Научная статья на тему 'Этнические особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток высшей школы Республики Казахстан'

Этнические особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток высшей школы Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / СТУДЕНТЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / FUNCTIONAL STATUS / CARDIOVASCULAR SYSTEM / STUDENTS / ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суюндикова Жанар Тулеутаевна

В статье рассмотрены особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток разных этнических групп Республики Казахстан (336 студентки 1-4 курсов). Исследуемые показатели гемодинамики студенток вне зависимости от этнической принадлежности укладываются в диапазон среднестатистических возрастно-половых нормативов. Показано, что в динамике обучения в вузе происходит усиление компенсаторно-приспособительных механизмов системы кровообращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Суюндикова Жанар Тулеутаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Characteristics of the Functional State of the Cardiovascular System of Higher School Female Students in Kazakhstan

The article describes the functional state features of the cardiovascular system of different ethnic group students in the Republic of Kazakhstan (336 students of 1-4 courses). The investigated hemodynamic test parameters of students regardless their ethnicity falls within the range of average age and sex ratios. It is shown that there is a strengthening of compensatory-adaptive mechanisms of the circulatory system in dynamics of teaching at the university.

Текст научной работы на тему «Этнические особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток высшей школы Республики Казахстан»

УДК 859.1

ББК 541

Cyюндикoвa Жaнap Tyлeyтaeвнa

аспирант

кафедра анатомии, физиологии человека и животных Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Suyundikova Zhanar Tuleutaevna

Post-graduate

Chair of Anatomy and Physiology of Humans and Animals Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk mal585@mail.ru

Этнические особенности функциомльного состояния сердечнососудистой системы студєнток высшей школы Рєспу6лики Kaзaxстaн Ethnic Characteristics of the Functional State of the Cardiovascular System of Higher School Female Students in Kazakhstan

В статье рассмотрены особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток разных этнических групп Республики Казахстан (336 студентки 1-4 курсов). Исследуемые показатели гемодинамики студенток вне зависимости от этнической принадлежности укладываются в диапазон среднестатистических возрастно-половых нормативов. Показано, что в динамике обучения в вузе происходит усиление компенсаторно-

приспособительных механизмов системы кровообращения.

The article describes the functional state features of the cardiovascular system of different ethnic group students in the Republic of Kazakhstan (336 students of 1-4 courses). The investigated hemodynamic test parameters of students regardless their ethnicity falls within the range of average age and sex ratios. It is shown that there is a strengthening of compensatory-adaptive mechanisms of the circulatory system in dynamics of teaching at the university.

Ключевые слoвa: функциональное состояние, сердечно-сосудистая система, студенты, этнические группы.

Key words: functional status, cardiovascular system, students, ethnic groups.

Известно, что иерархическая функциональная система адаптации индивидуума к резкоменяющимся факторам окружающей среды формируется при согласованном взаимодействии физиологических и психологических компонентов приспособительных реакций в рамках специфических (естественных

или искусственных) условий жизнедеятельности, актуализирующих резервный потенциал организма человека [6, 10].

Исследование вопросов адаптации различных популяций индивидов к привычным региональным климатогеографическим условиям среды обитания, свидетельствуют о наличии морфофункциональных и психофизиологических межпопуляционных различий даже в пределах одной страны [1].

Изучение адаптивных механизмов у студентов, проживающих в различных эколого-климатических условиях, представляет особый интерес, поскольку период обучения в вузе приходится на важный этап завершающегося биологического созревания организма и связан с изменением социальнопсихологического статуса индивида.

Формирование социальной гибкости в сфере межличностных отношений и разнообразия форм общественного поведения, на фоне значительных интеллектуальных и психо-эмоциональных нагрузок студентов в высшей школе, приводит к функциональным изменениям в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем организма и как результат к чрезмерному напряжению физиологических и регуляторных гомеостатических систем и нарушению адаптации [5, 8, 11].

Сердечно-сосудистой системе принадлежит особое место в адаптации организма к различным условиям среды. При этом данная интегральная система организма обеспечивает адекватную и тонкую индикацию адаптационных возможностей организма к учебно-профессиональной деятельности [7].

Цель исследования - изучить межпопуляционные особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток вуза Республики Казахстан.

Методы исследования.

Исследования проводились на базе Костанайского государственного педагогического института Республики Казахстан в период 2011-2012 гг.

В обследовании приняли участие студентки очной формы обучения 1-го -4-го курсов естественно-математического факультета в возрасте от 17 до 21 года. Объем выборки составил 336 человек. Обследуемая выборка студенток была дифференцирована по национальному критерию. В I группу вошли студентки казахской национальности коренного населения; II группу составили студентки разных национальностей пришлого населения.

Все обследования проводились в условиях лаборатории в первой половине дня с 9.00 до 13.00 в соответствие с основными биоэтическими правилами, на добровольной основе. Исследования проводились в отсутствии признаков заболеваний на момент исследований в соответствии с требованиями биомедицинской этики. С целью минимизации психоэмоциональной нагрузки учебного процесса на фоновое функциональное состояние студенток обследования проводили в межсессионный период.

Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы включало определение частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) пальпа-торным методом, измерение артериального давления (систолического - АДс, диастолического - Адд, мм рт. ст.) методом Н.С. Короткова в положении сидя, рассчет пульсового давления (ПД, мм рт. ст.) расчет систолического и минутного объемов кровотока (СОК, мл; МОК, л/мин). О степени напряжения и резервных возможностях системы кровообращения судили по показателям адаптационного потенциала (АП, усл. ед.) сердечно-сосудистой системы по Баевскому Р.М. (1987), индекса Робинсона (двойное произведение - ДП, усл. ед.).

Результаты исследования подвергались статистической обработке с использованием пакета статистических программ Microsoft Excel 7.0., Statistica v.6.0. Достоверность различий изучаемых показателей соответствующих нормальному распределению определяли с помощью t-критерия Стьюдента, отличных от нормального распределения - ^-критерия Манна-Уитни, при р< 0,05.

Результаты исследования и их обсуждения.

Основные показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы обобщены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели гемодинамики студенток 17-21 лет с учетом этнической при-

надлежности (М±ш)

I курс II курс III курс IV курс

I гр. (п=60) II гр. (п=41) I гр. (п=40) II гр. (п=30) I гр. (п=42) II гр. (п=38) I гр. (п=48) II гр. (п=37)

ЧСС, уд/мин

77,98± 1,33 77,76± 1,56 77,78± 2,05 76,87± 1,90 78,69± 2,03 76,11± 1,54 81,45± 0,87 81,16± 1,65^

рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05

АДс, мм.рт.ст.

111,65± 0,94 115,00± 1,17 112,43± 1,36 118,50± 1,79 114,20± 1,55 112,31± 1,28* 115,5± 1,48н 115,08± 0,70

Рмежгр. <0,05 рмежгр. <0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05

АДд, мм.рт.ст.

68,03± 0,86 67,83± 1,23 69,50± 1,24 70,97± 1,70 71,14± 1,23* 68,58± 1,23 72,06± 1,29н 71,19± 1,35

рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05

ПД мм.рт.ст.

43,61± 0,91 47,20± 1,12 42,93± 1,32 47,53± 1,31 43,10± 1,19 43,74± 1,46 43,40± 0,94 43,89± 1,36

рмежгр. <0,05 рмежгр. <0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05

СОК, мл

71,01± 0,82 72,96± 1,13 69,43± 1,17 70,79± 1,35 67,76± 1,02* 69,67± 1,28 66,77± 0,95^ 67,52± 1,30 ■

рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05

МОК, л

5,53± 0,11 5,70± 0,16 5,37± 0,14 5,41± 0,13 5,33± 0,16 5,29± 0,13 5,42± 0,12 5,47± 0,15

рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05

Примечание: * - достоверные различия среднегрупповых показателей I и III курсов; ■ - достоверные различия среднегрупповых показателей I и IV курсов; • - достоверные различия среднегрупповых показателей II и III курсов; ♦ - достоверные различия среднегрупповых показателей III и IV курсов; рмежгр. - достоверные различия между показателями исследуемых групп (р<0,05).

Все диагностируемые показатели системы гемодинамики организма студенток вне зависимости от этнической принадлежности укладываются в диапазон среднестатистических возрастно-половых нормативов. Исследование функциональных показателей сердечно-сосудистой системы обучающихся позволило выявить ряд особенностей. Достоверные различия по критерию этнической принадлежности наблюдались в среднегрупповых показателях АДс и ПД студенток первого и второго курсов. Превышение вышеуказанных показателей гемодинамики в группе студенток пришлого населения обусловлено, преимущественно большим числом студенток с гипертоническими проявлениями артериального давления. Анализируя возрастную динамику артериального давления в исследуемых группах можно заключить, что в группе студенток коренного населения отмечается тенденция к росту по показателям АДс и АДд, которая у студенток 4-го курса приобретает достоверно большие значения в сравнении с первокурсницами; в группе студенток пришлого населения отмечено волнообразное колебание среднегрупповых показателей артериального давления: подъем значений от первого ко второму и от третьего к четвертому курсам (тенденция), при снижении значений АДс и АДд от второго к третьему курсам (р<0,01).

Показатели ЧСС обследуемых популяций студенток свидетельствуют об увеличении диагностируемого критерия гемодинамики к четвертому году обучения в вузе, вне зависимости от этнической принадлежности. При этом если у студенток-казашек данная динамика имеет плавный рост на уровне тенденции, то у студенток пришлого населения отмечено относительно стабильное проявление ЧСС на первых 3-х курсах и достоверный рост при переходе на 4-ый курс (р<0,05). Выявленная картина роста значений ЧСС в возрастном аспекте противоречит общебиологической тенденции повышения тонической активности центров блуждающего нерва, при реципрокном снижении тонуса симпатической нервной системы обуславливающего возрастное снижение ЧСС [2]. Однако ряд исследований последних лет [3, 4, 9] проведенные на студентах отмеча-

ют динамику роста показателей ЧСС к последнему курсу обучения в вузе.

Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, отражающие объемные показатели кровоснабжения систем организма обеспечивающих адекватные компенсаторно-приспособительные реакции в рамках учебной деятельности студентов, свидетельствуют о достоверном снижение показателя СОК от первого к четвертому курсу вне зависимости от национальной принадлежности (на 5,97% - у казашек; на 7,46% - у пришлого населения, при р<0,01). Несмотря на то, что диагностируемый параметр гемодинамики находится в диапазоне нормативных значений, выявленная закономерность снижение производительности сократительной функции миокарда может свидетельствовать о напряжении функциональных возможностей системы кровообращения.

Интерпретируя показатели МОК, отражающие механизм обеспечения кровотока в активно работающих системах в рамках адаптации студентов к умственным нагрузкам, можно отметить, что данные показатели гемодинамики соответствуют нормативным значениям. Максимальные среднегрупповые показатели МОК отмечены на первом курсе обучения, минимальные на втором и третьем. К четвертому курсу отмечено незначительное повышение показателя МОК студенток. Выявленная картина (тенденция к вогнутой гиперболической кривой линии тренда) возрастного изменения МОК в динамике обучения обусловлена снижением на втором и третьем курсе обучения, по сравнению с первым, значений СОК, а последующий рост (4-ый курс) обусловлен мобилизационными механизмами за счет повышения ЧСС. Проведенный корреляционный анализ показал, что механизм обеспечения МОК студенток вне зависимости от этнической принадлежности обусловлен в большей степени изменениями ЧСС, нежели СОК. Корреляционные пары показателей гемодинамики казашек и пришлого населения соответственно: СОК-МОК - 0,47; 0,61; ЧСС-МОК - 0,79;

0,72, что является неэкономичным для системы кровообращения и снижает эффективность приспособительных реакций.

Индекс Робинсона (ДП), отражающий уровень гемодинамической нагрузки на сердечно-сосудистую систему и характеризующий работу сердечной мышцы, является одним из важных показателей системы кровообращения. Результаты группового распределения уровня ПД обследуемых студенток приведены на рисунке 1.

Примечание: ■ - достоверные различия среднегрупповых показателей I и IV курсов; ♦ - достоверные различия среднегрупповых показателей III и IV курсов (р<0,05).

Рис. 1. Возрастные изменения среднегрупповых показателей ДП обследуемых групп (М±ш).

Анализ результатов характеризует средний (85,64-90,60) и ниже среднего (91,25-94,55) уровни значений среднегрупповых показателей. При этом полученное распределение среднегрупповых показателей ПД согласуется с таковым изменением показателей артериального давления, что свидетельствует о планомерной тенденции к росту значений данного показателя в I группе, которая к четвертому курсу имеет достоверные изменения по сравнению с первокурсницами; во II группе отмечено синусоидное распределение показателя, с пиками характеризующими ПД ниже среднего уровня на втором и четвертом курсах.

Оценка компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания оптимального уровня гемодинамики, проведена при помощи расчетного критерия АП системы кровообращения (Баевский Р.М., 1979). Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Примечание: ■ - достоверные различия среднегрупповых показателей I и IV курсов; х - достоверные различия среднегрупповых показателей II и IV курсов; ♦ - достоверные различия среднегрупповых показателей III и IV курсов (р<0,05); - удовлетворительный АП

(<2,1), выше - напряжение адаптации.

Рис. 2. Возрастные изменения среднегрупповых показателей АП обследуемых групп (М±ш).

Среднегрупповые показатели АП обследуемых студенток с первого по третий курсы обучения находятся в диапазоне удовлетворительной адаптации системы кровообращения, за исключением группы студенток второго курса. У обследуемых пришлого населения 2-го курса, а также обследуемых обеих групп 4-го курса отмечено напряжение адаптационных механизмов. Общая динамика показателя АП от первого к четвертому курсу студенток казашек и пришлого населения характеризуется достоверным ростом (8,3% и 7,3% соответственно), при этом в I группе отмечен ступенчатый рост показателя, а во II группе - волнообразная динамика, что обусловлено преимущественно среднегрупповыми колебаниями показателей АДс в динамике обучения в вузе. Полученные результаты можно обосновать усложнением учебно-профессиональной деятельности при переходе к предметно-профильному обучению на четвертом курсе, что вероятно обусловлено повышением симпатического влияния на деятельность сердца вследствие увеличения психоэмоциональных нагрузок.

Общая тенденция к увеличению показателей ПД (рис. 1) и АП (рис. 2) в динамике обучения в высшем учебном заведении свидетельствует о тенденции к снижению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы на завершающем этапе учебно-профессиональной деятельности.

Резюмируя данные полученные при обследовании студенток вуза разных национальностей можно заключить, что в рамках учебно-профессиональной деятельности, вне зависимости от этнической принадлежности, при относительной устойчивости функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, в динамике обучения отмечено усиление компенсаторноприспособительных механизмов деятельности данной системы. Это положение находит отражение, как в отдельных гемодинамических показателях (ЧСС, АД), так и интегративных критериях (ДП, АП). В связи, с чем можно предположить, что гипокомфортные условия учебно-профессиональной и социальной жизнедеятельности студентов вуза компенсируются внутренними резервами организма и не имеют выраженных этнических особенностей регулирования.

Работа выполнена в рамках целевой государственной программы Минобрнауки РФ (проект №4.1187.2011 «Межпопуляционные эколого-

физиологические особенности учащейся молодежи Уральского региона РФ -структурно-содержательная основа модели управления здоровьесбережением в условиях информационной образовательной среды»).

Библиографический список

1. Агаджанян, Н.А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса [Текст]/ Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин // Гигиена и санитария, 2005. - № 3. - С. 48-52.

2. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития [Текст]/И.А. Аршавский. - М.: Наука, 1982. - 270 с.

3. Будук-оол, Л.К. Сравнительная динамика показателей

кардиореспираторной системы студентов Южно-Сибирского региона [Текст]/ Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2008. - №4- С. 28-33.

4. Гаголина, С.В. Оценка и прогнозирование психофизиологического напряжения организма студентов в процессе обучения[Текст]: автореф. дис. ... канд. биол. наук : 13.00.03 / Гаголина Светлана Викторовна; Караганда, 2004. -

269

24 с.

5. Мальцев, В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности [Текст]/ В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин// Вестник Сургутского педагогического университета. - Сургут, 2011. - № 2 (13) - С. 163-170.

6. Медведев, В.П. Взаимодействие физиологических и

психологических механизмов в процессе адаптации [Текст]/ В.П. Медведев // Физиология человека. - 1998. - Т. 24, № 4. - С. 7-13.

7. Меерсон, Ф.З. Высшие адаптационные реакции организма [Текст]/ Ф.З. Меерсон, Р.П. Кругликов // Физиология адаптационных процессов. - М. : Наука, 1988. - С. 492-520.

8. Михайлов, В.М. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения [Текст]/ В.М. Михайлов, В.М. Баранов, Р.М. Баевский, А.П. Берсеньева // Экология человека, 2004. - №

6. - С. 25-29.

9. Никифорова, В. А. Гемодинамичсекие показатели сердечнососудистой системы студентов в условиях техногенного загрязнения[Текст]/ В.А. Никифорова, Т.Г. Перцева, Е.А. Прохоренко и др.// Мат-лы четвертой Междун. Телеконф. «Фундаментальные науки и практики». - Т.3, № 1. - Томск, 2011. - С 24-25.

10. Судаков, К.В. Системные механизмы психической деятельности [Текст]/ К.В. Судаков // Общие вопросы неврологии и психиатрии, 2010. - № 2. - С. 4-14.

11. Шибкова, Д.З. Реализация модели управления качеством образования на основе здоровьесберегающей деятельности [Текст]/ Д.З. Шибкова // Здоровье человека - 5: материалы V Международного конгресса валеологов, 19-21 сент. 2007 г., Санкт-петербург, Россия. - СПб, 2007. - С. 190195.

Bibliography

1. Aghadzhanyan, N.A. The Study of Life, Health Status and Progress of Students with the Intensification of the Educational Process [Text] / N.A. Aghadzhanyan, T.S. Minnibaev, A.E. Severin / / Hygiene and Sanitation, 2005. - № 3. - Р. 48-52.

2. Arshavsky, I.A. Physiological Mechanisms and Patterns of Individual Development [Text] / I.A. Arshavsky. - Moscow: Nauka, 1982. - 270 p.

3. Buduk-Ool, L.K. Comparative Dynamics of Cardiorespiratory Performance of Students in the South Siberian Region [Text] / L.K. Buduk-Ool, R.I. Iseman / / The Russian Medical and Biological Journal n.a. Academician I.P. Pavlov. - 2008. -№ 4. - Р. 28-33.

4. Gagolina, S.V. Evaluation and Prediction of Psychophysiological Stress on the Students’ Body in the Learning Process [Text]: Synopsis of Dis. ... Candidate. Of Biol.: 13.00.03 / Gagolina Svetlana. - Karaganda, 2004. - 24 р.

5. Maltsev, V.P. Psychophysiological Status of Students as a Factor of Educational Activity [Text] / V.P. Maltsev, D.Z. Shibkova, P.A. Bayguzhin / /

Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. - Surgut, 2011. - № 2 (13) - P. 163-170.

6. Medvedev, V.I. The Interaction of Physiological and Psychological Mechanisms in Adaptation [Text] / V.I. Medvedev // Human Physiology. - 1998. - V. 24. - № 4. - P. 7-13.

7. Meerson, F.Z. The Higher Adaptive Reactions of the Body [Text] / F.Z. Meyerson, R.I. Kruglikov // Physiology of Adaptation Processes. - Moscow: Nauka, 1988. - P. 492-520.

8. Mikhailov, V.M. Rating Adaptation Abilities and Objectives Improving Health [Text] / V.M. Mikhailov, V.M. Baranov, R.M. Baevsky, A.P. Berseneva // Human Ecology. - 2004. - № 6. - P. 25-29.

9. Nikiforov, V.A. Gemodinamichsekie Indicators of Cardiovascular Students in Industrial Pollution [Text] / V.A. Nikiforov, T. Pertseva, E.A. Prokhorenko, et al. // Materials of the Fourth Internat. Teleconf. "Basic Science and Practice.” - V.3. - №

1. - Tomsk, 2011. - P. 24-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shibkova, D.Z. The Implementation of a Quality Management Model Based on the Health-Education Activities [Text] / D.Z. Shibkova / / Human Health -5: V International Congress of Valeologists, Sept. 19-21, 2007. - St. Petersburg, Russia. - St. Petersburg, 2007. - P. 190-195.

11. Sudakov, K.V. System Mechanisms of Mental Activity [Text] / K.V. Sudakov // General Neurology and Psychiatry, 2010. - № 2. - P. 4-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.