Научная статья на тему 'Электронное портфолио как составная часть технологии карьерного продвижения обучающегося'

Электронное портфолио как составная часть технологии карьерного продвижения обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ПОРТФОЛИО КАРЬЕРНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ (ПКП) / РЕЗЮМЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВЫПУСКНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ / ELECTRONIC PORTFOLIO / PORTFOLIO FOR CAREER ADVANCEMENT (PCA) / CV / SOCIAL NETWORKS / GRADUATE / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышева Елена Владимировна, Губанова Елена Викторовна

Статья посвящена актуальному вопросу использования современных технологий планирования карьеры обучающегося через введениев образовательных учреждениях электронного портфолио для представления результатов достижений студентов работодателям, а также мониторинга трудоустройства выпускников. Рассмотрены варианты возможного размещения электронных портфолио обучающихся в сети интернет, системах управления обучением образовательных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышева Елена Владимировна, Губанова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PORTFOLIO AS COMPONENT OF TECHNOLOGY OF CAREER PROMOTION OF THE STUDENT

Article devoted to topical issues of use of modern technology career planning through the introduction of the student in the educational institutions of the electronic portfolio for the presentation of the results of students achievements of employers, as well as the monitoring of employment of graduates. The variants of the possible deployment of the electronic portfolio of students on the Internet, learning management systems, educational organizations

Текст научной работы на тему «Электронное портфолио как составная часть технологии карьерного продвижения обучающегося»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 УДК:002+004.1/378.146

Латышева Елена Владимировна, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой документоведения и архивоведения Таврической академии (структурное подразделение) КФУ им. В.И. Вернадского e-mail: elenaipad2@gmail.com

Губанова Елена Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Таврической академии (структурное подразделение) КФУ им. В.И. Вернадского, директор РЦСТ КФУ им. В.И. Вернадского

e-mail: otvtnu@mail.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТЕХНОЛОГИИ КАРЬЕРНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ1

Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу использования современных технологий планирования карьеры обучающегося через введениев образовательных учреждениях электронного портфолио для представления результатов достижений студентов работодателям, а также мониторинга трудоустройства выпускников. Рассмотрены варианты возможного размещения электронных портфолио обучающихся в сети интернет, системах управления обучением образовательных организаций.

Ключевые слова: электронное портфолио, портфолио карьерного продвижения (ПКП), резюме, социальные сети, выпускник, работодатель.

1 Настоящая работа выполнена при поддержке Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2015-2024 годы в рамках реализации академической мобильности по проекту ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» «Поддержка академической мобильности работников университета на заявительной основе - ПМР» в ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина».

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 Latysheva Elena Vladimirovna, doctor of historical sciences, professor, department chair of document science and archive science of the Taurian academy (structural division) of KFU of V. I. Vernadsky e-mail: elenaipad2@gmail.com

Gubanova Elena Viktorovna, Candidate of Law Sciences, the associate professor of the criminal law and criminology of the Taurian academy (structural division) of KFU of V. I. Vernadsky, the director of RTsST KFU of V. I. Vernadsky e-mail: otvtnu@mail.ru

ELECTRONIC PORTFOLIO AS COMPONENT OF TECHNOLOGY OF CAREER PROMOTION OF THE STUDENT

Abstract: article devoted to topical issues of use of modern technology career planning through the introduction of the student in the educational institutions of the electronic portfolio for the presentation of the results of students achievements of employers, as well as the monitoring of employment of graduates. The variants of the possible deployment of the electronic portfolio of students on the Internet, learning management systems, educational organizations.

Key words: electronic portfolio, portfolio for career advancement (PCA), CV, social networks, graduate, employer.

Развитие карьерного и профессионального роста обучающихся в процессе получения образования, содействие в трудоустройстве студентам и выпускникам, их адаптация на рынке труда обеспечивается в образовательном учреждении различными методами и технологиями. Выдвигают на первый план наряду с главной задачей высшего и среднего профессионального образования - комплексной подготовкой конкурентоспособных специалистов необходимость внедрения системы активного взаимодействия студента и потенциального работодателя.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016

Одной из технологий планирования карьеры обучающегося, активно внедряемой в вузах и колледжах, является портфолио карьерного продвижения (далее - ПКП). Такая технология уже достаточно хорошо зарекомендовала себя в западных странах, в Российской Федерации этот подход только начинает активно применяться. Безусловно, учреждения образования используют все возможные площадки для информирования абитуриентов о направлениях подготовки и специальностях, по которым ведется образовательная деятельность в данном учебном заведении, о рейтинговых оценках, количестве выпускников, о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Однако, негативным, фактором, влияющим на количества выпускников, трудоустроившихся по специальности, остается недостаточная информированность работодателей об индивидуальных, личностных, профессиональных достижениях и интересах студентов. Обеспечение доступа работодателей к портфолио студентов дало бы возможность студенту начать свою профессиональную деятельность в соответствии с получаемой специальностью, развивать и реализовывать на практике свои профессиональные компетенции, а для предприятия - осуществлять целевой кадровый подбор. В связи с этим важно понять, что должно быть отражено в портфолио студента, как разместить информацию, чтобы она была оперативно доступна и полезна работодателю и обеспечивала защиту прав и интересов студента, в т.ч. его персональных данных.

Опираясь на опыт российских образовательных учреждений и анализируя направления студенческой активности, мы пришли к выводу, что ПКП в обязательном порядке включает следующие документы:

- профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;

- список освоенных студентом учебных курсов, как основных, так и дополнительных, включая специализацию, тренинги, семинары,мастер-классы и др.;

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016

- свидетельства или иные документы о получении дополнительного профессионального образования;

- перечень внеучебных мероприятии, в которых студент на практике применял навыки лидерства (староста группы, руководитель или член студенческого научного общества, спортивной команды, студенческого движения, волонтерство и т.п.);.

- план развития карьеры студента (Описание карьерного потенциала);

- рекомендации, отзывы, благодарности за участие в форумах, конференциях, семинарах и т.п.;

- свидетельства о получении именных стипендий (президентской, республиканской, университетской и т. п.);

- свидетельства, дипломы о личных спортивных и других достижениях;

- отчеты и отзывы о прохождении учебных и производственных практик;

- рекомендательные письма от преподавателей, кураторов и представителей деканата;

- иные документы, содержащие сведения о тематике курсовых и выпускных квалификационных работ; темы илитексты докладов на научно-практических конференциях; темы публикаций в профессиональных журналах и т.п.

В ходе заполнения ПКП следует обратить внимание на описание информации о личностных качествах студента как работника (коммуникабельность, общительность, умение работать в команде и т.д.), учитывать, что те или иные качества зачастую являются значимыми для работодателя при подборе соискателя на открытую вакансию. Грамотно заполненное портфолио станет со временем одним из важных способов привлечения внимания работодателя к персоне выпускника. Такое портфолио

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 можно будет демонстрировать при прохождении собеседования, выставлять на ярмарках вакансии, карьерных форумах.

Таким образом, портфолио карьерного продвижения - это документ, предоставляющий возможность фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижении личности в определенный период его деятельности. ПКП рекомендуется вести студенту с первых дней учебы.

Если вопросы структуры и содержания карьерного портфолио студента уже раскрыты в ряде публикации, то вопрос о доступности этой информации для служб содействия трудоустройству студентов и выпускников, а также для работодателей, остается пока открытым.

Как правило, вузы самостоятельно решают эту проблему, размещая на своем официальном сайте информацию о студентах, подавших резюме или обратившихся в службы содействия трудоустройству выпускников в поисках первого места работы. Нельзя не согласится с авторами статьи «Создание и ведение карьерного веб портфолио студента» Гостиным А.М. и Панюковой С.В., которые отмечают, что в данном случае кадровые агентства и отделы по работе с персоналом вынуждены искать работников на этих сайтах, что не всегда удобно. Есть еще одна проблема, которая не решается таким образом, - необходимость сбора вузом информации о трудоустройстве и карьерном росте выпускников. После окончания учебного заведения резюме или портфолио студентов на саийте вуза, как правило, уже не обновляется и мониторинг их профессиональной деятельности обычно превращается для руководителей вузов в серьезную проблему.

Получается, что необходимо разместить портфолио студента так, чтобы оно было доступно в течение нескольких лет после получения образования не только выпускнику, но и вузу, и работодателю. При этом все стороны должны быть заинтересованы не только в размещении, но и в регулярном обновлении информации о карьерном росте молодого специалиста.

На сегодняшний день сложно специализированным службам в образовательных учреждениях отслеживать карьеру выпускников. Это

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 невозможно осуществить и с помощью сообществ выпускников в известных социальных сетях типа Fаcebook, «Одноклассники» или «ВКонтакте», так как не все выпускники регистрируются в этих сообществах и сообщают о себе подобную информацию.

Решение задачи мониторинга профессиональной деятельности выпускника требует использования специализированной платформы, доступной сразу трем сторонам: выпускнику, вузу, работодателю. Таким образом,випускник сможет вести свое персональное карьерное портфолио и использовать ПКП как инструмент саморекламы, вуз - получать информацию о трудоустройстве выпускника, кадровые агентства и работодатели будут обеспечены доступом к актуальной информации о молодом специалисте.

В отечественной и зарубежной образовательной практике для этих целей используются специализированные социальные сети, предназначенные для ведения непрерывного портфолио - веб-портфолио ^еЬ^эНо). Это интернет-ресурс, который демонстрирует успехи и достижения владельца с помощью интернет-технологий и обеспечивает доступ к ним всем заинтересованным лицам вне зависимости от места работы или учебы.

Сайты www.uchmet.ru,www.proshkolu.ru, шроЛа1.гаи другие, активно использующиеся в российском педагогическом сообществе, также претендуют на поддержку базовых функций электронного портфолио. Данные саийты имеют встроенный редактор для информационных шаблонов, инструменты для написания личных сообщений, ведения блогов, вставки изображений, базовые средства коммуникации с поддержкой элементов социальных сетей. Основной недостаток - открытость большей части информации. К сожалению, эти сайй не предназначены для ведения портфолио студента, профессионального портфолио (кроме педагогов) и использования в учебном процессе.

Всероссийской площадкой для создания электронного портфолио учащихся и педагогов стала социальная сеть 4portfolio.ru. Веб-портфолио пользователя этой площадкой включает в себя три раздела: саийт портфолио, закрытое от посторонних персональное информационное пространство в

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 «облаках» и социальную сеть. Эффективность создания и ведения веб-портфолио определяется нацеленностью функционала специализированной социальной сети на решение следующих задач: представление обучающимися и преподавателями своих достижений, создание и хранение в цифровом формате полученных дипломов и сертификатов, грамот, отзывов. [4, С. 128.]

Некоторые отечественные вузы самостоятельно разрабатывают собственные платформы или адаптируют (локализуют) зарубежные [3].

Следует обратить внимание на возможность выделения минисети специально для конкретного образовательного учреждения, и вполне возможно, именно она будет являться площадкой размещения ПКП обучающихся.

В этом случае университету передаются права администрирования собственного информационного пространства, модерирования сообщений, создания сообществ, анализа открытой пользователями для внешнего просмотра информации. Администратор данного образовательного учреждения может регистрировать всех студентов и получать возможность поддерживать общение с выпускниками, рассылать им сообщения, собирать и анализировать информацию о профессиональном росте и трудоустройстве студентов. Подобный инструментарий необходимыми данными обеспечивает специализированная служба образовательного учреждения.

Сегодня в Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского ведется работа, направленная на внедрение электронного портфолио карьерного продвижения студента и выпускника. Успешно действуют тематические группы «Региональный центр содействия трудоустройству и развития карьеры студентов и выпускников КФУ» и «Банк вакансий», в которых более полутора тысяч подписчиков. В группы обращаются и работодатели и кадровые агентства для поиска соискателей на вакантные должности. Данные группы имеют ресурс размещения электронного резюме. В стадии разработки находится официальный сайт Регионального центра содействия трудоустройству и развития карьеры студентов и выпускников КФУ им. В.И. Вернадского, где предусмотрена возможность размещения студентом и выпускником

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 электронного портфолио и его корректировки с учетом новых профессиональных достижений выпускника.

Можно с уверенностью утверждать, что данная технология является перспективной в отечественной системе высшего и среднего профессионального образования.

Список литературы:

1. Гуртов В.А., Питухин Е.А., М.Ю. Насадкин. Эффективность деятельности вузов с позиций трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 19-27.

2. Гостин А.М., Панюкова С.В., Создание и ведение карьерного веб-портфолио студента // Высшее образование в России. 2014 № 4. С. 127-129

3. Федорова М.А. Портфолио научно-исследовательской деятельности студента // Высшее образование в России. 2013. № 8- 9. С. 158-160.

4 Гостин А.М., Панюкова С.В., Создание и ведение карьерного веб-портфолио студента // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 127-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.