ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ И ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ В ПРИГРАНИЧНЫХ
РЕГИОНАХ
А.И. Черный,
дознаватель ООД УМВД России по Брянской области Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается незаконная миграция и преступность мигрантов, а так же роль органов внутренних дел региона в противодействии указанным негативным явлениям.
Ключевые слова: миграция, органы внутренних дел, экономика, преступность.
COUNTERACTING ILLEGAL MIGRATION AND CRIME MIGRANTS IN BORDER REGIONS
A.I. Cherny,
The investigator of OOD UMVD of Russia across the Bryansk region
Annotation. This article examines the illegal migration and crime migrants, as well as their prevention in terms of border regions of the Russian Federation.
Keywords: migration, law-enforcement bodies, economy, criminality.
Процесс глобализации современного мирового сообщества, наряду с положительными изменениями в экономической, социальной, политической и иных сферах жизнедеятельности, повлек за собой и множество негативных тенденций, среди которых все чаще отмечаются миграционные процессы и, в особенности, их криминальная составляющая.
Распад Советского Союза привел к тому, что на территориях бывших стран социалистического лагеря сложилась новая миграционная ситуация, основными чертами которой стали: ослабление миграционного контроля, прозрачность границ государств-участников СНГ, частичное снятие административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан. Следствием сложившейся миграционной ситуации в России, в особенности в ее приграничных регионах состоит в том, что они превратились не просто в транзитные пункты для мигрантов, а в территории, на которых организация незаконной миграции «поставлена на поток»1.
Нельзя не согласиться с существующей точкой зрения, что миграция, как социальное явление содержит в себе угрозы политического характера — негативно сказывается на уровне внутренней безопасности государства в целом, наносит ущерб его геополитическим интересам и авторитету на международной арене; экономического характера — способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне экономического законодательства, изъятию из финансового оборота существенной доли денежных средств,
в том числе путем вывоза их за пределы Российской Федерации, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников; в социальной сфере - приводит к усилению социальной напряженности, что в совокупности значительно осложняет криминогенную обстановку в стране2.
Брянская область в силу своего особого географического положения (одновременно граничит с Республикой Украина и Республикой Беларусь) является одним из наиболее привлекательных регионов для организации незаконной миграции из сопредельных государств.
На совместном совещании представителей УМВД России по Брянской области и УФМС России по Брянской области, проведенном в декабре 2013 г. было отмечено, что на сегодняшний день в регионе проблема миграции характеризуется двумя ключевыми элементами: нелегальная составляющая внешней трудовой миграции и, как следствие, преступность мигрантов.
Нелегальная составляющая внешней трудовой миграции является актуальной для приграничного региона проблемой. Если с гражданами стран дальнего зарубежья, благодаря существующему порядку регистрации, дело обстоит относительно благополучно, то о жителях государств-участников СНГ этого сказать нельзя. Свободный въезд и выезд в Россию и из нее, упрощенный порядок регистрации оставляет немало возможностей для нелегальной работы. Так, за 2013 г. и январь 2014 г. сотрудни-
ками подразделений и служб полиции совместно с представителями УФМС России по Брянской области было выявлено 16 фактов организации незаконной миграции, возбуждено 4 уголовных дела.
Основным негативным последствием незаконной миграции является преступность мигрантов. В первую очередь это обусловлено тем, что миграция содержит в себе криминогенную составляющую -мигранты, попадая в новые условия проживания, испытывают естественные социально-бытовые и психологические трудности, нередко решаемые преступным путем3.
Количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами неуклонно растет каждый год. Если в 2012 г. на территории Брянской области было зарегистрировано 331 преступление, совершенное мигрантами, то в 2013 г. этот показатель составил 452 преступления, что в общем числе зарегистрированных преступлений составляет около 2,5%. К уголовной ответственности привлечено 398 лиц.4 Исследование национального состава лиц преступников-мигрантов (диаграмма 1) показывает, что значительная их часть является гражданами сопредельных Республика Беларусь (106) и Украина (87).
География преступности мигрантов - прежде всего районы, относящиеся к так называемой приграничной зоне, а так же территория города Брян-ска5. Анализ оперативной обстановки на территории Брянской области (диаграмма 2) свидетельствует, что в структуре преступности мигрантов преобладают такие виды преступлений, как незаконное пересечение границы (95), кражи (86), угроза убийством (37) и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (31). Стоит отметить, что проблема миграции, в особенности ее незаконной составляющая, в последние годы вышла за пределы отдельно взятого государства и носит транснациональный характер. Как следствие, оперативно - профилактические мероприятия и операции межведомственного уровня, проводимые правоохранительными органами одного государства, не в полной мере отвечают требованиям действительной оперативной обстановки и стремительно утрачивают свой предупредительный и профилактический потенциал.
Сложившаяся криминогенная ситуация требует комплексного подхода к решению таких вопросов, как: выявление и ликвидация преступных структур, каналов незаконной миграции, разработка и внедрение комплексных мероприятий межгосударственного характера, направленных на предупреждение не отдельных видов преступлений, совершаемых в приграничных районах, а приграничной преступности в целом.
Только своевременное решение подобных задач позволит успешно бороться с нелегальной миграцией и преступностью мигрантов, а так же окажет существенное влияния не декриминализацию приграничья, т.е. с ее качественными изменениями, организованностью, вооруженностью и устойчивы-
ми связями с криминальными структурами из иностранных государств.6
Следует так же отметить, что преступность мигрантов является закономерным следствием незаконной миграции, рост которой неизбежно приводит к увеличению количества преступлений, совершаемых представителями иных государств.
Важная роль в стабилизации миграционных процессов в предупреждении и пресечении преступности иностранных граждан, выявлении причин и условий, способствующих их совершению, в регионе отводится органам внутренних дел. В сфере предупреждения и пресечения преступлений подразделениями и службами полиции реализуется комплекс мер специально-криминологического предупреждения, поскольку сотрудники полиции наделены широким спектром полномочий, которые реализуются ими в ходе осуществления уголовно-процессуальной оперативно-розыскной, административной и иных видов деятельности, направленных на противодействие преступности.
Для органов внутренних дел приграничных регионов в сфере предупреждения преступности немаловажное значение имеет тесное взаимодействие с пограничным органам федеральной службы безопасности, управлением ФМС России по Брянской области, управлением федеральной таможенной службы по Брянской области, управлением ФСКН России по Брянской области в проведении мероприятий по защите Государственной границы и по контролю за соблюдением пограничного режима и предупреждению преступлений, совершаемых в приграничных зонах.
Основной формой взаимодействия и единственным инструментарием оздоровления криминогенной обстановки в приграничных регионах выступают проводимые межведомственные оперативно-профилактические операции, среди которых особо следует отметить «Нелегальный мигрант», «Мигрант», «Регион-Магистраль», «Патент», «Нелегал-2013», «Граница-2014», направленные на противодействие
^ __7
незаконной миграции и преступности мигрантов', в ходе которых осуществляется проверка жилого сектора, общежитий, гостиниц, рынков, предприятий организаций и фирм с целью выявления нарушений паспортного режима, иностранных граждан незаконно пребывающих на территории региона, выявление иных нарушений и преступлений.
Так, по результатам проведения указанных оперативно-профилактических мероприятий, а так же первого этапа «Граница-2014» на территории районов Брянской области, непосредственно граничащих с республиками Украина и Беларусь велась работа по выявлению преступлений и административных правонарушений, в том числе и в сфере миграции.
В ходе мероприятия проводилась сверка списков иностранных граждан, которым аннулированы раз-
решительные документы и сокращен срок пребывания на территории России с данными ЦБД УИГ о выезде их за пределы Российской Федерации,
Мероприятие было проведено силами сотрудников УМВД России по Брянской области, Управления Федеральной миграционной службы России по Брянской области, Управления Федеральной службы безопасности по Брянской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области, другими контрольными службами. В ходе его проведения при тесном взаимодействии указанных ведомств проверено свыше 1000 предприятий и организаций всех форм собственности, расположенных в приграничных районах, автотранспортные средства, въезжающие в область с гомельского, могилевского, черниговского и сумского направлений, поезда международного сообщения. По итогам проверки выявлено 1455 правонарушений в области миграционного режима, 4 факта организации незаконной миграции, из незаконного оборота изъято 3 кг наркотических средств и 200 единиц огнестрельного оружия.
В заключении необходимо отметить, что проблема миграции, в особенности ее незаконная составля-
ющая, в последние годы вышла за пределы отдельно взятого государства и носит транснациональный характер. Как следствие, оперативно - профилактические мероприятия и операции межведомственного уровня, проводимые правоохранительными органами одного государства, не в полной мере отвечают требованиям действительной оперативной обстановки и стремительно утрачивают свой предупредительный и профилактический потенциал.
Сложившаяся криминогенная ситуация требует комплексного подхода к решению вопросов выявление и ликвидация преступных структур, каналов незаконной миграции, разработки и внедрения комплексных мероприятий межгосударственного характера, направленных на предупреждение не отдельных видов преступлений, совершаемых в приграничных районах, а приграничной преступности в целом.
Только своевременное решение подобных задач позволит успешно бороться с нелегальной миграцией и преступностью мигрантов, а так же окажет существенное влияние не декриминализацию приграничья.
Диаграмма 1
Преступность мигрантов в 2013 году
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
■ Незаконное пересечение границы
■ Преступления, в сфере нарушения правил дорожного движения
■ Кража
■ Дача взятки
■ Незаконный оборот наркотиков
■ Незаконный оборот оружия
Диаграмма 2
1 КрасновА.Ю. Государственная политика противодействия 5 Комплексный анализ состояния правопорядка в Брян-незаконной миграции. Дисс... канд. юрид. наук: М., 2010. ской области и основные результаты деятельности органов
2 Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза нацио- внутренних дел за январь-декабрь 2014 г.
нальной безопасности РФ // Миграционное право. 2009. №№ 1. 6 Буряк Ю.Н. Противодействие нелегальной и крими-
3 Буряк Ю.Н. Противодействие нелегальной и крими- нальной миграции в деятельности ФМС России // Психопе-нальной миграции в деятельности ФМС России // Психопе- дагогика в правоохранительных органах № 2, 2009. дагогика в правоохранительных органах № 2, 2009. 7 Информационно-аналитическая справка УФМС России
4 По данным ИЦ УМВД России по Брянской области. по Брянской области за 2013 г.
НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМ. (Теоретический аспект)
Л.Т. Чихладзе,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского Университета им. С.Ю. Витте, доцент кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрывается проблема наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Автор утверждает, что в мировой практике наблюдается тенденция к увеличению государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.
Ключевые слова. Местное самоуправление; муниципальные органы власти; делегированные полномочия; переданные полномочия; собственные полномочия; обязательные полномочия.
INVESTMENT OF LOCAL GOVERNMENTS SEPARATE STATE TO POWERS. (Theoretical aspect)
L.T.Chihladze,
candidate of jurisprudence, the associate professor of state and legal disciplines of the Moscow University ofS.Yu. Vitte, the associate professor of the constitutional and municipal law of the Russian university offriendship of the people
Annotation. In article the problem of investment of local governments separate state powers reveals. The author asserts that in world practice the tendency to increase state power carried out by local governments is observed.
Keywords. Local government; municipal authorities; the delegated powers; the delegated responsibility; own powers; obligatory powers.
Возможность осуществления органами местного В теории муниципального права высказыва-самоуправления отдельных государственных пол- ется точка зрения, в соответствии с которой «це-номочий предусмотрена в Конституции Российской лесообразность возложения на органы местного Федерации, принятой на всенародном голосовании самоуправления исполнения отдельных государ-12 декабря 1993 г. (См. Конституция РФ 1993 г.). ственных полномочий диктуется более высоким Так, согласно ч. 2 ст. 132 «органы местного само- уровнем эффективности исполнения, чем их непо-управления могут наделяться законом отельными средственная реализация органами государствен-государственными полномочиями с передачей не- ной власти»[1. с. 16]. Например, ряд таких отно-обходимых для их осуществления материальных и шений, как государственная регистрация актов финансовых средств. Реализация полномочий под- гражданского состояния, воинский учет, соверше-контрольна государству». ние нотариальных действий и т.п. затруднительно