НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
С. М. КОЛОТУШКИН главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,
S. M. KOLOTUSHKIN
доктор юридических наук, профессор
Взрывные устройства как орудие терроризма: история и перспективы противодействия
Explosive devices as terrorism tools: history and prospects of counteraction
#
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взрывного дела в России и его правового регулирования. Показан генезис и развитие форм и объемов оборота в нашей стране средств взрывания, взрывчатых веществ и боеприпасов как объектов особой опасности для граждан и государства. Дан анализ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Проведен анализ свойств взрывных устройств, которые активно используются при совершении преступлений, особенно террористической направленности.
Ключевые слова: история, терроризм, правовое регулирование, взрывчатые вещества, взрывные устройства, криминалистическая взрывотехника.
Abstract. The author considers issues of blasting work in Russia and its legal regulation. Genesis and development of forms and volumes of turnover in our country of detonation means, explosives and ammunition as objects of special danger to citizens and state are shown. The analysis of the laws and other regulations of traffic in weapons, ammunition, explosives and explosive devices is given. The author also gives the analysis of properties of explosive devices which are actively used at crimes, especially of terrorist orientation.
Key words: history, terrorism, legal regulation, explosive substances, explosive devices, criminalistic bomb expert of a terrorist orientation.
#
Все чаще мы слышим в обзорах новостей о криминальных взрывах в разных странах, а взрывные устройства (далее также - ВУ) называют оружием террора. Иногда возникает вопрос: почему взрывные устройства используют как орудие при совершении преступлений террористической направленности? По нашему мнению, это связано с тем, что взрывные устройства именно как орудие преступления обладают рядом специфических качеств, способствующих совершению и сокрытию преступления. Во-первых, эти качества выражаются в разрушительной природе самого взрыва, а во-вторых - конструктивное разнообразие боеприпасов и взрывных устройств дает возможность реализовывать
самый широкий спектр преступлений. Рассмотрим отдельные, наиболее важные, свойства ВУ, которые обусловливают их широкое применение при осуществлении террористических актов.
Значительная зона поражения взрывом. Это связано с большой дальностью распространения ударной волны, а также разлетом осколков. Ни один другой вид оружия (кроме оружия массового поражения) не сравнится с могуществом взрывного устройства. Ударная волна поражает людей на десятки метров от эпицентра взрыва, а осколки сохраняют свою убойность на сотни метров. При этом во взрывном устройстве может быть от нескольких сотен до нескольких тысяч осколочных
13
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2016
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
поражающих элементов, которые в момент взрыва разлетаются с огромной скоростью в окружающем пространстве, нанося поражение, подобно снарядам огнестрельного оружия, на большой площади.
Эффект поражения объекта за короткое время. Взрыв происходит практически мгновенно, время распространения ударной волны и разлета осколков измеряется сотыми долями секунды. Это обеспечивает преступникам внезапность и ошеломляющий эффект, что, кроме прочего, подчеркивает дерзость и демонстративность террористических актов.
Управление взрывом на расстоянии. Конструкции современных взрывных устройств позволяют приводить их в действие с помощью различных средств. Это могут быть проводные линии управления и радиостанции. В конструкции взрывателей могут использоваться часовые механизмы, которые устанавливаются на заданное время, что исключает присутствие человека на месте совершения взрыва. Управление взрывом на расстоянии нейтрализует действия службы безопасности или охраны, что заметно снижает эффективность поиска и преследование взрывника. Дистанционность управления взрывом обеспечивает скрытность действий преступника и дает ему возможность заблаговременно покинуть место происшествия, в том числе не попасть в зону стационарных систем видеонаблюдения.
Минимизация следов на месте взрыва связана с тем, что в момент взрыва происходит разрушение многих элементов конструкции взрывного устройства. Такие следы биологического происхождения, как следы пальцев рук, запаховые следы, объекты ДНК, разрушаются под действием высокой температуры и значительного избыточного давления. При взрыве происходит разрушение конструкций как взрывателя, так и корпуса ВУ. Это приводит к уничтожению следов изготовления, установки и маскировки взрывоопасных объектов.
Эффективность анонимной угрозы взрыва. Любое сообщение об угрозе взрыва вызывает серьезный общественный резонанс, организуется эвакуация людей и отдельных объектов, в итоге крупные предприятия и банки несут убытки. Опасность гибели людей или уничтожения важного объекта заставляет принимать масштабные меры по поиску и обезвреживанию взрывного устройства.
Заблаговременная подготовка взрыва.
Установка взрывного устройства в местах, где запланировано или ожидается появление цели поражения, может быть сделана заранее. Тогда ВУ функционирует как боеприпас ждущего режима, что позволяет нейтрализовать действия служб безопасности или охраны, особенно в тех случаях, когда минируется одновременно несколько мест вероятного появления цели.
С другой стороны, природа и характер протекания взрыва создают дополнительные сложности, заставляющие преступника действовать по нежелательной для него схеме (сильное демаскирующее действие взрыва; опасность близкого контакта с объектом поражения в момент взрыва; высокая степень опасности изготовления самодельного ВУ, нежелательное попадание в зону поражения посторонних лиц и др.).
Таким образом, преступления, связанные с применением ВУ, отличаются подготовленностью замысла и конкретных действий. Они достаточно специфичны в реализации своей объективной и субъективной сторон, выражающихся в многообразии конструкций ВУ, уровне их изготовления и способах применения. В силу своих специфических свойств они представляют собой источники повышенной общественной опасности. Поэтому государство вынуждено было предусмотреть в действующем законодательстве целую систему правовых норм для предотвращения опасности, которая могла возникнуть при ненадлежащем обращении с ВУ и боеприпасами или в результате их использования в преступных целях, то есть в качестве орудий совершения преступлений. Это привело к необходимости изучать их и связанные с ними отношения в рамках уголовной, административной, процессуальной и других отраслей права, а также криминалистики, оперативно-розыскной деятельности и судебной экспертизы [1].
В конце XIX века в России произошел всплеск террористических актов с применением взрывных устройств. Правительство приняло ответные меры. Так, в 1878 году уголовные дела о терроризме были переданы из ведения гражданских судов в военные трибуналы. В это же время была создана структура сыскной полиции, нацеленная на борьбу с революционными боевыми организациями, которые
[email protected] www.orfsin.ru
14
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
активным образом использовали взрывные устройства для осуществления террористических актов. В 1879 году после ряда покушений на императора Александра II в Петербурге, Харькове и Одессе были назначены временные генерал-губернаторы с подчинением им начальников близлежащих губерний. В их полномочия были включены чрезвычайные меры по борьбе с терроризмом - закрытие подстрекательских печатных изданий, осуществление арестов, проведение обысков и др. Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года послужил толчком для создания Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена исключительными полномочиями по организации контртеррористической деятельности. Пик борьбы с терроризмом в дореволюционной России приходится на 1 марта 1881 года, когда в результате террористического акта был убит Александр II, с этого дня в России стали применяться публичные казни в отношении «бом-бистов». Так, 3 апреля 1881 года были публично повешены пятеро народовольцев, организовавших покушение на государя. В 1882 году был кардинально реорганизован политический сыск в России, он включил в себя расширенные меры по агентурной работе в среде революционеров, что позволило дезорганизовывать действия революционных организаций изнутри [2].
Следует признать, что к началу XX века Россия стала лидировать среди многих стран по числу террористических актов, совершенных с применением взрывных устройств. Боевые ячейки революционных организаций эсеров, черносотенцев и анархистов в период 1900-1907 годов в разных городах России осуществили десятки взрывов, нацеленных как на высших царских чиновников (министра внутренних дел Плеве, московского генерал-губернатора Дубасова, московского градоначальника графа Шувалова, премьер-министра Столыпина), так и на простых чиновников. Подчас взрывы бомб уносили жизни посторонних людей, оказавшихся в зоне поражения.
Следует отметить, что для членов террористических организаций того времени законом были предусмотрены суровые наказания -смертная казнь или каторжные работы.
Одной из мер борьбы с террористическими взрывами было введение ответственности за незаконный оборот взрывоопасных предметов. Впервые такое упоминание встреча-
ется в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864) [3]. Эти ограничения касались свободного оборота пороха. Советским законодательством также вводится уголовная ответственность за незаконное владение боеприпасами и взрывчатыми веществами. В принятых в 1922 и 1926 годах уголовных кодексах (ст. 220 и 182 соответственно) речь шла лишь об огнестрельном оружии. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1933 года ч. 1 ст. 182 Уголовного кодекса РСФСР была сформулирована в следующей редакции: «Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ и снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего) оружия без надлежащего разрешения влечет за собой лишение свободы на срок до 5 лет с конфискацией названных веществ, снарядов и оружия». Поскольку термин «снаряды» не отражал существа вкладываемого в него понятия и вызывал разноречивые толкования, в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года (и новых уголовных кодексах союзных республик) был введен термин «боевые припасы» (боеприпасы): «Статья 218. Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ» [4].
В современном Уголовном кодексе Российской Федерации введено понятие «взрывное устройство», оно рассматривается в качестве самостоятельного предмета преступления, конструктивного признака его состава в ст. 222-226 кодекса. Таким образом, взрывные устройства и взрывчатые вещества рассматриваются не только как орудие совершения преступления, но и в качестве самостоятельного предмета преступления.
Как показывает история и современная практика борьбы с терроризмом, противодействовать применению взрывных устройств очень сложно. Это связано с целым рядом факторов. Во-первых, благодаря интернету, глобализации в сфере образования и науки знания в области взрывного дела стали доступны повсеместно. В террористических организациях проводится планомерная и масштабная подготовка взрывников. Во-вторых, компоненты для создания взрывных устройств без особого труда можно приобрести в торговых сетях за счет появления товаров и изделий двойного назначения (радиостанции, различные датчики
15
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2016
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
охраны, которые легко переделываются в датчики цели взрывателей). В-третьих, локальные военные конфликты создают условия для транзита взрывчатых веществ и боеприпасов по всему миру.
Автором статьи были проанализированы некоторые тенденции в применении взрывных устройств при совершении террористических актов. В частности, было исследовано, сколько в среднем погибает людей при совершении одного террористического акта. Анализ показал, что начиная с 1879 года в одной акции погибали 2-4 человека. Однако при взрыве на даче П. А. Столыпина в 1906 году погибли 30 человек. Далее статистика охватывает события, когда при одном теракте жертвами становились от 50 до 600 человек. В результате террористической атаки 11 сентября 2001 года в США погибли около 3,5 тыс. человек. Исследования показывают, что наблюдается тенденция увеличения числа погибших в одной акции, основной задачей которой становится стремление вызвать массовый страх людей или другой общественный резонанс, которые могут повлиять на принятие решений со стороны государства в отношении требований террористических организаций. По сути, повсеместный страх и недовольство населения, по мнению руководителей террористических организаций, должен вызвать политическую уступку властей.
Выявленная закономерность проявляется в прогностической оценке тенденций увеличения потерь от террористических акций. По мнению автора, в ближайшее десятилетие в одной акции могут погибнуть от 20 до 40 тыс.
человек. Средством такой террористической акции может стать ядерное оружие. Несложно спрогнозировать катастрофические последствия такого взрыва. Анализ событий, происходящих на Ближнем Востоке, показывает, какими финансовыми, интеллектуальными и людскими ресурсами обладают современные террористические организации. И то, что несколько десятилетий назад считалось немыслимым в отношении создания и распространения оружия массового поражения, к сожалению, сегодня может стать реальностью.
Борьба с терроризмом требует консолидации всех стран, объединения усилий их правоохранительных органов и спецслужб. В настоящее время на повестку дня ставятся вопросы организации на новом уровне аналитической работы по поиску современных и перспективных средств и методов противодействия терроризму. ^
1. Колотушкин С. М., Федоренко В. А. Взрывные устройства и следы их применения : учебник. Волгоград : ВА МВД России, 2004. С. 4-6.
2. Колотушкин С. М. Криминалистическая взры-вотехника: основы теории и практики : монография. Волгоград : ВА МВД России, 2002. С. 51-53.
3. Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. В 5 ч. Ч. 4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судъя-ми. СПб., 1867. URL: http://civil.consultant.ru/reprint /books/331/2.html (дата обращения: 01.04.2016).
4. Уголовный кодекс РСФСР : утв. Верховным Советом РСФСР 27.10.1960 (ред. от 30.07.1996) (утратил силу). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[email protected] www.orfsin.ru
16