МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
технических факультетах, экономика, КСЕ и другие - на гуманитарных). Специфический характер этих курсов, необъемных, общеинформативных и, как правило, обзорных, делает очень неудобной и неинформативной РС усвоения и проверки знаний. Поэтому дифференцированный и вариативный подход к введению РС является оправданным.
Список использованной литературы:
1. Ершиков С., Лобова Т., Филиппов С., Шидловская Т. Опыт использования рейтинговой системы. // Высшее образование в России. 1998. №1. С.97 - 99.
2. Панин М. Морфология рейтинга // Высшее образование в России. 1998. №1. С.90 - 94.19
3. http://www.vivt.ru— сайт Воронежского Института Высоких Технологий (Положение о РС обучения).
4. http://charko.narod.ru — Аналитические обзоры Центра проблем развития образования Белорусского Государственного Университета.
© Катержина С.Ф., Собашко Ю.А., 2016
УДК 37
Э.Р. Кильсенбаев
Студент 3 курса факультета философии и социологии Башкирский государственный университет Г. Уфа, Российская Федерация
ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ НА ВОСПИТАНИЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается один из этапов эволюции взглядов на воспитание детей. А именно сделан акцент в сторону педагогической мысли в Древней Греции. Изучаются взгляды и позиции таких ученых как: Сократ, Платон, Аристотель.
Ключевые слова
Воспитание, нравственность, самосовершенствование, наказание, майевтика, самопознание.
Одним из величайших ученых Древней Греции являлся Сократ (469-370 гг. до н.э.). В своих трудах отмечал, что «высшим идеалом нравственности является добродетель» [1, с. 147]. Его ведущая педагогическая идея - нравственное самосовершенствование, основанное на глубоком и объективном самопознании. Не случайно, что его целью воспитания стал девиз «Познай самого себя», а исходным пунктом философии фраза «Я знаю, что ничего не знаю». Он довел до совершенства такой метод обучения, как беседа. Не предлагая готовых знаний и решений, но пробуждая мыследеятельность своих учеников с помощью четко и логично поставленных и сформулированных вопросов, он подводил их к самостоятельному поиску ответов и, как следствие, приобретению новых знаний. Сократ, первым в истории европейской философской мысли обратившийся к проблемам индивидуальной свободы и нравственного совершенствования личности, признавал за каждым человеком право на критическое отношение к авторитетам и самостоятельный поиск истины, в т.ч. и в области нравственных категорий. В беседах со своими учениками использовал метод «наводящих» вопросов, с помощью которых помогал им самим для себя как бы заново открывать или опровергать сложившиеся понятия и устоявшиеся мнения. Этот метод в истории педагогики получил название «сократический». Вместе с тем, история педагогики обходит стороной те вопросы, которые не оказали подобного влияния. Эти вопросы - о решениях личности, диктуемых ее совестью, о личностных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества - составили философскую основу гуманистической педагогики. Человек не должен проходить путем испытаний, закаляющих его волю и характер, что составляло суть традиционного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
воспитания. Ему необходимо пройти путем познания самого себя. Самое ценное в человеке -это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, т.е. истину, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Путем к такому руководству души является умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами для создания таких условий у Сократа были майевтика и ирония. Майевтика - в буквальном переводе с греческого означает «повивальное искусство», т.е. умение оказывать помощь при рождении. У Сократа майевтикой называлось искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных проблемных вопросов. Они задавались Сократом в беседах. Ирония - тонкая, скрытая насмешка; прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. Первоначально - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что в действительности думает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). У Сократа ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того, чтобы они могли из своих заключений узнать о своем невежестве и направить свои усилия к истине. Сократ действительно пробуждал и направлял естественный ход человеческой мысли. Однако в отличие от современных ему последователей, а также от тех, кто приходил им на смену в течении двух тысячелетий развития формирующей педагогики, Сократ никогда не принуждал к правильным ответам. В противном случае он бы предал свою собственную идею - добровольного, свободного и самостоятельного постижения истины [1, с. 147-148]. Согласно Сократу, воспитание - это процесс самовоспитания, самосовершенствования.
Одним из величайших педагогов и мыслителей Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н. э.). Отдавая должное величию его мысли, мы не можем согласиться с его мнением, высказанным в произведении «Протагор», где дается описание практики афинского воспитания: «И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево» [4, с. 20-21]. Единственным объяснением такого жестокого отношения к воспитанию детей является необходимость подготовки настоящего воина-защитника государства.
В трактатах «Государство» и «Законы» Платон изложил свою педагогическую теорию, сделал первые шаги по пути раскрытия и определения ряда педагогических понятий, дал развернутые суждения о сущности воспитания и обучения. В своем диалоге «Законы» Платон затрагивает вопрос о наказании. Он говорит, что правила должны тщательно применяться к детям вплоть до 3-летнего возраста. Нужно избегать изнеженности, но наказывать, не задевая их самолюбия. Он советует не оскорблять наказываемого, чтобы не вызывать раздражения, а также не баловать отсутствием наказания. По его словам, чрезмерно грубое порабощение детей делало их приниженными, неблагородными, ненавидящими людей вплоть до того, что в конце концов они становились непригодными для совместной жизни. Это относилось и к освобожденным детям [5, с. 151].
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека, которое надо начинать с раннего возраста. Он рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить к преодолению отрицательных природных потенций. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (сегодня это именуется дифференциацией образования сообразно призванию человека и общественным потребностям) [1, с. 149].
В трудах Платона вопросы воспитания маленьких детей впервые были рассмотрены в известной системе, что имело существенное значение для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания. [4, с. 20-21]. Таким образом, из вышеперечисленного видно, что Платон был сторонником применения наказаний, но таких, которые не оскорбляют достоинство ребенка
Подобной точки зрения придерживался другой древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он выдвинул свою идею нравственного воспитания. В знаменитом трактате «Политика» он пишет, что
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
нужно отстранять от детей все то, что не соответствует достоинству свободнорожденного человека. Если же все-таки обнаруживалось, что кто-либо говорит или делает то, что запрещалось, то его подвергали бичеванию или лишали гражданских прав. Он утверждал, что «всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеют целью выполнить то, что недостает от природы» [3, с. 177]. Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум - таковы три источника нравственного воспитания. Аристотель полагал, что «семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании» [2, с. 17]. Аристотель считал, что любого человека можно исправить и чем раньше, тем лучше, а для этого годилась даже розга.
Делая обобщению по позиции каждого философа можно утверждать что, по мнению Сократа, воспитание - это процесс самовоспитания, самосовершенствования. Платон был сторонником применения наказаний, но таких, которые не оскорбляют достоинство ребенка. Аристотель считал, что любого человека можно исправить и чем раньше, тем лучше, а для этого годилась даже розга. Список использованной литературы:
1. Акъюлова М. З. Гуманистические педагогические идеи в концепциях воспитания Древнего мира и Античности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №9. С. 146-150.
2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педа-гогики: учеб. для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1988. - С. 447.
3. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. С. 383.
4. Платон. Протагор// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С. 560.
5. Щеглова А. Е. Использование поощрений и наказаний в воспитании детей в эпоху античности и средневековья // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 84. №5. С. 148-156.
© Кильсенбаев Э. Р., 2016
УДК 811:[378:631.007.2]
И. И. Кириллова
Старший преподаватель КФУ им. В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация
РОЛЬ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
В статье рассматривается роль, которую играет лингвострановедческий материал в формировании профессиональной иноязычной компетенции у студентов неязыковых факультетов. Определяются тематика текстов и виды деятельности способствующих повышению интереса и мотивации к изучению иностранного языка в профессиональном контексте.
Ключевые слова
Лингвострановедческий материал, профессиональная компетенция, фоновые знания, внеаудиторная работа, интерес, заинтересованность, мотивация
В современных реалиях, чтобы быть успешным профессионалом, уже недостаточно владеть только