т г ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ П ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 4M ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
▼
об организации и мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в
жилом секторе
ON THE organization AND MEAsuREs TO improve the work of law enforcement bodies to prevent crimes and administrative violations in the residential sector
УДК 343.9
И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)
I.F. AMELCHAKOV,
The Head of the Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia Police major general Candidate of Legal Sciencies, Associate Professor
И.Н. ОЗЕРОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)
I.N. OZEROV,
Deputy Head of the Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia for Research work Police lieutenant colonel Candidate of Legal Sciencies, Associate Professor
А.В. КАРАГОДИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)
A.V. KARAGODIN,
Chief of chair AL&AA of the Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia Police lieutenant colonel Candidate of Legal Sciencies, Associate Professor
Аннотация: Статья посвящена вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений в жилом секторе. Авторами предлагается система мер, направленных на повышение эффективности профилактической
деятельности подразделений и сотрудников полиции в пределах установленной им компетенции.
Ключевые слова: жилой сектор, полиция, участковые уполномоченные полиции, профилактика правонарушений, сфера семейно-бытовых отношений.
Abstract: The article is devoted to the improvement of law enforcement bodies to prevent crime in the residential sector. The authors propose a system of measures aimed at improving the effectiveness of prevention and police units within the limits of their competence.
Key words: residential sector, police, police precinct, the prevention of crime, the sphere of family relations.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в качестве основных направлений деятельности закреплено правоохранительное предназначение полиции в обществе. Заложенная в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений [1].
Эта позиция закреплена в ст. 2 и ст. 12 Федерального закона «О полиции» [2]. Так, п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона утверждает в качестве одного из основных направлений деятельности полиции «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений». В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона полиция обязана:
- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению;
- принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
- выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
- участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- участвовать в пропаганде правовых знаний [3].
Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах
установленной им компетенции с целью:
- выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
- выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
- предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
- пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
- создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений [1].
В профилактике преступлений и правонарушений на территории регионов принимают активное непосредственное участие органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Белгородской области, в частности, разработаны и реализуются в настоящее время:
- Областная комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы;
- Областная целевая программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на 2010-2013 годы;
- Программа комплексных мер по противодействию квартирным кражам на 2011-2012 годы;
- Программа мер по профилактике насильственных преступлений в сфере семейнобытовых отношений на 2011-2013 годы и др.
В подготовке ряда программ профилактической направленности принимали непосредственное участие представители профессорско-преподавательского состава
БелЮИ МВД России.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые органами внутренних дел меры профилактики, количество совершаемых правонарушений по-прежнему остается значительным. Так, в 2011 году на территории Белгородской области было зарегистрировано 15895 преступлений [4].
Особую актуальность имеет сегодня профилактика подразделениями полиции правонарушений, совершаемых в жилом секторе, поскольку большинство правонарушений совершается именно в непроизводственной сфере. Причем круг данных правонарушений чрезвычайно широк - от административных правонарушений (например, мелкое хулиганство, нарушения антиалкогольного законодательства и другие) до преступлений различной степени тяжести против личности, собственности, общественного порядка и безопасности.
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая на заседании Коллегии МВД России 29 мая 2012 года, обратил особое внимание на ситуацию с охраной общественного порядка в жилых кварталах, во дворах домов и своих квартирах, где граждане должны чувствовать себя в полной безопасности. «Есть такое известное выражение, - напомнил Владимир Колокольцев,
- «Мой дом - моя крепость». К сожалению, сегодня далеко не каждый дом является надёжной защитой для его жильцов, и далеко не каждый человек чувствует себя в полной безопасности даже в собственной квартире».
Уровень преступности в жилом секторе по-прежнему остается высоким, хотя и наблюдается некоторое снижение числа преступлений. Согласно официальной статистике МВД России, только в 2011 году в жилом секторе было совершено почти 586 тысяч преступлений - четверть от всех зарегистрированных в стране.
Руководителям территориальных подразделений глава МВД России поручил взять это направление работы на особый контроль и провести комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение числа преступлений в жилом секторе. «Это одно из ключевых направлений нашей деятельности, по результатам которого каждый гражданин будет судить о состоянии правопорядка на конкретной территории, в конкретном районе, в конкретном населенном пункте»,
- подчеркнул Министр внутренних дел России [5].
С сожалением приходится констатировать, что по-прежнему существует ряд нерешенных проблем нормативного и организационного характера, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности органов внутренних дел по данному направлению.
Так, само понятие «жилого сектора» на сегодняшний день нормативно не определено. Статистические показатели, характеризующие состояние правонарушений в жилом секторе, не формируются, а имеющиеся показатели отчетности по преступлениям, совершенным на улицах и в общественных местах, не в полной мере отражают объективное состояние преступности в жилом секторе. В настоящее время на территории Белгородской области эта проблема частично решается путем разработки и внедрения программы электронной базы данных «Паспорт на административный участок», которая позволит впоследствии обеспечить централизованное ведение учётов профи-лактируемых граждан, в том числе по категории совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.
Каждый вид совершаемых в жилом секторе правонарушений имеет свою специфику, и, следовательно, требует индивидуального подхода при осуществлении профилактики. Думается, что серьезной превенцией уголовно-наказуемых деяний в семейно-бытовой сфере могла бы стать административная ответственность за правонарушения данной категории. В настоящее время административная ответственность за семейно-бытовое насилие в КоАП РФ не предусмотрена, в отличие от административного законодательства других государств. В частности, статья 173-2 Кодекса об административной ответственности Украины предусматривает ответственность за «Совершение насилия в семье». Полагаем, что в целях повышения эффективности профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере возможно дополнение подобной нормой Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» [6].
Также в целях усиления профилактического воздействия по предупреждению правонарушений в жилом секторе предлагаем оптимизировать административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции. В настоящее время участковые уполномоченные полиции имеют право рассматривать материалы по двенадцати составам КоАП РФ, из них восемь со-
ставов административных правонарушений в области дорожного движения, три состава против порядка управления, и только один состав правонарушения, посягающего на общественный порядок. Учитывая вышесказанное, считаем целесообразным внесение изменений в КоАП РФ в части расширения числа составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, рассматриваемых участковыми уполномоченными полиции.
В то же время, в целях рационального использования рабочего времени участковых уполномоченных полиции следует дифференцированно подходить к организации их деятельности в условиях городов и сельской местности. Например, выполнение ими обязанностей в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с п. 16.1-16.5 Приказа МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», более актуально для условий сельской местности. Что касается вопросов обеспечения безопасности дорожного движения в городских условиях, то выполнение данной функции целесообразно специализированными подразделениями органов внутренних дел.
Существенное влияние на криминогенную обстановку в Белгородской области оказывает значительное количество мигрантов, пребывающих на территории региона вследствие его приграничного положения. По сведениям УФМС России по Белгородской области, почти каждое четвёртое преступление совершено иностранными гражданами или лицами без гражданства [7], и, как правило, эти правонарушения совершаются мигрантами в жилом секторе.
В целях профилактики правонарушений данной категорией лиц предлагается внести дополнение в Регламент «Взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по контролю за соблюдением миграционного законодательства иностранными гражданами на территории Белгородской области» от 8 июня 2011 года, предложив УФМС России по Белгородской области при проверке сведений о судимости иностранных граждан, обращающихся по вопросам получения разрешения на осуществление трудовой деятельности и патентов, разрешения на временное проживание, в случае выявления сведений о судимости (в
том числе погашенной и снятой), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования передавать такие сведения в УМВД России по Белгородской области в целях установления оперативными подразделениями контроля за данной категорией лиц.
Общая профилактика правонарушений в жилом секторе охватывает достаточно широкий круг объектов и требует привлечения значительных сил и средств, что в современных условиях сокращения численного состава ОВД становится проблематичным. Одним из путей решения данной проблемы сегодня может стать привлечение к профилактической деятельности ОВД курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в качестве приданных сил по охране общественного порядка, в соответствии с Приказом МВД РФ от 29 января 2008 года № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах».
При этом курсанты и слушатели могут осуществлять деятельность по профилактике совершения преступлений и административных правонарушений в ходе таких мероприятий, как:
- патрулирование административного участка, осуществляемое совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы;
- оказание содействия и помощи общественным объединениям правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий;
- участие в обучении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников формам и методам работы по охране общественного порядка;
- участие в правовой пропаганде (разъяснять жителям о необходимости повышения бдительности, принятии дополнительных мер по обеспечению их личной и имущественной безопасности, включающих установку дверных замков, смотровых глазков, камер видеонаблюдения, видеодомофонов и других необходимых технических средств защиты, постановку квартир под охрану);
- информирование органов внутренних дел о появлении в жилом секторе подозрительных лиц, брошенного, бесхозяйного
автотранспорта или подозрительных пред- ности по предупреждению правонарушении
метов и др. в жилом секторе, позволят существенно
Считаем, что предложенные меры, на- повысить эффективность реализации про-
правленные на совершенствование деятель- филактической функции полиции.
Литература :
1. Булавин, С. П. Историческое наследие П.А. Столыпина в контексте современного реформирования органов внутренних дел Российской Федерации / С. П. Булавин // Административное право и процесс. 2012. № 1. СПС КонсультантПлюс.
2. Булавин, С. П. Федеральный закона «О полиции»: предпосылки и концептуальные идеи / С. П. Булавин, В. В. Черников // Административное право и процесс. 2011. № 4. СПС КонсультантПлюс.
3. О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011. № З-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СПС КонсультантПлюс.
4. Сведения ИЦ УМВД России по Белгородской области за 2011 г.
5. Официальный сайт МВД РФ. Режим доступа: http://www.mvd.ru/
6. Об административных правонарушениях на территории Белгородской области : Закон Белгородской области от 04.07.2002 № 35 (ред. от 06.03.2012) // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2002. № 40.
7. Аналитические материалы УФМС России по Белгородской области за 2011 год.
References
1. Bulavin, S.P. Historical heritage, PA Stolypin’s reform in the context of modern law-enforcement bodies of the Russian Federation // Administrative Law and Procedure. In 2012. Number 1. SPS Consultant Plus.
2. Bulavin, S.P., VVChemikov. The Federal Law “On Police”: background and conceptual ideas / / Administrative Law and Procedure , 2011. Number 4. SPS Consultant Plus.
3. Federal Law “On Police” 07.02.2011 № 3-FZ // SPS Consultant Plus.
4. Details of IC Russian Ministry of Internal Affairs Directorate in Belgorod region.
5. Official website of the Interior Ministry. Mode of access: http://www.mvd.ru/.
6. Law of the Belgorod region of 04.07.2002 № 35 (as amended on 06.03.2012) “On Administrative Offences in the Belgorod region” // Collection of normative legal acts of the Belgorod region. Number 40. June-July. In 2002.
7. Analytical materials on the Russian Federal Migration Service of the Belgorod region in 2011.
Проблемы правоохранительной деятельности 1’12 _________________
7