Научная статья на тему 'Правовая основа, задачи и система подразделений уголовного розыска ОВД по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств'

Правовая основа, задачи и система подразделений уголовного розыска ОВД по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1794
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРУЖИЕ / БОЕПРИПАСЫ / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / ВЗРЫВНЫЕ УСТРОЙСТВА / КРИМИНАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ / DIVISION OF CRIMINAL INVESTIGATION / COUNTER / ARMS / AMMUNITION / EXPLOSIVES / EXPLOSIVE DEVICES / THE CRIMINAL EXPLOSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саакян Д. Ю.

Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в современных условиях приобрел организованный и транснациональный характер. Борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности подразделений уголовного розыска. Определены основные задачи, направления, функции и полномочия подразделений уголовного розыска для эффективности противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саакян Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FRAMEWORK OF THE PROBLEM AND THE SYSTEM OF CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE INTERIOR TO COMBAT ILLICIT TRAFFICKING OF WEAPONS, AMMUNITION, EXPLOSIVES AND EXPLOSIVE DEVICES

Illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices in modern conditions became organized and transnational in nature. Combating illicit trafficking in arms has a special place in the activities of departments of criminal investigation. The author has identified the main problem areas, functions and powers of criminal investigation units to increase the effectiveness of combating illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices.

Текст научной работы на тему «Правовая основа, задачи и система подразделений уголовного розыска ОВД по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»

ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОДРАЗДЕЛЕНИИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ОВД ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХУСТРОЙСТВ

Д.Ю. СААКЯН,

соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России,

ст. оперуполномоченный УУР ГУВД по г. Москве, ст. лейтенант милиции

e-mail: saakyan_d.y.@rambler.ru Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика,

оперативно-розыскная деятельность Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор В.В. Волченков Рецензент: доктор юридических наук, профессор Б.П. Михайлов

Аннотация. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в современных условиях приобрел организованный и транснациональный характер. Борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности подразделений уголовного розыска. Определены основные задачи, направления, функции и полномочия подразделений уголовного розыска для эффективности противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Ключевые слова: подразделения уголовного розыска, незаконный оборот, противодействие, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, криминальный взрыв.

THE LEGAL FRAMEWORK OF THE PROBLEM AND THE SYSTEM OF CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE INTERIOR TO COMBAT ILLICIT TRAFFICKING OF WEAPONS,

AMMUNITION, EXPLOSIVES AND EXPLOSIVE DEVICES

D.Y. SAAKYAN,

an applicantforthe Department operational search activity University of Moscow Russian Interior Ministry

Annotation. Illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices in modern conditions became organized and transnational in nature. Combating illicit trafficking in arms has a special place in the activities of departments of criminal investigation. The author has identified the main problem areas, functions and powers of criminal investigation units to increase the effectiveness of combating illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices.

Key words: Division of Criminal Investigation, counter, arms, ammunition, explosives, explosive devices, the criminal explosion.

В структуре преступности в России особое место занимает незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее — НОО, ВВ и ВУ), боеприпасов, являющимся одним из факторов, усложняющих криминальную ситуацию. Неконтролируемый оборот оружия в современных условиях приобрел организованный и транснациональный характер и относится к сильнодействующим детерминантам преступности.

Борьба с НОО, ВВ и ВУ занимает особое место в деятельности подразделений уголовного розыска ОВД по предупреждению преступлений. Так, они характеризуются двойной превенцией, помимо пресечения незаконных действий в отношении оружия предупреждаются тяжкие последствия, которые могут наступить при противоправном применении оружия.

В современных условиях возникает необходимость применения экстренных мер по борьбе с

НОО, ВВ и ВУ, прежде всего с создания в ДепУР МВД России структурных отделов по этой линии работы, а также в криминальной полиции МВД России, ГУВД и УВД соответствующих отделов и отделений, а также повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности ОВД.

В сфере борьбы с НОО, ВВ и ВУ в 2009 г. в России было зарегистрировано 34 249 преступлений, что на 6,7% больше, чем в 2008 г., раскрыто 25 604, осталось нераскрыто 8645преступлений.

В целях совершенствования структуры и организации деятельности ДепУР МВД России по противодействию преступности в стране издан приказ МВД России от 31 октября 2008 г. № 944 «О некоторых организационных вопросах МВД России». В ДепУР МВД России создано два самостоятельных отдела по борьбе с НОО, ВВ и ВУ и криминальными взрывами. В составе Управления организации борьбы с преступлениями против личности («Л») ДепУР образован новый отдел № 7 по выработке и реализации стратегии борьбы с НОО, ВВ и ВУ и криминальными взрывами, а в составе ОРБ № 1-3-й отдел по противодействию НОО, ВВ и ВУ. Отдел № 7 является структурным подразделением ДепУР МВД России, обеспечивающим и осуществляющим функции и задачи ДепУР по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию работы подразделений уголовного розыска по противодействию незаконному обороту оружия, раскрытию криминальных взрывов, а также выполняющим иные функции в соответствии с Положением об отделе, положениями о Департаменте, Управления «Л» и нормативно-правовыми актами МВД России. Основными задачами отдела являются:

• участие в формировании стратегии государственной политики и принятие мер по ее реализации в сфере противодействия НОО, ВВ и ВУ, криминальным взрывам, входящих в компетенцию службы;

• обеспечение эффективного внутриведомственного нормативно-правового регулирования в сфере противодействия НОО, ВВ и ВУ, криминальным взрывам, входящих в компетенцию службы;

• подготовка предложений по совершенствованию законодательства, нормативной базы в сфере противодействия НОО, ВВ и ВУ, криминальным взрывам, входящих в компетенцию службы;

• организационно-методическое обеспечение подразделений уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности, связанной с противодействием НОО, ВВ и ВУ, криминальным взрывам, входящих в компетенцию службы, в

том числе подразделении, непосредственно организующих эту работу;

• взаимодействие с субъектами оперативно-розыскной деятельности — ФСБ России, СВР России, ФТС России, ФСКН России, ГРУ Минобороны России, ФСИН России и их структурными подразделениями в сфере противодействия НОО, ВВ и ВУ, криминальным взрывам, а также иными заинтересованными министерствами, службами и агентствами по совершенствованию межведомственных нормативных правовых актов.

Оперативно-служебная деятельность отдела № 7 строится по следующим линиям борьбы с преступностью:

• НОО, ВВ и ВУ, боеприпасов: незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК), незаконное изготовление оружия (ст. 223), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);

• криминальные взрывы: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ч. 2 ст. 167), террористический акт (ст. 205) в части, касающейся деятельности службы уголовного розыска, хулиганство (ст. 213), приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ч. 2 ст. 215).

По каждому из этих направлений ведутся номенклатурные дела.

Сотрудники отдела № 7 для выполнения своих обязанностей в установленном порядке имеют право доступа к банкам данных оперативно-розыскных учетов, делам оперативного учета (в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности») и оперативным материалам, находящимся в производстве подразделений уголовного розыска ОВД. Отдел является владельцем и пользователем информационных ресурсов, накапливаемых в отделе, пользователем всех банков данных в полном объеме информационных систем ДепУР, технологий

и средств их обеспечения. Отдел реализует полномочия по распоряжению этими объектами в пределах прав, установленных Положением о нем. В целях обеспечения режима секретности и конспирации отдел имеет право осуществлять контакты с юридическими и физическими лицами от имени легендированных объектов (организаций, учреждений и предприятий).

Деятельность отдела № 7 осуществляется по линейному принципу, на основе разрабатываемых планов работы, единоначалия, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке, в тесном контакте с научными, учебными учреждениями системы МВД России, с учетом имеющегося на местах передового опыта в оперативно-розыскной деятельности.

Основные функции и полномочия отдела № 7:

• анализ состояния реализации государственной политики в сфере противодействия НОО, ВВ и ВУ, криминальным взрывам, входящих в компетенцию службы, оперативной работы в этой области, прогнозирование основных тенденций развития криминогенной обстановки по вышеуказанным направлениям;

• разработка предложений руководству МВД России, Департамента и Управления по формированию и реализации государственной политики: в сфере противодействия НОО, ВВ, ВУ, криминальным взрывам; по вопросам эффективности функционирования конфидентов, осуществления оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативного сопровождения уголовных дел, дел оперативного учета, оперативно-профилактических и иных операций, финансирования оперативно-розыскных мероприятий; использования возможностей субъектов оперативно-розыскной деятельности и их структурных подразделений, а также иных заинтересованных министерств, служб и агентств; изучение состояния организации работы по противодействию НОО, ВВ и ВУ, раскрытию криминальных взрывов и оперативному сопровождению этих направлений работы в оперативно-розыскного бюро, подразделениях уголовного розыска МВД России, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, обобщение практики применения законодательства в сфере реализации государственной уголовной политики, в сфере противодействия НОО, ВВ и ВУ, криминальным взрывам и выработка правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности ДепУР и его подразделений; выявление,

обобщение и распространение положительного опыта в практической деятельности подразделений уголовного розыска МВД России, ГУВД, УВД по субъектам Федерации по предмету ведения отдела; участие в формировании целевых программ, текущем и перспективном планировании в сфере оперативной работы; разработка либо участие в разработке проектов межведомственных соглашений по совершенствованию взаимодействия между субъектами оперативно-розыскной деятельности; обеспечение организационной основы исполнения совместных указаний МВД России и Минюста и России по взаимодействию ДепУР и оперативных подразделений ФСИН России, реализация мер по совершенствованию организации оперативных разработок в условиях изоляторов временного содержания, следственных изоляторов и учреждений ФСИН России; разработка либо участие в разработке проектов нормативных актов, направленных на совершенствование внутриведомственного правового регулирования по реализации государственной уголовной политики в сфере противодействия НОО, ВВ и ВУ, криминальным взрывам, сопровождение их в федеральных органах государственной власти и иных инстанциях; подготовка или участие в подготовке отзывов и заключений по проектам законодательных и нормативных правовых актов по предмету ведения отдела; организационно-методическое обеспечение подразделений уголовного розыска МВД России, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, в том числе непосредственно отвечающих за организацию противодействия НОО, ВВ и ВУ, раскрытие криминальных взрывов, осуществление контроля над реализацией ими нормативных, организационных мер, направленных на повышение эффективности этой работы; участие в организации научно-исследовательских изысканий в сфере противодействия НОО, ВВ и ВУ, организация раскрытия криминальных взрывов, оперативной работы в этой области, внедрение их результатов в практику деятельности ОВД, проведение мониторинга и подготовке заключений о целесообразности использования тем и результатов научных исследований, подготовка соответствующих методических рекомендаций; осуществление в установленном порядке сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран, подготовка материалов на совместные коллегии

МВД стран — участниц СНГ и международные встречи в сфере противодействия контрабандного перемещения оружия, ВВ и ВУ; ведение баз данных нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности отдела, проведение мероприятий по их систематизации; истребование в установленном порядке в подразделениях уголовного розыска МВД России, ГУВД, УВД по субъектам Федерации документов, справочных и иных материалов, необходимых для выработки стратегии и реализации государственной политики в сфере борьбы с НОО, ВВ и ВУ, криминальными взрывами. В установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к компетенции департамента, привлекаются научные и другие организации, ученые и специалисты.

Третий отдел является оперативным подразделением криминальной полиции, структурно входящим в Оперативно-розыскное бюро № 1 ДепУР МВД России. Отдел обеспечивает и непосредственно осуществляет задачи и функции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений в установленной области деятельности, вызвавших большой общественный резонанс, имеющих межрегиональный и международный характер, а также выполняет иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Отдел осуществляет в полном объеме оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами России, нормативными правовыми актами МВД России, Положением о ДепУР и оперативно-розыскном бюро № 1.

Основные задачи 3-го отдела:

• оперативное реагирование на совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, отнесенные к компетенции отдела;

• анализ оперативной обстановки и оценка поступающей информации в установленной области деятельности;

• взаимодействие с подразделениями оперативно-розыскного бюро и ДепУР для обеспечения сбора, обобщения и обработки данных, относящихся к установленной области деятельности;

• проведение оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий, направленных на защиту законных интересов личности, общества и государства в установленной области деятельности;

• ведение в установленном порядке дел оперативного учета (ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») и формирование негласного аппарата, оказывающего конфиденциальное содействие (ст. 17—18);

• предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений в установленной области деятельности;

• принятие в пределах компетенции мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению тяжких и особо тяжких преступлений в установленной области деятельности;

• осуществление оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом РФ;

• осуществление мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с криминальными взрывами, НОО, ВВ и ВУ, а также координация этой работы и оказание практической помощи подразделениям уголовного розыска при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• осуществление мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в особых условиях, вызвавших большой общественный резонанс и поставленных на контроль руководством МВД России, а также координация этой работы и оказание практической помощи подразделениям уголовного розыска ОВД при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• формирование и пополнение информационно-справочных учетов и банков данных сведениями, необходимых для выполнения возложенных на отдел задач и функций;

• обеспечение контроля над ведением на местах оперативных разработок по линии работы отдела, оказание практической помощи подразделениям уголовного розыска МВД России, ГУВД, УВД по субъектам Федерации в реализации таких оперативных разработок.

На протяжении последних лет наблюдается незначительное увеличение количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

В 2009 г. число зарегистрированных преступлений (34 249), предусмотренных ст. 222— 226 УК, увеличилось на 6,7%, за отчетный период число преступлений, предусмотренных ст. 222, возросло на 6%. Вместе с тем число преступлений, связанных с

его хищением (ст. 226), сократилось на 11%. Произошло снижение числа совершенных актов терроризма на 79,2% и криминальных взрывов на 15,3%.

В целях влияния на состояние работы в сфере борьбы с НОО, ВВ и ВУ, боеприпасов, криминальными взрывами в 2009—2010 гг. ДепУР МВД России были проведены следующие мероприятия.

Подготовлены информационно-аналитические, информационные и справочные материалы:

• к координационному совещанию руководителей правоохранительных органов в Генеральной прокуратуре РФ по выполнению Межведомственного комплексного плана мероприятий по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2006—2010 гг.;

• об осуществлении Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием во всех ее аспектах и борьбе с ней для подготовки ответа в МИД России;

• по реализации постановления Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1223 «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах Северо-Кавказского региона».

Подготовлены и рассмотрены руководством МВД России следующие проекты:

• соглашения о сотрудничестве между правительствами государств — членов ШОС в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

• федерального закона «О внесении изменений в статью 222 Уголовного кодекса Российской Федерации» в части установления уголовной ответственности за незаконные приобретение, ношение, сбыт газового и холодного оружия и внесении предложений о дополнительных изменениях;

• законов «О государственном контроле за оборотом взрывчатых веществ и изделий, их содержащих», «О государственном контроле за оборотом пиротехнических изделий»;

• программы сотрудничества государств — членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010—2012 гг.;

• соглашения о сотрудничестве стран — участниц СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Подготовлены и направлены для рассмотрения в Департамент охраны общественного порядка МВД России предложения Генеральной проку-

ратуры РФ о проведении ревизии законодательства в сфере оборота гражданского оружия, патронов к нему, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий промышленного и бытового назначения, их компонентов, составных частей и комплектующих, принятия мер по его упорядочению, приведению в соответствие с нормами международного законодательства. Разработаны и направлены в ФСБ России предложения о целесообразности создания в рамках банка данных Совета региональной антитеррористической структуры ШОС специализированного информационного массива о находящихся в незаконном обороте и розыске оружии, боеприпасах и взрывчатых веществах.

Совместно с профессорско-преподавательским составом кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России в соответствии с учебной программой «Основы оперативно-розыскной деятельности ОВД» от 6 июля 2008 г. подготовлен курс лекций по дисциплине «Основы оперативно-розыскной деятельности ОВД» для слушателей факультета подготовки иностранных специалистов в университете. Подготовлен и направлен в университет для согласования курс лекций «Противодействие преступлениям террористического характера и экс-тремисткой направленности».

Принятые меры позволили сохранить контроль над оперативной обстановкой в сфере НОО, ВВ и ВУ, боеприпасов. Не допущено резких колебаний показателей статистической отчетности.

Учитывая особую опасность неконтролируемого распространения оружия, необходимо принять дополнительные меры по противодействию незаконную обороту оружия и должному взаимодействию МВД России, Минобороны России, ФСБ России и других заинтересованных служб.

Для обеспечения предупреждения хищений оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств ДепУР МВД России должен иметь доступ к информации, связанной с прохождением оружия от завода изготовителя до получателя. Кроме того, необходимо, чтобы информация об инвентаризации оружия на складах воинских частей была доведена до МВД России.

Целесообразно продолжить практику проведения оперативно-профилактических мероприятий «Арсенал», «Щит» и др. как на территории России, так и в регионах, имеющих низкие показатели по линии борьбы с незаконным оборотом оружия. При необходимости оказывать практическую помощь в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, и реализации материалов дел оперативного учета (ст. 6и11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.