Научная статья на тему 'Основные направления, формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма'

Основные направления, формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6263
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления, формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма»

Анищенко К Ф• аспирант Краснодарского университета МВД России

г. Сочи

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ терроризма

Сложность терроризма как социального явления требует системного подхода к разработке мер по противодействию ему на государственном уровне. В сложившихся условиях главная задача состоит в том, чтобы искоренить сами условия, способствующие распространению терроризма и экстремизма, создать такую систему государственного противодействия, которая бы надежно защитила граждан от преступных посягательств.

В литературе справедливо отмечается, что в разработке системного подхода к борьбе с терроризмом должны быть приняты во внимание, с одной стороны, роль и место терроризма в общей системе политического экстремизма, с другой - многоплановость, сложность структуры самого терроризма как социального феномена, взаимосвязь его основных элементов и специфика их назначения в общей системе терроризма1.

А.С. Куликов пишет, что «необходимость противодействия терроризму в большинстве стран, подвергшихся террористическому воздействию, осознана как общегосударственная задача. Устойчивость политической, экономической системы государства во многом зависит от эффективности государственной системы антитеррористического противодействия. Основу эффективной государственной системы противодействия составляет динамичная совокупность современных государственных мер профилактики, предупреждения, упреждения,

пресечения и минимизации последствий террористических

- 2

проявлений»2.

Во вступительном слове на научно-практической конференции, посвященной 15-летию создания службы по борьбе с организованной преступностью и НИЛ-3 ВНИИ МВД России 17 декабря 2003 г.

1 Авдеев Ю.И. О повышении эффективности борьбы с терроризмом // Проблемы борьбы с терроризмом: научная информация по вопросам борьбы с терроризмом. М., 2002. С. 63.

2 Адаптация Организации Договора о коллективной безопасности к современным политическим реалиям - основа ее деятельности в качестве многофункциональной международной структуры безопасности на евразийском пространстве: Материалы международной научно-практической конференции 20 февраля 2007 г. М., 2007. С. 16.

15

определил основные требования к формированию механизма борьбы с терроризмом и иными криминальными проявлениями.

Во-первых, «в основу борьбы с организованной преступностью необходимо заложить глубокую превентивную работу, ядром которой должна стать оперативно-розыскная профилактика. Здесь необходимое развитие должна получить общегосударственная система мер профилактики терроризма, которая охватывает структуры исполнительной власти и правоохранительные органы, общественные организации и конфессиональные институты», при этом превентивная система должна предусматривать «наличие разработанной доктрины безопасности, которая одновременно выступала бы как определенная идеология или система целей, способная объединить общество; систему законов, позволяющих защитить интересы общества на ранних стадиях подготовки наиболее опасных преступлений; общественную систему безопасности, включающую в себя совокупность государственных органов, общественных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять террористической угрозе, иным криминальным проявлениям».

Во-вторых, необходим комплекс мер правового характера. Здесь Р. Г. Нургалиев обосновал необходимость следующих мер:

«ясное и общепризнанное определение новых криминальных вызовов современности, в том числе и терроризм;

практические меры по розыску и наказанию исполнителей, организаторов преступных актов;

создание глобальной системы противодействия терроризму и другим угрозам и вызовам;

налаживание практического сотрудничества региональных организаций;

развитие взаимодействия по линии внешнеполитических ведомств и непосредственно между правоохранительными органами на многостороннем и двусторонних уровнях;

формирование единого для всех стран списка террористов, международных террористических организаций и осуществление контроля за их перемещением, движениями средств на банковских счетах;

тесное информационное взаимодействие правоохранительных органов».

В-третьих, необходимо принятие системы организационных и практических мер. Деятельность правоохранительных органов должна стать более целенаправленной и скоординированной по следующим направлениям:

«перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей и баз бандформирований;

проведение единой информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям;

создание сети информационных источников, обеспечивающей получение достоверной информации о местонахождении или передвижении любого лидера банды».

Р.Г. Нургалиев особо акцентировал внимание на организации оперативно-розыскной работы: «Успех этой деятельности зависит от эффективного использования возможностей оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, которая доказала, что она является самым эффективным средством выявления и ликвидации очагов организованной преступной деятельности и терроризма»1.

Одним из главных субъектов противодействия терроризму в Российской Федерации является Министерство внутренних дел.

Министерство внутренних дел Российской Федерации решает следующие задачи в этой сфере:

организация и проведение комплексных предупредительно-профилактических мероприятий антитеррористического характера, включая перекрытие каналов поступления террористическим группам финансовых средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;

организация взаимодействия с иными субъектами антитеррористической деятельности;

организация и осуществление силами органов внутренних дел выявления и устранения причин и условий, способствующих подготовке и совершению преступлений террористического характера;

разработка и реализация планов по предупреждению преступлений террористического характера;

организация розыска лиц, совершивших преступления террористического характера, уклоняющихся от следствия и суда;

организация информирования населения и средств массовой информации о состоянии и мерах по борьбе с преступлениями террористического характера2.

Руководитель Антитеррористического центра государств-участников СНГ А.П. Новиков отмечает, что «решение оперативной проблемы борьбы с терроризмом находится в русле оперативно-

1 Нургалиев Р.Г. Вступительное слово // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и терроризмом: Тезисы выступлений на научно-практической конференции, посвященной 15-летию создания Службы по борьбе с организованной преступностью и НИЛ-3 ВНИИ МВД России (17 декабря 2003 г.). М., 2005. С. 9-10.

2 Вишняков Я.Д., Бондаренко Г.А., Васин С.Г., Грацианский Е.В. Указ. соч. С. 66.

17

войсковой и военно-полицейской тактики». По его мнению, «данная тактика включает следующие важнейшие элементы: обучение воинских и полицейских подразделений специальным приемам контртеррористических операций, приемам противодействия партизанской войны и взаимодействия с подразделениями спецслужб; сочетание разведывательных возможностей армии и оперативной работы спецслужб и органов внутренних дел, физической изоляции групп террористов от мирного населения; обеспечение безопасности населения, эвакуация, перемещение в укрытие и так далее; установление периметра зоны ответственности; контроль воздушного пространства, береговой линии; совокупность приемов ликвидации или задержания террористов; охрана ключевых объектов инфраструктуры; уничтожение убежищ и сходов террористов; проведение непрерывной информационной кампании на всем протяжении контртеррористической операции; ликвидация локализации или минимизация последствий террористических действий»1.

Как показывает анализ практики, органы внутренних дел и подразделения внутренних войск в своих действиях по борьбе с терроризмом используют практически все указанные элементы тактики этой деятельности.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 августа 2004 г. в каждом субъекте Южного Федерального круга (за исключением Чеченской Республики) первыми заместителями председателей антитеррористических комиссий назначены наиболее подготовленные и имеющие боевой опыт старшие офицеры внутренних войск МВД России. Одновременно они являются руководителями созданных групп оперативного управления (ГрОУ).

В настоящее время военная фаза контртеррористической операции на Северном Кавказе закончилась, все основные усилия

V V п

направлены на реализацию правоохранительной составляющей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 715 с 1 сентября 2003 г. на Министра внутренних дел было возложено руководство оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией на территории Северо-Кавказского региона.

Главными методами борьбы с террористами и незаконными вооруженными формированиями являются методы оперативно-розыскной деятельности, которая является ядром превентивной работы.

Р.Г. Нургалиев указал, что при обеспечении комплексного решения борьбы с организованной преступностью и терроризмом основу этой

1 Адаптация Организации Договора о коллективной безопасности к современным политическим реалиям - основа ее деятельности в качестве многофункциональной международной структуры безопасности на евразийском пространстве: Материалы международной научно-практической конференции 20 февраля 2007 г. М, 2007. С. 36.

18

деятельности должна составлять глубокая, активная и наступательная работа правоохранительных органов. Она должна быть сосредоточена на следующих направлениях:

1) перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей бандформирований;

2) проведение единой информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям;

3) создание сети информационных источников, обеспечивающих получение достоверной информации о местонахождении и передвижении каждого лидера бандгрупп1.

В современных условиях деятельность органов направлена, главным образом, на предупреждение актов терроризма. На заседании расширенной коллегии МВД России по итогам работы в 2006 г. Президент России В. В. Путин отметил, что в борьбе с терроризмом МВД и спецслужбы должны работать на опережение, «они обязаны целенаправленно выявлять и ликвидировать «террористическое подполье», лишать его инфраструктуры, связей и лишать источников финансирования»2.

Пресечение финансирования терроризма является одним из главных условий эффективности противодействия ему. Это подчеркнул С.И. Гирько, рассматривая исторические аспекты борьбы с терроризмом: «... именно в России, в отличие от других стран, была разработана наиболее эффективная форма борьбы с этим видом тяжких преступлений. Мы считаем, что при разработке сейчас актуальной программы борьбы с терроризмом необходимо опираться на положительный опыт, имевшийся в России век назад. В первую очередь, речь идет об организации агентурной работы в среде лиц, подверженных влиянию террористических идей, блокирование финансирования террористических групп и организаций. Достаточно вспомнить, что ни одна экспроприация, проведенная террористическими группами в России, не достигла реальных целей финансирования террора, так как деятельность финансовых и правоохранительных органов была согласованной и предельно эффективной»3.

1 Щит и меч. 2003. 18-24 дек.

2 Фалалеев М. Президент обратился в милицию и потребовал ввести гражданский контроль за правоохранительными органами // Российская газета. 2007. 18 февр.

3 Гирько С. И. Научно-методическое обеспечение деятельности ОВД по борьбе с организованной преступностью и терроризмом // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и терроризмом: Тезисы выступлений на научно-практической конференции, посвященной 15-летию создания Службы по борьбе с организованной преступностью и НИЛ-3 ВНИИ МВД России (17 декабря 2003 г.). М., 2005. С. 27.

С.И. Герасимов очень верно отметил, что «важнейшее направление в предупреждении терроризма - пресечение потоков финансирования террористических и экстремистских группировок, например, чеченских боевиков, осуществляемого как российскими юридическими и физическими лицами, так и из-за рубежа. Пресечение таких каналов связано с усилением работы по выявлению и привлечению к ответственности на налоговые, экономические преступления, контрабанду (прежде всего, оружия и наркотиков), так как это одни из главных источников финансирования террористов1.

В 2001 г. в целях недопущения финансирования террористических формирований на территории Южного федерального округа был проведен ряд оперативно-профилактических мероприятий в сферах топливно-энергетическом комплекса, оборота алкогольной продукции и внешнеэкономической деятельности. По их результатам был выявлен причиненный государству ущерб в размере 1 млрд., возбуждено 431 уголовное дело2. В ходе мероприятий по декриминализации нефтяного комплекса «Чеченская нефть» было обнаружено и уничтожено около 4,2 тыс. мини-установок для кустарной переработки нефти, задержано более 1 тыс. единиц автотранспорта, изъято 9,3 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов (в 2002 г. изъято 3,8 тыс. тонн). Всего в 2003 г. было уничтожено 5,8 тыс. мини-заводов, изъято 9,6 тыс. тонн горючесмазочных материалов, задержано более 600 автомашин, незаконно перевозивших нефтепродукты (в ходе специальных операций утилизировано боле 100 бесхозных автомашин нефтевозов), к уголовной и административной ответственности привлечено более 400 человек.

Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти органами внутренних дел принимаются меры по обеспечению устойчивого функционирования особо важных и режимных объектов, в первую очередь объектов ядерного оружейного комплекса и атомной энергетики, объектов транспорта, укрепление их антитеррористической защищенности, доведение их оснащения современными средствами охраны до уровня, установленного соответствующими нормативными актами.

В деятельности по противодействию терроризму большое значение имеет пресечение каналов поступления в незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Органами внутренних дел Южного федерального округа значительное внимание уделяется вопросам организации борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием огнестрельного

1 Герасимов С. И. Основные направления усиления борьбы с терроризмом // Проблемы борьбы с терроризмом: Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 2002. С. 67.

2 Титов В.А. Указ. соч. С. 23.

оружия и взрывных устройств, их незаконным оборотом, налаживанию взаимодействия с заинтересованными ведомствами по пресечению фактов утечек вооружения и его комплектующих из воинских подразделений МО и МВД России, дислоцирующихся на территории округа.

В органах внутренних дел субъектов РФ в Южном федеральном округе подготовлены и реализуются специальные планы комплексных мер по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, профилактике, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с их использованием.

Основными источниками незаконного поступления в Южный федеральный округ оружия продолжают оставаться: хищения из воинских частей; у индивидуальных владельцев; утраты табельного оружия; контрабандный ввоз с территорий межнациональных конфликтов, зон боевых действий.

Активизация деятельности органов внутренних дел в Южном федеральном округе привела к увеличению в 2005 г. на 21% количества выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

Значительная роль в обеспечении безопасности важных государственных объектов принадлежит Внутренним войскам МВД России. В настоящее время существует специальный перечень важных государственных объектов, подлежащих охране внутренними войсками МВД России. Среди этих объектов - все атомные электростанции, крупные предприятия атомной и химической промышленности, оружейного комплекса, научные учреждения, атомные ледоколы в портах их приписки и т.п. В общей сложности под охраной находится более 100 важных государственных объектов, в том числе десять АЭС и семь закрытых административных территориальных образований (ЗАТО). Всего в системе охраны важных государственных объектов задействовано около 50 тыс. военнослужащих внутренних войск МВД России. С учетом террористической опасности скорректирована программа боевой подготовки военнослужащих внутренних войск, занятых в охране важных государственных объектов, постоянно проводятся совместные учения с подразделениями ФСБ, МВД, МЧС, службами безопасности АЭС и концерна «Росэнергоатом». На всех ядерных объектах имеются группы спецназа (от 30 до 100 человек). О результатах деятельности внутренних войск по обеспечению безопасности важных государственных объектов говорят следующие данные: в 2005 г. военнослужащими внутренних войск было задержано более 36 тыс. нарушителей пропускного режима, в том числе 370 человек за попытку проникновения на объекты через периметры запретных и контролируемых зон, предотвращено 20 аварийных ситуаций и пожаров, экономический эффект службы составил 211 млн

рублей1.

В 2006 г. в соответствии с решением Правительства Российской Федерации были приняты под охрану новые ядерно-опасные объекты в Уральском и Сибирском округах внутренних войск, усилена охрана судов с ядерными энергетическими установками, атомных станций и контрольно-пропускных пунктов объектов оборонной промышленности.

В течение 2006 г. караулами и войсковыми нарядами внутренних войск было задержано более 43,4 тыс. нарушителей, пресечено свыше 380 попыток проникновения на объекты и к охраняемым транспортам со специальными грузами, предотвращено 25 аварийных ситуаций (пожаров).

Морскими воинскими частями внутренних войск совместно с органами внутренних дел в ходе 162 рейдовых операций было досмотрено 632 плавсредства, задержано свыше 1 тыс. нарушителей и 257 плавсредств, осуществлено более 2,4 тыс. водолазных спусков, обследовано 524 объекта и технических сооружений.

С целью выявления лиц, причастных к совершению террористических акций, в стране проводятся оперативно-розыскные и профилактические операции: «Вихрь-Антитеррор», «Фатима». Осуществляются мероприятия по усилению контроля за сохранностью оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов с целью перекрытия каналов их поступления в незаконный оборот. С участием агентства Росбоеприпасов и Госгортехнадзора России проводятся оперативно-профилактические операции «Динамит-Баланс», «Арсенал», «Щит», «Пиротехника», а также другие оперативно-профилактические операции.

Учитывая, что основная угроза терроризма чаще всего исходит с территории Чеченской Республики, несмотря на происходящие там позитивные социально экономические преобразования, подразделениями по борьбе с организованной преступностью и терроризмом центрального подчинения совместно с органами внутренних дел субъектов Российской Федерации, приграничных с Чеченской Республикой, проводилась операция «Наемник», направленная на пресечение каналов переброски наемников, оказания финансовой и материальной помощи незаконным вооруженным формированиям. В ходе операции «Наемник» в период с августа по 30 сентября 2000 г. сотрудниками органов внутренних дел было выявлено более 1 тыс. человек, находящихся в розыске, раскрыто около 65 тыс. преступлений, изъято около 2 тыс. единиц огнестрельного оружия, почти 100 тыс. боеприпасов различного калибра, 294,6 кг взрывчатых веществ, 387 взрывных устройств и т.п.; было проверено около 16 тыс. объектов транспорта, в том числе более 10 тыс. - железнодорожного, 888 -

1 Не будите мирный атом. Важные государственные объекты России охраняет около 50 тысяч человек //Российская газета. 2006. 30 марта.

22

воздушного, свыше 4 тыс. - водного, досмотрено свыше 600 тыс. автомашин.

В рамках контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе с целью предупреждения диверсионно-террористических актов был проведен ряд широкомасштабных комплексных специальных операций на территории Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Дагестана, Ставропольского края. Только за 2005 г. в их результате было изъято 75 гранатометов, свыше 3,8 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 111 тыс. боеприпасов, свыше 5,3 т взрывчатых веществ.

В 2005 г. в ходе проведения операции «Динамит-Баланс» было обследовано 949 объектов хранения и использования взрывчатых материалов. В результате выявлено свыше 60,4 тыс. нарушений в сфере оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Опечатаны до устранения выявленных недостатков 372,8 т взрывчатых веществ, более 306,5 тыс. ед. средств взрывания, 745,2 тыс. ед. боеприпасов, подлежащих утилизации, временно запрещено функционирование 49 складов. Всего в ходе операции из незаконного оборота изъято 205 кг взрывчатых веществ, 1,6 тыс. ед. огнестрельного оружия, 34,1 тыс. ед. боеприпасов. В результате разъяснительной работы гражданами добровольно сдано 679 кг взрывчатых веществ, 51 тыс. ед. боеприпасов, в том числе 585 мин, 400 гранат, 46 бомб, свыше 1,4 тыс. ед. огнестрельного оружия. При проведении операции «Арсенал» из неправомерного владения изъято более 10 тыс. ед. различного оружия, в том числе 77 автоматов, 123 винтовки и пистолетов, 15 гранатометов, пулемет, более 76 тыс. патронов, около 200 кг взрывчатых веществ, 36 взрывных устройств, 442 гранаты, 354 снарядов и мин 1.

Не менее напряженной и результативной была деятельность органов внутренних дел и внутренних войск в 2006 г.

Комплексные оперативно-профилактические операции являются наиболее эффективными формами противодействия террористическим угрозам. В 2006 г. на территории республик Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Ставропольского и Краснодарского краев, Астраханской области было проведено 20 таких операций. В ходе операций было задержано 24 участника и пособника незаконных вооруженных формирований, изъяты 151 граната, 43 единицы автоматического оружия, 63 снаряда и мины, более 27 тыс. боеприпасов, свыше 52 кг взрывчатых веществ, обезврежено 95 самодельных взрывных устройств, обнаружено и ликвидировано 37 схронов с оружием и боеприпасами.

Заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник милиции А. Еделев в своем интервью «Российской

1 Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2005 году. М., 2006. С. 28.

23

газете» рассказал, что, начиная с момента, когда руководство контртеррористическими операциями на Северном Кавказе было передано МВД, и по март 2006 г. совместно с другими правоохранительными органами было уничтожено большинство бандитов высшего и среднего звена, ликвидировано около 800 боевиков, оказавших сопротивление силам правопорядка, в том числе 130 главарей и 24 эмиссара зарубежных террористических центров. Среди них - как распределители финансовых средств, поступающих из-за границы, так и организаторы самых кровавых терактов последнего времени. За это же время было предотвращено более 650 диверсий и терактов, изъято свыше 6,5 тыс. взрывчатки, обезврежено 2 тыс. взрывных устройств, обнаружено и ликвидировано около 740 баз боевиков, 2,7 тыс. тайников с оружием и боеприпасами1. Накануне коллегии МВД России по итогам работы за 2006 г. в феврале 2007 г. министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев в интервью «Российской газете» уделил внимание вопросу о борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. В частности, он рассказал, что нанесен серьезный ущерб системе финансирования боевиков международными террористическими центрами, был ликвидирован эмиссар «Аль-Каиды» и главный финансовый распорядитель террористов на Северном Кавказе Абу Хавс, задержано более тысячи участников бандгрупп, изъяты тысячи единиц оружия и боеприпасов, больше трех тонн взрывчатых веществ, уничтожены 215 бандитских баз и 929 тайников с оружием2.

В августе - сентябре 2006 г. в соответствии с Планом основных организационных мероприятий МВД России и приказом МВД России № 594 2006 г. в стране была проведена очередная комплексная операция «Динамит-Баланс». В ходе операции было обследовано 1739 объектов хранения и использования взрывчатых материалов, выявлено свыше 52 тыс. нарушений в сфере оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. До устранения выявленных недостатков опечатаны 776 тонн взрывчатых веществ, более 421 тыс. шт. средств взрывания, 909 тыс. шт. боеприпасов. В ходе операции из незаконного оборота изъяты 16,5 т взрывчатых веществ, 35 тыс. шт. боеприпасов, 145 ед. средств инициирования, 1,7 тыс. ед. огнестрельного оружия. К уголовной ответственности привлечены 516 человек, к административной - более 39 тыс.

В декабре 2006 г. была проведена операция «Пиротехника», в которой было задействовано 59,1 тыс. сотрудников органов внутренних дел. В ходе операции особое внимание уделялось проверке соблюдения

1 Фалалеев М. Чечня без масок и «зачисток». Заместитель главы МВД Аркадий Еделев - о новой фазе операции на Северном Кавказе // Российская газета. 2006. 18 марта.

2 Порядок на улице разбитых фонарей. МВД приступило к полной ликвидации преступных сообществ //Российская газета. 2007. 9 февр.

24

правил торговли пиротехническими изделиями. Вместе с тем, в рамках данной операции из незаконного оборота было изъято 589 кг взрывчатых веществ и свыше 2,4 тыс. единиц огнестрельного оружия. На территории Северного Кавказа за декабрь 2006 г. был изъято 23 автомата, 34 пистолета, 233 ружей, более 18 тыс. патронов различных калибров.

Органы внутренних дел, осуществляя деятельность по противодействию терроризму, уделяют особое внимание подрыву экономических основ терроризма. В этой связи значительные усилия направлены на установление юридических и физических лиц, занимающихся финансированием терроризма. В частности, прокуратурой Чеченской Республики по материалам органов внутренних дел 26 мая 2006 г. было возбуждено уголовное дело в отношении граждан А. и Д. по ч. 2 ст. 208, ч. 3 ст. 222 и ст. 2051 УК РФ. Указанные граждане, в числе других преступлений, занимались сбором денежных средств для финансирования незаконных вооруженных формирований.

Особое значение в деятельности органов внутренних дел по противодействию терроризму имеет обеспечение безопасности на транспорте. Как отмечает Т.А. Диканова, «транспорт весьма часто становится объектом атак террористов. Каждый пятый террористический акт в мире совершается на транспорте. В условиях России этот показатель выше, что обусловлено ролью транспорта в российских условиях с учетом ее пространства и т.п. Есть основания считать, что практически каждый третий террористический акт в России связан с транспортом (например, взрывное устройство закладывается в автотранспортное средство близ мест скопления людей; террористы используют незащищенность пассажиров морских, воздушных судов и захватывают эти суда с целью оказать давление на власть, учитывая общественный резонанс, который имеют подобные случаи, и т.д.)1.

В этой связи большое внимание в рамках противодействия терроризму уделяется обеспечению авиационной безопасности. В соответствии с совместным распоряжением МВД России и Минтранса России в состав досмотровых групп введены сотрудники органов внутренних дел, наделенные полномочиями по производству предполетного и послеполетного досмотра авиапассажиров, их багажа и ручной клади. За 2005 г. сотрудниками органов внутренних дел на транспорте было досмотрено 25,9 млн авиапассажиров, к административной ответственности привлечено 764,7 тыс. человек, возбуждено 35 уголовных дел, в том числе 27 - по фактам незаконного оборота оружия, выявлено и изъято запрещенных к провозу воздушным транспортом 148 ед. огнестрельного и 365 ед. холодного оружия, 10,1

1 Диканова Т.А. Некоторые вопросы предупреждения терроризма // Проблемы борьбы с терроризмом: Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 2002. С. 34.

тыс. ед. боеприпасов.

В целях повышения антитеррористической безопасности при осуществлении авиационных перевозок в структуре транспортных органов внутренних дел в 2006 г. были созданы 145 специализированных подразделений по досмотру общей численностью 1916 сотрудников, которыми было проверено 594 тыс. авиарейсов, 40 млн пассажиров. В результате к административной ответственности были привлечены 68,2 тыс. человек, выявлено 730 преступлений, пресечено 67 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, изъято 355 единиц огнестрельного и 307 единиц холодного оружия.

В течение 2006 г. были осуществлены организационно-практические мероприятия по обеспечению охраны 66 международных аэропортов и объектов их инфраструктуры подразделениями вневедомственной охраны силами 140 стационарных постов и 29 автопатрулей и групп немедленного реагирования численностью свыше 1,4 тыс. сотрудников милиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как очень удачно отметил Р.Е. Затона, повышенная опасность террористических посягательств на объекты транспорта говорит, что первенствующую роль в борьбе с ними должны играть меры по их предотвращению и пресечению на начальных этапах преступной деятельности. Вследствие этого, отмечает он далее, правоохранительные органы как можно больше должны уделять внимание ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), как наиболее эффективным из мер специально-криминологического уровня предупреждения терроризма1.

Для повышения эффективности функционирования ДБОПиТ МВД России создана АИПС «Антитеррор». Объектами учета АИПС являются: физические лица и юридические лица, причастные к террористической деятельности;

организованные группы и преступные сообщества, использующие методы террора и причастные к похищениям людей, финансированию террористической деятельности и террористических организаций, незаконному обороту взрывчатых веществ и взрывных устройств;

незаконные вооруженные формирования (бандформирования и банд группы);

события террористического характера (теракты, захват заложников, похищения людей, незаконное лишение свободы, задержания лиц, причастных к террористической деятельности, преступления, совершенные с применением взрывных устройств и

1 Затона Р.Е. О некоторых аспектах оперативно-розыскной деятельности в системе специально-криминологических мер по предупреждению терроризма на объектах транспорта (по материалам Северо-Кавказского УВД на транспорте) // Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. М., 2001. С. 109.

взрывчатых веществ);

информационные документы, содержащие сведения о вышеуказанных объектах.

Данные указанной системы используются при отработке запросов, поступающих из правоохранительных органов зарубежных стран по каналам НЦБ Интерпола, МИД России в отношении конкретных лиц, разыскиваемых по подозрению или обвинению в причастности к террористической деятельности, или при отработке информации об угрозах совершения террористических акций на территориях других государств.

Однако созданные и вновь создаваемые ведомственные АИС, как правило, работают автономно и пока не имеют возможности функционировать в составе единого интегрированного комплекса. При этом имеет место дублирование информации, отсутствует оперативный ведомственный и межведомственный обмен данными, порядок сбора и актуализации информации, в ряде случаев не обеспечивается в должной мере достоверность и комплексность накапливаемых информационных ресурсов.

В качестве самостоятельного фактора, способствующего повышению эффективности работы органов внутренних дел, можно выделить улучшение технической оснащенности органов внутренних дел. В целях обеспечения общественного порядка в местах массового пребывания граждан (на рынках, вокзалах, площадях, оживленных улицах и т.п.) получили распространение системы теле- и видеообзора, в том числе с выводом на мониторы стационарных постов милиции. Применение такой системы позволяет фиксировать любой инцидент и его участников. Выведение конечных устройств системы наблюдения в диспетчерские службы (дежурные части, СПМ и т.п.) правоохранительных органов позволяет скрытно вести наблюдение на расстоянии, оперативно и эффективно реагировать на факты правонарушений. Системы телеобзора технически защищены от несанкционированного вскрытия и выключения, а также записывания и передачи как визуальной, так и звуковой информации посторонними лицами. Наилучшая практика их использования отмечается в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском краях, Владимирской, Ивановской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Ростовской, Рязанской и Самарской областях, г. Москве. В ряде регионов активно проводится внедрение средств экстренной связи населения с милицией. На улицах Саратова установлены специальные световые табло, содержащие информацию о местах, из которых граждане могут беспрепятственно связаться с милицией.

Во многих городах на улицах и транспорте работают установки экстренной связи граждан с дежурными частями городских, районных или линейных органов внутренних дел.

Работа по внедрению технических средств наблюдения занимает значительное место в деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма. В частности, министр внутренних дел распорядился внедрить в российских регионах электронную систему, функционирующую в г. Москве. Данная система позволяет в режиме «онлайн» отслеживать не только ситуацию на улицах, реагировать на телефонные обращения граждан, но контролировать работу сотрудников милиции. В Москве на улицах, в наиболее людных местах, вокзалах и метро установлены 60 тыс. видеокамер, из которых 30 тыс. уже выводят видеоинформацию на экраны центральной дежурной части. Указанная система также позволяет мгновенно соединиться с каждым столичным ОВД и увидеть, что происходит в данный момент во всех дежурных частях и камерах для задержанных. Опыт московских коллег уже переняли в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Перми1.

На заседании Государственного Совета Российской Федерации в июне 2007 г., на котором рассматривался вопрос «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечении общественной безопасности», обсуждался положительный опыт по применению программного комплекса «Безопасный город» в г. Ростове-на-Дону. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев в своем выступлении акцентировал внимание на использование технических средств. Однако в его выступлении прозвучали и негативные факты: «лишь 10 процентов всех российских регионов отреагировали на обращение МВД по введению новой техники»2.

В рамках рассмотренных форм и методов противодействия терроризму представляет интерес опыт организации работы органов внутренних дел Республики Карелия.

Вопросы противодействия терроризму, в том числе об организации взаимодействия подразделений, нашли свое закрепление в плане основных организационных мероприятий МВД Карелии, а также постоянно обсуждаются на коллегиях и оперативных совещаниях различного уровня.

В целях координации и практической отработки вопросов по устранению условий для деятельности террористической и экстремистской направленности реализуются межведомственные, совместные с другими правоохранительными органами, планы по выявлению и пресечению деятельности террористических и экстремистских формирований, а также по борьбе с незаконным

1 Фалалеев М. Увидеть. Услышать. И обезвредить. МВД устанавливает тотальный контроль за улицами, машинами и собственными сотрудниками // Российская газета. 2007. 7 авг.

2 Нургалиев Р. В основе профилактике - человеческое измерение // Щит и меч. 2007. 5 июля.

оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Для обеспечения безопасного функционирования объектов особой важности, жизнеобеспечения и транспорта МВД Карелии с участием других заинтересованных служб организует проведение комплекса мероприятий, направленных на усиление их защиты.

На постоянном контроле руководства МВД Карелии находятся вопросы по нарушениям режима хранения боеприпасов и взрывчатых веществ на складах, расположенных на территории республики, о мерах по недопущению возможных террористических и экстремистских акций при проведении массовых общественных мероприятий; по предупреждению и пресечению анонимных проявлений с угрозами террористического характера и др.

Органами внутренних дел республики во взаимодействии с ОВД на транспорте осуществляются постоянные проверки объектов транспорта (железнодорожные вокзалы, места отстоя железнодорожного транспорта, автовокзалы, аэропорты, речные и морские порты) и прилегающих территорий для своевременного выявления террористов и их пособников. В ходе проверок с руководством этих объектов проводятся инструктажи о необходимости усиления досмотровых и охранных мер, ориентирования сотрудников на повышение бдительности. По результатам проверок направляются представления руководству транспортных ведомств об устранении выявленных недостатков.

Обеспечен ежедневный контроль за передвижениями на автомобильном и железнодорожном транспорте через базу данных «Розыск-Магистраль» и «Поток». С целью исключения фактов перевозки взрывчатых веществ, оружия и наркотических средств сотрудниками ОВД на транспорте проводятся контрольные проверки поездных бригад на предмет провоза, пакетов, бандеролей и т.п.

Подразделения паспортно-визовой службы и по делам миграции при участии других служб проводят совместные оперативно-профилактические мероприятия по противодействию незаконной миграции, проверке соблюдения правил регистрации и паспортной системы как гражданами России, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства, физическими и юридическими лицами, организациями, привлекающими иностранную рабочую силу.

С лицами, въехавшими по туристическим визам и обращающимися для регистрации по частным адресам, с лицами, въехавшими в порядке безвизового въезда, во время регистрации проводятся беседы для выяснения фактической цели пребывания. Поддерживается постоянный контакт ПВС со службой участковых уполномоченных милиции при проверках соблюдения иностранными гражданами правил пребывания в

РФ. Организован компьютерный учет всех временно и постоянно находящихся в республике иностранных граждан.

С использованием АИПС «ФР-Оповещение» проверяются все задержанные и подозрительные лица на предмет причастности к террористическим актам и другим преступлениям. Совместно со службами транспортных ведомств разработана система контроля за перемещением опасных и разрядных грузов.

Установлено тесное взаимодействие МВД Карелии с другими правоохранительными органами Карелии по обмену информацией и совместным оперативно-профилактическим мероприятиям по выявлению лиц, склонных к совершению действий антиобщественного, преступного и террористического характера, а также юридических и физических лиц, оказывающих финансовую помощь незаконным вооруженным формированиям.

В органах внутренних дел Республики Карелия накоплен значительный опыт организации информационного обеспечения контроля за оперативной обстановкой. Автоматизированная информационная система «Оперативная обстановка», предназначенная для учета всех зарегистрированных на территориях обслуживания ОВД Карелии сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, помимо формирования ежесуточных сводок о зарегистрированных преступлениях и происшествиях в каждом ГО-РОВД и в целом по республике, позволяет осуществлять контроль за разрешением всех зарегистрированных заявлений, сообщений и иной информации на уровне ГРОВД и особо значимых преступлениях на уровне МВД Карелии, формировать статистические сведения о складывающейся оперативной обстановке в целом по республике, в разрезе районов и городов за сутки, неделю, месяц и т.д., анализировать результаты работы различных служб по выявлению и раскрытию преступлений, эффективности работы СОГ на местах происшествий, проведения специальных операций и т.п.

Результаты работы органов и подразделений МВД Карелии за истекшие сутки ежедневно рассматриваются на рабочем совещании у министра внутренних дел Карелии с участием руководителей служб и отчетами дежурной части и ответственных руководителей о проделанной работе.

Сведения, содержащиеся в различных отчетах, накапливаются в информационно-аналитической системе «Регион», предназначенной для формирования информационно-аналитических материалов о состоянии преступности на территориях обслуживания и результатах работы органов, подразделений и служб за различные периоды отчетности горрайорганов и МВД республики, в сравнении с аналогичными показателями субъектов России в Северо-Западном федеральном округе и Российской Федерацией в целом. Доступ к базе данных

системы «Регион» имеют пользователи локально-вычислительной сети аппарата МВД Карелии, а также горрайорганы в режиме удаленного доступа по выделенным и коммутируемым каналам связи. Это позволяет руководителям различного уровня оперировать едиными данными, в основе которых формируемые Информационным центром государственные, ведомственные и местные отчеты, а также предоставляемые ГИАЦ МВД России обобщенные данные в целом по стране и по федеральному округу.

В настоящее время в МВД Карелии осуществляется реализация проекта по созданию единой цифровой системы передачи данных («голоса», компьютерной информации и в перспективе видеоизображений). Это позволит в полной мере минимизировать информационные потоки по сбору данных и повысить качество и эффективность информационного обеспечения практической деятельности органов внутренних дел Карелии на основе современных безбумажных технологий1.

С целью усиления мер по антитеррористической защищенности населения МВД Карелии направило в Антитеррористическую Комиссию Республики Карелия ряд предложений, нацеленных на обеспечение безопасности граждан в местах массового скопления людей, в том числе на объектах воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также техническую укрепленность объектов жизнеобеспечения. Часть из них нашли свое отражение в решениях Антитеррористической Комиссии, в том числе: рекомендовать органам местного самоуправления установить в местах массового пребывания людей, а также школах, больницах, театрах, домах культуры и т.д. системы экстренного вызова «гражданин-милиция»; оборудовать посты ДПС и въезды в г. Петрозаводск заградительными ограждениями, препятствующими сквозному движению; рекомендовать правоохранительным органам Республики Карелия усилить взаимодействие по выявлению, предупреждению и пресечению противоправных действий общественных и религиозных объединений республики, фактов подготовки и осуществления этими объединениями действий экстремистского характера, обратив особое внимание на их деятельность в молодежной среде, местах межэтнической напряженности2.

1 Киселев С. В. Об опыте организационного и информационного обеспечения взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел Карелии в целях предупреждения преступлений террористической направленности // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: Материалы Международной научно-практической конференции (14-16 декабря 2005 г.). М, 2006. С. 190-193.

2 Киселев С.В. Указ. соч. С. 193-194.

Интересен опыт использования Прикубанским РОВД Карачаево-Черкесской Республики мобильных групп «Гром» и «Молния» в экстремальных условиях.

В целях совершенствования подготовки сил и средств ОВД к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах местным руководством РОВД был издан приказ о создании на базе территориальных пунктов милиции в селе Николаевское и в поселке Октябрьский двух мобильных групп под условными названиями «Гром» и «Молния».

В состав групп включены наиболее подготовленные сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные, следователи, работники ГИБДД и милиционеры патрульно-постовой службы.

Основные задачи этих групп:

а) немедленное реагирование на сообщения о чрезвычайных обстоятельствах, преступлениях и происшествиях;

б) проведение первоначальных оперативно-розыскных мероприятий;

в) участие в раскрытии преступлений по «горячим следам».

Работники штаба ОВД и старшие групп ежемесячно проводят

дополнительные занятия с личным составом по действиям в экстремальных условиях. Результаты проведенных занятий разбираются на оперативных совещаниях задействованного личного состава, оказывается необходимая практическая и методическая помощь, определяются конкретные меры по достижению необходимого уровня служебно-боевой готовности этих подразделений к действиям в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.