Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности подростков со сколиотической осанкой и сколиозом i степени'

Психофизиологические особенности подростков со сколиотической осанкой и сколиозом i степени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ / УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PECULIARITIES / NERVOUS SYSTEM POWER / NERVOUS SYSTEM MOBILITY / STEADINESS OF EXALTATION AND RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты психофизиологического исследования основных свойств нервной системы подростков cо сколиотической осанкой и сколиозом I степени. Обследование проводилось при помощи аппаратно-программного обеспечения «НС-Психотест». Новыми результатами настоящего исследования явилась психофизиологическая характеристика подростка пубертатного периода со сколиотической осанкой и сколиозом I степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белоусова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Physiological Peculiarities of Teenagers with Scoliosis Bearing and I Degree Scoliosis

The article presents the results of psychophysiological research of the main characteristics of teenagers' nervous system who have scoliosis bearing and I degree scoliosis. The research was carried out by means of NS Psychotest program firmware. The scientific value consists in psychophysiological characteristics of the teenagers with scoliosis bearing and I degree scoliosis.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности подростков со сколиотической осанкой и сколиозом i степени»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФИЗИКА

УДК 612.6

ББК 28.903,13:54.582.5

Белоусова Наталья Анатольевна

кандидат биологических наук, доцент г. Челябинск

Belousova Natalia Anatolievna

Candidate of Biology,

Associate Professor Chelyabinsk

Психофизиологические особенности подростков со сколиотической осанкой и сколиозом I степени Psycho-Physiological Peculiarities of Teenagers with Scoliosis Bearing and I Degree Scoliosis

В статье представлены результаты психофизиологического исследования основных свойств нервной системы подростков га сколиотической осанкой и сколиозом I степени. Обследование проводилось при помощи аппаратнопрограммного обеспечения «НС-Психотест». Новыми результатами настоящего исследования явилась психофизиологическая характеристика подростка пубертатного периода со сколиотической осанкой и сколиозом I степени.

The article presents the results of psychophysiological research of the main characteristics of teenagers’ nervous system who have scoliosis bearing and I degree scoliosis. The research was carried out by means of “NS Psychotest” program firmware. The scientific value consists in psychophysiological characteristics of the teenagers with scoliosis bearing and I degree scoliosis.

Ключевые слова: психофизиологические особенности, сила нервной системы, подвижность нервных процессов, уравновешенность возбуждения и торможения.

Key words: psychophysiological peculiarities, nervous system power, nervous system mobility, steadiness of exaltation and retardation.

Актуальность. Известно, что условия образовательной среды являются

доминирующим фактором в формировании целого комплекса функциональных состояний учащихся, отражающих своеобразный синдром «школьных нарушений» в деятельности жизнеобеспечивающих систем организма [б]. Однако, указанные в литературе функциональные нарушения и отклонения органов и систем организма школьника как результат вероятной неудовлетворительной адаптации к условиям образовательной среды, есть лишь следствие, выраженное в конкретном соматическом, трофологическом, психологическом и иных статусах [б].

Пусковым механизмом неудовлетворительной адаптации по данным современной литературы являются нарушение деятельности центральной нервной системы в целом [10]. Различного рода дисрегуляции, вызваны, как правило, несоответствием требований образовательной среды (учебной нагрузки), ее условий, реальным, фактическим возможностям школьников, их индивидуальнотипологическим особенностям.

Модернизация школьного образования нацелена, прежде всего, на повышение качества образования. В настоящее время встал вопрос о создании такой образовательной системы, которая была бы ориентирована не только на потребности общества, государства, а в первую очередь на потребности личности, человека. Личностно-ориентированное образование должно быть основано на знаниях индивидуально-типологических особенностей учащихся. Учитель должен знать, с каким ребенком он работает [7].

Цель исследования заключалась в оценке психофизиологического статуса подростков со сколиотической осанкой и сколиозом I степени в ходе их учебной деятельности.

Организация исследования. Обследование проводилось на базе МОУ СОШ № 19 г. Челябинска, расположенной в рабочем микрорайоне. Всего было обследовано 53 подростка пубертатного периода со сколиотической осанкой и сколиозом I степени (девочек - 22, мальчиков - 31). Средний возраст обследуемых был 12,8 лет.

Методы исследования. Основные показатели психофизиологического статуса: сила нервной системы, подвижность нервных процессов, функциональная лабильность регистрировались с помощью компьютерной программы «НС-Психотест», разработанной фирмой «Нейрософт» г. Иваново. Применялись методики: помехоустойчивость, критическая частота слияния мельканий (КЧСМ), теппинг-тест, простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), реакция на движущийся объект, реакция выбора.

Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel пакета Microsoft Office XP

(2002). Применяли методы математической статистики. Оценка достоверности различий средних значений показателей сравниваемых групп определялась по t-критерию Стьюдента [5], относительных величин рассчитывали с помощью программы «Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине (Clinic)» (2002) [2].

Результаты исследования. В таблице 1 представлена количественная характеристика основных психофизиологических показателей организма учащихся с учетом половой принадлежности.

Таблица 1

Основные психофизиологические показатели подростков со сколиотической осанкой и сколиозом I степени (М+т)

Показатели Девочки Мальчики

Помехоустойчивость, мс 280,5+14,4 288,1+9,8

ПЗМР, мс 259,9+14,7 247,2+13,1

Реакция выбора, мс 443,9+15,9 450,5+9,2

РДО, мс 51,7+3,2 49,4+3,5

КЧСМ, Гц 36,8+0,6 37,7+0,7

Теппинг-тест: общее число нажатий, раз 146,5+2,8 155,6+3,0**

Красно-черные таблицы Длительность тестирования, с 52,5+2,9 62,9+3,8**

ошибки 1,6+0,7 0,9+0,4

Примечание: достоверность различий между девушками и юношами: * - при р<0,05, ** - при р<0,01, *** - при р<0,001.

Показатели, отражающие функциональную подвижность нервных процессов, представлены в таблице методиками «простая зрительно-моторная реакция», «реакция выбора» и «помехоустойчивость». Так, латентный период простой зрительно-моторной реакции отражает инертность нервных процессов, и составляет у мальчиков - 259,9+14,7, у девочек - 247,2+13,1.

Физиологической основой помехоустойчивости является формирование в коре больших полушарий мощной рабочей доминанты - функциональной системы, объединенной единым ритмом активности и включающей наиболее важные для работы нервные центры. Такая система не разрушается при посторонних раздражения, а наоборот усиливается на их фоне. Посторонние раздражения подкрепляют рабочую доминанту. У неустойчивых к помехам лиц рабочая

доминанта не является достаточно прочной и легко разрушается при внешних помехах, утомлении и прочих воздействиях. В процессе индивидуального развития помехоустойчивость к 13 годам достигает взрослого уровня. Это позволяет оценивать помехоустойчивость растущего организма и прогнозировать влияние этого свойства на работоспособность учащихся [8].

Критическая частота слияния мельканий, как методика основана на принципах дискретометрии - различения светового сигнала, характеризующего скоростные параметры возникновения и прекращения нервных импульсов. Чем быстрее возникают и прекращаются нервные процессы, тем больше циклов в единицу времени могут воспроизвести нервные структуры зрительного анализатора [1]. Таким образом, данный показатель позволяет оценить лабильность нервной системы школьников.

Критическая частота слияния мельканий позволяет оценить лабильность нервной системы школьников. Абсолютные показатели лабильности обследуемых учащихся находятся в диапазоне низких значений. Полученные результаты согласуются с литературными данными [3].

Результаты тестирования показали, что девочки затрачивают на выполнение теста «красно-черные таблицы» на 16,5% меньше времени, чем мальчики. Полученные результаты позволяют заключить, что девочки и мальчики имеют достоверные различия по скорости выполнения работы, т.е. имеют различия по концентрации и переключаемости внимания.

Представленные в таблице 1, показатели «теппинг-теста», отражают скоростные качества организма, т.е. предел работоспособности корковых клеток. Указанные психомоторные способности определяют достаточно консервативные (плохо тренируемые) качества. Так, результаты теппинг-теста у девочек соответствовали 146,5+2,8, а у мальчиков - 155,6+3,0, что свидетельствует о превосходстве скоростных качеств мальчиков на 5,8%.

Результаты исследований по оценке психофизиологических показателей, опубликованные в литературе, получены другими методами, поэтому сопоставлять значения полученных результатов нашего исследования с литературными не

всегда корректно. В таблице 2 представлены психофизиологические показатели подростков 13 лет, полученные методами аналогичными нашему исследованию.

Таблица 2

Психофизиологические показатели подростков 13 лет (литературные данные)

Лаборатория «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» (науч. рук-ль д.б.н., профессор Шибкова Д.З., 2006-2009)

Показатели Девочки (п=22) мальчики (п=13)

ПЗМР, мс 292,6+13,72 321,23+25,5

Реакция выбора, мс 413,09+13,9 485,38+38,5

РДО, мс 62,06+5,32

КЧСМ, Гц 35,23+1,25 35,39+0,99

Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. (Екатеринбург,1999) [4]

Показатели Девочки (п=25) Мальчики (п=25)

ПЗМР, мс 305+16°° 294+16

Реакция выбора, мс 452+20 452+24

Дядичкин В.П., (Минск, 1990) [3]

Девочки (п=32) Мальчики (п=35)

ПЗМР, мс 330+13°°° 304+8

Реакция выбора, мс 438+12*** 393+8

Примечание: достоверность различий между девушками и юношами: * - при р<0,05, ** - при р<0,01, *** - при р<0,001; достоверность различий по сравнению с данными нашего исследования: ° - при р<0,05, °° - при р<0,01,°°° - при р<0,001.

Исследованием психофизиологических особенностей учащихся разного возраста в зависимости от типа образовательного учреждения. занимается научный коллектив лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам». Сравнительный анализ результатов нашего тестирования и данных исследований лаборатории указывает на соответствие полученных результатов возрастным особенностям подростков препубертатно-го периода. Установлено, что показатели времени реакции по тестам ПЗМР, реакции выбора, реакции различения и реакции на движущийся объект оказались ниже на 18-40% по сравнению с той же возрастной группой обследуемого контингента, однако эти различия не достоверны.

Сравнивая полученные результаты с литературными данными [3, 4], определили, что показатели ПЗМР обследуемых нами девочек на 21,2 % (р<0,01) и мальчиков на 14,8% ниже (р<0,001).

Итак, изучение латентного периода зрительно-моторных реакций имеет практическую значимость в вопросах определения уровня выполнения учащимися работы, предусматривающей экстренное переключение действий, быструю поочередную смену возбудительного и тормозного процессов.

Полученные результаты позволяют сделать предварительные выводы о психофизиологических особенностях подростков со сколиотической осанкой и сколиозом I степени:

1. По результатам проведенного тестирования психофизиологический статус подростков 13 лет характеризуется инертностью нервных процессов, низкой функциональной лабильностью.

2. Половые различия между мальчиками и девочкамивыявлены по скорости работы и по соотношению скорость-качество. Мальчики имели высокие показатели скорости нервно-мышечного аппарата (теппинг-тест) и концентрации внимания, однако при большем времени, затраченном на выполнение теста («красно-черные таблицы»).

3. Функциональная подвижность нервных процессов девочек пубертатного периода со сколиотической осанкой и сколиозом I степени (оцениваемая тестом ПЗМР) на 15 - 22 % ниже по сравнению с результатами, полученными другими авторами.

4. Данные психофизиологических исследований могут стать основанием разработки системы мероприятий, направленных на коррекцию функционального состояния подростков со сколиотической осанкой и сколиозом I степени.

Библиографический список:

1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. -160 с.

2. Бенсман, В.М. Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине [Текст] / В.М. Бенсман. - Краснодар: Изд-во КГМА, 2002. - 32 с.

3. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности [Текст] / В.П. Дядичкин. - Минск: Высшая школа, 1990. - 119 с.

4. Зайцев, А.В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы [Текст] / А.В. Зайцев, В.И. Лупандин, О.Е. Сурнина // Физиология человека. - 1999. - Т. 25. - № 6. -С. 34-37.

5. Лапач, С.Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel [Текст] / С.Н. Лапач, А.В. Чубенко, П.Н. Бабич. - 2-е изд. - К.: МОРИОН, 2001. - 408 с.

6. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» [Текст] /Под ред. М.М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм. - 2002. - 114 с.

7. Смирнова, Ю.В. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся [Текст] / Ю.В. Смирнова, Д.З. Шибкова, О.А. Макунина. - Челябинск, 2007. -364 с.

8. Сологуб, Е.Б. Корковая регуляция движений человека [Текст] / Е.Б. Сологуб. - М.: Медицина, 1981. - 184 с.

9. Сурнина, О.Е. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых [Текст] / О.Е. Сурнина, Е.В. Лебедева // Физиология человека. -2001. - Т. 27. - № 4. - С.56-60.

10. Физиология подростка [Текст] / Под общ ред. Д.А. Фарбер. - М.: Педагогика, 1988. - 119 с.

11. Шибкова, Д.З. Особенности психофизиологических функций школьников [Текст] / Д.З. Шибкова, О.А. Макунина, И.А. Якубовская // Вестник Уральской медицинской академической науки. - Екатеринбург, 2006. - №3-2 (15). - С. 75-76.

Bibliography

1. Akimova, М.К. Psychophysiological Peculiarities of Pupils’ Individuality: Account and Correction [Text] / М.К. Akimova, У.Т. Kozlova. - М.: “Academia” Publishinf Centre, 2002. -160 p.

2. Bensman, V.M. Simplified Methods of Statistic Analysis in Clinical Medicine [Text] / V.M. Bensman. - Krasnodar: KgMA Publishing House, 2002. - 32 p.

3. Dyadichkin, V.P. Psychophysiological Reserves of Working Capacity Improvement [Text] / V.P. Dyadichkin. - Minsk: Higher School, 1990. - 119 p.

4. Farber, D.A. Systematic Organization Formation of Psychophysiological Functions in the Process of a Child’s Development [Text]/ D.A. Farber// Teenage Physiology. - M., 1986.

5. Lapach, S.N. Statistic Methods in Medical-Biological Research Using Excel Program [Text] / S.N. Lapach, A.V. Chubenko, P.N. Babich. - 2-nd Edition. - K.: MORION, 2001. - 408 p.

6. Methodical Recommendations «Health Saving Technologies at a Comprehensive School: Analysis Methodology, Forms, Methods, Application Experience» [Text] / Under the Editorship of M.M.Bezrukih, V.D.Sonkin. - М: Triada-Farm. - 2002. - 114 p.

7. Shibkova, D.Z. Peculiarities of the Pupils’ Psychophysiological Functions [Text] / D.Z. Shibkova, O.A. Makunina, I.A. Yakubovskaya // Herald of the Ural Medical Academical Science. -Yekaterinburg, 2006. - №3-2 (15). - P. 75-7

8. Smirnova, Yu.V. Education Quality Management on the Basis of Pupils’ Health Monitoring [Text] / Yu.V.Smirnova, D.Z.Shibkova, O.A.Makunina. - Chelyabinsk, 2007. - 364 p.

9. Sologub, E.B. Cortical Regulation of a Person’s Movements [Text] / E.B.Sologub. - М: Medicine, 1981. - 184 p.

10. Surnina, O.E. Sex and Age Distinctions of Children and Adults’ Reaction Time to a Moving Object [Text] / O.E.Surnina, E.V.Lebedev//Human Physiology. - 2001. - Т. 27. - № 4. - 5660 p.

11. Teenager’s Physiology [Text] / Under the Editorship of D.A.Farber. - М: Pedagogics, 1988. - 119 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.