15. Chuyan E.N. The influence of electromagnetic radiation of millimeter range on the functional activity of microvascular endothelial. Tavricheskiy medico-biologicheskiy vestnik. 2012. P. 348-350. [in Russian].
16. Shilkova T.V. The influence of radio frequency electromagnetic fields on reproduction and offspring morphofunctional condition of experimental animals. Sovremennay afiziologiya: ot kletochno-molekulyarnoy do integrativnoy - osnovazdorovyaI dolgoletiya. Kazakhstan, Almaty. P. 300-301. [in Russian].
17. Shilkova T.V. Features of the UHF electromagnetic field on the blood system of experimental animals during pregnancy. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogo universiteta. 2011. P. 335-342. [in Russian].
18. Shibkova, D.Z. Common patterns of structural and functional maintenance of homeostasis in normal conditions and under the influence of ionizing radiation on the body. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 1999. P. 7-53. [in Russian].
19. Shibkova D.Z. The evaluation of laws of hematopoiesis in chronic radiation exposure. Problemy radioekologii i pogranichnyh distsiplin. 2000. P. 234-277. [in Russian].
20. Shibkova, D.Z. The effect of 90 Sr internal exposure on the hematopoietic stem cells of CBA mice. Radiatsionnaya biologiya. Radioekologiya, 2000. P.92-98. [in Russian].
21. Akdag M.Z. The effect of chronic low-intensity microwave radiation on sperm count, sperm morphology, and testicular and epididymal tissues of rats. Electro- and Magnetobid, 1999. P. 133-145. [in Russian].
22. Zhang, Yu. The effects of fetal microwave radiation exposure on offspring behavior in mice. J Radiat Res. 2014. [in Russian].
Сведения об авторе: Овчинникова Анастасия Валерьевна,
аспирант,
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected]
Information about the author: Ovchinnikova Anastasia Valeryevna,
Post graduate student, Chelyabinsk state pedagogical University, Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
УДК 612.8+612 ББК 28.991+28.903.13
Ж.Т. Суюндикова
нейродинамические особенности студенток республики Казахстан: межэтнический аспект
В статье рассмотрены особенности сенсомоторного реагирования студенток разных этнических групп Республики Казахстан (174 студентки 1-3 курсов). Нейродинамические показатели студенток вне зависимости от этнической принадлежности соответствуют возрастно-половым нормативам. Выявлены межэтнические различия в перцептивной переработке сенсорной информации. Предложено обоснование психофизиологического механизма адаптации студенток к учебной деятельности.
Ключевые слова: нейродинамика, студенты, этнические группы.
го са о ¡£ s ч
X
2 >
О
Z.T. Suyundikova
neurodynamic features of kazakhstan students:
ethnic aspect
The article describes the features of sensory-motor response of Kazakhstan students in different ethnic groups (174 students of 1-3 years). Neurodynamic indicators of students match the range of
normative values of the age and sex regardless of ethnicity. Ethnic differences in perceptual processing of sensory information are identified. The article proposes the substantiation of psychophysiological mechanisms of students' adaptation to educational activities. Key words: neurodynamics, students, ethnic groups.
Современные условия реформирования системы высшего образования в сочетании с социально-экономической нестабильностью и спецификой образовательного процесса вуза определяют необходимость комплексного изучения проблемы адаптации студентов в рамках учебной деятельности [1; 11].
Как известно [10], нейродинами-ческие показатели, отражающие функциональное состояние центральной нервной системы организма учащихся, являются чувствительным индикатором изменений, происходящих в организме человека, и значимо влияют на физиологические и психические характеристики индивида. Устойчивая когнитивная работоспособность, внимание, нервно-психическая выносливость, обусловленные индивидуальным профилем свойств нервной системы индивида, во многом являются определяющими факторами эффективной адаптации студентов к процессу обучения в высшей школе, которая обеспечивает успешность их учебной деятельности и комфортное психологическое состояние [3; 4; 5; 7; 8; 12; 14].
цель работы - изучить межэтнические особенности нейродинамического реагирования как фактора психофизиологической адаптации студенток.
Организация и методы исследования. Исследования проведены на базе естественно-математического факультета Костанайского государственного педагогического института. Обследовано 174 студентки 1-3 курсов. Выборка дифференцирована на две группы: первую
группу (I гр.) составили студентки казахской национальности, вторую группу (II гр.) - студентки славянских национальностей пришлого населения. Исследования проведены в условиях лаборатории в первой половине дня с 9.00 до 13.00 в межсессионный период, в соответствии с основными биоэтическими правилами и на добровольной основе.
Оценка нейродинамических характеристик проведена с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест» фирмы «Нейрософт» (г. Иваново, http://www.neurosoft.ru). Использовались следующие показатели: простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР), критическая частота световых мельканий (КЧСМ), теппинг-тест (ТТ), реакция на движущийся объект (РДО).
Математико-статистическая обработка результатов исследования проведена с использованием общепринятых методов вариационной статистики Statistica V. 8.0. Результаты считали статистически значимыми при р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение.
Сенсомоторные реакции являются интегральными показателями скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги. Основной вклад в продолжительность времени зрительно-моторной реакции вносит скорость проведения возбуждения по центральным структурам [9]. В табл. 1 пред-ставленыпоказателисенсомоторныхреак-ций обследуемого контингента студенток.
Табл. 1. нейродинамические показатели студенток коренного и пришлого населения
республики Казахстан, (М±m)
Группа Показатель I(n=118) CV II (n=56) CV р-уровень
1 2 3 4 5 6
ПЗМР, мс 235,18±2,43 11 231,71±3,24 10 р>0,05
СЗМР, мс 391,75±5,96 17 377,50±5,51 11 р>0,05
с;
ю >
с
о ф
CL
^
О IX
ф
I-
о
Fife
О О)
0 с
1 О
I го
ю'1 о i
£ ° О ф
* Е
и
го ■ ■
II
S Го
Ф (О
1 2 3 4 5 6
Общее число ошибок СЗМР, усл. ед. 2,57±0,21 - 1,53±0,22 - р=0,04
КЧСМ, мс 37,56±0,25 7 38,03±0,39 8 р>0,05
РДО, мс 0,50±0,60 >100 -1,73±0,93 >100 р=0,002
ТТ, кол. нажатий 184,80±4,14 24 186,05±6,09 25 р>0,05
ТТ, част. нажатий 6,23±0,13 22 6,20±0,20 24 р>0,05
Анализируя полученные результаты психофизиологического тестирования, можно заключить, что среднегрупповые показатели нейродинамических процессов обследуемого контингента студенток соответствуют возрастным нормативным значениям [2; 6; 9]. При этом показатели ПЗМР и КЧСМ, характеризующие подвижность и лабильность нервных процессов, соответствуют нижней границе физиологической нормы (230-240 мс для ПЗМР и 38 Гц - для КЧСМ).
Преобладание на 60,0% в I группе и 61,4% во II группе среднегрупповых значений латентных периодов СЗМР по сравнению с данными, полученными при тестировании по методике ПЗМР, обусловлены усложнением методической части, связанным с предъявлением дополнительных раздражителей, отличных от базового стимула качественными характеристиками (интенсивностью и мощностью светового сигнала). Выявленные нами особенности согласуются с литературными данными [2; 13].
Обоснование данного явления предложил Р. Дж. Стернберг (конец 1960-х гг.), показавший, что специфические паттерны времени реакций соответствуют специфическим паттернам умственной обработки информации. В частности, при процедуре последовательного предъявления разноименных раздражителей закономерно будет увеличиваться время реакций, необходимое для оценки новых стимулов. Предложенная теоретическая концепция описывает когнитив-| ную модель функциональной системы М извлечения информации из памяти: при I реализации теста на однотипный сигнал ^ (ПЗМР) превалирующими когнитивны-^ ми процессами являются перцептивное X распознание - сравнение - узнавание,
при предъявлении стимулов разной значимости в методике СЗМР реализуется дополнительный процесс классификации стимула, его дифференцировки на этапе сравнения когнитивной информации в ЦНС.
Важно отметить, что при отсутствии достоверных различий в среднегруппо-вых показателях сенсомоторных реакций двух групп студенток отмечается более совершенная функциональная система реагирования, как на простые, так и на сложные стимулы (тенденция к уменьшению скорости реакции во II группе студенток). Межгрупповые отличия на достоверном уровне зафиксированы в таком показателе, как общее число ошибок СЗМР, отражающем особенности концентрации внимания. Выявленная особенность косвенно характеризует скорость центральной переработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения, что в свою очередь обусловливает функциональную подвижность нервной системы.
Выявлены достоверные различия в среднегрупповых показателях РДО, характеризующих точность пространственно-временного реагирования и зависящего от уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга [13]. Полученные значения свидетельствуют о преобладании уравновешенности нервных процессов в обеих группах, однако в группе студенток славянских национальностей отмечена тенденция к преобладанию возбудительного процесса, в то время как у студенток-казашек наблюдается тенденция к доминированию тормозных процессов в ЦНС. Выявленная особенность, вероятно, отражает особенности концентрации внимания при выполнении теста сложной сенсомо-
торной реакции обследуемого континген- распределение реакций студенток обеих та студенток. На рисунке 1. представлено групп по методике РДО.
Примечание: * - достоверные различия в обследуемых группах студенток (р<0,05).
Рис. 1. Межэтнические особенности процентного распределения разноименных реакций по методике РДО
Результаты отражают доминирование уравновешенности нервных процессов по силе в обеих исследуемых группах (45% и 50% соответственно), при этом количество точных реакций в группе студенток пришлого населения достоверно превышало (р=0,03) аналогичный среднегрупповой показатель студенток-казашек. Видно, что наименьшее число обследуемых имели значения, отражающие тормозные процессы в ЦНС, при этом в I группе этот показатель достоверно (р=0,002) превышал (примерно на 10%) значение студенток пришлого населения. Показатели с опережающими реакциями, отражающими возбудительный процесс в обследуемых группах, не имел достоверных межгрупповых различий и свойственен трети от каждой выборки.
Показатели, отражающие силу нервных процессов в ЦНС, не выявили достоверных межэтнических различий ни по количественному, ни по частотному анализу данных.
Относительная однородность коэффициента вариации простой и сложной зрительно-моторных реакций (средне-групповые различия не более 17%) косвенно может свидетельствовать об
эффективности корковой аналитико-синтетической обработки и когнитивной интерпретации, как простой, так и сложной перцептивной информации. Межгрупповые различия в данных показателях отражают вышеописанную тенденцию более совершенной системы реагирования в группе студенток славянских национальностей. Выявленные особенности сенсорной обработки воспринимаемой разнокачественной информации имеют важное значение в учебной деятельности студентов, обеспечивая эффективную ориентировочную реакцию в познании окружающей действительности. Коэффициенты вариации показателей по теппинг-тесту примерно в два раза превышают значения зрительно-моторных реакций (однако не превышают 30% барьера физиологической нормы), что, вероятно, обусловлено индивидуальной вариативностью моторного утомления в ходе выполнения теста.
Характеризуя коэффициенты вариации диагностируемых нейродинами-ческих показателей, следует обратить внимание на показатель РДО. Неоднородность показателя РДО может отражать адаптационно-приспособительный
ю >
с
о си
CL
^
о
IX
си
SÎ
I-
о
ÊSZ
о Ф
0 с
1 о I га
ю'1 о i Я °
О ф
ф z
I I
s То
O.S S «
Ф го
эффект студенток в процессе учебно-профессиональной деятельности. Вариативность функциональных возможностей центральных регуляторных механизмов, за счет избирательной активи-рованности или инактивированности церебральных и физиологических функций, обеспечивает сохранение гомеоста-тического постоянства организма в резко меняющихся условиях среды.
Таким образом, можно заключить, что функциональные резервы центральной нервной системы по силовым и скоростным показателям достаточно однородны по качеству их реализации, что обеспечивает относительную стабильность функционирования психических процессов при когнитивной деятельности студенток. Функциональная систе-
ма когнитивной активности организма студенток на психофизиологическом уровне, за счет избирательной активиро-ванности нейрофизиологических процессов, обеспечивает полезный приспособительный результат деятельности в конкретно заданных условиях.
Выявленные нейродинамические особенности студенток описывают зону функциональных изменений центральной нервной системы, характеризующую оптимальную работоспособность в процессе учебно-профессиональной деятельности. Учет уровня выраженности ней-родинамических процессов находит свое практическое применение в управлении качеством образования, в вопросах прогнозирования эффективности учебной деятельности учащейся молодежи.
Библиографический список
1. Байгужин, П.А. Роль нейродинамической пластичности с позиций эффективности формирования адаптивного ответа [Текст] / П.А. Байгужин // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: материалы конф. - СПб., 2011. -С 122-125.
2. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.
3. Казин, Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности [Текст] / Э.М. Казин, В.И. Иванов, Н.А. Литвинова // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 3. - С. 23-29.
4. Кирсанов, В.М. Психофизиологический статус студентов в период адаптации к обучению на факультете коррекционной педагогики [Текст] / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 1(49). - С. 99-104.
5. Кирсанов, В.М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе [Текст] / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Сибирский педагогический журнал. - 2012.- № 9.- С. 127-132.
6. Литвинова, Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Н.А. Литвинова. - Томск, 2008. - 38 с.
7. Мальцев, В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности [Текст] / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2011. - № 2(13). - С. 163-170.
8. Мальцев, В.П. Адаптационные возможности студенток гуманитарного профиля обучения с разным уровнем выраженности креативности [Текст] / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова // Физиологические механизмы адаптации человека: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2011. -С. 122-125.
§ 9. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния челове-
;f ка [Текст]: методическое руководство / М.П. Мороз. - СПб. : ИМАТОН, 2007. - 40 с. I 10. Небылицин, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] /
В.Д. Небылицин. - М.: Высшее образование, 2008. - 649 с. 1_: 11. Николаева, Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в
^ вузе в условиях Севера [Текст]: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Е.Н. Николаева. - Якутск, 2006. - 27 с.
12. Суюндикова, Ж.Т. Оценка соматического здоровья студенток коренного и пришлого населения Республики Казахстан [Текст] / Ж.Т. Суюндикова, Д.З. Шибкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2012. -№ 21(280). - С.16-19.
13. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции) [Текст] / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб. : Олимп-СПб., 2004. - 400 с.
14. Шибкова, Д.З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности [Текст] / Д.З. Шибкова // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учеб.-метод. комплекс. Департамент образования и науки Кемеровской обл. [и др.; Э.М. Казин]. Кемерово. - 2011. - С. 171-198.
References
1. Bayguzhin P. A. The role of the neurodynamic plasticity in terms of efficiency of adaptive response formation. Spb., 2011. Р. 122-125. [in Russian].
2. Ilyin E.P. Psychomotor organization of men. Spb., 2003. P. 384. [in Russian].
3. Kazin E.M. The influence of psycho-physiological capacity to adapt to the learning activities. Fiz-iologiya cheloveka. 2002. Р. 23-29. [in Russian].
4. Kirsanov V.M. Psychophysiological status of students during the adaptation to studying at the faculty of correctional pedagogics. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. P. 99-104. [in Russian].
5. Kirsanov V.M. Psychophysiological characteristics of the identity of students during the adaptation to studying in higher education institutions. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. P. 127-132. [in Russian].
6. Litvinova N.A. The role of the individual psycho-physiological characteristics of students in adapting to the mental and physical activity. Author's abstract diss... doct. of Sciences (Biology). Tomsk, 2008. P. 38. [in Russian].
7. Maltsev V.P. Psychophysiological status of students as a factor of educational activity. Vestnik Surguts-kogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2011. Р. 163-170. [in Russian].
8. Maltsev V.P. Adaptation opportunities of students of a humanitarian profile of studies with the different level of creativity expressiveness. SPb., 2011. P. 122-125. [in Russian].
9. Moroz M.P. Rapid diagnosis of health and function of human condition. Spb., 2007. P. 40. [in Russian].
10. Nebylitsin V.D. Physiological studies of individual differences. M., 2008. P. 649. [in Russian].
11. Nikolaeva E.N. Physiological characteristics of adaptation of students while studying at the universities in the North conditions: Author's abstract diss... cand. of Sciences (Biology). Yakutsk, 2006. P. 27. [in Russian].
12. Suyundikova Zh.T. The assessment of somatic health of students of the indigenous and alien people of the Republic of Kazakhstan. Vestnik YuzhnoUralskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. P. 16-19. [in Russian].
13. Tajmazov V.A. Psychophysiological state of an athlete (methods of estimation and correction). Spb., 2004. P. 400. [in Russian].
14. Shibkova D.Z. Psychophysiological features of creativity of students as the factor of adaptation to educational activity. Ontogenez. Adaptatsiya. Zdorovye. Obrazovanie: uchebno-metodicheskiykompleks. Kemerovo, 2011. - P. 171-198. [in Russian].
Сведения об авторе: Information about the author:
Суюндикова жанар Тулеутаевна, Suyundikova Zhanar Tuleutaevna,
магистр биологии, старший преподаватель, Master of biology, senior teacher
кафедра естественных наук, of the department of natural
Костанайский государственный sciences,
педагогический институт, Kostanai state Pedagogical Institute,
г. Костанай. Kostanai.
Kmail: [email protected] E-mail:[email protected]
ю
с
о ф
CL
^
О IX
ф
Si
I-
о
О Ф
0 с
1 О
I го
ю'1 о i
£ ° О ф
S I * Е
s s
го ■ ■
II s Го
О.Й
S «
Ф (О
I:«: