УДК 343.9
Александр Борисович СВИСТИЛЬНИКОВ,
прoфeccoр кaфeдры оперативно-разыскной деятельности Бeлго-родского юридического института МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, кaндидaт юридичecких нaук, дoцeнт, пoчeтный coтрудник МВД России
Борис Николаевич СЕЛИН,
доцент кафедры иностранных языков Бeлгородского юридического института МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, кaндидaт педагогических нaук
Александр Сергеевич СЕРГИЕНКО,
заместитель начальника кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат психологических наук
ОБ ОПЫТЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И МИНИМИЗАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ABOUT EXPERIENCE OF GREAT BRITAIN AND RUSSIA ON PREVENTION OF THE TERRORIST ATTACKS CONDUCTED ON RAILWAY MINIMIZATION OF THEIR DESTRUCTIVE CONSEQUENCES
В статье рассматривается опыт Великобритании по осуществлению различных форм предупредительной деятельности, направленной на предотвращение террористических актов, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а также минимизацию сопутствующих взрыву разрушительных последствий.
Рассматриваются факторы первичного и вторичного поражения, возникающие в результате террористических актов, совершаемых путем взрыва в ограниченном, замкнутом пространстве помещений железнодорожных вокзалов, приводятся примеры совершенных террористических актов с аналогичными последствиями.
Описывается алгоритм предупредительной деятельности транспортной полиции России, направленной на предупреждение терактов. Предлагаются эффективные меры по совершенствованию правоохранительной деятельности в этой сфере.
The experience of Great Britain on implementation of various forms of precautionary activity directed to prevention of the terrorist attacks conducted on railway transport and objects of transport infrastructure and to the minimization of the destructive consequences following up the explosion is considered in the article.
The factors of primary and secondary destruction made by explosion in the limited closed space of railway stations are considered; examples of committed acts of terrorism with similar consequences are presented.
The algorithm of precautionary activity of transport police of Russia directed to prevention of terrorist attacks is described. The effective measures directed to improvement of law-enforcement activity in this sphere are proposed.
Ключевые слова: террористический акт, предупреждение, транспортная безопасность, железные дороги, взрыв, фактор поражения, полиция Великобритании, последствия теракта.
Keywords: terrorist act, prevention, traffic safety, railways, explosion, factor of destruction, British police.
Печально известные террористические акты, совершенные 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и унесшие жизни 2977 человек, положили начало новому этапу противодействия террористической угрозе во всех странах. Этот этап характеризуется пониманием, что терроризм есть глобальное зло, для борьбы с которым необходима консолидация сил всего мирового сообщества, накопление и систематизация информации, обмен опытом, особенно в вопросах, связанных с транспортной безопасностью.
К сожалению, Россия также ведет свою печальную статистику терактов, совершенных на объектах транспортной инфраструктуры, вызывающих большой общественный резонанс ввиду их высокой общественной опасности и значительного причиняемого вреда государству и обществу. Приведем примеры лишь за несколько последних лет.
29 декабря 2013 г., район досмотровой зоны здания железнодорожного вокзала г. Волгограда. Террористом-смертником взорвано самодельное взрывное устройство (далее - СВУ), составляющее в тротиловом эквиваленте более 10 кг. От продуктов взрыва и вторичных поражающих факторов погибли 17 человек, более 40 получили ранения различной степени тяжести. [6, с.105-112]
27 ноября 2009 г. скорый поезд 166 «Невский экспресс» сообщением Москва-Санкт-Петербург потерпел крушение, причиной которого стал взрыв СВУ мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. В катастрофе погибли 28 человек, более 90 ранены.
5 декабря 2003 г. в вагоне пригородного электропоезда, следовавшего по маршруту Кисловодск-Минеральные Воды, произошел взрыв. В результате теракта погибли 47 человек, ранения получили 180 человек.
Это лишь некоторые примеры терактов на объектах железнодорожного транспорта, но даже их достаточно, чтобы прийти к выводу, что объекты железнодорожного транспорта подвержены террористическим угрозам.
Анализ накопленной информации о подобных трагедиях по всему миру показывает, что в последние годы для совершения террористических актов используются преимущественно террористы-смертники, которые
в многолюдном месте подрывают замаскированное на себе взрывное устройство. [3, с.33-37] По разным оценкам специалистов, на современном этапе от 50% до 70% террористических актов совершаются на объектах транспортной инфраструктуры или с их использованием.
С целью обеспечения безопасности граждан от террористических угроз на объектах транспорта необходимо осуществлять превентивные организационно-технические мероприятия по предупреждению проноса оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, средств биологического и радиационного терроризма, а также принимать меры, направленные на снижение факторов вторичного поражения при совершении террористических актов.
В этой сфере профилактической деятельности значительный интерес представляет зарубежный опыт организации противодействия террористическим актам и его использование в работе полиции нашей страны.
В вопросах, связанных с обеспечением безопасности на авиатранспорте, эталоном заслуженно считается система, действующая в аэропортах Израиля, многократно подтвердившая свою эффективность.
В реализации комплексных мер, направленных на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте, наибольших результатов удалось достичь британским правоохранительным органам. Это объясняется многими причинами, в том числе и тем, что исторически этот вид транспорта является наиболее традиционным для данной страны. Так, именно здесь в 1804 г. появилась первая железная дорога, в 1830 г. по ней уже начали осуществляться пассажирские перевозки, а в 1861 г. открылось первое метро.
Британские правоохранительные органы функционируют достаточно эффективно. Так, 3 июня 2018 г. Министерство внутренних дел Великобритании сообщило, что их спецслужбы и контртеррористические подразделения с марта 2017 г. пресекли 12 террористических актов, планируемых исламистами, и 4 - ультраправыми группировками. В настоящее время контрразведка королевства МИ-5 и полиция осуществляют разработ-
ку около 20 тыс. жителей Великобритании, которые ранее попадали в поле их зрения и потенциально могут представлять угрозу для населения. (URL: https://www.kp.ru/online/ news/3134428)
Основными направлениями деятельности антитеррористических органов и органов местного самоуправления Великобритании, можно назвать следующие:
- включение элементов физической защиты при строительстве или реконструкции объектов транспорта;
- обеспечение элементами пассивной защиты от взрывов конструкции объектов;
- выявление характеристик, недостатков имеющейся инфраструктуры;
- принятие комплексных мер, направленных на усиление безопасности примыкающих к железнодорожной инфраструктуре объектов;
- оптимизация интерьера и экстерьера объектов железнодорожной инфраструктуры.
Вышеуказанные направления предупредительной деятельности осуществляются в двух формах, а именно путем реализации мер активной и пассивной безопасности.
Так, в современный период времени для Британии обычной практикой стало возведение новых и реконструкция старых объектов железнодорожной инфраструктуры на основе Единых требований к строительству и управлению объектами (далее - Единые требования). Планирование и реализация мер физической безопасности граждан являются ключевыми элементами данных требований, которые включаются в список документов, подлежащих обязательному согласованию с надзорными органами, куда входят представители фирм-подрядчиков, архитекторов, строительных организаций, органов местного самоуправления, министерства транспорта, сотрудников отдела контртеррористической безопасности транспортной полиции и т.д.
Большое внимание уделяется мерам, направленным на снижение вероятности причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, персоналу подвижного состава и стационарных объектов железнодорожного транспорта от последствий взрывов СВУ.
Для создания паники и страха среди пассажиров террористы осуществляют взрывы в
замкнутом пространстве, поскольку в нем создается значительное избыточное давление, формируемое за счет процессов отражения взрывной волны от стен и иных преград, составляющее величину в 5-6 раз больше избыточного давления, возникающего при взрыве на открытой местности. [5, с.12-16]
При взрыве в замкнутом пространстве количество человеческих жертв на порядок больше, чем при аналогичном взрыве, совершенном на открытом воздухе. Причина в том, что в замкнутом пространстве гораздо больше факторов вторичного поражения (элементы разрушенных взрывом помещений и зданий, куски облицовочной плитки и иного облицовочного материала, строительной арматуры, осколки кирпича, бетона и стекла и т.п.), которые причиняют множество ранений находящимся в этих помещениях гражданам. Поэтому террористические акты, совершаемые во внутренних помещениях вокзалов, в вагонах и в тоннелях, представляют наибольшую опасность.
Практика совершения терактов, как в Великобритании, так и на территории России, показывает, что именно факторы вторичного поражения являются основной причиной травм пострадавших. Основной акцент при планировании мер безопасности делается на разработку и внедрение средств, снижающих возможность образования вторичных поражающих факторов.
Таким образом, деятельность по реализации мер защиты осуществляется уже в период проектирования зданий либо подготовки к реконструкции функционирующих объектов, и состоит она из двух этапов.
Первый этап предполагает разработку подробного плана, реализация которого приведет к снижению несанкционированного проникновения граждан на территорию объекта и проезда к нему транспортных средств. Это достигается посредством ограждения периметра объекта, установки дополнительных источников освещения и устройств видеофиксации.
Второй этап предполагает практическую реализацию намеченных в плане мероприятий. В период подготовки к планированию либо на этапе осуществления реконструкции
объектов большое внимание уделяется вопросам, касающимся стоянки автомобилей. С целью недопущения дополнительных жертв и причинения материального ущерба зданиям и иным строениям от террористических актов, совершаемых путем взрыва, правовые нормы Единых требований рекомендуют отказаться от организации стоянок и парковочных мест как под, так и над основными объектами железнодорожного транспорта, а также под мостами, переходами и иными нависающими конструкциями.
Принимаются меры по контролю и ограничению доступа транспортных средств к зданию вокзала и на прилегающую к вокзалу территорию. Для этого строятся жесткие ограждения, разделяются транспортные потоки, предпринимаются иные прогрессивные технические решения. За автопарковками осуществляется непрерывное визуальное наблюдение как с целью предупреждения террористических актов, так и для предупреждения краж и угонов транспортных средств. При этом запрещается обустройство автостоянок на расстоянии менее 30 метров от станционных зданий.
Кроме того, с целью обеспечения безопасности пассажиров и иных категорий граждан вся территория железнодорожного комплекса разграничивается на зоны служебного и общественного пользования, которые контролируются вспомогательным персоналом путем визуального или видеонаблюдения, в том числе с помощью иных технических средств, а также моторизованного или пешего патрулирования. Важным условием обеспечения безопасности является установка щитового или проволочного ограждения на всем протяжении железнодорожного полотна.
Не остаются без внимания наземные и подземные переходы, пешеходные мосты, которые подлежат обязательному контролю посредством видеонаблюдения за ними.
Британские специалисты считают, что наиболее доступными средствами для совершения террористических актов являются легковые автомобили. В связи с этим полиция принимает меры для расположения терминалов общественного транспорта за пределами зоны безопасности. В иных случаях располо-
жение должно осуществляться не напротив входов в основные объекты, а рядом с ними. При планировании приоритет отдается остановкам общественного транспорта, которые могут быть расположены более близко по отношению к местам стоянки личных автомобилей.
Для снижения вероятности причинения вреда жизни и здоровью граждан от факторов вторичного поражения при совершении террористических актов Единые требования предусматривают жесткий выбор отделочных материалов и конструктивных элементов объектов железнодорожной инфраструктуры.
Прочностные характеристики здания должны исключать возможность его прогрессирующего разрушения после совершения взрыва. Поэтому в его конструкции должны быть предусмотрены железобетонные фермы, а в бетонных половых покрытиях - не извлекаемые металлические каркасы, которые существенно снижают вторичные поражающие элементы, образующиеся после взрыва. Кроме того, используемые при отделке материалы при воздействии на них не должны дробиться на осколки и причинять вред, а также представлять потенциальную угрозу для жизни либо здоровья человека.
Анализ открытых источников правоохранительных органов Великобритании показал, что в настоящее время значительное количество площадей как внешнего, так и внутреннего остекления различных объектов железнодорожной инфраструктуры заключены в прочные рамы и заламинированы стойкой к разрыву пленкой, которая снижает, а в отдельных случаях и исключает разлет осколков стекла.
Для обеспечения безопасности интерьера работает целый комплекс архитектурных мероприятий, которыми предусматривается планировка прямых коридоров, удлиненных залов улучшающих возможность осуществлять качественное наблюдение за потенциальными террористами и быстро проводить эвакуацию пассажиров при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Внутри помещений вокзалов не рекомендуется размещение цветочных горшков или кашпо, а если они необходимы, то растения
нельзя высаживать густо, чтобы в них нельзя было спрятать взрывное устройство.
Контейнеры для сбора мусора должны быть прозрачными и не располагаться у входов (выходов) и на пути пассажиропотоков.
Места забытых либо утерянных вещей, а также камеры хранения багажа должны располагаться в стороне от входов (выходов) и от мест концентрации пассажиров. Целесообразно при проектировании располагать их ближе к границе зоны безопасности, чтобы сводить к минимуму возможные последствия от взрывов устройств, находящихся в сданном на хранение багаже.
Аспект предупредительной антитеррористической деятельности Соединенного Королевства рассмотрен авторами наиболее подробно, поскольку аналогичные формы превентивной деятельности в нашей стране практически не осуществляются.
Рассматривая вопрос обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры в Российской Федерации, авторы склонны отметить, что инженерной защищенности объектов железнодорожного транспорта также уделяется внимание, но наши требования значительно уступают установленным в Великобритании правилам.
Органы внутренних дел на транспорте самостоятельно и во взаимодействии с другими заинтересованными субъектами проводят большую работу, направленную на повышение уровня безопасности пассажиров и антитеррористической защищенности, однако аналогичным Великобритании аспектам предупредительной деятельности уделяется значительно меньше внимания. Причины этого различны - экономические, организационные, юридические и др.
Ведущую роль приобретает деятельность сотрудников полиции, задействованных в охране вокзалов, привокзальной территории, составов и т.п., а также персонала «Российских железных дорог». В целях изобличения лиц, причастных к террористическим актам, иным преступлениям и правонарушениям, ими ежедневно в штатном режиме организуются, контролируются и осуществляются следующие мероприятия:
- сопровождение сотрудниками полиции значительного количества поездов дальнего следования. При необходимости с целью предупреждения и раскрытия преступлений сопровождение осуществляется и в пригородных поездах;
- досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа при входе в железнодорожный вокзал работниками охраны, зачастую совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы полиции и с применением различных технических средств контроля;
- организация приёма ручной клади в камеры хранения железнодорожных вокзалов после предъявления пассажирами билетов и документов, удостоверяющих личность;
- проведение обследования вокзалов, а также всех поездов дальнего следования, прибывших из сопредельных государств, с применением служебно-розыскных собак на предмет обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств и других запрещенных в обороте предметов и веществ;
- проведение в период несения патрульной службы сотрудниками полиции проверки отдельных лиц, представляющих оперативный интерес;
- функционирование на постоянной основе «посадочных групп» из числа сотрудников патрульно-постовой службы полиции и уголовного розыска, которые осуществляют проверку пассажиропотока поездов дальнего следования и пригородных электропоездов с целью выявления лиц, находящихся в розыске, а также лиц, представляющих оперативный интерес;
- ежеквартальное проведение комиссионных обследований на предмет соответствия требованиям антитеррористической защищенности, технической укрепленности и жизнеобеспечения объектов транспортной инфраструктуры.
Для повышения качества и результативности этой деятельности сотрудники ОВД на транспорте осуществляют работу во взаимодействии с центрами по противодействию экстремизму, оперативными подразделениями территориальных ОВД и иных правоохранительных органов. Взаимодействие направлено на проведение совместных
мероприятий, взаимный обмен информацией о лицах, причастных к международным террористическим организациям и иным экстремистским объединениям, а именно:
- постоянное проведение сотрудниками полиции занятий с работниками транспортных предприятий в целях повышения уровня правовой грамотности и ответственности среди работников железнодорожного транспортного комплекса. На занятиях доводится информация о повышении бдительности и соблюдении мер антитеррористической защищенности, рассматривается тактика их поведения при выявлении подозрительных вещей и предметов, доводятся типовые портреты террористов-смертников;
- регулярное проведение учебно-тренировочных мероприятий, направленных на выявление муляжей ВВ и ВУ сотрудниками железнодорожных служб и службой охраны. По результатам проводимых учебно-тренировочных мероприятий информация направляется руководителям вокзалов для устранения выявленных недостатков;
- организация и активное осуществление информационно-пропагандистской работы с населением для обеспечения безопасности пассажиров и повышения их бдительности ОВД на железнодорожном транспорте. На железнодорожных вокзалах, в залах ожидания пассажиров на линейных станциях устанавливаются стенды с антитеррористической тематикой, на которых указаны телефоны для вызова правоохранительных органов и специальных служб. В помещениях вокзалов и на перронах по громкой связи систематически дается информация антитеррористического характера;
- во исполнение постановления Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. №172 проведение проверки и выдача заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Перечисленные меры по обеспечению безопасности граждан России от террористических угроз на железнодорожном транспорте дают положительный эффект. Так, в 2017 г. транспортной полицией был выявлен и предупрежден готовящийся теракт - крушение
поезда «Сапсан», установлены все участники террористической группы.
Кроме того, в 2017 г. при проведении проверок с помощью кинологов на 350 объектах транспорта полицией было изъято 850 кг взрывчатых веществ. (URL: http:// www.rzd-partner.ru/other/opinions/mvd-predupredilo-terakty-na-transporte)
Рассмотренный в статье опыт работы Великобритании и России по обеспечению безопасности от террористических угроз на железнодорожном транспорте наглядно демонстрирует, среди прочих, наличие двух важных направлений деятельности: инженерно-техническое обеспечение безопасности железнодорожных объектов и реализация защитно-профилактических мероприятий личным составом транспортной полиции дел на объектах железнодорожного транспорта, а также работу с персоналом транспортной инфраструктуры и пассажирами. Задача государства в том, чтобы найти оптимальный баланс между указанными двумя составляющими.
По мнению авторов, в настоящее время для повышения безопасности на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации необходимо в части работы с персоналом транспортной инфраструктуры («человеческим фактором») необходимо продолжать деятельность по:
- повышению правовой ответственности участников пассажирских и грузовых перевозок с целью нивелирования правового инфантилизма и халатности;
- улучшению технической оснащенности правоохранительных органов, охранных структур и подразделений безопасности, на которые возложена функция обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте;
- требованию приобретения собственниками объектов транспорта необходимых технических и иных средств обеспечения безопасности, их грамотного размещения, а также создания конкурентно-способной службы безопасности.
Рассмотренный британский опыт по предупреждению вредных последствий и обеспечению безопасности на объектах железнодорожного транспорта и его инфраструктуры в
условиях террористической угрозы представляет интерес и может быть использован полицией, а также иными субъектами, заинтересованными в снижении террористических угроз. Очевидно, что его внедрение (использование) возможно только при решении многих сопутствующих задач. Так, необходимы разработка и принятие нормативных правовых актов, аналогичных Единым требованиям к строительству и управлению объектами в Великобритании.
Отдельно можно выделить задачу, стоящую перед ОВД на транспорте, по взаимодействию с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации, которым необходимо провести обследование железнодорожных вокзалов на предмет наличия выведенных за территорию вокзального комплекса павильонов (пунктов) для досмотра пассажиров.
Несмотря на совершение в последние годы ряда террористических актов в условиях замкнутого пространства вокзалов, во многих регионах страны контрольно-досмотровые пункты пассажиров продолжают оставаться внутри вокзалов. Так, после совершения террористического акта в здании железнодорожного вокзала г. Волгограда в 2013 г. и последующего ремонта новое досмотровое оборудование было вновь установлено на прежнее место внутри помещения железнодорожного вокзала без учета требований безопасности.
Отдельной проблемой является инженерно-техническое обеспечение средствами безопасности действующих вокзалов. Напри-
мер, с собственниками объектов необходимо проработать вопрос о создании ограждений по периметру станций со стороны локомотивных и вагонных депо, а также близлежащих и примыкающих к вокзалу территорий, исключающих свободный проход на вокзал посторонних граждан. На станциях, не имеющих ограждений по периметру, железнодорожные платформы целесообразно оборудовать турникетами для осуществления пропускного режима и контроля за ним.
Видеонаблюдение должно осуществляться видеокамерами с хорошим разрешением, расположенными так, чтобы минимизировать непросматриваемые зоны вокзала. Программное обеспечение видеонаблюдения должно иметь функцию оповещения о неподвижных (оставленных) объектах.
В завершение хотелось бы отметить, что, несмотря на общий высокий уровень террористической угрозы в мире, деятельность государств по противодействию терроризму приносит очевидные положительные результаты. В то же время нельзя не отметить, что имеются множество нерешенных вопросов как внутри нашей страны, так и в вопросах взаимодействия с иностранными государствами. Не способствует этому и сложная внешнеполитическая ситуация.
Террористическая угроза в современных условиях стала одним из векторов диалога государств, подготовки предложений по совершенствованию российского законодательства и государственной политики в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
Библиографический список
1. Anderson, D. The Terrorism Acts in 2012 / D. Anderson. - London: The Stationery Office, 2013.
2. Newman, O. Creating Defensible Space / O. Newman. - U.S. Department of Housing and Urban Development, 1996.
3. Remennikov, A., Carolan D. Building vulnerability design against terrorist attacks / A. Remennikov, D. Carolan ; Faculty of Engineering and Information Sciences - University of Wollongong. - Australia, 2006.
4. Security in Design of Stations (SIDOS) Guide / British Transport Police. - London: Department for Transport, 2012.
5. Свистильников, А.Б. Новые подходы к обеспечению безопасности от террористических угроз / А.Б. Свистильников // Актуальные проблемы противодействия терроризму : материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 20 октября 2011 г.). - Белгород: БелЮИ МВДРоссии, 2011.
6. Свистильников, А.Б. Использование информационно-поисковых систем органов внутренних дел в идентификации личности в регионах с повышенной террористической активностью / А.Б. Свистильников // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов : сборник трудов XXIII Всероссийской научной конференции. - М.: Академия управления МВД России, 2014. - С. 149-153.