Научная статья на тему 'О состоянии работы правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ'

О состоянии работы правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОТ ОРУЖИЯ / БОЕПРИПАСОВ / ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ / ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олейник В. В.

В статье излагаются аспекты организации взаимодействии органов прокуратуры с правоохранительными органами в исполнении межведомственного плана по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Автором анализируются материалы координационного совещания руководителей правоохранительных органов ДФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the conditions of the law enforcement bodies work in the Far Eastern Federal District on counteraction to the illegal circulation of the weapon, ammunition and explosives

Aspects of organizing the Office of Public Prosecutor Bodies interaction with law enforcement bodies in execution of the interdepartmental plan on struggle against illegal circulation of the weapon, ammunition, explosives are stated in the article. The author analyzes the materials of the coordination meeting of the Far Eastern federal district law enforcement bodies heads.

Текст научной работы на тему «О состоянии работы правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ»

УДК 351.753(571.6)

О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ BF.TTTF.CTB

В.В.Олейник

Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск

В статье излагаются аспекты организации взаимодействии органов прокуратуры с правоохранительными органами в исполнении межведомственного плана по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Автором анализируются материалы координационного совещания руководителей правоохранительных органов ДФО.

Противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является одним из приоритетных направлений в опера-тивно-служебной деятельности органов внутренних дел при взаимодействии с органами прокуратуры.

В целях реализации задач, определенных Советом безопасности России, министром внутренних дел, главным управлением МВД России по Дальневосточному федеральному округу (ДФО) и органами внутренних дел Дальневосточного федерального округа организовано взаимодействие с органами власти и управления субъек-

тов Российской Федерации в округе, правоохранительными и силовыми ведомствами. Для этого разработан и реализуется межведомственный план мероприятий по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2007 г., утвержденный межведомственным приказом от 20.03.2007 г. № 74/3/27/131/ 71п/292/140. Также продолжается международное сотрудничество с заинтересованными министерствами и ведомствами сопредельных государств. В прошедшем 2007 г. были проведены 2 рабочие встречи с представителями правоохранительных органов иностранных го-

Рис. 1. Динамика преступлений, связанных с незаконным оборотолI оружия за период с 2000 по 2007гг.

Приморский край Хабаровский

471 край

33% Г 383 / 27%

ЧАО 22 1

2% | ЕАО 59

Магаданская 4%

/ /

область / Амурская

45 і / \ область

3% Сахалинская / область / 91 6% РС(Я) / 146 -I 10% \ 173 Камчатский край 39 3%

Рис 2. Сведения о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в 2007г. (распределение по субъектам ДФО)

сударств (Япония, КНР). В ходе встреч достигнуты договоренности о сотрудничестве в борьбе с трансграничной преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ (Япония). На встрече также обсуждались вопросы организации сотрудничества по проблемам противодействия организованной преступности, выявления трафика наркотических средств и огнестрельного оружия. Подведены итоги двухстороннего обмена информацией с КНР. В марте 2007 г. проведено межведомственное совещание по вопросу «О состоянии противодействия трансграничной преступности, связанной с контрабандой оружия и боеприпасов», в котором приняли участие представители Генеральной прокуратуры России в ДФО, Совета начальников органов ФСБ России в ДФО, Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО, Управления ФСБ России по ДВО, Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации, Восточного округа внутренних войск МВД России, Дальневосточного таможенного управления ФТС России, УВД Хабаровского и Приморского краев. Сахалинской и Амурской областей, Еврейской автономной области.

Проведён анализ действующего законодательства, регулирующего оборот взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, который показал, что в целях существенного сокращения утрат и количества похищенных взрывчатых веществ и пиротехнических изделий необходимо решить на законодательном уровне следующие задачи:

1. Разработать единую межведомственную инструкцию о порядке хранения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов, в рамках которой необходимо определить круг лиц, имеющих доступ к взрывчатым материалам и пиротехническим изделиям на всех этапах их производства, транспортировки и применения. Ограничение числа лиц, допущенных к взрывчатым материалам промышленного назначения, исключение нахождения посторонних лиц при эксплуатации взрывчатых материалов (ВМ) будет способствовать сохранности таковых.

Рис 3. Сведения о преступлениях с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в 2007 г. (распределение по субъектам ДФО)

2. Установить порядок маркировки взрывчатых материалов и пиротехнических изделий на заводах изготовителях с использованием лазера или других механических способов, исключающих их удаление. Способ маркировки взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий с использованием бумажных этикеток крайне ненадежен и не позволяет вести надлежащий учет указанных нумерованных изделий на складах взрывчатых материалов перед их выдачей и при подготовке к взрывным работам.

3. Ужесточить административную ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов (взрывчатых материалов и пиротехнических изделий) в отношении должностных лиц, ответственных за их перевозку1. До настоящего времени не решена проблема безопасности перевозок взрывчатых материалов автомобильным транспортом. Должностными лицами, ответственными за перевозку взрывчатых материалов и взрывных устройств, к перевозке допускаются автомобили, не предназначенные для таких целей, вследствие чего нередки хищения взрывчатых материалов при их транспортировке. Административная ответственность за данное правонарушение, предусмотренная ч. 2 ст. 12.21 Ко АП РФ «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки», не соответствуют реалиям совершаемых правонарушений и влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за перевозку, в размерах от одной тысячи до двух тысяч рублей.

По итогам заседания координационного совещания указанные выше предложения направлены в Аппарат полномочного представителя Президента России в ДФО и в МВД России. Проведены также оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов поступления в незаконный оборот взрывчатых материалов с промышленных предприятий, производства и утилизации гражданского и служебного оружия, патронов к нему, взрывчатых и пиротехнических материалов невоенного и двойного назначения.

1КоАПРФ «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки». Ч 2 ст. 12.21.

Рис. 4. Динамика совершения криминальных взрывов за период с 2004по 2007гг.

На координационном совещании был предоставлен уточненный перечень расположенных на территории ДФО промышленных предприятий по производству и утилизации гражданского и служебного оружия, патронов к нему, взрывчатых и пиротехнических материалов невоенного и двойного назначения. На территории округа расположены 122 промышленных предприятия, использующих в своей деятельности взрывчатые вещества и взрывчатые материалы, 6 из которых занимаются их распространением и 2 - производством. В 2007 г. осуществлено 548 проверок объектов указанной категории, из них 29 во взаимодействии с органами внутренних дел, в результате которых выявлено 3332 нарушения правил ведения учета, хранения и использования ВВ и ВУ По выявленным нарушениям вынесено 548 предписаний на устранение выявленных нарушений и составлено 103 протокола об административных правонарушениях, в рамках которых наложено административных штрафов на сумму 491000 руб. Проведены оперативно-розыс-кные и проверочные мероприятия в отношении объектов, осуществляющих торговлю, экспорт и импорт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств. Кроме этого, в ДФО осуществляют деятельность 288 частных охранных предприятий и 234 служ-

бы безопасности, использующие в своей деятельности служебное оружие. По итогам проведенных проверок органами внутренних дел в Республике Саха (Якутия) выявлено 6 фактов незаконного оказания охранных услуг работниками ЧОП и служб безопасности, а также 10 фактов - работниками иных организаций и предприятий. В ДФО зарегистрировано 73 юридических лица, имеющих лицензии на торговлю служебным и гражданским оружием и патронами к нему, а также три предприятия, оформивших в таможнях Дальневосточного региона перемещение оружия, боеприпасов и пиротехнических изделий. Правоохранительными органами были осуществлены мероприятия по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на изготовлении и сбыте самодельного огнестрельного оружия. Кроме этого в течение года проведен ряд оперативно-профилактичес-ких операций: «Пиротехника», «Динамит-баланс», «Трас-са-гараж», «Арсенал», «Щит», «Оружие». На основании анализа всех полученных сведений Главным управлением подготовлен и реализуется перспективный план (на 2007-2008 гг.) оперативного прикрытия объектов хранения, производства, применения и реализации огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В результате принятых мер снизилось на 14,3 % количество фактов совершения преступлений с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств. Также отмечается тенденция к снижению количества совершенных криминальных взрывов (2004 г. - 20, 2005 г. - 19, 2006 г. - 13, 2007 г. - 8). Случающиеся преступления совершаются обычно общественно опасным способом, имеют уголовную направленность и в основном связаны с конфликтами межличностного характера и переделом сфер влияния преступных группировок. Имеют место и факты бандитизма. Только в 2007 г. выявлено в округе 15 преступлений такого вида. В ходе проведения оперативно-профилактических операций ОВД округа из незаконного оборота изъято 3897 единиц огнестрельного оружия, 4626 ед. боеприпасов, 0,8 кг

Рис. 5. Изъятие оружия (ед.) по уголовным делам в 2007 г. (распределение по субъектам ДФО)

Амурская

область Камчатский край

10137 613

ЕАО 55% 3%

454

2% \

Ч / PC (Я)

2%

Сахалинская

/ / 1 область

Хабаровский / / / 1 480

край / / / 1 3% 1 Магаданская

1587 Приморский / ЧАО 1 область

8% край / 92 -1 178

4973 0% 1%

26%

Рис. 6. Изъятие боеприпасов (ед.) по расследованным уголовным делам в 2007 г. (распределение по субъектам ДФО)

взрывчатых веществ, 8 взрывных устройств и 232239 ед. пиротехники. Добровольно сдано гражданами 455 ед. огнестрельного оружия, 25162 ед. боеприпасов, 113 снарядов, гранат, мин, 64 взрывчатых устройства, 73 кг взрывчатых веществ. Вместе с тем, в деятельности правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых материалов свидетельствует о наличии проблемных вопросов в организации работы в данном направлении. Прежде всего, недостаточно осуществляется обмен информацией о преступных проявлениях, способных привести к хищению оружия, боеприпасов, ВВ, и ВУ с объектов Министерства обороны, промышленных предприятий, осуществляющих деятельность с ВВ, ВМ и ВУ По-прежнему не в полной мере реализуются мероприятия по оперативному прикрытию объектов хранения, транспортировки и реализации оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Не в полном объеме ликвидированы источники поступления в незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Подразделениями Дальневосточного военного округа недостаточно интенсивно проводятся мероприятия по очистке территорий от взрывоопасных предметов после известных событий в пос. Бира, Обор, Арга, Ванино. Тому есть несколько причин, среди которых называются следующие:

1. Значительная площадь территорий, подлежащих зачистке, до 70 % которых составляют сплошные лесные массивы.

2. Часть элементов боеприпасов в результате взрывов оказалась под слоем грунта, в основном на местах бывших хранилищ и площадок открытого хранения, на глубине до 2-х метров и более. Вследствие выдавливания (размыва, оседания) грунта элементы боеприпасов периодически появляются на поверхности. По этой причине возникает необходимость в повторной (неоднократно повторяемой) очистке территории. Применение технических средств для разработки грунта на территории, засоренной взрывоопасными предметами, невозможно с точки зрения обеспечения безопасности работ.

3. Очистка бывших территорий складов от взрывоопасных предметов производится группами численнос-

тью до 17 военнослужащих. При такой организации работы могут продолжаться десятилетиями.

4. Недостаточное финансирование Министерством обороны Российской Федерации работ по очистке территорий. Вследствие недостаточного финансирования указанной деятельности снижена эффективность проводимых мероприятий. В Хабаровском крае и Еврейской автономной области много лет остаются не до конца не разминированными территории уничтоженных пожарами воинских складов (в 2007 г. собрано и уничтожено 86107 взрывоопасных предметов).

В целях повышения эффективности принимаемых мер по рекультивации указанных территорий и объектов необходимо предпринять следующие меры:

1. На уровне правительства Российской Федерации решить вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по очистке территорий.

2. Увеличить количество и численность групп, занимающихся этой работой, и оснастить их специальной техникой.

3. Обеспечить регулярное информирование населения через средства массовой информации о границах запретной зоны и опасности нахождения в ней, а также об особой опасности обращения с фрагментами боеприпасов.

В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и взрывных устройств и обеспечения его сохранности необходимо:

1. Органам внутренних дел субъектов ДФО совместно с территориальными органами безопасности и органами безопасности в войсках осуществить оперативнорозыскные мероприятия в среде организованных преступных групп в целях выявления лиц, имеющих преступные устремления на хищение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в том числе с объектов Министерства обороны РФ.

2. Проводить систематическую оперативную работу с целью получения упреждающей информации о возможной подготовке совершения хищений оружия и боеприпасов из организаций, осуществляющих их использова-

Рис. 7. Изъятие взрывчатых веществ (кг.) по уголовным делам в 2007г. (распределение по субъектам ДФО)

Сахалинская область 10

7%

Рис. 8. Изъятие взрывных устройств (ед.) по уголовным делам в 2007г. (распределение по субъектам ДФО)

ние, производство, хранение, продажу и перевозку.

3. Интенсифицировать инженерные работы по разминированию территорий бывших складов, разрушенных в разные годы в ходе пожаров.

4. Продолжить проведение оперативно-профилактических мероприятий по изъятию у населения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в том числе на возмездной основе.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ДФО предусматривать в бюджетах выделение денежных средств на финансирование указанной деятельности.

5. Систематически освещать в средствах массовой информации деятельность ОВД по борьбе в сфере незаконного оборота оружия ВВ и ВУ

Директивой министра внутренних дел России реализация данных мер объявлена приоритетным направлением в деятельности органов внутренних дел. В этой связи мероприятия, направленные на выявление и пресечение деятельности лиц, организованных преступных

групп и формирований связанной с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, включены в перспективные планы работы подразделений Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу.

Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа при Прокуратуре РФ по исполнению «Межведомственного комплексного плана мероприятий по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2006-2010 гг.» отметило, что несмотря на интенсификацию деятельности правоохранительных органов и территориальных органов исполнительной власти, в Дальневосточном федеральном округе по-прежнему совершается значительное количество преступлений с использованием огнестрельного оружия, не удалось предотвратить факты криминальных взрывов. Фактическое состояние дел в округе в этом аспекте наглядно отражено на рис. 1-8.

Aspects of organizing the Office of Public Prosecutor Bodies interaction with law enforcement bodies in execution of the interdepartmental plan on struggle against illegal circulation of the weapon, ammunition, explosives are stated in the article. The author analyzes the materials of the coordination meeting of the Far Eastern federal district law enforcement bodies heads.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.