Научная статья на тему 'Специальные детерминанты, способствующие совершению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте'

Специальные детерминанты, способствующие совершению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные детерминанты, способствующие совершению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте»

НАУКА.ТЕОРИЯ. 2009'2

ПРАКТИКА.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

М.А. СТЕПАНОВА,

Специальные детерминанты преступлений против собственности определяются как явления, процессы в сфере функционирования железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, играющие первостепенную или непосредственную роль в криминализации и виктимизации поведения людей в системе отношений собственности. Они в существенной мере стимулируют корыстно-криминальную мотивацию лиц, склонных к совершению преступлений, виктимоген-ность физических и юридических лиц, а также создают ситуативные условия, благоприятствующие совершению преступных посягательств на отношения собственности, формированию организованных преступных групп, с вовлечением в число ее участников работников железнодорожного транспорта.

В криминологической литературе назван ряд общих условий, детерминирующих преступления против собственности на железнодорожном транспорте, к ним относятся: ненадежный контроль железнодорожной администрации за подчиненными (что приводит к хищениям грузов, СЦБ и ВСП); слабая охрана груза; нарушение установленных правил перевозки груза и пассажиров на железных дорогах; несовершенство вагонов и др.

Анализявлений,процессов, определенных в качестве специальных детерминант, позволил распределить их по группам в соответствии с теми специфическими признаками, которыми они обладают. Таким образом, все они оказались распределенными по следующим группам.

1. Недостатки в деятельности органов внутренних дел на транспорте.

К рассматриваемой группе недостатков мы относим нерациональную расстановку сотрудников патрульно-постовой службы и использование имеющихся сил и средств. В основном нарядами милиции сопровождаются такие поезда, в которых совершается меньше преступлений и правонарушений против собственности, а криминогенные

кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России)

поезда остаются без внимания. Встречаются случаи, когда поезд отрабатывается и сопровождается одним милиционером, что является грубым нарушением и является благоприятствующим условием совершения преступлений против собственности, так как в одиночку невозможно охватить должным вниманием поезд в пути следования. Нужно отметить и ненадлежащую разъяснительную работу среди пассажиров, данная работа проводится нерегулярно и носит лишь формальный характер. Радиосеть в поездах используется редко, тексты сообщений по громкой связи не транслируются, а в большинстве случаев громкая связь вообще не работает.

Слабая профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел на транспорте также является одним из условий, способствующих совершению преступлений против собственности. Здесь мы должны говорить о наличии высшего и среднего специального юридического образования у сотрудников транспортной милиции; сотрудников милиции общественной безопасности, криминальной милиции. Каждый сотрудник транспортной милиции должен знать об особенностях и специфике функционирования железнодорожного транспорта, так как это имеет важное значение в раскрытии и предупреждении имущественных преступлений.

Известно, что существуют специальные учебные центры по подготовке сотрудников для органов внутренних дел на транспорте, но, к сожалению, обучение в них носит формальный характер. В данных центрах отсутствует специализация по выявлению причин и условий, пресечению преступлений против собственности, совершаемых на любом из видов транспорта, в частности, на железнодорожном транспорте, так как любой транспорт, железнодорожный, воздушный или водный характеризуется своей спецификой функционирования; кроме того,

2009'2

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.

отсутствует специальная литература.

Таким образом, мы считаем, что необходимо задействовать работников предприятий железнодорожного транспорта в разработке лекций, программ, с целью тщательного ознакомления со спецификой работы железнодорожного транспорта. Следует отметить, что каждый сотрудник транспортной милиции должен обладать определенными познаниями в области организации и функционирования железнодорожного транспорта, знать структуру и основные функции предприятий, обеспечивающих обслуживание железнодорожного транспорта, функциональные обязанности членов поездной бригады, правила пользования железнодорожным транспортом, нормативно-правовые акты МПС России и т.д.

Также к данной группе можно отнести и невысокий уровень технической оснащенности сотрудников, недостаточность материального обеспечения ОВД. Интенсивный отток кадров (постоянная «текучка» кадров) приводят к тому, что вновь прибывшие молодые сотрудники проходят первоначальная подготовку, а сотрудники оперативно-следственного аппарата работают в условиях постоянных перегрузок, что способствует низкому проценту раскрываемости данных преступлений.

Таким образом, недостатки в организации деятельности органов внутренних дел на транспорте влияют на состояние оперативной обстановки и эффективность предупреждения преступлений против собственности.

2. Виктимность, главным образом, пассажиров, а также других собственников.

В большинстве случаев пострадавшие от преступного посягательства сами способствовали совершению преступления в отношения себя, то есть выступали в роли своеобразного участника этих деяний (распивали спиртные напитки с малознакомыми им лицами, проявляли излишнюю доверчивость и т.д.). Потерпевшие сами создавали обстановку, облегчающую доступ преступников к своему имуществу, ценностям, документам. Все это затрудняет раскрытие краж чужого имущества «по горячим следам» и осложняется тем, что большинство заявлений и сообщений о совершенной поездной краже поступает по почте спустя значительное время с момента совершения преступления.

Таким образом, к факторам неправомерного поведения потенциальных жертв, способствующего совершению преступлений

против собственности на железнодорожном транспорте, и условиям, облегчающим совершение преступлений против собственности, относится следующее [1, с. 50]:

- оставление личных вещей без присмотра или под присмотром малознакомых людей;

- помещение вещей не в рундуки, на багажные полки, а оставление их в проходах, под столиками купе и в иных легкодоступных местах;

- оставление на ночь открытыми дверей купе;

- распитие спиртных напитков с малознакомыми лицами;

- участие в азартных играх.

3. Халатное отношение поездных бригад к исполнению должностных обязанностей.

К данной группе обстоятельств можно отнести различные нарушения и злоупотребления, допускаемые членами бригад пассажирских поездов, непосредственно начальниками поездов, проводниками, работниками вагонов-ресторанов и др. В большинстве случаев нарушения допускаются со стороны проводников. Недобросовестное отношение к выполнению своих служебных обязанностей способствует созданию криминогенной ситуации в поезде (вагоне). Одним из подобных нарушений является допуск проводниками в вагоны пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В возникшей ситуации мы предлагаем, во-первых, отказывать пассажиру, находящемуся в состоянии сильного алкогольного опьянения, в перевозке; во-вторых, относиться более ответственно к выполнению своих обязанностей, то есть выявлять пассажиров, распивающих спиртные напитки в пути следования поезда, немедленно сообщать наряду сопровождения о выявленном факте; в-третьих, сотрудники транспортной милиции должны немедленно реагировать на сообщение проводника; в-четвертых, оформить протокол об административном правонарушении. Также необходимо разработать памятку по действию проводников в возникшей ситуации.

Больше половины проводников не осуществляют контроль за общественным порядком и выполнением требований действующих правил пользования железнодорожным транспортом, не пресекают распитие спиртных напитков в пути следования, бесцельное хождение пассажиров по вагонам, особенно в ночное время, провоз багажа свыше установленной нормы и др. Не ведется разъяснительная работа с пасса-

НАУКА.ТЕОРИЯ.

2009'2

ПРАКТИКА.

жирами о надлежащем хранении ими своего личного имущества в пути следования поезда, о недопустимости оставления его без присмотра, либо оставления под присмотром посторонних людей, что отрицательно влияет на обеспечение их имущественной безопасности.

К числу недостатков в организации пассажирских перевозок и в обслуживании пассажиров следует отнести нарушения графиков движения поездов (задержки отправления и опоздания), что приводит к чрезмерному скоплению и длительному пребыванию пассажиров в поездах и на платформах [1, с. 50].

Таким образом, исследуемые нами условия, способствующие совершению преступлений против собственности, а также нарушения со стороны членов поездной бригады приводят к тому, что совершенные преступления зачастую остаются нераскрытыми и порождают у преступников чувство безнаказанности.

4. Особенности функционирования железнодорожного транспорта.

Также необходимо учитывать особенности специфики функционирования железнодорожного транспорта. Объекты железнодорожного транспорта являются местами большого скопления людей, мобильности и концентрации товарно-материальных ценностей, поэтому они постоянно находятся в поле зрения преступного элемента [2, с. 158].

Специфика железнодорожного транспорта как объекта преступного посягательства проявляется в том, что целями преступников, преступных сообществ выступают как стационарные объекты (здания вокзалов, складские помещения, различные хранилища и др.), так и непосредственно транспортные средства (подвижной состав, пассажирские поезда). Кроме того, железнодорожный транспорт характеризуется своей протяженностью в пространстве, что создает немало трудностей в организации деятельности органов внутренних дел на транспорте по предупреждению преступлений против собственности.

Анализ специальной литературы позволяет выделить определенные особенности железнодорожного транспорта [3, с. 168]. Они состоят в следующем:

1. Универсальность железнодорожного транспорта, обусловленная возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

2. Высокая провозная способность и эффективность перевозок грузов и пассажиров.

3. Сравнительно большие скорости перемещения грузов и пассажиров.

4. Круглосуточный цикл работы транспорта и ее подчиненность технологическим процессам.

5. Нормативный характер работы железнодорожного транспорта. Любой технологический процесс на железнодорожном транспорте - перевозка груза, багажа, пассажиров, разгрузка, погрузка и другие - урегулированы нормами права, такими как Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и иные нормативные акты.

6. Меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению с другими вида транспорта.

5. Недостатки в организации пассажирских и грузовых перевозок и др.

Также одним из важных условий, способствующих совершению хищений грузов, краж цветного (СЦБ) и черного металла (ВСП), является нарушение правил хранения, перевозки и передачи материальных ценностей, недостатки в организации труда и подборке кадров. Так, 25% лиц, совершивших кражи на железнодорожном транспорте, являлись работниками транспорта.

Изучение материалов уголовных дел и статистических данных при исследовании преступлений против собственности на железнодорожном транспорте показало, что самыми распространенными преступлениями данного вида были кражи. Практика показывает нам, что чаще всего совершались кражи следующих предметов: личного имущества, грузы и материалы верхнего строения пути (в том числе рельсы, скрепления, шпалы, мостовые и переводные брусья, стрелочные переводы и др.).

Кражи грузов, хищения деталей из цветных металлов, к которым относятся средства сигнализации, блокировки и связи (СЦБ), а также комплектующих с действующих путей сообщения (ВСП) - костыли, закрепляющие рельса, медные перемычки и межрельсовые соединители, содержащих черные металлы, их совершение непосредственно связано с рядом условий в производственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

Одними из факторов совершения хищений

2009'2 НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

СЦБ и ВСП являются пункты приема цветных и черных металлов, как официально зарегистрированные, так и нелегальные, не имеющие лицензии на данный вид деятельности; высокие цены закупки цветных и черных металлов. Хищения СЦБ и ВСП в большинстве случаев совершаются на перегонах, станциях, вдали от дислокации линейного пункта милиции и ведомственной охраны, то есть в местах, где не охраняются материалы верхнего строения пути и средства сигнализации, блокировки и связи и т.д.

Известно, что на подвижном составе (в вагонах, контейнерах) железнодорожного транспорта сосредоточено большое количество материальных ценностей, которые не охраняются должным образом. Факт недобросовестного отношения к охране грузов можно объяснить уменьшением количества перевозок, трудностями финансирования, повлекшее сокращение численности ведомственной охраны и ограничение сопровождения поездов.

К распространенным условиям, способствующим совершению краж грузов из подвижного состава, можно отнести:

- нарушение самими работниками клиентских организаций правил, обеспечивающих безопасность груза в вагоне, контейнере; например, товарно-материальные ценности грузят в коммерческие неисправные вагоны, у которых не закрыты потолочные люки, не заделаны проломы стенок и др. [4, с. 55];

- нарушение технологического режима сортировочных работ при роспуске подвижного состава железнодорожного транспорта с сортировочных горок;

- недостатки в подборе и расстановке кадров на должности лиц, которым доверяется охрана ценных грузов.

Литература

1. См.: ГетманН.И., СтепаненкоЮ.В. Организация борьбы с преступлениями на пассажирском

железнодорожном транспорте: практическое пособие. - М.: Экзамен, 2003. С. 50.

2. См.: Шахматов А.В., Ставцев В.Г. Некоторые вопросы обшей профилактики хищений, со-

вершаемых на объектах железнодорожного транспорта, оперативно-розыскными мерами // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 4 (36).

3. См.: Дубовой И.П. Преступность на железнодорожном транспорте и ее особенности //«Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. № 4.

4. См.: ИвановИ.И. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних

на транспорте и их предупреждение (по материалам Северо-Западного региона): дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1997.

На практике очень часто встречаются случаи хищений дизельного топлива из локомотивов, которые совершаются преступными организованными группами, в состав которых входят работники железнодорожного транспорта (машинисты и помощники машиниста). Данным преступным посягательствам способствует бесконтрольность со стороны руководителей локомотивного депо за процессом списания дизельного топлива машинистами локомотивных бригад.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо сделать следующие выводы:

Во-первых, эффективность борьбы с преступлениями против собственности на железнодорожном транспорте во многом зависит от наличия профессионально подготовленных исполнителей в лице сотрудников органов внутренних дел на транспорте, надлежащей организации их работы.

Во-вторых, для устранения рассмотренных специальных детерминантов преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, необходимо осуществление совместной деятельности органов внутренних дел на транспорте и министерства транспорта Российской Федерации, включающей в себя мероприятия организационного, правового и экономического характера.

В-третьих, значительная часть преступлений против собственности непосредственно совершается работниками железнодорожного транспорта (проводниками, машинистами локомотива и др.). При этом администрация транспорта должна тщательно изучать обстановку в самом коллективе, устранять недостатки и упущения в своей деятельности, обуславливающие отрицательное влияние на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.