Научная статья на тему 'Взаимодействие ОВД на транспорте с территориальными ОВД и другими правоохранительными органами по предупреждению и пресечению преступлений (по материалам Западно-Сибирской железной дороги)'

Взаимодействие ОВД на транспорте с территориальными ОВД и другими правоохранительными органами по предупреждению и пресечению преступлений (по материалам Западно-Сибирской железной дороги) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2923
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИЦИЯ / ОПЕРАТИВНЫЙ АППАРАТ / ТРАНСПОРТ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / COOPERATION / POLICE / OPERATIVE PERSONNEL / TRANSPORT / CRIMINALITY / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селивёрстов Юрий Георгиевич

Рассматриваются общие вопросы организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел на транспорте и территориальных правоохранительных органов (полиции, Федеральной налоговой службы, ведомственной охраны и др.) в сфере предупреждения, пресечения и оперативного сопровождения расследования преступлений на объектах железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селивёрстов Юрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Cooperation among the Interior Agencies on Transport, Local Interior Agencies and other Law Enforcement Agencies in Crime Prevention (with Reference to the West-Siberian Railway)

The author focuses on general questions of organizing cooperation of transport police and local law enforcement agencies (police, Federal Tax Service, Departmental Security etc.) on the problems of prevention, suppression and detection assistance in railroad crimes investigation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие ОВД на транспорте с территориальными ОВД и другими правоохранительными органами по предупреждению и пресечению преступлений (по материалам Западно-Сибирской железной дороги)»

УДК 343.851.3 © Ю. Г. Селивёрстов, 2011

Взаимодействие ОВД на транспорте с территориальными ОВД и другими правоохранительными органами по предупреждению и пресечению преступлений (по материалам Западно-Сибирской железной дороги)

Ю. Г. Селивёрстов *

Рассматриваются общие вопросы организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел на транспорте и территориальных правоохранительных органов (полиции, Федеральной налоговой службы, ведомственной охраны и др.) в сфере предупреждения, пресечения и оперативного сопровождения расследования преступлений на объектах железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: взаимодействие, полиция, оперативный аппарат, транспорт, преступность, предупреждение.

Анализ научной литературы, посвященный проблеме взаимодействия, свидетельствует, что понятие «взаимодействие» имеет множество толкований. Широкий круг определений взаимодействия объясняется сложностью изучения, многозначностью и многообразием аспектов рассматриваемого понятия. Взаимодействие, как правило, характеризуется наличием не менее двух взаимодействующих систем (элементов), осуществляется одновременно, охватывает лишь реальные действующие связи и реальное воздействие взаимодействующих элементов. В частности, обязательными признаками взаимодействия считались согласованные действия по цели, месту и времени 1.

С такой точкой зрения следует согласиться. Анализируя взаимодействие ОВД на транспорте и территориальных ОВД при оперативном обслуживании объектов железнодорожного транспорта и прилегающей территории, необходимо отметить, что при наличии предварительного согласования мероприятий по способу, месту, времени проведения и конечным целям сотрудники ОВД на транспорте и территориальных ОВД могут выполнять намеченные мероприятия как совместно, так и самостоятельно. При этом если намеченные мероприятия проводятся рассматриваемыми субъектами самостоятельно, то в ряде случаев согласованность их осуществления по месту и времени не обязательна.

Взаимодействие по предупреждению преступности на объектах железнодорожного транспорта необходимо рассматривать как нормативно урегулированную кооперацию труда сотрудников органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел, выступающих в качестве равноправных субъектов и оказывающих взаимо-

помощь друг другу гласными и негласными силами и средствами, при которой осуществляются совместные или согласованные мероприятия, направленные на выявление причин и условий преступности на объектах железнодорожного транспорта, ее профилактику и предупреждение. Важность взаимодействия ОВД на транспорте и территориальных ОВД по предупреждению преступности на железнодорожном транспорте подтверждают материалы проведенного социологического исследования, показавшего, что 58,9% респондентов отмечают наибольшую значимость для профилактики и предупреждения преступлений на объектах железнодорожного транспорта возможности эффективного взаимодействия органов внутренних дел в указанной сфере 2.

Приоритету такого взаимодействия способствуют личные связи, длительное знакомство сотрудников различных служб органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел (респонденты отмечают, что из числа уволившихся сотрудников УР и БЭП ОВДТ и продолжающих службу в правоохранительных органах 98% их работают в оперативных аппаратах других правоохранительных органов). Это подкрепляется общими задачами, согласно ст. 2 Федерального закона «Об ОРД», компетенцией, согласно ст. 13 этого же Закона, функциями и общими профессиональными интересами на объектах железнодорожного транспорта.

Практическая деятельность правоохранительных органов показывает, что, как правило, за каждым значимым преступлением на объектах железнодорожного транспорта просматривается ряд преступлений — от злоупотреблений полномочиями и хищений до укрывания доходов от налогов, коммерческого подкупа.

* В нашем журнале публикуется впервые.

Так, оперативные работники БЭП ЛОВД на ст. Новосибирск-Главный Зап.-Сиб. УВДТ получили оперативную информацию о том, что якобы директор Новосибирского хозрасчетного предприятия вагонов-ресторанов (НХПВР) Зап.-Сиб. ж. д. В. вымогает взятки у директоров вагонов-ресторанов и купе-буфетчиков за «возможность совершать поездки в восточном направлении» и завели оперативное дело «Хозяйка».

В это же время работники Государственной налоговой инспекции Железнодорожного района г. Новосибирска в ходе документальной проверки НХПВР установили, что хотя банковский счет организации был арестован, финансовые операции продолжали осуществляться за счет наличных средств, сданных директорами вагонов-ресторанов и купе-буфетчиками без уплаты НДС, и приняли решение о «взыскании в доход бюджета, заниженного в предшествующих балансах и отчетах НДС на сумму 119 млн 699 тыс. 600 рублей и штрафных санкций на сумму 492 млн 869 тыс. 700 рублей с организации».

В ходе тактически грамотного взаимодействия оперативных работников БЭП ОВДТ и ФСНП по Новосибирской области удалось установить, что директора вагонов-ресторанов и купе-буфетчики скупали продукты питания на оптовых базах, в коммерческих фирмах, организациях г. Новосибирска по предварительным заявкам представителей коммерческих структур Забайкалья, не оприходуя и не оплачивая их провоз железнодорожным транспортом, загружали продукты питания в вагоны-рестораны и по прибытии на ст. Могоча, ст. Чернышевск Забайкальской

ж. д. реализовывали их по «ресторанным ценам», полученную «выручку» не оприходовали по кассе и не платили налоги. В. за каждую поездку на восток требовала от директоров вагонов-ресторанов и купе-буфетчиков деньги в сумме 3 млн рублей (один факт вымогательства коммерческого подкупа удалось задокументировать). Помимо этого она вынуждала их вносить наличные деньги в счет погашения штрафа, наложенного инспекцией. В результате по уголовному делу № 4856 было выявлено более 50 преступлений в сфере экономики на объектах железнодорожного транспорта (злоупотребления полномочиями, хищения, коммерческий подкуп, уклонение от уплаты налогов) 3.

Совершение преступлений обусловливается различного рода причинами и условиями. Они связаны с разнообразными сферами общественной жизни, начиная с общесоциальных и заканчивая конкретными ситуациями, вызванными совокупностью определенных условий. Следовательно, взаимодействие оперативных аппаратов органов внутренних дел на транспорте и других правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений

призвано обеспечить комплексное воздействие на эти причины и условия. Данное «воздействие состоит в том, чтобы, с одной стороны, воспрепятствовать их возникновению, а с другой стороны, полностью ликвидировать те или иные криминогенно важные явления или нейтрализовать, блокировать их» 4. Не меньше внимания в деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, уделяется раскрытию совершенных преступлений.

Сказанное позволяет отметить, что основными целями специального взаимодействия, осуществляемого в процессе борьбы с преступностью на объектах железнодорожного транспорта, являются: повышение информационной обеспеченности; повышение качества управления процессами борьбы с преступностью; полное и качественное проведение мероприятий, обеспечение необходимыми силами и средствами.

В зависимости от конкретных условий деятельности, их характера, динамики определяются и дифференцируются задачи взаимодействия. К основным из них можно отнести: планомерное осуществление комплекса согласованных оперативно-розыскных и иных мероприятий; обеспечение эффективного, наступательного использования сил и средств, имеющихся в распоряжении субъектов взаимодействия; недопущение дублирования проводимых мероприятий; организация эффективного информационного обеспечения деятельности по борьбе с преступностью.

Реальное выполнение задач специального взаимодействия будет способствовать повышению эффективности борьбы с преступностью при оперативном обслуживании объектов на железнодорожном транспорте. Их решение может быть достигнуто путем использования отвечающих принципам законности специальных методов и форм государственноправового, организационного, технического и иного порядка, которые в своей совокупности представляют одну из организационных форм деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.

Взаимодействие не осуществляется стихийно, оно не проявляется само собой, автоматически, а реализуется в процессе специальной деятельности — организации взаимодействия. Понимая в данном случае организацию взаимодействия как проявление координации, следует подчеркнуть, что координация, в отличие от взаимодействия, предполагает подчинение участников совместной деятельности воле координирующего субъекта. Координация (организация взаимодействия) охватывает и ряд таких вопросов согласования, которые к взаимодействию непосредственного отношения не имеют. Например, она включает вопросы разделения труда между взаимодействующими субъектами, распределения их задач и функций, осуществления единой стратегии

и линии поведения отдельных участников совместной деятельности, установления системы определенных отношений между ними и др. 5

Рассматривая понятия «координация» и «взаимодействие», можно выделить их отличительные признаки:

1. Субъекты координации и взаимодействия различны: в первом случае субъектом является субъект управления, т. е. элемент социальной системы, а во втором — сами участники взаимодействия.

2. Согласованные совместные действия при взаимодействии осуществляются в интересах всех субъектов взаимодействия, тогда как при координации интересы всех участников могут не совпасть, и совместные действия могут осуществляться даже вопреки этим интересам.

3. В числе характерных признаков понятия «взаимодействие» отсутствуют властные полномочия, тогда как в координации властные полномочия необходимы.

Несмотря на наличие отличительных признаков, взаимодействие и координация представляют собой две стороны одного процесса, направленного на согласование деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте при обслуживании объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 6 обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования и борьба с преступностью осуществляются органами внутренних дел на транспорте, а также иными органами, на которые законодательством Российской Федерации возложены такие функции 7. Под иными органами в данном случае имеются в виду прежде всего федеральные органы исполнительной власти, наделенные правом производства предварительного расследования и осуществления оперативно-розыскной деятельности: органы федеральной службы безопасности, включая входящие в них пограничные органы, таможенные органы, органы наркоконтроля. Указанные органы на железнодорожном транспорте осуществляют борьбу с преступностью только в соответствии с установленной для них уголовно-процессуальным законодательством подследственностью уголовных дел. В отличие от этих органов, подразделения органов внутренних дел на транспорте охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность на железнодорожном транспорте в полном объеме и в тесном взаимодействии с работниками ведомственной охраны и другими работниками железнодорожного транспорта.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность ведомственной охра-

ны железнодорожного транспорта, являются Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и Положение о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 49 «О ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации» 8. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство путей сообщения Российской Федерации было упразднено, а правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта были переданы Федеральному агентству железнодорожного транспорта 9. В мае 2005 г. было образовано подведомственное этому Федеральному агентству Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», которое также является субъектом взаимодействия в рассматриваемой сфере.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О ведомственной охране» основными задачами ведомственной охраны, в том числе и ведомственной охраны на железнодорожном транспорте, являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Кроме того, на ведомственную охрану железнодорожного транспорта возложены задачи по предотвращению незаконного проезда посторонних лиц в грузовых поездах и хождения их по железнодорожным путям в неустановленных местах и проведению профилактической работы по предупреждению пожаров (п. 4).

Задачи ведомственной охраны железнодорожного транспорта в целом можно обозначить как задачи по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, т. е. задачи органов внутренних дел и ведомственной охраны железнодорожного транспорта в этом плане совпадают. Совместные задачи органов внутренних дел на транспорте и ведомственной охраны железнодорожного транспорта обусловливают необходимость их взаимодействия в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Правовой основой такого взаимодействия являются совместные акты ДОПТ МВД России и ФГП «ВОЖДТ России». В апреле 2004 г. было издано общее Указание «О мерах по совершенствованию работы совместных специализированных групп», а также утверждено Положение,

определяющее в рамках взаимодействия основные задачи органов внутренних дел на транспорте и подразделений ведомственной охраны по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного транспорта. В декабре 2005 г. ДОПТ МВД России и ФГП «ВОЖДТ России» был разработан план совместных мероприятий по борьбе с преступными посягательствами на перевозимые грузы и хищениями имущества железнодорожного транспорта.

Основным направлением совместной деятельности органов внутренних дел и ведомственной охраны железнодорожного транспорта является сфера грузовых перевозок, в частности обеспечение сохранности перевозимых грузов. Общими усилиями ведется активная работа по раскрытию и пресечению хищений грузов, горючесмазочных материалов, деталей верхнего строения пути, выявлению фактов вандализма, повреждений внутреннего оборудования вагонов, средств сигнализации и связи. Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, стабилизации оперативной обстановки и поддержания правопорядка на объектах железнодорожного транспорта по всей сети железных дорог созданы совместные специализированные группы ведомственной охраны и органов внутренних дел на транспорте 10.

Органы внутренних дел на транспорте в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности взаимодействуют также с локомотивными и поездными бригадами. Правовой основой этого взаимодействия является Инструкция по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, утвержденная Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. № 142/26 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 марта 2009 г.) 11.

В Инструкции, в частности, указано, что сопровождение пассажирских поездов нарядами полиции органов внутренних дел на транспорте осуществляется в целях охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, обеспечения безопасных условий для проезда пассажиров и деятельности работников локомотивных и поездных бригад. Перечень пассажирских поездов, сопровождаемых нарядами полиции, утверждается руководителями управлений внутренних дел на транспорте, согласуется с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на железнодорожном транспорте, региональными центрами безопасности и корректируется в зависимости от складывающейся

оперативной обстановки. После отправления пассажирского поезда наряд сопровождения обходит весь состав, осматривает места возможного совершения противоправных действий, устанавливает взаимодействие с проводниками вагонов, другими членами поездной бригады, работниками вагона-ресторана, информирует их о порядке связи с нарядом в пути следования, разъясняет задачи по обеспечению правопорядка.

Инструкцией определены также служебные обязанности и права нарядов при сопровождении поездов и служебные обязанности работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения и права членов поездных бригад при исполнении служебных обязанностей по обеспечению правопорядка. В частности, установлено, что помимо основных обязанностей, возложенных на полицию, наряды по сопровождению пассажирского поезда обязаны сообщать начальнику поезда о выявленных нарушениях членами поездной бригады для принятия мер реагирования.

Помимо прав, предоставленных полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, наряды по сопровождению пассажирского поезда имеют право, в частности, пользоваться в служебных целях средствами ведомственной связи транспортных организаций. Начальник поезда и машинист поезда информируют не менее двух раз в сутки (не менее двух раз за время поездки в одном направлении) пассажиров о сопровождении поезда нарядом, порядке связи с ним и местонахождении наряда. При обнаружении противоправных действий или сообщении пассажира о совершении в пути следования поезда по отношению к нему противоправных действий проводник вагона немедленно сообщает об этом начальнику поезда и наряду сопровождения. Начальник поезда имеет право вносить в маршрутные листы нарядов сопровождения замечания по исполнению сотрудниками своих обязанностей и предложения по их устранению. Члены поездных бригад имеют право привлекать наряды сопровождения для удаления из поезда пассажира, который проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда.

Таким образом, правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и работников железнодорожного транспорта в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности установлены совместными актами заинтересованных органов и организаций по отдельным направлениям такого взаимодействия. При этом взаимодействие сотрудников органов внутренних дел и работников ведомственной охраны желез-

нодорожного транспорта регулируется на уровне не самого Министерства внутренних дел, а его структурного подразделения (ГУТ МВД России), не Министерства транспорта Российской Федерации и даже не подведомственного ему Федерального агентства железнодорожного транспорта, а подведомственного этому агентству федерального государственного предприятия.

Представляется, что основные задачи и принципы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и работников железнодорожного транспорта в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности по всем направлениям такого взаимодействия должны быть установлены совместным приказом МВД России и Минтранспорта России.

В качестве выводов можно отметить следующее.

1. Обеспечение безопасности железнодорожного транспорта должно носить целенаправленный, плановый характер. Основные направления этой работы составляют:

— внедрение ведомственной системы мер противодействия;

— обеспечение готовности органов управления, персонала железных дорог к выявлению, предупреждению и пресечению преступлений террористического характера;

— координация соответствующих действий с федеральной и региональной властью;

— предоставление в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком материально-технических и финансовых средств, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и иных средств исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом.

2. Как показывает практика обеспечения взаимодействия, в борьбе с преступностью на объектах железнодорожного транспорта участвуют преимущественно оперативные аппараты уголовного розыска, отделов по борьбе с преступными посягательствами на грузы, патрульно-постовая служба и подразделения сопровождения пассажирских поездов и грузов. Общность решаемых ими задач, различие полномочий, компетенций и юрисдикции данных

подразделений определяют их взаимосвязь, взаимозависимость и общую направленность действий по охране интересов государства.

Системное исследование вопросов взаимодействия подразделений органов внутренних дел на транспорте при оперативном обслуживании объектов на железнодорожных магистралях предполагает необходимость изучения сущности и социальной обусловленности предметной деятельности в процессе борьбы с различными видами преступлений.

1 Бородин С. В. Некоторые вопросы взаимодействия оперативного работника и следователя органов охраны общественного порядка // Труды ВНИИ ООП. М., 1967. С. 9.

2 Здесь и далее приводятся данные нашего исследования, включавшего опрос сотрудников Западно-Сибирского УВД на транспорте, сотрудников территориальных органов г. Новосибирска и Новосибирской области, г. Барнаула и Алтайского края, г. Омска и Омской области, Красноярского края, проходивших обучение, переподготовку и повышение квалификации в Омской академии МВД России, Барнаульском юридическом институте МВД России, Сибирском юридическом институте МВД России и Новосибирской средней специальной школе милиции МВД России (до 30.10.2010 — Новосибирский филиал Барнаульского юридического института МВД России) в 2005-2010 гг., а также сотрудников вневедомственной охраны Западно-Сибирской железной дороги.

3 Архив УФСНП по Новосибирской области. Уголовное дело № 4856/1997.

4 Плеханов В. И. Организация работы Управления (отдела БХСС) УВД облисполкома по предупреждению хищений социалистического имущества : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1981. С. 23.

5 Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел / под ред. Г. Г. Зуйкова. М., 1985. С. 82.

6 О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 28.04.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2, ст. 169. С. 282-306.

7 Там же.

8 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 16, ст. 1935. С. 3582-3591 ; 2001. № 5, ст. 401. С. 14401444.

9 Там же. 2004. № 11, ст. 945. С. 2605-2620.

10 Ветров В. Н. Правопорядок и общественная безопасность на железнодорожном транспорте // Системы безопасности. 2007. № 3. С. 19-20.

11 Рос. газета. 2009. 31 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.