проекта обозначено проблемное поле сотрудничества и намечены перспективы дальнейшей работы.
Библиографический список
1. Игнатьева, Г.А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации/ Г. А. Игнатьева// Психологическая наука и образование. - 2005. -№4. - С. 47-57.
2. Лебедев, О. Оценка школьного образования при переходе ЕГЭ/ О. Лебедев//Народное образование.
- 2009. - №4. - С.18-27.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - URL: http:// mon.gov.ru/dok/akt/6591.
4. Образование взрослых: цели и ценности/Под ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной.
- СПб.: ИОВ РАО, 2002.
УДК 378.225
ББК 74.05
И.В. Григорьева
ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ -СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье рассматривается феномен «медиаобразовательного пространства вуза» как пространства нового профессионального образования соотносящегося с целями и задачами образовательной политики РФ, а также с ее отдельными документами и программами. Обосновывается информационно-интеллектуальный статус виртуального методического кабинета преподавателя как механизма организации медиаобразовательного пространства вуза через определение его дидактического потенциала, функций, структуры и web-инструментов для его разработки.
Ключевые слова: вуз; профессиональное образование; информационное общество; медиа-образовательное пространство; медиакомпетентность; виртуальный методический кабинет; web 2.0
I.V. Grigoreva
THE TEACHER’S VIRTUAL WORKSHOP AS A STRATEGIC MEANS OF ONLINE EDUCATION PROCESS IN THE MODERN UNIVERSITIES
The article discusses the phenomenon of online educational process as the context of state-of-the art learning/teaching technologies relevant to priorities of the Russian Federation educational policy and highlighted in particular documents and programs. The intellectual and informational significance of the teacher’s virtual workshop is substantiated through description of its didactic potential, functions, structure and web-based tools for its development.
Key words: higher education institute; professional education; information society; online education; online competence; virtual workshop; web 2.0
5. Стратегия повышения качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: материалы науч.-практ. конф. (Иркутск, 6 мая 2010 г.)/ Под ред. Л.А. Вы-говского, Т.В. Живокоренцевой. - Иркутск: ГОУ ВПО ИГЛУ, 2010.
В условиях государственной политики, взявшей стратегический курс на инновационный путь развития, наблюдается устойчивый интерес к проблемам образования, особенно остро это касается вопросов инновационных разработок в научно-технических и гуманитарных сферах, поиска новых механизмов реализации образовательной инициативы «Наша новая школа», а также вопросам профессиональной подготовки будущих педагогических кадров в условиях отечественных вузов, готовых жить и работать в новой России.
В подобной ситуации уместны слова Д. Белл, который еще в XX в. писал: «Университет как и любая другая форма институционализации знания будет центральным институтом в последующие сотни лет благодаря своей роли источника инноваций и знания» [Белл, 1999, с. 334]. Несмотря на то, что университеты России в начале XXI в. продолжают успешно реализовывать свои основные задачи, сюда можно отнести: подготовку будущих профессиональных кадров, синтезирование инновационных научных знаний, решение задач мировой науки в целом. Стало очевидным, что традиционный тип архитектуры организации образовательного пространства отечественного вуза сегодня уже сложно соотносится с системой мирового образования «открытого к глобальному рынку знаний, технологий и талантов» [Кузьминов, 2007, с. 46].
Также сложно данный тип архитектуры входит в рамки запросов к качеству современного профессионального образования, тем самым, требуя поиска новых эффективных подходов, форм и способов организации образовательного пространства в вузе. Обеспечить открытость образовательного пространства вузов РФ к мировому информационнообразовательному контенту стало возможным посредством информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой жизнедеятельности. Решение вопроса информатизации в сфере высшего профессионального образования привело к изменению и содержания, и методологии, и результата образовательного процесса. Среди педагогической общественности сформировалось прочное представление о том, что процессы информатизации и компьютеризации представляют колоссальный потенциал возможностей для интеллектуального развития подрастающего поколения, в связи с
этим работа с информацией и медиа становится главным содержанием профессиональной деятельности педагога.
В этой ситуации актуализируется вопрос разработки медиаобразовательного пространства высшего учебного заведения, гармонично вписывающего в социальные и экономические контексты информационного общества, имеющего доступ к содержанию мирового образовательного пространства. Как и на начальной стадии своего генезиса, информационное пространство, интернет-пространство, виртуальное пространство, медиаобразовательное пространство остаются скорее предметами дискуссий, чем устоявшимися направлениями современного познания. При этом, если каждое из рассматриваемых понятий, взятое как таковое, имеет соответствующую «литературу вопроса», то проблема медиаобразователь-ного пространства в образовании, несмотря на ее остроту, на сегодняшний день слабо изучена, а аспект проектирования открытого медиа-образовательного пространства России, активно взаимодействующего с глобальной инфосферой, представляется практически неразработанным.
Если медиаобразовательное пространство является частью исследовательского поля, охватывающего проблему организации открытого образовательного пространства, мы рассматриваем медиа- и образовательное пространства как взаимодополнительное, органично создающееся медиаобразовательное пространство на основе интеграции образования и информационной карты мира. Мы разделяем точку зрения, согласно которой «если этой взаимодополнительности нет, если нет обустройства перехода от одного типа пространства к другому, то свойства пространства искажаются, пространства искривляются, порождают кривые образы» [Иванова, 2008, с. 223]. Вслед за Л.А. Ивановой, мы рассматриваем медиаобразовательное пространство как «пропедевтику профессиональной жизни в первой четверти XXI в.» [Там же], в условиях непрерывного образования, незавершенного высшего профессионального образования, как пространство совместной профессиональной жизнедеятельности и встреч всех возрастных когорт профессионального сообщества для совместного решения профессиональных проблем в новых условиях информационного
общества, определение целей совместной профессиональной жизни, через соучастие в которой и получает человек профессиональное образование.
В медиаобразовательном пространстве разные возраста выступают как особые сознания культуры; в нем строится «диалог культур», «диалог возрастов», «диалог профессиональных интересов». Это пространство «амплификации, пространство полного выражения индивидуальных, возрастных и профессиональных возможностей» [Иванова, 2009, с. 41].
Анализ различных источников сети интернет показал, что сегодня для организации качественного процесса обучения все типы учебных учреждений ориентированы на построение своего внутреннего медиаобразователь-ного пространства. Объектом же настоящего исследования является медиаобразовательное пространство вуза (МОПВ). Данное понятие представляет собой модель нового пространства профессионального образования, поддержка которого происходит посредством современных информационных технологий.
По нашему мнению, медиаобразователь-ное пространство вуза решает ряд комплексных задач. С одной стороны, оно является специфическим социальным ресурсом, объединяющим в себе представителей профессионального сообщества (студент, преподаватель, потенциальный работодатель), а также постоянных пользователей (резидентов вуза), в зависимости от цели пребывания их в ме-диаобразовательном пространстве вуза, носящих различные статусы (наблюдающий, исследователь, потребитель, администратор и т.д.), в котором происходит профессиональнокультурный диалог, решаются образовательнопрофессиональные задачи. С другой стороны, это система взаимосвязанных электронных образовательных ресурсов, разработанных преподавателями вуза и медиа, находящихся в сети интернет, имеющих общий дидактический и медиаобразовательный потенциал; информационно-коммуникационных технологий, которые поддерживают создание, хранение, обновление и передачу всем субъектам образовательного процесса актуального учебного материала, в электронном формате, представляющего по своей сути огромную информационно-справочную базу разных областей знаний; автоматизирования учебно-
го процесса для осуществления компьютерной диагностики и контроля учебных знаний и умений.
Внутри медиаобразовательного пространства вуза происходит целенаправленный процесс формирования медиакомпетентности личности будущего педагога. Принимая во внимание позиции авторитетных медиапедагогов России, в лице А.В. Федорова, под меди-акомпетентной личностью будущего педагога, мы понимаем «способность личности осуществлять культуросообразные виды деятельности: поиск, отбор, использование, критический анализ, оценка информации; создание и передача медиатекстов, владение технологиями создания медиапродуктов, опыт в реализации социально значимых медиапроектов; опыт проектирования медиаобразовательного пространства для своих учащихся» [Федоров, 2007, с. 103].
Помимо медиакомпетентности будущего специалиста внутри медиаобразовательного пространства вуза происходит переосмысление роли, функций и деятельности обучающегося с позиций формирования у него учебной и профессиональной автономии (самостоятельности). Это означает формирование у него таких качеств личности, как инициативность, ответственность, рефлексия, самооценка и самоконтроль, готовность к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, что ценно с позиций современного работодателя. Таким образом, мы видим, что медиаобразова-тельное пространство дает личности, находящейся в нем, больше преимуществ.
Как и любое социальное пространство ме-диаобразовательное пространство вуза отличает высокая динамичность и вариативность содержания, расширение его рубежей через увеличение числа и сложности информационнообразовательных объектов, а также повышение плотности информационного слоя, увеличивающего свою насыщенность благодаря росту взаимосвязей между субъектами деятельности образовательного процесса. В ситуации медиатизированного общества появление технологий второго поколения (web 2.0) повлекло за собой ряд серьезных трансформаций и положительных последствий для построения ме-диаобразовательного пространства современного вуза.
На сегодняшний день разработанные технологии web 2.0 явились «катализатором революционных изменений в способах взаимодействия людей» [Дубов, 2008] в сетевом сообществе. Они предоставляют широкий спектр таких возможностей для организации учебного процесса на качественно новом уровне, как альтернативные способы действий всех объектов образовательного пространства; реализация самостоятельного поиска, освоения, накопления знаний и опыта студентами в процессе взаимодействия с сетевыми сообществами (студенческими, педагогическими, научными и т.д.). Преимуществом такого типа взаимодействия является отсутствие пространственных ограничений, а организация учебных или научных сообществ происходит значительно быстрее, по мере необходимости и без особых организационных усилий [Дубов, 2008].
Подобные перемены в парадигме привели к использованию в образовательном процессе следующих технологий: блоги (blogs), wiki-среды (wikispaces), RSS, web-портфолио (web-portfolio/ e-portfolio), виртуальный кабинет (virtual classroom), социальные медиаклассы (SMC - social media classroom) и т.д. С использованием технологий web2.0 в целях организации медиаобразовательного пространства вуза наступила новая эра дистанционного обучения, где ключевым звеном явился виртуальный кабинет (virtual classroom of E-learning). Анализ литературы вопроса показал, что в западной педагогике можно встретить еще один термин, имеющий аналогичное значение, - социальные медиаклассы (social media classroom). Последние разработаны «на основе сервисов web 2.0: системы создания и редактирования блогов и сайтов, системы коллективной работы WikiWiki (коллективное создание и редактирование контента, образовательных ресурсов), сервисов Гугл - Документы, Сайты, сервиса RuTube и др.» [Гергель, 2010], а также встроенных форумов, чатов, социальных закладок, RSS, микроблоггинга, виджетов, текстовых и видео комментариев. Оба звена ме-диаобразовательного пространства несут в себе колоссальный дидактический потенциал, являются активными интерактивными образовательными средами, реализуют одни и те же функции.
В истории дистанционного обучения понятие «виртуальный кабинет» (virtual classroom)
впервые было разработано на базе Принстонского университета на факультете социальной архитектуры профессором Сюзен Келлер в 1977 г. По мнению профессора Р. Хильц, автора книги «Виртуальный класс. Обучение без границ с помощью компьютерных сетей» (1995 г.), это был учебный класс, оформленный как «идеальный классный кабинет» XXI в. Это было инновационное на тот момент образовательное пространство, оснащенное современными информационными технологиями, позволяющими организовывать различные формы взаимодействия между участниками образовательного процесса, наполненное огромным количеством образовательный ресурсов [Hiltz, 1995, р. 5].
С тех пор прошло уже более трех десятилетий и концепция организации виртуальных кабинетов принципиально изменилась. Новую модель виртуального кабинета определила появившаяся и прочно вошедшая в современную жизнь каждого члена общества сеть интернет. Разбросав свои сети, создавая виртуальную модель реального мира, интернет стал незаменимым инструментом для организации всех звеньев медиаобразовательного пространства, в том числе виртуального кабинета. Сети интернет позволили современному преподавателю вуза самостоятельно расширять, пополнять, изменять контент медиаобразовательно-го пространства вуза; создавать эффективные условия медиаобразования, «самообразования и профессионального роста; использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности; общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов, участвовать в различных сетевых мероприятиях» [Виртуальный методический кабинет, http://sites.], другими словами, обеспечивать качественную информационноинтеллектуальную поддержку медиаобразова-тельного пространства учебного заведения, в котором он несет службу.
Однако с приходом данного образовательного инструмента в российскую педагогику в 2008 г., концепция «виртуального кабинета» была переосмыслена и коадаптирована к условиям отечественного образования, где большое внимание уделяется методическим знаниям и умениям преподавателя, как составляющих педагогической культуры личности педагога. Таким образом, в тезаурус отечественного
дистанционного обучения вошел термин «виртуальный методический кабинет» (ВМК), миссия которого заключается в информационнометодической поддержке и сопровождении учебного процесса образовательного учреждения на базе информационных технологий. Современные средства коммуникаций добавляют новые формы профессионального педагогического взаимодействия: электронная почта, телеконференции, чаты, форумы. В этих условиях важным направлением в развитии меди-аобразовательного пространства вуза является развитие системы или вернее сети виртуальной методической службы (кабинетов).
Анализ различных сайтов образовательной направленности показал, что на сегодняшний день существует необходимость создания «виртуальных методических кабинетов» в медиаобразовательном пространстве отечественных вузов. В связи с популярностью термина «виртуальный методический кабинет» в настоящее время существует множество определений. Контент анализ различных отечественных и западных образовательных сайтов представил ситуацию абстрактного понимания данной категории. В одних источниках он рассматривается «как инновационная форма методической работы, а как многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий для преподавателя к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности» [Виртуальный методический кабинет, http://sites.]. В других источниках как структурное подразделение конкретной научнометодической службы, отдельной кафедры, конкретного преподавателя [Всероссийский детский и молодежный центр аэрокосмического образования, http://edu.of.ru]. В-третьих, как «форма интерактивного общения преподавателей и студентов, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу» [Официальный сайт МОУ Лицея №12 Лениногорска, http://www.lenlic].
Проанализировав вышеприведенные определения, под термином «виртуальный методический кабинет» кафедры в вузе мы понимаем один из структурных сегментов меди-аобразовательного пространства вуза, представляющего собой интерактивную социальную образовательную среду, организуемую и
контролируемую конкретным подразделением вуза (кафедрой) или отдельным преподавателем, обеспечивающим взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (преподаватель, студент) с целью обеспечения информационно-методической поддержкой представителей сетевого профессионального педагогического сообщества, сопровождение и организация качественного учебного процесса образовательного учреждения, посредством информационных технологий поколения web2.0, обеспечение общей информационно-интеллектуальной поддержкой медиа-образовательного пространства вуза. Итак, определившись с пониманием термина «виртуальный методический кабинет», на наш взгляд, далее необходимо рассмотреть 5 групп функций, реализуемых внутри медиаобразова-тельного пространства вуза.
Первая функция - обеспечение деятельности структурно подразделения по совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе: информирование, консультирование сотрудников (лаборатории) кафедры по текущим перспективным задачам и решениям факультета в содержании и организации методической работы; информирование и консультирование студентов по организационно-методическим (ООП, УП, РП и т.д.), учебно-методическим (УМК, методические указания и т.д.), контрольнодиагностическим (тесты, контрольные вопросы к экзаменам и зачетам и т.д.), справочным материалам, обеспечивающим организацию аудиторной и самостоятельной работы студентов в освоении дисциплин и ООП специальности; совершенствование учебной, методической и отчетной документации, используемой в учебном процессе.
Вторая функция заключается в содействии научным исследованиям в области педагогики высшей школы, а именно: выявление и изучение новых достижений в педагогической практике кафедры педагогики и кафедр педагогики других вузов; оказание помощи студентам в подборе специальной литературы по проблемам высшей школы, по методикам организации педагогических исследований и экспериментальной работы; участие в организации виртуальных научно-методических конференций, совещаний, форумов, семинаров и обобщение результатов и опыта работы препо-
давателей кафедры; аккумулирование фонда электронных документов, создаваемых в образовательном учреждении (публикаций и работ преподавателей кафедры; лучших научноисследовательских работ студентов и др.).
Третья функция состоит в популяризации инновационных технологий, методов и средств обучения студентов, т.е. участие в подготовке выставок новинок учебно-методической литературы и технических средств обучения, используемых в высшем профессиональном образовании; сбор информации о передовых методах организации учебного процесса и распространение ее по кафедрам факультета; обмен опытом с другими факультетами и вузами по вопросам разработки и применения новых методов и средств обучения; участие в подготовке и проведении обучающих семинаров кафедр и факультетов по разработке и применению новых методов и средств обучения; создание банка педагогической информации как основы информационной службы кафедры для осуществления накоплений, систематизации информации по направлениям деятельности дополнительного образования; организация доступа к банку педагогической информации, доступ к электронным версиям педагогических изданий членов кафедры; поддержка деятельности педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, wеb-страниц, образовательных web-квестов, образовательных блогов, wiki-страниц и т.п.).
Четвертая функция заключается в обеспечении участниками образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования информационных ресурсов виртуального методического кабинета на коммуникативном (компьютерные сети) носителе: формирование фонда цифровых учебно-методических ресурсов; пополнение фонда информационными ресурсами сети интернет, базами и банками других учреждений и организаций.
Пятая функция заключается в формировании медиакомпетентности студентов, будущих специалистов, готовых жить и работать в условиях медиатизированного общества: создание условий для реализации самостоятельности в поиске информации с опорой на коммуникацию, развития навыков самообучения, обучение навыкам независимого виртуально-
го пользователя и потребителя информации, содействие интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы со СМИ; осуществление аналитико-синтетической переработки информации; содействие развитию профессиональной компетенции студентов, проведению аттестации учащихся, а также организации для них занятий по формированию информационной культуры [Положение о виртуальном методическом кабинете, 2009]. Контент-анализ виртуальных методических кабинетов различных кафедр, научно-методических объединений, факультетов и вузовских лабораторий показал, что на базе виртуального методического кабинета обеспечивается интерактивная учебно-методическая помощь студентам по проблемам образовательнопрофессиональной деятельности; организуется методическая поддержка преподавателям в инновационной деятельности; разрабатываются методические пособия и рекомендации; проводятся виртуальные заседания, конференции, форумы, семинары и др.; выявляются и популяризуются образцы актуального педагогического опыта; проводятся тематические педагогические выставки, выставки лучших научно-исследовательских работ студентов; разрабатываются перспективы использования в методической работе компьютерных технологий в образовательном процессе вуза [Положение о виртуальном методическом кабинете, 2009]. Каждый виртуальный методический кабинет имеет свою структуру и механизмы сбора, организации информации. На сегодняшний день в сети можно встретить различные структуры виртуального методического кабинета (http://www.gomulina.orc.ru/, http://metod. eniak.ru/, http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_ sluzva/ dist_inform .asp).
В целом структуру классического виртуального методического кабинета можно представить следующим образом: 1. Позвольте представиться, где размещена информация о владельце кабинета (кафедре, лаборатории, ведущем преподавателе). 2. Новости, сообщения. 3. О виртуальном методическом кабинете. цель, задачи, функции ВМК, там же может быть размещено положение о ВМК. 4. Документы виртуального методического кабинета: нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы образования; приказы, распоряжения и др. 5. Методическая копилка
обычно состоит из двух категорий - в помощь преподавателю и в помощь студенту. 6. В разделе для преподавателя размещены ценные методические рекомендации для организации образовательного процесса. 7. В разделе для студентов находится учебно-методическое сопровождение для СРС. В контент раздела -педагогическая мастерская - организована для преподавателей (будущих и настоящих). В данном разделе квалифицированные преподаватели могут поделиться своим опытом, а студенты своими идеями, которые будут апробированы в процессе педагогической практики. И последний раздел - медиатека - библиотека, отвечающая современному уровню, содержащая печатные издания, аудиовизуальные и электронные материалы, совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и проведения занятий.
Для создания виртуального методического кабинета существуют специальные бесплатные SaaS платформы, включающие в себя хостинг и систему управления сайтом, которые работают по принципам Web 2.0 и позволяют создавать сложнейшие проекты с необычайной простотой и скоростью. Лидерами среди таких платформ являются: UCOZ, 4 site CMS, General-CMS, Jimdo, Google sites, WikiWiki. Со стремительной скоростью «виртуальный методический кабинет» приобретает популярность.
Отдельные российские университеты создают на базе своих структурных подразделений ВМК, таким образом, обеспечивая качественную информационно-интеллектуальную поддержку медиаобразовательного пространства вуза. Так, кафедра педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ осуществляет серьезную работу по подготовке будущих педагогов к реализации медиаобразования в современной школе. Задает стратегическое направление в работе кафедры канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики Л.А. Иванова. В 2008-2009 учебном году под ее руководством в рамках идеи создания медиаобразовательного пространства вуза началась экспериментальная работа по разработке сети виртуальных методических кабинетов кафедры и внедрение их в образовательный процесс вуза. На кафедре сложилась система эффективных форм работы как с пре-
подавателями, так и со студентами через сеть виртуальных методических кабинетов. На сегодняшний день результатами такой работы стали виртуальные методические кабинеты каждого преподавателя кафедры педагогики (http://www.mediateacherXXI.ucoz.ru., www. edu-career.ucoz.ru, http://www.idea-pedagogika. ucoz.ru), миссия которых заключается в осуществлении дистанционного обучения, а также ИКТ-поддержке студентов.
В 2009 г. разработано положение о виртуальном методическом кабинете кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ! Ведущими преподавателями кафедры предложены специальные программы для ФПК, включающие модули, посвященные рассмотрению виртуального методического кабинета, читаются лекции, ведутся педагогические мастерские. Подводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу, что деятельность виртуального методического кабинета как отдельного звена медиа-образовательного пространства современного вуза создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования преподавателей и студентов: «Разноплановая структура виртуального методического кабинета находится в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому преподавателю найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно сможет реализовать свои профессиональные запросы и возможности» [Виртуальный методический кабинет, http://sites]. Практика показывает, что реализация таких современных форм компьютерных технологий в системе высшего профессионального образования должна быть частью целостной системы и комплекса мероприятий по развитию единого медиаобразовательного пространства.
Библиографический список
1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального проектирования/ Д. Белл. - М.: Академия, 1999.
2. Виртуальный методический кабинет. Ресурс регионального сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды ОУ» (приказ Министерства образования Нижегородской области №609 от 01.09.08) кафедры ИТ НИРО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sites. google.com/site/vmkniro/.
3. Всероссийский детский и молодежный центр аэрокосмического образования им. С.П. Королева. Мемориального музея космонавтики (ВДМЦ АКО)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:/^и. of.ru/vdmcako/defau1t.asp?ob_ш=44824
4. Гергель, В.А. Виртуальный методический кабинет как условие непрерывного повышения квалификации педагога/ В.А. Гергель// Информационные технологии в образовании: материалы науч.-практ. конф. НИРО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu. ru/2010/Tomsk/V/V-0-3. Мт1
5. Дубова, Н. Web 2.0: перелом в парадигме обучения/ Н. Дубова//Открытые системы [Электронный ресурс]. - 2008. - № 9. - Режим доступа: http://www. competentum. ги/аЛ1с^/е1еагт^/465
6. Иванова, Л.А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы/Л.А. Иванова// Педагогическая теория, эксперимент, практика / Под ред. Т.А. Стефановской. - Иркутск: Изд-во Иркут. Ин-та повыш. квалиф. работ. образования, 2008. -С. 215.
7. Иванова, Л.А. Коадаптация медиа- и образовательного пространства - залог успешного решения проблемы пространственной лакунарности в высшем профессиональном образовании/ Л.А. Иванова // Вестник ЯГУ. - 2009. - Т. 6, № 2. - С. 41.
8. Кузьминов, Я.И. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?/ Я.И. Кузьминов; Обществ. Палата Рос. Федерации.
- М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007. - С. 5-102.
9. Официальный сайт МОУ Лицея №12 Лениногор-ска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.lenlic.edusite.ru/p45aa1.html
10. Положение о виртуальном методическом кабинете кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ// Архив кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ - 2009.
11. Федоров, А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям/А.В. Федоров //Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - C.75-108.
12. Hiltz, S.R. The virtual classroom. Learning without limits via computer networks/ S.R. Hiltz. - USA: Ablex Publishing Co., 1995.
УДК 331.548
ББК 74.58я73
Т.А. Жданко
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ КАРЬЕРОЙ ИЛИ КАК СТАТЬ ЛИДЕРОМ» КАК ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ
Рассматривается инновационный формат взаимодействия в системе «вуз - школа» в ходе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Описан авторский дистанционный курс «Управление личной карьерой или как стать лидером», направленный на формирование конкурентоспособности личности, интенсивное развитие и саморазвитие личности школьников.
Ключевые слова: инновационный проект; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; дистанционный курс «Управление личной карьерой или как стать лидером»; лидерство; самоменеджмент; WEB-портфолио личных достижений; личная карьера; конкурентоспособность; тьюторство
T.A. Zhdanko
THE DISTANCE EDUCATION COURSE «CAREER MANAGEMENT OR HOW TO BECOME A LEADER»: A PROSPECTIVE FORMAT OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND SECONDARY SCHOOLS
The article highlights an innovative format of interaction between universities and secondary schools as a follow-up of the national educational initiative «Our New School». The author describes the distance educational course “Career Management or How to Become a Leader ” aimed at moulding of competitive personality, intensive development and self-development of the schoolstudent personality.
Key words: innovative project; national educational initiative «Our New School»; distance educational course «Career Management or How to Become a Leader»; leadership; self-management; web-portfolio of personal achievements; competitiveness; tutorship
© Жданко Т.А., 2011