УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
УДК 330.1
Светлана Валерьевна Панюкова,
д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры дистанционных образовательных технологий Рязанского государственного радиотехнического университета Тел. (4912) 46-03-74 Эл. почта: [email protected]
Алексей Михайлович Гостин,
к.т.н., доцент, директор Центра новых информационных технологий Тел. (4912) 46-04-21 Эл. почта: [email protected]
Светлана Викторовна Авилкина,
к.п.н., доцент, зам. директора по научной работе Рязанского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел. (4912) 24-03-09 Эл.почта: [email protected]
В статье предложен подход к внедрению в процесс управления человеческим капиталом новых информационных технологий. Проведен анализ современного состояния человеческого капитала в России, его мобильности. Представлены результаты использования сервисов социальных сетей для построения веб-портфолио студента и преподавателя вуза. Сформулированы основные направления использования облачных технологий в управлении российским человеческим капиталом, в решении проблем, связанных с трудоустройством выпускников учреждений образования.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, социальная сеть, мобильность человеческого капитала, портфолио, Интернет-технологии.
Svetlana V. Panyukova
Doctorate of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of remote educational technologies, the Ryazan state radio engineering university
Tel. (4912) 46-03-74 E-mail: [email protected]
Alexey M. Gostin
PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Center of new information technologies Tel. (4912) 46-04-21 E-mail: [email protected]
Svetlana V. Avilkina
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Deputy
Head for Scientific research,
Moscow State University of Economics, Statistics
and Informatics (MESI),
Ryazan Branch
Tel. (4912) 24-03-09
E-mail: [email protected]
THE HUMAN CAPITAL MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY
In the article an approach to introduction in the human capital management of new information technologies is offered. The analysis of a current state of the human capital in Russia, its mobility is carried out. Results of using social networks services for creation of a web portfolio of the student and the teacher in higher education institution are presented. The main directions of using cloudy technologies in Russian human capital management, in the solution of the problems connected with graduate's employment are formulated.
Keywords: human capital, education, social network, mobility of the human capital, portfolio, Internet technology.
1. Введение
Человеческий капитал в условиях информационного общества становится ресурсом, обеспечивающим рост национальной экономики. Всё более признанным становится утверждение о том, что человеческий капитал — это ценный ресурс общества, имеющий большее значение, чем природные ресурсы.
В традиционной трактовке человеческий капитал представляет собою совокупность знаний, умений и иных качеств человека, которые используются при производстве общественных благ. Однако при управлении человеческим капиталом необходимо учитывать, что данный экономический феномен неоднороден и имеет сложную внутреннюю структуру. Помимо интеллектуальной составляющей в основные активы человеческого капитала можно включить капитал здоровья, капитал подготовки на производстве, капитал мобильности и др.
2. Основные тенденции развития мобильности человеческого капитала в России
Мобильность человеческого капитала позволяет субъектам микроэкономики оптимальным образом задействовать ресурсы рынка труда. В настоящее время появляется возможность способствовать повышению мобильности с помощью использования новых информационных технологий. Например, для выпускников всех звеньев профессиональной школы актуален вопрос трудоустройства. На рынке труда конкурентоспособность выпускника и его востребованность будет определяться не только полученными знаниями и практическими умениями, но и способностью представить в лучшем свете результаты своей деятельности. Приступая к поиску работы, выпускник вуза составляет резюме, в котором описывает полученные знания, умения, навыки. Работодателю важно продемонстрировать умение мыслить, творить и действовать самостоятельно, решать нетрадиционные задачи. Сложно в кратких строчках резюме наглядно продемонстрировать уровень профессионализма выпускника, представить таланты и уникальные способности, личностные качества и богатый внутренний мир. Для этих целей используют портфолио.
Вопрос создания и ведения портфолио достижений в высших учебных заведениях весьма актуален. Использование для построения портфолио удобных и легко настраиваемых сервисов социальных сетей обеспечивает формирование личного Интернет-пространство для каждого студента и преподавателя вуза. В качестве платформы для ведения веб-портфолио была выбрана социальная сеть 4portfolio.ru. Работы по разработке организационно-методического обеспечения для ведения электронного портфолио студентов и преподавателей в социальных сетях были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ).
Этот проект дает возможность оптимизировать мобильность человеческого капитала и сократить разрыв, имеющийся в российской экономике, между предложением работников и спросом на них. Рассмотрим основные тенденции мобильности человеческого капитала в России в последние десятилетия. Анализ состояния человеческого капитала в России свидетельствует о том, что проблемы его рационального использования остаются нерешенными, несмотря на реализацию национальных проектов. Human Development Index (HDI) / Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах мира, ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов. В 2013 году Россия занимает 55 место в рейтинге ИРЧП (см. табл.1).
Между тем дальнейшая модернизация экономики невозможна без достаточно мобильного человеческого капитала. При анализе человеческого капитала в Российской Федерации необходимо так же учитывать специфику 83 субъектов, которые значительно отличаются по экономическому потенциалу и уровню социального развития. Территории, более развитые экономически, имеют и более высокий показатель развития человеческого потенциала, а в депрессивных регионах, где уровень жизни населения крайне низок, меньше и объем
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) стран мира ■
Таблица 1. - 2013 (фрагмент)
Место Страна ИРЧП Место Страна ИРЧП
20 Франция 0.893 41 Объединенные Арабские Эмираты 0.818
21 Словения 0.892 41 Латвия 0.818
21 Финляндия 0.892 43 Португалия 0.816
23 Испания 0.885 44 Литва 0.814
24 Лихтенштейн 0.883 45 Аргентина 0.811
25 Италия 0.881 46 Сейшельские Острова 0.806
26 Великобритания 0.875 47 Хорватия 0.805
26 Люксембург 0.875 48 Бахрейн 0.796
28 Чехия 0.873 49 Багамские Острова 0.794
29 Греция 0.860 50 Беларусь 0.793
30 Бруней 0.855 51 Уругвай 0.792
31 Кипр 0.848 52 Черногория 0.791
32 Мальта 0.847 53 Палау 0.791
33 Эстония 0.846 54 Кувейт 0.790
33 Андорра 0.846 55 Россия 0.788
35 Словакия 0.840 56 Румыния 0.786
36 Катар 0.834 57 Саудовская Аравия 0.782
37 Венгрия 0.831 57 Болгария 0.782
38 Барбадос 0.825 59 Панама 0.780
39 Польша 0.821 59 Куба 0.780
40 Чили 0.819 61 Мексика 0.775
человеческого капитала. Так, выросла концентрация населения в регионах с высоким значением ИРЧП. Некоторые крупные регионы преодолели барьер значения 0,800 (Московская, Нижегородская, Ростовская области, Краснодарский край и др.). Если в 2006 году в регионах с высоким уровнем развития человеческого потенциала проживало менее четверти населения России, в 2007 - треть, то в 2008 году - уже более половины. Это является важным следствием десятилетия экономического роста. В тоже время наблюдается почти полное исчезновение регионов с относительно низким уровнем ИРЧП (до 0,750). Лишь в трех регионах ИРЧП ниже 0,750 — это Республики Тыва, Еврейская автономная область и Алтай.
3. Применение интернет-технологий при управлении человеческим капиталом
В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Т.Шульц обосновал тезис о том, что если образование влияет на производство и имеет значение для экономики, то оно является формой капитала. Шульц отнес к инвестициям в человеческий капитал затраты на образование, самообразование, повышение опыта на работе, а также капиталовложения в сферу образования, науки и здравоохранения. Инвестиции, которые вкладываются в образование, должны
эффективно работать. Однако эти инвестиции могут не оправдывать себя в том случае, если полученное образование и квалификация не будут использованы в трудовой деятельности индивида, когда выпускник вуза не трудоустроен по своей специальности. Поэтому актуальным становится планирование затрат на разработку систем, позволяющих оптимально реализовывать уже имеющийся интеллектуальный потенциал, на проектирование технологий, которые позволят работодателю находить качественные кадры для компании, не брать на работу «кота в мешке», а детально знакомиться с претендентами на вакантную должность.
Примером технологии, которая позволяет более эффективно использовать интеллектуальный потенциал в целях экономического развития страны является проект по разработке регламентов использования технологии Web 2 для создания и ведения электронного портфо-лио преподавателями и студентами вузов для самопредставления своих успехов и достижений, создания контента, обеспечения открытости представляемой студентами и преподавателями информации, вступления в различные профессиональные сообщества или сообщества по интересам для обмена информацией, организации дистанционного обучения и консультаций студентов.
Актуальность проекта определяется новой волной социальной активности студентов и преподавателей вузов, бурным развитием инструментария
социальных сетей; совершенствованием технических возможностей средств телекоммуникаций, программных и аппаратных решений для эффективного представления больших объемов текстовой, аудио и видео информации в сетях и, как следствие, необходимостью проведения дополнительных исследований в области педагогической теории и практики, поиска новых подходов к представлению и объективной оценке профессиональных достижений преподавателей, к представлению личностных и образовательных достижений студентов.
Разработка в рамках проекта рекомендаций и инструктивно-нормативных материалов по созданию и ведению электронного портфолио в социальных сетях обеспечит студентов, не только знаниями и умениями эффективного и грамотного самопредставления своих достижений, но удобным инструментарием для дальнейшего наполнения и ведения портфолио в будущей профессиональной деятельности.
Основная цель создания портфолио студента - сбор и наглядное, красочное представление основных достижений в процессе обучения в вузе. Создание портфолио - интересный и творческий процесс, позволяющий собрать в одном месте результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, общественной) за время обучения, систематизировать их и представить в самом выгодном свете. Особенную активность в ведении и заполнении портфолио проявляют студенты, которым есть что рассказать о себе и своих успехах.
Портфолио или портфель достижений студента - это способ накопления индивидуальных образовательных, профессиональных, творческих и личных достижений его владельца. Коллекционирование достижений в виде портфолио - это не только дань моде, но и реальная возможность представить себя и свои достижения в самом лучшем виде. Грамотно заполненное портфолио станет одним из важных способов привлечения внимания работодателей к персоне выпускника. Рекомендуется вести портфолио своих успехов и достижений с первых дней учебы в вузе.
В некоторых вузах система для создания портфолио является частью автоматизированной системы управления учебным заведением. В этом случае электронное портфолио размещается на официальном сайте. Пока
Экономика, Статистика и Информатика
185
№1, 2014
Портфошо документов Портфолио отзывов
Рис. 1. Одна из Web-страниц социальной сети 4portfolio.ru
студент учится в вузе, он заполняет портфолио, но при переходе из одного учебного заведения в другое или после его окончания администрация ограничивает или закрывает доступ автора к собственной информации.
Расширение использования Интернет во всех сферах человеческой деятельности способствовало развитию и совершенствованию функциональных возможностей социальных сетей. Ответом на новые вызовы, следующим закономерным этапом развития технологии портфолио стало появление его новой формы, которая получила название веб-портфолио ^еЬМю). В начале 2000-ых веб-портфолио студента представляло собой веб-сайт, на котором отражались результаты учебной, научной, практической деятельности (результаты выполнения лабораторных заданий, проектных работ, научно-исследовательской деятельности и пр.).
Чем отличается интерактивное веб-портфолио от своих предшественников? В качестве примера рассмотрим возможности ведения портфолио в социальной сети 4portfolio.ru, Интернет-страница которого представлена на рисунке 1. Веб-портфолио - это веб-базированный ресурс, который демонстрирует успехи и достижения владельца с помощью Интернет-технологий и обеспечивает доступ студента к персональной информации вне зависимости от места работы или учебы, что позволит избежать ненужных трат времени и усилий для неоднократного сбора и представления одной и той же информации на сайте школы, потом вуза, потом и организации. Создание и ведение веб-портфолио в ходе учебы в вузе позволит отобрать самые важные достижения и показать эти странички работодателю. Рекомендуется размещение в портфолио такой информации, которая наглядно продемонстрирует преимущества соискателя, убедит работодателя в том, что именно он соответствует его требованиям в полной мере. Именно это портфолио студент с гордостью может представить не только родственникам и работодателю, но и на ярмарках вакансий, карьерных форумах.
Затем развитие облачных технологий и появление web-2 позволило размещать и вести веб-портфолио в специальной социальной сети. Возможности сайта были существенно расширены. Студент получил бесплатный и простой в использовании конструктор сайта-портфолио и возможность не просто вести сайт, затерявшийся в бескрайних просторах
Интернет, но и вступать в сообщества, обмениваться информацией, демонстрировать полностью весь сайт или отдельную страничку членам сообщества, друзьям, преподавателям.
В качестве преимущества использования облачных технологий следует отметить, что все сайты «стоят» на одной платформе, что облегчает доступ к размещенной на них информации. Отличительной особенностью является то, что пользователь сети имеет возможность не только создавать профиль с краткой информацией о себе, вести новостную ленту и размещать фотографии, но компоновать, систематизировать материалы на страничках своего сайта-портфолио. Еще одним преимуществом данной сети является возможность создания каждым пользователем своего персонального, закрытого от посторонних глаз пространства для размещения записных книжек, файлов всех форматов и прочей личной информации.
4. Заключение
На сегодня Россия имеет значительное национальное богатство, включая человеческий капитал. Для достижения масштабных задач, стоящих перед современной Россией необходимо последовательно совершенствовать институциональную среду. Проблема активизации и эффективного использования российского человеческого капитала должна решаться и неэкономическими методами. Так, результаты проекта «4portfolio.ru» позволят повысить эффективность использования студентами и преподавателями инструментария технологии Web 2 для решения проблем, связанных с трудоустройством выпускников учреждений образования, отсутствием связи между рынком профессий и образовательным рынком.
Литература
1. Государев И.Б. Дистанционная поддержка обучения на основе веб-портфолио учителя: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной среды». Сборник научных статей. 11-12 декабря 2006 г., С-Птб: ЛОИРО, 2006, с. 86-89.
2. Панюкова С.В., Есенина Н.Е., Е-портфолио: Журнал «Информатика и образование», Изд-во «Образование и информатика». - М.: № 3, 2007.
3. Панюкова С.В. Использование электронного портфолио в системе среднего и высшего образования. Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», - Протвино, 2012, с. 341-344.
4. Курганский С. А. Тенденции развития человеческого капитала в России // Известия ИГЭА. 2011. №2.
References
1. Gosudarev I.B. Distance training support based on a web portfolio of the teacher/ Materialy mezhregionalnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Raz-vitie regionalnoj obrazovatelnoj sredy». Sbornik nauchnyh statej. 11-12 dekabrya 2006 g., S-Ptb: LOIRO, 2006, s. 86-89.
2. Panyukova S. V., Yesenina N. E. E-portfolio / Zhurnal «Informatika i obrazovanie», Izd-vo «Obrazovanie i informatika». - M.: № 3, 2007.
3. Panyukova S. V. Use of an electronic portfolio in system of secondary and higher education/ Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Informacionnye tehnologii v obrazovanii, nauke i proizvodstve», -Protvino, 2012, s. 341-344.
4. Kurganskiy S.A. Tendencies of the human capital development in Russia/ Izvestiya IGEA. 2011. №2.