УДК 612.8; 153 ББК 28.99; 88.32
Шибкова Дарья Захаровна доктор биологических наук, профессор г. Челябинск Shibkova Daria Zakharovna Doctor of Biology,
Professor Chelyabinsk Мальцев Виктор Петрович aспирант г. Челябинск Maltsev Victor Petrovich Post-graduade Chelyabinsk Хайкина Мария Владимировна aспирант
г. Челябинск Khaykina Maria Vladimirovna Post-graduade Chelyabinsk
Гендерные особенности сенсомоторного реагирования подростков
13-14 лет, влияющие на продуктивность творческой деятельности Gender Peculiarities of Sensomotor Reactions of Teenagers at 13-14 Influencing the Creative Activity Productivity
В статье рассматриваются гендерные особенности сенсомоторного реагирования и дивергентного мышления учащихся 13-14 лет. В результате анализа полученных данных выявлены половые различия в особенностях сенсомотор-ного реагирования, влияющие на скоростные, темповые характеристики выполнения дивергентных задач.
In the article we are examining the gender peculiarities of sense-motor reactions and creative thinking pupils at the age of 13-14. As a result of the obtained information analysis sexual differences in the peculiarities of sense-motor reactions influencing speed characteristics of creative tasks solving were discovered.
Ключевые слова: лабильность нервных процессов, подвижность нервных процессов, латентное время реакции, дивергентное мышление, оригинальность, гибкость, беглость.
Key words: lability of the nervous system, mobility of the nervous system, latent time of reaction, creative thinking, originality, flexibility, fluency.
Актуальность
Социальный запрос общества и государства в здоровой (физически и психологически), интеллектуально и творчески развитой личности обусловил модернизацию системы образования [2]. Ведущим принципом стал личностно-
ориентированный подход, и дифференциация средств, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с индивидуально-личностными особенностями каждого учащегося [8]. В связи с чем, педагогу необходимо знание индивидуально-психологических особенностей учащихся, позволяющее выявлять индивидуальный стиль деятельности для каждого ученика [1, 9, 11].
Практическая реализация современных подходов к организации учебновоспитательного процесса определила актуальность профессиональной своевременной комплексной диагностики состояния здоровья, физического развития, функциональных и адаптационных возможностей, психофизиологического и психологического статуса ребенка; медико-психолого-педагогической поддержки каждого ученика на всех этапах его развития; создания благоприятных условий для личностного становления учащегося [3, 5, 10].
Наибольшее значение в практической деятельности педагогов имеют возрастные и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и функциональные особенности нервной системы детей и подростков.
Целью настоящего исследование явилось изучение гендерных особенностей сенсомоторного реагирования подростков 13-14 лет, влияющие на продуктивность творческой деятельности.
Материалы и методы исследования
Для оценки некоторых психофизиологических параметров школьников среднего звена нами было проведено обследование учащихся 7-х классов МОУ гимназии № 10 г. Челябинска. Выборка учащихся составила 47 человек (21 мальчик, 26 девочек) в возрасте 13-14 лет. Исследование проведено в конце учебного 2007-2008 года (апрель, май). Изучение психофизиологических особенностей школьников проводили в рамках лонгитюдных мониторинговых исследований состояния здоровья и уровня физического развития школьников, организованных сотрудниками лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» кафедры анатомии, физиологии и медико-биологической подготовки ЧГПУ (научный руководитель
д.б.н., профессор Д.З. Шибкова) [10]. Диагностика психофизиологических
свойств нервной системы проводилась с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест» г. Иваново.
Одними из основных показателей психофизиологического статуса, оцениваемых в ходе мониторинга, являются лабильность и подвижность нервных процессов. Исследование лабильности нервной системы проводили с помощью методики «критическая частота световых мельканий» (КЧСМ). Подвижность нервных процессов определялась на основании изучения скорости сенсомотор-ного реагирования с помощью методик «Оценка внимания» (ОВ); «Простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР), определяющих время реакции на простые сенсорные стимулы, и методик «Реакция выбора» (РВ) и «Реакция различения» (РР) - определяющих время реакции на дифференцировочные сенсорные стимулы.
Показатели («Оригинальность», «Беглость» и «Гибкость»), отражающие особенности дивергентного (творческого) мышления были получены в ходе психодиагностики с помощью методики Е. П. Торренса «Незавершенные фигуры». Показатель «Оригинальность» характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Показатель «Беглость» определяемый числом завершенных фигур, характеризует результативность выполняемой деятельности, способность к продуцированию максимально большого числа идей. Показатель «Гибкость» определяется числом различных категорий ответов (образов), оценивает разнообразие идей и стратегий.
Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке при помощи программного обеспечения Microsoft Excel 2003 и STATISTICA v.6.0 с использованием общепринятых методов вариационной статистики.
Результаты и обсуждение
Полученные результаты психофизиологического обследования семиклассников МОУ гимназии № 10 обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Среднестатистические показатели латентных периодов зрительно-моторных реакций подростков 13-14 лет (М ±т)
Психофизиологические показатели мальчики п=21 девочки п=26
Оценка внимания, мс 244,4 ± 7,6 251,3 ± 6,3
Простая зрительно-моторная реакция, мс 237,0* ± 7,8 268,2 ± 7,0
Реакция выбора, мс 420,7 ± 15,8 436,0 ± 11,8
Реакция различения, мс 437** ± 13,8 473 ± 12,2
Примечание: достоверность различий между группой мальчиков и девочек: * - р < 0,001, ** - р < 0,05.
В ходе выполнения зрительно-моторной пробы у испытуемого формируется функциональная система, направленная на достижение минимального времени реагирования на сенсорный стимул.
Время простой сенсомоторной реакции характеризует быстроту возникновения и исчезновения возбуждения и торможения, максимальную частоту генерации нервных импульсов. В работе [6] латентное время простой сенсомотор-ной реакции рассматривается в качестве критерия возбудимости центральной нервной системы. Сложные сенсомоторные реакции характеризуют скорость протекания возбуждения и торможения в ЦНС, способность к дифференциро-вочному торможению и точности выполняемой работы.
Результаты сенсомоторного реагирования подростков (табл. 1) показали, что время реакции мальчиков и девочек имеет разновыраженный характер показателей. Скорость двигательной реакции на сенсорные стимулы у юношей выше, чем у девушек. Среднегрупповые показатели ОВ и РВ в группе девушек имеют тенденцию к их увеличению, а среднегрупповые показатели ПЗМР и РР у девушек достоверно выше. При этом между среднегрупповыми показателями ПЗМР - ОВ (г = 0,70 у мальчиков, г = 0,60 у девочек, при р < 0,05) и РР - РВ (г =
0,45 у мальчиков, г = 0,43 у девочек, при р < 0,05) отмечена статистически значимая умеренная корреляционная взаимосвязь.
Укорочение латентного времени реакции в группе юношей свидетельствует о повышении возбудимости центральной нервной системы мальчиков. Увеличение возбудительных процессов в нейронных сетях коры и подкорки создают предпосылки для возрастания пластичности нейрональных процессов, увеличения скорости переработки информации и эргичности когнитивных процессов.
Результаты исследования И.П. Ильина [4] свидетельствуют о том, что лабильность коркового отдела зрительного анализатора находится в прямо пропорциональной зависимости от показателей критической частоты слияния и различения световых мельканий, т.е. чем быстрее возникают и прекращаются нервные процессы в корковом отделе анализатора под влиянием сенсорных раздражителей, тем выше лабильность.
Показатели КЧСМ мальчиков и девочек (38,1 ± 0,6 и 38,3 ± 1,0 соответственно) были сопоставлены с результатами исследований Д. А. Фарбер [7]. Выявлено, что показатели лабильности учащихся седьмой параллели находятся в диапазоне умеренных (средних) значений.
Интеркорреляция между психофизиологическими параметрами сенсомо-торных реакций и КЧСМ продемонстрировала обратную взаимосвязь на уровне тенденции. Данная тенденция может свидетельствовать о том, что для большего количества циклов, воспроизводимых в единицу времени нервными структурами, воспринимающими зрительную информацию, требуется меньший период латентного реагирования.
Согласно данным психологической диагностики (рис. 1) в группе мальчиков отмечен больший процент учащихся с высоким и выше среднего уровнем творческих способностей (42 % и 16 % соответственно).
В результате проведенного исследования установлено, что среднегрупповые психологические показатели «Гибкости» у мальчиков достоверно превышают таковые девочек (при р < 0,01). Среднегрупповые показатели «Беглости» в двух обследованных группах имеют аналогичные данные (табл. 2).
%
мальчики девочки
Уровень
оригинальности:
® высокий и выше среднего
Ш1 средний
■ ниже среднего и низкий
Рис. 1. Процентное распределение учащихся 7-х классов МОУ гимназии № 10 по уровню невербальной оригинальности.
Таблица 2.
Среднегрупповые показатели продуктивности творческой деятельности в группе учащихся 7-х классов МОУ гимназии № 10 г. Челябинска (М ± т)
Учащиеся 7-х классов п Беглость, усл. ед. Гибкость, усл. ед.
Мальчики 21 98,9 ± 3,9 82,6 *± 10,1
Девочки 26 97,2 ± 7,2 72,0 ± 13,0
Примечание: * - достоверность половых различий при р < 0,01.
Взаимоотношения латентного времени реакции с показателем «Гибкость» имеют статистически значимую умеренную отрицательную корреляцию ( г = -
0,33; р < 0,05). Результаты корреляционного анализа сенсомоторного реагирования и показателя «Беглость» выявили тенденцию на аналогичную зависимость между исследуемыми показателями.
Таким образом, выявленные половые различия проявления подвижности и лабильности нервных процессов подростков находят свое отражение в скоростных, темповых характеристиках выполнения дивергентных задач. Прежде всего, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности творческой деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в скорости актуализации имеющихся знаний, в динамике вербального и невербального выражения мыслей.
Знание учителем индивидуально-психологических особенностей учащихся, в частности, свойств нервной системы, умение выделять их проявление в деятельности ученика помогут в нахождении адекватных приемов работы с ним, в устранении причин, мешающих развитию ребенка, будут способствовать выявлению предпосылок, обеспечивающих успешность в учебной работе и реализации выдающихся способностей школьника.
Библиографический список
1. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция [Текст]/ М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
2. Безруких, М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей [Текст]/ М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3. - С. 30-38
3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Метод. рекомендации [Текст]/ Под ред. Безруких М.М., Сонькин В. Д. - М.: Триада-фарм, 2002.-114 с.
4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы) [Текст]/ Е.П. Ильин. - Челябинск, 1999. - 324 с., ил.
5. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности [Текст]/ Т.А.
Ратанова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 1999. - 128 с.
6. Таймазов, В.А., Голуб, Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена (Ме-
тоды оценки и коррекции) [Текст]/ В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. СПб.: Изд-во «ОлимпСПб», 2004. - 400 с.
7. Фарбер, Д.А. Формирование системной организации психофизиологических функций в процессе индивидуального развития ребенка [Текст]/ Д. А. Фарбер // Физиология подростка. - М., 1990.
8. Фарбер, Д.А., Корниенко, И.А., Сонькин, В.Д. Физиология школьника
[Текст]/Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В. Д. Сонькин. - М.: Педагогика, 1990. - 64 с.
9. Шибкова, Д. З. Особенности психофизиологических функций школьников
[Текст]/ Д.З. Шибкова, О.А. Макунина, И.Я. Якубовская // Вестник Уральской медицинской академии наук. - Екатеринбург, 2006. - № 3-2 (15). - С. 75-76.
10. Шибкова Д.З., Скворцова О.А., Байгужин П.А. Глава 6. Мониторинг физическо-
го развития и здоровья школьников в условиях информатизации процесса обучения. В кн.: Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие [Текст]/ Под ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - с.319-346.
11. Шибкова Д.З. Психофизиологические особенности учащихся 14-17-ти лет
[Текст]/ Д.З. Шибкова, О.А. Макунина, И.А. Якубовская // Вестник ЧГПУ. - Челябинск, 2008. - № 9. - С. 258-267.
Bibliography
1. Akimova, M.K., Kozlova, V.T. Psychophysiological Peculiarities of Students’ Individuality: Consideration and Correction [Text]/ M.K. Akimova, V.T. Kozlova. - M. “Academy” Publishing Centre, 2002. - 160 p.
2. Bezrukikh, M.M. School Factors of the Risk and Children’s Health. [Text]/ M.M. Bez-rukikh// Magister. - 1999. - № 3. - P. 30 - 38.
3. Health-Caring Technologies in Comprehensive School: Methodology of Analysis, Form, Methods, Adoption Experience: Method. Recommendations [Text]/ Edited by Bezrukikh, M.M., Sonkin V.D. - M. Triada-farm, 2002. - 114 p.
4. Ilyin, E.P Differential Psycho-Physiology (Human Abilities and Characteristics of the Nervous System) [Text]/ E.P Ilyin. - Chelyabinsk, 1999. - 324 p.
5. Ratanova, T.A. Psycho-Physiology Bases of Individuality [Text]/ T.A Ratanova.- M.: Moscow Psycho-Social Institute; Voronezh: “Modek” Publishing House of NPO, 1999. - 128 p.
6. Taymazov, V.A., Golub, Ya. B. Sportsman's Psycho-Physiology State (Methods of Evaluation and Correction) [Text]/ V.A. Taymazov, Ya. B. Golub. - Sn.P.: “OlympSn.P” Publishing House, 2004. - 400 p.
7. Farber, D.A. Formation of System Organization of Psycho-Physiological Functions in a Child's Individual Process Development [Text]/ D.A. Farber// Teenager's Physiology. M., 1990.
8. Farber, D.A., Kornienko, I.A., Sonkin, V.D. Student’s Psycho-Physiology [Text]/ D.A. Farber, I.A. Kornienko, V.D. Sonkin. - M.: Education Science, 1990. - 64 p.
9. Shibkova. D.Z. The Peculiarities of the Schoolchildren’s Psycho-Physiological Functions [Text]/ D. Z. Shibkova, O.A. Makunina, I.Ya. Yakubovskaya// Bulletin of the Ural Medical Academy. - Yekaterinburg, 2006. - № 3-2 (15). - P. 75-76.
10. Shibkova. D.Z., Skvortsova, O.A., Bayguzhin, P.A. Chapter 6. Monitoring of the Student’s Physical Development and Health Under the Conditions of Information Process Education. In the Book: Informatization of Secondary Education: Scientific Manual [Text]/ Edited by D.Sh. Matros. - M.: Russian Teaching Society, 2004. - P. 319-346.
11. Shibkova. D.Z. Psycho-Physiological Peculiarities of the Students from 14 to 17 [Text]/ D. Z. Shibkova, O.A. Makunina, I.Ya. Yakubovskaya// Bulletin of CSPU. - Chelyabinsk, 2008. - № 9. - P. 258-267.