Научная статья на тему 'Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности'

Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦНС / СТУДЕНТЫ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS / BASIC PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM / THE FUNCTIONAL STATE OF CNS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцев Виктор Петрович, Шибкова Дарья Захаровна, Байгужин Павел Азифович

В статье анализируются нейродинамические показатели ЦНС, определяющие психофизиологический статус студенток педагогического вуза. По результатам психофизиологического тестирования построен профиль интегрального психофизиологического статуса среднестатистической студентки педагогического вуза. Предложена модель иерархической структуры свойств личности студенток, определяющих успешность их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальцев Виктор Петрович, Шибкова Дарья Захаровна, Байгужин Павел Азифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF FEMALE-STUDENTS AS A FACTOR OF TRAINING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

In the article the data of the CNS neurodynamics determining a psychophysiological status of female-students of pedagogical institutions are analyzed. According to the results of psychophysiological testing the profile of an integral psychophysiological status of an average female-student of a pedagogical institution is built. The model of a hierarchical structure of female-students personal traits determining the success of their professional activities is suggested.

Текст научной работы на тему «Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности»

ББК 28.99:88.3 УДК 612.8:153

V.P. MALTSEV, D.Z. SHIBKOVA, P.A. BAYGUZHIN

В.П. МАЛЬЦЕВ, Д.З. ШИБКОВА, П.А. БАЙГУЖИН

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОК КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF FEMALE-STUDENTS AS A FACTOR OF TRAINING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

В статье анализируются нейродинамические показатели ЦНС, определяющие психофизиологический статус студенток педагогического вуза. По результатам психофизиологического тестирования построен профиль интегрального психофизиологического статуса среднестатистической студентки педагогического вуза. Предложена модель иерархической структуры свойств личности студенток, определяющих успешность их профессиональной деятельности.

In the article the data of the CNS neurodynamics determining a psychophysiological status of female-students of pedagogical institutions are analyzed. According to the results of psychophysiological testing the profile of an integral psychophysiological status of an average female-student of a pedagogical institution is built. The model of a hierarchical structure of female-students personal traits determining the success of their professional activities is suggested.

Ключевые слова: психофизиологический статус, основные свойства нервной системы, функциональное состояние ЦНС, студенты.

Key words: a psychophysiological status, basic properties of the nervous system, the functional state of CNS, students.

Ряд ведущих ученных в области физиологии и психофизиологии [1, 4, 7, 8] выделяют студентов высшей школы в особую социальную категорию населения. Обусловлено это не столько спецификой возраста, сколько особенностями условий труда, быта и отдыха студентов.

Согласно современным представлениям реализация адаптационного процесса и конечный эффект адаптации человека к условиям окружающей среды определяется не только спецификой адаптогенного фактора, но и величиной "психофизиологического потенциала индивида", включающего его личностные, когнитивные, энергетические и регуляторно-адаптационные возможности [4, 10, 17, 19]. Психофизиологический статус индивида характеризуется как отдельными показателями (нейродинамическими, психодинамическими, физиологическими), так и интегральными свойствами личности (когнитивными стилями, особенностями темперамента и т.д.). Основные свойства нервной системы, как генетически детерминированные задатки способностей, свя-

занные с особенностями строения и функционирования головного мозга, обусловливают фенотипическое проявление потенциала конкретного индивида [3, 15, 20, 21].

Цель работы: оценить психофизиологический статус студенток педагогического вуза как фактор, определяющий учебно-профессиональную деятельность.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в период 2007-2010 гг. В обследовании приняли участие студентки очной формы обучения 1-го-3-го курсов естественно-технологического факультета ЧГПУ в возрасте от 17 до 20 лет. Объем выборки составил 288 человек. Все обследования проводились в условиях лаборатории в первой половине дня с 9.00 до 13.00 в соответствии с основными биоэтическими правилами, на добровольной основе. Исследования проводились в отсутствии признаков заболеваний на момент исследований, не ранее чем через день после необычных физических, токсических, алиментарных или психоэмоциональных нагрузок, не менее чем через час после курения, с учетом фаз овариально-менструального цикла девушек. С целью минимизации психоэмоциональной нагрузки учебного процесса на фоновое функциональное состояние студенток обследования проводили в межсессионный период.

Оценка психофизиологического статуса, определяемая нейродинамиче-скими показателями основных свойств нервной системы: силы нервной системы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, проведена при помощи аппаратно-программного комплекса «НС - ПсихоТест» фирмы «Нейро-софт» г. Иваново.

Исследование функционального состояния ЦНС и прогнозирование ее работоспособности производили с помощью компьютеризированной методики «Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека», разработанной фирмой «ИМАТОН», г. Санкт-Петербург. В ходе исследования оценивались: функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ).

Полученные результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием стандартных методов статистики ^а^юа v.6.0).

Результаты исследования, их обсуждения. Нейродинамические показатели основных свойств нервной системы студенток характеризуют вероятную степень функционирования отделов центральной нервной системы, обеспечивающих реализацию высших психических функций и когнитивную деятельность обследуемых. Созданная в составе творческого коллектива научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» ГОУ ВПО «ЧГПУ» база данных содержит показатели психофизиологического реагирования организма, отражающего комплексное влияние факторов учебно-профессиональной деятельности на организм студенток.

В таблице 1 представлены показатели, характеризующие психофизиологический статус обследуемого контингента студенток.

Таблица 1

Показатели психофизиологического статуса студенток педагогического вуза

Статистики ПЗМР, мс РВ, мс КЧСМ, Гц ТТ, уд/5 с РДО, мс

п 288 187 281 288 286

M±m 234,0±2,0 392,7±4,9 38,6±0,2 29,4±0,3 50,7±1,3

^ 14,6 17,2 9,3 14,6 42,8

25% 207,6 348,8 36,1 26,5 36,4

75% 257,7 434,0 41,1 31,7 60,0

As 0,6 0,4 -0,2 0,8 1,3

Анализируя полученные данные, можно заключить, что среднегруппо-вые значения показателей психофизиологического статуса студенток входят в диапазон возрастно-половых нормативных значений [3, 12] и соответствуют нижней границе нормы.

Различия показателей латентных периодов реагирования при сравнении результатов тестов «Простая зрительно-моторная реакция» и «Реакция выбора», обусловлены усложнением методической части, связанным с предъявлением дополнительных раздражителей, отличных от базового стимула качественными характеристиками (интенсивностью и мощностью светового сигнала). При этом, как известно [6, 16], осуществление сложных зрительно-моторных реакций на предъявление стимулов разной интенсивности требует большего латентного времени, чем для простой реакции, что обусловлено большей аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий головного мозга, психологической интерпретацией раздражителя.

Следует обратить внимание на однородность коэффициента вариации исследуемых параметров (табл. 1), исключением является показатель (РДО), характеризующий точность пространственно-временного реагирования и зависящий от уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга [16]. Коэффициент вариации психомоторных и психосенсорных реакций отражает относительную стабильность функционирования психических процессов, обеспечивающих когнитивную деятельность. Вариативность же показателя РДО может отражать компенсаторно-приспособительный эффект обследуемой группы студенток в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Выявленный факт имеет ключевое значение в оценке роли центральной нервной системы в адаптационных реакциях к условиям обучения. Функциональные резервы центральной нервной системы по силовым и скоростным показателям достаточно однородны. Для их реактивности, выраженной в качественных изменениях, необходимы высокие (по силе-длительности) пороги действия раздражителя. Такого рода механизмы самозащиты исключают возможность истощения резервов или нарушения функциональных связей и обусловливают относительную константность и последовательность деятельности центральной нервной системы индивида. При этом высокая вариативность значений баланса основных церебральных процессов обусловливает активи-рованность или инактивированность церебральных процессов, обеспечивающих полезный приспособительный результат деятельности в конкретных ее условиях [3].

Результаты психофизиологического тестирования, полученные в ходе нединамических скрининговых обследований, позволили сформировать условно нормативную базу данных показателей психофизиологического статуса студенток 17-20 лет в состоянии оптимальной работоспособности, косвенно отражающих совокупные характеристики когнитивных процессов. Квартиль-ное распределение полученных показателей сенсомоторных реакций обследуемых (табл. 1), позволило провести типизацию обследуемых, отражающую ряд общих характеристик регуляторных механизмов высшей нервной деятель-

ности в процессе учебно-профессиональной деятельности студенток (рис. 1).

На основании полученного континуума основных свойств нервной системы обследуемых можно заключить, что интегральный психофизиологический статус среднестатистической студентки естественнонаучного профиля обучения обусловлен следующей совокупностью наиболее часто встречаемых свойств и качеств высшей нервной деятельности. В 57% случаев для студенток естественнонаучного профиля обучения педагогического вуза характерна слабая нервная система при среднем уровне подвижности и лабильности нервных процессов (51% и 50% соответственно). Слабость нервной системы сопровождается преобладанием процессов торможения над возбуждением, что косвенно указывает на постепенное включение организма в работу, но при этом обусловливает относительно высокую продолжительность оптимальной работоспособности.

высокий

~~ сила нервной ситемы сил подвижность нервн. процессов под — - - лабильность нервн. процессов — - - лаб — -уравновешенность нервн. процессов

уравнивешеннис 1ь нервн. процессов

Рис. 1. Соотношение количества студенток 17-20 лет с различным уровнем выраженности основных свойств нервной системы

Примечание: низкий полюс уравновешенности соответствует преобладанию процессов торможения.

Следует отметить, что выявленные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности, в частности слабость нервной системы и умеренная лабильность, являются по данным ряда исследований [2, 5, 11] биологическими детерминантами социально-перцептивных способностей, определяющих педагогическую направленность личности.

Резюмируя результаты анализа психофизиологических свойств личности

студенток, определяющих успешность их профессиональной деятельности, нами, на основе концептуальных положений о системной организации структуры свойств человека [14, 18], предложена модель иерархической структуры свойств личности студенток естественнонаучного профиля обучения педагогического вуза, представленная на рисунке 2.

И

о

и и 1 g § i Q

Рис. 2. Иерархическая структура свойств личности студенток педагогического вуза, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Примечания: I - морфо-функциональный уровень; II - психофизиологический уровень; III - психологический уровень; IV - социальный уровень. A - анатомо-физио-логические особенности мозга; B - основные свойства нервной системы; C - социально-перцептивные способности; D - высокая положительная результативность профессиональной деятельности.

Из данных рисунка видно, что основные свойства нервной системы являются предпосылками для развития и реализации личностных качеств студенток (эмпатии, конгруэнтности, толерантности и сензитивности), способствующих идентификации внешних и внутренних событий, их вербализации, причинному истолкованию, что обеспечивает адекватное разрешение проблемных ситуаций в сфере субъект-субъектных взаимоотношений. Вышеизложенные психологические свойства личности являются неотъемлемым атрибутом, определяющим успешность профессиональной деятельности представителей социо-номических профессий (педагогических работников системы образования).

Прикладным значением оценки индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности является изучение функционального состояния организма студенток, определяющего успешность адаптации к обучению в высшем учебном заведении.

В настоящей работе при определении функционального состояния студенток мы придерживались психофизиологического подхода, который основывается на «результате взаимодействия модулирующих систем мозга и высших отделов коры больших полушарий, определяющем текущую форму жизненной активности индивида» [9].

Общим звеном в системе регуляции определенного функционального состояния, связывающим физиологическое и психическое начала, считают структуры головного мозга [13]. По-нашему мнению, изучение особенностей церебрального компонента регуляции функций организма в условиях напряженной учебно-профессиональной деятельности студенток является актуальным и имеет практическую значимость.

Более того, основные особенности функционирования центральной нервной системы определяют различия в регуляции функционального состояния организма в целом и реактивности к одним и тем же воздействиям, имеющим место в условиях учебно-профессиональной деятельности студенток.

Интегральным показателем функционального состояния центральной нервной системы является время реакции, отражающее такие основные свойства нервной системы, как возбудимость, лабильность и реактивность [12; 16]. Простая сенсомоторная реакция реализуется через формирование функциональной системы, работа которой зависит от согласованности, синхронности временных и пространственных параметров этой системы и совпадения ритмов возбуждения в нервных структурах. Поэтому на сегодняшний день в качестве наиболее практикуемого и объективного метода изучения функционального состояния ЦНС обучающихся применяется вариационная хронорефлексометрия.

Обобщенные результаты исследования функционального состояния центральной нервной системы студенток естественнонаучного профиля обучения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Статистические характеристики показателей ПЗМР студенток естественнонаучного профиля обучения (п=187)

Статистики ФУС УР УФВ

М±т 2,6±0,02 1,4±0,04 2,7±0,05

SD 0,2 0,6 0,7

СУ 8,4 41,6 24,5

Примечание: ФУС - функциональный уровень нервной системы, УР - устойчивость нервной реакции, УФВ - уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы.

Среднестатистические характеристики показателей простой зрительно-моторной реакции (ФУС, УР, УФВ) студентов были сопоставлены с рекомендуемыми нормативными значениями [12]. Изученные психофизиологические показатели не укладывались в диапазон нормативных величин. Сопоставление средних величин расчетных критериев оценки функционального состояния ЦНС с уровнями работоспособности позволило установить (табл. 2), что функциональное состояние ЦНС студентов находилось на уровне незначительно сниженной работоспособности по показателю УР и УФВ (диапазон нижней границы нормы работоспособности индивида), а по показателю ФУС находилось в диапазоне сниженной работоспособности. Полученные результаты согласуются с литературными данными [21], характеризующими психофизиологические особенности студентов естественнонаучного профиля обучения в рамках учебной деятельности.

Выявленная нами тенденция относительно оптимальной работоспособности студенток педагогического вуза естественнонаучного профиля обучения при сниженном уровне функционирования нервной системы согласуется с вышеописанными индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, выраженными в преобладании слабости нервной системы и процессов торможения в центральной нервной системе.

Таким образом, выявленные психофизиологические особенности студенток, с одной стороны, описывают зону функциональных изменений центральной нервной системы, характеризующую оптимальную и эффективную (для данных конкретных условий деятельности) работоспособность студенток, а с другой - выступают предикторами эффективной реализации индивидуальных способностей в процессе профессиональной деятельности студенток педагогического вуза естественнонаучного профиля обучения.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса [Текст] / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 48-52.

2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 71-77.

3. Байгужина, О.В. Особенности адаптивных реакций вегетативной нервной системы и нейродинамических процессов организма студенток 19-20 лет в зависимости от типа ментальной нагрузки [Текст]: автореф. дисс... канд. биол. наук: 03.00.13; 19.00.02 / О.В. Байгужина; Челябинский гос. пед ун-т. - Челябинск, 2008. - 23 с.

4. Березина, М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности [Текст]: автореф. дисс... канд. биол. наук: 03.00.13 / М.Г. Березина; Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2000. - 21 с.

5. Влияние латерализации фенотипа на поведенческие реакции человека [Текст] / И.М. Монтина, [и др.] // Бюллетень ВСНЦ. - 2008. - № 2(60). - С. 32-33.

6. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2003. - 384 с.

7. Казин, Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности [Текст] / Э.М. Казин, В.И. Иванов, Н.А. Литвинова // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. - № 3. - С. 23-29.

8. Литвинова, Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности [Текст]: автореферат дисс... д-ра биол. наук: 03.00.13 / Н.А. Литвинова. - Томск, 2008. - 38 с.

9. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию [Текст] / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. - 400 с.

10. Медведев, В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации [Текст] / В.И. Медведев // Физиология человека. -1998. - Т. 24. - № 4. - С. 7-13.

11. Молчанов, А.С. Опознание эмоциональных состояний как компонент педагогических способностей [Текст] / А.С. Молчанов, Н.А. Аминов // Творчество и педагогика: мат-лы Всесоюзной конференции. - М, 1988. - С. 215-218.

12. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство [Текст] / М.П. Мороз. - СПб.: ИМАТОН, 2007. -40 с.

13. Небылицин, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В.Д. Небылицин. - М.: Высшее образование, 2008. - 649 с.

14. Прангишвили, И.В. Системный подход и общие системные закономерности [Текст] / И.В. Прангишвили. - М.: Синтег, 2001. - 528 с.

15. Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека [Текст] / В.М. Русалов // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. -С. 19-33.

16. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции) [Текст] / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб.: Олимп-СПб, 2004. - 400 с.

17. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы [Текст] / Н.А. Фомин. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2003. - 383 с.

18. Цагарелли, Ю.А. Методы системной психологической диагностики на приборе «Активациометр» [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. - Казань, 2009. - 254 с.

19. Чикова, С.Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона [Текст]: автореф. дисс... канд. биол. наук: 03.00.13; 19.00.02. / С.Н. Чикова. - Архангельск, 2008. - 18 с.

20. Шибкова, Д.З. Оценка функционального состояния ЦНС и уровня работоспособности студентов 18-20 лет [Текст] / Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев // Проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта и туризма в современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2009. - С. 277-280.

21. Яковлев, Б.П. Психофизиологическая характеристика уровня работоспособности студентов [Текст] / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко // Журнал гигиена и санитария. - 2008. - № 1. - С. 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.