Научная статья на тему 'Особенности проявления корыстных преступлений на железнодорожном транспорте'

Особенности проявления корыстных преступлений на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
549
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЫСТЬ / ХИЩЕНИЕ / КРАЖА / МОШЕННИЧЕСТВО / ОБМАН / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОЕЗД / ПАССАЖИР / ПРОВОДНИК / БЕЗБИЛЕТНЫЙ / ПРОВОЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мармута И. Л.

Автор раскрывает специфику совершения отдельных видов корыстных преступлений на железнодорожном пассажирском транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления корыстных преступлений на железнодорожном транспорте»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРЫСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Мармута И.Л., преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права.

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России.

Аннотация. Автор раскрывает специфику совершения отдельных видов корыстных преступлений на железнодорожном пассажирском транспорте.

Ключевые слова: корысть, хищение, кража, мошенничество, обман, злоупотребление, поезд, пассажир, проводник, безбилетный, провоз.

Известно, что корыстная преступность представляет собой наиболее распространенное криминальное проявление в России, имеющее наибольшие количественные показатели по сравнению с другими видами преступлений. Из 3 209 862 преступлений, зарегистрированных в 2008 году кражи составляют 41,3 % (1 326 342 преступления), мошенничество - 6 % (192 490 преступлений), грабеж - 7,6 % (243 957 преступлений)1. Под корыстью обычно понимается материальная выгода. Соответственно корыстная мотивация - обусловленность поведения человека стремлением к материальной выгоде. В наиболее общем виде корыстная мотивация присуща поведению любого человека, поскольку совершение поступков исключительно во вред себе или без какой бы то ни было пользы для себя, противоречит человеческой сущности. Вместе с тем некоторые проявления корысти традиционно рассматриваются как противоречащие интересам общества (антисоциальные). В этой связи в праве категория корысти используется в более узком значении - как осознанное стремление к получению безвозмездной противоправной имущественной выгоды (корыстная заинтересованность, корыстная цель). Неосознанное стремление к обогащению (что присуще, по-видимому, всем без исключения людям), стремление обогатиться законными либо незаконными средствами, но с возмещением убытков не рассматривается правом как корысть.2

Согласно определению А. А. Растегаева, корыстными преступлениями являются преступления против собственности (чужого имущества), которые совершаются в формах прямого незаконного завладения чужим имуществом "по корыстным мотивам и в целях неосновательного обогащения за счет этого имущества, причем без использования субъектами своего положения". Эти деяния не связаны с нару-

1 Данные ГИАЦ МВД РФ за 2008 год.

2 Криминология. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. Малко-ва. - СПБ. 2002, С. 248

шением хозяйственных связей и отношений в "сфере экономики"3.

Корыстные преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, по сравнению с корыстными преступлениями, совершаемыми на водном, воздушном транспорте, а также на «территории», имеют свои особенности. К числу них можно отнести специфичность железнодорожного транспорта.

Согласно Федеральному закону №17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации4.

Исходя из положений, закрепленных в данном нормативно-правовом акте, представляется возможным сделать вывод о том, что к функциям железнодорожного транспорта относятся перевозка пассажиров и грузов, которые осуществляется при помощи подвижного состава (паровозов, локомотивов, электропоездов), а также обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

У таких видов корыстных преступлений как грабеж, разбой, вымогательство и присвоение или растрата на железнодорожном транспорте особенностей, кроме места совершения, практически нет, поэтому на них мы останавливаться не будем, а разберем такие преступные деяния как «поездная кража», «карточное шулерство» и «безбилетный провоз».

Одним из самых известных и распространенных корыстных преступлений на железнодорожном транспорте является кража у пассажиров или так называемая сотрудниками транспортной милиции «поездная кража». Совершение кражи у пассажира в пути следования железнодорожным транспортом обладает повышенной общественной опасностью, так как данные преступные действия помимо всех стандартных вредных последствий еще и создают угрозу отдыху граждан, туризму, культурным развлечениям.

Согласно мнению Новиковой Л.В., наиболее часто при «поездных кражах» похищается следующее:

- средства связи (сотовые телефоны);

- деньги;

- вещи и деньги (у пассажира, находящегося в зале ожидания вокзала);

- оргтехника (ноутбуки, карманные персональные компьютеры);

- документы;

- продукты питания5.

3 Анализ общеуголовной корыстной преступности // Методика анализа преступности. М., 1986. С. 59.

4Федеральный закон №17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Новикова Л.В. Особенности квалификации краж имущества пассажиров на железнодорожном транспорте. Российский следователь. 2007. № 17.

Почему «поездная кража» создает угрозу отдыху граждан, туризму, культурным развлечениям? Ответ вроде бы лежит на поверхности - жертва преступления едет в поезде, то есть перемещается с одного места в другое с какой-либо целью, такой как проведения отпуска на море, встреча с близкими, командировка, путешествие и тому подобное. И когда у данного человека совершается кража по время его поездки в поезде, то под угрозу ставится выполнение всего задуманного им ранее, так как он просто может не доехать до пункта назначения, если он едет с пересадками, не сможет оплатить проживание (если путешествует или едет отдыхать) не говоря уже о том, что данный человек просто не сможет удовлетворить естественные потребности в пище. У человека, находящегося в поезде, сужаются возможности каким-то образом исправить сложившуюся ситуацию - занять денег, получить перевод и т.д. Даже позвонить близким он не всегда может, так как предметом кражи может быть и телефон. И совершенно непоправимая ситуация получается, когда у человека вместе с деньгами и ценными вещами похищают важные личные документы - паспорт, удостоверение личности и т.д. Максимум чем ему могут помочь сотрудники транспортной милиции, кроме как поймать вора, - это выписать справку о том, что у него похищены документы, с которой человек не сможет ни устроиться в гостиницу, ни получить денежный перевод, ни приобрести билет на виды транспорта (железнодорожный, водный, воздушный), где требуется обязательное предъявление паспорта.

Следующее из рассматриваемых нами корыстных преступлений на железнодорожном транспорте -это «карточное шулерство». Данное деяние квалифицируется по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Его особенности состоят именно в месте совершения преступления - пассажирском поезде. Карточные шулера, как и поездные воры, имеют свои четко ограниченные территории и совершают преступления в пределах данных территорий. Принцип действия карточных шулеров прост: найти богатого пассажира - «лоха», подсесть к нему в купе под благовидным предлогом, познакомиться, иногда вместе покушать и распить спиртные напитки, а потом предложить сыграть в какую-нибудь нейтральную карточную игру - «дурака», «козла», «тысячу» и когда шулер почувствует доверие жертвы к себе, предложить сыграть по маленькой ставке (например, по 50 копеек или по 1 рублю) в «покер», «секу», «трыньку». Причем для первых игр шулер никогда не достает свои «крапленые карты», а играет картами жертвы или просит (покупает) их у проводника. После того, как жертва чувствует азарт, шулер предлагает увеличить ставки, давая жертве покрепче «сесть на крючок», а потом уже при максимальных ставках, обманным путем с помощью «крапленых карт» или ловкости рук выигрывает все деньги и ценные вещи, находившиеся у потерпевшего. Естественно в таких случаях жертва начинает возмущаться из-за сомнений в честности выигрыша шулером его денег, но у шулера всегда есть один или два крепких помощника, которые доходчиво объясняют жертве его не правоту, после чего шулер с помощниками выходят из поезда по ближайшей станции, а жертва едет дальше до пункта назначения. Зачастую жертвы данных преступлений о фактах «шулерства», совершенном против них, в правоох-

рачительные органы не сообщают, так как частично чувствуют свою вину в том, что «попались на крючок» к мошенникам. Данный вид преступной деятельности нередко сопровождается нанесением телесных повреждений особо «непонятливой» жертве, а так же прямым противоправным завладением чужого имущества - грабежами и разбоем. Чаще всего «карточное шулерство» происходит во время летних пассажирских перевозок, а так же в тех пассажирских поездах, на которых лица, работающие вахтовым способом, с «заработок» едут домой. В последнее время карточные шулера «работают» вместе с поездными ворами, которые помимо совершения самих краж иногда выполняют функции «вышибал» для особо «упертых лохов», не желающих расставаться с проигранными деньгами.

Не менее чем «поездная кража» и «карточное шулерство» на железнодорожном транспорте известно и распространено такое преступление как «безбилетный провоз». Данное деяние квалифицируется по ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».

Практике известно как минимум два способа совершения данного преступления - «безбилетный провоз» на железнодорожном транспорте:

Провоз безбилетного пассажира проводником или начальником пассажирского (скорого) поезда.

Провоз пассажира плацкартного вагона за дополнительную плату в купейном вагоне проводником или начальником пассажирского (скорого) поезда.

Первый способ «безбилетного провоза» возник еще во времена появления первых пассажирских поездов и несмотря на предпринимаемые усилия ревизорского аппарата и сотрудников правоохранительных органов по настоящее время используется нерадивыми проводниками и начальниками пассажирских поездов не только российских, но и поездными бригадами стран СНГ.

Например, 11 марта 2005 года проводник пассажирских вагонов ВДЧ-1 ст. Баку Сафаров Г.М. преследуя корыстную цель, во вверенном ему плацкартном вагоне №5 пассажирского поезда №392/391 сообщением «Ростов - Баку» на местах №5 и №7 провозил двух безбилетных пассажиров - Мурадова Д.А и Бабаева Э.С., следующих от ст. Ростов до ст. Астрахань. За безбилетный провоз от ст. Ростов до ст. Астрахань проводник Сафаров Г.М. должен был получить деньги в сумме 800 рублей от Мурадова Д.А и Бабаева Э.С. по прибытию поезда на ст. Астрахань, которые собирался использовать на личные нужды, чем причинил материальный ущерб собственнику Северо-Кавказскому филиалу Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» в сумме 924 рубля 30 копеек6.

Второй способ «безбилетного провоза» возник сравнительно недавно, но за короткий промежуток времени распространен и используется большим числом поездных бригад. Его привлекательность для проводников и начальников состоит в том, что в случае внезапной проверки пассажир плацкартного вагона, за определенную плату переведенный в купейный вагон, или сообщает проверяющим о том, что он пришел в гости или просто на момент проверки возвращается в свой плацкартный вагон. Но

6 Архив Тихорецкого городского суда Краснодарского края. Уголовное дело №2520109.

несмотря на всяческие ухищрения, преступления, совершенные данным способом также выявляются и наказываются.

Например, 9 марта 2006 года проводник пассажирских вагонов ДОП-6 ст. Грозный ОАО «РЖД» Тумаева М. С. преследуя корыстную цель во вверенном ей купейном вагоне №7/12204 п/поезда №382/381 сообщением «Москва - Грозный» на местах №33 и №35 провозила двух пассажиров плацкартного вагона №9 п/поезда №382/381 сообщением «Москва - Грозный» Амирова И.В. и Амирову М.Р., следовавших от ст. Воронеж до ст. Минеральные Воды. За провоз в купейном вагоне вместо указанного в билетах плацкартного вагона от ст. Воронеж до ст. Минеральные Воды проводник Тумаева М.С. должна была получить деньги в сумме 900 рублей от Амирова И.В. и Амировой М.Р. по прибытию поезда на ст. Минеральные Воды, которые собиралась использовать на личные нужд, чем причинила материальный ущерб собственнику СевероКавказскому филиалу ОАО «Российские железные дороги» в сумме 1347 рублей 20 копеек7.

Иногда используются оба способа одновременно, и провоз безбилетного пассажира, и провоз пассажира плацкартного вагона в купейном вагоне - «перевод».

Например, 14 апреля 2005 года проводник Шаповалов О.Г. преследуя корыстную цель во вверенном ей купейном вагоне №10/11802 пассажирского поезда №366/365 сообщением «Москва - Назрань» провозил от ст. Москва до ст. Армавир одного пассажира плацкартного вагона Зайнулаева З.У. и от ст. Ростов до ст. Назрань одного безбилетного пассажира Газдиева М.М., чем нанес ущерб собственнику - Северо-Кавказской железной дороге филиалу ОАО "РЖД" на сумму 1370 рублей 60 копеек8.

О связи «поездных краж» и «карточных шулерств» мы уже говорили, так же связан «безбилетный провоз» с каждым из этих преступлении. Уже довольно длительное время проездной документ на пассажирский поезд выдается при наличии у пассажира паспорта или иного важного личного документа (военный билет для военнослужащих срочной службы, служебное удостоверение для работников железнодорожного транспорта и сотрудников правоохранительных органов), для детей до 14 лет - свидетельство о рождении. То есть каждый билет индивидуализируется на конкретного пассажира с указанием его паспортных данных. Классический проездной документ - билет состоит из двух частей (за исключением билетов старой формы, которые уже практически нигде не используются), лицевая часть билета остается у пассажира, а вторая, дублирующая первую часть, остается у проводника, кроме того проводник согласно билета записывает в свой маршрутный лист на каком месте, откуда и куда едет данный пассажир. Карточные шулера и поездные воры практически никогда не приобретают проездных документов для того чтобы не оставлять «следов» в виде своих билетов с паспортными данными. А раз они не приобретают билеты, то едут они в поезде безбилетными пассажирами, договариваясь о своем проезде с проводниками или начальником поезда. И когда совершают свои преступления -

7 Архив Тихорецкого городского суда Краснодарского края. Уголовное дело №2620072.

8 Архив Тихорецкого городского суда Краснодарского края. Уголовное дело №2520131.

карточное шулерство или поездную кражу, то спокойно выходят по ближайшей станции или прямо на «перегоне», воспользовавшись стоп-краном, где их уже ждут или будут ждать сообщники.

Многие начальники поездов и проводники, имеющие большой стаж работы на пассажирских поездах, знают большинство поездных воров и карточных шулеров в лицо, поэтому некоторые из них не препятствуют посадке без билета в пассажирский поезд данных преступников, за что получают если не долю с похищенного, то хотя бы сумму денег, превышающую тариф за безбилетный проезд в несколько раз. Естественно, что после заявления пассажиров о совершенных в отношении них преступлений, никаких сведений, которые могут помочь в поимке преступников от таких проводников или начальников поездов не следует, так как они фактически будут причастны к совершению данных преступлений.

Другая категория начальников поездов и проводников, имеющих большой стаж работы на пассажирских поездах, напротив, никогда, ни за какие деньги и ни при каких обстоятельствах не возьмут без билета известных им поездных воров и карточных шулеров, и если в этом поезде случится поездная кража, то можно будет почти со стопроцентной уверенностью обнаружить вора среди пассажиров с билетами.

Есть еще одна категория проводников и начальников поездов, которые имеют небольшой стаж работы на пассажирских поездах и не знают в лицо поездных воров и карточных шулеров. Данная категория работников железнодорожного транспорта, на мой взгляд, является наиболее «криминальноблагоприятной», так как те же воры и шулера, представляясь молодому начальнику поезда какими-либо проверяющими (ревизорами, сотрудниками милиции), устраивают в пассажирских поездах форменный «беспредел», вплоть до нанесения тяжкого вреда здоровью пассажиров, после чего по ближайшей крупной станции, где есть линейный отдел милиции, потерпевшие подают большое количество заявлений о совершенных в отношении них преступлениях.

Подводя итог хочется сказать, что практически все преступления на железнодорожном транспорте начинаются с простого несоблюдения работниками железнодорожного транспорта своих обязанностей, что выливается в преступления небольшой тяжести например, «безбилетного провоза», которое за собой влечет другие преступления, такие как «поездная кража» и «шулерство». На мой взгляд, для действенного предупреждения корыстных преступлений на железнодорожном пассажирском транспорте необходимо не допустить фактов безбилетного провоза пассажиров и халатного отношения проводников и линейных начальников поездов к своим обязанностям.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензирование статья посвящена специфике проявления корыстной преступности на железнодорожном транспорте.

Известно, что корыстная преступность представляет собой наиболее распространенное криминальное проявление в России, имеющее наибольшие количественные показатели по сравнению с другими видами преступлений. В связи с этим актуальность тематики научной статьи не вызывает сомнений. Автором рассматриваются отдельные

элементы криминологической характеристики корыстных преступлений, особенности которых определены местом их совершения, а именно, пассажирский железнодорожный транспорт.

Проведенное автором исследование позволило ему выделить характерные признаки краж, мошенничества и причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без признаков хищения.

Раскрывая соответствующие признаки, автор указывает на специфичность общественных отношений, которым причиняется вред и предметов хищения. В значительной мере автор уделяет внимание способам совершения преступлений, а также особенностям служебного положения работников пассажирского железнодорожного транспорта, способствующих их совершению. В работе автор предпринимает попытку категоризации сотрудников железнодорожного транспорта по их личностным характеристикам. Следует согласиться с автором в том, что преступления, совершаемые такими работниками, во многом являются условиями совершения корыстных преступлений (краж, мошенничеств) другими лицами в отношении пассажиров.

В положительную сторону следует отметить стремление автора проиллюстрировать свои теоретические выводы примерами судебной практики.

Проведенное автором исследование способствует уяснению детерминант корыстной преступности на пассажирском железнодорожном транспорте, что в свою очередь позволит выработать меры её предупреждения и профилактики.

На основании изложенного полагаю, что статья «Особенности проявления корыстных преступлений на железнодорожном транспорте», подготовленная преподавателем кафедры уголовного права, криминологии и уголовноисполнительного права Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Мармута Иваном Львовичем имеет значимость как для теории криминологической науки, так и для практики деятельности правоохранительных органов и может быть рекомендована для опубликования в издании перечня ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Начальник кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент

А.А. Гридчин

Заместитель начальника по учебной и научной работе Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

доктор юридических наук, профессор

Т.В. Пинкевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.