БЕЗОПАСНОСТЬ •
Снижение криминогенности на транспортном комплексе Северо-Запада
Анатолий ЖУКОВСКИЙ, начальник Северо-Западного УВД на транспорте, генерал-майор милиции
Не последнюю роль в организации бесперебойной работы транспортного комплекса играет транспортная милиция. Сегодня сотрудники Северо-Западного Управления внутренних дел на транспорте (СЗ УВДТ) поддерживают общественный порядок на транспортных магистралях 9 субъектов Российской Федерации. Это — тысячи километров железнодорожных путей, сотни станций, десятки вокзалов, морские и речные порты, 4 аэропорта...
В минувшем году на базе СЗ УВДТ в рамках Европейской ассоциации полицейских морских и воздушных портов состоялась конференция «Санкт-Пе-тербург-2005. Безопасность через интеграцию». Она была посвящена предотвращению преступлений на морском и воздушном транспорте, борьбе с преступлениями в области перевозки грузов. В конференции принимали участие более 70 делегатов из Европы.
В своем выступлении перед участниками конференции начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России генерал-лейтенант милиции В.В. Захаренков отметил, что российскую сторону интересуют наработки правоохранительных органов США в области морской тематики, опыт действий полицейских Англии на объектах воздушного транспорта. В свою очередь зарубежным гостям была продемонстрирована работа милиции в морских и воздушных портах Петербурга.
Транспортный комплекс сегодня является одним из основных потенциальных объектов терроризма, он привлекает повышенный интерес преступных групп и сообществ. Транспортные коммуникации используются преступниками для незаконной транспортировки оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и других запрещенных в гражданском обороте предметов.
Органами внутренних дел на транспорте осуществляется комплекс мер, направленных на недопущение использования железнодорожного, вод-
ного и воздушного транспорта в целях нелегальной миграции. С начала 2005 года было проведено более 1000 оперативно-профилактических мероприятий по пресечению нелегальной миграции, незаконного использования иностранной рабочей силы и провоза оружия, боеприпасов, наркотиков.
Руководители СЗ УВДТ работают в составе межведомственных антитеррористических комиссий, созданных в субъектах Российской Федерации и транспортных ведомствах. Вместе с УФСБ и руководством Октябрьской ж.д. разработан план действий по пресечению террористических акций на объектах этой железной дороги. Совместными группами из числа сотрудников милиции и работников транспорта организована встреча и отработка пассажирских поездов, в первую очередь Северо-Кавказского направления, как на линейных станциях по маршруту следования, так и по прибытии на конечные станции.
Сотрудники транспортной милиции накопили большой опыт борьбы с терроризмом. Разработанный комплекс антитеррористических мероприятий позволил не допустить совершения терактов на транспортных объектах Северо-Запада. Данный факт в сентябре 2005 года подтвердила проверка бригады МВД России: работа сотрудников СЗ УВДТ по противодействию терроризму и экстремизму получила положительную оценку со стороны министерства.
Также особое внимание уделяется
вопросам обеспечения безопасности на воздушном транспорте. В этих целях совместно с руководителями авиапредприятий и служб авиационной безопасности усилен предполетный досмотр пассажиров и багажа в аэропортах. В зоны досмотра выделены усиленные наряды милиции: они обеспечивают правопорядок и контролируют работу служб досмотра аэропортов. Организован досмотр воздушных судов перед вылетом в рейс.
Во взаимодействии с УФСБ, ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области авиапредприятием «Пулково» разработан план предупредительных мероприятий при получении сообщения об угрозе совершения терактов. Он предусматривает проведение комплекса заградительных мер на подступах к аэропортам с целью не допустить проникновения на территорию экстремистски настроенных лиц.
За прошедший год во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, другими правоохранительными органами и транспортными ведомствами был осуществлен ряд широкомасштабных оперативно-профилактических операций. Проведена операция «Пригородный поезд», главной целью которой было выявление нарушений правил перевозки пассажиров и багажа. В ходе рейдов раскрыто 8 тяжких преступлений. В целях обеспечения общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан,
• БЕЗОПАСНОСТЬ
выезжающих в места отдыха, с мая по сентябрь на объектах оперативного обслуживания СЗ УВДТ проходила оперативно-профилактическая операция «Курорт-2005».
Управление уделяет большое внимание активизации борьбы с теми категориями преступлений, которые создают угрозу для безопасности железнодорожных перевозок. В первую очередь это касается похищения деталей железнодорожного оборудования и подвижного состава, содержащих цветные металлы. Приостановить печальный процесс избавления железной дороги от «лишнего» цветного металла помогли широкомасштабные оперативно-профилактические мероприятия, а также различные технические новшества.
Правовую поддержку в этих вопросах нам оказывают органы законодательной власти Северо-Западных субъектов РФ: в Петербурге, Карелии, а также в Новгородской, Псковской и Тверской областях сейчас действуют нормативные акты, регламентирующие легальный оборот цветного металла. Кроме того, был разработан план совместных мероприятий СЗ УВДТ и Октябрьской ж.д., согласно которому на железной дороге началась работа по замене деталей, содержащих цветные металлы, на менее дорогостоящие, изготовленные с применением биметаллов.
И вот результат: хищения цветных металлов сократились на 8,6 %, средств железнодорожной сигнализации и связи — на 20,7%. На 5,2% снизилось количество зарегистрированных краж грузов.
Существенную помощь в профилактике хищений перевозимых грузов могли бы оказать транспортные компании, тем более что они напрямую заинтересованы в скорейшем решении проблемы. Для этого владельцам грузов в первую очередь необходимо пользоваться услугами проверенных экспедиторских фирм, рекомендованных железной дорогой. При транспортировке особо ценных грузов желательна организация его охраны сотрудниками ВОХР железной дороги или собственными силами.
Хорошей традицией для СЗ УВДТ стало стремление из года в год добиваться абсолютной раскрываемости всех совершенных убийств, разбоев и грабежей.
Всего за совершение разного рода преступлений задержано более 1650 граждан, из них 506 безработных и 720 не имеющих постоянного источника дохода. По линии отдела по борьбе с
экономическими преступлениями выявлено 917 преступлений, из них более 25% составляют хищения, 5% — взятки, 2,1% — должностные преступления. Существенные результаты достигнуты службой по выявлению таких преступлений, как мошенничество, подделка документов. По-прежнему в структуре преступности преобладающими являются кражи, преступления по линии незаконного оборота наркотиков и мошенничества.
Естественно, что сотрудники СЗ УВДТ весь прошлый год усиленное внимание уделяли борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Санкт-Петербург — огромный рынок и перевалочный пункт для наркомафии, причем значительная часть наркотиков в наш город поступает по железной дороге. Первый же заслон на пути дурмана — это транспортная милиция Северо-Запада: за год сотрудниками Управления была пресечена деятельность десяти преступных группировок, выявлено и задержано множество наркокурьеров, изъято более 51 килограмма наркотических средств.
Также оперативники транспортной милиции постоянно отрабатывают каналы сбыта оружия и взрывчатых веществ. В 2005 году было зарегистрировано 173 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Изъято 40 единиц огнестрельного оружия, 5284 единиц боеприпасов, более 10 кг взрывчатых веществ, 87 единицы взрывных устройств, 40 единиц холодного оружия, 17 газовых пистолетов.
Но в любой работе не обходится без вопросов, которые еще предстоит решить. Хватает проблем и в организации оперативно-служебной деятельности. Вызывает определенное беспокойство то, что по ряду субъективных причин у нас не ведется в должной мере работа по пресечению проникновения криминальных структур в деятельность объектов железнодорожного транспорта. А в свете реформы МПС и приватизации предприятий и структурных подразделений Октябрьской железной дороги это чревато серьезными последствиями.
Эффективную работу сотрудника органов внутренних дел затрудняют также проблемы несовершенства законодательства. В настоящее время деятельность наших работников основывается на Законе «О милиции» Российской Федерации от 18 апреля 1991 года. С момента принятия данного закона в государстве и в обществе произошли значительные перемены. И, несмотря на
внесение некоторых изменений в отдельные статьи, он требует тщательной доработки. В частности, в соответствии с этим законом подразделения милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте получают дополнительное финансирование на жилье и прочие нужды от транспортных ведомств. Между тем, после реформирования транспортных организаций это положение не выполняется.
И еще одна проблема: отменена статья № 32 Закона «О милиции», предоставлявшая сотрудникам право бесплатного пользования всеми видами транспорта городского, пригородного и местного сообщения. Такой бесплатный проезд отнюдь не являлся льготой: он вызван необходимостью обеспечивать выполнение сотрудниками милиции возложенных на них законодательством служебных обязанностей.
В условиях ограниченного финансирования из федерального бюджета у органов внутренних дел раньше была возможность изыскивать дополнительные внебюджетные средства в качестве спонсорской помощи от сторонних организаций. Но теперь, в связи с изменением законодательства, такой возможности не осталось, что отрицательно сказывается на создании для сотрудников современных условий труда и отдыха.
Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, требуется разработать программы улучшения жилищно-бы-товых и материальных условий жизни личного состава и членов их семей. Реальное предоставление долгосрочных целевых кредитов, повышение денежного довольствия, бесплатный проезд в общественном транспорте обеспечит сохранение ядра коллектива и постоянный приток профессиональных кадров.
В новом 2006 году работникам транспортной милиции вновь предстоит испытание на прочность. Летом в Петербурге состоится саммит глав государств «восьмерки» Евросоюза. Сотрудникам СЗ УВДТ во взаимодействии с другими правоохранительными органами и обслуживаемыми транспортными предприятиями надлежит обеспечивать безопасность гостей города в период проведения встреч на «высоком уровне». Хорошим подспорьем в работе, несомненно, будет ценный опыт по наведению законности и правопорядка, приобретенный нашим Управлением во время празднования 300-летия Петербурга.