Научная статья на тему 'Проблема формирования медиакомпетентности будущего учителя назрела и требует обсуждения'

Проблема формирования медиакомпетентности будущего учителя назрела и требует обсуждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / МЕДИА-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / TEACHER’ PERSONALITY / STUDENT / MEDIA COMPETENCE / INFORMATION SOCIETY / MEDIA EDUCATION / SCIENTIFICALLY-EDUCATIONAL CENTER / MEDIA EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Людмила Анатольевна

В статье рассматриваются социальные и культурные детерминанты влияющие на качественное изменение требований к личности учителя, медиакомпетентность как неотъемлемое свойство нового учителя для новой школы. Представлены основные этапы развития медиаобразования на кафедре педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ в социально-гуманитарном контексте реализации президентских инициатив «Наша новая школа», которые отражают субъективный аспект понимания категории «медиакомпетнтность» в широком социокультурном значении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования медиакомпетентности будущего учителя назрела и требует обсуждения»

УДК 378.225 ББК 74.204

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЗРЕЛА И ТРЕБУЕТ ОБСУЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются социальные и культурные детерминанты влияющие на качественное изменение требований к личности учителя, медиакомпетентность как неотъемлемое свойство нового учителя для новой школы. Представлены основные этапы развития медиаобразования на кафедре педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ в социально-гуманитарном контексте реализации президентских инициатив «Наша новая школа», которые отражают субъективный аспект понимания категории «медиакомпетнтность» в широком социокультурном значении.

Ключевые слова: студент; личность учителя; медиакомпетентность; информационное общество; медиаобразование; научно-образовательный центр; медиа-образовательное пространство.

TOPICAL ISSUE OF A FUTURE TEACHER’S MEDIA COMPETENCE

The article deals with social and cultural determinants influencing on the qualitative change of requirements to a teacher’s person, media competence as an integral trait of the new teacher for the new school. The basic stages of media education development in the pedagogic department of Irkutsk State Linguistic University in the socially-humanitarian context to realize presidential initiatives «Our new school» are shown. They reflect a subjective aspect of understanding «media competence» in the wide social and cultural meaning.

Key words: student; teacher’ personality; media competence; information society; media education; scientifically-educational center; media educational space.

Впервые 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию, руководитель государства сформулировал социальный заказ, сказал, что стране нужна новая школа, и что ещё более важно - новый учитель.

4 февраля 2010 Президентом Российской Федерации Д. Медведевым была утверждена (Приказ 271) Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа», ориентированная на дальнейшее и окончательное реформирование системы российского общего образования. Программа развития российской школы представляет собой «взгляд в будущее», и включает в себя пять основных направлений. Одной из основных задач которую предстоит решить системе общего образования в ближайшие годы, заключается в том, что традиционный учитель должен уйти со сцены, для этого необходимо разработать селективные механизмы, обеспечивающие ускоренное замещение «неэффективных педагогов и адресную поддержку эффективных и перспективных» [Кузьминов, 2008, с. 44]. Складывается новый портрет педагога, меняются требования к личности учителя. Следует признать, что личность учителя - мало изученный и постоянно меняющийся феномен. Действительно

сущность, задачи, содержание работы учителя менялись в зависимости от социального заказа школе и педагогике. Анализ литературы и опыта убеждает, что проблемы выявления ведущих характеристик учителя остаются нерешенными и в свете новых требований к школе, к учителям, к учащимся в соответствии с иными идеалами, ценностями общества. Какая бы сторона личности учителя ни была предметом внимания исследователя, она будет высвечена каждый раз по-новому, потому что чисто теоретически нельзя обобщить и создать единый образ учителя, общую стандартную модель личности. Переход от постиндустриальной к инновационной экономике (обществу знаний), информатизация и роботизация социальной и экономических сфер и др. заставляют открывать новые виды деятельности в рамках этой профессии, появляются новые характеристики.

Нам представилось возможным разработать собственную версию учителя XXI века, учителя для новой школы. Основываясь на положительных традициях прошлого, на материалах и данных доклада рабочей группы Совета Федерации «Школа - 2020. Какой мы её видим?», на результатах собственных исследований, мы попытались внести в теорию и практику то особенное, что характеризует, на наш взгляд, учителя для новой школы. Остановимся на одной из важной качественной характеристики личности современного учителя

- медиакомпетентности.

Конец первого десятилетия XXI века оказался богатым на глобальные перемены. Теоретический анализ позволил выявить некоторые принципиально новые явления и тенденции, которые ярко проявляют себя, прежде всего это:

• «Для огромного количества молодых людей, но и не очень молодых, Интернет уже стал довольно значительным каналом получения информации. Для кого-то эксклюзивным каналом» [1].

• Негативное воздействие на детей средств масс-медиа (прежде всего -телевидения) и Интернета.

По наблюдениям специалистов, “параллельная школа“ оказывает на подрастающее поколение, сильное влияние, причем с каждым годом влияние заметно возрастает, в то время как авторитет “классической школы“, наоборот, падает. “Для того чтобы спасти школу, - отмечает Ю. Лазар - необходимо выбрать такую стратегию, чтобы пропасть между школой и средствами массовой коммуникации не увеличивалась” [Lazar, 1985, с. 56]. На проходящей в пятницу 28.05.10 встрече с активом «Единой России» [1], посвященной вопросам модернизации президент процитировал понравившееся ему высказывание блогера Владимира Бурматова: «Потеря инициативы в online влечет потерю инициативы в offline» (См. об этом подробнее http://news.mail.ru/politics/3886340/). Это относится и к образованию. Не следует забывать: ребенку предстоит жить в информационном обществе, и школа должна его к этому готовить. Одной из причин торможения развития в стране информационного общества в контексте подготовки населения к жизни в условиях этого общества, председатель Комиссии Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев назвал школу и учительский

корпус. Комиссия Общественной палаты по региональному развитию и Рабочая группа Общественной палаты по развитию информационного общества в России провели 29 октября 2008 года в Москве общественные слушания «Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс?» [6]. В рамках этих слушаний Вячеслав Глазычев обозначил в своем выступлении, что установка в школах компьютеров и их подключение к Сети не даст должных результатов без изменения существующих консервативных подходов к реализации школьной политики [6]. По его мнению, сегодня нужен новый тип «упаковки» знаний и для высшей, и для общей школы, обеспечивающий выход на новый уровень умений и навыков как обучаемых, так и обучающих [6]. Следовательно, налицо социальный заказ на подготовку личности медиакомпетентной. Сказанное позволяет констатировать, что к настоящему времени созданы весомые предпосылки для внедрения медиаобразования в высшее образование, в практику обучения будущего педагога. Поскольку в формировании медиакомпетентности школьника, многое зависит от того, кто будет воплощать намеченное в жизнь и обеспечивать целенаправленное медиаобразование. Эта важнейшая задача ляжет на плечи тех, кто сейчас еще учится в педагогических вузах, будущих педагогов. Фактически студент - будущий педагог становится ключевой фигурой, которой предстоит принимать активное участие в целенаправленном медиаобразовании личности школьника, готового жить в стране информационного общества.

Рассматривая медиаобразование прежде всего как процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации, мы выдвигаем идею о том, что кафедра педагогики в вузе, готовящем педагогические кадры, должна быть научно-образовательным центром (НОЦ) в области проблем медиаобразования в школьной и вузовской педагогике, вовлекающим в качестве активных участников не только творческие силы крупных ученых, аспирантов, соискателей, учителей-практиков, работников различных образовательных учреждений, но и студентов. Видение кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета как научно-образовательного центра в области проблем медиаобразования в широком диапазоне и в сотрудничестве с различными социальными партнерами не только существенно обогащает образовательную среду, как вуза, так и региона в целом, развивает образовательное пространство, но и выполняет социальный заказ - готовит учителя для новой школы.

Разработка проблем медиаобразования в школьной и вузовской педагогике на кафедре реализуется через аспирантуру. Также на кафедре активно действует научно-образовательный центр «Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике» (об этом см. [8, 9]), который действует на общественных началах и объединяет студентов, аспирантов, преподавателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей, каждый из которых решает оригинальные исследовательские задачи в контексте медиаобразования. Первоначально в 1996-1999 г.г. на первом (пропедевтиче-

ском) этапе осуществлялось теоретическое осмысление, рассмотрение, уточнение, конкретизация понятия медиаобразования, его сути, природы, определение ключевых и базовых категории медиаобразования как педагогического явления. Этот этап требовал особого исследовательского сопровождения и понимания особенностей данного направления в педагогике и отличий медиаобразования от элементарного использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний.

Когда мы начинали работу в 1996 г. в области медиаобразования, это направление являлось новым в педагогике Восточной Сибири. Кроме того затрудняли нашу работу дефицит литературы, отдаленность от центра, отсутствие доступа к книжным новинкам и широкого распространения сети Интернет в Восточной Сибири. И несмотря на выше перечисленные трудности мы не находились на периферии исследований. И как результат успешная защита кандидатской диссертации «Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка)» в 1999 г. (Л.А. Иванова, руководитель доктор педагогических наук, профессор Т.А. Стефановская). Из названия диссертации становится очевидным на первом этапе нашего исследования мы установили, что основной развиваемой личностной характеристикой, результатом медиаобразования должна стать медиа-коммуникативная образованность, включающая в свою структуру три взаимосвязанных компонента: операционный, интеллектуально-содержательный, мотивационный. Под медиа-коммуникативной образованностью мы понимали результат медиаобразования, характеризующийся совокупностью систематизированных знаний, сформированностью умений у учащихся в сфере “медиатизированной” коммуникации, сформированностью избирательного отношения при потреблении медиапродукции. Известный медиапедагог, основатель Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики России Ю.Н. Усов, обратил наше внимание, что термин «медиа-коммуникативная образованность» выбран не совсем удачно. В нем дважды повторяется понятие «коммуникация», поскольку «медиа» - само по себе сокращенное выражение коммуникации. Но отметил также. Что само понятие, сформулированное исследователем, не вызывает возражений. Это же замечание нам сделал А.В. Федоров, в анализе Российских научных исследований в области медиаобразования 90-х годов XX века он отметил, что медиакомпетентность была названа нами не слишком удачным термином медиакоммуникативная образованность. Вместе с тем, он акцентировал наше внимание, что предложенная нами «модель подтвердила свою эффективность в результате многолетнего формирующего эксперимента, однако, она, не лишена определенных недостатков. Во-первых, здесь не учитывается весь медийный спектр, используемый в процессе медиаобразования (что, впрочем, объясняется выбором кино и видео в качестве базовых медиа). Во-вторых, умения, приобретаемые в процессе медиаобразования, не акцентируют необходимость развития критического мышления по отношению к медиатекстам разных видов и жанров. В-третьих,

нет ясности по отношению к умениям избирательно относиться к потреблению медийной информации» [Федоров, 2009, с. 35].

В целом же особо отметил, «что диссертация Л.А. Ивановой стала заметным вкладом в медиаобразовательную тематику российских исследований 90-х годов прошлого века, ориентированных на интегрированные подходы» [Федоров, 2009, с. 37].

Мы понимали, что развитие науки в целом представляет собой эволюционный процесс, в ходе которого происходит совершенствование, то есть уточнение, переосмысление, корректировка, упорядочение, систематизация терминологии, и мы продолжили наши изыскания и терминологический анализ.

На втором (условно выделенном) этапе (2000-2003 г.г.) научно-

исследовательская работа в области проблем медиаобразования получила дальнейшее развитие. Большую помощь в укреплении позиций медиаобразования в Восточной Сибири оказывает доктор педагогических наук, профессор Александр Викторович Федоров, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://edu.of.ru/mediaeducation), проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института. Александр Викторович осуществляет целенаправленные рассылки материалов, информации, касающейся медиаобразования, консультирует, все это позволяет быть в курсе того, что происходит в мире медиапедагогики. Создание русскоязычных сайтов в 2000 г. по проблемам медиаобразования предоставило неоценимую возможность для нас, наших коллег и студентов начинающих исследования в области медиаобразования. Коллектив кафедры создал определенное научно-поисковое пространство, в котором исследовали вопрос о формировании медиаобразованности будущих учителей. В рассматриваемый период под медиаобразованностью учителя аспирант нашей кафедры Н.В. Змановская понимает «совокупность систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе» [Змановская, 2004, с.10].

Рядом с наукой «большой», которой занимались сотрудники и аспиранты кафедры, развивалась в эти годы и наука студенческая. В рамках семинара осуществлялось привлечение студентов педагогических специальностей ИГЛУ к коллективной исследовательской деятельности. Нам казалось важным, чтобы студенты, которые будут развивать эту тему в своих выпускных квалификационных работах, могли сначала поразмышлять с нами о методологической проблематике исследования. Поэтому, каждый раз наш семинар мы начинали с дискуссии. Дискуссия стимулировала интенсивный информационный обмен, позволяла осваивать новое содержание в образовании и технологии медиаобразования, способствовала осуществлению совместного анализа и конструктивного осмысления проблем медиаобразования. С другой стороны, дискуссия позволяла представить тематику и проблематику исследования как принципиально не завершенные области исследовательского по-

иска. Можно заключить, что организация диалога ученых, педагогов-практиков, студентов позволяла систематизировать имеющиеся и генерировать новые подходы, концепции, технологии формирования медиаобразованности будущего учителя в современном обществе.

Тематика студенческих научных работ на первых порах была несложной, максимально связанной с потребностями школы, дошкольных образовательных учреждений. Научные работы студентов оформлялись в доклады, сообщения, заслушивались, обсуждались на секции. Наиболее интересные доклады выносились на ежегодные научно-практические конференции, рекомендовались для участия в городских, областных, Всероссийских смотрах студенческих научных работ.

Вышеизложенный этап исследовательской деятельности логически завершился (2004г.) кандидатским исследованием аспиранта кафедры Н.В. Зма-новской «Формирование медиа-образованности будущих учителей» (руководитель доктор педагогических наук, профессор Т.А. Стефановская).

Большое влияние на наше понимание ведущей цели медиаобразования оказал основательный исследовательский труд А.В. Федорова. В 2007 г. в Москве в издательстве МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» вышла в свет его монография «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза», которая предоставила нам возможность ознакомиться с сущностью взглядов ведущего ученого в области медиаобразования и пересмотреть наши позиции. В вышеназванной монографии президент профессиональной ассоциации медиапедагогов, резюмируя «широкий разброс терминов» в анализируемой области убедительно доказывает, что «термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007, с. 29]. Это и определило кросс-линию нашего дальнейшего исследования, и следующий этап. При этом достигнутые ранее результаты не отрицались (по принципу «разрушим до основания, а затем...»). Они приобретали новый статус в системе координат компетентностного подхода, и исследования осуществлялись на качественно новом уровне их реализации.

Ведущей задачей исследовательского центра в соответствии с образовательной целью и новыми информационными условиями является формирование медиакомпетентности будущих педагогов. В связи с чем, была разработана модель выпускника педагогических специальностей Иркутского государственного лингвистического университета, конкретный эталон медиакомпетентности будущего педагога, разрабатывается технология ее формирования в вузе, определяются пути, способы, средства её развития в ходе профессиональной деятельности. Медиакомпетентность рассматривается нами как одна из ведущих характеристик педагога XXI века, наряду с коадаптацион-ным мастерством, мобильностью, исследовательской компетентностью и др.

Очевидно, что изменение социального заказа общества на подготовку студентов к овладению современными информационными технологиями и развитие способности к самообучению и саморазвитию требует расширения содержания высшего профессионального образования и введения в него ме-диаобразовательного компонента.

Более того, проведенный анализ педагогической практики педагогов образовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и преподавателей высших учебных заведений показывает отсутствие целенаправленного педагогического руководства в области средств массовой коммуникации в целях формирования медиакомпетентности дошкольников, учащихся, студентов. В большинстве случаев это результат, того, что педагоги оказались неподготовленными к новым информационным условиям.

Следовательно, в качестве наиболее актуальной была сформулирована следующая проблема: несоответствие между необходимостью формирования медиакомпетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей, преподавателей высших учебных заведений в условиях информационного общества и реальным состоянием практической подготовки специалистов в области образования. Важным достижением по решению вышеописанной проблемы мы считаем официальную регистрацию вузовской специализации «Медиаобразование». В Таганрогском государственном педагогическом институте во главе с А.В.Федоровым в 2002 г. началась реализация программы по подготовке будущих медиапедагогов. Во многих российских университетах работают медиаобразовательные курсы. Развитием медиаобразования в школах активно занимаются несколько лабораторий Российской Академии образования, в 2004 году были созданы медиаобразо-вательные центры в Перми и Челябинске. На кафедре педагогики в Иркутском государственном лингвистическом университете делается акцент на ме-диаобразовательный компонент образования, интеграцию медиаобразования и отдельных учебных дисциплин педагогического цикла. Структурированные таким образом многочисленные курсы приобщают студентов через систему лекционных и семинарских занятий к новым педагогическим условиям, работе с мультимедийными средствами и 1Т технологиями. Часть студентов, проявивших особый интерес к проблемам медиаобразования, продолжают изучение на качественно ином уровне - обучение через исследование. Выполнение курсовых и дипломных работ в контексте проблем медиаобразования позволяет приобщить студентов к учебно-исследовательской деятельности. Тематика дипломных и курсовых работ по проблемам медиаобразования в дошкольной, школьной и вузовской педагогике очень разнообразна.

Исследования студентов базируются на:

• сложившихся научных традициях и подходах к изучению медиаобразования, массовой коммуникации и их категорий (работы Л.С. Зазнобиной,

Н.И. Королёвой, Н.П. Петровой, Е.В. Руденского, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др.);

• конкретизации содержания разных исследовательских направлений и позиций: концепция «визуальной грамотности» (Австралия, Канада, США), «критическая» концепция (Великобритания, Франция), программа «социокультурное образование» (Франция), широкомасштабный педагогический эксперимент «Активные Юные Телезрители» (Франция), «социальнопедагогическая» концепция (Финляндия), этическая концепция, эстетическая концепция и др., которые несмотря на большие различия, тем не менее, имеют общий объект изучения, и все они стали теоретическим основой медиаобразования;

• различении концепций относительно ведущей цели медиаобразования: формирование «критического мышления» (Ж. Берже, А.Г. Дал, Л. Мастерман и др.); «развитие невербальных способов коммуникации», «коммуникативных способностей» (Дж. Селлар и др.); формирование «аудиовизуальной культуры» (Ю.Н. Усов, Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко и др.); формирование медиаграмотности (А.В. Федоров); развитие «медиа-коммуникационных способностей» (А.В. Шариков).

Реализация задач медиаобразования будущего педагога осуществляется также через индивидуальную работу со студентами и руководство творческими студенческими группами. Индивидуальная работа со студентами включает в себя:

• подготовку студенческих докладов к научным студенческим конференциям. На научной студенческой конференции в рамках дней науки в ИГЛУ кафедра педагогики ежегодно представляет секцию «Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике» (руководитель Григорьева И.В., аспирант кафедры, консультант Иванова Л.А., канд. пед. наук, доцент), совместно с кафедрой американистики (секретарь Хлызова Н.Ю., ст. преподаватель кафедры американистики).

• участие студентов в традиционных годичных собраниях ВосточноСибирского Центра развития педагогической науки и образования. Студенты выступают с лучшими докладами перед аудиторией опытных педагогов Иркутской области. Весьма важным аспектом исследовательской деятельности является показ не только научных результатов профессорско-преподавательского состава, но и научно-практических результатов деятельности студентов. Так, в 2006 г. студенты факультета романских языков Некрасов Р., 431 гр., Проскурякова Н., 431 гр. принимали участие в межвузовской итоговой конференции студентов «МИКС - 2006» с докладами ме-диаобразовательной тематики. Конференция проходила в Иркутском государственном университете путей сообщения. По результатам научноисследовательских работ были опубликованы тезисы студенческих докладов, Некрасову Роману было присуждено первое место за доклад «Средства массовой информации - инструмент скрытого воздействия на сознание». В 20072008 учебном году студенты, Леоненко С.В., Жужукова Т.А., Шеломенцева

А.Б. выступили с докладами на I Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежный поиск:

личность в изменяющихся социальных условиях», КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярск. Получили дипломы за лучший доклад «Роль виртуального пространства в профессиональной подготовке будущего педагога», руководитель Григорьева И.В.

В 2009 г., 2010 г. студенты и аспиранты нашего университета принимали очное участие в VIII, IX Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи», которая состоялась 4-6 марта в Санкт-Петербургском государственном университете. В целом студенты достойно позиционировали университет и привезли грамоты, свидетельствующие о высоком уровне проведенных исследовательских работ. Следующая победа во Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России», которая проходила с 8 по 11 апреля 2009 года в детском Доме Управления делами Президента Российской Федерации «Непецино» (Московская область, Коломенский район, поселок Непецино). XXIV Конференция являлась очным этапом конкурса с одноименным названием, учрежденным Общероссийской общественной организацией «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция».

В рамках конференции выступили студенты будущие педагоги с докладами в области проблем медиаобразования. Перечислим лучшие доклады студентов «Медиаобразование в высшем лингвистическом образовании как фактор формирования медиакомпетентной вторичной языковой личности», «'^ЕВ - портфолио как один из способов противостояния манипулятивным воздействиям СМИ в условиях информационно-сетевого общества». На торжественной церемонии по случаю закрытия конференции все выступления делегации ИГЛУ были отмечены дипломами Ьой степени. По окончанию конференции студентам были вручены сборники научных трудов, в которые вошли тезисы их докладов.

В январе 2010 была подготовлена секция "Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике" II Студенческого научного форума ШАр: //rae.ru/forum2010/) в формате ИГЛУ - ИРГУПС - ИГЛУ (руководители секции канд. пед. наук, доцент Иванова Л.А., ст. преп. Григорьева И.В.).

В 2008 году благодаря инициативе А.В. Федорова на портале Министерства образования и науки Российской федерации был создан сайт Электронная научная библиотека «Медиаобразование»

(http://edu.of.ru/medialibrary). Таким образом, мы получаем ту реальную помощь, которая помогает совершенствовать процесс медиаобразования в вузе и школе, знакомить сотрудников Центра с интересными педагогическими исследованиями, проведенными лучшими медиапедагогами страны и зарубежья. И, наконец, быть в курсе всех событий через многочисленные разделы полнотекстовой электронной библиотеки. А самое важное для нас сибиряков, наши статьи находятся в Электронной научной библиотеке «Медиаобра-

зование», в том числе и наших студентов Леоненко С.В., Жужуковой Т.А., Шеломенцевой А.Б., Новиковой Е.А., Сысоевой И.Л. и многих других.

Сегодня появляется новый вектор исследования. Это перспективное направление в области исследования медиаобразования осуществляет аспирант Григорьева И.В. и касается оно вечной и неизменно актуальной проблемы пространственной организации образования [Григорьева, 2008, с. 198].

Пространственная организация предполагает процесс совершенствования, не ограниченный никакими рамками: от школы перипатетиков до классической университетской аудитории, от «Закрытой системы» до «Открытого образовательного пространства» как разных способов организации образования. Решить эту проблему раз и навсегда невозможно, иначе произойдет стагнация, несовместимая с перфекционистскими установками любого научного знания. В русле исследований этой сферы можно наметить ряд частных аспектов особой важности на сегодняшний день. Они слабо подвергались осмыслению и поэтому их можно признать актуальными и крайне перспективными для научных изысканий в области медиаобразования. К таким аспектам мы относим постановку вопроса о коадаптации медиа и образовательного пространства как новом педагогическом феномене, характеризующим образование начала XXI века. Современные словари определяют «ко-адаптацию» как «коррелятивное приспособление» (лат. ш(п) - с, вместе). Мы впервые ставим вопрос о коадаптации медиа и образовательного пространства и вызван он рядом обстоятельств, среди которых - пространственная лакунарность. Пространственные лакуны в образовании (от лакуны - дыры) представляют собой средства массовой информации, которые входят в информационно-коммуникационную карту мира, но не контролируются педагогическим сообществом, не взаимодействуют с образовательным пространством. Иначе говоря, они существуют как «параллельная школа» (отчего становятся зоной «риска» и несут информационную угрозу). Это создает для образования множество качественно новых проблем, которые недостаточно осознаны. Пространственная организация образования в контексте медиаобразования нуждается на сегодняшний день в серьезном и основательном переосмыслении. Первые шаги в этом направлении как думают некоторые, были сделаны, когда было принято исключительно важное правительственное решение о развитии системы дистанционного образования. В силу своей новизны теория такового режима обучения ещё далека от завершения, в ней имеются серьезные пробелы, которые нуждаются в научном осмыслении с позиций медиаобразования. Исследователь обоснованно выявляет существующие противоречия между включенностью студентов в информационное пространство, и недостаточностью ценностного педагогического сопровождения этого процесса. И.В. Григорьева приходит к важному для современной теории и практики выводу [Григорьева, 2008, с. 199]. А именно, если ВУЗ, как учреждение, профессионально организующее образовательный процесс, является местом, где происходит процесс формирования

личности будущего специалиста, то коадаптация медиа и образовательного пространства в соответствии с выбранными методологическими подходами должна стать ее ведущим компонентом формирования медиакомпетнтности. По сути, автор противопоставил прескриптивному, типу традиционного закрытого образовательного пространства, ограничивающему учебную автономию студентов, свободу личности, принципиально новое альтернативное открытое пространство, в форме медиаобразовательного пространства. Сегодня, когда идет много споров и дискуссий о проблеме ко-одаптации медиа и образовательного пространства в современных высших образовательных учреждениях, на кафедре педагогики Иркутского государственного лингвистического университета сложилась система эффективных форм работы со студентами через привлечение их к активной медиадеятельности. Так, например, в 2007-2008 учебном году в рамках идеи созданная web

- страниц педагогических специальностей и попытки организации ме-диаобразовательного пространства вуза кафедрой был организован конкурс среди студентов гуманитарно-педагогического факультета нашего университета «Лучшая web - страница педагогической специальности». Следует заметить, что достаточно полное представление об этом конкурсе дают статьи Ирины Валерьевны Григорьевой, которые можно найти на сайте http://edu.of.ru/mediaeducation, а также на портале Министерства образования и науки Российской Федерации на сайте Электронная научная библиотека «Медиаобразование» http: //edu.of. ru/medialibrary.

В многочисленных статьях автора дается анализ проведения конкурса, а также уточняется, почему возникла идея создания web-стариц. А возникла она в связи с необходимостью, с одной стороны оптимизировать медиактив-ную творческую деятельность студентов, а с другой стороны, создать внутреннее «медиаобразовательное пространство», как условие воспитания будущих педагогов, готовых осуществлять целенаправленное медиаобразование в своей профессиональной деятельности.

Целью конкурса явилось - формирование медиакомпетентности студентов педагогических специальностей, через организацию внутреннего и внешнего медиаобразовательного пространства ИГЛУ. Организаторами конкурса были предусмотрены следующие номинации «Лучший интернет-проект педагогической специальности»; «Лучшая информационная web-страница»; «Самая посещаемая web-страница», «Лучший дизайн web-страницы» [Григорьева, 2008].

В свою очередь условиями конкурса явились - создание мобильной web-страницы, которая бы представляла определенную специальность, могла быть использована в целях рекламы данной специальности на сайте Иркутского государственного лингвистического университета.

Стоит обратить внимание на о, что новая эпоха - медиатизированного общества требует от вуза содержания, форм и методов, адекватных современной социальнокультурной педагогической реалии. Так, чтобы управлять процессом формирования медиакомпетентности в ходе медиапродуктивной дея-

тельности, необходим мониторинг продвижения студентов в их развитии, а это требует проведения диагностических исследований. Поэтому параллельно мероприятию по активизации медиапродуктивной деятельности студентов, аспирантом кафедры И.В. Григорьевой и коллективом студентов - исследователей было запланировано исследование, цель которого - выявить, эффективность предложенных форм вовлечения студентов в активную ме-диапродуктивную деятельность по созданию медиапродукта. А также необходимо было уточнить, какими знаниями, умениями и навыками сможет овладеть студент, участвуя в медиапродуктивной деятельности [Григорьева, 2008].

В ходе мероприятия большее внимание уделялось оценке результатов выполнения медиапроекта, оценке качества медиапродукта. Были разработаны критерии, по которым оценивались студенческие работы: соответствие web -страницы поставленным перед ней задачам; ценность страницы для использования в целях внешнего и внутреннего информирования о педагогических специальностях; техническая грамотность исполнения, отсутствие технических погрешностей; обоснованное использование текста, графических, звуковых, видео объектов и анимации; дизайн; информативность; удобство навигации и поиска информации; уровень контента (наполнение); использование различных источников информации (ресурсов Интернет, обучающих программ, электронных учебников, печатной продукции и т.п.); показатель посещаемости (предусмотреть возможность для Интернет - голосования).

Организаторы конкурса подвели итоги и отметили, что во время публичной защиты были представлены хорошо спроектированные и оформленные современные электронные страницы, готовые пополнить контент внутреннего и внешнего медиаобразовательного пространства ИГЛУ.

Можно без преувеличения утверждать, что медиатворчество преподавателей и студентов оказало благотворное влияние на всех участников этого конкурса. Многие студенты выражали большое сожаление о том, что долгое время наша система российского образования игнорировала использования информационных технологий в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. А самое главное как повезло им - молодым, интересным, увлекающимся, владеющим знаниями о медиа, умеющим осуществлять навигацию в информационном пространстве и участвовать в медиатворчестве, обладающим информационной мобильностью специалистам в области образования [Григорьева, 2008]. Как мы видим, студенты на собственном опыте убедились в полезности включения медиаобразования в педагогический процесс.

В 2008-2009 учебном году студенты специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования. Учитель английского языка» продолжили работу в данном направлении и создали собственный Интернет-сайт (http: //www.pedago gika-islu.narod.ru/). Сайт специальности был представлен на Всероссийский конкурс студенческих СМИ «Медиа-Поколение 2008», в номинации Интернет - СМИ (15 ноября - 5 декабря 2008г., г. Санкт-

Петербург). Студенты педагогических специальностей не останавливаются на достигнутом и по заявке средних общеобразовательных школ Иркутска и Иркутской области создают сайты школ (см. например сайт сельской школы www.pokrovskaya-shkola.narod.ru). Кафедра педагогики находится в условиях перехода на новую ступень развития, характеризующуюся сменой образовательной парадигмы, основанной на принципах динамизма, гибкого реагирования, разнообразия используемых медиаобразовательных технологий. Одним из последних достижений является web-портфолио как альтернативный способ формирования и оценивания профессиональной компетентности будущего педагога (см. например портфель студента романского факультета www.circasa.narod.ru). Термин web-портфолио обозначает веб-базированный ресурс, который отражает непрерывный рост учебных, научных или профессиональных достижений владельца. Web-портфолио основан на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок. В современной научной литературе встречаются разные определения портфолио размешенного в Интернете (электронный портфолио, медиапортфолио и др.), мы же придерживаемся термина web-портфолио. Web-портфолио имеет преимущества перед традиционным вариантом на бумажном носителе. Создание портфолио в Интернет пространстве позволяет хранить и демонстрировать достижения профессиональной деятельности в наглядном виде за счет использования различных форматов -текстового, аудио, графического, видео, осуществлять информационное взаимодействие, делиться разработками и т.д.

Любой web-портфолио имеет определенную структуру и свои особенности сбора и организации информации. Структура определяется из целей и задач его использования. На наш взгляд web-портфолио позволит подняться на новую ступень профессиональной подготовки будущего педагога, т.к. создание web-портфолио направлено, прежде всего, на привлечение студентов к участию в процессе медиапроизводства. При этом web-портфолио выступает фактором преодоления коммуникативного противоречия между средствами массовой коммуникации и молодежной аудиторией. Более того, на основе портфолио, который опирается на медиаобразовательные технологии, можно будет формировать рейтинги студентов, проводить анализ активности студентов и контролировать развитие в профессиональной деятельности, web-портфолио позволит студенту хранить большой объем документации. Благодаря web-портфолио отпадает надобность распечатывания документов, из-за быстрого устаревания информации web-портфолио проще обновлять, информация находится в свободном доступе, в Интернете. Одним из приоритетных направлений работы кафедры сегодня - это развитие виртуального методического кабинета кафедры, а также конкретного преподавателя (автор идеи Т.А. Жданко) Ряд персональных кабинетов уже созданы и функционируют (см. www.mediateacherXXI.ucoz.ru;http://edu-career.ucoz.ru/; http://idea-pedago gika. ucoz. щ/). Виртуальный методический кабинет обеспечивает активное взаимодействие между преподавателем и студентами педагогических

специальностей лингвистического университета. Студенты участвуют в форумах, дискуссиях, задают вопросы, получают домашние задания.

К принципиально важным результатам в области медиаобразования следует отнести разработку и организацию на кафедре педагогики цикла инновационных образовательных проектов:

• образовательная сеть web-портфолио студентов педагогических специальностей ИГЛУ (см. http://belca.islu.ru/) (сентябрь 2009);

• медиафестиваль педагогических идей (март 2009);

• конкурс мобилографии «Наука-это красиво!» (март 2010);

• конкурс «Даёшь web-молодёжь» (март 2011)

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод. Кафедра педагогики нашего университета стала базовым научно-образовательным центром в области медиапедагогики, общепризнанным центром по подготовке медиакомпетентных учителей в России. В статьях профессора А.В.Федорова, опубликованных в номерах журнала «Дистанционное и виртуальное обучение», анализировалась работа научно-образовательных центров (НОЦ) в области медиапедагогики в Москве, на Урале и в Сибири, в том числе и накопленный нашим медиаобразовательным центром опыт [Федоров, 2010].

Традиции научно-образовательного центра в области медиаобразования в ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» заложены в конце 90-ых годов прошлого столетия, более 10 лет непрерывного педагогического поиска, продуктивных научных исследований. Главным условием существования и развития научно-образовательного центра в области медиапедагогики является единство «поколений»: студентов, учителей, аспирантов, молодых и опытных преподавателей высшей школы; не менее важным - глубокая и постоянная связь с Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России, её лидером и идейным вдохновителем доктором педагогических наук, профессором Александром Викторовичем Федоровым. Медиаобразовательный центр ГОУ ВПО ИГЛУ не стоит на месте, продолжает развиваться, созданы весомые предпосылки для проведения интересных и перспективных исследований в области медиаобразования, востребованных на всех ступенях образовательной системы. К тому же, создана чрезвычайно продуктивная атмосфера научного общения, научный коллектив НОЦ является достаточно стабильным, мы глубоко убеждены, если в вузе нет активной научной деятельности по расширению знаний, то в школе учитель тоже будет создавать консервативную обстановку и находиться в ней спокойно. В то время как в новую школу нужен новый учитель!

Библиографический список

1. Встреча с активом «Единой России», посвященная вопросам модернизации от 28.05.10. [Электронный ресурс]. - URL: http://news.mail.ru/politics/3886340/, свободный, (дата обращения: 31.05.10).

2. Григорьева, И. В. Формирование медиакомпетентности будущих педагогов в медиаобразовательном пространстве вуза. Из опыта организации

«Конкурса веб-страниц педагогических специальностей в ИГЛУ [Текст] / И. В. Григорьева // Молодежный поиск: личность в изменяющихся социальных условиях (материалы I Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых): в ч. 2 / Гордиенко Е.В. (отв. ред.).

- Красноярск : Красноярск. гос.пед.ун-т им В.П. Астафьева, 2008. - Ч. 2. - С. 122-128.

3. Григорьева, И. В. Интерпретация понятия «медиаобразовательное пространство»: к проблеме систематизации научной терминологии [Текст] / И. В. Григорьева // Вестник ТГУ РФ. - Томск: ТГУ, 2008. - № 315. - С. 198 -201.

4. Змановская, Н. В. Формирование медиа-образованности будущих учителей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Н. В. Змановская. -Красноярск, 2004. — 24 с.

5. Кузьминов, Я. И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики [Текст] / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин и др. // Вопросы образования. — 2008. — №1. — С. 32-64.

6. Общественные слушания Комиссии Общественной палаты по региональному развитию и Рабочей группы Общественной палаты по развитию информационного общества в России «Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс?». — Москва, 29 октября 2008 года. - Документ опубликован не был. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob no=42076, Сообщение для СМИ от 11 ноября 2008 г., (дата обращения: 11.11.2008).

7. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

8. Федоров, А. В. Научно-образовательные центры Урала и Сибири в области медиапедагогики: сравнительный анализ [Текст] / А. В. Федоров // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — № 8. — C. 15-42.

9. Федоров, А. В. Критерии и способы оценивания эффективности научно-образовательных центров в области медиапедагогики анализ [Текст] / А.

В. Федоров // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — №11. — С. 4-16.

10. Федоров, А. В. Эволюция российских научных исследований в области медиаобразования [Текст] / А. В. Федоров // Медиаобразование. — 2009. — № 2. — С. 10 - 64.

11. Lazar, Judith Ecole, communication, television [Текст] / Judith Lazar -Paris. : Press Univ. de France, 1985. - 188 p.

Григорьева Ирина Валерьевна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.075.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.