НАУКА.ТЕОРИЯ. 2009'2
ПРАКТИКА.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
М.А. СТЕПАНОВА,
Специальные детерминанты преступлений против собственности определяются как явления, процессы в сфере функционирования железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, играющие первостепенную или непосредственную роль в криминализации и виктимизации поведения людей в системе отношений собственности. Они в существенной мере стимулируют корыстно-криминальную мотивацию лиц, склонных к совершению преступлений, виктимоген-ность физических и юридических лиц, а также создают ситуативные условия, благоприятствующие совершению преступных посягательств на отношения собственности, формированию организованных преступных групп, с вовлечением в число ее участников работников железнодорожного транспорта.
В криминологической литературе назван ряд общих условий, детерминирующих преступления против собственности на железнодорожном транспорте, к ним относятся: ненадежный контроль железнодорожной администрации за подчиненными (что приводит к хищениям грузов, СЦБ и ВСП); слабая охрана груза; нарушение установленных правил перевозки груза и пассажиров на железных дорогах; несовершенство вагонов и др.
Анализявлений,процессов, определенных в качестве специальных детерминант, позволил распределить их по группам в соответствии с теми специфическими признаками, которыми они обладают. Таким образом, все они оказались распределенными по следующим группам.
1. Недостатки в деятельности органов внутренних дел на транспорте.
К рассматриваемой группе недостатков мы относим нерациональную расстановку сотрудников патрульно-постовой службы и использование имеющихся сил и средств. В основном нарядами милиции сопровождаются такие поезда, в которых совершается меньше преступлений и правонарушений против собственности, а криминогенные
кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России)
поезда остаются без внимания. Встречаются случаи, когда поезд отрабатывается и сопровождается одним милиционером, что является грубым нарушением и является благоприятствующим условием совершения преступлений против собственности, так как в одиночку невозможно охватить должным вниманием поезд в пути следования. Нужно отметить и ненадлежащую разъяснительную работу среди пассажиров, данная работа проводится нерегулярно и носит лишь формальный характер. Радиосеть в поездах используется редко, тексты сообщений по громкой связи не транслируются, а в большинстве случаев громкая связь вообще не работает.
Слабая профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел на транспорте также является одним из условий, способствующих совершению преступлений против собственности. Здесь мы должны говорить о наличии высшего и среднего специального юридического образования у сотрудников транспортной милиции; сотрудников милиции общественной безопасности, криминальной милиции. Каждый сотрудник транспортной милиции должен знать об особенностях и специфике функционирования железнодорожного транспорта, так как это имеет важное значение в раскрытии и предупреждении имущественных преступлений.
Известно, что существуют специальные учебные центры по подготовке сотрудников для органов внутренних дел на транспорте, но, к сожалению, обучение в них носит формальный характер. В данных центрах отсутствует специализация по выявлению причин и условий, пресечению преступлений против собственности, совершаемых на любом из видов транспорта, в частности, на железнодорожном транспорте, так как любой транспорт, железнодорожный, воздушный или водный характеризуется своей спецификой функционирования; кроме того,
2009'2
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.
отсутствует специальная литература.
Таким образом, мы считаем, что необходимо задействовать работников предприятий железнодорожного транспорта в разработке лекций, программ, с целью тщательного ознакомления со спецификой работы железнодорожного транспорта. Следует отметить, что каждый сотрудник транспортной милиции должен обладать определенными познаниями в области организации и функционирования железнодорожного транспорта, знать структуру и основные функции предприятий, обеспечивающих обслуживание железнодорожного транспорта, функциональные обязанности членов поездной бригады, правила пользования железнодорожным транспортом, нормативно-правовые акты МПС России и т.д.
Также к данной группе можно отнести и невысокий уровень технической оснащенности сотрудников, недостаточность материального обеспечения ОВД. Интенсивный отток кадров (постоянная «текучка» кадров) приводят к тому, что вновь прибывшие молодые сотрудники проходят первоначальная подготовку, а сотрудники оперативно-следственного аппарата работают в условиях постоянных перегрузок, что способствует низкому проценту раскрываемости данных преступлений.
Таким образом, недостатки в организации деятельности органов внутренних дел на транспорте влияют на состояние оперативной обстановки и эффективность предупреждения преступлений против собственности.
2. Виктимность, главным образом, пассажиров, а также других собственников.
В большинстве случаев пострадавшие от преступного посягательства сами способствовали совершению преступления в отношения себя, то есть выступали в роли своеобразного участника этих деяний (распивали спиртные напитки с малознакомыми им лицами, проявляли излишнюю доверчивость и т.д.). Потерпевшие сами создавали обстановку, облегчающую доступ преступников к своему имуществу, ценностям, документам. Все это затрудняет раскрытие краж чужого имущества «по горячим следам» и осложняется тем, что большинство заявлений и сообщений о совершенной поездной краже поступает по почте спустя значительное время с момента совершения преступления.
Таким образом, к факторам неправомерного поведения потенциальных жертв, способствующего совершению преступлений
против собственности на железнодорожном транспорте, и условиям, облегчающим совершение преступлений против собственности, относится следующее [1, с. 50]:
- оставление личных вещей без присмотра или под присмотром малознакомых людей;
- помещение вещей не в рундуки, на багажные полки, а оставление их в проходах, под столиками купе и в иных легкодоступных местах;
- оставление на ночь открытыми дверей купе;
- распитие спиртных напитков с малознакомыми лицами;
- участие в азартных играх.
3. Халатное отношение поездных бригад к исполнению должностных обязанностей.
К данной группе обстоятельств можно отнести различные нарушения и злоупотребления, допускаемые членами бригад пассажирских поездов, непосредственно начальниками поездов, проводниками, работниками вагонов-ресторанов и др. В большинстве случаев нарушения допускаются со стороны проводников. Недобросовестное отношение к выполнению своих служебных обязанностей способствует созданию криминогенной ситуации в поезде (вагоне). Одним из подобных нарушений является допуск проводниками в вагоны пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В возникшей ситуации мы предлагаем, во-первых, отказывать пассажиру, находящемуся в состоянии сильного алкогольного опьянения, в перевозке; во-вторых, относиться более ответственно к выполнению своих обязанностей, то есть выявлять пассажиров, распивающих спиртные напитки в пути следования поезда, немедленно сообщать наряду сопровождения о выявленном факте; в-третьих, сотрудники транспортной милиции должны немедленно реагировать на сообщение проводника; в-четвертых, оформить протокол об административном правонарушении. Также необходимо разработать памятку по действию проводников в возникшей ситуации.
Больше половины проводников не осуществляют контроль за общественным порядком и выполнением требований действующих правил пользования железнодорожным транспортом, не пресекают распитие спиртных напитков в пути следования, бесцельное хождение пассажиров по вагонам, особенно в ночное время, провоз багажа свыше установленной нормы и др. Не ведется разъяснительная работа с пасса-
НАУКА.ТЕОРИЯ.
2009'2
ПРАКТИКА.
жирами о надлежащем хранении ими своего личного имущества в пути следования поезда, о недопустимости оставления его без присмотра, либо оставления под присмотром посторонних людей, что отрицательно влияет на обеспечение их имущественной безопасности.
К числу недостатков в организации пассажирских перевозок и в обслуживании пассажиров следует отнести нарушения графиков движения поездов (задержки отправления и опоздания), что приводит к чрезмерному скоплению и длительному пребыванию пассажиров в поездах и на платформах [1, с. 50].
Таким образом, исследуемые нами условия, способствующие совершению преступлений против собственности, а также нарушения со стороны членов поездной бригады приводят к тому, что совершенные преступления зачастую остаются нераскрытыми и порождают у преступников чувство безнаказанности.
4. Особенности функционирования железнодорожного транспорта.
Также необходимо учитывать особенности специфики функционирования железнодорожного транспорта. Объекты железнодорожного транспорта являются местами большого скопления людей, мобильности и концентрации товарно-материальных ценностей, поэтому они постоянно находятся в поле зрения преступного элемента [2, с. 158].
Специфика железнодорожного транспорта как объекта преступного посягательства проявляется в том, что целями преступников, преступных сообществ выступают как стационарные объекты (здания вокзалов, складские помещения, различные хранилища и др.), так и непосредственно транспортные средства (подвижной состав, пассажирские поезда). Кроме того, железнодорожный транспорт характеризуется своей протяженностью в пространстве, что создает немало трудностей в организации деятельности органов внутренних дел на транспорте по предупреждению преступлений против собственности.
Анализ специальной литературы позволяет выделить определенные особенности железнодорожного транспорта [3, с. 168]. Они состоят в следующем:
1. Универсальность железнодорожного транспорта, обусловленная возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.
2. Высокая провозная способность и эффективность перевозок грузов и пассажиров.
3. Сравнительно большие скорости перемещения грузов и пассажиров.
4. Круглосуточный цикл работы транспорта и ее подчиненность технологическим процессам.
5. Нормативный характер работы железнодорожного транспорта. Любой технологический процесс на железнодорожном транспорте - перевозка груза, багажа, пассажиров, разгрузка, погрузка и другие - урегулированы нормами права, такими как Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и иные нормативные акты.
6. Меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению с другими вида транспорта.
5. Недостатки в организации пассажирских и грузовых перевозок и др.
Также одним из важных условий, способствующих совершению хищений грузов, краж цветного (СЦБ) и черного металла (ВСП), является нарушение правил хранения, перевозки и передачи материальных ценностей, недостатки в организации труда и подборке кадров. Так, 25% лиц, совершивших кражи на железнодорожном транспорте, являлись работниками транспорта.
Изучение материалов уголовных дел и статистических данных при исследовании преступлений против собственности на железнодорожном транспорте показало, что самыми распространенными преступлениями данного вида были кражи. Практика показывает нам, что чаще всего совершались кражи следующих предметов: личного имущества, грузы и материалы верхнего строения пути (в том числе рельсы, скрепления, шпалы, мостовые и переводные брусья, стрелочные переводы и др.).
Кражи грузов, хищения деталей из цветных металлов, к которым относятся средства сигнализации, блокировки и связи (СЦБ), а также комплектующих с действующих путей сообщения (ВСП) - костыли, закрепляющие рельса, медные перемычки и межрельсовые соединители, содержащих черные металлы, их совершение непосредственно связано с рядом условий в производственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
Одними из факторов совершения хищений
2009'2 НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
СЦБ и ВСП являются пункты приема цветных и черных металлов, как официально зарегистрированные, так и нелегальные, не имеющие лицензии на данный вид деятельности; высокие цены закупки цветных и черных металлов. Хищения СЦБ и ВСП в большинстве случаев совершаются на перегонах, станциях, вдали от дислокации линейного пункта милиции и ведомственной охраны, то есть в местах, где не охраняются материалы верхнего строения пути и средства сигнализации, блокировки и связи и т.д.
Известно, что на подвижном составе (в вагонах, контейнерах) железнодорожного транспорта сосредоточено большое количество материальных ценностей, которые не охраняются должным образом. Факт недобросовестного отношения к охране грузов можно объяснить уменьшением количества перевозок, трудностями финансирования, повлекшее сокращение численности ведомственной охраны и ограничение сопровождения поездов.
К распространенным условиям, способствующим совершению краж грузов из подвижного состава, можно отнести:
- нарушение самими работниками клиентских организаций правил, обеспечивающих безопасность груза в вагоне, контейнере; например, товарно-материальные ценности грузят в коммерческие неисправные вагоны, у которых не закрыты потолочные люки, не заделаны проломы стенок и др. [4, с. 55];
- нарушение технологического режима сортировочных работ при роспуске подвижного состава железнодорожного транспорта с сортировочных горок;
- недостатки в подборе и расстановке кадров на должности лиц, которым доверяется охрана ценных грузов.
Литература
1. См.: ГетманН.И., СтепаненкоЮ.В. Организация борьбы с преступлениями на пассажирском
железнодорожном транспорте: практическое пособие. - М.: Экзамен, 2003. С. 50.
2. См.: Шахматов А.В., Ставцев В.Г. Некоторые вопросы обшей профилактики хищений, со-
вершаемых на объектах железнодорожного транспорта, оперативно-розыскными мерами // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 4 (36).
3. См.: Дубовой И.П. Преступность на железнодорожном транспорте и ее особенности //«Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. № 4.
4. См.: ИвановИ.И. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
на транспорте и их предупреждение (по материалам Северо-Западного региона): дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1997.
На практике очень часто встречаются случаи хищений дизельного топлива из локомотивов, которые совершаются преступными организованными группами, в состав которых входят работники железнодорожного транспорта (машинисты и помощники машиниста). Данным преступным посягательствам способствует бесконтрольность со стороны руководителей локомотивного депо за процессом списания дизельного топлива машинистами локомотивных бригад.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо сделать следующие выводы:
Во-первых, эффективность борьбы с преступлениями против собственности на железнодорожном транспорте во многом зависит от наличия профессионально подготовленных исполнителей в лице сотрудников органов внутренних дел на транспорте, надлежащей организации их работы.
Во-вторых, для устранения рассмотренных специальных детерминантов преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, необходимо осуществление совместной деятельности органов внутренних дел на транспорте и министерства транспорта Российской Федерации, включающей в себя мероприятия организационного, правового и экономического характера.
В-третьих, значительная часть преступлений против собственности непосредственно совершается работниками железнодорожного транспорта (проводниками, машинистами локомотива и др.). При этом администрация транспорта должна тщательно изучать обстановку в самом коллективе, устранять недостатки и упущения в своей деятельности, обуславливающие отрицательное влияние на личность.