Научная статья на тему 'Региональные особенности контрабанды оружия'

Региональные особенности контрабанды оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА ОРУЖИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА / ARMS SMUGGLING / CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR / CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE CUSTOMS OFFICE / ORGANIZED CRIMINAL GROUP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьев Э. Э.

Рассмотрены особенности некоторых регионов Российской Федерации, характеризующие оперативную обстановку в них, обусловливающие деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы по борьбе с контрабандой оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрьев Э. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF ARMS SMUGGLING

This paper gives a thorough insight into special features of certain regions of the Russian Federation which characterize their operational environment and determine the actions of Criminal Investigation Departments of the Ministry of the Interior and of the Customs Office against arms smuggling.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности контрабанды оружия»

J^&L ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А

Актуальные проблемы уголовного процесса

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТРАБАНДЫ ОРУЖИЯ

Э.Э. ЮРЬЕВ,

адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России

Научная специальность:12.00.09 — уголовный процесс

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор И.А. Климов

Аннотация. Рассмотрены особенности некоторых регионов Российской Федерации, характеризующие оперативную обстановку в них, обусловливающие деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы по борьбе с контрабандой оружия.

Ключевые слова: контрабанда оружия, оперативные подразделения органов внутренних дел, оперативные подразделения таможенной службы, организованная преступная группа.

REGIONAL FEATURES OF ARMS SMUGGLING

E.E. YURYEV,

graduated in a military academy of chair of operational search activity of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. This paper gives a thorough insight into special features of certain regions of the Russian Federation which characterize their operational environment and determine the actions of Criminal Investigation Departments of the Ministry of the Interior and of the Customs Office against arms smuggling.

Keywords: arms smuggling, Criminal Investigation Departments of the Ministry of the Interior, Criminal Investigation Departments of the Customs Office, organized criminal group.

Исторический опыт показывает, что создаваемое человеком оружие не всегда использовалось и используется в соответствии с теми целями, с которыми это изначально задумывалось (например, в военных, охотничьих, спортивных и др.). Определенные виды оружия стали активно применяться и для совершения преступлений. В силу высокой стоимости и поражающей способности, оно превратилось в товар, приносящий большие доходы, и является объектом посягательств со стороны преступных элементов. Одним из подтверждений тому служит наличие в уголовном кодексе ряда соответствующих статей (222, 223, 224, 225, 226, 226-11 и др.). Предметом преступлений, предусмотренных этими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, является огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства2 за незаконное приобретение, изготовление, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение которых наступает уголовная ответственность. Речь идет о незаконном обороте оружия3.

Результаты исследований, широко проводимых в последнее время4, дают достаточно полное представление о каналах и источниках поступления оружия в незаконный оборот и принимаемых органами внутренних дел мерах по борьбе с имеющими здесь

место преступлениями. Каждое из перечисленных деяний является составной частью понятия «незаконный оборот оружия».

Следует заметить, что внимание исследователей сосредотачивается, в основном, на вопросах проти-

1 Ст. 222 — приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ст. 223 — изготовление оружия; ст. 225 — ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ст. 226 — хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ст. 226-1 — контрабанда огнестрельного оружия, его составных частей, взрывных устройств и боеприпасов.

2 Далее по тексту — обобщенно «оружие».

3 Правовой режим оборота оружия обеспечивает закон «Об оружии», что играет важную роль в создании условий его правомерного использования, приобретения, владения им гражданами, а также службами различных министерства и ведомств, в том числе ввоза оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и вывоза за ее пределы (Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 150. Ст. 5681).

4 Волченков В.В. Правовые, организационные и тактические основы борьбы органов внутренних дел с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2001; Тюлькин А.П. Правовые основы и организационно-тактические основы борьбы органов внутренних дел с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Ковалев А.В. Оперативно-разыскное обеспечение раскрытия расследования хищений оружия и боеприпасов с особо режимных объектов: дисс. ... канд. юрид. наук.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

воправного оборота оружия внутри страны. Кроме того здесь присутствует и внешний аспект — контрабанда5, суть которой состоит, с одной стороны, в противоправном поступлении оружия в Российскую Федерацию из-за рубежа, с другой, — в извлечении оружия из отечественного незаконного оборота и незаконной его перевозки в другие страны.

Анализ информации из различных источников6 показывает, что контрабандой оружия занимаются глубоко законспирированные, хорошо оснащенные технически, имеющие большие финансовые возможности и имеющие с представителями властных структур коррумпированные организованные преступные группы. Данный вид правонарушений характеризуется чрезвычайно высоким уровнем латентности.

По данным исследования А.С. Невского, 13% оружия в незаконный оборот поступает контрабандным путем7. Однако, как показали результаты проведенного исследования, вопросы контрабанды оружия, связанные с ее предупреждением, выявлением и раскрытием, рассматриваются исследователями чрезвычайно редко и фрагментально. Особенно это касается оружия, которое из внутреннего незаконного оборота перемещается через таможенную и государственную границу и попадает в преступные арсеналы самых различных зарубежных государств. Можно, наверное, предположить, что это является одной из причин слабого выявления устойчивых каналов контрабанды оружия и преступных групп, ее осуществляющих, оперативными подразделениями органов внутренних дел (ОВД) и таможенной службы (ТС).

Специфика, обусловливающая деятельность оперативных подразделений ОВД и ТС и направления их взаимодействия по борьбе с контрабандным вывозом оружия, состоит в том, что каждый регион Российской Федерации характеризуется только для него присущей оперативной обстановкой. Во-первых, для каждого региона характерно свое географическое положение; во-вторых, наличие производственного потенциала по производству оружия, боеприпасов и взрывных устройств; наличие сформировавшихся организованных преступных групп, которые специализируются на контрабанде оружия по заранее организованным ими каналам.

Не претендуя на полноту и окончательность рассмотрения данного вопроса, приводим выявлен-

ные в результате исследования особенности производственно-экономического и географического характера некоторых регионов Российской Федерации, являющиеся источниками контрабандно вывозимого оружия.

Северо-Западный федеральный округ. Оперативная обстановка в зоне деятельности Северо-Западной оперативной таможни по линии борьбы с контрабандой оружия, боеприпасов и взрывных устройств обусловлена следующими факторами:

♦ географическое положение региона: большая протяженность морских и сухопутных границ со странами Евросоюза;

♦ наличие международных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

♦ наличие в регионе оружейных салонов, военно-исторических музеев, предприятий военно-промышленного комплекса и складов;

♦ постоянно увеличивающийся товаропоток на таможенной границе.

Для зоны обслуживания таможень Санкт-Петербурга характерно то, что в Санкт-Петербурге и области находится большое количество предприятий военно-промышленного комплекса (не менее 345 объектов). Наиболее характерен вывоз оружия, боеприпасов и взрывных устройств юридическими лицами с использованием соответствующих товаров «прикрытия» (т.е. фирмами, акционерными обществами и т.д.). Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности, в том числе находящиеся под влиянием криминальных групп, изыскивают все более изощренные формы и методы противоправной деятельности. Их привлекает высокая рыночная стоимость данных товаров, их относительная компактность и устойчивый опрос на рынке.

5 Исходя из законодательного определения контрабанды (ст. 226-1 Уголовного кодекса Российской Федерации), она представляет собой премещение через таможенную границу Российской Федерации (в нашем случае) оружия, боеприпасов, взрывных устройств помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостаточным декларированием.

6 Лукашин М.В., Тюренков В.А. Взаимодействие подразделений уголовного розыска и оперативных подразделений ФТС России в пресечении контрабанды оружия // Оперативно-разыскная работа. 2009. № 3. С. 55; Герасимов С.И. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и меры по его предупреждению // О состоянии борьбы с незаконным оборотом оружия и мерах по ее усилению. М., 2000. С. 4.

7 Невский С.А. Борьба с незаконным оборотом оружия. М., 2007. С. 24.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

В зоне действия пограничных таможен (Великолукской, Выборгской, Себежской, Псковской, Сор-тавальской, Кингисеппской) наиболее вероятен вывоз8 и ввоз9 оружия, боеприпасов, физическими лицами без декларирования; чаще всего гражданами Российской Федерации, Финляндии и Норвегии.

Восточно-Сибирский регион. Важной проблемой региона является контрабанда охотничьих ружей и патронов для них в Республику Монголия. Это обусловлено отсутствием на территории Монголии заводов по производству оружия и боеприпасов и большим спросом у граждан Монголии на вышеуказанные товары для охотничьего промысла, в частности, для охоты на сурка-тарбагана, путано-меховое сырье которого пользуется большим спросом, как в Китае, так и в Российской Федерации. При этом используются мелкокалиберные патроны калибра 5,6 мм. К данному виду незаконного оборота оружия и боеприпасов могут быть причастны как граждане России, так и граждане Монголии.

При покупке патронов на территории Российской Федерации гражданами Монголии привлекаются граждане России, имеющие лицензии на приобретение охотничьего оружия и боеприпасов. Зачастую, как показывает анализ поступающей оперативной информации, с гражданами Монголии связаны и директора оружейных магазинов.

Наиболее подтвержденными попыткам контрабандного перемещения товаров данной категории остаются зоны деятельности Наушинской, Бурятской и Тувинской таможен, которые являются приграничными с Монголией.

Например, 26 июня 2011 г. Наушинской таможней при таможенном контроле на пограничном переходе «Иркутск-Улан-Батор» в межпотолочном пространстве вагона над купе обнаружено 2000 патронов калибра 5,6 мм марки «Стандарт»10.

Здесь же следует отметить отсутствие государственной границы с Монголией, оборудованных заго-родительных учреждений и контрольно-следовой полосы.

Дальневосточный федеральный округ. Предпосылками, влияющими на распространенность контрабандного вывоза оружия и боеприпасов, являются:

♦ наличие спроса на вооружение и военную технику советского/российского производства в отдельных наименее развитых и развивающихся странах Ближнего Востока, Африки, Азии11;

♦ развитие военно-промышленного комплекса на территории Дальнего Востока в сочетании с плохой социальной и экономической ситуацией на оборотных предприятиях;

♦ высокая степень милитаризации Дальнего Востока;

♦ соседство со странами, имеющими более низкий уровень развития военных технологий;

♦ неоднократные чрезвычайные происшествия на военных складах (Владивосток, Ванино).

♦ случаи хищения военной техники с военных складов, связанные как с ослаблением контроля со стороны армейских властей, так и с фактами коррупции среди кадровых офицеров;

♦ наличие преступных групп, заинтересованных как в продаже оружия за рубеж, так и его приобретении.

Следует подчеркнуть, что контрабанда оружия распространена по всему периметру таможенной

8 9 апреля 2007 г. на таможенном посту ЖДПП «Ивангород» в ходе осуществления таможенного контроля пассажирского поезда сообщением «Москва-Таллинн» в туалете нерабочего тамбура вагона под защитным кожухом труб умывальника были обнаружены сокрытые от таможенного контроля три картонные упаковки, в которых находились 147 мелкокалиберных патронов, признанных в результате исследования штатными боеприпасами к нарезному огнестрельному оружию калибра 5,6 мм (по мат-м ФТС России).

9 В ходе проверки оперативной информации сотрудниками оперативно-разыскного отдела Выборгской таможни совместно с сотрудниками таможенного поста МАПП «Тор-фяновка» 30 августа 2007 г. при въезде в Российскую Федерацию было приостановлено перемещение через таможенную границу Российской Федерации пассажирского автобуса. В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что туристическая группа, состоящая из граждан Российской Федерации, выехала 21 августа текущего года на фестиваль «Милитари Одиссей» в г. Детлинг (Великобритания), где находилась три дня и участвовала в реконструкции исторических событий. Там же указанной группой были приобретены различные исторические и военные предметы начала и середины XX в., которые и были ими ввезены 30 августа 2007 г. через т/п МАПП «Торфяновка» без декларирования в письменной или устной форме. Девять пассажиров автобуса также ввезли на территорию Российской Федерации без заявления таможенному органу следующие товары: пистолет-пулемет, кинжалы с нацистской символикой, пистолеты, револьверы, меч в ножнах, ножи, штык-ножи, магазины для пистолетов, автоматов, кортики, патроны различных марок и наименований, различные аксессуары военного предназначения (ремни, бинокли, медали), типографскую продукцию, фотоматериалы времен Второй Мировой войны и т.д. в количестве не менее 550 ед. (по материалам ФТС России).

10 По материалам ФТС России.

11 Основными странами импортерами российского оружия являются Иран, Китай, Индия, Северная Корея, страны Африки (Эфиопия, Намбия). По имеющейся информации, оружие российского производства, в первую очередь, пистолеты ПМ, ИЖ пользуются спросом у преступных группировок Японии и Южной Кореи.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

границы Российской Федерации. По результатам исследования также можно утверждать, что в каждом регионе контрабанда имеет свою специфику ввоза-вывоза оружия, определяемую его географическим положениям факторами производственно-экономического характера, наличием криминальной активности организованных преступных формирований, действующих в этой сфере.

Отмеченные региональные особенности условий, способствующих контрабандному вывозу оружия, с целью его предупреждения, выявления и раскрытия подлежит, на наш взгляд, дополнительной детализации на уровне Главных управлений МВД РФ по городам и субъектам Российской Федерации. По результатам такой аналитической работы, может представиться возможность устанавливать негативные тенденции, способствующие активизации противоправной деятельности по данной линии в зоне оперативного обслуживания каждого МВД, УВД. Это, в свою очередь, позволит более целенаправленно вести оперативную работу по выявлению лиц, которые могут быть причастны к контрабанде оружия; осуществлять систематический обмен оперативной и иной информацией с ФТС и ФСБ России на региональном уровне. Наличие общего информационного фонда можно рас-

сматривать как основу для планирования и проведения совместно с указанными ведомствами оперативно-разыскных мероприятий:

♦ по контролю за внешнеторговыми операциями с оружием12;

♦ в отношении организованных преступных групп, причастных к незаконному обороту оружия и его контрабандному вывозу;

♦ направленных на пресечение функционирования контрабандных каналов оружия в рамках проводимых межведомственных специальных операций («Арсенал», «Вихрь-Антитеррор», «Салют» и др.).

Контрабанда оружия и необходимость повышения эффективности борьбы с ней носят международный характер. Поэтому наличие систематизированной межведомственной информации о ее состоянии и особенностях на региональном уровне будет способствовать дальнейшему развитию международного сотрудничества между правоохранительными органами России и приграничных с ней стран.

12 Внешнеэкономический курс РФ способствует существенному повышению на международном рынке спроса на оружие российского производства. Значительное увеличение числа контрактов на поставки оружия обуславливает выход на международную арену многочисленных предприятий, ранее свою продукцию на экспорт не поставлявших, что вместе с ослаблением контроля за экспортом оружия приводит к фактам нарушения таможенного законодательства в данной сфере.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебник / под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 463 с.

В учебнике сведения об организации правоохранительных органов впервые сведены воедино с краткими сведениями об их деятельности.

На основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, установлены их взаимосвязи.

В учебнике учтено законодательство, а также решения органов судебной власти по состоянию на 1 апреля 2010 г.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.