Научная статья на тему 'Некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта'

Некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1356
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОВД НА ТРАНСПОРТЕ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES ON TRANSPORT / OPERATIVE AND DETECTIVE ACTIVITY / TERRORISM ON OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORTATION / THE ORGANIZED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камбаров А. М.

Терроризм на объектах железнодорожного транспорта в последнее время стал одной из острейших проблем всего мирового сообщества. Наибольшие возможности в предупреждении этой категории преступлений имеют подразделения ОВД на транспорте, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Несмотря на большой объем работы по предупреждению терроризма на объектах железнодорожного транспорта, в деятельности ОВД на транспорте имеются проблемы. Автор, анализируя некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта, сделал выводы и дал ряд рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камбаров А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF FIGHT AGAINST TERRORISM ON THE OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORT

Terrorism on the objects of railway transport lately became one of peracute problems of all pestilent association. Most possibilities in warning of this category of crimes have subdivisions of organs of internal affairs on a transport, carrying out operative-search activity. In spite of large volume of work on warning of terrorism on the objects of railway transport, in activity of organs of internal affairs the is a number of unsolved problems on a transport. An author, analyze some problems of fight against terrorism on the objects of railway transport, drew conclusion and row of recommendations.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта»

массовой информации нередко демонстрируют низкий уровень правосознания и недостаток правовой культуры, неумение пользоваться своими правами и нежелание подчиняться существующим объективно обусловленным правовым ограничениям.

В российской медиасреде XXI в. образовался разрыв между новаторским законотворчеством и консервативной правоприменительной практикой, между высоким юридическим уровнем отдельных законов о средствах массовой информации и низкой правовой культурой журналистов, между провозглашенными в обществе либерально-демократическими идеалами и обвинительно-репрессивной ментальностью многих представителей судейского корпуса, что создает проблемы для развития независимых российских средств массовой информации.

Литература

1. Кин Д. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

2. Крупенин С.Б. Деятельность средств массовой инфор-

мации и ее прекращение. М., 2003.

3. Солоницин Э. Свобода слова как правовая проблема современного общества. М., 2002.

4. Солоницин Э. Социальная роль СМИ в России. М., 2002.

5. Сычева М. О правовой свободе средств массовой информации в России. М., 2005.

6. Федотов М.А. Правовые основы СМИ в Российской Федерации. М., 2005.

1 См.: Кин Д. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

2 См.: Известия. 2005. 7 апр.

3 См.: Сычева М. О правовой свободе средств массовой информации в России. М., 2005.

4 Солоницин Э. Свобода слова как правовая проблема современного общества. М., 2002.

5 Солоницин Э. Социальная роль СМИ в России. М., 2002.

6 См.: Крупенин С.Б. Деятельность средств массовой информации и ее прекращение. М., 2003.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

А.М. КАМБАРОВ,

адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Московского университета МВД России, капитан милиции

Аннотация. Терроризм на объектах железнодорожного транспорта в последнее время стал одной из острейших проблем всего мирового сообщества. Наибольшие возможности в предупреждении этой категории преступлений имеют подразделения ОВД на транспорте, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Несмотря на большой объем работы по предупреждению терроризма на объектах железнодорожного транспорта, в деятельности ОВД на транспорте имеются проблемы. Автор, анализируя некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта, сделал выводы и дал ряд рекомендаций.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, ОВД на транспорте, террористические акты, организованная преступная группа, железнодорожный транспорт.

SOME PROBLEMS OF FIGHT AGAINST TERRORISM ON THE OBJECTS OF

RAILWAY TRANSPORT

A.M. KAMBAROV,

an applicant of the department operative and detective activity of law enforcement agencies of the Moscow University of the Ministry

of the Interior of Russia the captain of militia

Annotation. Terrorism on the objects of railway transport lately became one of peracute problems of all pestilent association. Most possibilities in warning of this category of crimes have subdivisions of organs of internal affairs on a transport, carrying out operative-search activity. In spite of large volume of work on warning of terrorism on the objects of railway transport, in activity of organs of internal affairs the is a number of unsolved problems on a transport. An author, analyze some problems of fight against terrorism on the objects of railway transport, drew conclusion and row of recommendations.

Key words: law enforcement agencies on transport, operative and detective activity, terrorism on objects of railway transportation, the organized crime.

Современная обстановка в мире показывает, что проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта требуют компетентного рассмотрения на высшем уровне. Терроризм давно перерос рамки национальных границ и превратился в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Увеличение количества террористических актов, ведущих к массовым жертвам, рост циничности и жестокости их исполнения обязывает проанализировать причины столь масштабного терроризма и диктует необходимость принять эффективные меры по координации действий правоохранительных органов и спецслужб.

Борьба с преступлениями террористического характера на объектах железнодорожного транспорта отличается сложностью и имеет специфику. Условия работы оперативных подразделений ОВД на транспорте (далее — ОВДТ) во многом обусловлены высокой динамичностью происходящих процессов, автономностью, экстерриториальностью, а также изменениями оперативной обстановки. Однако целенаправленная борьба с преступлениями террористического характера на объектах железнодорожного транспорта зависит от соблюдения ряда условий, среди которых большое значение имеет осведомленность оперативных работников ОВДТ о специфике работы транспортного комплекса. Необходимость этой осведомленности обусловлена и тем, что совершаемые на железнодорожном транспорте преступления террористического характера нередко сопряжены с использованием особенностей его функционирования и отступлениями от технических норм и правил, обеспечивающих сохранность перевозимых пассажиров и грузов.

На всех этапах обеспечения транспортной безопасности в той или иной степени прослеживается роль транспортной милиции. ОВДТ, во-первых, функционируют в рамках сложной социально-технической системы (транспорта), будучи «вписанными» в нее; во-вторых, выступают одним из субъектов управления транспортной деятельностью1.

Эти тезисы аргументирует Ю.В. Степаненко, отмечая, что «будучи сами сложной организацией, органы внутренних дел на транспорте осуществляют оперативное обслуживание еще более сложных систем. Например, в состав железной дороги входят филиалы, станции, заводы, строительные организации, образовательные, медицинские учреждения, предприятия общественного питания, социального обеспечения... органы внутренних дел на транспорте не просто «управляют внутренними делами» на транспорте. Предупреждая и пресекая правонарушения, они способствуют нормальному функционированию транспортной системы, поддерживанию ее гомеос-тазиса. Конечно, они не являются главными субъектами в решении этой глобальной задачи, но сдерживать или ускорять многие процессы во внешней среде

функционирования они способны. Именно в этом заключается их особое предназначение»2.

Ежегодно железнодорожным транспортом в России перевозится более 2,6 млрд пассажиров, что составляет почти 40% всего пассажиропотока страны. В поездах пригородного сообщения перевозится почти 90% всех пассажиров. Эти пассажиропотоки сосредоточены в основном на территории более 14 тыс. железнодорожных вокзалов, станций и платформ, перемещаются ежесуточно около 4 тыс. поездами дальнего, местного сообщения и доставляются к местам назначения 9,5 тыс. поездов пригородного сообщения, протяженность железных дорог составляет более 87 тыс. км. В сфере пассажирских перевозок на транспорте, равно как и на прилегающих к ним территориях, могут совершаться любые преступления. Наиболее опасные виды регистрируемых по линии уголовного розыска преступлений в структуре регистрируемой на транспорте преступности составляют 63%, кражи чужого имущества у пассажиров — до 30, кражи чужого имущества у пассажиров при нахождении их в подвижном составе — до 40, хулиганства — до 25—30, грабежи — более 20, разбойные нападения — 5, изнасилования — 1,5%; встречаются разбои и бандитизм3.

Кроме того, нередки преступления, связанные с незаконной транспортировкой взрывчатых веществ и взрывных устройств, оружия и боеприпасов. Большое внимание в деятельности ОВДТ уделяется организации и проведению мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконной транспортировки взрывчатых веществ и взрывных устройств, оружия и боеприпасов. В прошлом году в работе ОВДТ сохранялась положительная динамика по пресечению незаконного оборота оружия.

Число выявленных фактов незаконного оборота оружия и боеприпасов возросло на 5,7%, на транспорте выявлено 10,8% общего числа преступлений этой категории по России.

В организации борьбы с преступлениями террористического характера на объектах железнодорожного транспорта необходимо отметить роль Департамента обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ МВД России) как управленческого института. Несмотря на несовершенство положения об этом департаменте, его сотрудники регулярно осуществляют плановые и внеплановые выезды в подчиненные линейные органы для организации работы и оказания практической помощи в раскрытии преступлений террористической направленности. В УВДТ, ОВДТ направляются указания, связанные с организацией работы по противодействию терроризму, выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих преступления террористического характера, занимающихся незаконной транспортировкой оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В разные министерства и службы направляются материалы и

предложения по вопросам совершенствования антитеррористической деятельности.

За последние годы в сфере пассажирских перевозок на первый план выдвинулась проблема организации ОВД борьбы с преступностью в поездах пригородного сообщения. Решению этой проблемы, например, на железнодорожном транспорте в немалой степени способствует организация на крупных транспортных узлах с развитым пригородным сообщением специальных подразделений по сопровождению электропоездов и посадочных групп из числа работников милиции, представителей служб транспорта. Они создаются из числа сотрудников транспортных ОВД (отделений) и общественности. Главная их функция — борьба с преступлениями террористического характера и обеспечение общественного порядка в поездах в часы наиболее интенсивных пассажирских перевозок, а также в вечернее и ночное время.

На Московской железной дороге ежесуточно такими подразделениями сопровождается 110 поездов, а на других дорогах стран СНГ, Юго-Западной железной дороге — почти 85 поездов пригородного сообщения4. Высокая эффективность их деятельности достигается путем целенаправленного использования, дифференцированной расстановки и оперативного управления.

Заслуживает внимания опыт организации этой работы на Юго-Западной железной дороге, где в каждом ОВД на станции на основе тщательного и всестороннего анализа оперативной обстановки определяются поезда и станции, на которых наиболее часто совершаются преступления и нарушения общественного порядка. Затем с учетом расписания движения поездов и потока пассажиров по каждому направлению пригородной зоны разрабатываются варианты маршрутов сопровождения.

Такая форма работы позволила значительно улучшить состояние борьбы с преступностью. Число задержанных преступников и нарушителей порядка в пригородных поездах Юго-Западной железной дороги увеличилось почти в 3 раза.

В часы «пик», когда сопровождение поездов из-за их перегруженности неэффективно, основные силы по сопровождению поездов работают в посадочных группах. В состав этих групп входят сотрудники не только строевых подразделений ОВДТ, но и уголовного розыска, актив работников служб транспорта, частных детективных и охранных структур. Этот опыт работы получил широкое распространение на всех железных дорогах страны. Эффективность его очевидна.

На Московском железнодорожном узле посадочные группы функционируют на всех вокзалах, пригородных станциях и некоторых платформах. Ежегодно посадочными группами пресекается почти 20 тыс. преступлений и правонарушений. Сотрудники уголовного розыска в случае необходимости осуществляют сопровождение поездов дальнего следования.

В 2007 г. Московским УВД на железнодорожном транспорте во взаимодействии с ГУВД по г. Москве и Московской области и областными территориальными органами внутренних дел организовано и осуществлено 158 оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений террористического характера. При их проведении было задействовано более 43 тыс. сотрудников транспортных и территориальных ОВД, доставлено свыше 58 тыс. граждан за совершение административных и уголовно наказуемых правонарушений, пресечено 778 преступлений5.

Многолетняя практика работы совместных оперативных групп показала, что они являются эффективным средством предупреждения и пресечения преступлений террористического характера и играют важную роль в борьбе с этим опасным и распространенным видом преступлений.

Все террористические акты, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, подготавливаются на территориях, находящихся вне зоны оперативного обслуживания ОВДТ, начиная с момента организации группы (групп) для их совершения и заканчивая определением места и реализацией задуманного6. По этой причине профилактическая и оперативно-розыскная работа ОВДТ должна осуществляться в тесном взаимодействии с территориальными ОВД и с другими государственными структурами, прежде всего ФСБ России.

Анализ практики борьбы с террористическими актами, совершаемыми на объектах железнодорожного транспорта, показывает: деятельность оперативных подразделений ОВДТ, в чью компетенцию входит это направление работы, нуждается в совершенствовании. Продолжающееся осложнение оперативной обстановки во многом связано с недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников, просчетами и в организации оперативно-розыскной и следственной работы7.

Основной проблемой остается недостаточный уровень организационной работы, направленной на создание системы мер по предупреждению преступлений экстремистской и террористической направленности. Предупреждение терроризма на объектах железнодорожного транспорта требует создания единой скоординированной системы антитеррора, функционирование которой основывалось бы на базе хорошо отлаженного механизма информационно-прогностического, правового, организационного и психологического обеспечения.

Основные направления профилактической работы, которые одновременно можно было бы рассматривать в качестве первых шагов по созданию подобной системы:

Ф координация антитеррористической деятельности правоохранительных органов как внутри Московского региона, так и в рамках страны;

Ф совершенствование законодательной базы;

Ф разработка и нормативное закрепление перечня субъектов антитеррора с четким разграничением их функций;

# организация эффективных мероприятий по усилению охраны стратегических и важных объектов.

В целях быстрого и качественного предупреждения, пресечения преступлений террористического характера, подготавливаемых и совершенных на объектах железнодорожного транспорта, необходимо проработать следующие вопросы:

Ф об активизации проведения комплекса профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление лиц — выходцев из регионов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, прибывших и проживающих на территории оперативного обслуживания. На законодательном уровне выйти с инициативой об упрощении процедуры получения субъектами антитеррористической деятельности санкции на проведение специальных мероприятий с использованием сил и средств в отношении лиц, имеющих отношение к террористическим группам, а также оказывающим им содействие в любой форме;

Ф о постоянном обмене информацией с другими субъектами Федерации о выявленных лицах — выходцах из регионов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, проживающих на территории оперативного обслуживания, в отношении которых имеется информация о принадлежности к террористическим группам, пособничеству их деятельности или их финансирующим;

Ф о контроле над лицами, прибывшими из республик Северного Кавказа и стран Закавказья, обращая особое внимание на лиц, не имеющих статуса беженцев и постоянной регистрации;

Ф о более качественном проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с использованием аудио-, видеотехники, при проведении такими объединениями общественно-политических съездов и конференций; об установлении участников этих мероприятий, в том числе прибывших из республик Северного Кавказа и Закавказья;

Ф о получении качественной и реализации имеющейся оперативной информации о выявленных коррумпированных связях преступных сообществ в администрации транспорта и транспортных организаций;

Ф о необходимости создания в структуре МВД России службы переводчиков для решения задач, возникающих в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий по разработке этнических организованных групп и преступных сообществ;

Ф о проведении регулярных рабочих встреч с представителями служб криминальной милиции ОВД, территориальными отделами ФСБ России, органами исполнительной власти на всех уровнях, представителями ОАО «Российские железные дороги», на ко-

торых необходимо определять приоритетные направления деятельности, порядок обмена информацией, согласовывать комплексные меры по разобщению и ликвидации наиболее опасных этнических организованных преступных групп; о создании с этой целью постоянно действующих рабочих групп из представителей вышеуказанных ведомств.

Единство и сходство целей и решаемых задач в области борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта диктует необходимость проведения практических мер в рамках единого процесса борьбы с терроризмом. Основными из них могли бы быть следующие меры:

® четко регламентированный и контролируемый порядок обмена оперативной информацией;

® продуманные и согласованные условия, порядок, тактика действий по выполнению обоюдных или односторонних оперативно-розыскных заданий, запросов и поручений;

Ф обоюдное осуществление инициативных проверок лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, а также решение проблем дальнейшей их разработки в целях пресечения фактов терроризма;

Ф применение спектра оперативно-технических средств при проведении совместных мероприятий;

Ф временный или долгосрочный обмен личным составом оперативных служб.

Необходимы следующие меры:

# создание единого информационного центра данных о состоянии преступности террористического характера в России для обеспечения скоординирован-ности усилий правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом и террористическими проявлениями;

Ф выявление причин и условий, способствующих совершению преступления на обслуживаемых объектах, и принятие мер по их устранению;

Ф повышение профессионального мастерства на основе обучения оперативного состава подразделений линейных УВД и ОВД;

# упорядочение организации взаимодействия оперативных подразделений ОВДТ с территориальными ОВД, иными правоохранительными органами по вопросам взаимного обмена оперативной информацией о лицах, вынашивающих замысел на совершение преступных посягательств;

Ф анализ и подведение итогов совместной деятельности с территориальными ОВД и ФСБ России по конкретным делам;

Ф проведение совместных совещаний по результатам взаимодействия (за квартал, полугодие, год);

Ф изучение передового отечественного и зарубежного опыта по обеспечению оперативно-розыскной деятельности в сферах грузовых и пассажирских перевозок и внедрение его в практику по предупреждению преступлений террористического характера, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта;

® совершенствование правовой регламентации деятельности подразделений и их взаимодействие в предупреждении преступлений;

Ф издание совместных обзоров, методических рекомендаций, специальных нормативных документов по результатам совместной деятельности по борьбе с терроризмом.

Сотрудникам оперативных подразделений на транспорте необходимо на новом уровне осуществлять проведение оперативно-розыскных мероприятий в сочетании с активным использованием технических средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Специфика раскрытия преступлений террористического характера на объектах железнодорожного транспорта требует от оперативного сотрудника ОВДТ знания не только уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и нормативных актов, регламентирующих условия перевозок пассажиров, грузов и багажа, отношения между железными дорогами и разными видами транспорта, а также особенности эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

1 См.: Пестов Н.Н. Организация антитеррористической деятельности органов внутренних дел на транспорте: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 92.

2 См.: Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: Автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 107.

3 См.: Титов С.М. Организация и тактика борьбы с преступностью на железнодорожном воздушном и водном транспорте: Лекция. М., 2008. С. 3—4.

4 См.: По материалам Московского и Юго-Западного управлений внутренних дел на транспорте.

5 См.: Ежемесячный журнал Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России. М., 2007. Вып. 5. С. 3.

6 См.: Демидов Ю.Н. Меры обеспечения антитеррористической защищенности метрополитенов и железных дорог. М., 2008. С. 18.

7 См.: КамбаровА.М. Особенности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по предупреждению террористических актов, совершаемых организованными группами на объектах железнодорожного транспорта: Лекция. Тула, 2008. С. 22.

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ: РАЗНОВИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ

С.С. КАРПОВ,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России

[email protected]

Аннотация. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что понятия «бюджетный кредит» и «государственный кредит» по-разному определяют их содержание. Автор определил характерные признаки этих понятий. На основании этого сделал вывод о том, что именно бюджетный кредит является одной из специальных разновидностей государственного кредита.

Ключевые слова: бюджетный кредит, государственный кредит, финансирование, денежные средства.

FISCAL CREDIT TYPES AND THEIR CHARACTERISTICS

S.S. KARPOV,

adjunct faculty of administrative law MIA of Russia at Moscow University

Annotation. Analysis of Russian legislation suggests that the concept of budget credit and state credit differently determines their content. The author identified the characteristics of these concepts. On this basis, he concluded that it is the budget loan that is one of the special varieties state credit.

Key words: budget loan, state credit, financing, money.

Решение многочисленных социально-экономических задач развития государства и общества невозможно без использования финансовых средств публично-правовых образований. Использование этих финансовых средств производится в виде разнообразных форм их расходования. Одной из таких

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

форм является предоставление бюджетных средств на условиях возвратности и платности.

Следует отметить, что финансирование получателей бюджетных средств на возвратной основе получило широкое распространение только в последнее время, в девяностые годы. Причем если в начале девяностых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.