Научная статья на тему 'Поставить заслон терроризму и экстремизму, остановить коррупцию'

Поставить заслон терроризму и экстремизму, остановить коррупцию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

6 февраля в Москве прошла расширенная коллегия МВД России, на которой особое внимание было уделено вопросам безопасности и противодействия терроризму. В коллегии принял участие Президент России Владимир Путин. Он отметил, что угроза терактов в стране сохраняется, и призвал сотрудников МВД усилить борьбу с терроризмом. Хотя количество терактов в России ежегодно снижается, борьба с терроризмом должна стать приоритетной задачей для МВД России. Путин особо отметил действия силовиков на Северном Кавказе, где военнослужащие внутренних войск активно действовали в сфере антитеррора и вместе с другими силовыми ведомствами добились перелома ситуации в регионе. В заседании приняли участие директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев, председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев, Генеральный прокурор Юрий Чайка, министр юстиции Владимир Устинов, глава МЧС Сергей Шойгу и представители профильных комитетов Государственной Думы. Вслед за Президентом РФ выступил глава МВД России Рашид Нургалиев. Министр особо коснулся ситуации на Северном Кавказе, отметив, что основным источником террористической угрозы на сегодняшний день остается деятельность бандформирований в Северо-Кавказском регионе. Министр позитивно оценил создание национального антитеррористического комитета и федерального оперативного штаба. Также на итоговой расширенной коллегии выступил заместитель министра МВД России Аркадий Еделев. Он сообщил, что, по данным МВД, на территории Чечни действуют более 400 боевиков, чьи действия координируют несколько международных террористов. Главным итогом коллегии по вопросам террористической безопасности стало то, что с террористической угрозой нужно бороться не только силовыми методами, но и решая социально-экономические проблемы, повышая уровень местного населения и развивая весь регион в целом. Предлагаем вашему вниманию отчет о заседании расширенной коллегии МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поставить заслон терроризму и экстремизму, остановить коррупцию»

Угрозы и безопасность

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ»

ПОСТАВИТЬ ЗАСЛОН ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ, ОСТАНОВИТЬ КОРРУПЦИЮ

6 февраля в Москве прошла расширенная коллегия МВД России, на которой особое внимание было уделено вопросам безопасности и противодействия терроризму. В коллегии принял участие Президент России Владимир Путин. Он отметил, что угроза терактов в стране сохраняется, и призвал сотрудников МВД усилить борьбу с терроризмом. Хотя количество терактов в России ежегодно снижается, борьба с терроризмом должна стать приоритетной задачей для МВД России. Путин особо отметил действия силовиков на Северном Кавказе, где военнослужащие внутренних войск активно действовали в сфере антитеррора и вместе с другими силовыми ведомствами добились перелома ситуации в регионе.

В заседании приняли участие директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев, председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев, Генеральный прокурор Юрий Чайка, министр юстиции Владимир Устинов, глава МЧС Сергей Шойгу и представители профильных комитетов Государственной Думы.

Вслед за Президентом РФ выступил глава МВД России Рашид Нургалиев. Министр особо коснулся ситуации на Северном Кавказе, отметив, что основным источником террористической угрозы на сегодняшний день остается деятельность бандформирований в Северо-Кавказском регионе. Министр позитивно оценил создание национального антитеррористического комитета и федерального оперативного штаба.

Также на итоговой расширенной коллегии выступил заместитель министра МВД России Аркадий Еделев. Он сообщил, что, по данным МВД, на территории Чечни действуют более 400 боевиков, чьи действия координируют несколько международных террористов.

Главным итогом коллегии по вопросам террористической безопасности стало то, что с террористической угрозой нужно бороться не только силовыми методами, но и решая социально-экономические проблемы, повышая уровень местного населения и развивая весь регион в целом.

Предлагаем вашему вниманию отчет о заседании расширенной коллегии МВД России.

Открыл заседание расширенной коллегии Министерства внутренних дел министр МВД России Р. Нургалиев. Он отметил, что необходимо дать объективную оценку достигнутым органами внутренних дел результатам по противодействию преступности и обеспечению общественного порядка. Также предстоит наметить комплекс мер, которые будут предприняты для надежной защиты законных прав и интересов граждан, направленных на усиление борьбы с криминалом, организованной преступностью и коррупцией, противодействие террористической угрозе и проявлениям экстремизма, а также повышение эффективности миграционного контроля.

Президент России В. Путин начал выступление с анализа наиболее значимых итогов работы МВД за последнее время. Прежде всего военнослужащие внутренних войск активно действовали в сфере антитеррора и вместе с другими силовыми ведомствами добились перелома ситуации на Северном Кавказе. Заработала федеральная миграционная служба. При координирующей роли МВД начала создаваться государственная система профилактики правонарушений — система, призванная нейтрализовать источники криминализации общества, пресечь попытки вовлечения в преступную среду молодежи.

Серьезное внимание уделялось повышению материально-технического уровня МВД. Оптимизирована его управленческая структура, определен, укреплен кадровый состав, что, в свою очередь, сказалось на результатах борьбы с преступностью и охране общественного порядка. Например, есть некоторые позитивные сдвиги в борьбе с организованной преступностью, с организованными преступными сообществами, с преступностью в сфере экономики. В целом работа милиции по обеспечению общественного порядка, защите прав и интересов наших граждан становится более эффективной.

Президент России выразил благодарность руководству и сотрудникам МВД за очень важную для общества работу, за профессионализм и добросовестное отношение к службе.

Сегодня перед органами внутренних дел стоит целый ряд ответственных задач. И одной из при-

оритетных, безусловно, остается борьба с террором и экстремизмом. Благодаря системной и целенаправленной работе правоохранительных органов и специальных служб количество террористических актов в России ежегодно снижается, в том числе в наиболее проблемном Северо-Кавказском регионе. Об этом недавно шел разговор и в ходе расширенной коллегии ФСБ России. Тем не менее угроза терроризма сохраняется. Преступники не прекращают попыток дестабилизировать обстановку в разных регионах нашей страны. И надо наращивать работу по предотвращению терактов, выявлять и устранять причины террора, лишать террористические группы социальной базы и финансовой подпитки. Нельзя закрывать глаза и на любые проявления экстремистского характера. Во все времена Россия была сильна сплоченностью живущих в ней народов, а воинствующий национализм, ксенофобия, призывы к насилию и межэтнической розни всегда были и останутся миной замедленного действия под нашу государственность.

Сейчас в период выборов нового президента России надо уделить особое внимание обеспечению общественной безопасности и дать возможность гражданам страны свободно и осознанно проголосовать за наиболее достойного, по их мнению, кандидата.

Необходимо кардинально повысить уровень раскрываемости преступлений. За 2007 г. количество раскрываемых преступлений прошлых лет выросло более чем на 15 %. Причем в их числе свыше 21 % тяжких и особо тяжких преступлений. Однако до сих пор остаются нераскрытыми почти 2 млн, точнее сказать, 1 млн 863 тыс. преступлений, а значит, не срабатывает такой фундаментальный принцип правосудия, как неотвратимость наказания. И одна из причин этого — недостаточное качество оперативно-следственной работы.

Особое внимание следует обратить на преступления против личности. В структуре преступности их доля — самая большая. Они дают и наиболее высокий прирост к числу не раскрываемых годами преступлений.

Ключевой задачей МВД остается формирование действенной государственной системы профилактики правонарушений, при этом особого внимания заслуживают несовершеннолетние преступники. Отмечу, что, начиная с 2006 г. преступлений с их участием стало меньше примерно на четверть. Однако число несовершеннолетних, состоящих на учете в милиции, за последние три года уменьшилось лишь на 8 тыс. человек. Это составляет чуть более 2 % от их общего числа. Нужно усилить про-

филактику беспризорности и безнадзорности и максимально задействовать в этой работе милицию общественной безопасности. Конечно же, общегосударственная задача — подключить к этой работе власти всех уровней, бизнес-сообщество, гражданские институты. Только такой подход принесет ощутимое снижение количества правонарушений с участием несовершеннолетних.

Одним из приоритетных направлений остается обеспечение безопасности на дорогах. На протяжении двух лет в России действует соответствующая федеральная целевая программа. На ее реализацию выделяются немалые ресурсы. Дополнительные средства были перечислены на эти цели и в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Между тем аварийность на дорогах по-прежнему остается высокой, а по ряду показателей даже растет. Так, если в 2000 г. совершалось около 165 тыс. ДТП, то в 2007 г. — почти 234 тыс. Не снижается и число пострадавших в автокатастрофах: каждые сутки в них погибают до ста человек. А за год эта цифра составляет более 30 тыс.

Предстоит предметно разобраться, почему не срабатывают правовые механизмы, включая ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения. Нужна и техническая модернизация структур ГИБДД, и совершенствование методов их работы, повышение правовой культуры участников дорожного движения.

И еще одна принципиальная задача — это дальнейшее наведение порядка в миграционной сфере. Применение новых административных штрафов с 15 января 2007 г. заметно повысило ответственность работодателей и уже принесло ощутимые финансовые результаты. Так, по данным налоговых служб, налоговые поступления в бюджет с зарплат иностранных работников только в Москве возросли с 8 млн до 3,4 млрд руб. в 2007 г. — за один год. Нельзя забывать и о том, что новые правила должны не только легализовать работу мигрантов, но и обеспечить им необходимые социальные гарантии.

К вопросу о необходимости декриминализации экономики и о защите интересов бизнеса от преступных посягательств. Эта задача остается актуальной и на ближайшую перспективу. За последние годы экономика России динамично развивается. Колоссальные возможности создаются в самых различных сферах экономической деятельности. В строительство вкладываются огромные деньги. У нас строительный сектор в прошлом году вырос на 25 %, жилищный — на 34 %. Такого вообще никогда не было. В олимпийские объекты в Сочи, в инфраструктуру Приморского края в связи с про- 33

ведением там саммита АТЭС, в другие крупнейшие проекты будут вкладываться сотни миллиардов рублей. Нужно выявлять любые попытки нажиться за казенный счет. Любые факты коррупции должны привлекать внимание, должны быть рассмотрены в соответствующих инстанциях и дойти до суда. Такая работа должна вестись МВД в тесном контакте со всеми правоохранительными структурами. И, конечно, от коррупции и произвола должны быть надежно защищены сами органы правопорядка, в том числе и органы внутренних дел.

Нельзя забывать: обеспечивать порядок могут только те люди, которые неукоснительно соблюдают закон сами. Поэтому самые решительные меры должны применяться к тем, кто ставит интересы так называемых дружественных структур выше государственных. Решению этой задачи должно способствовать и усиление гражданского контроля за деятельностью милиции.

Сегодня важно закрепить наметившиеся позитивные тенденции. Они должны не только фиксироваться в отчетах, главное — люди должны почувствовать и увидеть эти изменения в реальной жизни.

Министр МВД Р. Нургалиев в своем докладе отметил, что в 2007 г., принимая комплекс дополнительных мер по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, руководство ведомства основывалось на итогах деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, прогнозе развития оперативной обстановки в Российской Федерации. При этом исходили из той роли органов внутренних дел, которую определил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, отметив, что в условиях экономического роста и политической стабильности они выступают одним из наиболее важных, востребованных звеньев государственной системы страны.

Главное, что сегодня отличает работу современной милиции — это неразрывная, каждодневная и постоянная связь с народом, с гражданами России. Ведь люди ждут от нас ощутимых результатов в борьбе с преступностью и коррупцией, в обеспечении общественной безопасности и правопорядка, в создании надежного заслона на пути терроризма и экстремизма.

Действуя в соответствии с основными приоритетами, определенными Президентом и Правительством Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности, Министерством внутренних дел, была проведена значительная работа по обновлению уголовного, административного и уголовно-процессуального законодательств, регулированию миграционных процессов и обеспечению безопас-

34 -

ности дорожного движения, а также совершенствованию правовых основ борьбы с терроризмом и экстремизмом. Принято участие в подготовке 25 федеральных законов, 11 указов Президента, 41 постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающих сферу внутренних дел. Продолжена работа и по дальнейшему совершенствованию системы Министерства, приведению ее структуры в соответствие с задачами правоохранительной деятельности, систематизации организационно-штатного построения органов внутренних дел.

Все это позволило в прошедшем году обеспечить наступательность и оперативное реагирование на изменение криминальной ситуации и добиться реального снижения уровня преступности в Российской Федерации. В 2007 г. наметилась тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений, причем как их общего количества на 7,1 %, так и тяжких и особо тяжких составов на 10,6 %. И здесь важно подчеркнуть, что это связано с реальным спадом криминальной напряженности, а не с нарушениями при учете и регистрации преступлений, поскольку наряду с прокурорским надзором был значительно усилен и ведомственный контроль. В прошедшем году количество проверок соблюдения законности при учете регистрации заявлений и сообщений о правонарушениях возросло на 35 %, в том числе на 41 % проведенных органами прокуратуры. При этом количество нарушений, выявленных в ходе проверок, сократилось за прошедший год более чем на 6 %.

Об укреплении правопорядка в стране наглядно свидетельствует и то, что снижение регистрируемой преступности происходило на фоне роста числа заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, поступивших в органы внутренних дел, рост которых составил 6,3 %. Если в 2004 г. было зарегистрировано 16 млн заявлений, то в прошедшем году в милицию обратились уже 20,5 млн человек, которые доверили свою беду в наши руки. Почти по трем миллионам рассмотренных сообщений приняты решения о возбуждении уголовных дел. По более чем 2,6 млн поступивших материалов возбуждены дела об административных правонарушениях, рост которых составил в прошедшем году 24,2 %.

Благодаря повышению качества работы с людьми, соблюдению законности при вынесении решений по поступившим обращениям число жалоб граждан сократилось в истекшем году почти на треть, чему способствовали создание Общественного совета, политика открытого сотрудничества и конструктивного диалога с членами Общественной

палаты, видными учеными, представителями общественных и правозащитных организаций, религиозных конфессий, профсоюзов, творческой интеллигенции, а также средств массовой информации. Тем самым были созданы необходимые условия для участия гражданского общества в решении наших общих задач: борьбе с преступностью и охране правопорядка, защите и социальной реабилитации жертв криминального насилия, формировании правосознания и активной гражданской позиции. В целом же на общее улучшение криминальной ситуации в стране повлияло развитие государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, которые прежде всего нацелены на решение острейших вопросов современности: борьба с детским неблагополучием, алкоголизацией и наркотизацией населения, устранение дефицита рабочих мест для выпускников детских домов, а также лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Потребуется принять меры к преодолению бродяжничества, к увеличению количества учреждений социальной защиты, созданию системы патриотического и спортивного воспитания подросткового поколения. Основная задача всей этой работы — остановить преступление задолго до его возможного совершения.

Для решения этих задач в Министерстве создан временный оперативный штаб, а в Правительстве образованы две комиссии: по делам несовершеннолетних и по профилактике преступности. Начата разработка ведомственной целевой программы профилактики преступлений и иных правонарушений на 2009—2012 гг.

В 2007 г. на устранение причин и условий преступности в регионах из различных бюджетных источников было выделено более 16,4 млрд руб., причем 92 % — это региональные и местные средства. В регионах и муниципалитетах сформировано 3 500 межведомственных комиссий, введено почти 1 900 должностей заместителей глав администраций по профилактике правонарушений, которые уже работают и имеют реальные результаты.

Основным объектом профилактического воздействия милиции и местных органов власти являются лица, склонные к совершению правонарушений и состоящие на учете в органах внутренних дел. Ежегодно милицией проводится профилактика среди примерно 3,7 млн таких граждан, из которых более 720 тыс. ранее судимых. Это те лица, которые еще не встали на путь исправления и совершают до трети всех преступлений в нашей стране. Усилению правоохранительного контроля за их поведением будет способствовать принятие Федерального за-

кона об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Его проект разработан и планируется к внесению на рассмотрение Государственной Думы в июне текущего года.

Правовые меры должны дополняться социально-бытовым устройством лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и квотированием рабочих мест, так как нетрудоспособность и заболевания, отсутствие профессии, жилья и средств к существованию являются основными причинами новых преступлений. В этой связи заслуживает внимания опыт Краснодарского края, Нижегородской, Архангельской и Ростовской областей, успешно решающих эти проблемы в рамках региональных профилактических программ и законодательных актов.

Особое место в государственной системе профилактики занимает работа с несовершеннолетними правонарушителями. Сегодня милиция профилактирует более 334 таких подростков. По инициативе Министерства внутренних дел был принят Федеральный закон «Об основах системы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на основании которого сегодня решаются многие наиболее острые вопросы беспризорности и противоправного образа жизни подростков.

Активное развитие получило и такое новшество, как введение должностей школьных инспекторов милиции. Сегодня в 72 субъектах Российской Федерации уже работают почти 5 тыс. таких сотрудников. Мы рассчитываем на существенные результаты в работе и с неблагополучными семьями с введением должностей семейных инспекторов, в задачи которых входит профилактика домашнего насилия, семейного пьянства, защита детей от побоев и издевательств родителей. Такая специализация уже введена в Ставропольском крае и Сахалинской области.

Основная же нагрузка профилактики правонарушений ложится на наиболее многочисленную и приближенную к населению службы участковых уполномоченных милиции. Ими в прошлом году рассмотрено 5,7 млн обращений и заявлений граждан и установлены виновные в совершении 445 тыс. преступлений, рост которых составил 1,3 %. Это составляет в целом одну четвертую от всех раскрытых деяний в прошедшем году. Для укрепления этой службы выделено 9,5 тыс. служебных автомашин, в приоритетном порядке решаются вопросы жилищного обеспечения, обустройства рабочих мест и технического оснащения. Однако принятых мер еще недостаточно, и в текущем году необходимо

- 35

обеспечить решение этих вопросов совместно с региональными органами власти и местного самоуправления.

Следует уделить внимание и повышению роли профилактики правонарушений общественных объединений правоохранительной направленности. Сегодня совместно с милицией правопорядок обеспечивают свыше 36 тыс. общественных формирований, насчитывающих более 380 тыс. добровольных помощников. С их участием раскрыто 42,6 тыс. преступлений, выявлено почти полмиллиона административных правонарушений. Однако требуется правовая регламентация этой деятельности, и в текущем году мы рассчитываем на принятие профильного закона, проект которого подготовлен при нашем участии.

Важное значение в минувшем году придавалось обеспечению безопасности граждан России на улицах наших городов, в общественном транспорте и местах отдыха. В решении этих задач шире стали использовать современные технические средства и информационные технологии. На сегодняшний день в 84 субъектах Российской Федерации системами видеонаблюдения и телеобзора оснащены более 9,5 тыс. мест массового пребывания граждан. Средствами видеоконтроля пассажиропотока оборудовано свыше 300 объектов метрополитена. Успешно эксплуатируется 28 тыс. единиц уличных устройств экстренной связи «гражданин — милиция», десятки тысяч «тревожных кнопок».

Высокую эффективность показал и программный комплекс «Безопасный город», который в прошлом году был продемонстрирован участникам заседания Госсовета в Ростове-на-Дону. Он уже внедрен в 14 российских городах и позволяет отслеживать и оперативно реагировать на любые осложнения оперативной обстановки в сфере общественной безопасности. В 2007 г. введена и батальонная система организации патрульно-постовой службы, увеличена плотность милицейских нарядов в общественных местах. К охране правопорядка привлекаются и частные охранные предприятия. Все это позволило сократить число преступлений, совершенных в общественных местах, впервые за последние годы на 4,1 % — это 689,1 тыс. преступлений.

Результаты деятельности по профилактике преступлений показывают, что вложенные в нее финансовые средства и большие организационные затраты окупаются тысячами спасенных человеческих жизней, спокойствием и порядком на улицах и в домах, безопасностью детей и неприкосновенностью имущества наших граждан. От решения этих задач напрямую зависит и реальное улучшение

36 -

оперативной обстановки по линии общеуголовной преступности. Здесь, как и прежде, нашим приоритетом являлась защита от преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан. Принятыми мерами сохранена тенденция сокращения числа зарегистрированных убийств и покушений на убийства, их число снизилось на 19 %. Всего раскрыто 19 тыс. таких преступлений, 57 из которых — заказные. Возросло число и выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Это также позволило профилактировать общеуголовную сферу, что напрямую повлияло на снижение числа преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия. По сравнению с прошлым годом эта цифра снизилась на 28 %.

Позитивные сдвиги наметились и в раскрытии преступлений. Их остаток снизился на 8,3 %, в том числе тяжких и особо тяжких деяний — на 16,3 %, убийств — на 31,3 %, фактов причинения тяжкого вреда здоровью — на 19,4 %, разбоев — на 29,9 %, грабежей — на 16,7 % и краж — на 7 %. Заметно увеличилось и число раскрытых преступлений прошлых лет, рост составляет 15,3 %, а совершенных организованной группой либо преступным сообществом — рост составил 18 %. Достигнуты позитивные сдвиги и в разыскной работе в целом. В Российской Федерации в прошлом году разыскивалось почти 239 тыс. преступников, две трети из которых были установлены и задержаны, а это 67 %. Впервые за последние пять лет число нера-зысканных лиц сократилось.

Следует отметить, что в 2007 г. незначительно снизилось и число без вести пропавших лиц. Установлена судьба более 70 тыс. человек, сократилось количество граждан, судьба которых осталась неустановленной.

Основным источником террористической угрозы на сегодняшний день остается деятельность бандформирований в Северо-Кавказском регионе. С созданием национального антитеррористического комитета и оперативного штаба была обеспечена эффективная координация деятельности правоохранительных органов и специальных служб, прежде всего по предупреждению террористических актов и выявлению лиц, причастных к их подготовке. В результате принятых мер деятельность банд подполья утратила признаки широкомасштабного и скоординированного вооруженного противостояния, что стало возможным благодаря и растущему профессионализму сотрудников органов внутренних дел МВД Чеченской, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик, Дагестана и Северной Осетии—Алании.

Всего на территории Российской Федерации в прошедшем году совершено 48 террористических актов, что в 2,5 раза меньше, чем в 2006 г. Самоотверженными действиями сотрудников милиции и внутренних войск на Северном Кавказе предотвращено 78 диверсионно-террористических актов, направленных на дестабилизацию обстановки в Южном федеральном округе.

Определенная работа проводилась и по подрыву финансовой базы терроризма, для чего реализованы мероприятия, направленные на выявление объектов экономики, подконтрольных этническим преступным группировкам. В результате принятых мер возбуждено 80 уголовных дел экономической направленности, приостановлена деятельность девяти предприятий, у пяти отозваны лицензии.

В качестве примера оперативной работы в этом направлении приведу совместную с Федеральной службой безопасности разработку, в результате которой в прошедшем году задержаны и привлечены к уголовной ответственности лидер и 15 активных участников организованного преступного формирования, которые специализировались на незаконном изготовлении поддельных денежных знаков с целью финансирования и дестабилизации обстановки в Республике Дагестан.

Ликвидированы три подпольных цеха по производству фальшивых денежных знаков и ценных бумаг. Из незаконного оборота изъято более 50 млн руб. и три миллиона долларов, четыре клише для изготовления денежных знаков и около 50 единиц оргтехники.

Совместно с Федеральной службой безопасности Минтрансом и Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществлены мероприятия и по повышению антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса. В результате не допущено фактов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, захвата воздушных судов, а также террористических актов и диверсий на данных объектах.

Известно, что терроризм — это крайняя форма проявления экстремизма. В прошедшем году было зарегистрировано 356 преступлений экстремистской направленности, что на одну треть больше, чем в 2006 г. Столь значительный рост связан, во-первых, с тем, что общество стало осознанно понимать опасность терроризма и более остро реагировать на его проявления. И, во-вторых, значительно возросло качество формирования доказательственной базы по фактам экстремистской деятельности, что позволило на четверть увеличить число раскрытых преступлений.

Однако необходимо предусмотреть мероприятия по устранению причин и условий зарождения экстремизма. Особая ответственность в решении этих задач, безусловно, ложится на подразделения по борьбе с организованной преступностью. В истекшем периоде были внесены изменения в критерии оценки деятельности данных подразделений. Эффективность их работы теперь определяется, исходя из количества привлеченных к уголовной ответственности лидеров и участников организованных преступных формирований за совершение квалифицированных составов преступления. За прошедший год раскрыто 34,8 тыс. преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, что на 15 % превышает данный показатель 2006 г. Прекращена деятельность 11,5 тыс. участников организованных групп, которые изобличены в совершении 33,1 тыс. тяжких и особо тяжких преступных деяний, в том числе в 99 случаях в похищении людей, в 319 — фактах бандитизма и ряда других преступлений. Ликвидировано 67 организованных преступных формирований, из-под криминального контроля выведено 149 объектов экономики. В целом борьба с организованной преступностью приобрела более наступательный, целенаправленный и комплексный характер.

Вместе с тем принимаемые органами внутренних дел меры еще неадекватны угрозам, исходящим от организованной преступности в различных сферах социально-экономической жизни общества. В этой связи нам необходимо лишить организованную преступность возможности контролировать крупные секторы экономики, топливно-энергетический комплекс, значимые бюджетные активы и экспортные операции. Для этого с учетом уже имеющихся наработок потребуется внести соответствующие изменения и в стратегию борьбы с наиболее крупными преступными формированиями и далее практиковать адресные специальные межведомственные операции на примерах, уже проведенных в прошедшем году в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном федеральных округах.

Нельзя недооценивать и опасности преступных структур, сформированных по этническому признаку и вовлеченных в такие наиболее опасные виды криминального промысла, как переброска нелегальных мигрантов, торговля оружием, контрабанда стратегических ресурсов и наркотических средств. Последний из перечисленных видов преступности — наркобизнес — является сегодня наиболее опасным проявлением, питающим криминальную среду и мотивирующим значительную

- 37

часть противоправных деяний. Именно наркопреступления являются производными для сотен тысяч краж, грабежей и разбоев. В 2007 г. системой Министерства внутренних дел выявлено 129,3 тыс. подобных преступлений, что составляет почти 60 % деяний данной категории, зарегистрированных правоохранительными органами страны. И активность органов внутренних дел по сравнению с предыдущим годом в этом направлении выросла почти на 10 %. В отчетном периоде сотрудниками милиции раскрыто почти три тысяч и преступлений, совершенных членами организованной группы преступных сообществ наркодельцов, рост которых составил 6 %, выявлено 655 фактов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, что составляет 43 % выявленных всеми правоохранительными органами. Из незаконного оборота только по оконченным уголовным делам изъято почти 16 т наркотических средств.

Говоря о состоянии защищенности экономики от преступных посягательств, необходимо отметить, что подразделениями Министерства внутренних дел выявляется более 95 % всех преступных посягательств экономической направленности, что составляет 439,7 тыс. зарегистрированных преступлений. Материальный ущерб от них только по оконченным уголовным делам составил почти четверть триллиона рублей.

Возросла выявляемость и налоговых преступлений, рост которых составил 2,7 %. В прошлом году выявлено 20,5 тыс. таких преступлений, сумма причиненного ущерба от которых составила более 105,8 млрд руб.

Более эффективно проводились и комплексные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия во взаимодействии с субъектами оперативно-разыскной деятельности. Только в ходе операции «Нефть» возбуждено 469 уголовных дел. Установленный материальный ущерб составил почти полмиллиарда рублей.

Совместно с Пограничной службой ФСБ и ФТС России проведена специальная операция «Тайфун-2007» по защите водных биоресурсов страны. За нарушения задержано 26 судов. Эти результаты и результаты мероприятий, проведенных в шести федеральных округах, показывают, что скоординированный межведомственный подход является эффективным методом, позволяющим вскрывать глубинные проблемы борьбы с преступностью в регионах. И подобная практика должна быть основой проверочных и контрольных мероприятий, исключающих дублирование и необоснованное расходование бюджетных средств. И в этой связи

38 -

во исполнение поручения Президента РФ по формированию сводного плана контрольных мероприятий Российской Федерации органы внутренних дел уже приступили к разработке дополнительных мер по упорядочению контрольной деятельности.

Успешно развивается и международное сотрудничество по линии экономики. МВД России совместно с ФБР США проведена операция по пресечению деятельности международного организованного преступного сообщества, состоящего из более чем 40 граждан России и США и имеющих обширные связи на территории Южной Кореи и Японии. Ими контролировались свыше 20 рыбодо-бывающих предприятий, ущерб от их преступной деятельности составил более 11 млрд руб.

В текущем году приоритетное внимание необходимо уделить пресечению криминальных посягательств в стратегических отраслях экономики, прежде всего в борьбе с незаконным оборотом древесины. Здесь в течение 2007 г. только подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями выявлено 4,1 тыс. преступлений, половина из которых совершены в крупном и особо крупном размере. Причиненный ущерб по оконченным уголовным делам в этой сфере составил 3,1 млрд руб. Данные вопросы в октябре прошлого года предметно рассмотрены на заседании коллегии Министерства, по результатам которой направлены предложения в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений, предусматривающие ужесточение административной и уголовной ответственности за данные правонарушения.

Особое значение имеет и повышение уровня организации борьбы с легализацией доходов, добытых преступным путем. В 2007 г. выявлено более девяти тысяч преступлений, связанных с отмыванием денежных средств. Прирост составил 13,5 %. Необходимо отметить, что эксперты ФАТВ, проводившие в августе—ноябре 2007 г. третий раунд оценки российской системы борьбы с отмыванием преступного дохода и финансированием терроризма, признали принимаемые органами внутренних дел меры адекватными.

Учитывая важное международное значение, необходимо обеспечить принятие и комплексных мер по противодействию незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, где за истекший год на 8,7 % больше выявлено преступных деяний, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Пресечена незаконная деятельность четырех лицензионных и 14 подпольных производств продукции на оптических носителях

информации, а также 28 подпольных цехов. Изъято более 7,7 млн единиц контрафактных дисков. По материалам проверок возбуждено две тысяч и уголовных дел. В текущем году прошу не снижать активности в этом направлении борьбы с преступностью, во многом определяющей авторитет нашей страны на международном уровне.

В приоритетном порядке необходимо обеспечить и сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Достойное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», а также федеральных целевых программ. И здесь следует подчеркнуть, что выстроенная президиумом Совета по национальным проектам и органами внутренних дел система многоуровневого контроля существенно затруднила возможности любых злоупотреблений по реализации национальных проектов.

Выполняя поставленные задачи, органы внутренних дел не должны вмешиваться в экономические отношения, в разрешение хозяйственных споров, они должны защищать экономику. Экономическая безопасность нашей страны напрямую связана и с уровнем коррупционной напряженности, на что неоднократно обращал внимание Президент РФ, отмечая, что коррупция стала одной из главных социальных и политических проблем.

Следует отметить, что в последние годы деятельность органов внутренних дел по пресечению коррупционных проявлений в системе государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления заметно активизировалась. В МВД России принята комплексная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2007—2008 гг. Для ее реализации сформированы специализированные рабочие группы, на которые возложены задачи организации, координации и контроля за деятельностью органов служб и подразделений в сфере борьбы с коррупцией. Количество преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, в 2007 г. увеличилось на 8,4 %. На 9,1 % возросло число привлеченных к уголовной ответственности за совершение данных деяний. Также наблюдается тенденция увеличения и выявленных фактов взяточничества на 5,3 %, а это составляет более девяти тысяч преступлений, к уголовной ответственности по которым привлечено свыше четырех тысяч человек, что на 13,3 % больше, чем в прошедшем году.

Повышение эффективности борьбы с коррупцией во многом зависит и от роста профессиона-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

лизма оперативного состава, о чем свидетельствует высокий должностной уровень изобличенных в последние годы коррупционеров. За получение взяток в крупных размерах задержаны в Архангельской области депутат городского Совета, в Тверской области — группа депутатов городской Думы, в Приморском крае — заместитель главы Администрации города Владивостока, в Нижегородской области — глава Администрации одного из районов, в Республике Саха (Якутия) — заместитель мэра города Якутска, в Орле — группа должностных лиц Администрации города. А вот в городе Красноар-мейске Московской области задержаны с поличным при получении взятки в размере 18,7 млн руб. за выдачу разрешения на строительство глава администрации и руководитель торгово-промышленной палаты. Можно привести и ряд других примеров, но надо признать, что результаты деятельности органов внутренних дел еще не отражают реальных масштабов коррупции в нашей стране.

Завершено расследование преступной деятельности группы лиц, в промышленных масштабах производивших контрафактные лекарственные препараты. Изъято более 200 т продукции на сумму почти 70 млн руб. Кроме того, Следственным комитетом расследуются уголовные дела о коррупционных проявлениях, о хищениях в сфере водных биоресурсов, о незаконной банковской деятельности по обналичиванию денежных средств, а также в отношении крупных рейдерских группировок и защите интеллектуальной собственности.

В текущем году необходимо продолжить реализацию мер, направленных на обеспечение качества, полноты и объективности расследования уголовных дел, сосредоточив усилия на оказании практической и методической помощи следственным подразделениям, состоящим на особом контроле и работающим в сложной криминальной обстановке.

Значительный вклад в обеспечение раскрытия и расследования преступлений вносят экспертно-криминалистические подразделения. Их деятельность способствовала созданию объективной доказательной базы более чем по 70 % всех расследованных преступлений.

С 2005 г. осуществлялась работа по внедрению новейших достижений науки и укреплению технической оснащенности. За указанный период создано более 200 новых лабораторий по различным видам экспертных исследований, из них только в прошлом году — 55. С введением в 2007 г. пяти автоматизированных комплексов ДНК-анализа завершено формирование лабораторий такого типа в 34 регионах Российской Федерации. В результате

-й- 39

приоритеты и безопасность

количество выполненных экспертиз увеличилось почти в три с половиной раза. При этом эффективность поиска и доказывания вины преступников, совершивших особо опасные преступления, повысилась почти в три раза. Мы и впредь будем уделять повышенное внимание внедрению передовых достижений в деятельность наших экспертных подразделений.

Комплексного государственного подхода требует и проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Этому вопросу в конце прошлого года было посвящено специальное заседание коллегии МВД, на котором выработаны первоочередные меры обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в рамках федеральной целевой программы на 2006—2012 гг. В 2007 г. завершился ее первый этап, в ходе которого проводились мероприятия по формированию научных, организационных и законодательных основ системы безопасности дорожного движения. В целях создания благоприятных условий для реализации программы со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения о сотрудничестве. Следует проявить максимум внимания к реализации региональных программ, инициировать работу органов власти по проектным, финансовым и организационным мероприятиям.

В минувшем году по инициативе МВД России разработан федеральный закон о внесении изменений в Уголовный кодекс и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Началось широкомасштабное внедрение систем видеонаблюдения на дорогах страны. К 1 июля текущего года в 17 субъектах Российской Федерации будет создано 500 зон видеоконтроля и фиксации нарушений правил дорожного движения.

Принимаемые меры позволили в истекшем году на 14,6 % снизить количество дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями, а также число погибших и раненных в них людей соответственно на 12,8 % и 20,9 %. Меньше зарегистрировано и дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями в состоянии опьянения, — на 8,4 %. Сократился и детский дорожно-транспортный травматизм. Количество погибших детей уменьшилось на 12,5 %, а раненых — на 3,9 %.

Вместе с тем обстановка на дорогах страны остается напряженной. Ее стабилизация зависит, с одной стороны, от улучшения состояния дорожно-транспортной инфраструктуры и пропускной способности, с другой — от повышения качества подготовки водителей, формирования чувства социальной ответственности, культуры и правового

40 -

сознания участников дорожного движения. При этом действия сотрудников милиции должны быть профессиональными, открытыми, справедливыми и, что самое важное, доступными для общественного контроля и понятными для наших граждан.

В рамках второго этапа федеральной целевой программы нам предстоит обеспечить реализацию основных капиталоемких мероприятий, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние безопасности дорожного движения и обеспечивающих достижение ожидаемых результатов. Для этого потребуется обеспечить координацию работы всех соисполнителей программы, а также контроль за эффективным использованием выделяемых на нее финансовых средств.

Важное значение в деятельности Министерства внутренних дел занимали вопросы миграции. Вступление в силу ряда федеральных законов, упростивших порядок приобретения правового статуса иностранных граждан, правила постановки на миграционный учет и процедур получения разрешения на право трудовой деятельности повлекли за собой увеличение числа желающих легализовать свое пребывание в нашей стране. В прошлом году на миграционный учет поставлены почти восемь миллионов человек. Это около 64 % иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране, которые получили соответствующее разрешение. В 3,7 раза возросло число обращений за получением разрешения на временную трудовую деятельность, осуществлено более 600 тыс. проверок объектов, на которых используется труд иностранных работников. К административной ответственности привлечено почти 166 тыс. работодателей. Сумма наложенных административных штрафов составила более 4,6 млрд руб. Почти наполовину сократилось и число выдворенных за нарушение миграционного законодательства с территории Российской Федерации, а также более чем на треть снизилось количество возбужденных уголовных дел по фактам организации незаконной миграции.

В 2007 г. началась реализация государственной программы и по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. В истекшем году в Российскую Федерацию прибыло 763 участника государственной программы совместно с членами их семей. В уполномоченных органах за рубежом принято около 6 000 анкет на участие в ней и выдано 646 свидетельств участника программы. В 2007 г. оформлено более 135 тыс. загранпаспортов нового поколения, содержащих биометрические данные, полностью соответствующих международным стандартам в

рамках ИКАО ИСО. В настоящее время стоит задача по дальнейшему тиражированию системы и организации приема документов не менее чем в 550 объектах ведомственного сегмента, на которых планируется выдать более одного миллиона паспортов.

В текущем году необходимо продолжить совершенствование государством миграционной политики, теснее увязывая ее с насущными задачами социально-экономического развития нашей страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую роль в обеспечении общественной безопасности и правопорядка в России выполняли внутренние войска. Задачи, поставленные директивами МВД России и Национальным антитеррористическим комитетом, выполнены в полном объеме. Принятые организационные и практические меры позволили поддерживать внутренние войска в высокой степени боевой готовности и усилить их антитеррористическую составляющую служебно-боевой деятельности. В отчетный период возросла их техническая оснащенность, что позволило поддерживать укомплектованность вооружением на уровне 100 %, бронетанковой техникой — на уровне 87 % и автомобильной техникой — на уровне 88 %.

В соответствии с федеральной целевой программой полностью переведена на контрактный способ комплектования 46-я бригада оперативного назначения, дислоцированная в Чеченской Республике на постоянной основе, и четыре отряда специального назначения. В установленные сроки завершено преобразование округов внутренних войск в региональные командования. Значительный вклад внесли внутренние войска и в выполнение задач по борьбе с терроризмом, экстремизмом в Северо-Кавказском регионе. Проведенные совместно с ФСБ России и воинскими частями Вооруженных Сил специальные комплексные и оперативно-профилактические операции позволили исключить совершение бандподпольем скоординированных крупномасштабных диверсионно-террористичес-ких актов в Южном федеральном округе.

В центре пристального внимания находились и объекты особой важности, и предприятия повышенной опасности, на которых совместно с ФСБ России проведены комиссионные обследования в 62 объектах.

Принято участие и в проведении оперативно-тактических учений «Форпост-2007», «Атомзащи-та» и «Атом-2007» в Уральском, Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, на которых была подтверждена готовность подразделений внутренних войск к отражению террористических атак.

...Сегодня нам нужны не только профессионалы, но и прежде всего люди с высокими морально-нравственными качествами. В этой связи с 1 февраля 2007 г. вступил в силу приказ МВД России о комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел, что способствовало изменению морально-психологического климата в коллективах и более целенаправленной работе с молодыми работниками. В решении этих задач проявляют активность и участвуют ветеранские организации. В настоящее время в органах внутренних дел функционируют более 4 176 ветеранских организаций, объединяющих свыше полумиллиона человек. Почти 70 тыс. ветеранов участвуют в практической деятельности органов и подразделений внутренних дел, и при их участии в прошлом году раскрыто почти 17 тыс. преступлений, свыше 23 тыс. из них являются наставниками молодых сотрудников, а более 14 тыс. шефствуют над несовершеннолетними. Есть уверенность, что инициативы ветеранского движения и далее будут обеспечивать связь между поколениями, бережно поддерживая и преумножая многолетний опыт милицейского искусства.

.Сотрудники Министерства внутренних дел выполняют оперативно-служебные задачи с риском для жизни и здоровья. За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного и воинского долга, в прошедшем году 3 940 наших сотрудников награждены государственными наградами, шестерым из них присвоено высшее звание — Героя России. К сожалению, не обошлось и без потерь. 468 сотрудников и военнослужащих внутренних войск погибли при исполнении служебных обязанностей, а ведь за каждым из них судьбы вдов, детей-сирот, престарелых родителей, потеря близких.

Было проявлено пристальное внимание к семьям погибших, в истекшем году впервые за всю историю Министерства был издан приказ, который утвердил организационное построение системы социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы. В числе основополагающих принципов приказа заложен упреждающий мониторинг социально-экономического положения и психологического состояния семей погибших и инвалидов, переход от эпизодической к целостной, комплексной и согласованной многоуровневой ведомственной системе социальной работы и принцип личной ответственности руководителей за организацию этой важной работы. Каждый сотрудник, посвятив свою жизнь нелегкой и опасной профессии, должен быть уверен в том, что его семья не останется забытой в случае трагических обстоятельств.

- 41

Особо необходимо отметить, что на качественно новый уровень поднята работа и по материально-техническому обеспечению специальных подразделений милиции, модернизации их мест дислокации и объектов инфраструктуры. Средняя обеспеченность отрядов милиции особого и специального назначения имуществом по основным видам номенклатуры повышена начиная с 2004 г. в два раза и доведена до уровня 80 %. На их оснащение стали поступать самые современные образцы вооружения и техники, доля которых в общем объеме поставок возросла на 10—15 %. Дальнейшую работу по повышению эффективности специальных подразделений планируется осуществлять в рамках разрабатываемой концепции совершенствования их деятельности на период до 2010 г.

Завершено формирование и автоматизированных дактилоскопических информационных систем органов внутренних дел в Главном информационно-аналитическом центре и 80 информационных центрах МВД, ГУВД, ОВД. С использованием их установлено более 150 тыс. лиц, причастных к правонарушениям, рост составил 67 %, и более 10 тыс. неопознанных трупов, рост составил 15 %. Кроме того, в 85 подразделениях оперативно-разыскной информации криминальной милиции, МВД, ГУВД, УВД, 20 УВДТ на транспорте, 233 городских (районных) отделах внутренних дел развернута и функционирует система биометрической идентификации личности, и с ее использованием установлена личность 30 тыс. лиц, причастных к совершению преступных деяний.

В социальной сфере актуальным для сотрудников милиции остается и жилищный вопрос. В 2007 г. введено в строй 45 объектов жилищного назначения, приобретено более четырех тыс. квартир, выдано 611 государственных жилищных сертификатов. В целом на фоне реализуемых субъектами Российской Федерации программ ипотечного кредитования, упорядочения работы по обеспечению жильем на уровне местных администраций общее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников сокращено за три года на 25 тыс. очередников. И в текущем году будет продолжена работа по повышению качества социальных гарантий сотрудникам милиции, в том числе и в сфере медицинского обеспечения.

В целом бюджет 2008 г. позволяет удовлетворить основные потребности в решении задач с преступностью, обеспечении общественного правопорядка и повышении уровня социальной защищенности личного состава Министерства внутренних дел.

42

Заместитель министра МВД России А. Еделев

проанализировал в выступлении работу оперативного штаба в Чеченской Республике. Представляя структуру общегосударственной системы противодействия терроризму, он выполнил поставленные задачи полностью: обеспечен конституционный порядок, безопасность граждан и укреплено доверие к государственной власти. Голосование за кандидатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации — яркое тому доказательство.

Уверенно реализуется программа «Нет следам войны». Жители республики получили более 250 тыс. кв. м жилья, 1 сентября открыли двери 465 школ, 12 новых детских садов, 6 объектов культуры и спорта, действует аэропорт. Созданы 1,5 тыс. рабочих мест, безработица снижена на 20 %. Первый вазовский автомобиль сойдет с конвейера в Чечне в мае текущего года, а это в перспективе еще 8 тыс. рабочих мест.

Своевременно выплачиваются пенсии и пособия, компенсации за утраченные жилье и имущество получили 46 тыс. граждан.

Посетившие Чеченскую Республику десятки делегаций, в том числе иностранных, члены правительств, общественные и правозащитные организации высоко оценивают масштабность преобразований. Полноценно функционируют все органы государственной власти и управления, работает Верховный Суд и все его районные звенья. Приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации 22 республиканских нормативных правовых акта. Органы внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности действуют слаженно и надежно. Исполнены все поручения национального антитеррористического комитета и федерального оперативного штаба. Количество терактов в Южном федеральном округе снизилось более чем на две трети.

Тем не менее в Чеченской Республике допущено 11 терактов. В 2008 г. планируется сократить количество вылазок террористов. Будет оказана практическая и методическая помощь в работе антитеррористических комиссий в Чеченской Республике, Ингушетии и Дагестане.

Согласованные мероприятия обеспечили контроль оперативной обстановки в Северо-Кавказском регионе, срыв террористических замыслов бандглаварей. Отлаженный механизм действий обеспечил ликвидацию 17 экстремистских групп. При оказании вооруженного сопротивления нейтрализовано 28 главарей и 164 бандита. Задержано свыше 700 участников и пособников незаконных

вооруженных формирований, в отношении которых проводятся следственные и оперативно-разыскные мероприятия. В итоге число бандгрупп сократилось более чем на треть, а количество бандитов на территории Чеченской Республики оценивается примерно до 440.

В 2007 г. на новый уровень вышло сотрудничество с правоохранительными органами стран СНГ. В частности, с МВД Азербайджана вскрыта преступная сеть, длительно действовавшая в наших странах и готовившая резонансные теракты. В первом квартале 2008 г. для дальнейшей координации работы будет открыто представительство МВД России при МВД Республики Азербайджан.

Важным направлением работы оперативного штаба в Чеченской Республике явился подрыв ресурсного потенциала бандитизма. Ликвидировано более тысяч и баз, стоянок и тайников с оружием и боеприпасами, три их подпольных производства, изъято 1500 единиц вооружения, две тонны взрывчатых веществ, сотни тысяч боеприпасов, обезврежено свыше 300 самодельных взрывных устройств. На итоговых совещаниях во всех территориальных органах внутренних дел, включая глав по Южному федеральному округу, повышены требования к организации работы по изъятию незаконно хранимого оружия.

В МВД по Чеченской Республике завершено становление районных и городских органов внутренних дел, сложился коллектив профессионалов-единомышленников, которым раскрыто свыше 4 700 преступлений. Раскрываемость особо тяжких преступлений превысила общероссийский уровень, а таких деяний, как терроризм, — 93 %, бандитизм — 81 %.

Неукоснительно реализуется комплексная программа по борьбе с похищением людей и розыску пропавших без вести на 2006—2010 гг. Возбуждено 58 уголовных дел о похищении 71 человека, из них 40 — по фактам похищения 50 лиц, совершенных в период сепаратистского режима. Достигнутые позитивные результаты в борьбе с похищением людей получили положительную оценку российских и международных организаций, в том числе представителей Совета Европы по правам человека, Еврокомиссии в Российской Федерации.

Руководитель антитеррористической комиссии Рамзан Кадыров лично участвует в выводе из бандгрупп молодежи и возврату к мирной жизни. Из числа боевиков явку с повинной оформили 154 человека, на контроле оперативного штаба и про-

куратуры находятся вопросы возможного участия в тяжких преступлениях, дальнейшего трудоустройства и социальной адаптации бывших членов НБФ.

Тем не менее все еще представляют угрозу правопорядку действующие международные террористы-координаторы. В тесном взаимодействии с ФСБ России работа по их нейтрализации будет активизирована. Для подрыва авторитета бандлидеров подготовлены сотни материалов информационной программы и текущие выпуски новостей. В документальных фильмах «Кавказские пленники» и «Горные крысы» раскрыта истина, уголовно-преступная сущность и причастность к похищениям людей дудаевс-ко-масхадовского режима. У бандитов и их покровителей за рубежом это вызвало злобную реакцию.

С учетом сложившейся оперативной обстановки усилия оперативного штаба в Чеченской Республике будут направлены на ликвидацию ядра банд-движения, перекрытие каналов пополнения материально-технических ресурсов, перегруппировку специальных сил и средств под задачи в соседних с Чеченской Республикой субъектах, упреждение и срыв планов бандглаварей на проведение резонансных терактов, выявление и предупреждение фактов коррупции в республиканских органах власти и управления, активную информационную борьбу по дискредитации бандлидеров и их окружения, развенчание идеологии экстремизма и терроризма.

Президент России В. Путин в заключение отметил, что информационное сопровождение деятельности на Кавказе, демонстрация фильмов, конечно, крайне важны. Но для того, чтобы агония у лидеров бандформирований стала свершившимся фактом, нужно решить экономические и социальные проблемы региона, нужно бороться с безработицей, нужно усиливать борьбу с террором нашими воинскими подразделениями и оперативными средствами и методами. И нужно окончательно лишить террористов какой бы то ни было поддержки местного населения.

.Милиция всегда впереди, всегда на самых сложных участках, конечно, всегда под огнем критики. Тем не менее это самая массовая государственная организация, которая на переднем крае борьбы с преступностью и в прямом контакте с населением. Нет сомнения, что, решая свои служебные, боевые задачи, в ближайшие годы сотрудники милиции сделают все возможное для того, чтобы обеспечить законные права и интересы граждан Российской Федерации.

Подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.