Научная статья на тему 'Безопасность, законные интересы людей должны быть надежно защищены'

Безопасность, законные интересы людей должны быть надежно защищены Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варнаков Владимир, Ужегов Александр

6 февраля в Москве состоялось расширенное заседание коллегии МВД России под председательством министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева. В работе коллегии принял участие Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. На мероприятии присутствовали: Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Нарышкин, Председатель Верховного Суда Российской Федерации Аркадий Лебедев, представители органов государственной власти, других правоохранительных ведомств России, а также начальствующий и командный состав органов внутренних дел и внутренних войск Российской Федерации. Впервые в этом году расширенное заседание коллегии транслировалось во все субъекты Российской Федерации. Таким образом, не только региональное руководство органов внутренних дел, но и весь личный состав получили возможность услышать выступающих в режиме реального времени…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варнаков Владимир, Ужегов Александр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность, законные интересы людей должны быть надежно защищены»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

6 (39) - 2009

безопасность,

законные интересы людей

должны быть надежно защищены

6 февраля в Москве состоялось расширенное заседание коллегии МВД России под председательством министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева.

В работе коллегии принял участие Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. На мероприятии присутствовали: Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Нарышкин, Председатель Верховного Суда Российской Федерации Аркадий Лебедев, представители органов государственной власти, других правоохранительных ведомств России, а также начальствующий и командный состав органов внутренних дел и внутренних войск Российской Федерации.

Впервые в этом году расширенное заседание коллегии транслировалось во все субъекты Российской Федерации. Таким образом, не только региональное руководство органов внутренних дел, но и весь личный состав получили возможность услышать выступающих в режиме реального времени.

В своем выступлении Президент России Дмитрий Медведев подвел итоги работы Министерства в 2008 г. и обозначил основные направления деятельности на 2009 г. Прежде всего, он поблагодарил сотрудников милиции за добросовестную службу. «Большинство людей, которые работают в милиции, в органах МВД самоотверженно выполняют свой профессиональный долг, — сказал Президент России. — И благодаря их повседневной деятельности пресекаются преступления, в целом снижается количество преступных посягательств в нашей стране».

Президент особо подчеркнул, что сегодняшняя криминогенная ситуация в стране остается сложной и не соответствует ожиданиям общества.

Только в прошлом году было зарегистрировано более 3200 тыс. преступлений, более полутора миллионов из них — это преступления в экономической сфере, кражи, грабежи, преступления против собственности.

Ключевыми задачами органов внутренних дел сегодня являются повышение уровня раскрываемости преступлений и обеспечение прав потерпевших, общественного порядка, безопасности граждан, особенно детей и подростков, профилактика правонарушений, противодействие экстремизму и коррупции.

Главная задача — как можно больше внимания уделять вопросам состояния общественного порядка. Тем более, что мы находимся в довольно сложной ситуации, в условиях влияния глобального финансового кризиса, который обострил проблемы безработицы и вообще те проблемы, которые существуют в социальной сфере нашей страны. Следует вести постоянный мониторинг положения дел в регионах, на местах в целом, чтобы не допустить осложнений в данной сфере.

Крайне остро стоит проблема нелегальной трудовой миграции. Преступность среди граждан, которые прибывают из ближайшего зарубежья, год от года растет. В условиях двукратного сокращения рынка труда для иностранных рабочих возможно не только нелегальное использование рабочей силы, но и ухудшение криминогенной обстановки в целом. Органам МВД нужно держать этот вопрос под своим постоянным контролем.

В последнее время много говорится о том, чтобы чиновники не мешали развитию бизнеса, особенно среднего и малого, а сотрудники правоохранительных органов не подменяли борьбу с преступностью бесконечными проверками организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Подобные проверки нужно осуществлять только при наличии заявления о совершенном преступлении и в рамках возбужденного уголовного дела.

Огромную тревогу в обществе вызывают проявления экстремизма. В 2008 г. на фоне общего снижения преступности количество таких деяний возросло практически на треть. Подобные преступления, как правило, наносят колоссальный вред. Именно поэтому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в органах МВД создаются специализированные подразделения по противодействию экстремизму. Несомненно, это позволит перейти на более результативный уровень работы.

По-прежнему одним из центральных вопросов остается профилактика правонарушений Основной упор здесь необходимо делать на предупреждении противоправных действий со стороны лиц так называемого повышенного риска: ранее судимых, наркоманов. Работа с ними должна совмещаться с мерами по их ресоциализации. Успешная социальная адаптация людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволит существенно улучшить криминогенную ситуацию в стране. В первую очередь это касается молодежи. Только в прошлом году более 100 тыс. преступлений было совершено несовершеннолетними или при их участии. Треть из этих преступлений — тяжкие и особо тяжкие.

Необходимо принять дополнительные меры законодательного порядка, направленные на обеспечение защиты и безопасности детей и подростков. Сегодня 760 тыс. детей в России живут в социально опасных условиях. В прошлом году свыше 120 тыс. пострадали от преступных деяний. Все это имеет прямое отношение к профилактике правонарушений, которая является общенациональной задачей. Координация этой работы возложена именно на Министерство внутренних дел, которому необходимо существенно активизировать работу в данной сфере.

Отдельно следует рассмотреть ситуацию в Северокавказском регионе. Там одновременно с диверсионно-террористической деятельностью экстремисты пытаются вести кампанию по дискредитации органов власти северокавказских республик. Защита общественного порядка в этом регионе является стратегической задачей, решать которую МВД должно в тесном взаимодействии с другими силовыми ведомствами.

Подводя итог своему выступлению, Президент России сказал: «Граждане нашей страны ожидают от вас, как и от других, конечно, правоохранительных органов, эффективной борьбы с преступностью, действенных мер по охране общественного порядка. Безопасность, законные интересы людей должны быть надежно защищены». Также он выразил уверенность в том, что органы внутренних

дел сделают все необходимое для реализации поставленных задач.

С докладом об основных результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2008 г. и приоритетных задачах на 2009 г. перед собравшимися выступил министр внутренних дел РФ генерал армии Рашид Нургалиев. Министр отметил, что прошедший год стал для наших граждан не только временем успехов и достижений, но и испытаний. С одной стороны, его особенность во многом определялась положительной динамикой социально-экономического развития страны, ростом благосостояния, а также заметным снижением общеуголовной преступности, укреплением позиции органов внутренних дел на ключевых направлениях борьбы с криминалом. С другой стороны, на сложившиеся тенденции повлияли глобальный экономический кризис и рецессия, наметившаяся в конце года в российской экономике. Это не могло не отразиться на состоянии общественной безопасности и правопорядка, миграционной политики.

Прошедший год был насыщен важными общественно-политическими событиями, культурными и спортивными мероприятиями как международного, так и российского масштаба. В их числе выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов в законодательные собрания и представительные органы местного самоуправления: Саммит «Россия — ЕС», V Всемирный конгресс финно-угорских народов в Ханты-Мансийске, Международный экономический форум, Конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», 77-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола в Санкт-Петербурге, ряд спортивных мероприятий мирового уровня.

Действуя в соответствии с основными приоритетами, определенными Президентом и Правительством Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности и Директивой МВД России на 2008 г., органы внутренних дел последовательно решали главную задачу — охрана и защита жизни людей, прав и свобод человека и гражданина. Для эффективного выполнения этой задачи сделано все необходимое, в частности:

1) принято непосредственное участие в подготовке 32 федеральных законов, 20 указов Президента, 50 постановлений Правительства Российской Федерации, заключении 10 международно-правовых актов, затрагивающих сферу внутренних дел;

2) проведены организационно-штатные мероприятия органов внутренних дел: реформирован блок криминальной милиции. На базе упразднен- 19

ного Департамента по борьбе с организованной преступностью образованы самостоятельные подразделения — Департамент по противодействию экстремизму и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

3) образовано специальное подразделение — Центр «0лимпиада-2014»;

4) изменена и организационная структура главных управлений МВД России по федеральным округам;

5) осуществлен ряд мер по формированию нового имиджа сотрудников милиции, и завершена апробация нового форменного обмундирования.

В 2008 г. по линии международного сотрудничества проведены 537 мероприятий, 2 заседания Совета Министерств внутренних дел, 3 Объединенных коллегии с участием председателей ветеранских организаций Содружества независимых государств, 6 совместных оперативно-профилактических операций и 5 тактико-специальных учений. Принятые меры позволили укрепить взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных стран, обеспечить оперативное реагирование на изменение криминальной ситуации и сохранить наметившиеся тенденции к снижению количества преступлений в Российской Федерации.

Позитивное влияние на повышение уровня безопасности личности и общества от преступных посягательств оказала и принципиальная позиция МВД, направленная на открытость и придание своей деятельности социально ориентированного характера. Ключевая роль в этом процессе принадлежит деятельности общественных советов при Министерстве и территориальных органах внутренних дел. В их состав вошли видные ученые, представители творческой интеллигенции, члены Общественной палаты Российской Федерации, профсоюзов, средств массовой информации, бизнеса, правозащитных организаций и религиозных конфессий. Все это является основой конструктивного диалога с институтами гражданского общества, который помогает подразделениям органов внутренних дел и внутренних войск довести необходимую информацию до граждан, способствует принятию важных управленческих решений и законодательных инициатив в области обеспечения правопорядка и противодействия преступности.

В прошлом году в режиме видеоконференции было проведено 4 заседания Общественного совета при МВД, одно из которых — выездное. Кроме того, на федеральном и региональном уровнях регулярно проводились совместные встречи, видеоконференции, «круглые столы» с Уполномоченным

20 -

по правам человека в Российской Федерации, представителями религиозных конфессий, творческой интеллигенции, общественными и правозащитными организациями. Показателем открытости и прозрачности принимаемых мер стало усиление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел, что способствовало снижению числа жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по «телефонам доверия» о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел. Это подтверждают данные Всероссийского центра изучения общественного мнения: количество граждан, выразивших недоверие милиции, сократилось с 38 до 30 %. При этом в той или иной степени доверяют милиции более половины опрошенных, а почти 83 % готовы обратиться за помощью в органы внутренних дел в случае необходимости.

За прошедший год было рассмотрено более 21,5 млн заявлений и обращений граждан. По сравнению с прошлым годом это на 4,7 % больше, что подтверждает последовательное осуществление органами внутренних дел курса на соблюдение законных прав и интересов граждан.

На общее улучшение криминальной ситуации в стране повлияло и развитие Государственной системы профилактики, которая оставалась в центре внимания Правительственной комиссии и МВД России. Министр констатировал завершение организационно-правового этапа по формированию органов управления системы профилактики правонарушений. Основные принципы и подходы организации государственной системы профилактики были сформулированы по итогам заседания Государственного Совета в Ростове-на-Дону.

Наметившаяся тенденция оздоровления оперативной обстановки связана с реализацией региональных профилактических программ и активизацией работы с органами прокуратуры по укреплению учета и регистрации преступлений в органах внутренних дел. Второй год подряд количество зарегистрированных преступлений сокращается, причем в прошедшем году снижение составило 10,4 %, из них тяжких и особо тяжких составов — на 11,4 %. Но в то же время возросло число дел об административных правонарушениях. Их рост составил 20,3 %. Все это позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на рост количества противоправных деяний, их общественная опасность заметно снизилась.

Особое место в реализации государственной системы профилактики уделяется несовершеннолетним. Для организации этой работы в 77 субъектах Российской Федерации почти 6 тыс. школьных

инспекторов ведут правовую разъяснительную работу, выявляют и пресекают распространение наркотиков, порнографии, предотвращают кражи и драки среди подростков.

Профилактика домашнего насилия, семейного пьянства, защита детей от побоев и издевательств родителей входят сегодня в обязанности «семейных инспекторов». Это новый институт, апробация которого проходит в 5 субъектах Российской Федерации: Ставропольском крае, Кемеровской, Мурманской, Ростовской и Сахалинской областях.

Значительная работа по профилактике правонарушений проводится и Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних. Систематически осуществляются мониторинг и изучение проводимой на местах работы по социально-экономической адаптации и оказанию помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В целях предупреждения совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними 16 декабря 2008 г. Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, наделяющий органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать меры по ограничению нахождения малолетних в общественных местах без сопровождения родителей либо лиц, их заменяющих.

Принятые меры позволили снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 16,5 %. Почти на четверть сократилось число несовершеннолетних, совершивших правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, и на 15,4 % — ранее нарушивших закон. Значительно уменьшилось число тяжких преступлений в подростковой среде: убийств, грабежей, разбойных нападений.

Основная нагрузка в профилактике правонарушений легла на наиболее многочисленную и приближенную к населению службу — участковых уполномоченных милиции. В прошедшем году ими рассмотрено более 6,5 млн обращений и заявлений граждан, установлены виновные в совершении 431 тыс. преступлений. Их последовательная работа позволила сократить количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, почти на 12 %.

В последние годы государственная деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения достигла качественно нового уровня. Основу национальной стратегии составила Федеральная целевая программа, рассчитанная

до 2012 г., ставшая механизмом, обеспечивающим комплексное воздействие общества и государства на состояние безопасности дорожного движения. Только в 2008 г. в режиме видеоконференции проведено 5 выездных заседаний Правительственной комиссии, состоялся Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». В 2009 г. запланировано проведение в Москве первой глобальной международной конференции по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения под эгидой ООН.

Реализация Федеральной целевой программы в 2008 г. позволила снизить: количество ДТП — на 6,6 %; число погибших — на 10,1 %; раненых — на 7,3 %; дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями — на 17,6 %, в которых на 21,1 % сократилось число погибших и на 17,7 % — раненых. Причем эти результаты достигнуты в условиях значительного прироста автотранспорта почти на 2,5 млн единиц. По оценке экспертов, ежегодно по вине водителей происходит более 80 % всех ДТП.

Ужесточение административной ответственности участников дорожного движения, внедрение технических средств и систем с использованием фото- и видеофиксации оказали положительное влияние на складывающуюся ситуацию на дорогах. Заметно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная работа, призывающая водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения. Формирование правового сознания рассматривается сегодня в качестве основного направления деятельности МВД России.

В решении задач профилактики стали шире использоваться современные технические средства и информационные технологии. На улицах городов и поселков установлено и действует около 73 тыс. камер видеонаблюдения. В общественных местах оборудовано более 12 тыс. установок экстренной связи «гражданин — милиция». В результате на улицах городов и населенных пунктов совершено на 4,9 % меньше преступлений, в том числе на 11,9 % — тяжких и особо тяжких.

Эффективен в борьбе с уличной преступностью и программный комплекс «Безопасный город», внедренный в 53 регионах страны. Его использование позволило раскрыть 11,1 тыс. преступлений, выявить 125 тыс. административных правонарушений и обеспечить проведение 200 тыс. различных массовых мероприятий.

Значительна роль в профилактике криминальных покушений на имущественные интересы граждан и юридических лиц подразделений государс-

- 21

твенной защиты имущества. В 2008 г. ими выявлено порядка 110,2 тыс. преступлений, пресечено почти 8, 3 тыс. попыток краж из охраняемых объектов. По подозрению в совершении преступлений задержано более 158,7 тыс. лиц.

Предупредительно-профилактическая деятельность подразделений лицензионно-разре-шительной системы способствовала снижению на 20,8 % количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия. При проведении проверок владельцев оружия и юридических лиц с особыми уставными задачами выявлено около 465,3 тыс. нарушений. Более 341,2 тыс. лиц привлечены к административной ответственности, около 12,6 тыс. — к уголовной.

В связи с принятыми в 2008 г. профилактическими мерами, внедрением новых форм и методов несения службы, совершенствованием систем управления нарядами, а также расширением возможности прямого доступа сотрудников милиции к автоматизированным информационным системам на 7,1 % снизилось количество преступлений, совершенных в общественных местах.

Главным же результатом Государственной системы профилактики является улучшение оперативной обстановки по линии общеуголовной преступности. Снижение преступности отмечено практически по всем составам преступлений во всех федеральных округах и в 78 субъектах Российской Федерации. В том числе: по убийствам — на 9,8 %; умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью — на 4 %; изнасилованиям — на 11,8 %; квалифицированным грабежам — на 19,7 %; разбоям — на 22 %; кражам из квартир — на 18 %; мошенничествам — на 8,9 %.

В целом, за прошлый год количество зарегистрированных преступлений сократилось в среднем на 10,4 %, что составило 3 млн 210 тыс. При этом на 11,4 % снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, сократился и удельный вес этих преступлений.

В 2008 г. в стране раскрыто более 1 713 тыс. преступлений. В том числе 454 тыс. и относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Установлены подозреваемые в совершении 882,8 тыс. преступлений, следствие по которым обязательно, и 830,6 тыс., следствие по которым необязательно. Почти 92 % всех преступных деяний, а это 1,6 млн, сотрудниками органов внутренних дел раскрыто.

Из числа сложных резонансных преступлений раскрыты убийства: прокурора Саратовской области Григорьева; корреспондента Общественного Российского Телевидения Ильи Шурпаева, Анны Лютой и Анны Мохнаткиной в городе Златоуст Че-

22

лябинской области. В Липецке раскрыто 14 убийств молодых женщин, совершенных на территории лесных массивов в период с 1998 по 2004 г. В Свердловске — 17 убийств престарелых женщин в период с июня 2002 г. по апрель 2006 г. и ряд других.

Выявлены лица, виновные в совершении 58,5 тыс. преступлений прошлых лет, что на 3 % больше, чем в 2007 г. Из них 20 тыс. — это тяжкие и особо тяжкие составы, что также на 5,1 % больше, чем в предыдущем периоде. В истекшем году из 225,8 тыс. разыскиваемых подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных граждан установлено 151,7 тыс. Результативность розыска составила 67,2 %. Установлено местонахождение 112,3 тыс. лиц, без вести пропавших, ушедших из дома, а также утративших связь с родственниками.

Существенно снизилось количество нераскрытых преступлений, в том числе тяжких — на 20,6 %, особо тяжких — на 19,6 %. Раскрыто и 36,6 тыс. преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами, рост которых составил 5,1 %. Пресечена деятельность более 10 тыс. лидеров и активных участников организованных групп, изобличенных в совершении 34,9 тыс. тяжких и особо тяжких преступных деяний, в том числе: в 155 убийствах, из которых 12 — по найму; 72 случаях похищения людей; 251 фактах бандитизма, 832 разбойных нападениях и 387 грабежах.

Зарегистрировано 325 преступлений, связанных с организацией преступного сообщества. Серьезную опасность для общества представляют преступные группировки, вовлеченные в такие виды криминального промысла, как переброска нелегальных мигрантов, торговля оружием, контрабанда стратегических ресурсов и наркотических средств. Из них наркобизнес является основным фактором, питающим криминальную среду и влияющим на рост общеуголовных деяний корыстно-насильственной направленности.

В 2008 г. органами внутренних дел выявлено более половины всех наркопреступлений — 136,6 тыс. В том числе почти 2,3 тыс., совершенных членами организованных групп и преступных сообществ. По оконченным производством уголовным делам изъято 12,1 т наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Важным направлением деятельности Министерства является обеспечение экономической безопасности страны. В 2008 г. правоохранительными органами в сфере экономики выявлено 448,8 тыс. преступлений, из которых к категории тяжких и особо тяжких относилось почти 40 %. На 3,5 % возросло число выяв-

ленных экономических преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размерах.

По 21,6 тыс. преступным деяниям установлена причастность к ним организованных групп и преступных сообществ. Из-под их влияния выведено 89 объектов экономики. Материальный ущерб от экономических преступлений по оконченным уголовным делам составил 142,5 млрд руб.

Чрезвычайную важность имеет антикоррупционная защита малого и среднего бизнеса, особенно на региональном и муниципальном уровнях власти, в том числе и в области налогового администрирования. На заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации в Тобольске 27 марта 2008 г. развитие малого и среднего бизнеса было названо «одним из решающих факторов инновационного развития экономики». И сегодня его защита от преступных посягательств является одной из основных задач, стоящих перед органами внутренних дел. Одним из первых шагов по поддержке предпринимателей явилось сокращение административных барьеров. Уже сейчас количество проверок, проводимых органами внутренних дел в организациях данной категории, значительно уменьшилось.

Актуально и противодействие любым попыткам «рейдерских захватов» и других противоправных способов передела собственности, в том числе с использованием фиктивных банкротств. Только в прошлом году поступило 213 заявлений от физических и юридических лиц, которые подвергались давлению со стороны «рейдеров», в производстве находилось 323 уголовных дела. Так, в декабре 2008 г. за приобретение мошенническим способом объектов недвижимости ООО НПФ «Тиква» и причинение ущерба в размере 210,8 млн руб. приговорены к семи и пяти годам лишения свободы Бирюков и Тимофеев.

В числе первоочередных задач остается защита от криминально-коррупционных угроз финансовых средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов, крупных инвестиционных программ. Для ее осуществления требуется жесткий финансовый и антимонопольный контроль за соблюдением бюджетного законодательства, государственной финансовой поддержки и госзаказа. В условиях экономического кризиса отслеживание прохождения и использования выделенных государством денежных средств приобретает еще большую важность. Нужно, чтобы выделенные средства дошли до конкретного адресата в полном объеме.

За прошедший период проведено свыше 39 тыс. проверок физических и юридических лиц,

получивших средства из федерального бюджета, и выявлено 3,6 тыс. преступлений. Реализованный МВД России в 2008 г. комплекс дополнительных мер государственного контроля за выделением и расходованием бюджетных средств, направляемых государством на поддержку финансового рынка, позволил выявить около 99 тыс. преступлений. Из них каждое шестое совершено в крупном или особо крупном размерах. Сумма возмещенного материального ущерба составила почти 20 млрд руб.

По сравнению с 2007 г. на 42,6 % больше раскрыто преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами. МВД России совместно с Росфинмониторингом осуществляет мероприятия по проверке информации в отношении ряда коммерческих банков об использовании ими «теневых» схем, направленных на незаконное «обналичивание» и вывод денежных средств за пределы Российской Федерации.

Одной из основных проблем является отсутствие прозрачного механизма их распределения и расходования, должного уровня взаимодействия между экономическими, правоохранительными и контрольно-надзорными органами. И как следствие, отсутствие возможности оперативного получения информации о банках, которым выделяются средства, суммах траншей, целях и условиях их выделения, а значит — и дальнейшее отслеживание их движения.

Министр отметил и результаты противодействия преступности в ряде бюджетообразующих отраслей экономики. В топливно-энергетическом комплексе в 2008 г. выявлено 13,2 тыс. преступлений, что почти на 20 % больше, чем в предыдущем периоде. Третья часть из них совершена в крупных или особо крупных размерах. Собственникам возмещено около 10 млрд руб.

В лесопромышленном комплексе выявлено почти 8,1 тыс. преступлений. Каждое второе из них—в крупных или особо крупных размерах. Ущерб по оконченным уголовным делам составил 3,3 млрд руб.

В сфере водных биоресурсов выявлено 12,2 тыс. преступлений с ущербом в 4,5 млрд. руб. Однако, по мнению Рашида Нургалиева, результаты, достигнутые в этих отраслях, пока еще нельзя считать удовлетворительными. Необходимо более последовательно и решительно создавать условия для подрыва экономических основ «теневого» и криминального бизнеса. Путь к этому — обеспечение соразмерности экономической ответственности преступивших закон и ущерба, причиненного обществу и государству. Речь здесь идет о штрафах и санкциях, возмещающих ущерб и упущенную вы- 23

году государства, отзывах лицензий на соответствующие виды деятельности, вплоть до конфискации доходов, полученных преступным путем.

По-прежнему остро стоит проблема с незаконным производством и оборотом фальсифицированных и контрафактных товаров, наносящих значительный ущерб отечественному рынку, жизни и здоровью граждан. В 2008 г. пресечена деятельность 72 преступных групп, занимавшихся незаконным производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Выявлено 558 подпольных производств. Возбуждено 14,4 тыс. уголовных дел.

Во исполнение поручений Председателя Правительства РФ проведены дополнительные мероприятия по предупреждению незаконного оборота фальсифицированных лекарственных средств. В результате этих мероприятий выявлено 20,9 тыс. преступлений, из них тяжких и особо тяжких — более 10 тыс., что на 2,7 % больше, чем в 2007 г. Окончено расследование уголовных дел в отношении руководителей ООО «Риа—Панда» и ООО «Вис» по факту незаконного производства, реализации лекарственных средств и извлечения дохода на сумму 265,5 млн руб.; в отношении генерального директора ООО «Джи-Фарма», организовавшего подпольное производство и сбыт на территории нескольких регионов фальсифицированного лекарственного препарата на общую сумму 1,3 млн руб.

Особую опасность для экономики страны представляет установление коррупционных отношений между чиновниками органов власти различных уровней, теневой экономики и представителями организованного криминалитета. Правоохранительными органами было выявлено 40,5 тыс. преступлений коррупционной направленности, каждое третье из них — уличение во взяточничестве. По 9,8 тыс. преступлений этого вида уголовные дела направлены в суд. К уголовной ответственности привлечено 6 тыс. человек. Так, по фактам получения взятки возбуждены уголовные дела в Екатеринбурге в отношении должностных лиц администрации города и в Липецкой области в отношении руководителя Управления лесного хозяйства, причинивших ущерб, соответственно, свыше 39 млн и 13 млрд руб.

Положительная динамика отмечается и в раскрытии преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В 2008 г. на 13,3 % увеличилось количество должностных преступлений, выявленных правоохранительными органами, в том числе в крупном размере — на 16,8 %.

24 -

Кроме того, все чаще за коррупционные преступления к уголовной ответственности стали привлекаться высокопоставленные должностные лица. Из последних, наиболее значимых, примеров — возбуждение уголовных дел по фактам противоправной деятельности должностных лиц Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Тверской и Орловской областей.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в Министерстве реализуется План по противодействию коррупции на 2008 — 2010 гг., в рамках которого в ГИАЦ формируется Реестр дисквалифицированных лиц. Он содержит данные о чиновниках и предпринимателях, которым по приговору суда запрещено занимать руководящие должности, а также включает сведения о более чем 5 тыс. лиц, осужденных за коррупционные преступления.

Сохраняется пока еще высокая степень опасности и террористических угроз. Их основным источником на территории Северного Кавказа продолжает оставаться преступная деятельность незаконных вооруженных формирований. В ходе контртеррористической операции пресечена деятельность более 680 членов незаконных вооруженных формирований, а также около 40 банд и 600 организованных преступных групп.

Предотвращено 104 преступления террористической направленности, из которых более 50 планировалось осуществить в местах массового пребывания людей. Нанесен значительный урон и ресурсной базе террористического подполья. Из незаконного оборота изъято и уничтожено около тысячи единиц огнестрельного оружия, более 2,3 т взрывчатых веществ и обезврежено 256 самодельных взрывных устройств.

В результате профилактических и пропагандистских мер, работы с местным населением добровольно отказались от участия в противоправной деятельности и явились с повинной 106 членов незаконных вооруженных формирований.

Однако сохраняющийся потенциал терроризма, периодические вспышки его активности говорят о том, что опасность террористической угрозы не снижается. Не меньшую опасность для общественной безопасности представляют и преступления экстремистской направленности. К наиболее опасным проявлениям экстремизма обоснованно следует отнести организованную деятельность преступных сообществ в совокупности с совершением иных тяжких преступлений. И здесь особого внимания требует деятельность этнических преступных сообществ, которые для достижения своих

коммерческих целей и расширения сфер влияния, передела собственности провоцируют конфликты с межнациональной окраской.

Незанятость молодежи, ограниченные возможности получения образования умело используются в антиобщественных противоправных целях. За деньги, но чаще благодаря сомнительным ценностям и лозунгам молодежь вовлекают в экстремистские группировки, участвующие в массовых нарушениях общественного порядка, погромах, убийствах людей другого вероисповедания и национальности. В настоящее время на учете в МВД состоит 302 неформальных молодежных объединения с признаками экстремистских взглядов и убеждений. Для противодействия этим особо опасным явлениям в МВД России образован Департамент по противодействию экстремизму, в функции которого входят: мониторинг происходящих процессов в экстремистской среде; профилактика, выявление и пресечение преступлений, а также — координация и взаимодействие с другими правоохранительными органами.

Весомый вклад в обеспечение правопорядка внесли и отряды милиции особого и специального назначения. За истекший период специальные подразделения были задействованы при проведении 18,3 тыс. мероприятий, в ходе которых пресечено более 14,7 тыс. преступлений, задержано 1 016 вооруженных преступников, освобождено 30 заложников, изъято из незаконного оборота более 3,3 тыс. единиц огнестрельного оружия и почти 4,8 тыс. взрывных устройств.

Значителен вклад в раскрытие и расследование преступлений и экспертно-криминалистических подразделений. С использованием созданных автоматизированных лабораторий по идентификации голоса, ДНК-анализа, автоматизированных дактилоскопических информационных систем в прошлом году получена доказательная база по 75 % расследованных уголовных дел.

Особую роль в обеспечении общественной безопасности, проведении контртеррористической операции и поддержании мирной жизни в Чеченской Республике выполняли внутренние войска. Во взаимодействии с правоохранительными органами Южного федерального округа они принимали активное участие в ликвидации последствий гуманитарной катастрофы в Южной Осетии.

Важное значение в деятельности Министерства внутренних дел РФ занимали вопросы миграции. Продолжалась работа по совершенствованию миграционного законодательства. В рамках административной реформы утверждены регламенты, позволившие улучшить качество работы с населением.

В 2008 г. на миграционный учет поставлено 9,2 млн иностранных граждан, что на 16,7 % больше, чем в 2007 г.; рассмотрено более 2,3 млн дел об административных правонарушениях. Взыскано в доход государства более 3 млрд руб.

Сегодня общество предъявляет повышенные требования к сотрудникам милиции. Их деятельность должна быть понятной и поддерживаемой населением. А добиться этого можно, только если ты сам честен, порядочен и законопослушен. Поэтому МВД России решительно и бескомпромиссно борется с пока еще имеющими место преступными проявлениями в своих рядах. Принципиальная позиция МВД России состоит в том, чтобы, с одной стороны, решительно избавляться от тех кто своими поступками позорит звание российского милиционера, с другой — защитить честь и достоинство, жизнь и здоровье сотрудников, честно выполняющих свой профессиональный долг, зачастую с риском для жизни.

Только в прошлом году за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга, 2 616 сотрудников и военнослужащих награждены орденами и медалями. Пятеро удостоены высокого звания Героя Российской Федерации. Эта высокая оценка является образцом верности присяги и добросовестного выполнения служебного долга для молодых сотрудников, в воспитании и становлении которых важная роль принадлежит ветеранам. Их богатый профессиональный и жизненный опыт востребован не только при обучении и социальной поддержке личного состава, но и при раскрытии преступлений и укреплении правопорядка. При их активном участии выявлено и раскрыто почти 19 тыс. преступлений. Более 17 тыс. ветеранов в настоящее время включились в работу с несовершеннолетними. Их заботой и вниманием охвачены более 163 тыс. детей и подростков, в том числе из неполных и неблагополучных семей.

Одной из наиболее действенных и эффективных форм работы ветеранов остается наставничество. За последние 5 лет количество ветеранов, являющихся наставниками молодых специалистов, увеличилось и составило 23,5 тыс. человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рашид Нургалиев отметил, что выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел и внутренними войсками, возможно только при достижении необходимого уровня материально-технического обеспечения и социальной защищенности личного состава. Бюджет МВД России в 2008 г. составил 391,5 млрд руб. Увеличение объемов финансирования по сравнению с 2007 г. на 28,9 % позволило обеспечить выполнение намеченных Министерством опера- 25

тивно-служебных задач и решение социальных проблем личного состава.

К концу прошлого года денежное довольствие сотрудников и военнослужащих внутренних войск увеличено на 18,8 %. С 1 января текущего года введена система дополнительного материального стимулирования. Обеспечены выплаты компенсаций сотрудникам милиции на содержание детей в дошкольных учреждениях, оплату стоимости путевок на оздоровление детей погибших сотрудников и военнослужащих внутренних войск.

На особом контроле находятся и вопросы социальной защищенности пенсионеров органов внутренних дел. С учетом повышения денежного довольствия в прошедшем году дважды произведены перерасчеты пенсий. Они значительно повышены у инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов вследствие военной травмы и граждан, достигших 80-летнего возраста.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в связи с увеличением в 1995— 1998 гг. на 25 % должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, единовременную доплату получили свыше 250 тыс. пенсионеров на общую сумму более 6,2 млрд руб.

В 2008 г. последовательно и целенаправленно осуществлялось техническое перевооружение органов внутренних дел и внутренних войск. Если еще в 2005 г количество приобретаемых новых образцов техники и вооружения составляло 7 % от общего объема закупок, то в 2008 г. их доля возросла уже до 33 %.

При этом основные усилия Министерства были направлены на повышение уровня оснащенности органов внутренних дел городского и районного звена, отрядов милиции специального и особого назначения, экспертно-криминалистической службы, подразделений, выполняющих задачи по охране общественного порядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона.

Важнейшим шагом по развитию современных технологий стало создание Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел. Ее практическое внедрение обеспечивает широчайшие информационные возможности: от быстрого получения информации из специализированных баз данных федерального и регионального уровней до проведения видеоконференций и дистанционного обучения для сотрудников органов внутренних дел. Активное ее внедрение способствовало раскрытию более 688,6 тыс. преступлений, что составляет третью часть от общего числа расследованных преступлений.

26 -

В 2008 г. была продолжена работа, направленная на соблюдение прав и законных интересов лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания. Так, с 2005 г. построено, реконструировано и отремонтировано 1 031 ИВС. В 2009 г. планируется отремонтировать порядка 250 изоляторов и продолжить строительство 55 объектов. На эти цели по Гособоронзаказу предусмотрено финансирование в объеме 946,6 млн руб.

Существенную роль в обеспечении деятельности МВД России занимают вопросы развития капитального строительства, создания достойных условий труда, улучшения жилищных условий сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. За прошедший 2008 г. введено в эксплуатацию 127 объектов общегражданского, специального и военного назначения, в том числе 28 жилых домов общей площадью более 165 тыс. кв. м. Свои жилищные условия улучшили 3 679 семей, а с 2005 г. — 14 375. Выдано 933 государственных жилищных сертификата на общую сумму более 1 353,5 млн руб. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 653 увеличены и размеры денежной компенсации за поднаем жилых помещений.

В центре внимания руководства МВД России постоянно находится и забота о здоровье сотрудников органов внутренних дел. За 2008 г. в санаториях, пансионатах, домах отдыха отдохнули и поправили свое здоровье около 3,5 млн человек, в том числе члены семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, участники Великой Отечественной войны, ветераны ОВД. Одновременно построено и реконструировано 25 объектов здравоохранения, приобретено медицинское оборудование на сумму 771,5 млн руб.

Решение ключевых задач по развитию государственной системы профилактики, противодействию общеуголовной преступности, обеспечению экономической безопасности, улучшению оперативно-служебной деятельности, совершенствованию кадровой политики способствовало достижению в истекшем году основной цели МВД России — обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Министерство и впредь продолжит работу по совершенствованию оперативно-служебной деятельности в обеспечении законности и правопорядка с учетом развития страны и стратегических приоритетов, определенных Президентом и Правительством РФ до 2020 г. Нет сомнения, что задачи, поставленные перед органами внутренних дел и внутренними войсками, будут выполнены в полном объеме.

Подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.