Научная статья на тему 'Миграция населения и миграционная политика в Дагестане'

Миграция населения и миграционная политика в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграция населения и миграционная политика в Дагестане»

МХАбидов

Мигроиш населения

и миграционной политика В Дагестане

Миграционная политика представляет собой систему общепринятых мер, с помощью которых, прежде всего, государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества [1].

Являясь частью социально-экономической политики, миграционная политика выполняет структурную роль, т.е. увязывается проект социально-экономического развития с проектом (прогнозом) количества, качества и размещения населения. Но роль государственной миграционной политики не должна сводиться лишь к планированию движения населения и управления им. Другая ее функция, не менее важная, — это контроль над изменениями в текущей ситуации и гибкое реагирование на трансформацию социально-экономических условий в обществе [2].

В качестве цели миграционной политики как в Республике Дагестан (далее по тексту Дагестан), так и в целом на Северном Кавказе выступает необходимость придания миграционным процессам управляемого и предсказу-

емого характера, учитывая особый геополитический статус региона [3].

Дагестан является самым южным приграничным регионом России — форпостом Российской Федерации на Кавказе. Этим и обусловлена необходимость эффективной реализации государственной миграционной политики. Являясь одной из крупнейших по численности населения и площади (50,3 тыс. кв. км.) республикой на Северном Кавказе, он территориально делится на две почти равные части: северную — равнинную и южную — горную. Имеет общую границу с Азербайджаном (на юге), Грузией (на юго-западе), Чеченской Республикой и Ставропольским краем (на северо-западе), Калмыкией (на севере) и связанное с этим выгодное геополитическое расположение. По суше и Каспийскому морю граничит с пятью государствами — Ираном, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Грузией. Республика располагает значительными запасами нефти, лесными и водными ресурсами, однако ее экономический потенциал в настоящее время реализуется не в полном объеме.

Дагестан на протяжении длительного периода времени, несмотря на снижение за последние 2—3 года удель-

ного веса федеральных средств и существенное увеличение удельного веса налогов в доходной части, остается регионом, в значительной степени дотируемым из федерального бюджета.

Численность постоянного населения Дагестана составляет более 2 млн. 600 тыс. человек, в том числе 1 млн. 120 тыс. человек проживают в городах и поселках городского типа, 1 млн. 501 тыс. — в сельской местности. Соотношение городского и сельского населения составляет 42,7% и 57,3% соответственно [4].

Национальный состав республики: аварцы — 28,6%, даргинцы —16,6%, кумыки — 13,0%, лезгины —12,3%, чеченцы — 5,0%, русские — 4,7%. Значительный удельный вес имеют лакцы, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, агульцы.

На миграционную ситуацию в республике продолжают оказывать значительное воздействие социально-экономическая, криминогенная и политическая обстановка как в республике, так и в целом на Северном Кавказе. Миграционные потоки в течение последних 16 лет неоднократно меняли свою направленность. Так, до 1990-х годов республика имела отрицательное сальдо миграции, что было связано с отъездом населения на заработки в другие регионы страны. С начала перестройки ситуация существенно изменилась. Сальдо миграции стало положительным, что обусловлено возвращением дагестанцев на постоянное место жительство в республику из бывших союзных республик, краев и областей России. В последние годы сальдо миграции снова отрицательное, что обусловливается, с одной стороны, отъездом части населения на заработки в Москву, Московскую и Тюменскую области, Республику Калмыкию и Краснодарский край, а с другой сторо-

ны — отъездом на новое местожительство как некоренного населения (русских, украинцев, татар, евреев и т.д.), так и дагестанцев, которые в основном направляются на постоянное жительство в более зажиточные регионы России: Москву и Московскую область, Астраханскую и Ростовскую области, Ставропольский и Краснодарский края.

По оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (ТОФСГС по РД), в 2006 г. в Дагестане сохраняется отрицательное сальдо миграции, т.е. число граждан, выехавших за пределы республики, превысило число прибывших извне на 6384 человека. Причем отрицательное сальдо миграции наблюдается как в городской, так и в сельской местности [5].

Эмиграция граждан в страны дальнего зарубежья по-прежнему носит этнический характер и представлена лицами еврейской и татской национальностей. В 2006 г. число граждан, выехавших в страны дальнего зарубежья (Израиль, Германия, США), составило 40 человек (в 2005 г. — 53 человека), что свидетельствует, на наш взгляд, о том, что миграционные потоки из республики в страны дальнего зарубежья фактически исчерпаны.

Сложная миграционная ситуация не только в Дагестане, но и в других регионах Северного Кавказа требует реализации более жесткой государственной миграционной политики в регионе, предусматривающей осуществление комплекса превентивных мер социально-экономического, правового и организационного характера.

Создание в 1989 г. Федеральной миграционной службы, как мы полагаем, вызвано появлением новой функции государства — приема, обустрой-

ства беженцев и вынужденных переселенцев. Факторами, вызвавшими первую волну вынужденной миграции в нашей стране, стали события в Гурьев-ской области (Казахстан), распад Советского Союза, межэтнические конфликты (азербайджано-армянский в Нагорном Карабахе, узбеков с турка-ми-месхетинцами в Ферганской области Узбекистана). Активизации миграционных процессов положили начало события в Гурьевской области, когда в 1989—1990 гг. в результате погромов и угроз около 2 тыс. дагестанских семей в составе 9,5 тысяч человек вынуждены были вернуться на свою историческую родину. С этого времени география вынужденной миграции расширилась, охватив ряд других территорий. Вынужденной миграции способствовала проводимая контртеррористическая операция в соседней Чеченской Республике. До 1997 г. волна вынужденной миграции постоянно возрастала: с 14 семей (47 человек) в 1992 г. до 672 семей (2257 человек) в 1996 г. С 1997 г. происходит заметное снижение числа лиц, признанных вынужденными переселенцами, до 50 семей (161 человек) в 2002 г. С 2003 г. волна вынужденной миграции практически прекратилась, что вызвано наметившейся стабилизацией общественно-политической обстановки. В результате Республика Дагестан приняла всего 10 379 вынужденных переселенцев (3294 семьи), в том числе из Чеченской Республики — 6981 человек (2218 семей). В настоящее время в республике продолжают состоять на учете 1 семья беженцев (3 человека) и 312 семей (933 человека) вынужденных переселенцев, в том числе выходцы из Чеченской Республики — 233 семьи (605 человек) [5].

Управлением Федеральной миграционной службы России по Республи-

ке Дагестан (УФМС по РД) в 2007 г. было проведено экспертное исследование масштабов нелегальной миграции иностранных граждан на территории республики. В настоящий период в Дагестане находится до 3,5 тыс. нелегальных мигрантов (в 2006 г. — до 6 тыс. человек). Столь заметное снижение количества иностранных граждан, пребывающих в республике без определенного правового статуса, обусловлено принятием ряда законов: «О миграционном учете в РФ», «О внесении поправок в Федеральный Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ», заметно облегчающих процедуры легализации мигрантов в Российской Федерации. В частности, послабления коснулись постановки на миграционный учет, оформления разрешений на работу (без отсутствия заключения № 28 Министерства труда и социального развития для стран с безвизовым режимом). Как правило, оставшаяся часть нелегальных мигрантов — это граждане с визовым режимом (граждане Вьетнама, Грузии, Китая и Турции) либо граждане безвизового режима, которые утеряли на территории Российской Федерации документы и оказались в результате в правовом вакууме. Именно указанная часть нелегальных мигрантов должна представлять особый интерес, поскольку их нелегальное нахождение провоцирует в республике рост административных правонарушений, что в свою очередь порождает преступность. Анализ концентрации мест нелегальных мигрантов указывает на их высокую степень урбанизации (города Махачкала, Хасавюрт и Дербент).

Если до 1997 г. преобладал поток вынужденной миграции, то с 1998 г. по настоящее время испытывается натиск стихийной экономической и нелегальной миграции иностранных граждан,

которая существенно осложняет социально-экономическую и криминальную обстановку. Только в 2006 г. УФМС России по Республике Дагестан совместно с подразделениями МВД по Республике Дагестан проведено 7 крупномасштабных специальных комплексных оперативно-профилактических мероприятий («СКПО», «Паспорт», «Нелегал», «Мигрант», «Граница», «Граница-заслон», «Вихрь-антитеррор»), направленных на противодействие незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. В результате только в 2006 г. выявлено 5080 административных правонарушений. Число иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности, по странам происхождения распределилось следующим образом:

Страна Азербайджан Грузия Украина Казахстан Молдова Киргизия Узбекистан Туркмения Таджикистан Армения Турция Китай другие

Количество человек 1234 75 34

43 22

44 86 27 44 41 23

6

179

Необходимо заметить, что такие мероприятия имеют положительный эффект, в том числе привитие правового сознания и формирование правовой культуры у иностранных граждан. Так, если в 2004 г. в Дагестане было выдано 273 разрешения на работу, в 2005 г. - 699, то уже в 2006 г. - 1025. Легализованные трудовые мигранты, как мы полагаем, менее криминоген-ны, нежели нелегальные.

В 2005-2006 гг. в республике было зарегистрировано 19 790 иностранных граждан, в том числе в 2005 г. — 6932, в 2006 г. — 12 858 человек. Большинство иностранных граждан пребывают в республике с частными целями. В 2006 г. выдано разрешений на временное проживание — 595, видов на жительство — 90, разрешений на работу иностранным гражданам — 1025 (из них гражданам государств-участников СНГ — 781).

Определенную категорию иностранных граждан, проживающих в Дагестане, составляют студенты высших учебных заведений. В настоящее время в республике обучаются 364 иностранных студента. В основном это граждане Индии, Пакистана, Непала, Сирии, Иордании и Турции [5], в том числе в Дагестанской государственной медицинской академии — 278, Дагестанском государственном университете — 83, Дагестанском государственном педагогическом университете — 3 человека.

Сфера деятельности иностранных граждан — это, как правило, строительство и торговля. С принятием Закона РФ № 271-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ», наблюдается отток трудовых мигрантов из сферы торговли в сферу строительства. 90% разрешений выдаются по профессии «строитель».

До принятия данных нормативных актов количество иностранных граждан, занятых в сфере торговли, составляло 3% от общего числа торговых

Таблица

Количество иностранных граждан, въехавших на территорию РД, по странам происхождения, человек

Страна

Количество въехавших иностранных граждан

Азербайджан 298 656

Грузия 5945

Украина 6346

Казахстан 3234

Молдова 456

Киргизия 876

Узбекистан 2347

Туркмения 349

Таджикистан 456

Армения 18

Турция 546

Другие 4567

мест, т.е. 20 тыс. рабочих мест. За счет высвобождения этих мест трудоустроено 140 граждан России.

Анализ миграционных карт и проводимые оперативно-профилактические мероприятия УФМС по РД совместно с органами МВД Дагестана свидетельствуют о том, что у значительной части иностранных граждан цель визита не соответствует заявленной при въезде. 80% нелегально осуществляющих трудовую деятельность иностранных граждан целью визита заявляют — «частная». 30% иностранных граждан по окончании сроков регистрации не выезжают из Российской Федерации и этим пополняют ряды нелегалов.

Общеизвестно, что незаконная миграция расширяет возможности для активизации деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, формирует условия для проявлений коррупции, способствует разжиганию межнациональных конфликтов, ухудшает крими-

ногенную ситуацию. В связи с ростом числа нелегальных мигрантов растет и число преступлений, совершенных иностранными гражданами на территории республики. Если в 2002 г. зарегистрировано 36 преступлений, совершенных иностранцами, то с 2003 г. по 2004 г. динамика их в абсолютном значении выросла с 45 до 56, в 2005 г. таких преступлений зарегистрировано 51, в 2006 г. — 138 , в том числе 136 преступлений, совершенных гражданами государств — участников СНГ. В отношении же иностранных граждан и лиц без гражданства не совершено ни одного преступления, что служит ярким примером отсутствия в республике межнациональной и межконфессиональной нетерпимости.

В целях пресечения незаконной миграции в Республике Дагестан соответствующими территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти республики заключено Межведомственное Соглашение о взаимодействии по контролю за въездом, пребыванием и выездом ино-

странных граждан и лиц без гражданства, которое одобрено Координационным совещанием правоохранительных органов Дагестана.

В то же время остается очень много нерешенных проблем, которые требуют незамедлительного решения в целях улучшения работы соответствующих органов. Это, в первую очередь:

1) четкое разграничение полномочий пограничной и миграционной служб по осуществлению иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан на пунктах пропуска государственной границы;

2) создание постов иммиграционного контроля на всех пунктах пропуска государственной границы для организации контроля учета и проверки иностранных граждан не только на въезде на территорию РФ, но и на выезде;

3) открытие на территории Дагестана Представительства Азербайджанской Республики для оперативного решения вопросов, связанных с гражданами этой республики;

4) создание в составе УФМС по РД миграционной инспекции для эффективной и планомерной работы по противодействию нелегальной миграции;

5) разработка и реализация законодательной базы регионального масштаба, которая могла бы оперативно реагировать на сложившуюся миграционную ситуацию в республике.

На наш взгляд, решая эти и другие проблемы внутренней и внешней миграции населения, можно обеспечить эффективную интеграцию российской экономики в мировую систему хозяйствования на рынке трудовых ресурсов.

Литература

Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М: Наука, 1987.

Воробьева О.Д. Миграция населения // Приложение к журналу «Миграция в России». Вып. 6: Миграционная политика. М., 2001.

Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Север-

ного Кавказа. Ставрополь: Сервисшко-ла, 2003.

4. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Статистический сборник. Махачкала: ТОФСГС по РД, 2006.

5. Справочный материал УФМС по РД за 2002—2007 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.