Научная статья на тему 'Внедрение локальной рейтинговой системы в вузе'

Внедрение локальной рейтинговой системы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катержина С.Ф., Собашко Ю.А.

В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования локальной рейтинговой системы оценки знаний студентов в процессе обучения в вузе. Проанализированы как положительные, так и отрицательные стороны рейтинговой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катержина С.Ф., Собашко Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение локальной рейтинговой системы в вузе»

обучающегося в плавании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4.

9. Байменов М. С. Педагогические условия социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.105-107.

© Звонарёва Ю. А., 2016

УДК 378

Катержина С.Ф., к.пед.н., доцент Собашко Ю.А., ст.преп.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный технологический университет»

ВНЕДРЕНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования локальной рейтинговой системы оценки знаний студентов в процессе обучения в вузе. Проанализированы как положительные, так и отрицательные стороны рейтинговой технологии.

Ключевые слова

Рейтинговая система, оценка знаний, рейтинговая шкала, система оценивания, индивидуализация обучения, качество обучения.

THE INTRODUCTION OF THE LOCAL RATING SYSTEM IN THE UNIVERSITY

Abstract

The article deals with the question of the feasibility of using the local rating system of assessing students in the learning process at the University. Analyzed both positive and negative aspects of the rating technology.

Keywords

The Rating system, estimation of knowledge, rating scale, evaluation system, individualization of educating, quality of educating.

Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден: она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Очень быстро студенты начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в срок, что можно всё принести и сдать в последнюю неделю. Результатом такого обучения является то, что на втором курсе студенты помнят только 20 процентов материала первого курса и ещё меньше — на старших. Кроме того, существующая система усредняет всех: и студент, сдавший все контрольные мероприятия досрочно, и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по предмету является субъективной.

Система оценивания должна удовлетворять критериям простоты, доступности и однозначности, т.е. быть понятной студенту. Важно, чтобы он был убежден в её адекватности, т.е. в соответствии оценки его уровню знаний, а также понимал законность и справедливость действий преподавателя. Важное условие -контролировать уровень знаний на всех этапах обучения [2]. Перед высшей школой возникла необходимость перейти на новую модель обучения студентов, которая требовала бы от преподавателей активности не только в преподавании, но в объективном контроле результатов обучения, а от студентов - активности в самостоятельной учебной деятельности. Эти соображения служат основой для разработки и использования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

локальной рейтинговой системы оценки результатов учебно-познавательной деятельности студентов.

Целью введения рейтинговой системы оценки (РСО) успеваемости студентов является: [1,4]

1. Комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.

2. Повышение качества обучения студентов и улучшение контроля за ходом учебного процесса.

Все исследователи данной стратегии контроля знаний отмечают её высокую результативность. В основном в литературе отмечаются следующие преимущества [1, 3, 4]:

1. Для студентов РС обеспечивает:

возрастание активности в семестре за счет прозрачности схемы оценки успеваемости в семестре; возможности получить заданный уровень оценки успеваемости при планировании своей нагрузки в семестре и успешном выполнении плановых учебных мероприятий; постоянную самодиагностику и самоконтроль учебных достижений. РС повышает прочность знаний за счет систематической работы над материалом. Кроме того, РС способствует развитию здоровой учебной конкуренции.

2. Для преподавателей РС обеспечивает:

повышение качества работы за счет планирования большого количества оцениваемых учебных мероприятий в семестре; стимулирование эффективности обучения; повышение уровня методической работы; непрерывный контроль и управление ходом учебного процесса; объективность оценки учебных достижений студентов; необходимость большого количества контрольных мероприятий в семестре, предполагаемых рейтинговой системой; организацию индивидуальной и творческой работы студентов, а также объективность оценки своего собственного труда.

3. Для руководителей РС обеспечивает:

улучшение организационно-методического контроля учебного процесса по результатам текущего и итогового рейтинга успеваемости за счет анализа закономерностей в показателях успеваемости с последующим анализом недостатков учебно-методической работы и оперативным внесением корректив в организацию учебного процесса; объективного решения вопроса о переводе студентов с курса на курс и на вторую степень образования; РС дает более достоверную информацию для морального и материального поощрения студентов.

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения. В их числе:

1. Рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);

2. Совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

3. Заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

4. Интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Но заметим, что в ходе реализации РС могут возникнуть два вида ошибок, опасностей, способных значительно снизить планируемую эффективность идеи.

Во-первых, это так называемая «методическая опасность». РС не ограничивается системой тестового контроля знаний (хотя иногда наблюдаются тенденции к подобной абсолютизации). Есть и другие важные составляющие накопленных баллов каждого студента: не только устные и письменные ответы, но и участие с докладами в конференциях, олимпиадах, других обще факультетских научных мероприятиях и т.д.

Во-вторых, это так называемая «психологическая опасность». Важно не превратить РС в фундамент для «нездоровой конкуренции» среди студентов, выражающейся в виде постоянной борьбы и соперничества эгоистов-гипериндивидуалистов. Необходимо использовать и коллективные формы работы.

С другой стороны, введение РСО знаний по всем учебным дисциплинам всех факультетов создаст излишне напряженную ситуацию, накалит учебную атмосферу. Объективно на любой специальности есть совокупность предметов для общего развития студентов вуза (история, философия, логика, социология на

технических факультетах, экономика, КСЕ и другие - на гуманитарных). Специфический характер этих курсов, необъемных, общеинформативных и, как правило, обзорных, делает очень неудобной и неинформативной РС усвоения и проверки знаний. Поэтому дифференцированный и вариативный подход к введению РС является оправданным.

Список использованной литературы:

1. Ершиков С., Лобова Т., Филиппов С., Шидловская Т. Опыт использования рейтинговой системы. // Высшее образование в России. 1998. №1. С.97 - 99.

2. Панин М. Морфология рейтинга // Высшее образование в России. 1998. №1. С.90 - 94.19

3. http://www.vivt.ru— сайт Воронежского Института Высоких Технологий (Положение о РС обучения).

4. http://charko.narod.ru — Аналитические обзоры Центра проблем развития образования Белорусского Государственного Университета.

© Катержина С.Ф., Собашко Ю.А., 2016

УДК 37

Э.Р. Кильсенбаев

Студент 3 курса факультета философии и социологии Башкирский государственный университет Г. Уфа, Российская Федерация

ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ НА ВОСПИТАНИЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается один из этапов эволюции взглядов на воспитание детей. А именно сделан акцент в сторону педагогической мысли в Древней Греции. Изучаются взгляды и позиции таких ученых как: Сократ, Платон, Аристотель.

Ключевые слова

Воспитание, нравственность, самосовершенствование, наказание, майевтика, самопознание.

Одним из величайших ученых Древней Греции являлся Сократ (469-370 гг. до н.э.). В своих трудах отмечал, что «высшим идеалом нравственности является добродетель» [1, с. 147]. Его ведущая педагогическая идея - нравственное самосовершенствование, основанное на глубоком и объективном самопознании. Не случайно, что его целью воспитания стал девиз «Познай самого себя», а исходным пунктом философии фраза «Я знаю, что ничего не знаю». Он довел до совершенства такой метод обучения, как беседа. Не предлагая готовых знаний и решений, но пробуждая мыследеятельность своих учеников с помощью четко и логично поставленных и сформулированных вопросов, он подводил их к самостоятельному поиску ответов и, как следствие, приобретению новых знаний. Сократ, первым в истории европейской философской мысли обратившийся к проблемам индивидуальной свободы и нравственного совершенствования личности, признавал за каждым человеком право на критическое отношение к авторитетам и самостоятельный поиск истины, в т.ч. и в области нравственных категорий. В беседах со своими учениками использовал метод «наводящих» вопросов, с помощью которых помогал им самим для себя как бы заново открывать или опровергать сложившиеся понятия и устоявшиеся мнения. Этот метод в истории педагогики получил название «сократический». Вместе с тем, история педагогики обходит стороной те вопросы, которые не оказали подобного влияния. Эти вопросы - о решениях личности, диктуемых ее совестью, о личностных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества - составили философскую основу гуманистической педагогики. Человек не должен проходить путем испытаний, закаляющих его волю и характер, что составляло суть традиционного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.