязычную деятельность в процессе обучения иностранному языку в лингвистическом вузе в соответствии с его индивидуальным уровнем медиакомпетентности, выявленным в ходе педагогического мониторинга.

4.Систематическая диагностика уровней сформирован-ности медиакомпетентности вторичной языковой личности студента преподавателем и студентами на всех этапах ее становления и коррекция в направлении совершенствования.

Мотивационные 5.Руководство опытно-экспериментальной работой, направленное на объединение усилий всего педагогического коллектива по обновлению содержания образования.

б.Перевод процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента из управляемого в процесс осознанного стремления студентов к самосовершенствованию в межкультурной коммуникации на межличностном и медиатизированном уровнях.

Данная классификация условий является обобщенной и позволяет в целом оценить характер того или иного условия, необходимого для рассматриваемого процесса. Отметим, что предложенная классификация условна. Выявленные условия неизбежно интегрируют друг с другом, образуя комплексное единство разнообразных по своей природе педагогических обстоятельств, направленных на организацию медиаобразовательного пространства вуза, «пространства полного выражения индивидуальных, возрастных и профессиональных возможностей» [3, с. 41].

Совокупность выявленных педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента определяют характеристики, которыми должно обладать медиаобразовательное пространство как необходимая база их реализации:

- предоставлять студенту возможность активного участия в разнообразных видах медиатизированной иноязычной деятельности — активность (реализация третьего условия);

- быть открытой и доступной для студента, предоставляя ему возможность получения необходимой медиатизированной информации на иностранном языке, осознания сути и важности медиакомпетентности в процессе изучения иностранного языка — доступность (реализация первого условия);

- стимулировать размышление, оценку и критический анализ медиаинформации у студентов в процессе изучения иностранного языка — рефлексия (реализация второго условия);

- обеспечивать медиатизированную межкультурную коммуникацию с носителями языка — коммуникативность (реализация шестого условия);

- быть гибкой и способной адаптироваться к интересам, потребностям и склонностям студентов, позволяя им действовать творчески — креативность (реализация пятого условия);

- стимулировать саморазвитие студента, путем создания ситуаций, в которых он переживал бы противоречие между имеющимися у него в наличии

и требующимися в той или иной ситуации медиазнаниями, медиаумениями и компетенциями — проблемность (реализация четвертого условия).

Иными словами, специально организуемые педагогические условия создают медиатизированную среду обучения, которая полностью направлена на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности студента. Нами установлено, что выявленные характеристики медиатизирован-ной среды оказывают влияние на формирования всех структурных компонентов медиакомпетентности вторичной языковой личности студента.

Как можно заключить из сказанного выше, каждое из выявленных ранее педагогических условий обладает своими внутренними возможностями, будучи преимущественно нацелено на формирование того или иного компонента. В то же время, ни одно взятое в отдельности условие не может полностью обеспечить эффективность формирования исследуемой характеристики. Только их системное единство позволяет достигнуть наилучших результатов и составляет комплекс педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Педагогическая конфликтология [Текст] / А. С. Белкин.

— Екатеринбург : «Глаголъ», 1995. — 96 с.

2. Жожикова, С. И. Формирование информационной культуры и саморазвития личности при использовании глобальной сети Интернет [Текст] / С. И. Жожикова // Вестник Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, 2009. — Т.6. — №1. — С. 84-89.

3. Иванова, Л. А. Коадаптация медиа- и образовательного пространства

— залог успешного решения проблемы пространственной лакунарности в высшем профессиональном образовании [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, 2009. — Т.6.

— №2. — С. 38-44.

4. Качалова, Л. П. Педагогическая технология формирования риторической компетенции будущего учителя [Текст] / Л. П. Качалова // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 3(67). — С. 52-56.

5. Кашлев, С. С. Педагогические условия развития субъектности студента в педагогическом процессе вуза [Текст] / С. С. Кашлев // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному обучению: материалы второй республиканской научно-практической конференции (Минск, 1-3 марта 2001 г.). — Мн. : Пропилеи, 2002. — С. 288.

6. Недвецкая, М. Н. Нормативно правовые основы педагогической деятельности [Текст] : настольная книга педагога / М. Н. Недвецкая. — М. : УЦ Перспектива, 2009. — 276 с.

7. Птицына, И. Ф. Педагогические условия формирования межкультур-ной компетенции вторичной языковой личности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Ф. Птицына. — Якутск, 2008. — 231 с.

8. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Стефановская. — М., 1998. — 368 с.

9. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. — М., 2007.

— 616 с.

10. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. — Челябинск, 1992. — 403 с.

Григорьева Ирина Валерьевна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.075.8 ББК 74.5

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГОСУДАРСТВА В МЕДИАКОМПЕТЕНТНОМ ПЕДАГОГЕ

Сформулировано авторское научное виденье педагогического явления «ме-диаобразовательного пространства вуза», определено его место в контексте мирового образовательного пространства, цель, а также охарактеризованы образовательные возможности, решающие проблему формирования медиакомпетентности личности будущего педагога.

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; образовательное пространство; медиаобразовательное пространство вуза.

CHARACTERISTIC OF HIGH SCHOOL MEDIA EDUCATION SPACE IN THE CONTEXT OF STATE SOCIAL NEEDS FOR MEDIACOMPETENCE TEACHER

In the article the author's vision of scientific-approach of "high school media education space" is formulated, its place and purpose in the context of the global education space are determined, and also the educational opportunities are described which solve the problem of developing mediacompetence of teacher to-be personality.

Key words: mediaeducation, mediacompetence, education space, high school mediaeducation space.

Согласно новой, утверждённой президентом России Д.А. Медведевым «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [11] вкупе с Государственной программой «Информационное общество 2011-2020», приоритетный национальный проект «Образование» — Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», можно считать заявкой на новый этап образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.