Научная статья на тему 'Путь к технологиям поколения web 2. 0: web-портфолио в медиаобразовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики гоу ВПО иглу)'

Путь к технологиям поколения web 2. 0: web-портфолио в медиаобразовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики гоу ВПО иглу) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
«МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ» / «МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ» / "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО" / "МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО" / «МЕДИАПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» / «МЕДИАТВОРЧЕСТВО» / «MEDIAEDUCATION» / «MEDIACOMPETENCE» / «EDUCATION SPACE» / «MEDIAEDUCATION SPACE» / «MEDIAPRODUCTIVE ACTIVITY» / «MADIACREATIVE»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ирина Валерьевна

Рассмотрена сущность понятия «web-портфолио», а также его дидактический потенциал в процессе подготовки будущих педагогов. Описан положительный педагогический опыт внедрения «web-портфолио» в медиаобразовательное пространство конкретного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путь к технологиям поколения web 2. 0: web-портфолио в медиаобразовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики гоу ВПО иглу)»

ББК 74.58

ПУТЬ К ТЕХНОЛОГИЯМ ПОКОЛЕНИЯ WEB 2.0: WEB-ПОРТФОЛИО В МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ ГОУ ВПО ИГЛУ)

Рассмотрена сущность понятия «web-портфолио», а также его дидактический потенциал в процессе подготовки будущих педагогов. Описан положительный педагогический опыт внедрения «web-портфолио» в медиаобразо-вательное пространство конкретного вуза.

Ключевые слова: «медиаобразование», «медиакомпетентность», «образовательное пространство», «медиаобразовательное пространство», «медиа-продуктивная деятельность», «медиатворчество».

WAY TO GENERATION WEB 2.0 TECHNOLOGY: WEB-PORTFOLIO IN THE MEDIA EDUCATION SPACE OF HIGH SCHOOL (TAKEN FROM THE EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL FACULTY OF IRKUTSK STATE LINGUISTIC UNIVERSITY)

The author of the article considers the notion «web-portfolio, as well as its didactic potential in the process of preparing future teachers. The article describes a positive teaching experience of introduction «web-portfolio" in media education space of high school.

Key words: «mediaeducation», «mediacompetence», «education space», «me-diaeducation space», «mediaproductive activity», «madiacreative»

С интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) общество приняло образ глобального информационного пространства, которое ежедневно поддерживает эффективное информационное взаимодействие людей, удовлетворяя их подробности в информационных продуктах и услугах. В этих условиях «важнейшей задачей образовательной политики становится открытость системы образования глобальному рынку знаний, технологий и талантов» [4, с. 75]. Таким образом, актуализируется вопрос оптимизации модели пространственной организации высшего профессионального образования, требующей координальной трансформации, т.к. требования к образовательному продукту во всех отраслях профессионального образования принципиально изменились.

Анализ современных он-лайн изданий, посвящённых вопросам образования показал, что обеспечить дискретное состояния «открытости» образовательной системы высшего профессионального образования и повысить качества образовательных услуг учитывая современную социо-культурную ситуацию возможно при организации специальных педагогических условий, в которых образовательное пространство рационально коодаптированно с пространством медиа. Таким условием может стать комплексная организация медиаобразова-тельного пространства вуза (МОПВ), контент которого составляю активные медиа, открытые информационно-образовательные среды, интерактивные средства обучения, продукты студенческого медиатворчества. Мы разделяем

позицию Л.А. Ивановой, которая в своей статье о коадаптации медиа- и образовательного пространства - как залога успешного решения проблемы пространственной лакунарности в высшем профессиональном образовании, рассматривает медиаобразовательное пространство как «пропедевтику профессиональной жизни в первой четверти XXI века», в условиях непрерывного образования, незавершенного высшего профессионального образования. Как пространство совместной профессиональной жизнедеятельности и встреч всех возрастных когорт профессионального сообщества для совместного решения профессиональных проблем в новых условиях информационного общества, определение целей совместной профессиональной жизни, через соучастие в которой и происходит профессиональное образование человека [2, с. 41]. На сегодняшний день существует достаточно исследований содержащих сценарии развития создаваемых информационных и медиа образовательных сред и пространств. Во многих из этих исследованиях отмечается, что «реальные потребности студентов в ИКТ - поддержке как средстве достижения образовательных целей и интеллектуальных ценностей опережают возможности» [1, с. 60] контента медиаобразовательного пространства вузов РФ. Не смотря на это отдельные вузы уже сейчас работают «на опережение», включая в контент своего медиаобразовательного пространства информационно-

образовательные технологии второго поколения web 2.0.

Одной из таких наиболее популярных технологий на западе, а теперь уже в России стала «web-портфолио». За недолгое время существования «web-портфолио» зарекомендовал себя как ценный инструмент современного человека. Существует множество определений данного понятия. В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные СМИ и услуги [5]. В других, как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать образовательные достижение и уровень компетентности [5]. В - третьих, как персонализированные on-line коллекции работ некого автора (индивида, группы, организации) и связанные с ними комментарии (как самого автора, так и других) и оценки [3]. Другими словами «web-портфолио» обозначает веб-базированный ресурс, который отражает непрерывный рост учебных, научных или профессиональных достижений владельца. Web-портфолио основан на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок [6]. В западной педагогике принято выделять три основных вида «web-портфолио»: - web-портфолио развития

(developmental web - portfolio). Этот портфолио представляет собой своеобразный отчёт о деятельности, которую владелец реализовывал на протяжении определённого периода времени. Такой портфолио может быть напрямую связан с процессом обучения в школе или университете: web-портфолио размышлений (reflective web - portfolio). Может включать в себя личные размышления о содержании портфолио, и о том, что представленные артефакты в нём значат для роста и развития его владельца; репрезентационный web-портфолио (representational web-portfolio) демонстрирует образовательно-

профессиональные достижения владельца. Когда такой вид портфолио используется в качестве резюме, его иногда называют портфолио карьерного продвижения (career web-portfolio) [6]. Как утверждает, большинство западных педагогов, все три вида «web-портфолио» могут быть смешаны (интегрированы) в целях удовлетворения личных, образовательных и профессиональных интересов владельца. С каждым годом он всё больше приобретает признание среди школьников, студентов, преподавателей и работодателей всех стран, таким образом, оказывая серьёзное влияние на формирование рынка труда и образование. На сегодняшний день многие педагоги склонны рассматривать «web-портфолио» как реакционный ответ на фундаментальные сдвиги в современном образовательном пространстве, где обучение уже не воспринимается как формальный процесс передачи знаний, а как процесс, целью которого является ориентация человека на самостоятельное освоение актуальных знаний в течение всей жизни. Такой вид портфолио представляет собой возможность для самостоятельного размышления о процессе обучения, презентации собственных образовательно-профессиональных знаний или компетенций, приобретённых владельцем. Создание качественных интерактивных персональных web-portfolio с различными приложениями требует технической поддержки программ, так называемых платформ - основы для построения приложений и максимально точных интерфейсов в Windows, объединяющих графический интерфейс приложений, документы и мультимедийное содержание. Поэтому для реализации технологии в образовательный процесс к современному преподавателю высшей школы выдвигаются более высокие требования. Сегодня преподаватель высшей школы должен быть готов быстро освоить элементарные программные обеспечения, различные приложения, а также изучить общие принципы построения «web-портфолио» и инструментарий, бесплатные SaaS платформы, включающие в себя хостинг и систему управления сайтом, которые работают по принципам Web 2.0 и позволяют создавать сложнейшие проекты с необычайной простотой и скоростью. Лидерами среди таких платформ являются: UCOZ, 4 site CMS, General-CMS, google sites, wiki-wiki. Со стремительной скоростью «web-портфолио» приобрел известность. К примеру, отдельные российские университеты используют его в качестве средства формирования медиакомпетентности у будущих педагогов.

Так, кафедра педагогики ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (ГОУ ВПО ИГЛУ) под руководством Людмилы Анатольевны Ивановой, кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики, Членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, осуществляет серьезную работу по подготовке будущих педагогов к реализации медиаобразования в современной школе. В 2008-2009 учебном году в рамках идеи создания МОПВ началась экспериментальная работа по внедрению «web-портфолио» в образовательный процесс вуза. На кафедре сложилась система эффективных форм работы, как с преподавателями, так и студентами через привлечение их к медиатворчеству. На сегодняшний день результатами такой работы стали проведенные внутрикафедральные и меж-

кафедральные учебно-методические семинары, посвящённые вопросам освоения данной технологии. В рамках конкурса «Лучшая web-страница педагогической специальности» студентами ИГЛУ разработан web-портфолио специальности «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью (иностранный язык) (http ://www.pedago gika-islu. narod.ru). По заказу одной из муниципальных школ Иркутской области студентами ИГЛУ (педагогических специальностей) спроектирован и реализован проект школьного сайта (http://pokrovskay-shkola.narod.ru). В 2009 году студенты специальности «Теория и методика преподавания двух иностранных языков и культур» выступили с предложением о создании портала web-портфолио студентов ИГЛУ. Свой проект портала авторы успешно защитили и стали обладателями дипломов I-ой степени на очном этапе всероссийского конкурса "Национальное достояние России" в апреле 2009года в г. Москва. Данный проект был поддержан отделом дистанционного обучения ГОУ ВПО ИГЛУ и на сегодняшний день в медиаобразовательном пространстве университета, а именно на его сайте http://islu.irk.ru/moodle/, на базе системы MOODLE преподавателями кафедры педагогики совместно со студентами и при поддержке инженера-программиста дистанционного обучения (web-дизайнера) ГОУ ВПО ИГЛУ разработан «Портал web-портфолио студентов педагогических специальностей». Идея создания такого портала web-портфолио призвана решить проблемы медиакомпетентности будущих педагогов, а также обеспечения защиты, хранения, достоверности содержания web-портфолио студентов ИГЛУ и построения взаимодействия студенческой аудитории в сетевом сообществе на более современном уровне. В начале 2009-2010 учебного года на портале уже было размещено 59 web-портфолио студентов специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» 3 курса. А в октябре 2009года студенты и авторы идеи портала, представив уже имеющиеся на тот момент перспективные результаты по реализации данного проекта стали обладателями Серебряного креста "Национальное достояние России" - высшей награды на очном этапе всероссийского конкурса "ЮНЕКО-2009". В настоящий момент ведутся работы по расширению портала. Подана заявка на основной конкурс РГНФ по программе «Поддержка приоритетных фундаментальных гуманитарных исследований» 2010 г., руководитель проекта Л.А. Иванова (канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики кафедры педагогики), где в список ожидаемых (прикладных) результатов проекта включен пункт по разработке автономного портала web-портфолио, уже не только студентов педагогических специальностей, а всех студентов ИГЛУ. В апреле 2010 года кафедрой педагогики планируется организация конкурса среди студентов педагогических специальностей 3 курса на лучший педагогический web-портфолио в портале. В раках экспериментальной работы кафедры по внедрению технологии web-портфолио в медиаобразовательное пространство вуза также идёт работа по созданию сети виртуальных - консультационных кабинетов каждого преподавателя кафедры педагогики (http://www.mediateacherXXI.ucoz.ru., www.edu-career.ucoz.ru,http://www.idea-

pedagogika.ucoz.ru), миссия которых заключается в реализации дистанционного обучения, а также ИКТ - поддержке студентов во время медиатворчества, подготовки к занятиям и научно-исследовательской работы. Не так давно среди студентов ГОУ ВПО ИГЛУ образовалась инициативная группа, которая занимается проблемой образовательного подкастинга как альтернативной формы информационно-интеллектуальной поддержки медиаобразовательного пространства вуза. Команда уже изучила теорию вопроса, сейчас идут работы по разработке учебно-методического сопровождения - «видео-подкаста», посвящённого проблеме самостоятельного создания индивидуального web-портфолио студентами, как современного способа размышления о процессе обучения, презентации собственных образовательно-профессиональных знаний или компетенций, приобретённых владельцем.

Описанный выше положительный педагогический опыт по реализации технологии web-портфолио в медиаобразовательное пространство вуза позволяет заключить, что данная технология является универсальной технологией опережающего профессионального обучения, позволяющая осуществлять подготовку будущих специалистов на более качественном уровне. Сама же экспериментальная работа по внедрению технологии достаточно сложная, но интересная задача, успех которой зависит от того, какой будет выбран сценарий реализации.

Библиографический список

1. Алашкевич, М. Ю. Основные положения стратегии развития единой образовательной информационной среды (2006-2010) [Текст] // Вопросы образования / М. Ю. Алашкевич, А. В. Гиглавый. — 2005. — № 3. — С. 60.

2. Иванова, Л. А. Коадаптация медиа-и образовательного пространства — залог успешного решения проблемы пространственной лакунарности в высшем профессиональном образовании [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник ЯГУ. — 2009. — Т.6. — №2. — С. 41.

3. Курков, Н. В. Электронные портфолио: non scholae, sed vitae [Электронный ресурс] / индивидуальный блог «Применение Web 2.0 в образовании», -Режим доступа - http://web2-science.ru/blog/archives/63 .

4. Любимов, Л. Л. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? [Текст] / Л. Л. Любимов // Вопросы образования. -2007. - № 4.- С. 75.

5. Siemens G., E-portfolios / Elearnspace, - Режим доступа-http://www.elearnspace.org:80/Articles/eportfolios.htm.

6. Electronic portfolio [Электронный ресурс] / «Wikipedia» - Free

encyclopedia, - Режим доступа-

http://en.wikipedia.org:80/wiki/Electronic portfolio.

Молчанова Татьяна Владимировна

Ассистент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», г. Иркутск, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.