г
Ч
EDUCATION ONLINE
j
а.м. гостин, доцент Создание и ведение
С.В. ПАНЮКОВА, профессор Рязанский государственный радиотехнический университет веб-ПОртфОЛИО студента
Статья посвящена вопросам использования технологии веб-портфолио для представления результатов деятельности студента работодателям, для мониторинга трудоустройства выпускников. Рассмотрены возможности специализированной социальной сети 4portfolio.ru длясозданияэлектронного портфолио учащихсяипедагогов.
Ключевые слова: карьерное портфолио, веб-портфолио, социальные сети, социальная сеть 4portfolio.ru
В последнее время в российских университетах большое внимание уделяется вопросам трудоустройства выпускников, повышению их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. Одним из негативных факторов, влияющих на уменьшение количества выпускников, трудоустроившихся по специальности,является недостаточная информированность работодателей [1]. Поэтому нужно обеспечить доступ работодателей к резюме, а еще лучше - кпортфолио студентов. В связи с этим важно понять, что должно быть отражено в портфолио студента и как разместить эту информацию, чтобы она была доступна работодателю.
Если вопросы структуры и содержания карьерного портфолио студента уже раскрыты в ряде публикаций 1, то вопрос доступности этой информации для вузов и работодателей остается пока открытым. Каждый вуз решает эту проблему самостоятельно, размещая на собственном сайте информацию о студентах. В данном случае кадровые агентства и отделы по работе с персоналом вынуждены искать работников на этих сайтах, что не всегда удобно. Есть еще одна проблема, которая не решается таким образом, - необходимость сбора ву-
зом информации о трудоустройстве и карьерном росте выпускников. После окончания учебного заведения резюме или портфолио студентов на сайте вуза, как правило, уже не обновляется. Мониторинг их профессиональной деятельности обычно превращается для руководителей вузов в серьезную проблему.
В связи с этим очень важно разместить портфолио студента таким образом, чтобы оно было доступно в течение нескольких лет не только выпускнику и вузу, но и работодателю. Само собой разумеется, все три стороны должны быть заинтересованы не только в размещении, но и в регулярном обновлении информации об успехах, достижениях и карьерном росте молодого специалиста.
Анализ современных сайтов для поиска работы показал, что они могут с успехом использоваться студентами и кадровыми агентствами, но не позволяют специализированным службам в вузах отслеживать карьеру выпускников. Сложно сделать это и с помощью сообществ выпускников в известных социальных сетях типа Fаcebook, «Одноклассники» или «ВКонтакте». Не все выпускники регистрируются в этих сетях и сообщают о себе подробную информа-
1 Разработка организационно-методического обеспечения ведения электронного портфолио студента и преподавателя в социальных сетях поддержана грантом РГНФ № 01201454301.
Education Online
127
цию. Наконец, данные о студенте, его портфолио в социальных сетях или на специализированных сайтах представлены в очень усеченном виде.
Решение задачи мониторинга профессиональной деятельности выпускника предполагает использование специализированной платформы для ведения непрерывного портфолио молодого специалиста, доступного и вузу, и работодателю. Основным требованием к подобной платформе становится возможность ее использования сразу тремя сторонами: выпускником, вузом, работодателем. Выпускник ведет карьерное портфолио и получает инструменты для само представления и профессионального роста, вуз собирает информацию о трудоустройстве выпускника, кадровые агентства обеспечены доступом к актуальной информации о молодом специалисте.
В отечественной и зарубежной образовательной практике для этих целей используются специализированные социальные сети, предназначенные для ведения непрерывного портфолио, - веб-портфолио (webfolio). Это интернет-базированный ресурс, который демонстрирует успехи и достижения владельца с помощью интернет-технологий и обеспечивает доступ к ним всем заинтересованным лицам вне зависимости от места работы или учебы.
В зарубежной системе образования технология портфолио, реализованного на базе Веб 2.0, используется не только для систематизации документальных подтверждений успехов и достижений учащегося или работника в различных областях деятельности, но и для электронной аутентификации личности и подтверждения профессиональных компетенций. Наиболее часто для этих целей используются социальные сети, созданные на базе специальной платформы для ведения веб-портфолио Mahara (http://www.mahara.org) [2; 3]. Некоторые отечественные вузы самостоятельно разрабатывают собственные плат-
формы или адаптируют (локализуют) зарубежные [4]. Особенно широкое распространение среди отечественных педагогов получили специализированные сайты для создания и ведения портфолио. Среди них наиболее известны:
• portfolio-edu.ru - проект «Портфолио учителей » министерства образования Пермского края;
• netfolio.ru - коммерческий проект для систематизации результатов профессиональной деятельности преподавателей;
• portfolios.ru - конструктор сайтов типа «портфолио» для фотографов и дизайнеров.
Сайты www.uchmet.ru,www.proshkolu.ru, nsportal.ru и другие, активно использующиеся в российском педагогическом сообществе, также претендуют на поддержку базовых функций электронного портфолио. Сайты имеют встроенный редактор для инфор-мационныхшаблонов, инструменты для написания личных сообщений, ведения блогов, вставки изображений, базовые средства коммуникации с поддержкой элементов социальных сетей. Основной недостаток - открытость большей части информации. Эти сайты не предназначены для ведения портфолио обучаемых, профессионального портфолио (кроме педагогов) и использования в учебном процессе.
Всероссийской площадкой для создания электронного портфолио учащихся и педагогов стала социальная сеть 4portfolio.ru. Веб-портфолио пользователя этой площадкой включает в себя три раздела: сайт-портфолио, закрытое от посторонних персональное информационное пространство в «облаках» и социальную сеть. Эффективность создания и ведения веб-портфолио определяется нацеленностью функционала специализированной социальной сети на решение следующих задач: представление учениками и педагогами своих достижений, создание и хранение в цифровом формате полученных дипломов и сертификатов, грамот, отзы-
128
Высшее образование в России • № 4, 2014
вов об уровне компетенций, оценок выполненных рефератов, докладов, исследовательских проектов; организация информационной деятельности и информационного взаимодействия пользователей сети, ведение ими блогов, обсуждение актуальных вопросов на форумах.
Создание портфолио - интересный и творческий процесс, позволяющий студенту собрать в одном месте результаты, достигнутые им за время обучения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, общественной), систематизировать их и предъявить в выгодном свете, продемонстрировать умение мыслить и действовать самостоятельно, решать нетрадиционные задачи [5, с. 48]. Социальная сеть 4portfolio.ru предоставляет пользователям инструментарий для ведения блогов, написания комментариев, обмена мнениями, участия в форумах, создания сообществ, дистанционного общения педагогов, обучаемых и их родителей.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека в определенный период его деятельности. Его рекомендуется вести с первых дней учебы в вузе. Есть возможность размещения на страничках фото выполненных студентом работ и личного видео-резюме. В ходе заполнения портфолио следует учитывать требования работодателя к личностным качествам работника (коммуникабельность, общительность, умение работать в команде). Грамотно заполненное портфолио станет одним из важных способов привлечения внимания работодателей к персоне выпускника. Такое портфолио можно продемонстрировать не только друзьям, педагогам, родственникам и работодателю, но и на ярмарках вакансий, карьерных форумах.
Принимая во внимание инструментарий социальной сети 4portfolio.ru, перечислим возможности ее использования в учебном процессе. Технология веб-портфолио раздвигает временные и территориальные рам-
ки вуза, позволяет приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышает мотивацию и степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс, делает учебный процесс эффективнее, интереснее, ярче и доступнее. Благодаря постоянному взаимодействию обучаемых и педагогов в сети в удобное для них время процесс обучения становится не зависящим от времени и места нахождения студента и преподавателя. Сеть может быть использована в дистанционном обучении. Представленный студентом контент поможет педагогу лучше узнать студента, оценить уровень его подготовки, образовательные достижения, успехи в науке и общественной жизни, построить индивидуальную траекторию обучения.
Сетевые сообщества целесообразно использовать для работы над совместными проектами. Каждый участник проекта может предлагать, дополнять и обсуждать собранные материалы со своими друзьями и коллегами из разных городов и стран. Рефераты, доклады, контрольные работы, эссе можно представлять для просмотра, комментариев и оценки в виде страничек сайта. Странички портфолио закрыты от посторонних, но при желании автора они могут быть открыты любому пользователю или группе пользователей (членам сообщества, студентам группы, всем студентам вуза), работодатель может ознакомиться здесь с разными аспектами деятельности студента.
Следует обратить внимание еще на одну возможность: выделение мини-сети специально для конкретного вуза. В этом случае в вуз передаются права администрирования собственного информационного пространства, модерирования сообщений, создания сообществ, анализа открытой пользователями для внешнего просмотра информации. Администратор вуза может зарегистрировать всех студентов в добровольно-принудительном порядке. Вуз получает возмож-
Education Online
129
ность поддерживать общение с выпускниками, рассылать им сообщения, собирать и анализировать информацию о профессиональном росте и трудоустройстве студентов. Подобный инструментарий обеспечивает специализированные службы вуза ценными данными.
Принимая во внимание выделенные выше особенности создания и ведения студентами веб-портфолио, можно рассматривать данную технологию в качестве перспективной и востребованной в отечественной системе высшего образования.
Литература
1. Гуртов В.А., Питухин Е.А., М.Ю. Насад-кин. Эффективность деятельности вузов с позиций трудоустройства выпускников
// Высшее образование в России. 2013. №10. С. 19-27.
2. Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Разра-
ботка е-портфолио студента средствами веб-приложения Mahara // Информатика и образование. 2013. № 5.
3. Гостин А.М., Панюкова С. В., Самохина
Н.В., Сапрыкин А.Н. Инструментарий Веб 2.0 для создания и ведения портфолио // Информатика и образование. 2013. №10.
4. Федорова М.А. Портфолио научно-иссле-
довательской деятельности студента // Высшее образование в России. 2013. № 89. С. 158-160.
5. Кныш И.А., Переверзев В.Ю., Прудков С.А.
Портфолио студента образовательного учреждения СПО: Методические рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) «портфеля достижений студента». М.: Е-Медиа, 2007.
Авторы:
ГОСТИН Алексей Михайлович - к. техн. наук, доцент, директор Центра новых информационных технологий, Рязанский государственный радиотехнический университет, gostin.a.m@rsreu.ru
ПАНЮКОВА Светлана Валерьевна - д. пед. наук, профессор, Рязанский государственный радиотехнический университет, s.panyukova@mail.ru
GOSTIN A.M, PANYUKOVA S.V. CREATION AND MAINTENANCE OF THE CAREER WEB PORTFOLIO OF STUDENTS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Abstract. The article is devoted to students’ web-portfolio technologies, which enable to present the results of students’ academic activities to employers and to monitor job placement and career development of graduates. The article discusses the benefits and possibilities of a special social network 4portfolio.ru for designing web-portfolio of students and teachers.
Keywords: career portfolio, web-portfolio, social networks, social network 4portfolio.ru
References
1. Gurtov V.A., Pitukhin E.A., Nasadkin M. Y.
(2013) [The effectiveness of the activities of universities from the positions of employment of graduates]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 10, pp. 1927 (In Russ.)
2. Smolyaninova O.G., Imanova O.A. (2013)
[Development of student’s e-portfolio by means of Web application Mahara]. Informa-tika i obrazovanie [Informatics and education]. No 5. (In Russ.)
3. Gostin A.M., Panyukova S.V., Samokhina N.V.,
A. Saprykin. (2013) [Web 2.0 tools to create and maintain the portfolio]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. No 10, pp. 64-69. (in Russ.)
4. Fedorova M.A. (2013) [Student’s portfolio of
research activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No 8-9, pp. 158-160. (in Russ.)
5. Knysh I.A., Pereverzev V.Y., Prudkov S.A.
(2007) Portfolio studenta obrazovatel’nogo uchrezhdeniya SPO: Metodicheskie rekomen-datsii po strukture, tekhnologii organizatsii
130
Высшее образование в России • № 4, 2014
i otsenke (reytingovaniyu) «portfelya mendations on the structure, organization and
dostizheniy studenta» [Student’s portfolio in rating of student’s “portfolio of achieve-
educational institution: methodical recom- ments”]. Moscow: E-Media Publ., 48 p.
Authors:
GOSTIN Aleksey M. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Director of Center of new information technologies, Ryazan State Radio Engineering University, gostin.a.m@rsreu.ru PANYUKOVA Svetlana V. - Dr. Sci. (Pedagogical), Prof., Ryazan State Radio Engineering University, s.panyukova@mail.ru
с.в. Куликова, доцент Использование Интернет-
Н.А. КАМЕНЕВА, доцент ИСТОЧНИКОВ
Московский государственный
университет экономики, в преп°Давании
статистики и информатики ЭКОНОМИЧеСКИХ ДИСЦИПЛИН
В данной работе рассматриваются возможности повышения эффективности процесса обучения за счет применения источников экономической и научной информации. Авторы наглядно показывают, что для повышения качества образования необходимо использовать Интернет-ресурсы, которые прошли предварительную экспертную оценку, были сгруппированы и классифицированы по определенным признакам. Такой подход позволяет не тратить время занятия на поиск источников информации.
Также подчеркивается необходимость формирования у студентов соответствующих информационных компетенций.
Ключевые слова: информационные ресурсы, преподавание экономических дисциплин, маркетинговые исследования, деловые Интернет-ресурсы, биржевая и финансовая информация, патентная информация, Интернет-трейдинг, информационные компетенции
Введение
Преподавание экономических дисциплин, как правило, предполагает применение Интернет-источников в работе студентов. В то же время распространена ситуация, когда студенты могут потратить слишком большую часть учебного времени на поиск самих источников. Если речь идет о специализированных дисциплинах,посвя-щенных аналитическим исследованиям рынка или информационным ресурсам, то практикум предусматривает использование только электронных источников информации. Практика показывает, что, когда преподаватель ставит перед студентами информационную проблему, они в первую оче-
редь начинают искать ответы, используя поисковые системы. Но для эффективного поиска посредством языка запросов необходимо глубокое изучение предметной области и составление тезауруса, что в задачи дисциплины не входит. В ходе преподавательской и исследовательской деятельности авторы статьи пришли к выводу, что в процессе разработки учебно-методического комплекса по дисциплинам преподаватель может создать каталог источников метаинформации (информации об информации), представляющий собой выборку Интернет-ресурсов по определенным критериям. Этими критериями могут быть: репутация поставщика информации, уровень