Научная статья на тему 'Психофизиологическая оценка активности центральной нервной системы студентов в начальный период обучения в вузе'

Психофизиологическая оценка активности центральной нервной системы студентов в начальный период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ / ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS / АКТИВНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ACTIVITY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM / МЕТОДЫ ПСИХОМЕТРИИ / PSYCHOMETRIC METHODS / НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / NEURO-EMOTIONAL TENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболев Валерий Иванович, Попов Максим Николаевич

На основании анализа состояния центральной нервной системы студенток-первокурсниц с помощью методов психометрии сделан вывод о значительном снижении ее активности к окончанию 1-го учебного семестра; эффект утомления (угнетения) выражался не только в количественном ухудшении параметров психометрических тестов, но и проявлялся в существенном снижении стабильности их выполнения. К окончанию 1-го учебного семестра у студенток-первокурсниц происходит значительное нарастание (+30%) степени выраженности нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), что может рассматриваться как предпосылка для возможного развития состояния «стресса». В ходе учебного семестра в наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей ? параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболев Валерий Иванович, Попов Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF THE ACTIVITY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF STUDENTS DURING THE INITIAL PERIOD OF STUDY AT THE UNIVERSITY

Based on the analysis of the state of the central nervous system of first-year female students, psychometric methods concluded that the activity of the central nervous system significantly decreased by the end of the first academic semester; the effect of fatigue (oppression) was expressed not only in the quantitative deterioration of the parameters of psychometric tests, but also manifested itself in a significant decrease in the stability of their performance. It was shown that at the end of the 1st semester in first-year students occurs an increase (+30 %) of index neuropsychic tension. This fact can be considered as a premise for a possible further development of the state of "stress".

Текст научной работы на тему «Психофизиологическая оценка активности центральной нервной системы студентов в начальный период обучения в вузе»

Наибольшие расхождения между уровнем самостоятельной работы обучающихся экспериментальных и контрольных групп зафиксированы по критерию осуществление самостоятельной работы обучающихся и дополнительному критерию. Такие различия по результатам формирующего эксперимента можно объяснить введением в образовательный процесс экспериментальных групп дисциплин с использованием программных продуктов, с помощью которых обучающиеся научились самостоятельно решать поставленные задания, оценивать ситуацию, и прогнозировать ее разрешение; у обучающихся сформировались: высокий уровень профессиональных способностей при выполнении экономических задач с помощью информационно-коммуникационных технологий, в процессе осуществления самостоятельной работы; научились самостоятельно осуществляет анализ и правильно решать поставленные задания. Об этом убедительно свидетельствует показатель критерия Пирсона для критерия осуществление самостоятельной работы обучающихся и дополнительного критерия, который значительно больше критического значения.

Следовательно, авторская разработка методики проведения занятий с помощью программных продуктов, реализованная в ходе формирующего эксперимента, сделали возможным достижение высоких результатов самостоятельной работы у тех обучающихся, которые входили в экспериментальную группу.

Выводы. В результате анализа вышеприведенных данных обучающихся экспериментальной и контрольной групп, легко прослеживается, что последовательная систематическая работа по организации самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов приводит к высоким результатам и позволяет сделать следующие выводы:

1. В образовательных организациях высшего образования недостаточно планируются и реализуются информационно-методические условия, направленные на организацию самостоятельной работы обучающихся. В связи с этим отмечается преобладание относительно низкого уровня самостоятельной работы обучающихся.

2. Реализация в образовательном процессе разработанной методики в тесной взаимосвязи с информационно-методическими условиями обеспечивает качественную организацию самостоятельной работы обучающихся.

Литература:

1. Смирнова О.Ю. Теоретические аспекты самостоятельной работы обучающихся в контексте информатизации образования / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 1. - С. 284-295.

2. Смирнова О.Ю. Обеспечение информационно-методических условий самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 48. - Ч. 1. -С. 106-111.

3. Смирнова О.Ю. Методика организации самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 1. - С. 250-262.

4. Смирнова О.Ю. Методические основы создания программных продуктов / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 2. - С. 105-113.

5. Гордиенко Т.П. Смирнова О.Ю. Использование программных продуктов в процессе обучения студентов в высшей школе / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 56. - Ч. 2. - С. 226-235.

Педагогика

УДК: 37.012.6

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АКТИВНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. На основании анализа состояния центральной нервной системы студенток-первокурсниц с помощью методов психометрии сделан вывод о значительном снижении ее активности к окончанию 1-го учебного семестра; эффект утомления (угнетения) выражался не только в количественном ухудшении параметров психометрических тестов, но и проявлялся в существенном снижении стабильности их выполнения. К окончанию 1-го учебного семестра у студенток-первокурсниц происходит значительное нарастание (+30%) степени выраженности нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), что может рассматриваться как предпосылка для возможного развития состояния «стресса». В ходе учебного семестра в наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей - параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).

Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников, активность центральной нервной системы, методы психометрии, нервно-эмоциональное напряжение.

Annotation. Based on the analysis of the state of the central nervous system of first-year female students, psychometric methods concluded that the activity of the central nervous system significantly decreased by the end of the first academic semester; the effect of fatigue (oppression) was expressed not only in the quantitative deterioration

of the parameters of psychometric tests, but also manifested itself in a significant decrease in the stability of their performance. It was shown that at the end of the 1st semester in first-year students occurs an increase (+30 %) of index neuropsychic tension. This fact can be considered as a premise for a possible further development of the state of "stress".

Keywords: adaptation of first-year students, activity of the central nervous system, psychometric methods, neuro-emotional tension.

Введение. Начальный период обучения в ВУЗе в связи с принципиальным изменением характера организации и построения учебного процесса (в сравнении с общеобразовательной школой) сопровождается развитием выраженного нервно-эмоционального напряжения, что, в свою очередь, приводит к существенному ухудшению функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), снижению эффективности обучения и здоровья в целом. В связи с этим возникает необходимость комплексного контроля процесса адаптации учащихся с целью своевременной его коррекции [1-3, 11, 16, 17]. Среди многочисленных подходов к оценке успешности процесса адаптации важное место отводится методам психофизиологического анализа, в частности методам психометрии [4-9, 16-18]. Наиболее простыми и эффективными методами психометрических исследований, применимыми в подобного рода случаях, являются методы оценки состояния активности центральной нервной системы на основании анализа скорости сенсомоторных реакций, результатов определения частоты слияния световых мельканий и параметров так называемого теппинг-теста. В связи со сложной временной и пространственной организацией перечисленные психометрические показатели являются важными критериями интегрального, базового состояния ЦНС учащихся и выступают, в числе прочих, важными предикторами развития ее дисфункции [10, 15, 19].

Для оценки степени нервно-психического напряжения используются многочисленные опросники, тесты, и расчетные индексы, в том числе и индекс напряжения нервно-психического напряжения Т.А. Немчина [12]. Данный метод можно отнести к числу достаточно апробированных и, что немаловажно, удобным при проведении собственно процесса тестирования [1, 13, 14].

Формулировка цели статьи. Целью работы явилось выяснение характера влияния начального периода обучения в Высшем учебном заведении на степень активности центральной нервной системы, а также степень нервно-психического напряжения студентов.

Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих экспериментальных задач:

провести количественные измерения латентного периода простой зрительно-моторной реакции, значения критической частоты световых мельканий и скорости теппинг-теста у первокурсниц в начале и конце первого учебного семестра;

провести оценку степени нервно-психического напряжения у студентов в начале и конце 1-го семестра обучения;

Предполагалось, что решение поставленных задач расширит имеющиеся представления об особенностях адаптации студентов в начальный период обучения в Высшем учебном заведении.

Изложение основного материала статьи. Организация исследований. Все исследования были проведены на студентах-добровольцах первого курса Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте в начале и конце 1-го семестра 2016-2017 учебного года. Всего было протестировано 20 девушек со средним возрастом 17 - 18 лет. Анализ состояния здоровья выбранного контингента студентов не выявил каких-либо отклонений. В связи с этим все испытуемые, принимавшие участие в исследованиях, были отнесены к категории здоровых лиц.

Для оценки степени активности центральной нервной системы (ЦНС) студентов были использованы три метода: измерение времени простой зрительно-моторной реакции, определение критической частоты световых мельканий (КЧСМ) и теппинг-тест. Выбор перечня методик определялся исходя из принципа доступности и методической простоты. Тем не менее, все три психометрических теста позволяют достаточно полно судить о степени активности ЦНС.

Для изучения параметров зрительно-моторной реакции использовался хронорефлексометр, включающий электронный секундомер, блок предъявления светового раздражителя, а также дистанционную индивидуальную кнопку «СТОП СЕКУНДОМЕР». Электронный секундомер был выполнен на базе микроконтроллера с кварцевым генератором и LED-дисплея (цена деления составляла 0,5 мс). В качестве источника светового раздражителя использовался выносной точечный источник света на основе светодиода BL-L502UBC ярко-голубого свечения (Ultra Blue, 470 nm). В наших исследованиях источник света располагался на расстоянии 40 см от кончика носа, а световой стимул предъявлялся в оба глаза. Интенсивность светового сигнала выбиралась постоянной и предварительно аппаратными средствами устанавливалась на приемлемом для глаза уровне 5000 mcd; длительность светового стимула составляла 40 мс.

Определение критической частоты световых мельканий и показателей теппинг-теста проводились общепринятыми методами. В первом случае в качестве источника света использовался светодиод ярко-голубого свечения (Ultra Blue, 470 nm), генератор гармонических колебаний и электронный частотомер. Во втором случае использовалась токопроводящий коврик, металлический щуп, располагающийся в руке испытуемого, электронный таймер и счетчик; регистрация показателей теппинга осуществлялась каждые 10 с на протяжении 80 с (8 измерений).

В дополнение к методам психометрии в работе использовался также метод определения индекса нервно-психического напряжения Т.А.Немчина [12]. Данный метод можно отнести к числу достаточно апробированных и, что немаловажно, удобным при проведении собственно процесса тестирования.

В ходе проведения исследований у всех испытуемых тестирование проводилось дважды. Первое тестирование проведено в начале 1-го учебного семестра, а второе - в конце семестра. Такой подход позволил в дальнейшем выяснить характер влияния учебного процесса на уровень активности ЦНС и степень нервно-психического напряжения студентов-первокурсников.

Статистический анализ полученных данных. При статистической обработке данных использовали пакеты прикладных программ Excel и Statistica 7.0. Статистическую значимость различий между двумя средними арифметическими величинами определяли с помощью двухвыборочного t-теста Стьюдента для

выборок с различными дисперсиями при заданном уровне значимости р < 0,05. При оценке различий между двумя множествами использовали однофакторный дисперсионный анализ, двухвыборочный Р-тест для дисперсий, а также дополнительно - непараметрический критерий Краскела-Уоллиса. Для характеристики стабильности (устойчивости) выполнения зрительно-моторной реакции использовали коэффициент вариации Су, а также статистические параметры рядов динамики. В последнем случае при анализе степени вариабельности психомоторной реакции строили так называемые цепные ряды динамики путем пошагового вычисления отклонения последующей варианты в вариационном ряду от предшествующей (цепной темп роста). Таким способом формировали новые вариационные ряды, что позволило в дальнейшем рассчитать среднюю величину абсолютных (по модулю) отклонений (флуктуаций) стабильности выполнения реакции, а также показатели итоговой статистики.

Во всех случаях сравнение анализируемых показателей и статистическая оценка различий проводили на основании проверки нулевой и альтернативной гипотез.

Результаты исследований. Время выполнения простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР). Анализ полученных данных показал, что время ПЗМР в начале учебного семестра составило 188 ± 1,34 мс, что было существенно меньше (на +16 ± 2,45 или +8,5 %, р < 0,01), чем время простой зрительно-моторной реакции, измеренной в его конце (204 ± 2,1 мс, табл. 1).

Таблица 1

Время выполнения простой зрительно-моторной реакции в группе девушек-первокурсниц в

начале и конце учебного семестра

Статистический параметр Параметры простой зрительно-моторной реакции

Начало семестра Конец семестра Разница: Конец - Начало

Среднее значение и стандартная ошибка, М±т 188 ± 1,3 204 ± 2,1 +16 ± 2,45 (+8,5 %) р < 0,01

Стандартное отклонение 33,9 52,7 -

Дисперсия 1147 2778 Р < 0,001

Коэффициент вариации, Суфакт, % 18,0 25,8 -

Число измерений 630 634 -

Примечание: статистическую значимость различий между дисперсиями оценивали при помощи двухвыборочного Р-теста для дисперсий

Факт различия между временем выполнения исследуемой ПЗМР подтверждается также однофакторным дисперсионным анализом (р<0,001) и непараметрическим критерием Краскела-Уоллиса (р<0,01).

Представляет интерес анализ характера распределения частот значений времени зрительно-моторной реакции в разные периоды 1-го учебного семестра. Как видно из рис. 1, в конце учебного семестра характер расположения кривой существенно отличался от исходного, прежде всего, за счет увеличения степени правосторонней асимметрии и уменьшения эксцесса. Все это, равно и как выраженные различия в величинах дисперсии в вариационных рядах (табл. 1), свидетельствует о качественных изменениях основных характеристик простой зрительно-моторной реакции в течение учебного семестра. В связи с этим представляется важным детальный анализ параметров, отражающих не только абсолютные значения средних величин, но и вариабельность (устойчивость, стабильность выполнения) исследованной психомоторной реакции.

Рис. 1. Характер распределения частоты значений времени зрительно-моторной

реакции у испытуемых в начале и конце учебного семестра.

Для оценки вариабельности вариационного ряда обычно используют среднее квадратическое отклонение, дисперсию и коэффициент вариации. По данным табл. 1 следует, что вариационный ряд

значений ПЗМР в период «В конце семестра» характеризовался более высокими значениями стандартного отклонения, дисперсии и коэффициента вариации. Однако сравнительный анализ различий этих статистических показателей вариационных рядов (начало и конец семестра) может быть проведен лишь в отношении величины дисперсии (с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий), которая, как была в конце учебного семестра значительно выше ф<0,001), чем в его начале. Следует отметить, что данный метод дисперсионного анализа позволяет путем сравнения Fфакт. с Fкрит. оценить лишь уровень статистической значимости различий двух анализируемых дисперсий на основании сравнения альтернативной и «нулевой» гипотез, т.е. провести всего-лишь качественный анализ по принципу «отличается - не отличается». Что касается стандартного отклонения (производного из дисперсии), то оно, естественно, по факту в конце учебного семестра будет также выше. Возрастает и значение коэффициента вариации: 18,0 % - в начале семестра и 25,8 % - в конце семестра. Поскольку коэффициент вариации численно равен отношению квадратического отклонения к величине средней арифметической (в %), то рассчитать статистическую достоверность между двумя коэффициентами невозможно.

Таким образом, на основании сравнительного анализа трех показателей вариабельности в двух вариационных рядах (начало - конец семестра) можно с достаточной степенью уверенности говорить, что в конце учебного семестра стабильность выполнения простой зрительно-моторной реакции значительно ухудшается. Представляет интерес вопрос о количественном выражении степени различий стабильности выполнения ПЗМР в разные периоды обучения. Ответ на поставленный вопрос можно получить на основании анализа так называемых цепных рядов динамики. Такой статистический метод анализа, что является принципиально важным, позволил рассчитать в абсолютных величинах (мс) среднюю величину отклонения (флуктуаций) степени стабильности (устойчивости) выполнения зрительно-моторной реакции.

Таблица 2

Характеристика динамических рядов простой зрительно-моторной реакции у испытуемых в

начале и конце учебного семестра

Статистический параметр цепного динамического ряда Параметры простой зрительно-моторной реакции

Начало семестра Конец семестра Разница: Конец - Начало

Среднее значение абсолютных величин отклонений в цепном ряду динамики (М±m), мс 33,5±1,15 57,4 ±1,79 +23,9 ± 2,12 (+71,3 %) P<0,001

Стандартное отклонение 28,6 45,2 -

Количество измерений 631 633 -

Примечание: средние величины представляют модульное значение отрицательных и положительных флуктуаций времени зрительно-моторной реакции в цепном динамическом ряду

По данным табл. 2 видно, что средняя величина флуктуаций (колебаний) времени выполнения зрительно-моторной реакции в конце учебного семестра составила 57,4±1,79 мс, что было на 71,3 % выше, чем в его начале. Следовательно, опираясь на количественный анализ степени вариабельности зрительно-моторной реакции, можно говорить о существенном ухудшении в конце 1-го учебного семестра стабильности выполнения исследуемой психомоторной реакции.

Рис. 2. Динамика частоты теппинга (уд/с) испытуемых в начале и конце учебного семестра.

Характеристика теппинг-теста. Вторым показателем, отражающим активность центральной нервной системы испытуемых, служил теппинг-тест. При анализе полученных данных представляют интерес следующие основные моменты.

Во-первых, как видно из табл. 3, в конце учебного семестра в сравнении с его началом скорость выполнения теппинг-теста существенно снижалась (на 12,8 %, Р<0,01). Этот факт подтверждает и критерий Краскела-Уоллиса (Р<0,01).

Во-вторых, выполнение теппинг-теста в конце семестра характеризовалось более высокой вариабельностью, о чем свидетельствует сравнительный анализ дисперсий выборок (двухвыборочный Р-тест для дисперсий) в начале и конце семестра (Р<0,01).

Рис. 3. Гистограммы частот распределения значений теппинга у испытуемых в начале и конце учебного семестра.

В-третьих, характер зависимостей «частота теппинга - время его выполнения» в периоды «В начале» и «В конце семестра» принципиально не различался (Рис. 2). Так, зависимости описывались однотипными нисходящими кривыми (степенная функция) при высоком уровне достоверности их аппроксимации, что, согласно общепринятой классификации, квалифицируется как «слабость нервной системы испытуемого».

В-четвертых, на существенные различия вариационных рядов значений теппинга в начале и конце семестра указывает и график частот распределения значений исследуемого показателя. Так, на рис. 3 видно, что в конце семестра целостная кривая частот распределения смещалась по шкале абсцисс влево, т.е. в сторону меньших значений. Кроме того, значительно изменялась ее форма за счет возрастания величины асимметрии, что проявилось в появлении так называемого «правостороннего хвоста». Последнее обстоятельство обусловлено остаточным присутствием в вариационном ряду пула «высокоскоростных» значений частоты теппинга, что еще раз подтверждает упомянутый выше факт нарастания степени вариабельности (стабильности) выполнения теппинг-теста в конце учебного семестра.

Таблица 3

Характеристика параметров теппинг-теста и величины критической частоты световых мельканий у испытуемых в начале и конце учебного семестра

Показатель Начало семестра Конец семестра Разница: Конец - Начало

Скорость теппинг-теста, уд/с 6,78±0,066 (0,64) п = 160 5,91 ±0,090 (1,18) * п = 160 -0,87 ± 0,11 (+12,8 %) Р<0,01

Частота критической частоты световых мельканий, Гц 55,6 ± 0,77 (11,8) п = 20 45,3 ± 1,16 (27,1) ** п = 20 -10,3 ± 1,39 (+18,5 %) Р<0,01

Примечание: в круглых скобках приведено значение дисперсии выборки; * - различия между дисперсиями (конец - начало семестра) статистически достоверны (Р = 0,000155, двухвыборочный Р-тест для дисперсий); ** - различия между дисперсиями (конец - начало семестра) статистически достоверны (Р = 0,0014, двухвыборочный Р-тест для дисперсий) - п - число измерений в вариационном ряду

Таким образом, комплексный анализ результатов изучения показателей теппинг-теста однозначно могут рассматриваться как доказательство ухудшения к окончанию 1-го учебного семестра общего состояния ЦНС, вероятнее всего, за счет снижения уровня ее активности.

Критическая частота световых мельканий (табл. 3). Результаты измерения данного психометрического показателя функционального состояния центрального звена зрительного анализатора свидетельствуют, что к окончанию учебного семестра частота слияния световых мельканий у студенток-первокурсниц статистически достоверно падала с 55,6±0,7 до 45,3±1,16, т.е. снижалась на 18,5 % (Р<0,01). Описанный эффект сопровождался выраженным ростом степени вариабельности выполнения данного теста, о чем свидетельствуют результаты расчета величины дисперсии в исследованных целостных вариационных рядах (двухвыборочный Р-тест для дисперсий, Р<0,01).

Таким образом, все методы психометрической оценки состояния центральной нервной системы студенток-первокурсниц, использованные в настоящем исследовании, однозначно свидетельствуют в пользу предположения о значительном снижении степени ее активности к окончанию 1-го учебного семестра; эффект утомления проявлялся не только в количественном ухудшении параметров психометрических тестов, но и проявлялся в существенном снижении стабильности их выполнения.

Индекс нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину). В начале 1-го учебного семестра значение индекса нервно-психического напряжения (ИНПН) было незначительным, что соответствовало уровню нервно-психического напряжения как «относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния» - 1-я степень НПН (табл. 4).

Таблица 4

Состояние индекса нервно-психического напряжения (ИНПН) у девушек в ходе учебного семестра

Статистический параметр Период исследования Разница: Конец-Начало семестра

Начало семестра Конец семестра

Среднее значение и стандартная ошибка 39,4±1,3 51,3±2,8 +11,9±3,1 +30 % P<0,05

Стандартное отклонение 5,72 12,3 -

Дисперсия выборки 32,7 152 P<0,05

Число обследованных 20 20 -

Однако к концу семестра значение ИНПН возросло на 30 % и уже оценивалось как «ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии» - П-я степень НПН. Кроме того, было отмечено существенное возрастание значения дисперсии вариационного ряда, что указывало на высокую индивидуальную вариабельность индекса нервно-психического напряжения.Таким образом, основываясь на общих результатах теста Т.А.Немчина, можно сделать вывод о развитии у студенток-первокурсниц к окончанию 1-го учебного семестра заметной степени нервно-психического напряжения (+30 %).

Представляет интерес анализ характера влияния учебного процесса в 1-ом семестре на отдельные компоненты теста Т.А. Немчина (табл. 5). По данным таблицы видно, что в ходе учебного года в наибольшей степени (в % к начальному периоду) увеличивались показатели, отражающие две группы показателей («ВСП» и «ППЭС», см. табл. 5). В тоже время группа так называемых «когнитивных показателей» изменялась в наименьшей степени.

Таблица 5

Состояние нервно-психического напряжения (ИНПН) у девушек в ходе учебного семестра по

группам показателей

Группа показателей Период исследования Разница: Конец-Начало семестра

Начало семестра Конец семестра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вегетативные и соматические показатели (ВСП) 20,4±0,7 27,0+0,9 +6,6+1,1 +32 % Р<0,05

Когнитивные показатели (КП) 8,2 ±0,2 9,5+0,3 +1,3+0,36 +15,9 % Р<0,05

Показатели психического и эмоционального состояния (ППЭС) 10,8+0,3 14,8+0,5 +4,0+0,58 +37 % Р<0,05

Число обследованных 20 20 -

Последнее обстоятельство указывает на относительную независимость когнитивных способностей личности от данной в нашем случае степени нервно-психического напряжения. Такой результат носит положительную окраску, поскольку свидетельствует, что в процессе учебного семестра у студентов-первокурсников, несмотря на возрастание степени нервно-психического напряжения, показатели когнитивных способностей изменялись незначительно. В то же время характер изменений индекса напряжения в других группах показателей позволяют предполагать о негативной динамике процесса адаптации к новой форме обучения первокурсников в ВУЗе.

Выводы:

1. Использованные в работе методы психометрической оценки состояния центральной нервной системы студенток-первокурсниц (время простой зрительно-моторной реакции, критическая частота световых мельканий и параметры теппинг-теста) однозначно свидетельствуют о значительном снижении ее активности к окончанию 1-го учебного семестра; эффект утомления (угнетения) выражался не только в количественном ухудшении параметров психометрических тестов, но и проявлялся в существенном снижении стабильности их выполнения.

2. К окончанию 1-го учебного семестра у студенток-первокурсниц происходит значительное нарастание (+30%) степени выраженности нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), что может рассматриваться как предпосылка для возможного развития состояния «стресса». В ходе учебного семестра в

наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей - параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).

Литература:

1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

2. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии / П.К. Анохин // Проблема принятия решения. - М., 1984. - С. 264.

3. Бура Л.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Л.В. Бура, О.А. Похвалитова, А.С. Чабанюк // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 209.

4. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н.Н. Данилова. -М.: Изд-во МГУ, 1992. - 132 с.

5. Егшатян Д.В. Индивидуализация подготовки юных борцов с учетом показателей функционального состояния в условиях соревновательной подготовки // Д.В. Егшатян / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 1. - С. 71-73.

6. Ендриховский С.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, А.М. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсор. системы. - 1996. - Т. 10, № 2. - С. 13.

7. Зайцев А.В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А.В. Зайцев, В.И. Лупандин, О.Е. Сурнина // Физиол. человека. - 1999. - Т. 25, № 6. - С. 34-37.

8. Иванченко С.Р. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях / С.Р. Иванченко, С.Б. Малых // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. -С. 80-86.

9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - СПб., 2003. - 384 с.

10. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека / И.И. Коробейникова // Психолог. журн. - 2000. - Т. 21, № 3. - С. 132-136.

11. Литовченко О.Г. Психофизиологическая характеристика работоспособности учащихся / О.Г. Литовченко // VI Знаменские чтения: материалы науч.-практ. конф. - Курск: СурГПУ, 2007. - С. 45.

12. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: ЛГУ. - 1983. - 167 с.

13. Прохоров А. О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности / А. О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ. - 2004. - 176 с.

14. Психодиагностика стресса / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ. - 2012. - 212 с.

15. Соболев В.И. Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Гуманитарные науки. - 2017. -№ 2(38). - С. 42-49.

16. Соболев В.И. Характер зависимости между простой и сложной зрительно-моторной реакциями у студентов в начальный период обучения в ВУЗе / В.И. Соболев // Теория и практика современной науки. -2017. - № 4(22). - С. 1217-1220.

17. Соболев В.И. Характеристика зрительной сенсомоторной реакции у студентов 1-го курса в начальный период обучения / В.И. Соболев // Векторы развития современной науки: материалы IV Международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 января 2017 г.) / отв. ред. О.Б. Нигматуллин. - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2017. - С. 47-49.

18. Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции) / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб.: Изд-во «Олимп СПб», 2004. - 400 с.

19. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Старостин Вадим Геннадьевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются причины и способы решения проблемы совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России. Приведены результаты анализа научной литературы по данному вопросу, предложен авторский вариант действий по повышению эффективности воспитательной работы с будущими полицейскими. Ключевые слова: организация воспитания, курсанты вузов МВД России.

Annotation. In article the reasons and ways of a solution of the problem of improvement of the organization of education of cadets of the highest educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. Results of the analysis of scientific literature on the matter are given, the author's option of actions for increase in efficiency of educational work with future police officers is offered.

Keywords: organization of education, cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Введение. Воспитательная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса вузов МВД России и предполагает наличие целостной системы целенаправленных действий по развитию личностных качеств будущих полицейских. В связи с этим многие высшие образовательные учреждения МВД России реализуют концепцию и соответствующую ей программу воспитательной работы с курсантами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.