возбуждении дела. Поэтому в настоящее время объяснение остается одним из распространенных способов проведения предварительной проверки. Однако стоит заметить, что далее ученый справедливо полагает, что нельзя отрицать доказательственное значение объяснений11.
Думается, что объяснения граждан, законодателю все же следует признать доказательствами на стадии возбуждения уголовного дела и детально регламентировать процедуру их получения.
Таким образом, автор настоящего исследования полагает, что определение иному процессуальному действию может быть таковым: «Иное процессуальное действие - это действие, совершаемое субъектами доказывания, которое предусмотрено настоящим Кодексом и направлено на собирание доказательств». Данное определение подлежит закреплению в ст.5 УПК РФ,
Статья принята к публикации 24.10.06
11 Шейфер С.А. Указ. соч.— С. 57.
С.А.Аверинская
Проблемы виктимологическей профилактики краж личного имущества граждан, совершаемых на объектах пассажирского железнодорожного транспорта_
Проблемы состояния воровства и его предупреждения в последние годы стали привлекать внимание не только криминологов, но и представителей многих других наук. Продолжающийся рост общественной опасности хищений усиливает страх населения, создает в стране обстановку нервозности, а порой и безысходности перед угрозой воровства. Массовые кражи чужого имущества стали чуть ли не привычной реальностью повсе-
на объектах пассажирского железнодорожного транспорта. Несомненно, количество краж личного имущества граждан, совершаемых на территории железнодорожного вокзала, привокзальных площадях и непосредственно в поездах дальнего следования и пригородных электропоездах, значительно меньше по сравнению с количеством регистрируемых «территориальных краж», но и эти показатели не являются утешительными и увели-
! Кол-во зарегистрированных преступлений на территории
МВД
обслуживания Восточно-Сибирского УВД на транспорте РФ
Год Кол-во зарегистриро- Темп роста Темп при- Кол-во краж Темп роста Темп при-
ванных преступлений ВС в % роста в % личного имущест- в % роста в %
УВДт ва граждан
2000 2305 102,38 2,38 88 114,29 14,29
2001 2415 104,77 4,77 117 132,95 32,95
2002 2188 90,60 -9,40 46 39,32 -60,68
2003 2269 103,70 3,70 54 117,39 17,39
2004 2406 106,04 6,04 63 116,67 16,67
2005 2760 114,7 14,7 159 252,3 152,3
Итого за 5 лет 14343 527
дневной жизни российских граждан. Криминология достаточно четко определила свое отношение к этой проблеме: одна из серьезных угроз людям исходит из широко распространяющегося воровства.
Согласно изученным статистическим данным в последние годы стремительно увеличивается не только количество краж, совершаемых на территории обслуживания районных отделов внутренних дел, но и на территории обслуживания транспортной милиции, а в частности
чиваются с каждым годом. Об этом свидетельствуют имеющиеся статистические данные, к которым следует обратиться.
По данным ИЦ ВС УВД, на транспорте за последние 6 лет, а именно в период с 2000 по 2005 г., по линии Восточно-Сибирской железной дороге зарегистрировано 14343 преступления, из них 527 краж личного имущества граждан, что составляет 3,67% от доли всей преступ-
ш
Кафедра молодых
ности по линии ВСЖД филиала ОАО «Российские железные дороги»1.
Из полученных данных видно, что в 2001 г. зарегистрирован рост преступлений, совершенных на территории ВСЖД и в том числе увеличение краж личного имущества граждан, прирост к предыдущему году составил 4,77 % всех преступлений и 32,95% краж личного имущества граждан. Тогда как в 2002 г. по отношению к
2000 г. очевидно снижение количества зарегистрированных преступлений на 117, что составляет -5,1 % прироста, а снижение краж происходит практически вдвое.
Проведенным анкетированием сотрудников Восточ-но-Сибирского УВД на транспорте и исследованием указанного явления было установлено, что резкое увеличение количества краж на железнодорожном транспорте и увеличение общего числа зарегистрированных преступлений в 2001 г. обусловлено следующими причинами:
- 30,7% респондентов указали на сокращение численности штатов сотрудников роты сопровождения ВС УВДт и увольнение по собственному желанию сотрудников ППС, которые обеспечивали сопровождение поездов пригородного и дальнего сообщений;2
- 15,3% респондентов указали на введение в летний период времени дополнительных пассажирских поездов дальнего следования;
- 13,8% указали на нерациональное распределение ежегодных очередных отпусков среди личного состава;
- 18,4% респондентов указали на нестабильность экономического положения в России, падение уровня жизни и низкую заработную плату;
- 21,8% респондентов указали на неэффективность действия УПК РФ.
Вместе с тем в 2002 г, произошло снижение общего числа преступности на железнодорожном транспорте Восточной Сибири на 227 преступлений зарегистрированных по сравнению с аналогичным периодом
2001 г. В 2002 году произошло снижение количества краж личного имущества граждан в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2002 г. прирост краж личного имущества граждан составил -60,68% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. Это обусловливается следующими факторами. По материалам исследования, проводимого по этому поводу, было установлено, что в 2002 г: стабилизировалось положение с кадрами по личному составу, проведены дополнительные профилактические мероприятия по обеспечению сохранности имущества граждан, усилена
1 О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: постановление Правительства РФ от 18.09.2003. № 585 II Собрание законодательства РФ 2003. № 39. ст. 3766 (с изм. и доп. от 17.08,05. № 520).
2 Данные отдела кадров ВС УВДт РФ,
охрана поездов в пути следования, а также вокзалов и привокзальных площадей.
Несмотря на проведенные профилактические мероприятия и усиление работы сотрудников Восточно-Сибирского УВД на транспорте мы констатируем только лишь определенную сдержанность роста всей преступности в целом и в том числе краж личного имущества граждан на обслуживаемой территории в период с 2002 по 2004 гг. и не наблюдаем значительных изменений как в качественных, так и в количественных показателях.
За 2005 год Восточно-Сибирским Управлением Внутренних Дел на транспорте России по линии железной дороги было выявлено и зарегистрировано 2760 преступлений, что опять же свидетельствует о росте преступности. Прирост к аналогичному периоду предыдущего года составил 14,7 %. Также стремительно растет количество совершаемых краж на железнодорожном транспорте в Восточной Сибири, в указанном году их было зарегистрировано- 159 (темп роста- 252,3%), что практически в 2,5 раза больше по сравнению с прошлым (2004) годом.
Несмотря на то, что предупреждение рассматриваемого преступного деяния, является одной из главных задач как Восточно-Сибирского Управления Внутренних Дел на транспорте России, так и других правоохранительных органов, требующей комплексного подхода к ее решению, в настоящее время осуществляемые профилактические мероприятия носят односторонний характер, и главным образом, направлены на лиц с антиобщественным поведением, от которых можно ожидать совершения преступления. Вместе с тем жизнь и правоохранительная практика убедительно свидетельствует о том, что в генезисе совершения краж личного имущества граждан во многих случаях не последнюю роль играют и сами потерпевшие,3
Поэтому можно склониться к выводу о том, что необходимо разрабатывать виктимологическое направление профилактики краж личного имущества граждан, ее правильной и всесторонней организации. Для этого наряду с изучением индивидуальных свойств личности преступника следует уделять должное внимание изучению личности потерпевшего и роли конкретной жизненной ситуации.4
В этой связи изучение личности потерпевших в результате совершения краж личного имущества граждан, а также ситуаций, которые предшествовали или сопровождали момент совершения деяния, позволит разработать конкретные меры для предотвращения совершения преступлений на уровне потерпевших.
3 Гетман Н.И., Степаненко Ю.В. Организация борьбы с преступлениями на пассажирском железнодорожном транспорте; практическое пособие / Н.И. Гетман, Ю.В. Степаненко.- М,: Экзамен, 2003. с, 22-29.
4 Ривман Д.В., Устинов B.C. Вишмология / Д.В, Ривман, B.C. Ус-тинов,- СПб.: Юридический центр «Пресс», 2000, с. 177-180,_
Давая оценку краж личного имущества граждан, совершенных непосредственно в поездах дальнего следования и электропоездах пригородного направления по Восточно-Сибирской железной дороге, отметим, что взрослые женщины, как и несовершеннолетние женского пола, становятся жертвами краж меньше, чем мужчины. В большей степени это связано с особенностями образа жизни и трудовой деятельности, женщины по сравнению с мужчинами реже разъезжают в трудовые и деловые командировки, мужчины чаще в пути следования употребляют спиртные напитки, а также в процессе исследования были выявлены случаи употребление наркотических средств, игра в азартные игры.
Значительная часть потерпевших заводит случайные знакомства, не опасаясь отрицательных последствий. Проведенным исследованием установлено, что большинство потерпевших от краж во время следования в пассажирских поездах и электропоездах пригородного направления, а именно 43% характеризуются положительно. Но в 20,8% случаев потерпевшие злоупотребляли спиртными напитками в пути следования, а 36,2% - сами создали обстановку, способствующую совершению преступления, что проявлялось в следующем: отлучались из купе и оставляли вещи без присмотра либо просили присмотреть незнакомых пассажиров; не закрывали купе во время ночного отдыха; в плацкартных вагонах не слаживали вещи в рундук, а оставляли возле спальных мест; длительное время находились в вагоне- ресторане.
Методом выборочного опроса пассажиров поездов дальнего следования и пригородного направления по Восточно-Сибирской железной дороге было изучено 300 пассажиров, из них 187 человек (62,3%)- городские жители и 113 человек (37,4%)- жители сельской местности; 166 (55,3%)женщины и 134 (44,7%) мужчины.0
В результате проводимого выборочного опроса пассажиров поездов дальнего следования и пригородного направления по Восточно-Сибирской железной дороге филиала ОАО «РЖД» было установлено, что сами потерпевшие в качестве основного условия своего поведения, которое облегчает совершить у них кражу, определили: небрежность - 14,8 %; рассеянность -33,9%; легкомыслие - 12,4%; самонадеянность - 20,4%; беспечность - 17,2%; другие условия - 1,3%.
5 Используемая модель выборочного опроса аналогична ранее апробированным при опросах, проводимых в России (см., напр.: Преступность, что мы знаем о ней. Милиция: что мы думаем о ней. / Под ред. И.Б. Михайловской,- М.: Проектная группа по правам человека, 1995. - С.26-32; Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России / Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н. - М.: Проектная группа по правам человека, 1997. -С. 27-32; Сравнение обзоров виктимизации в станах Восточной и Центральной Европы II Латентная преступность: познание, политика, стратегия: сб, статей в межд. семинаре./ отв. ред. У.И. Звекич. - М.,
1993. - С.57-72.
Следовательно, таким образом определились основные направления совершенствования общей виктимо-логической профилактики, которые заключаются в:
- трансляции в поездах радиогазет профилактического содержания (в данном информационном источнике необходимо указывать на необходимость хранения личных вещей в поездных рундуках, верхних полках вагонов, не оставлять вещи без присмотра или с малознакомыми попутчиками, не распивать в пути следования спиртные напитки, с осторожностью знакомиться с людьми);
- создание в каждом вагоне поезда библиотечки пассажира с литературой о правилах поведения в поезде (в данной библиотеке должна содержаться памятка о правомерном поведении пассажира в поезде дальнего следования, памятка пассажира о необходимых действиях при совершении у него кражи личных вещей, также памятка сотрудника поездной бригады о правилах оказания необходимой помощи при совершении кражи личного имущества у пассажира);
- размещение в поездах плакатов с текстами профилактической направленности;
- ограничения свободного доступа на платформы лиц без проездных или перронных билетов;
- эффективная работа посадочных групп сотрудников транспортной милиции (данное положение заключается в том, что оперативно-посадочная группа обязана выходить не только к поездам, где непосредственно совершена кража вещей, а ко всем пассажирским поездам, прибывающим на станцию для временной стоянки с целью работы с сотрудниками поездной бригады);
- обеспечение строгого учета и хранения специальных вагонных ключей (это требование является важным в силу нахождения таких ключей у сотрудников железнодорожных предприятий, не относящихся к поездным бригадам, что увеличивает риск попадания данных ключей к будущим преступникам);
- неофициальная регистрация всех пассажиров, садящихся в поезд без вещей, и установление за ними наблюдения (в результате проведенного исследования уголовных дел было установлено, что именно преступники, готовящиеся в краже в поездах заранее, специально не берут с собой лишние вещи);
- запрещение торговли спиртосодержащими напитками как в поездах, так и на платформах (как мы указывали ранее, лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, более виктимны для совершения у них кражи личных вещей);
- деятельность вторых помощников электропоездов, должности которых специально введены на ряде железных дорог для контроля за сохранностью внугривагонно-го оборудования и оказания содействия сотрудникам милиции в обеспечении общественного порядка;
- сопровождение нарядами милиции всех пригородных поездов, курсирующих в вечернее и ночное время;
- индивидуальная разъяснительная профилактическая работа сотрудников транспортной милиции с пассажирами, членами поездных бригад и т. п;
- улучшение связи между охраной поезда, машинистом и стационарным отделом транспортной милиции;
- необходимо провести работу, направленную на выявление наиболее криминогенных поездов и использовать по данным направлениям усиленную охрану поездов и увеличить число сотрудников транспортной милиции, сопровождающих указанные поезда;
- необходимо в первую очередь на уровне учебных заведений МВД ввести специальные дисциплины или разделы в традиционных уголовно-правовых дисциплинах по методике расследования и специфике проведения неотложных следственных действий на преступления, совершаемые на объектах пассажирского железнодорожного транспорта;
- необходимо применять блокирование вагонов в поездах в ночное время, изолировать отдельные спаль-
ные вагоны и купе (это позволит ограничить передвижение посторонних людей по вагонам, что намного сузит круг подозреваемых при совершении кражи в вагоне в ночное время);
- необходимо производить усовершенствование дверных замков купе, вагонов и межвагонных дверей (в настоящее время все указанные замки идентичны и один ключ подходит ко всем дверям вне зависимости это купе, или межвагонная дверь, или дверь вагона поезда);
- установление достаточного количества оборудования для сообщения о критической ситуации в неохраняемых вагонах электропоезда.
Надо полагать, что со временем углубленная систематическая разноплановая разработка проблем потерпевшего, изучение психологии жертв преступлений позволят обогатить палитру профилактических возможностей, раскроют резервы, пока не известные и не используемые, что в своем результате позволит снизить значительное количество совершаемых преступлений.
Статья принята к публикации 24.10.06
А.Г.Емельянцев
Преступления террористического характера как метод деятельности организованной преступности _
Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости всего мирового сообщества. И если совсем недавно считалось, что из глобальных угроз наиболее реальной является экологическая катастрофа, то сегодня на первый план выходит угроза тотального терроризма как способа решения политических, социальных, религиозных, экономических и криминальных конфликтов и, в конечном итоге, как угроза существования человечества. Очевидно, что терроризм стал не только видом преступной деятельности, но и приобрёл характер метода воздействия на принятие решений. С другой стороны, организованная преступность в её национальных и транснациональных формах также приобретает всеобъемлющий характер и распространяет своё влияние на все сферы общественной жизни.
Преступления террористического характера как метод используется организованной преступностью для достижения сугубо криминальных целей, чаще всего -достижения материальной выгоды или укрепления влияния в преступной среде. Безусловно, мотивация преступ-лений, совершенных в рамках деятельности организо-
ванных преступных сообществ, имеет существенное отличие от терроризма, основанного на политической или религиозной основе.
Проблемам борьбы с терроризмом и организованной преступностью посвящено множество статей и монографий, научных и практических конференций. Технология изучения и характер рекомендаций свидетельствуют, что чаще всего терроризм и организованная преступность рассматриваются как две самостоятельные проблемы, требующие применения в борьбе с ними хотя и взаимосвязанных, но специальных средств. Организованная преступность так же, как и терроризм, характеризует прежде всего, совершением наиболее дерзких преступлений, представляющих повышенную общественную опасность и являющихся явным вызовом обществу (в частности преступлений террористического характера). Однако следует отметить, что в научной и учебной литературе недостаточно уделено внимания исследованию роли террористической деятельности в механизме организованной преступной деятельности. Автор настоящей статьи полагает, что организованная преступность, избрав методы террора в качестве инструмента влияния на общество, не только достигает своих целей, но и