Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЗЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СЕНСОМОТОРНЫМИ РЕАКЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ВЗАИМОСВЗЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СЕНСОМОТОРНЫМИ РЕАКЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / КОРРЕЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболев В.И.

В работе установлено, что в начале учебного семестра у студентов-первокурсников выявлена тесная функциональная связь между основными параметрами аудио- и зрительно-моторной реакций. В конце семестра такая связь существенно ослаблялась, что рассматривается с точки зрения нарушения процессов центральной координации между различными типами сенсорных систем как следствие развития нервно-психического напряжения и развивающегося процесса социальной дезадаптации.It was shown that in the beginning of the academic semester at the first-year students there is a strong a functional relation between the basic parameters of the audio-motor and visual-motor reactions. At the end of the semester this relationship was weakened. This fact is viewed from the viewpoint of disorders of the central coordination of processes between different types of sensor systems as a result of social disadaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЗЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СЕНСОМОТОРНЫМИ РЕАКЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

формированию личности школьника и в то же время эффективности обучения. Для этого в процессе обучения не лишним будет использования достижений информационного прогресса, что позволит достич поставленных целей на высоком уровне.

Использованные источники:

1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании./Н.В. Апатова - М.: 1994.

2.Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Немова Н.В., Пуденко Т.И. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Классикс Стиль, 2006.- 592с.

3.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка./-М.: Просвещение, 1985.- 110с.

4.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования./ И.В. Роберт - М.: Школа-Пресс, 1994.

5.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.816с.

УДК 159.93

Соболев В.И., доктор биологических наук, профессор профессор кафедры здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" в г. Ялте Россия, г. Ялта

ВЗАИМОСВЗЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СЕНСОМОТОРНЫМИ РЕАКЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Аннотация: в работе установлено, что в начале учебного семестра у студентов-первокурсников выявлена тесная функциональная связь между основными параметрами аудио- и зрительно-моторной реакций. В конце семестра такая связь существенно ослаблялась, что рассматривается с точки зрения нарушения процессов центральной координации между различными типами сенсорных систем как следствие развития нервно-психического напряжения и развивающегося процесса социальной дезадаптации.

Ключевые слова: адаптация к учебному процессу, первокурсники, сенсомоторные реакции, корреляции.

Abstract: it was shown that in the beginning of the academic semester at the first-year students there is a strong a functional relation between the basic parameters of the audio-motor and visual-motor reactions. At the end of the semester this relationship was weakened. This fact is viewed from the viewpoint of

disorders of the central coordination of processes between different types of sensor systems as a result of social disadaptation.

Keywords: adaptation to the educational process, first years students, sensomotor reactions, correlations.

Введение. Процесс перехода к новому, университетскому стилю образования студентов-первокурсников сопровождается стремительной ломкой сложившихся стереотипов, что вызывает в ряде случаев развитие состояния стресса разной интенсивности [1, 2, 3]. Особое место в успешности такого рода перехода принадлежит адекватной перестройке функционирования сенсорной системы, одним из показателей которой выступает время ряда сенсомоторных реакций [4, 5].

Целью работы явилось установление характера связи между временем выполнения простых сенсомоторных реакций (зрительно-моторной и аудиомоторной) у студентов-первокурсников в течение первого семестра обучения в ВУЗе.

Материалы и методы исследования. Все исследования были проведены с участием студентов первого курса (юношей) в начале и конце 1 -го семестра 2016-2017 учебного года. Для изучения параметров сенсомоторных реакций использовался хронорефлексометр. В ходе проведения опыта у испытуемого измеряли время выполнения простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) на предъявление светового раздражителя белого цвета (50 циклов). При измерении времени простой аудиомоторной реакции (ПАМР) испытуемый в положении сидя после устного инструктажа и короткой тренировки правой рукой выполнял программу эксперимента по следующему алгоритму: 50 замеров времени простой аудиомоторной реакции на звук частотой 1000 Гц.

Числовые данные обрабатывались с помощью пакета прикладных программ Excel и Statistica 7.0: использовались регрессионный анализ, а также результаты итоговой статистики, различия между двумя исследуемыми средними величинами (M) и их стандартными ошибками (m) определялись с помощью t-критерия Стьюдента при заданном уровне значимости p<0,05.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ полученных позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в течение 1-го семестра у студентов первого курса отмечено существенное ухудшение параметров исследуемых сенсомоторных реакций (табл.). Так, в конце семестра время выполнения ПАМР и ПЗМР удлинялось по отношению к началу семестра соответственно на 8,6 и 11,2 %, что свидетельствует о трудностях адаптации к учебному процессу.

Таблица - Время выполнения сенсомоторных реакций юношей в _начале и конце 1-го семестра учебного года (M±m)

Исследуемый параметр Период исследования Разница: «Конец семестра Начало семестра»

Начало семестра Конец семестра

Время простой аудиомоторной реакции (ПАМР), мс 151 ± 1,3 164 ± 1,6 13 ± 2,1 (+8,6 %) P < 0,05

Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), мс 188 ± 1,5 209 ± 1,9 +21 ± 2,4 (+11,2 %) P < 0,05

Во-вторых, в процессе учебного семестра выраженность исследуемой связи между временем выполнения ПАМР и ПЗМР существенно изменялась (рис.). Так, в начале учебного семестра такая зависимость описывалась уравнением прямой линии при высоких значениях коэффициентов регрессии и корреляции Пирсона. Собственно уравнение имело следующий вид:

ПАМР = 1,38 [ПЗМР] - 20,8 при Ь^ = 1,38±0,13 (р<0,05) и коэффициенте корреляции Пирсона 0,85±0,05 (р<0,05) - начало семестра.

В конце учебного семестра характер зависимости связи описывался также уравнением прямой линии, но при статистически достоверно более низких значениях как коэффициента регрессии (в 4,3 раза, р<0,05), так и коэффициента корреляции Пирсона (в 2,74 раза, р<0,05). Собственно уравнение имело следующий вид:

ПАМР = 0,32 [ПЗМР] + 159 при Ьх/у = 0,32±0,15 (р<0,05) и коэффициенте корреляции Пирсона 0,31±0,08 (р<0,05) - конец семестра.

Рис. Характер зависимости времени простой аудиомоторной реакции

(ПАМР) от времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) у студентов в начале и конце 1-го учебного семестра обучения в ВУЗе. Оценивая приведенные результаты, необходимо сказать, что две исследованные сенсомоторные реакции каждая сама по себе отражают общее состояние центральной нервной системы, в частности степень ее активности. В связи с этим ухудшение к концу учебного семестра параметров каждой в отдельности сенсомоторной реакции однозначно может рассматриваться как свидетельство снижения функциональных резервов ЦНС. С другой стороны, в начале семестра отмечена выраженная функциональная связь между ПАМР и ПЗМР, которая в конце семестра значительно ослабляется. Данный факт свидетельствует о нарушении процессов центральной координации между различными типами сенсорных систем студентов как следствие развития нервно-психического напряжения в результате развивающегося процесса социальной дезадаптации.

Выводы. В начале учебного семестра у студентов-первокурсников выявлена тесная функциональная связь между основными параметрами аудио- и зрительно-моторной реакций. В конце семестра такая связь существенно ослаблялась, что рассматривается с точки зрения нарушения процессов центральной координации между различными типами сенсорных систем как следствие развития нервно-психического напряжения и развивающегося процесса социальной дезадаптации.

Использованные источники: 1.Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Ученые записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

2.Ендриховский С.Н Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, А.М. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсорные системы. - 1996. - Т. 10, № 2. - С. 13-22.

3.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер. 2005. - 412 с.

4.Соболев В.И., Попов М.Н. Влияние учебной нагрузки на функцию слухового анализатора у студентов 1-го курса в начальный период обучения // Теория и практика современной науки. - 2017. - №2 (20). - С. 839-842.

5.Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

УДК 159.93

Соболев В.И., доктор биологических наук, профессор профессор кафедры здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" в г. Ялте Россия, г. Ялта

ХАРАКТЕР ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИЯМИ у студентов В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ в ВУЗе

Аннотация: в работе установлено, что в начале учебного семестра у студентов-первокурсников выявлена тесная функциональная связь между временем простой и сложной зрительно-моторной реакций. В конце семестра такая связь существенно ослаблялась, что рассматривается с точки зрения запуска процесса дискоординации взаимодействия двух компонентов исследуемой сенсомоторной реакции в соответствующей сенсорной зоне зрительного анализатора как следствия недостаточного уровня социальной адаптации студентов-первокурсников.

Ключевые слова: адаптация к учебному процессу, первокурсники, зрительно-моторная реакция, корреляции.

Abstract: it was shown that at the beginning of the semester in the first-year students had a strong functional connection between the time of simple and complex visual-motor reactions. This relationship was significantly reduced at the end of the semester, which is considered from the point of view activating of the discoordination process in the sensory zone of the visual analyzer.

Keywords: adaptation to the educational process, first years students, visual-motor reaction, correlations.

Введение. Одним из важных показателей, характеризующих функциональное состояние сенсорной системы человека, выступает время выполнения зрительно-моторной реакции [1, 2, 4]. Величина данного параметра может выступать индикатором прохождения процесса адаптации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.