Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТЕСТА Т.А. НЕМЧИНА У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТЕСТА Т.А. НЕМЧИНА У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ / ИНДЕКС НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ Т.А. НЕМЧИНА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS / NEUROPSYCHIC STRESS INDEX OF T.A NEMCHIN / PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS / THE RELATIONSHIP OF THE PSYCHOLOGICAL AND THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболев Валерий Иванович, Попов Максим Николаевич, Труш Вера Владимировна

Установлено, что с точки зрения результатов психофизиологического и статистического анализа в опроснике Т.А. Немчина внутри группы из 30 тестов существует функциональная неоднородность, представленная, как минимум, тремя группами тестов, отражающими разные стороны степени нервно-психического напряжения: вегето-соматические показатели (14 тестов), показатели когнитивных способностей (6 тестов) и психо-эмоциональные показатели (10 тестов). На основании результатов корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа показано, что наиболее тесная зависимость между психометрическими показателями и набранными баллами в опроснике Т.А. Немчина отмечена для группы тестов, характеризующих психо-эмоциональное состояние обследованных студенток, а наименьшее - в группе тестов, отражающих когнитивные способности. Предлагается для более полной объективной и количественной оценки адаптационных возможностей человека при использовании метода психологического тестирования Т.А. Немчина применять сочетанное психологическое (субъективное тестирование) и психофизиологическое (аппаратные) исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соболев Валерий Иванович, Попов Максим Николаевич, Труш Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND INDIVIDUAL TEST INDICATORS T.A. NOTMEN AT FIRST-STUDENT STUDENTS

The relationship between of the psychophysiological and individual indicators of the T.A. Nemchin test on the first year students was investigated. It was shown that the questionnaire of T.A. Nemchin has a functional heterogeneity, represented by three groups of tests: vegetative-somatic indicators (14 tests), cognitive abilities (6 tests) and psycho-emotional indicators (10 tests). It was shown that the strongest dependence exists for a group of tests characterizing the psycho-emotional state; the smallest connection takes place for a group of tests that reflect the cognitive abilities of female students. It is suggested to use combined psychological (subjective testing) and psychophysiological (hardware) research for objective and quantitative assessment of human adaptive capacities.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТЕСТА Т.А. НЕМЧИНА У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ»

Литература:

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1987. - 261 с.

2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: «БХВ-Петербург», 2012. - 288 с.

3. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов / И.Н. Андреева // Материалы Международной научно-практической конференции [«Психология образования сегодня: Теория и практика»] / [Под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой]. - Мн., 2003. - С. 166-168.

4. Баркова Е.К., Кажарская О.Н. Теоретическая модель эмоциональной компетентности студентов-психологов // Молодой ученый. - 2016. - №17. - С. 283-286.

5. Люсин Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 129-140.

6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. - 260 с.

7. Чудновский В.Е. Психология профессий: учеб.пособие для студ. вузов / В.Е. Чудновский, Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2003. - 336 с.

Психология

УДК 612.821

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); доцент, кандидат педагогических наук Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта) кандидат медицинских наук, доцент Труш Вера Владимировна

Донецкий национальный университет (г. Донецк)

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТЕСТА Т.А. НЕМЧИНА У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Аннотация. Установлено, что с точки зрения результатов психофизиологического и статистического анализа в опроснике Т.А. Немчина внутри группы из 30 тестов существует функциональная неоднородность, представленная, как минимум, тремя группами тестов, отражающими разные стороны степени нервно-психического напряжения: вегето-соматические показатели (14 тестов), показатели когнитивных способностей (6 тестов) и психо-эмоциональные показатели (10 тестов). На основании результатов корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа показано, что наиболее тесная зависимость между психометрическими показателями и набранными баллами в опроснике Т.А. Немчина отмечена для группы тестов, характеризующих психо-эмоциональное состояние обследованных студенток, а наименьшее -в группе тестов, отражающих когнитивные способности. Предлагается для более полной объективной и количественной оценки адаптационных возможностей человека при использовании метода психологического тестирования Т.А. Немчина применять сочетанное психологическое (субъективное тестирование) и психофизиологическое (аппаратные) исследование.

Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников, индекс нервно-психического напряжения Т.А. Немчина, психофизиологические показатели, взаимосвязь психологических и психофизиологических показателей.

Annotation. The relationship between of the psychophysiological and individual indicators of the T.A. Nemchin test on the first year students was investigated. It was shown that the questionnaire of T.A. Nemchin has a functional heterogeneity, represented by three groups of tests: vegetative-somatic indicators (14 tests), cognitive abilities (6 tests) and psycho-emotional indicators (10 tests). It was shown that the strongest dependence exists for a group of tests characterizing the psycho-emotional state; the smallest connection takes place for a group of tests that reflect the cognitive abilities of female students. It is suggested to use combined psychological (subjective testing) and psychophysiological (hardware) research for objective and quantitative assessment of human adaptive capacities.

Keywords: adaptation of first-year students, neuropsychic stress index of T.A Nemchin, psychophysiological indicators, the relationship of the psychological and the psychophysiological indicators.

Введение. Одной из центральных задач современной педагогической науки является разработка системы научно-обоснованной организации учебно-образовательного процесса [1, 2, 3, 4]. Существует большой перечень объективных и субъективных обстоятельств, препятствующих или затрудняющих внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Подробный их анализ является предметом отдельного исследования и в литературе неоднократно обсуждался [2, 3].

Один из подходов, определяющих эффективность процесса научения, связан с оценкой психофизиологического состояния личности, которое объективно является ведущим фактором, лимитирующим объем гарантированного усвоения учебной информации. В литературе существует большое число публикаций, посвященных исследованию характера влияния учебного процесса на различные стороны психического и психофизиологического статуса студента [1, 4, 11]. В ходе подобного рода исследований используются многочисленные тестовые опросники [6, 8, 9, 10] и психофизиологические методы [5, 7, 8, 13].

Однако комплексное применение их связано с трудностями интерпретации результатов, поскольку практически не проводились исследования, устанавливающие характер и выраженность связей между индексами тех или иных опросников и отдельными параметрами психофизиологических показателей.

Целью работы явилось количественное определение параметров взаимосвязи между отдельными показателями функционального состояния сенсорной системы и отдельными компонентами широко используемого в психолого-педагогических исследованиях и гигиене труда индекса нервно-психического напряжения Т.А. Немчина [8, 9, 10].

Изложение основного материала статьи. Все исследования были проведены с участием 14 студенток первокурсниц возрастом 17-18 лет Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте.

В ходе исследований вначале измеряли параметры трех сенсорных реакций: время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), время дифференцировочной зрительно-моторной реакции «Go / №з^о»-типа (ДЗМР) и критическая частота световых мельканий (КЧСМ). Затем проводилось тестирование с целью расчета в дальнейшем индекса нервно-психического напряжения Т.А. Немчина [8, 9].

Для изучения параметров зрительно-моторной реакции использовался хронорефлексометр. В качестве источника светового раздражителя применялся выносной точечный источник света на основе светодиода BL-L502UBC ярко-голубого свечения (Ultra Blue, 470 nm). Интенсивность светового сигнала выбиралась постоянной и предварительно аппаратными средствами устанавливалась на приемлемом для глаза уровне 2000 mcd; длительность светового стимула составляла 40 мс. При измерении времени простой зрительно-моторной реакции число индивидуальных отдельных замеров составляло 30 для каждого испытуемого. При измерении параметров ДЗМР в качестве тестового стимула использовался ярко-голубой цвет светодиода, а в качестве альтернативного тормозного раздражителя (запрещающий сигнал) был выбран красный цвет, чередующийся с основным по закону случайных чисел; общее число замеров составило 60 у каждого индивидуума.

Определение критической частоты световых мельканий (КЧСМ) проводили общепринятым методом. В качестве источника света использовался светодиод ярко-голубого свечения (Ultra Blue, 470 nm), генератор гармонических колебаний и электронный частотомер.

Статистический анализ полученных данных проведен при помощи пакетов прикладных программ Excel и Statistica 7.0. Статистическую значимость различий между двумя средними арифметическими величинами определяли с помощью двухвыборочного t-теста Стьюдента для выборок с различными дисперсиями при заданном уровне значимости (p < 0,05). При оценке различий между двумя множествами дополнительно использовали двухвыборочный F-тест для дисперсий. Характер взаимосвязи между исследуемыми показателями определяли с помощью корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа. Во всех случаях сравнение анализируемых показателей и статистическая оценка различий проводили на основании проверки нулевой и альтернативной гипотез.

На первом этапе анализа данных представляют интерес результаты измерения параметров простой и сложной зрительно-моторной реакций. Из табл. 1 видно, что время простой зрительно-моторной реакции составило 204±4,0 мс при соответствующей дисперсии выборки (226) и коэффициенте вариации, равном 7,4 %.

Таблица 1

Время выполнения простой и сложной зрительно-моторной реакции в группе девушек-первокурсниц в конце учебного семестра

Статистический параметр Параметры зрительно-моторных реакций

Простая зрительно-моторная реакция, ПЗМР, мс Сложная зрительно-моторная реакция, СЗМР, мс Разница: СЗМР - ПЗМР

Среднее значение и стандартная ошибка, (М±т) 204 ± 4,0 278 ± 7,2 +74 ± 10,9 (+ 36 %) p < 0,01

Дисперсия 226 732 P < 0,001

Коэффициент вариации, ^факт, % 7,4 9,7 -

Число измерений 14 14 -

Примечание: статистическую значимость различий между дисперсиями оценивали при помощи двухвыборочного F-теста для дисперсий

Такое значение времени выполнения простой зрительной сенсомоторной реакции, тем не менее, с учетом данных литературы [16, 19, 22], является повышенным и свидетельствует о развитии процесса торможения в центральной нервной системе студенток-первокурсниц к концу 1-го семестра учебного года.

При выполнении сложной зрительно-моторной реакции выбора время реакции составляло 278±7,2 мс, что было значительно больше (+36%), чем для простой психомоторной реакции. Использование дисперсионного анализа показало, что стабильность выполнения ДЗМР была существенно ниже, чем ПЗМР, на что указывает более высокое значение дисперсии выборки (табл. 1).

Наконец, третьим психофизиологическим тестом, использованным в нашей работе, был тест на определение критической частоты световых мельканий. Анализ показал, что у студенток-первокурсниц значение КЧСМ составило 45,3±1,4 мельканий в мин, что, согласно литературным данным [16], было ниже, чем обычно.

На втором этапе работы у всех первокурсниц путем заполнения опросника Т.А. Немчина определили индекс нервно-психического напряжения. В среднем, по всем 30-ти вопросам, он оказался равен 51,3±2,8

балла, что свидетельствует о его сдвиге в сторону симпатикотонии, оцениваясь на уровне 11-й степени нервно-психического напряжения [8, 9, 10]. Следует отметить, что 11-я степень еще не является критической, но однозначно указывает на отрицательную динамику развития нервно-психического напряжения к концу учебного семестра.

Основной задачей настоящей работы, как указывалось, являлось выявление характера и выраженности корреляционных связей между различными психометрическими показателями, с одной стороны, и индексом нервно-психического напряжения Т.А. Немчина и его отдельными компонентами, с другой.

Первоначально был проведен анализ характера зависимости между каждым из исследованных психофизиологических показателей и цельным индексом нервно-психического напряжения Т.А. Немчина (ИНПН). Опросник Т.А. Немчина, как известно, включает в себя 30 тестовых вопросов, охватывающих различные аспекты функционального состояния испытуемого. После соответствующего подсчета баллов вычисляют общую сумму баллов (индекс нервно-психического напряжения - ИНПН), сравнивая ее в ходе последующего анализа со стандартными значениями. Корреляционный показал, что между ПЗМР и ДЗМР, а также критической частотой световых мельканий (КЧСМ), с одной стороны, и индексом нервно-психического напряжения, с другой, какая-либо значимая связь для данной группы тестируемых не выявлена (табл. 2). Коэффициенты корреляций Пирсона колебались в пределах 0,17 - 0,36 и с точки зрения вариационной статистики были статистически незначимы: для ПЗМР, ДЗМР и КЧСМ уровень значимости р составлял соответственно 0,197; 0,296; 0,558.

Таблица 2

Характер корреляционных связей между индексами напряжения в отдельных группах показателей опросника Т.А. Немчина и величиной психофизиологических реакций

Показатель Показатель корреляционной связи Индекс нервно-психического напряжения Т.А .Немчина Группы показателей опросника Т.А. Немчина

Вегетативные и соматические показатели (ВСП) Показатели когнитивных функций (ПКФ) Показатели психического и эмоционального состояния (ППЭС)

Простая зрительно-моторная реакция, ПЗМР, мс Коэфф. корреляции Пирсона, г г = 0,36 г = 0,53 Р < 0,05 г = 0,30 г = 0,83 Р < 0,05

Коэфф. регрессии, Rх/у 15,2 ± 11,2 Р = 0,19 30,1 ± 11,1 Р = 0,046 23,8 ± 21,7 Р = 0,29 64,9 ± 10,2 Р = 0,00025

Сложная зрительно-моторная реакция, СЗМР, мс Коэфф. корреляции Пирсона, г г = 0,17 г = 0,63 Р < 0,05 г = 0,35 г = 0,91 Р < 0,05

Коэфф. регресии, Rх/у -12,9 ± 21,0 Р = 0,55 71,1 ± 20,3 Р = 0,014 50,5 ± 38,2 Р = 0,21 121,9 ± 14,2 Р = 0,00055

Критичес-кая частота световых мельканий имп/мин Коэфф. Корреляции Пирсона, г г = 0,29 г = 0,41 г = 0,27 г = 0,68 Р < 0,05

Коэфф. регресии, Rх/у -4,2 ± 3,9 Р = 0,30 2,26 ± 1,36 Р = 0,12 7,35 ± 7,5 Р = 0,35 17,2 ± 5,4 Р = 0,0079

Описанный факт отсутствия корреляционных связей, в определенной мере, выглядит неожиданным, поскольку субъективно можно предположить, что большая или меньшая степень нервно-психического напряжения должна отражаться на функциональной активности психометрических показателей. Это послужило основанием провести дополнительный анализ полученных результатов. Характерно, что в опроснике Т.А. Немчина внутри группы из 30 тестов существует функциональная неоднородность, что, по-видимому, изначально и замышлялось автором.

С определенной степенью осторожности все тестовые задания были разделены на три группы, отражающих состояние различных функциональных систем организма: вегето-соматические показатели, показатели когнитивных способностей и психо-эмоциональные показатели (табл. 3). После этой процедуры был проведен корреляционный и регрессионный анализы с целью выяснения характера и силы зависимостей между значением индекса напряжения (по каждой группе показателей) и каждой из величин трех исследованных психофизиологических реакций.

Результаты анализа показали следующее (табл. 2). Во-первых, наиболее тесная зависимость между психометрическими показателями и набранными баллами в тестах Т.А. Немчина отмечена для группы тестов, характеризующих психическое и эмоциональное состояние (ППЭС) обследованных студенток, а наименьшее в группе тестов, отражающих когнитивные способности (ПКФ). Так, в первом случае значение коэффициентов корреляции Пирсона были всегда статистически значимы, а во втором - были статистически недостоверны.

Во-вторых, во всех случаях, когда исследуемые корреляционные связи четко проявлялись, для отдельных психометрических показателей в степени выраженности такой связи всегда просматривалась однотипная закономерность: (ДЗМР и ПЗМР) > (КЧСМ). Такой результат указывает на большую информативность зрительно-моторной реакции как показателя степени нервно-психического напряжения, поскольку последняя, среди нами изученных, является, с точки зрения нейрональной организации, более сложной.

В-третьих, наряду с вычислением значений коэффициентов корреляции Пирсона, отражающих степень сопряженности изучаемых показателей, в анализируемых парах параллельно рассчитывались регрессионные уравнения, наиболее важным параметром которых является коэффициент регрессии (табл. 2). Подобный расчет позволяет провести сравнительную количественную оценку «силы» связи между анализируемыми показателями.

Таблица 3

Характеристика функционально организованных групп показателей в тесте исследования степени нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину)

№ Вегетативные и соматические показатели (ВСП)

1 Наличие физического дискомфорта

2 Наличие болевых ощущений

3 Состояние мышечного тонуса

4 Координация движений

5 Состояние двигательной активности в целом

6 Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы

7 Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта

8 Проявления со стороны органов дыхания

9 Проявления со стороны выделительной системы

10 Состояние потоотделения

11 Состояние слизистой оболочки полости рта

12 Окраска кожных покровов

13 Температурные ощущения

14 Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям

Показатели когнитивных функций (ПКФ)

15 Помехоустойчивость

16 Речь

17 Особенности внимания

18 Особенности памяти

19 Сообразительность

20 Умственная работоспособность

Показатели психического и эмоционального состояния (ППЭС)

21 Особенности эмоционального состояния в целом

22 Чувство уверенности в себе, в своих силах

23 Настроение

24 Особенности сна

25 Общая оценка психического состояния

26 Явления психического дискомфорта

27 Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения

28 Частота возникновения состояния напряжения

29 Продолжительность состояния напряжения

30 Общая степень выраженности напряжения

Так, по данным табл. 2 видно, что для зависимости «ПЗМР - ВПЭС» коэффициент регрессии составлял (64,9 ± 10,2) мс/балл, что было статистически значимо выше (Р<0,05), чем для зависимости «ПЗМР - ВСП» (30,1 ± 11,1) мс/балл. Такая же закономерность имела место в отношении сложной зрительно-моторной реакции: (121,9 ± 14,2) мс/балл для пары «ДЗМР - ППЭС» и (71,1 ± 20,3) мс/балл для пары «ДЗМР - ВСП». Поскольку коэффициент регрессии имеет размерность изучаемых показателей (в нашем случае мс/балл), то можно говорить, что для группы тестов, отражающих психическое и эмоциональное состояние (ППЭС), наибольшую информативность имеет показатель времени выполнения сложной зрительно-моторной реакции.

Таким образом, использование методов корреляционного и регрессионного анализа показало, что между отдельными психофизиологическими показателями, с одной стороны, и суммой индивидуальных баллов, набранных по результатам тестирования по Т.А. Немчину, с другой, существуют сложные взаимоотношения. Индекс нервно-психического напряжения, рассчитанный как сумма баллов, набранных при ответах на 30 тестов опросника Т.А. Немчина, не коррелирует с психофункциональным состоянием обследованных студенток-первокурсниц. В тоже время, такая связь хорошо просматривается при анализе корреляционных отношений с отдельными «наборами» тестов опросника Т.А. Немчина: наиболее адекватной группой тестов являются тесты, отражающие психическое и эмоциональное состояние личности, а наименее - показатели, выражающие состояние когнитивных функций. Такие выводы побуждают с осторожностью подходить к интерпретации результатов использования психологических тестов, в частности, теста Т.А. Немчина, используемого при оценке степени нервно-психического напряжения. В то же время, совместное применение индекса нервно-психического напряжения Т.А. Немчина и психофизиологических тестов позволяет раскрыть тонкие механизмы взаимодействия психических и психофизиологических факторов при оценке адаптационных возможностей человека.

Выводы. Результаты параллельного тестирования студенток-первокурсниц в конце 1-го учебного семестра методами психологического (опросник Т.А. Немчина) и психофизиологического анализа свидетельствуют о развитии процесса дезадаптации, сопровождающейся снижением активности центральной нервной системы и формированием 11-го уровня степени нервно-психического напряжения. Корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализы показали, что между временем простой и сложной зрительно-моторной реакцией, а также критической частотой световых мельканий, с одной стороны, и индексом нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), с другой, какая-либо значимая связь не

выявлена. Установлено, что с точки зрения результатов психофизиологического и статистического анализа в опроснике Т.А. Немчина внутри группы из 30 тестов существует функциональная неоднородность, представленная, как минимум, тремя группами тестов, отражающими разные стороны степени нервно-психического напряжения: вегето-соматические показатели (14 тестов), показатели когнитивных способностей (6 тестов) и психо-эмоциональные показатели (10 тестов). На основании результатов корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа показано, что наиболее тесная зависимость между психометрическими показателями и набранными баллами в опроснике Т.А. Немчина отмечена для группы тестов, характеризующих психо-эмоциональное состояние обследованных студенток, а наименьшее -в группе тестов, отражающих когнитивные способности. Предлагается для более полной объективной и количественной оценки адаптационных возможностей человека при использовании метода психологического тестирования Т.А. Немчина применять сочетанное психологическое (субъективное тестирование) и психофизиологическое (аппаратные) исследование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

2. Горбунова Н.В. Педагогическое образование сегодня: проблемы и перспективы / Н.В. Горбунова // Гуманитарные науки. 2017. - № 3 (39). - С. 31-35.

3. Глузман А.В. Инновации в образовании / А.В. Глузман // Гуманитарные науки. 2016. - № 3 (35). -С. 8-10.

4. Ефимова В.Н. Оценка адаптационных возможностей организма в системе педагогического сопровождения студентов младших курсов / В.Н. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П.Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. - С. 110-119.

5. Ендриховский С.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, А.М. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсор. системы. - 1996. - Т. 10, № 2. - С. 13.

6. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер. 2005. - 412 с.

7. Литовченко О.Г. Психофизиологическая характеристика работоспособности учащихся / О.Г. Литовченко // VI Знаменские чтения: материалы науч.-практ. конф. - Курск: СурГПУ, 2007. - С. 45.

8. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: ЛГУ. - 1983. - 167 с.

9. Прохоров А.О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ. - 2004. - 176 с.

10. Психодиагностика стресса / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ. -2012. - 212 с.

11. Соболев В.И., Попов М.Н. Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп - В.И. Соболев, М.Н. Попов // Гуманитарные науки. - 2017. -№ 2(38). - С. 42-49.

12. Соболев В.И., Попов М.Н. Психофизиологическая оценка активности центральной нервной системы студентов в начальный период обучения в ВУЗе // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-1. - С. 222-228.

13. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С. В. Шутова, И.В.Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук, доцент Тимощук Игорь Григорьевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ДИСКУРС ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Аннотация. В публикации рассматривается феномен ответственности в теории и практике оказания психологической помощи. Ответственность понимается как особый, отдельный вид дискурса, имеющий свою специфику в различных направлениях современной немедицинской психотерапии. Автором предлагается интерпретация результатов собственных контент-аналитических исследований категории ответственности, представленной в текстах основателей аналитической, экзистенциальной и гуманистической психотерапии. Опираясь на полученные данные, автор реконструирует и описывает профессионально-этическую сферу указанных школ психотерапии.

Ключевые слова: дискурс ответственности в структуре этико-профессиональных аспектов психотерапии, психосемиотический анализ ответственности, целевые психотерапевтические функции ответственности.

Annotation. The article deals with the phenomenon of responsibility in the theory and practice of psychological care. Responsibility is understood as a special, separate type of discourse that has its own specifics in various areas of modern non-medical psychotherapy. There is an interpretation of the results of the author's content-analytical studies of the category of responsibility presented in the texts of the founders of analytical, existential and humanistic psychotherapy. Based on the data obtained, the author reconstructs the professional and ethical sphere of these schools of psychotherapy.

Keywords: discourse of responsibility in the structure of ethical and professional aspects of psychotherapy, psychosemiotic analysis of responsibility, target psychotherapeutic functions of responsibility.

Введение. Актуальность переосмысления и рефлексии проблематики феномена ответственности, как ключевого понятия данной публикации, необходимо еще и потому что дискурс ответственности легитимизируется в различных сферах нашей жизнедеятельности и в различных формах заявляет о себе именно в настоящее время. В максимально широком контексте этот феномен прежде всего «испытывает» себя в политике, как идеальной и наиболее очевидной сфере жизнедеятельности, в которой роль ответственности при принятии политических решений неуклонно возрастает. Вторая сфера явного показателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.