Научная статья на тему 'Некоторые проблемы характеристики преступлений террористического характера совершаемых на объектах железнодорожного транспорта и особенности их выявления и раскрытия на стадии подготовки'

Некоторые проблемы характеристики преступлений террористического характера совершаемых на объектах железнодорожного транспорта и особенности их выявления и раскрытия на стадии подготовки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ / РАСКРЫТИЕ / TERRORISM / DISCLOSURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камбаров А.М.

Терроризм на объектах железнодорожного транспорта в последнее время стали одной из острейших проблем всего мирового сообщества. Наибольшие возможности в предупреждении данной категории преступлений имеют подразделения органы внутренних дел на транспорте, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камбаров А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of the characteristic of crimes of terrorist character, made on objects of railway transport, features of their identification and disclosure at a preparation stage

in article some problems of fight against terrorism on objects of railway transport are analysed

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы характеристики преступлений террористического характера совершаемых на объектах железнодорожного транспорта и особенности их выявления и раскрытия на стадии подготовки»

А.М. КАМБАРОВ,

слушатель* 2 факультета, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

A.M. KAMBAROV,

listener** 2 faculties, candidate of jurisprudence (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

118

УДК 343.32

Некоторые проблемы характеристики преступлений террористического характера, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, особенности их выявления и раскрытия на стадии подготовки

Some problems of the characteristic of crimes of terrorist character, made on objects of railway transport, features of their identification and disclosure at a preparation stage

В статье проанализированы некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта, сделаны выводы и даны рекомендации.

Терроризм, организованная преступная группа, железнодорожный транспорт, оперативно-разыскная деятельность, органы внутренних дел на транспорте, предупреждение, выявление, раскрытие.

In article some problems of fight against terrorism on objects of railway transport are analysed, conclusions are drawn and recommendations are made.

Terrorism, organized criminal group, railway transport, investigation and search operations, law-enforcement bodies on transport, the prevention, identification, disclosure.

Предупреждение явления терроризма и борьба с организованной преступностью в последнее десятилетие представляют собой острейшие проблемы для всего мирового сообщества, и борьба с их проявлениями является актуальной темой для дискуссий не только в России, но и большинстве стран мира.

За последние годы в Российской Федерации произошел существенный рост количества проявлений террористической направленности,

Ранее - старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по противодействию экстремизму управления уголовного розыска УТ МВД России по ЦФО.

' Earlier - the senior operative on especially important issues of department of counteraction to extremism of criminal office of UT Ministry of Internal Affairs of Russia across the Central federal district.

в том числе и в отношении объектов железнодорожного транспорта, транспортных средств, их пассажиров и персонала.

Преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой и изощренностью замысла. Как показывают последние события, угроза и совершение террористических актов на объектах транспорта выходят за пределы территории Чеченской Республики, следовательно, эта проблема требует еще большего внимания со стороны правоохранительных органов.

Анализ криминогенной обстановки в России и других странах мира свидетельствует о том, что основной угрозой безопасности на транспорте по-прежнему является диверсионно-террорис-

тическая деятельность экстремистских организаций, а объекты железнодорожного транспорта безусловно являются одним из основных потенциальных объектов терроризма [9, с. 4].

Проводимые исследования обозначенной проблематики позволили сформулировать некоторые выводы, имеющие существенное значение для решения задач выявления предупреждения террористических актов.

Практика раскрытия преступлений террористического характера в целом и на объектах железнодорожного транспорта в частности (равно, как и статистика) наглядно свидетельствуют о низком уровне их раскрываемости. Более того, эта тенденция усиливается за счет неполных, несвоевременных раскрытий преступлений террористического характера, случаев, когда не устанавливаются все участники, пособники, организаторы, подстрекатели и заказчики.

В вопросе борьбы с этим злом, угрожающим национальной и экономической безопасности государства, жизни и здоровью людей, многие известные ученые выражают единодушное мнение: почти все террористические акты подготавливаются, обеспечиваются и совершаются организованными группами. Оставшиеся неустановленными (невыявленными), следовательно, безнаказанными, такие лица продолжают преступную деятельность: замышляют, подготавливают и совершают новые противоправные деяния, тлетворно влияя на неустойчивую часть населения и, прежде всего, — отдельных социальных групп молодежи, особенно экстремистской направленности. Они нередко высказывают террористические намерения, способны к проявлениям терроризма и различным действиям террористического характера [7].

Все рассмотренные выше категории лиц, безусловно, нуждаются в их активном выявлении с использованием сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности.

В научных трудах и специальной литературе, посвященных проблемам предупреждения преступлений (оперативно-разыскной профилактики), утверждается, что поиск первичной информации о лицах, представляющих оперативный интерес (они обозначаются как «объекты поиска»), осуществляется в отношении тех, о которых органам внутренних дел не известны факты их антиобщественного поведения, преступных намерениях и действиях. Вместе с тем рассматриваются и группировки лиц, в отношении которых должна производиться поисковая работа, изучается возможность их очевидных или неочевидных противоправных действий и др.

Изучая различные точки зрения, высказанные в ходе дискуссий по вышеизложенному вопросу, можно прийти к выводу, что единодушие среди ученых еще не достигнуто. Согласно раз-

личным мнениям, поисковая работа ведется среди известных или неизвестных органам внутренних дел лиц. Вместе с тем опросы, проведенные среди сотрудников уголовного розыска, специализирующихся по линии борьбы с экстремизмом и терроризмом, показали, что на практике они не уделяют времени рассуждениям, среди каких именно лиц проводить поисковую работу, считая, что поиск первичной оперативно-разыскной информации должен осуществляться в отношении и тех и других лиц. Важен результат: получение необходимой информации, ее проверка, закрепление (документирование) обстоятельств доказательственного значения и ее реализация в соответствии с правовыми нормами.

Такой поиск, например, осуществляется опергруппами в местах концентрации населения, в частности, на объектах железнодорожной инфраструктуры, также проверяется преступный потенциал определенного лица, исходя из внешних признаков, манер поведения и пр. Однако Э.И. Бордиловский группирует всех лиц, в отношении которых (а не среди которых) должна вестись поисковая работа, выделяя преимущественно известных лиц, т. е. лиц, состоящих на профилактическом и оперативно-разыскном учете) [6; 7, с. 256; 8, с. 48].

В принципе, можно согласиться с такой точкой зрения в том, что учет данных лиц может быть неполным, и тогда они подлежат выявлению (так называемое двойное выявление). Вместе с тем большинство ученых придерживается единого вывода (который поддерживаем и мы) о том, что выявление — это самостоятельная форма оперативно-разыскной деятельности. Согласно позиции В.А. Бодренкова, — это один из основных видов оперативно-разыскной деятельности, направленный на собирание (добывание) и исследование первичной информации, содержащей признаки, позволяющие обнаружить и распознать неизвестную ранее субъектам оперативно-разыскной деятельности преступную деятельность. Выявление осуществляется только в отношении подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, которые тщательно скрываются, маскируются, информация о которых содержится в тайне (т. е. неочевидные преступления) [7, с. 60—64].

В итоге выявление признаков подготовки преступлений по отношению к их предотвращению и пресечению является для первых прочной информационной базой. Следовательно, выявление создает реальные практические возможности для осуществления функции предотвращения подготавливаемых преступлений террористического характера.

Мы не выступаем против высказываемых в специальной литературе точек зрения на организационно-тактические аспекты процесса выяв-

119

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

120

ления лиц и фактов, представляющих для органов внутренних дел оперативный интерес. Наши суждения сводятся лишь к необходимости уточнения ряда позиций (по схеме: поиск неизвестных лиц в среде известных). Они не бесспорны, и возникшие дискуссии послужат развитию дальнейших научных исследований в конкретизированном виде для различных субъектов оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел.

Проблема кроется еще и в том, что низкий уровень раскрываемости преступлений террористического характера не позволяет провести полный и качественный анализ лиц, причастных к их совершению. Причина ясна: незначительное количество выявленных участников террористического акта.

Одним из выходов из этого крайне затруднительного положения может служить расширение диапазона изучения раскрытых преступлений террористического характера, тех, где способ их совершения лежит на поверхности, за период три-пять и даже более лет. Отметим, что важно для данных исследований соблюдение требований репрезентативности. Это особенно актуально для исследования деятельности органов внутренних дел на транспорте.

Ученые и практики единодушны во мнении о том, что питательной средой террористических актов являются преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств и наркотических средств.

В отмененном Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 был дан перечень преступлений террористического характера, которые напрямую относились к акциям терроризма [5]. Данный перечень был полностью включен в Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (в ред. от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ) [1].

В ныне действующем Федеральном законе «О противодействии терроризму» такого перечня не существует и о преступлениях террористического характера не упоминается [2]. Подчеркивая важность и приоритетность предупреждения проявлений терроризма, мы считаем аксиоматичным положение о том, что без тщательного изучения материалов уголовных дел, возбужденных по преступлениям террористического характера, невозможно представить в качественном виде их оперативно-разыскную характеристику, и игнорирование этого обстоятельства значительно принижает важнейшую аналитическую функцию органов внутренних дел.

Дискуссии по поводу группировки преступлений террористического характера, рассуждения о «сходных» с терроризмом преступлениях либо «смежных» с ними и т. п. мы считаем нецелесообразными и беспочвенными. Споры

по этим вопросам возможны лишь тогда, когда оперативно-разыскная характеристика данных видов преступлений может дополняться их анализом, являющимся по существу средством подготовки и планирования террористических актов (финансовые, технические, транспортные средства, оружие, наркотики, масштабные хищения опасных грузов, цветных металлов и т. д.).

Федеральным законом «О противодействии терроризму» введено понятие террористической деятельности с расшифровкой его содержательной части. Так, в соответствии со ст. 3 «Основные понятия»: «...2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности» [2].

На наш взгляд, все точки над «Ь> поставила Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [4]. Отметим, что в таком документе как концепция всегда излагаются основные точки зрения, руководящие решения по наиболее важным государственным проблемам. И применительно к рассматриваемой нами проблематике отметим, что в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации многократно употребляется терминология, связанная с преступлениями террористического характера, а именно:

— проявление терроризма (ст. 10);

— иные преступления террористического характера (ст. 11, 20 и др.);

— действия террористического характера (ст. 15);

— террористическое воздействие (ст. 20);

— террористические намерения (ст. 20);

— угроза террористического акта (ст. 30, 31);

— террористические риски (ст. 39) и др. [4].

Разработка оперативно-разыскных мер предотвращения террористических актов, подготавливаемых организованными группами, на объектах железнодорожного транспорта безусловно

должна основываться на тщательном и профессиональном описании оперативно-разыскной характеристики рассматриваемых видов преступлений.

Перспективу мы видим в расширении диапазона норм уголовного права, регламентирующих составы преступлений, которые напрямую связаны с «питательной средой терроризма», а также служат средством совершения террористических актов и иных уголовно-наказуемых деяний террористического характера. Именно в этой связи в ст. 16 рассматриваемой нами Концепции обращается внимание на необходимость получения упреждающей информации. И это обстоятельство, на наш взгляд, будет способствовать разрушению благодатной почвы терроризма, во всяком случае — максимально противодействовать дальнейшему его распространению.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ констатируется, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя осуществление террористической деятельности [3]. Такой подход максимально усиливает аргументацию высказанных нами суждений и требует дальнейших исследований в этом направлении.

К сожалению, анализируемые федеральные законы не лишены определенных недостатков несмотря на то, что они внесли свою лепту в процесс совершенствования правовых норм превентивного характера, регулирующих сферу борьбы с терроризмом.

Вместе с тем данные федеральные законы нельзя рассматривать как правовые акты «пере-

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

2. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // Рос. газ. 2006. 10 марта.

3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом РФ от 5 октября 2009 г. // СПС КонсультантПлюс.

5. О борьбе с терроризмом: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 // СПС КонсультантПлюс (отменен).

6. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовые исследования. М., 1998.

ходного периода», поскольку они создавались уже на апробированной правовой базе с имеющейся практикой ее применения.

Постановка всех затронутых нами вопросов связана, прежде всего, с тем, что задачи выявления и предупреждения преступлений террористического характера на объектах железнодорожного транспорта (когда речь идет о тяжких преступлениях, совершенных организованной группой с применением общеопасного способа их совершения) составляют преимущественную компетенцию оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте. Оперативно-разыскная работа является основным видом их деятельности, в процессе которой и решаются поставленные перед ними задачи. Рассмотренные нами федеральные законы, равно как и Концепция, менее всего ориентированы на применение оперативно-разыскного законодательства в плане расширения и детализации его положений применительно к задачам предупреждения террористических проявлений. И, к сожалению, транспортная, в частности, железнодорожная проблематика в законах, регламентирующих многообразие направлений борьбы с терроризмом, почти отсутствует. Полагаем, что проводимые в данной сфере исследования во многом будут способствовать ликвидации существующих пробелов в законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. И, несомненно, организационно-тактические позиции оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел на транспорте на этом важнейшем участке их деятельности будут укреплены.

7. Бодренков В.А.. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения предупреждения совершения преступлений: монография / под. ред. В.К. Зникина, А.Г. Халиулина, А.Ю. Шумилова, И.И. Шумиловой. М., 2009.

8. Бордиловский Э.И., Галахов С.С., Смирнов С.А. Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, и их оперативно-розыскная профилактика: учеб. пособ. М., 1992.

9. Захаренков В.В. Противодействие угрозам безопасности при реформировании железных дорог // Правопорядок на транспорте. 2008. № 3.

E-mail: Kambarov75@mail.ru.

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.