Научная статья на тему 'Динамика психофизиологических показателей студенток первого курса педагогического вуза среднего Приобья'

Динамика психофизиологических показателей студенток первого курса педагогического вуза среднего Приобья Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
198
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / STUDENTS / VISUAL-MOTOR REACTION / MIDDLE OB REGION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Литовченко О. Г., Соловьев В. С., Талтыгина А. Ф.

Изучена динамика умственной работоспособности 220 студенток первого курса, проживающих в специфических условиях Тюменского Севера. При исследовании динамики показателей зрительно-моторных реакций в течение учебного года выявлено замедление скорости ответных реакций студенток к концу первого и второго семестра по сравнению с началом учебного года. Установлено, что показатели вегетативного индекса Кердо студенток первого курса изменяются от отрицательных значений в начале периода обучения в вузе до положительных в конце второго семестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Литовченко О. Г., Соловьев В. С., Талтыгина А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF PHYCHOPHYSIOLOGICAL FIGURES OF THE FIRST YEAR STUDENTS' OF THE HIGHER INSTITUTION EFFICIENCY IN THE MIDDLE OB REGION

The mental efficiency of the 220 first year students, living in the specific conditions of Tumen North, was studied. The annual dynamics research of the simple and complex visual comprehension reaction of the first course students revealed a slowing down of the responding reaction at the end of the first term, the middle and the end of the second term compared to the beginning of the school-year. The index of Kerdo has been changing from a negative level in the beginning of the school-year to a positive level at the end of the second term.

Текст научной работы на тему «Динамика психофизиологических показателей студенток первого курса педагогического вуза среднего Приобья»

УДК 159.222.2

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ

© 2007 г. О. Г. Литовченко, *В. С. Соловьев,

А. Ф. Талтыгина

Сургутский государственный педагогический университет *Тюменский государственный университет

Изучена динамика умственной работоспособности 220 студенток первого курса, проживающих в специфических условиях Тюменского Севера.

При исследовании динамики показателей зрительно-моторных реакций в течение учебного года выявлено замедление скорости ответных реакций студенток к концу первого и второго семестра по сравнению с началом учебного года. Установлено, что показатели вегетативного индекса Кердо студенток первого курса изменяются от отрицательных значений в начале периода обучения в вузе до положительных в конце второго семестра.

Ключевые слова: студенты, зрительно-моторные реакции, Среднее Приобье.

Студенчество — это своеобразная профессиональная группа, обладающая совокупностью ряда следующих специфических особенностей: восприятие и переработка большого объема разнообразной информации в условиях дефицита времени, частое возникновение состояния нервно-психического напряжения, выполнение значительной части работы в вечернее и ночное время, снижение двигательной активности. Обучение в высшей школе требует огромных затрат внутренней энергии, физических усилий, эмоциональной устойчивости [1, 7]. В связи с быстрым увеличением объема научной информации растет уровень учебной нагрузки в вузах, что ведет к интенсификации процесса образования [8]. Наибольшее напряжение компенсаторно-приспособительных систем организм студентов испытывает на начальном этапе обучения в высшей школе [2, 6]. Это обстоятельство особенно важно, если учесть, что жизнь и труд студентов проходят в северных условиях, где значительную часть своей жизнедеятельности человек вынужден проводить в закрытых помещениях [4, 5]. Для предотвращения негативного воздействия переутомления в процессе обучения необходимо разрабатывать и внедрять мероприятия по своевременной диагностике развивающегося утомления у студентов с учетом их физиологических и психологических особенностей. Особую значимость изучение этой проблемы приобретает на фоне серьезного ухудшения состояния здоровья молодежи.

Целью нашего исследования явилось изучение динамики психофизиологических показателей студенток первого курса педагогического вуза в течение учебного года в специфичных гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

Методика исследования

Исследования проводили в Сургутском государственном педагогическом университете. Нами были обследованы 220 студенток первого курса в возрасте 17—19 лет, уроженок г. Сургута.

Мы использовали следующий набор методов: определение простой и сложной зрительно-моторной реакции, тесты на решение математических примеров, орфографические тесты, тесты на кратковременную память. Простую зрительно-моторную реакцию (ПЗМР) и сложную зрительно-моторную реакцию (СЗМР) определяли до и после проведения тестов психомоторной нагрузки, которые позволяли воспроизводить обстановку, соответствующую умственному труду студенток. Тестирование проводили в компьютерном классе с 9 до 11 часов. Исследовали индивидуальные особенности студенток. Для этого выявлялся предпочитаемый темп психомоторных реакций — скорость моторная и индекс психомоторной активности. С этой целью

мы использовали опросник В. М. Русалова [3]. Для оценки вегетативной направленности в регуляции сердечно-сосудистой системы определяли динамику изменений вегетативного индекса Кердо.

Результаты и обсуждение

Показатели простой и сложной зрительно-моторных реакций студенток-первокурсниц исследовались в сентябре, ноябре, декабре, феврале, марте, мае, что давало возможность изучить психофизиологическое состояние в начале, середине и конце каждого семестра, в предсессионный и каникулярный периоды (таблица).

Показатели простой и сложной зрительно-моторных реакций (мс) студенток первого курса в течение учебного года

(М ± т), п = 220

Период исследо- вания ПЗМР до проведения нагрузочных тестов СЗМР до проведения нагрузочных тестов ПЗМР после проведения нагрузочных тестов СЗМР после проведения нагрузочных тестов

Начало первого семестра 248 ± 7,23°* 455 ± 10,35* 245 ± 6,09°*° 452 ± 15,0 °*

Середина первого семестра 253 ± 9,02° 448 ± 9,48° 261 ± 12,03 449 ± 12,82°

Конец первого семестра 270 ± 8,35° 482 ± 13,01* 273 ± 9,54° 517 ± 14,01°

Начало второго семестра 253 ± 6,56* 444 ± 11,02*°° 249 ± 7,71 459 ± 10,15-

Середина второго семестра 262 ± 8,25 498 ± 13,25° 274 ± 8,86* 503 ± 15,21

Конец второго семестра 276 ± 9,32— 509 ± 14,12°" 286 ± 13,54° 537 ± 14,09*°*

Примечание. ”, ♦, •, “ — различия достоверны (р < 0,05)

в зависимости от периода учебного года.

Скорость зрительно-моторных реакций отражает скорость нервных процессов в организме и используется в качестве косвенного показателя состояния умственной работоспособности человека [6].

Проведенное нами исследование позволило сопоставить полученные в течение учебного года показатели ПЗМР и СЗМР студенток. В начале учебного года наблюдалась наиболее высокая скорость реакции. В середине первого семестра показатели простой зрительно-моторной реакции ухудшались. Такие изменения связывают [6, 7, 8] с начальным этапом развития утомления, характеризующимся ухудшением координации движений, замедлением скорости переработки информации, затруднением процесса сосредоточения и переключения внимания.

В конце первого семестра выявлено достоверное снижение показателей ПЗМР и СЗМР (р < 0,05) по сравнению с данными начала семестра. Также в конце первого семестра нами было отмечено достоверное повышение времени сложной зрительно-моторной реакции после проведения психомоторных нагрузочных заданий. Замедление времени реакции могло свидетельствовать о напряжении регуляторных систем

в связи с мобилизацией функциональных резервов организма в период зимней сессии.

В начале второго семестра происходило значительное снижение времени ответной реакции студенток на зрительно-моторные раздражители, что характеризует повышение скорости нервных процессов. Это связано с благоприятным процессом протекания восстановительных реакций в каникулярный период. Уменьшение показателей СЗМР может свидетельствовать о процессах адаптации организма к интенсивным умственным нагрузкам, повышении резервных возможностей организма при напряженной умственной деятельности. Повышение уровня психофизиологического состояния организма позволяет студенткам качественно реализовать имеющийся в наличии собственный психомоторный и интеллектуальный потенциал. Однако полного восстановления в период каникул не происходило.

В середине и в конце второго семестра нами наблюдалось постепенное, ступенчатое, ухудшение показателей зрительно-моторных реакций, что отражает снижение умственной работоспособности. В конце второго семестра ПЗМР и СЗМР студенток значительно увеличивались, что может быть следствием развития утомления в этот напряженный период учебного года. Время ответных ЗМР студенток первого курса в предсессионный период достоверно (р < 0,05) увеличивалось по сравнению с началом учебного года.

Тесты психомоторных нагрузок незначительно увеличивали зрительные реакции на раздражитель у первокурсниц. Более высокое значение СЗМР по сравнению с показателями ПЗМР объясняется сложностью теста, в котором необходимо анализировать и сопоставлять два сходных зрительных раздражителя. Такое повышение показателей связано с тем, что увеличение количества раздражителей приводит к расширению рецептивных полей, вовлечению дополнительных афферентных и эфферентных нейронных цепей, увеличению потока обратной афферентации от исполнительных органов — зрительного анализатора и мышц верхних конечностей.

Традиционно в качестве вегетативных коррелятов психоэмоционального состояния для прогноза эффективности деятельности человека используются такие параметры сердечно-сосудистой системы, как частота сердечных сокращений и величина артериального давления, а также производный от этих величин показатель — вегетативный индекс Кердо. Он позволяет судить о соотношении активности симпатической и парасимпатической систем.

Показатели ВИК первокурсниц увеличивались от начала к концу учебного года (рис. 1). На начальном этапе обучения, в течение первого семестра, наблюдались отрицательные значения индекса Кердо, что указывает на высокий тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Данные ВИК в начале второго семестра, после зимних каникул, выявили

нормотонический тип вегетативного реагирования. Наблюдалось достоверное увеличение показателей индекса к концу учебного года, что свидетельствует

о нарастании симпатических влияний на сердечную деятельность при развитии утомления в процессе учебной деятельности.

Период учебного года

Рис. 1. Показатели вегетативного индекса Кердо студенток первого курса в течение учебного года

Примечание. 1 - начало первого семестра, 2 - середина первого семестра, 3 — окончание первого семестра, 4 — начало второго семестра, 5 — середина второго семестра, 6 — окончание второго семестра.

По результатам шкалы «скорость психомоторная» опросника В. М. Русалова девушки были разделены на три группы: с высокой, средней и низкой скоростью психомоторных реакций. Результаты исследований позволили выявить взаимосвязь между латентным периодом времени реакции на световой раздражитель и скоростью психомоторной деятельности студенток. Полученные результаты представлены на рис. 2.

600

500

400

300

200

100

гЬ

□ ПЗМР до нагрузки

□ ПЗМР после нагрузки

□ СЗМР до нагрузки

□ СЗМР после нагрузки

1 2 3

Группы

Рис. 2. Время зрительно-моторных реакций у студенток первого курса

Примечание. 1 — группа студенток с высокими показателями СМ и ИПА; 2 — группа студенток со средними показателями СМ и ИПА; 3 — группа студенток с низкими показателями СМ и ИПА (СМ — скорость моторная, ИПА — индекс психомоторной активности).

В первой и второй группах оказалось примерно одинаковое число студенток (соответственно 40 и 45 %). Эти данные показывают, что студенток, предпочитающих высокий и средний темп психомоторной деятельности, большинство — 85 %. Третья группа, которую составили первокурсницы с низким темпом психомоторной деятельности, оказалась самой малочисленной — 15 %.

Сопоставляя простую и сложную зрительно-мо-

ВИК

торные реакции в разных группах, можно отметить, что у девушек третьей группы скорость выполнения всех тестов самая низкая и достоверно отличается от аналогичных показателей студенток второй группы (р < 0,05). Выявлено, что время простой и сложной зрительно-моторных реакций после проведения нагрузочных тестов возрастало в течение учебного года во всех трех группах. Наименьшие затраты времени на выполнение компьютерных тестов по определению скорости зрительно-моторных реакций наблюдались у студенток, отнесенных по результатам тестирования ко второй группе — со средними скоростью психомоторных реакций и индексом психомоторной активности.

Проведенное исследование успеваемости студенток, отнесенных по шкале «скорость моторная» и индексу психомоторной активности к разным группам, показало, что девушки третьей группы имели наименьший балл успеваемости.

Таким образом, исследование динамики показателей зрительно-моторных реакций в течение учебного года выявило замедление скорости ответных реакций студенток к концу первого и второго семестра по сравнению с началом учебного года; высокую скорость ответных реакций на зрительный раздражитель у первокурсниц в начале второго семестра; нарастание утомления студенток первого курса с марта месяца до конца учебного семестра, а также симпатического типа вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы к концу второго семестра.

Список литературы

1. Капустина А. В. Физиологическая оценка устойчивости студентов к экзаменационному стрессу /

A. В. Капустина // Медицина труда и промышленная экология. — 2002. — № 11. — С. 42—45.

2. Неверов В. Н. Физиологические и психологические аспекты адаптации студентов / В. Н. Неверов // Экология человека. — 1999. — № 2. — С. 52—53.

3. Русалов В. Н. Опросник структуры темперамента /

B. Н. Русалов. — М. : Смысл, 1992. — 37 с.

4. Соловьев В. С. Медико-биологические особенности студенчества как профессиональной группы / В. С. Соловьев // Опыт и проблемы совершенствования подготовки студенческой молодежи в новых вузах малых северных городов. — Тюмень, 1998. — С. 82—86.

5. Соловьева Н. В. Влияние погодных факторов севера на регуляцию сердечного ритма у студентов / Н. В. Соловьева, С. Н. Игнатьева, Л. Н. Терновский // Экология человека. — 1999. — № 1. — С. 25—26.

6. Спицин А. П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности / А. П. Спицин // Гигиена и санитария. — 2002. — № 1. — С. 47—49.

7. Фаустов А. С. Изменение функционального состояния нервной системы студентов во время учебы / А. С. Фаустов, Ю. В. Щербатых // Там же. — 2000. — № 6. — С. 33—35.

8. Яковлев Б. П. Психическая нагрузка: деятельность и здоровье / Б. П. Яковлев // Педагогическое образование и наука. — 2003. — № 3. — С. 52—60.

THE DYNAMICS OF PHYCHOPHYSIOLOGICAL FIGURES OF THE FIRST YEAR STUDENTS’

OF THE HIGHER INSTITUTION EFFICIENCY IN THE MIDDLE OB REGION

O. G. Litovichenko, *V. S. Soloviev, A. F. Taltygina

Surgut State Teachers Training University *Tumen State University

The mental efficiency of the 220 first year students, living in the specific conditions of Tumen North, was studied. The annual dynamics research of the simple and complex visual comprehension reaction of the first course students revealed a slowing down of the responding reaction at the end of the first term, the middle and the end of the second term

compared to the beginning of the school-year. The index of Kerdo has been changing from a negative level in the beginning of the school-year to a positive level at the end of the second term.

Key words: students, visual-motor reaction, Middle Ob Region.

Контактная информация:

Литовченко Ольга Геннадиевна — доцент кафедры естественно-научных дисциплин Сургутского государственного педагогического университета

Адрес: 628000, Тюменская область, г. Сургут, ул. Артема, д. 9

Тел. (3462) 25-29-72; e-mail: boris_yakovlev@mail.ru Статья поступила 02.11.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.