Научная статья на тему 'Динамика изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девушек в течение учебного года'

Динамика изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девушек в течение учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
459
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ / ДИНАМИКА / УЧЕБНЫЙ ГОД / СЕРЦЕВО-СУДИННО СИСТЕМА / ПОКАЗНИКИ ЗОВНіШНЬОГО ДИХАННЯ / ДИНАМіКА / НАВЧАЛЬНИЙ РіК / HEARTS-VESSELS SYSTEM / INDEXES OF THE EXTERNAL BREATHING / DYNAMICS / SCHOOL YEAR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чиженок Т. М., Иваненко Т. В., Петрова Г. М.

В статье охарактеризована динамика изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в течение двух семестров у девушек 1 курса в возрасте 17-18 лет. Большинство показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем подвержены изменениям в течение учебного года. Достоверное изменение показателей у девушек I курса приходится на конец I семестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of change of indexes of hearts-vessels and respiratory systems at girls during a school year

In the article is shown dynamics of change of indexes of hearts-vessels and respiratory systems at the girls of a 1 course during a school year. The majority of parameters of cardiovascular and respiratory systems are subject to changes within one academic year. Reliable change of parameters at girls I of a rate falls at extremity I of a semester.

Текст научной работы на тему «Динамика изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девушек в течение учебного года»

Литература:

1. Бурханов А. И. Влияние спорта на организм школьников // Теор. и практ. физ. культ. - 1995. - № 4. - С. 1214.

2. Маликов Н.В. Региональные особенности функционального состояния и адаптивных возможностей сердечнососудистой системы детей старшего школьного возраста // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. Зб. наук.-пр. - Харків: ХХПІ, 2001. - № 17. - С. 23 - 30

3. Маліков М.В. Спосіб визначення адаптивних можливо-

стей серцево-судинної системи організму / Патент на винахід 58754 Україна, МПК 7 А61В5/02 / Запорізький державний університет. - №200210799; Опубл.

15.08.2003, Бюл. №8. - 10 с.

4. Шаповалова В.А., Маликов Н.В., Сватьев А.В. Компьютерная программа комплексной оценки функционального состояния и функциональной подготовленности организма - «ШВСМ». - Запорожье, 2003. - 75 с.

5. Шамич Олександр. Шляхи самовираження інтересів молодших підлітків за місцем проживання. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. Зб. наук. пр. - Харків: ХХПІ, 2007. - № 3. - С. 151-154.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

ДИНАМИКАИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ У ДЕВУШЕК В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Чиженок Т.М., Иваненко Т. В., Петрова Г.М. Запорожский национальный университет

Аннотация. В статье охарактеризована динамика изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в течение двух семестров у девушек 1 курса в возрасте 17-18 лет. Большинство показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем подвержены изменениям в течение учебного года. Достоверное изменение показателей у девушек I курса приходится на конец I семестра.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, показатели внешнего дыхания, динамика, учебный год. Анотація. Чиженок Т.М., Іваненко Т. В., Петрова ГМ. Динаміка зміни показників серцево-судинної і дихальної систем у дівчат на протязі навчального року. В статті показана динаміка зміни показників серцево-судинної та дихальної систем у дівчат 1 курсу на протязі навчального року. Більшість показників серцево-судинної й дихальної систем піддаються змінам протягом навчального року. Достовірна зміна показників у дівчат I курсу доводиться на кінець I семестру.

Ключові слова: серцево-судинно система, показники зовнішнього дихання, динаміка, навчальний рік. Annotation. Chigenok T.M., Ivanenco T.V., Petrova G.M. Dynamics of change of indexes of hearts-vessels and respiratory systems at girls during a school year. In the article is shown dynamics of change of indexes of hearts-vessels and respiratory systems at the girls of a 1 course during a school year. The majority of parameters of cardiovascular and respiratory systems are subject to changes within one academic year. Reliable change of parameters at girls I of a rate falls at extremity I of a semester.

Keywords: hearts-vessels system, indexes of the external breathing, dynamics, school year.

Введение.

Особенности учебного процесса в ВУЗах

характеризуются расширением учебных программ, увеличением учебной нагрузки и большой активизацией всего учебно-воспитательного процесса, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Напряжение, которое испытывает молодой организм на фоне интенсификации интеллектуальных и эмоциональных нагрузок в процессе обучения, часто приводит к ухудшению в состоянии здоровья. На протяжении учебного года у студентов накапливается утомление и наблюдается ярко выраженная дискоординация, в первую очередь функций кровообращения и дыхания [1, 2].

Для того, чтобы получить представление о количественной характеристике адаптационных возможностей организма учащейся молодёжи, необходимо сопоставить данные оценки состояния здоровья по результатам показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в разные периоды обучения в течение учебного года.

Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета.

Формулирование целей работы.

Целью данной работы является выявление и анализ особенностей изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек первого курса в процессе обучения на протяжении учебного года.

В соответствии с целью исследования решались такие задачи:

1. Определить показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек - первокурсниц в начале учебного года.

2. Изучить динамику изменения показателей кровообращения и внешнего дыхания в течение учебного года.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что индивидуальные особенности каждого организма проявляются в характере изменения показателей кровообращения и дыхания в зависимости от воздействия различных факторов [3, 4].

Для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек в возрасте 17-18 лет нами оценивались в начале и на протяжении учебного года (I и II семестр) следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС),уд/ мин, артериальное давление, систолическое (АДс) и диастолическое (АДд) в мм рт. ст., ударный объём крови (УОК) в мл/мин, минутный объём крови (МОК) в л/мин, индекс двойного произведения (ИДП) в у.е. для оценки уровня здоровья, индекс Кердо (ИК) в у. е. и коэффициент экономизации кровообращения (КЭК) в у.е.

Для определения состояния дыхательной системы девушек-первокурсниц оценивались следующие показатели: частота дыхания (ЧД) дыханий в мин., объём дыхания (ОД) в мл., жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) в л/мин., минутный объём дыхания (МОД) в л/мин., максимальная вентиляция лёгких (МВЛ) в л/мин, резерв дыхания (РД) в л/мин опреде-

ляли расчётным путём, коэффициент резерва дыхания (КРД) в %, рассчитывали по формуле.

Результаты исследования.

В рамках настоящей работы, нами рассмотрены показатели, которые часто используются при оценке состояния системы кровообращения и дыхания в различных условиях (покоя, физических, ум -ственных нагрузок и различных факторов) и являются показателями здоровья и функциональных возможностей организма.

В течение 2005-2006 учебного года у девушек 1 курса в состоянии покоя 3 раза определяли показатели кровообращения и внешнего дыхания (в начале учебного года, в конце I семестра и в конце II семестра).

Полученные показатели сердечно-сосудистой системы девушек в возрасте 17-18 лет в начале учебного года в основном соответствовали возрастным стандартам и подтверждали общие закономерности развития системы кровообращения [5, 6].

Некоторые отличия по показателям (ЧСС, УОК, КЭК) девушек 17-18 лет, полученные нами разнятся по данным различных авторов, что связано с применением различных методов, времени и условий исследования. Выявленные нами различия по абсолютным значения внешнего дыхания (ОД, МОД, ЖЕЛ и РД) девушек 17-18 лет и показателями, представленными в литературе, мы также относили за счёт различных условий и методов исследования [7, 8].

Результаты исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, полученные в разные периоды учебного года у девушек 17-18 лет показали, что величина большинства показателей подвержена колебаниям.

Показатели (ЧСС, АДс, МОК, ИДП и КЭК) в конце I семестра достоверно увеличились, а показатели (АДд, УОК, индекс Кердо) изменялись на недостоверно значимую величину по сравнению с началом учебного года (табл. 1).

Динамика изменения показателя двойного произведения (ИДП) характеризовалась наиболее высокими значениями в конце I семестра, за счёт увеличения ЧСС. В начале учебного года ИДП у девушек имел также значения - 80,8+1,9 у.е., что соответствовало среднему уровню функционирования системы кровообращения. В конце I семестра ИДП имел достоверное увеличение показателя (1=5,19) и его величина возросла на 16,8%, что соответствовало ниже среднему уровню.

При определении коэффициента экономизации кровообращения (КЭК) девушек I курса в начале учебного года показатель имел значения 2438 у.е. В конце I семестра значение КЭК достоверно возрастало на 29%, что указывало на более напряжённую работу сердечно-сосудистой системы в этот период обучения.

В конце II семестра в показателях девушек I курса также произошли изменения в таких показате-

Таблица 1 Динамика изменения показателей сердечно-сосудистой системы у девушек I курса в течение учебного года (%)

№ п/п Показатели сердечно-сосудистой системы В начале Учебного года (Ы+ш) В конце I семестра В конце II семестра Достоверность различий (1)

1 - в начале 1 и в конце I семестра 1 - в начале 2 и в конце II семестра

1. Частота сердечных сокращений (ЧСС), уд/мин 73,2+1,2 5,05* -1,9 2,01 0,86

2. Систолическое артериальное давление (АДс), мм рт. ст. 110,4+1,24 8,8* 4,2* 5,35 2,70

3. Диастолическое артериальное давление (АДд), мм рт. ст. 77,1+1,9 2,85 -3,6 0,78 1,24

4. Ударный объём крови (УОК), мм/мин 60,2+1,19 4,15 8,9* 1,09 2,34

5. Минутный объём крови (МОК), л/мин 4,41+0,08 * СО 9, 6,8* 3,42 2,5

6. Индекс двойного произведения (ИДП), у.е. 80,8+1,9 16,8* 2,1 5,19 0,71

7. Индекс Кердо, у.е. 1,05 -1,9 -1,9 - -

8. Коэффициент экономизации кровообращения (КЭК), у-е- 2438 29,0 19,9 - -

Примечание: */ статистически достоверные различия

Таблица 2 Динамика изменения показателей внешнего дыхания у девушек I курса в течение учебного года (%)

№ п/п Показатели внешнего дыхания В начале учебного года (Ы+ш) В конце I семестра В конце II семестра Достоверность различий (1)

11- в начале и в конце I семестра 12- в начале и в конце II семестра

1. Частота дыхания (ЧД), в мин 21,8+1,6 6,42 -16,5* 0,65 2,21

2. Объём дыхания (ОД), в мм 501,2+33,1 11,5 10,4 1,55 1,44

3. Минутный объём дыхания (МОД), л/мин 10,93+019 18,7* -7,6 7,0 1,94

4. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), л/мин 4,59+0,05 -4,14* 1,52 3,16 0,9

5. Максимальная вентиляция лёгких (МВЛ), л/мин 80,6+1,4 -4,5* 1,98 2,08 0,81

6. Резерв дыхания (РД), л/мин 69,7+1,58 -8,2 3,44 2,31 1,08

7. Коэффициент резерва дыхания (КРД), % 86,4+2,8 -3,82 1,5 - -

Примечание: */ статистически достоверные различия

лях: ЧСС - снизилось на 1,9% по сравнению с началом учебного года, но недостоверно (1=0,86); АДс достоверно повысилось на 4,6 мм рт. ст., что составило 4,2%; АДд имело тенденцию к снижению показателя в конце II семестра, на 3,6%; УОК в конце II семестра достоверно увеличился на 8,9; от начала учебного года (1=2,34); МОК также достоверно возрос (1=2,5) на 6,8% по сравнению с началом учебного года.

В конце II семестра индекс двойного произведения характеризовался снижением показателя на

11,9 у.е. по сравнению с показателем, полученным в конце I семестра, и соответствовало среднему уровню. Значения показателя индекса Кердо в течение учебного года у девушек 17-18 лет мало чем отличались друг от друга, показатели были несколько больше единицы (табл. 1).

Коэффициент экономизации кровообращения (КЭК) у девушек в конце II семестра достоверно снизился и составил 2922 у.е. по сравнению с показателем, полученным в конце I семестра, но был больше на 19,9% по сравнению с началом учебного года.

Анализ динамики изменения показателей внешнего дыхания показал, что в течение учебного года большинство показателей у девушек I курса также подвержены колебаниям, как и показатели сердечно-сосудистой системы (табл. 2).

В конце I семестра показатели внешнего дыхания как ЧД, ОД, МОД возросли, но достоверные различия были только в показателе объёма дыхания (1=7,7).

В остальных показателях ЖЕЛ, РД отмечалось в конце I семестра достоверное снижение (1=3,16 и 1=2,27), а показатели МВЛ и КРД снижались по сравнению с началом учебного года, но достоверных раз-

личий не было (табл. 2).

В конце II семестра по сравнению с началом была отмечена тенденция к снижению показателя ЧД (на 16,5%); тенденция к увеличению ОД (на 10,4%), тенденция к снижению МОД (на 7,6%), недостоверное увеличение показателя ЖЕЛ (на 1,52%), недостоверное увеличение МВЛ (на 1,98%), недостоверное увеличение РД (на 3,44%) и показателя КРД (на 1,5%).

Выводы.

Таким образом, можно сделать такие выводы:

1. Сравнительный анализ показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек 1718 лет и данных литературы выявил, что не совпадают и сильно разнятся между собой показатели - МОД, МВЛ и РД.

2. Большинство показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем подвержены изменениям в течение учебного года, достоверное изменение показателей у девушек I курса приходится на конец I семестра по сравнению с началом учебного года. Показатели индекса двойного произведения (ИДП) и коэффициента экономизации кровообращения девушек имели более высокие значения в середине учебного года, что указывало на снижение экономичности функционирования сердечно-сосудистой системы. Показатели ЖЕЛ, МВЛ и РД девушек 17-18 лет имели достоверное увеличение в конце года по сравнению с началом, т.е. уровень функции внешнего дыхания был более экономичен.

3. По выявленной динамике изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студенток I курса в процессе обучения можно отметить, что полученные показатели имеют тенден-

цию к улучшению в конце учебного года.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девушек.

Литература

1. Агаджанян М.О., Полатайко Ю.О., Радиш І.В., Павлік А.І. Особливості реакції кардіореспіраторної системи людини на дію гіпоксії в режимі сезони року // Педагогіка і психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків: ХДАДМ, 2006. -№4. - С. 3-5.

2. Апанасенко Г.Л., Волгіна Л.Н., Бужуєв Ю.В. Експрес-скринінг рівня соматичного здоров’я дітей та підлітків. Методичні рекомендації. - К., 2000. - 12 с.

3. Долбишева Н.Г Фізичне здоров’я, компоненти і критерії оцінки: Молода спортивна Україна // Зб. наук. ст. в галузі фізичної культури та спорту. - Львів: ЛДІФК, 2002. - С. 21-24.

4. Богдановська Н.В. Величини деяких функціональних показників у хлопців та дівчат у віці 17-ті років // В зб.: Актуальні проблеми фізичної культури та спорту в соціально-економічних умовах. - Запоріжжя, 2005. - С. 160-168.

5. Ананьев Н.А. Динамика функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения // В кн.: Социальная среда и здоровье подростка. - М., 1974. - С. 17-19.

6. Сердюковская ГН. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков // Вестник АМН, 1979. - №8. - С. 44-47.

7. Рязанов В.Н. К оценке групповых и индивидуальных норм некоторых показателей внешнего дыхания у детей 6-17 лет. Автореф. дис... канд. мед. наук, Ярославль, 1978. - 18 с.

8. Кузнецова Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. - М.: Медицина, 1986. - С. 59-70.

Поступила в редакцию 04.05.2007г.

ВПЛИВ РІЗНИХ ФОРМ ОРГАНІЗАЦІЇ ЗАНЯТЬ ТА ОБ’ЄМУ РУХОВОЇ АКТИВНОСТІ НА РОЗВИТОК РУХОВИХ ЯКОСТЕЙ У ДОШКІЛЬНЯТ

Чипиленко Л. І., Іващенко В.П. Черкаський національний університет імені Богдана Хмельницького

Анотація. У роботі показано, що різні форми організації занять та об’єм рухової активності суттєво впливають на рівень фізичної підготовленості дітей 6-ти років. Застосування різних форм організації занять позитивно впливає на рівень розвитку рухових якостей шестирічних дошкільнят з ортопедичних груп. Рівень їх підготовленості, особливо дівчаток, мало відрізняється від підготовленості дошкільнят основної групи.

Ключові слова: рухова активність, рухові якості, форми занять.

Аннотация. Чипиленко Л.И., Иващенко В .П. Влияние разных форм организации занятий и объёма двигательной активности на развитие двигательных качеств у дошкольников. В работе показано, что разные формы организации занятий и объём двигательной активности существенно влияют на уровень физической подготовленности детей 6-ти лет. Применение разных форм организации занятий положительно влияет на уровень развития двигательных качеств шестилетних дошкольников из ортопедических групп.

Уровень их подготовленности, особенно девочек, мало отличается от подготовленности дошкольников основной группы.

Ключевые слова: двигательная активность, двигательные качества, формы занятий.

Annotation. Chipilenko L. A., Ivashenko V.P. Influence of different forms of organization of employments and volume of motive activity on development of motive qualities at under-fives. It is shown in work that different forms of organization of employments and volume of motive activity substantially affect the level of physical preparedness of children 6 years. Application of different forms of the organization of occupations positively influences a level of development of motorial qualities of six-year preschool children of orthopedic bunches. The level of readiness of girls differs from readiness of preschool children of a basic group a little.

Keywords: motive activity, motive qualities, forms of employments.

Вступ.

Всебічна фізична підготовленість дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових якостей дітей, який відбувається під впливом природно-вікових змін організму та режиму рухової активності, до якого входить весь комплекс організаційних форм фізичного виховання та самостійна рухова діяльність [1,2].

На основі виділених критеріїв виявилено рівні професійної сформованості майбутніх вихователів до фізичної підготовки дошкільників. Шкала оцінки включала в себе три рівні сформованості професійної готовності до фізичного виховання дошкільників: високий, середній та низький. При цьому високий рівень готовності характеризувався оптимальним розвитком усіх компонентів у їхній цілісності, передбачає цілісність особистості вихователя як суб ’єкта професійної діяльності , який володіє стійкими професійними мотивами, яскраво вираженою педагогічною направленістю та високим рівнем розвитку необхідних умінь та навичок, здібностей та особистих якостей. Середній рівень професійної готовності характеризується частковою сформованістю цілісної структури готовності, що проявляється нерівномірним розвитком деяких її компонентів. Однак присутня позитивна тенденція прагнення до виявлення професійно-значущих мотивів та потреб, які викликають діяльність. І, нарешті, низький рівень професійної готовності представлений несформованістю компонентів готовності, які необ’єднані єдиною структурою і не проявляються як цілісне психічне самоутво-рення особистості вихователя [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Майбутній вихователь фізичної підготовки дошкільників повинен мати чіткі уявлення про стан, тенденції розвитку і шляхи вирішення основних соціальних проблем дошкільного виховання [6].

Чи не найважливіше значення у формуванні професійної готовності майбутніх вихователів для фізичного виховання дошкільників відіграє набуття професійно-педагогічного досівіду, який студенти набувають у ході педагогічної практики. Тому, що реалізація лише теоретичного етапу методики підготовки знижує мотивацію до професійної діяльності.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.