уровню фундаментальной и прикладной науки, ориентированной на инновационное развитие агропромышленного комплекса, а также механизмов и инфраструктуры для доведения новаций до потребителей;
- опережающее развитие научных исследований, совершенствование системы подготовки кадров;
- достаточная доходность, прежде всего сельского хозяйства, необходимая для освоения новаций, наличие инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимая государственная поддержка модернизации и инновационного развития производства, социального развития сельских территорий;
- относительно высокие темпы развития сфер экономики, определяющие модернизацию и иннова-ционность функционирования АПК; наличие адекватного организационно-экономического механизма развития инновационных и инвестиционных процессов.
К сожалению, приходится констатировать факт отсутствия необходимой поддержки инноваций и модернизации в сельском хозяйстве. Речь идет о создании специальных институтов технико-технологической модернизации. За последний период неплохо отработаны механизмы модернизации в птицеводстве и свиноводстве. Но для восстановления десятков тысяч хозяйств, большинство из которых убыточно или малорентабельно, нужны другие механизмы инвестирования и инновационного развития. Состояние большинства сельхозорганизаций таково, что их надо возрождать заново: в них деградирована материально-техническая база, отсутствуют квалифицированные
кадры, нет инфраструктуры переработки и сбыта продукции.
Членство России в ВТО, мировые продовольственный, экологический, финансовый и экономические кризисы требуют применения более эффективного механизма защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и перехода АПК к инновационно-инвестиционной модели развития [1].
Сельское хозяйство - не саморегулирующаяся система. Высокая капиталоемкость сельского хозяйства, относительно низкая доходность и низкая инвестиционная привлекательность, зависимость от природных условий не позволяют отрасли на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Без существенной государственной поддержки сельское хозяйство любой страны выжить не может.
Современной России нужна глубокая и последовательная аграрная реформа, а также обновление стратегии развития села в целом. Исчезновение с карты страны десятков тысяч деревень, вывод из оборота 1/3 сельскохозяйственных угодий, пущенные под нож 2/3 поголовья скота - такой невероятный урон может быть преодолен только в течение десятилетий. Каждый год бездействия усугубляет ситуацию и может сделать процесс необратимым.
Сельское хозяйство должно стать национальным приоритетом не на ближайшие годы, а на все времена: в России сосредоточено 10% сельхозугодий мира, и она исторически складывалась как сельскохозяйственная, земледельческая цивилизация.
Статья поступила 5.02.2015 г.
Библиографический список
1. Абакарова Р.Ш. Состояние материально-технических ресурсов в зерновой отрасли // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6 (89). С. 190-194.
2. Алтухов А. Аграрная экономическая наука - агропромышленному производству // АПК. 2012. № 3. С. 18-31.
3. Павлова Г. Сохранить сельскохозяйственные угодья Рос-
сии // АПК: Экономика. Управление. 2012. № 5. С. 18-24.
4. Сандру И., Рыженкова Н. Инновационное развитие сельского хозяйства до 2020 г. // АПК 2012. № 2. С. 9-13.
5. Стадник А., Матвеев Д., Крохта М., Холодов П. Техническое и технологическое переоснащение сельского хозяйства необходимо // АПК. 2012. № 5. С. 68-71.
УДК 343.971
К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ СОВЕРШЕНИИ КРАЖ НА ПАССАЖИРСКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
© С.А. Аверинская1
Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.
Изучалась виктимологическая характеристика потерпевших от краж, совершаемых на пассажирском железнодорожном транспорте. По результатам исследования определены наиболее типичные виды поведения потерпевших от рассматриваемого преступного посягательства, выявлены социальные, нравственные, психологические, половозрастные характеристики, а также виктимогенные факторы, детерминирующие совершение краж на пассажирском железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: виктимность; виктимологическая характеристика; потерпевший от краж на пассажирском железнодорожном транспорте.
1Аверинская Светлана Александровна, кандидат юридических наук, начальник кафедры общеправовой подготовки, тел.: 89086428878, e-mail: [email protected]
Averinskaya Svetlana, Candidate of Law, Head of the Department of General Legal Training, tel.: 89086428878, e-mail: [email protected]
TO THE ROLE OF VICTIM OF THEFT ON RAILWAY PASSENGER TRANSPORT S.A. Averinskaya
East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 110 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article studies the victimologic characteristics of victims of the thefts committed on railway passenger transport. The study results allowed to identify the most typical behavioral types of theft victims as well as social, moral, psychological, age and gender characteristics and victimogenic factors that determine thievery on railway passenger transport. Keywords: victimity; victimologic characteristics; victim of theft on railway passenger transport.
В современном обществе железнодорожный транспорт и его объекты занимают особое, специфическое место: он выполняет ряд важнейших задач в социально-экономическом развитии Российской Федерации. В нашей стране устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающая ее территориальную целостность и национальную безопасность. Железнодорожный транспорт, как указано в Федеральном законе «О федеральном железнодорожном транспорте» от 10 января 2003 г. №17 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 07 июля 2003 г. №115-ФЗ) -это один из видов транспорта общего пользования, который находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которыми осуществляется министерством путей сообщения РФ.
Следовательно, железнодорожный транспорт представляет собой сложный механизм производства, который влияет на формирование общественной безопасности и общественного порядка в определенном регионе (регионах) и, соответственно, направлен на предупреждение преступности на объектах транспорта, помогая решать, таким образом, одну из приоритетных задач нашего государства.
Одной из главных задач государства в современных условиях, наряду с решением социально-экономических проблем, является обеспечение безопасности общества в целом и каждого гражданина в частности, защита прав личности от противоправных посягательств, противодействие преступности во всех ее проявлениях. В выступлении В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» прозвучало, что, «говоря о высоких жизненных стандартах, нельзя забывать о личной безопасности граждан - безопасности в самом широком смысле», в числе прочего «обеспечивающей надежную защиту жизни и имущества людей» [1].
Предупреждение преступности как определенного социального явления, отдельных ее видов, а также профилактика отдельных преступлений как деяний единичных составляет комплекс центральных проблем криминологии. Их разрешению подчинены все направления криминологических исследований, решение этих проблем является конечной целью всех практических усилий общества и государства в борьбе с преступностью.
Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, является неотъемлемой составной часть социально-экономической обстановки, определяется этой обстановкой и оказывает негативное воздействие на все сферы общественного бытия. Это, безусловно, обусловливает актуальность криминологического анализа и прогнозирования преступности на объектах транспорта. Преступность на транспорте подвержена таким же изменениям, как и все явления социальной жизни, в связи с чем возникает необходимость ее криминологического исследования с целью дальнейшего прогнозирования, предвидения криминогенных последствий этих изменений и эффективного предупреждения.
Изучение личности преступника имеет важнейшее значение ввиду того, что может послужить основанием для практических рекомендаций, способных эффективно использоваться в практической деятельности при осуществлении профилактики преступного поведения.
Кражи являются самым распространенным преступлением не только в общеуголовной корыстной преступности, но и в общем объеме преступлений. Их удельный вес в 2001 г. составил 86,7%, во второй половине 2000-х гг. - 82%. В 2012 г. более половины всех зарегистрированных преступлений (53,2%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи - 1567,0 тыс. (6,6%), грабежа - 295,1 тыс. (17,4%), разбоя - 45,3 тыс. (24,2%). Почти каждая третья кража (34,0%), каждый двадцать шестой грабеж (3,8%) и каждое пятнадцатое разбойное нападение (6,6%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.
В 2013 г. половину всех зарегистрированных преступлений (50,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи - 15,4%, грабежа - 17,3% , разбоя - 22,0%. Почти каждая третья кража (31,2%), каждый двадцать пятый грабеж (3,93%) и каждое четырнадцатое разбойное нападение (7,1%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище [2]. Необходимо отметить, что происходит увеличение количества краж, регистрируемых не только территориальными ОВД, но и подразделениями транспортной полиции на пассажирском железнодорожном транспорте.
Динамика числа краж, совершаемых на железнодорожном транспорте с начала XXI века, свидетельствует, что абсолютный показатель зарегистрированных случаев краж на объектах пассажирского железнодорожного комплекса России в 2008 г. по сравнению с 2006 г. снизился на 53,6%. В 2006 г. было зарегистрировано 29317 краж имущества у пассажиров же-
лезнодорожного транспорта, в 2007 г. произошло снижение регистрируемых преступных деяний на 19%, в 2008 г. - снижение на 53,6% относительно 2006 г. Однако в 2013 г. по отношению к 2008 г. происходит рост зарегистрированных случаев краж на объектах железнодорожного комплекса (+ 63,8%). На территории обслуживания Восточно-Сибирской железной дороги количество регистрируемых фактов краж, совершаемых на пассажирском железнодорожном транспорте, в 2013 г. по отношению к 2006 г. увеличилось практически в 3,5 раза. Удельный вес краж в общей структуре преступности ВС ЛУ МВД России на транспорте в 2006 г. составил 3,8%, а в 2013 г. - 9,1%.
Таким образом, на территории ВосточноСибирской железной дороги совершение краж на пассажирском железнодорожном транспорте имеет достаточно высокие показатели, а их удельный вес в общей структуре преступности ежегодно увеличивается.
Демографические и ролевые признаки потерпевших имеют вполне определенное значение для профилактической работы правоохранительных органов. Пол, возраст, профессия, специальность, должностное и семейное положение и другие факторы нередко играют существенную роль в механизме преступления.
В настоящее время большинство криминологических исследований и публикаций посвящены выявлению причин и условий преступности, а также разработке мер общего и специального предупреждения преступлений. Активно изучается личность лица, совершающего преступления, а вот изучению потерпевшего не уделяется должного внимания. Криминология проявляет интерес к потерпевшему от преступления в
основном лишь как к элементу криминологической ситуации. Поэтому существует объективная необходимость изучать потерпевшего в рамках самостоятельного направления, которое позволило бы синтезировать разноплановые и разрозненные данные о потерпевшем в единое целое в целях более глубокого и всестороннего понимания его влияния на механизм преступного поведения и условия, его детерминирующие.
Анализ полученных в ходе исследования данных о потерпевших от краж личного имущества граждан, совершенных непосредственно в поездах дальнего следования и электропоездах пригородного направления по Восточно-Сибирской железной дороге, свидетельствует, что взрослые женщины, как и несовершеннолетние женского пола, становятся жертвами краж меньше, чем мужчины (рис. 1). В большей степени это связано с особенностями образа жизни и трудовой деятельности. Женщины по сравнению с мужчинами реже выезжают в деловые командировки, мужчины чаще в пути следования употребляют спиртные напитки. Кроме того, в процессе исследования были выявлены другие способствующие совершению преступлений поступки пассажиров-мужчин: употребление наркотических средств, участие в азартных играх и незаконных денежных сделках и т.д.
Часто виктимное поведение жертв исследуемых краж связано с их преступным образом жизни, а потому преступник нередко выступает то в роли виновного, то в роли потерпевшего. Наиболее уязвимыми для краж личного имущества являются наемные рабочие, предприниматели, служащие государственных и коммерческих предприятий (рис. 2).
80%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рис. 1. Характеристика потерпевших по полу при совершении краж на пассажирском ЖД-транспорте, по годам
Рис. 2. Виктимизация отдельных категорий потерпевших в пути следования в поездах
по территории ВСЖД
8,30%
28% / / \14,60%>
"^¡¡5==^ 6,60%
1,60%
1,60%
у/ ^ 1 ,60%
37,70%
□ Наемные рабочие - 37,7%
■ Индивидуальные предприниматели с постоянным источником доходов - 28%
■ Студенты высших и среднеспециальных учебных заведений - 8,30%
■ Служащие государственных и коммерческих предприятий - 14,60%
■ Учащиеся средних общеобразовательных учебных заведений - 6,60%
■ Владельцы предприятий - 1,60%
■ Иждивенцы - 1,60%
■ Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком - 1,60%
Изучение социальных, демографических, ролевых характеристик жертв преступлений недостаточно для того, чтобы составить объективную картину совершения краж у пассажиров в пути следования железнодорожным транспортом. Поведение жертв в генезисе тайного хищения имущества у граждан в пути следования на железнодорожных магистралях не только представляет определенный интерес, но и обусловливается необходимостью устранения причин и условий, способствующих совершению поездных краж, а также для проведения результативной общесоциальной и специальной криминологической и виктимологической профилактики рассматриваемого вида преступного деяния.
К повышенной виктимности приводят стиль и образ поведения. Некоторые люди обладают особой «притягательностью» для преступников (активно демонстрируют то, что привлекло бы к ним внимание). Другие оказываются уязвимыми потому, что постоянно втягиваются в соответствующие ситуации, где они легко превращаются в жертв.
В поездах дальнего следования и пригородных электропоездах по Восточно-Сибирской железной дороге в последние годы стало увеличиваться количество потерпевших-несовершеннолетних, обучающихся в средних учебных заведениях (рис. 3).
На территории, где проходит Восточно-Сибирская железная дорога, очень много остановочных пунктов и малонаселенных деревень, где отсутствуют средние образовательные школы. Именно по этой причине несовершеннолетних вывозят в крупные города для обучения, где они проживают в школе-интернате, а на выходные возвращаются домой. В пути следования на
один класс численностью в среднем 30 человек выделяется один педагог, сопровождающий группу; дети везут с собой в расчете на неделю деньги и средства первой необходимости. Один педагог не в состоянии одновременно проследить за таким количеством учащихся, и именно в этот момент дети наиболее вик-тимны.
Кроме того, некоторые родители направляют своих детей, учеников 8-11 классов, на обучение в специализированные лицеи г. Иркутска для получения более качественного образования, а также для возможности их дальнейшего поступления в вузы на бюджетной основе. Последних в пути следования к месту обучения и во время поездки домой и обратно на каникулы или выходные дни никто не сопровождает, а подростки, соответственно, везут при себе денежные средства, одежду и прочие личные вещи. Следует отметить также, что на территории Восточной Сибири создано большое количество приютов для безнадзорных детей, которые расположены в городах Слюдянке, Черемхове, Ангарске, Усолье- Сибирском и прочих населенных пунктах. Несовершеннолетние подростки очень часто незаконно покидают данные приюты и следуют в г. Иркутск с целью заработка путем попрошайничества, бродяжничества и в пути следования становятся жертвами краж у них личных вещей.
Также прослеживается увеличение количества краж личного имущества у студентов среднетехнических и высших учебных заведений. Анализ полученных данных свидетельствует, что доминирующее число потерпевших этой категории - это студенты первого и второго курсов (рис. 4, 5).
Рис. 3. Динамика количества краж личного имущества у несовершеннолетних в пути следования в поездаз по территории ВСЖД, по годам
Потерпевшие от краж личного имущества на железнодорожном транспорте по возрасту распределяются следующим образом: 13-17 лет - 16,2%; 18-22 года - 20,8%; 23-35 лет - 25,3%; 36-40 лет - 10,3%; 41-48 лет - 6,2%; 48-56 лет - 5,9%; 57-65 лет -12,8%; старше 65 лет - 2,5% (рис. 6).
Таким образом, самую многочисленную группу жертв, пострадавших в результате совершения у них кражи в пути следования в железнодорожных поездах по территории ВСЖД филиала ОАО «РЖД», составили люди в возрасте от 23 до 35 лет. Виктимогенно -криминогенные деформации личности к этому возрасту приобретают устойчивый характер. Вместе с тем, сам по себе возраст не является предпосылкой для виктимизации или криминализации лица. Лишь в комплексе взаимосвязанных характеристик возрастные особенности как потерпевшего, так и преступника приобретают определенное значение.
Другим элементом, свидетельствующим об определенных социально-психологических особенностях личности потерпевшего является характеристика образовательного уровня и социального положения жертвы рассматриваемого преступления.
По социальному положению в общей структуре потерпевших доминирует категория наемных рабочих. Данный факт обусловлен тем, что при сложившейся крайне тяжелой ситуации экономического характера происходит активная миграция иностранных граждан из стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан, Армения, Грузия и т.п.) в Российскую Федерацию на заработки. При этом в Россию направляются в основном самые необеспеченные слои населения вышеуказанных стран. Их социальное и финансовое положение не позволяет им пользоваться воздушным транспортом, поэтому они используют железнодорожный. Это отнюдь не говорит о том, что поток происходит только в одном направлении; мигранты по истечении определенного периода времени возвращаются обратно на постоянное место жительства или временно для проведения отпуска, отдыха, свидания с родными к себе на родину. При следовании в оба направления у них имеются денежные средства: при следовании в Россию - «на первое время, пока не нашли работу», и при возвращении на родину - деньги, которые они заработали. Именно в это время данная категория лиц наиболее виктимна для совершения краж.
Рис. 4. Динамика числа краж у несовершеннолетних в пути следования в поездах по территории ВСЖД, по годам
Кол-во краж
/ /
/ /
/ / /
/ / /
/ /
/
Г"\ ——"" ---W
2003 г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Рис. 5. Динамика количества краж у студентов, по годам
Виктимизация отдельных категорий граждан.
23-35 лет; 36,50%
Рис. 6. Виктимизация отдельных категорий потерпевших от краж в пути следования
в поездах по территории ВСЖД
Второй наиболее уязвимой категорией потерпевших от краж личного имущества в пути следования в поездах по территории Восточно-Сибирской железной дороги являются индивидуальные предприниматели с постоянным источником дохода. Это та категория людей, которым по роду своей деятельности очень часто приходится бывать в различного рода командировках, служебных поездках для переговоров, заключения контрактов, проведения коммерческих сделок. Индивидуальные предприниматели чаще всего имеют при себе большие суммы денег, хорошую одежду, посещают вагоны-рестораны - данные обстоятельства повышают их виктимность.
Следует отметить, что 14,6% потерпевших составляют служащие государственных и коммерческих предприятий. Иногда кражи в пути следования в поездах у этой категории жертв случаются по тем же причинам, что и у индивидуальных предпринимателей.
Однако было установлено, что служащие, в отличие от индивидуальных предпринимателей, реже выезжают в деловые поездки и большая часть краж личного имущества у этой категории пассажиров происходит в период с мая по сентябрь, когда, как правило, люди следуют до мест проведения отпуска.
Единичные случаи краж личного имущества регистрируются у владельцев предприятий и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и иждивенцев. Это объясняется относительно небольшим количеством совершаемых данными категориями пассажиров поездок на железнодорожном транспорте.
Что же касается образовательного уровня потерпевших при совершении краж личного имущества у пассажиров поездов дальнего следования и пригородного сообщения на территории ВосточноСибирской железной дороги, то здесь ситуация сложилась следующим образом:
1. Первая рассматриваемая категория потерпевших, а именно наемные рабочие, как правило, имели только среднее образование, и то 31,2% из них не имели даже полного среднего образования. Часто именно по этой причине им приходилось покидать пределы своей страны и выезжать в Россию на заработки.
2. Вторая категория потерпевших - индивидуальные предприниматели с постоянным источником дохода в доминирующем большинстве имели высшее образование, а 28,7% получили два высших образования, и только лишь 17,4% жертв имели средне-специальное образование.
3. Третья категория жертв краж - служащие государственных и коммерческих предприятий практически в равном соотношении имели как высшее образование - 52,8%, так и средне-специальное - 47,2% (рис. 7).
Для профилактики рассматриваемых преступлений важно не только то, кто совершил преступление, но и что способствовало их совершению с точки зрения процесса виктимизации потерпевшего.
Выявлено, что в пути следования пассажирским железнодорожным транспортом значительная часть потерпевших заводит случайные знакомства, не опасаясь отрицательных последствий. Большинство потерпевших от краж во время следования в пассажирских поездах и электропоездах пригородного направления (43%) вели себя нейтрально. Но в 20,8% случаев потерпевшие злоупотребляли спиртными напитками в пути следования, а 36,2% - облегчили преступнику совершение преступления: отлучались из купе и оставляли вещи без присмотра, либо просили присмотреть за ними незнакомых пассажиров; не закрывали купе во время ночного отдыха; в плацкартных вагонах не складывали вещи в рундук, а оставляли возле спальных мест; длительное время находились в вагоне-ресторане (рис. 8).
Из вышесказанного следует, что взаимодействие виктимологических факторов психологического, социального характера, а также профессиональной, возрастной и ролевой виктимности с личностью будущего преступника, в конкретной криминогенной ситуации, выступают в качестве необходимых или достаточных условий (или сопутствующих, в зависимости от криминологической ситуации) общественно опасного поведения, способствуя созданию конкретной виктимоген-ной ситуации.
Таким образом, личность типичного потерпевшего при совершении краж на пассажирском железнодорожном транспорте, характеризуется следующими параметрами: мужчины в возрасте 23-35 лет, предприниматели, сотрудники коммерческих организаций или госслужащие, имеющие высшее образование, являющиеся гражданами России, которые в пути следования имеют при себе денежные средства и своим поведением способствуют совершению преступления.
Вторая доминирующая категория жертв - молодые люди в возрасте 18-22 года, являющиеся студентами, как правило, первого и второго курса средне-специальных или высших учебных заведений, не имеющие семьи, являющиеся гражданами России.
Подводя итоги проведенного исследования, можем сказать, что кражи были и до сих пор остаются одним из самых распространенных преступлений против собственности. Изучение сравнительно-правовых, уголовно-правовых, криминологических и виктимоло-гических аспектов краж позволило прийти к выводу о том, что данное преступное деяние имеет как правовые, так и социально-экономические корни. Оно является результатом существующих в обществе глубоких противоречий, прежде всего социальных. В обществе социальной нестабильности и несправедливости люди живут одним днем, не думают о последствиях, и эта социальная обстановка никак не способствует нравственному поведению и законопослушанию.
Рис. 7. Уровень образования потерпевших
Рис. 8. Характеристика поведения потерпевших от краж в пути следования в поездах по территории ВСЖД
Существующие в настоящее время способы борьбы с имущественными преступлениями, в частности с кражами, необходимо дополнять специальными профилактическими мероприятиями виктимологического характера. Предотвращение проявления лицом вик-тимного поведения в механизме совершения краж в пассажирских железнодорожных поездах, а также профилактика его рецидива должны быть приоритетными направлениями деятельности всех правоохранительных органов, и полиции в частности. Определенные в результате исследования параметры типичного потерпевшего при совершении краж на пассажирском железнодорожном транспорте должны послужить основой для разработки виктимологической профилактики подразделениями транспортной полиции, что, несомненно, приведет к снижению краж и, как следствие, к понижению уровня преступности в целом.
Но нельзя, в свою очередь, забывать и о профилактическом воздействии на личность самого преступника. Представляется, что лиц, совершающих преступления на железнодорожном транспорте, сле-
дует рассматривать, прежде всего, на фоне массовых социальных конфликтов. Адаптируясь к тяжелым условиям жизни, они неизбежно вовлекаются в пьянство, наркоманию, проституцию, бродяжничество, а в связи с этим нередко и в различные виды криминальной деятельности. Более всего это касается маргинальной, социально неустойчивой среды, которая в России резко возросла, наряду с деградацией общественной морали, с всеобщим падением нравов. Указанную среду обычно заполняют лица с ограниченными возможностями интеллектуального развития. Всем им присущи такие отрицательные черты характера, как обостренное чувство противоречия и конфликтности, придирчивость, мнительность, ревность, зависть, озлобление, агрессивность, жестокость, стремление к ссорам, скандалам, дракам, сведению счетов, погромам, вандализму и т.д.
Считаем, что только применение взаимных превентивных мер к преступнику и потерпевшему даст наиболее продуктивный результат снижения уровня преступности.
Статья поступила 26.02.2015 г.
Библиографический список
1. О стратегии развития России до 2020 года: выступление президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета 8 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528^Мт!
(20.01.2014).
2. Статистические сведения главного информационно-аналитического центра МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvd.ru/stats/10000148/10000230/6166/
(21.01.2014).