УДК 796.011.3
ОТ ПРАКТИКИ - К ОБОСНОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТИПА ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
Ю.Л. Веневцева, П.А. Шишкин, А.Х. Мельников
Изучены особенности и динамика функционального состояния студенток во время обязательных занятий в вузе с использованием элементов йоги и аэробики. Экспериментально подтверждено, что данные виды двигательной активности оптимизируют функциональное состояние студенток и могут быть рекомендованы к использованию в учебно-воспитательном процессе вуза.
Ключевые слова: физическая культура, хатха-йога, индивидуализация
физических нагрузок, психофизиологические характеристики.
В настоящее время в молодежной среде наблюдается избыточность информационных потоков в сочетании с привычной гипокинезией. Снижение интереса к занятиям видами спорта с большим расходом энергии, вызывающих выраженное утомление, делает актуальным внедрение в учебно-педагогический процесс методик, позволяющих снять уровень психоэмоционального напряжения без использования больших по объему или интенсивности физических нагрузок. Методы телесно ориентированной терапии, в отличие от обычных методик физического воспитания, представляются для решения этой задачи наиболее эффективными. Они сочетают в себе воздействие как на физическом уровне - телесном (corporeal), так и на психологическом - духовном (spiritual), что позволяет достичь гармонии в восприятии не только собственного тела, но и окружающего мира [1, 2]. Одним из таких методов является хатха-йога, которую предлагают применять даже в школах [3] и у молодых людей с нарушениями функции пищеварения [4]. Вместе с тем работы, раскрывающие психофизиологические особенности занимающихся и непосредственную эффективность занятий с элементами йоги, пока немногочисленны [5, 6].
Целью исследования явилось изучение особенностей и динамики функционального состояния студенток во время обязательных занятий в вузе с использованием элементов йоги и аэробики.
В исследовании приняли участие 60 студенток первого-второго курсов основной медицинской группы. 30 девушек занимались на отделении гимнастики кафедры физического воспитания и спорта Тульского государственного университета (ТулГУ) в группе с использованием элементов йоги - асан и виньяс (комплексов последовательно выполняемых асан). Со второго семестра в занятия
включались дыхательные техники - «капалабхати» и «уджайя пранаяма». Основной целью этих упражнений было общее развитие и укрепление мышц, участвующих в процессе дыхания, повышение качества внутреннего и внешнего дыхания, улучшение функций кардиореспираторной системы и гармонизация психических процессов занимающихся. В заключительной части использовалась «шавасана» («мертвая поза») для достижения состояния релаксации. Во вторую группу включено 30 девушек, занимавшихся в том же учебном году гимнастикой с элементами аэробики.
Психофизиологические особенности студенток, выбравших разные виды двигательной активности, изучали с использованием комплекса психофизиологических тестов («Психотест», НейроСофт, Иваново) и программы оценки вегетативного статуса и регуляции («ПолиСпектрРитм», НейроСофт, Иваново) [7, 8], а также диагностической системы «АМСАТ».
Для оценки психологического статуса применяли тест САН, шкалу тревожности Тейлора (1953) и цветовой тест М. Люшера (8-цветовой ряд, 1961) с оценкой положения цветов по А.Х. Мельникову (1997).
Статистическая обработка включала расчет достоверности различий между группами с оценкой по t-критерию Стьюдента (пакет анализа Excel 11.0). Данные представлены как M±m.
Результаты исследования. Студентки, выбравшие йогу, имели более низкие скоростные способности, у них была меньше частота движений в теппинг-тесте (ТТ) по сравнению с группой аэробики: 5,6±0,1 и 6,1±0,1 уд/с (P<0,05). Это происходило за счет меньшей частоты нажатий с 9 по 20 с (в середине и второй половине теста), в то время как скоростные показатели с 1 по 8 с не различались. В конце учебного года способность выполнения быстрых движений повысилась: средняя частота в ТТ возросла до 6,0±0,2 уд/с за счет увеличения частоты в интервале с 8 по 20 с., то есть повышения скоростной выносливости.
В группе аэробики средняя частота незначительно возросла с 6,12±0,14 до 6,24±0,19 уд/с при достоверном увеличении числа нажатий в первые 4 с (23,9±0,5 и 25,8±0,8). Этот факт указывает на большую стартовую скорость, которая обеспечивается лабильностью нервных процессов и подтверждается результатами теста критической частоты слияния мельканий (36,0±0,6 и 37,9±0,8 Гц, P<0,05).
Анализ результатов простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) показал, что у студенток группы йоги стало короче время ПЗМР в середине тестирования при 4 предъявлении (уменьшение с 246,0±6,8 мс в начале года до 225,5±7,9 мс в конце, P<0,05), однако среднее время реакции по 10 предъявлениям ни в группе йоги, ни в группе аэробики
достоверно не изменилось, хотя в группе йоги снизилась вариабельность результатов.
В конце учебного года в группе йоги уменьшилось время реакции в тесте «Помехоустойчивость» с 328±14 до 295±10 мс (Р<0,05); а в группе аэробики достоверных различий не произошло (300±10 и 311±10 мс). Этот факт может косвенно свидетельствовать о повышении способности к концентрации внимания и улучшении функционального состояния.
О точности движений можно судить по данным координациометрии. В начале учебного года в группе йоги были лучше показатели как статической, так и динамической координациометрии (по профилю) - меньше количество и время касаний. В конце учебного года показатели точности движений несколько ухудшились (оставаясь в зоне нормы) у всех студенток: в группе йоги (только при динамической координациометрии) и в группе аэробики (также и при статической координациометрии). При этом время касаний при динамической координациометрии возросло в два раза в обеих группах, что может отражать стрессовое состояние перед летней сессией.
Средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) в начале занятий в группе йоги была высокодостоверно ниже (74,2±2,0 и 81,4±1,8 уд/мин, P<0,01), как и реактивность на ортостаз (Р=0,04) при тенденции к снижению показателя отношения мощности вазомоторный (LF) и дыхательных (Ю1) волн, отражающего симпато-вагальный баланс. Полученные данные указывают на большую выраженность парасимпатического тонуса. При втором обследовании в этой группе наблюдалась тенденция к повышению тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) с достоверным увеличением реактивности на ортостаз (отношение LF/HF). В группе аэробики значимой динамики в функциональном состоянии в течение года не наблюдалось, за исключением уменьшения отношения длительности кардиоинтервалов 30/15 в ортотесте, что может отражать замедление восстановления.
Некоторое увеличение мощности волн Ю1 (высокочастотные колебания спектра, дыхательные волны, составлявшие в группе йоги 31,2 % по сравнению с 25,7 % в группе аэробики) также может свидетельствовать об исходном повышении тонуса парасимпатического отдела ВНС. В конце года относительная мощность волн этого диапазона в группе йоги недостоверно снизилась до 26,6 % в то время как у занимающихся аэробикой динамика отсутствовала (25,7 % и 26,3 %).
По данным диагностической системы «АМСАТ» в начале учебного года группы достоверно различались по уровню активности основных систем организма, который был выше в группе аэробики, при этом у девушек этой группы был ниже риск развития заболеваний. В конце учебного года в группе йоги достоверно улучшились функции суставной и
мочеполовой систем, при этом положительные сдвиги, не достигшие критерия достоверности, наблюдались также во всех остальных системах, что проявлялось меньшим отклонением электропроводности биологически активных зон кожи от оптимума.
В группе аэробики несколько оптимизировалась функция эндокринной системы и ЛОР-органов, а также сбалансированность функционирования различных органов и систем.
Таким образом, несмотря на имеющиеся исходные различия в функциональном состоянии девушек по данным диагностической системы «АМСАТ», что обусловило предпочтение того или иного вида двигательной активности, занятия способствовали оптимизации их функционального состояния, при этом занятия гимнастикой в большей степени влияли на эмоциональную сферу и вегетативный тонус, а занятия гимнастикой с элементами йоги - на суставную и мочеполовую систему
По тесту САН, проведенному перед зимней сессией, девушки, занимающиеся йогой, имели несколько большие показатели по всем трем шкалам, особенно по шкале «настроение» (5,63 и 5,31 балла), однако различия не были достоверны. По данным цветового теста М. Люшера, одной из психологических особенностей девушек этой группы была повышенная тревожность. Несмотря на увеличение в конце года в обеих группах числа студенток, не имеющих психологических проблем, в группе йоги наблюдалась тенденция к усталости.
По данным теста Тейлора общий уровень тревожности при первом обследовании не различался и составил 17,22±1,04 балла в группе йоги и 17,63±0,83 балла - в группе аэробики. Повторное обследование установило недостоверное снижение уровня тревожности в группе йоги (15,33±1,79 балла) и высокодостоверное - в группе аэробики (13,6±1,29 балла).
Таким образом, в группе аэробики возросла стартовая скорость при выполнении теппинг-теста, достоверно снизился уровень тревожности по шкале Тейлора, улучшилось состояние нервной системы и сбалансированность органов и систем по данным «АМСАТ». Однако результаты теста САН в этой группе возросли недостоверно, а тонкая моторика, как и в группе йоги, к концу семестра достоверно ухудшилась.
В связи с вышеизложенным можно заключить, что занятия йогой могут быть эффективными у студенток с более высоким исходным уровнем тревожности, при этом умеренное повышение тонуса симпатического отдела ВНС, наблюдаемое в процессе занятий, проявляется не только субъективно оцениваемым улучшением самочувствия, активности и настроения, но и оптимизацией когнитивной сферы, что имеет важное социальное значение для успешности обучения в вузе.
Выводы.
1. К занятиям йогой склонны девушки с несколько более высоким уровнем тревожности, относительным преобладанием тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, хорошей координацией движений, но с меньшей скоростной выносливостью.
2. Занятия гимнастикой с музыкальным сопровождением (аэробика) оказывают преимущественное влияние на нервно-психическую сферу, в то время как занятия гимнастикой с элементами йоги - также и на психомоторные исполнительные функции.
3. Оба вида двигательной активности (элементы хатха-йоги и аэробика) оптимизируют функциональное состояние студенток и могут быть рекомендованы к использованию в учебно-педагогическом процессе вуза для повышения адаптационного потенциала учащихся.
Список литературы
1. Effects of Hatha yoga and Omkar meditation on cardiorespiratory performance, psychologic profile, and melatonin secretion/ K. Harinath [ete] // J Altern Complement Med. 2004. № 10(2). P. 261-8.
2. Kuntsevich V, Bushell WC, Theise ND. Mechanisms of yogic practices in health, aging, and disease // Mt Sinai J Med. 2010. 77(5). Р. 559-69.
3. Ehud M, An BD, Avshalom S. Here and now: Yoga in Israeli schools // Int J Yoga. 2010, № 2. Р. 4-7.
4. Protocol for a randomized controlled study of Iyengar yoga for youth with irritable bowel syndrome / S. Evans lete] // Trials. 2011. № 18. Р. 12-15.
5. Шишкин П.А. Проектирование методики физического воспитания студентов на основе средств ОФП и хатха-йоги: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2011. 23 с.
6. Yoga or gym-fitness: what is better? / Y. Venevtseva lete] // XXXII World Congress of Sports Medicine, Rome, Italy. 2012. Р. 123.
7. Михайлов В.М. Диагностические возможности аппаратно-
программных комплексов компании Нейрософт в спортивной медицине. URL: www.neurosoft.ru/ms/notice/2002/2002_08_27/index.aspx (дата
обращения: 15.01.2013)
8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
Веневцева Юлия Львовна, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Шишкин Павел Андреевич, канд. пед. наук, преп., Россия, Тула, [email protected], Тульский государственный университет,
Мельников Александр Христофорович, д-р мед. наук, проф., зав. отделом, Meln12@rambler. ru, Россия, Тула, Клинико-диагностический центр Тульской областной больницы
FROM PRACTICE - TO THE SUBSTANTIATION OF THE INDIVIDUALIZATION OF THE TYPE OF PHYSICAL ACTIVITY DURING PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN HIGH
SCHOOL
U.L. Venevtseva, P.A. Shishkin, A.K. Melnikov
Peculiarities and the dynamics of the functional status of the students during the obligatory studies at the University with the use of elements of yoga and aerobics. It has been experimentally confirmed, that these kinds of motor activity optimize the functional state of the students and can be recommended for use in teaching and educational process of the University.
Key words: physical culture, Hatha-yoga, individualization of physical activity, physiological characteristics.
Venevtseva Yulia Lvovna, doctor of medical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia. Tula, Tula State University,
Shishkin Pavel Andreevich, a candidate of pedagogical Sciences, teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Melnikov Alexander Hristoforovich, doctor of medical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia. Tula, Clinical-diagnostic Center of the Tula Regional Hospital
УДК 796.012:611; 796.012:612
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
В.П. Губа, А.В. Родин, Д.В. Губа
Для эффективного мониторинга здоровья учащейся молодежи необходимо изучение показателей функциональной и физической подготовленности студенческой молодежи, а также разработка и внедрение в систему высшего образования индивидуальных карточек «паспорта здоровья».
Ключевые слова: здоровье студентов, мониторинг, физическое развитие, функциональная подготовленность, «паспорт здоровья».
Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи является одной из актуальнейших проблем современности и представляет не только научно-практический интерес, но и способствует решению экономических, социальных, демографических и культурологических задач общества [1], что отражается в стратегии развития физической культуры и спорта.
К сожалению, в практике мониторинга состояния здоровья таким компонентам, как физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние систем организма уделяется недостаточное внимание, что сводит все занятия к бессистемному контролю, не дающему целостного представления о здоровье и биологических закономерностях