ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^g^
Актуальные проблемы уголовного права
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ
А.И. ЧЕРНЫЙ,
адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-m ail: kalter. 32@gm ail. com
Аннотация. В данной статье рассматривается специфика деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности в приграничных районах европейской части России, их взаимодействие с правоохранительными органами сопредельных государств. Раскрыты основные межведомственные и межгосударственные специальные профилактические мероприятия, проводимые в приграничных районах, а так же результаты их реализации.
Ключевые слова: преступность, подразделения, регионы, незаконный оборот оружия.
CRIME PREVENTION BODIES OF INTERNAL AFFAIRS IN THE BORDER AREAS
A.I. CHERNY,
graduated in a military academy of chair of criminology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. This article discusses the specifics of the law-enforcement bodies to prevent crime in the border regions of the European part of Russia, their interactions with the police of neighboring states. Summary of interagency and interstate special preventive activities in the border areas, and the results of their implementation. Keywords: crime, divisions, regions, arms trafficking.
Преступность в последнее время претерпевает значительные не столько количественные, сколько качественные изменения. В первую очередь это относится к преступности в приграничных регионах, в которых превентивное воздействие на преступность оказывается малоэффективным в силу самых разных причин. Зачастую этому «способствует» рассогласованность действий правоохранительных органов сопредельных государств, нарастающая волна мигрантов и их «подвижность», так называемая «война законов», коррумпированность органов местного, приграничного самоуправления и т.д. Отсюда, на фоне снижения общего количества зарегистрированных преступлений, рост приграничной (региональной) преступности и существенное ее качественное изменение.
Между тем, одной из важнейших функций подразделений и служб органов внутренних дел по-прежнему является предупреждение и пресечение любых преступлений, выявление причин и условий, способствующих их совершению. В сфере предупреждения и пресечения преступлений органами внутренних дел реализуется комплекс мер специально-криминологического предупреждения преступности, поскольку сотрудники полиции наделены широким спектром полномочий, которые реализуются ими в ходе осуществления уголовно-процессуальной оперативно-розыскной, административной и иных видов деятельности, направленных на противодействие преступности.
Очевидно, что влияние на специфику предупреждения преступности органами внутренних дел в РФ
оказывает географическое расположение отдельных субъектов, среди которых особое место занимают приграничные районы1. Именно поэтому для органов внутренних дел приграничных регионов в деле предупреждения преступности немаловажное значение играет тесное взаимодействие с пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы и по контролю за соблюдением пограничного режима, а так же взаимодействие с правоохранительными органами сопредельных государств.
Среди приграничных регионов в европейской части России следует выделить Брянскую область, имеющую границу с двумя государствами ближнего зарубежья — Украиной и Республикой Беларусь. Правовая основа взаимодействия правоохранительных органов трех государств строится на основе Конституций РФ, Украины и Республики Беларусь, соглашением между МВД РФ и МВД Украины о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов от 15 мая 1998 г., протокольным решением совместного рабочего заседания руководителей УВД по Брянской области и УМВД Украины в Черниговской области от 9 ноября 2001 г., Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., Соглашением о сотрудничестве между МВД России и МВД Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г., реше-
1 ЗабрянскийГ.И. Криминологическая классификация регионов РФ // Вестник Московского университета. 1993. № 2.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
ниями объединенной коллегии министерств внутренних дел государств — участников Союза Беларуси и России, ведомственными нормативными правовыми актами органов внутренних дел РФ, Украины и Республики Беларусь.
Анализ статистических показателей преступности в приграничных районах Брянской области, Украины и Республики Беларусь позволяет определить ключевые направления противодействия преступности в приграничных районах, к которым следует отнести противодействие организованной преступности; противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ; противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; противодействие незаконному пересечению Государственной границы Российской Федерации и организации незаконной миграции.
Основной формой взаимодействия органов внутренних дел является проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий, целью которых является предупреждение, пресечение и профилактика отдельных видов преступлений. Так, например, в ходе оперативно-профилактического мероприятия «Граница», направленного на выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп на сопредельных территориях, выявлены и ликвидированы 23 организованные группы, из них 9 — международной направленности; возбуждено 413 уголовных дел, задержаны 95 лиц, из них 32, находившихся в международном и российском федеральном розыске; изъято 57 единиц огнестрельного оружия, 670 единиц боеприпасов, свыше 8 кг взрывчатых веществ2. В ходе оперативно-профилактического мероприятия «Розыск» сотрудниками органов внутренних дел России, Белоруссии и Украины задержан 61 скрывающийся от правосудия преступник, установлено местонахождение 36 пропавших без вести, идентифицирована личность четырех неопознанных трупов.
Во взаимодействии с правоохранительными органами сопредельных государств сотрудниками полиции Брянской области были задержаны преступники, находящиеся в розыске таких стран, как Армения, Белоруссия и Украина3. Одним из таких примеров является задержание в г. Брянске гражданина Украины Ж., которого уже год разыскивало УУР ГУМВД Украины (Винницкая область) за кражу.
Особо следует отметить оперативно-профилактическое мероприятие «Нелегальный мигрант», направленное на усиление государственного контроля в среде миграционных отношений, выявление каналов нелегальной миграции. Мероприятие было проведено силами сотрудников УВД по Брянской области, Управления Федеральной миграционной службы (У ФМС), Управления Федеральной службы безопасности (УФСБ), Управления Федеральной налоговой службы (УФНС), другими контрольными службами при оказании содействия органами внутренних дел сопредельных областей Республики Беларусь и Украины. В ходе его проведения при тесном взаимодействии указанных ведомств проверено 110 предприятий и организаций всех форм собственности, 549 автотранспортных средств, въезжающих в область с гомельского и могилевского направлений, осуществлено 72 проверки поездов, по 50 запросам правоохранительных органов проверено 64 иностранца. За время операции выявлены нелегальные мигранты, иностранные рабочие, среди них граждане из Узбекистана, Армении, Грузии и работодатели, незаконно предоставившие им трудовые места4.
Подобные масштабные мероприятия весьма показательны и эффективны. Так, в соответствии с приказом МВД России от 19 ноября 2010 г. № 796 УВД по Брянской области осуществлен комплекс организационных и практических мер, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных планом проведения оперативно-профилактической операции «Сфера-Безопасность». Следует отметить, что среднесуточная численность личного состава, принимавшего участие в этой операции, составила около тысячи сотрудников, которыми проведено 1041 проверка организаций и объектов. В результате быыло выявлено 180 нарушений законодательства, регламентирующего частную охранную деятельность и оборот оружия в охранных организациях, в том числе 23 факта незаконного оказания охранных услуг физическим и юридическим лицам. За период проведения первого этапа операции составлено 172 протокола об административных правонарушениях, из которых 164 — в отношении работников частных охранных организаций и 8 — руководителей указанных структур. За различные нарушения в 36 случаях вынесены предписа-
2 Отчет о результатах проведения межведомственной операции «Граница-2010».
3 Отчет о результатах проведения межведомственной операции «Розыск-2010».
4 Информационно-аналитическая справка УФМС России по Брянской области за 2010 г.
№ 3 / 2013
Вестник Московского университета МВД России
105
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
ния об устранении выявленных недостатков, изъято 124 удостоверения частного охранника.
В ходе проверочных мероприятий, за нарушение порядка хранения, учета и использования в негосударственных структурах безопасности временно изъято 44 единицы огнестрельного оружия и 954 штуки патронов к нему, а также 100 единиц специальных средств. Из незаконного оборота изъято 11 единиц огнестрельного оружия, 220 штук боеприпасов, в том числе: 18 мин, 8 унитарных выстрелов и 194 патрона. В целях выявления и пресечения правонарушений в сфере оборота пиротехнических изделий, оружия, взрывчатых веществ, разработан план совместных мероприятий УВД и Управления МЧС по Брянской области по обеспечению безопасности граждан в местах проведения зрелищных и развлекательных мероприятий, в период новогодних и рождественских праздников. Только по итогам истекшего года выявлено 724 нарушения в сфере порядка оборота пиротехнических изделий, оружия и взрывчатых веществ, в том числе нарушений правил хранения оружия и патронов — 252, установленных правил пожарной безопасности — 277, правил сертификации пиротехники — 27. В отношении виновных лиц составлено 668 протоколов об административных правонарушениях, из которых 314 — за нарушение порядка оборота оружия и патронов, за нарушение правил оборота пиротехнических изделий — 97. Кроме того, изъято 408 единиц оружия, в том числе из незаконного оборота 18 единиц. Изъято и добровольно сдано 66 396 штук боеприпасов, в том числе 8 мин и 4 ручные гранаты. За незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов возбуждено 8 уголовных дел. За время проведения операции за различные нарушения изъято 212 097 штук пиротехнических изделий, на сумму 1739 тыс. руб., в том числе I класса опасности — 176 048 штук, на сумму 554 тыс. руб., II класса — 32 263 штуки, на сумму 569 тыс. руб., III класса — 3786 штук, на сумму 616 тыс. руб.5.
Наряду с успешным межведомственным сотрудничеством следует отметить определенные трудности, возникающие при совершении трансграничных преступлений. Особо стоит отметить наличие «прозрачной границы» с Украиной и Республикой Беларусь, обуславливающее практически неподдающееся контролю перемещение населения из соседних государств и, и как следствие, поступление в Брянскую область крупных партий наркотиков и сырья для их производства. Бесконтрольный и практически не имеющий препятствий переход и проезд через границу используется для ввоза наркоти-
ков на территорию области. Основные направления поступления наркотиков в область — Украина, Молдова и Республика Беларусь. Ежегодно только органами внутренних дел области регистрируется около 2000 случаев незаконного оборота наркотиков, в среднем 450 человек привлекается к уголовной ответственности6.
В связи с этим для противодействия наркобизнесу разработан и успешно применяется на практике комплекс оперативно-профилактических мероприятий «Канал». Так, например, в период проведения операции «Канал», было задействовано около 1,3 тыс. сотрудников региональных управлений ФСКН, УВД, ФСБ и таможни. Они осуществляли оперативно-поисковые и заградительные мероприятия на стационарных постах ДПС на автодорогах Брянск — Гомель, Москва — Киев, а также выборочный досмотр багажа, перевозимого груза и физических лиц, пересекающих границу. Кроме того, проводилась совместные с постами таможни Украины и Республики Беларусь проверки таможенных переходов, проверен Брянский центр магистральных перевозок, багажные отделения и склады, камеры хранения. Результатом проведенного комплекса мероприятий стало изъятие 20 кг наркотиков, задержание 9 наркокурьеров и возбуждение 48 уголовных дел7.
Вместе с тем, анализ результатов мероприятий и операций межведомственного и межгосударственного уровня, направленных на предупреждение и пресечение преступлений в приграничных районах, не в полной мере отвечает требованиям действительной оперативной обстановки. Так, например, нуждается в совершенствовании и доработке комплекс мер, направленных не только на предупреждение наркотрафика, но и на выявление и ликвидацию каналов нелегальной миграции. Решение подобных задач и, соответственно, специфика деятельности органов внутренних дел во многом определяется не столько социальными, экономическими и политическими особенностями региона, сколько его географическим положением. Именно поэтому в приграничных районах важнейшую, если не определяющую, роль играет взаимодействие с правоохранительными органами сопредельных государств, основной и наиболее успешной формой которого и являются специальные оперативно-профилактические мероприятия.
5 Информационно-аналитическая справка ООЛРРКЧД и ОД УВД по Брянской области за 2010 г.
6 По данным информационного центра при УМВД по Брянской области.
7 Отчет о результатах проведения межведомственной операции «Канал-2010».