Для полноценного усвоения содержания дисциплины «Объемно-пространственная композиция» должна применяться система упражнений, позволяющих в практический способ накапливать определенные теоретические знания в области объемно-пространственной композиции и применять их в процессе проектирования моделей и макетов архитектурных сооружений.
Реализация такого рода упражнений и творческих заданий обеспечивает условия для понимания и изучения студентами свойств объемно-пространственной формы, закономерностей ее построения и организации пространства, а также для создания благоприятной образовательной среды непосредственно творческого процесса работы над объектом и пространством.
Литература:
1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие. - М.: Омега-Л. 2005. - 224 с.
2. Максименко А.Е. Принцип преемственности в профессионально-личностной подготовке дизайнера // Научно-практический журнал «Гуманитарные науки». - Сб. Статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 4 (36) - 63-69 с.
3. Михальченко М.С. Организация художественно-образного средового пространства жилого интерьера / М.С. Михальченко, Е.А. Щербакова. - Омск: Омский государственный институт сервиса. 2014 - 86 с.
4. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В.Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. -М.: МЗ-Пресс, 2001 - 232 с.
5. Щеглов А.В. Роль и место объемно-пространственной композиции в процессе обучения студентов-дизайнеров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки - 2012. - № 1-2. -С. 351-358.
Педагогика
УДК: 37.012.6
доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат медицинских наук, доцент Труш Вера Владимировна ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет" (г. Донецк); кандидат медицинских наук, профессор Костин Николай Федорович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗИМНИХ КАНИКУЛ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Аннотация. В работе исследовалось функциональное состояние зрительного анализатора у студентов 1-го курса в периоды перед и после зимних каникул. Анализ параметров простой зрительно-моторной реакции у девушек-первокурсниц свидетельствует, что после зимнего отдыха качественно улучшается функциональное состояние зрительного анализатора, что проявлялось в укорочении времени выполнения простой и сложной зрительно-моторных реакций, а также улучшении стабильности их выполнения. Результаты исследований свидетельствует в пользу вывода о высокой рекреационной эффективности зимних каникул в отношении психомоторных реакций студентов-первокурсников.
Ключевые слова: зрительный анализатор, зрительно-моторная реакция,, адаптация к учебному процессу, рекреационная эффективность студенческих каникул.
Annotation. The functional state of the visual analyzer in the students of the first year in the periods before and after the winter holidays was studied. The results of the studies confirm to the conclusion about the high recreational effectiveness of winter vacations in relation to the psychomotor reactions of first-year students.
Keywords: visual analyzer, visual-motor reaction, adaptation of first-year students, recreational effectiveness of a student's vacation.
Введение. Проблема адаптации студентов к обучению в ВУЗе занимает важное место в работах многих исследователей и научных школ [1, 2, 4, 5, 6, 13]. Среди многочисленных аспектов указанной проблемы представляется важным исследование особенностей адаптации студентов-первокурсников к новому, университетскому, стилю образования. В работах многих авторов твердо установлен факт и выявлены причины трудностей адаптации в начальный период обучения [5, 7, 15, 17, 20]. Среди таковых называются информационная перенасыщенность учебных программ, слабое психолого-педагогическое обоснование средств и методов адаптации к новому образу жизни студента, фактическое отсутствие различий в методике преподавания на первом и последующих курсах обучения и многое другое [2, 7]. Последствием такого подхода к процессу переходного периода в стиле обучения является закономерное развитие у студентов-первокурсников признаков развития состояния стресса и снижение степени эффективности освоения учебного материала [15, 17].
Важным подходом к ослаблению негативных последствий переходного периода обучения является научно-обоснованная организация труда и отдыха студентов, эффективной формой которой являются межсессионные каникулы. Однако вопрос об их эффективности и характере влияния на основные показатели психоэмоционального, психофизиологического, физиологического и физического статуса, проработан недостаточно. Среди многочисленных подходов психофизиологического характера, которые могут быть использованы для оценки рекреационной эффективности межсессионных каникул, важное место отводится методам психометрии, в частности методам измерения параметров сенсомоторных реакций [8 - 12, 18].
Подобные методы, несмотря на свою простоту, в полной мере позволяют оценить состояние активности центральной нервной системы, выступающей основой для эффективного процесса научения [14, 16, 19].
Целью работы явилось на основе измерения параметров зрительной сенсомоторной реакции определить степень рекреационной эффективности зимних каникул на общее состояние центральной нервной системы.
Предполагалось, что полученные данные и их анализ могут быть использованы для психолого-педагогического обоснования разработки средств и методов коррекции адаптационных возможностей студентов в начальный период обучения в ВУЗе.
Изложение основного материала статьи. Характеристика исследованных групп и методов исследования. Все исследования были проведены на студентах-добровольцах первого курса Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте в конце 1-го учебного семестра и после зимних каникул. Всего было обследовано 10 испытуемых.
Анализ состояния здоровья выбранного контингента студентов не выявил каких-либо отклонений. В связи с этим все испытуемые, принимавшие участие в исследованиях, были отнесены к категории здоровых лиц.
Для изучения параметров зрительно-моторной (ЗМР) реакции использовали ЗМР-хронорефлексометр, состоящий из двух блоков: управляющего и блока электронного секундомера. Первый из них предназначен для измерения скорости ЗМР и включает выносной световой индикатор на основе RGB-светодиода (BL-L515RGB-CA) совмещенный с дистанционной кнопкой «СТОП» и релейное устройство для выбора программы предъявления светового раздражителя (цвета - красный или голубой). Интенсивность светового сигнала выбиралась стандартной для всех источников света и предварительно аппаратными средствами устанавливалась на оптимальном для глаза уровне 400 мКд.
Электронный секундомер был выполнен на базе микроконтроллера с кварцевым генератором и LED-дисплеем (цена деления составляла 0,5 мс). Запуск секундомера осуществлялся одновременно с предъявлением светового раздражителя, а остановка - с помощью кнопки «СТОП», расположенной на дистанционном пульте.
Порядок проведения опыта был следующим. Испытуемый в положении сидя после устного инструктажа и короткой тренировки правой рукой выполнял в течение не более 5 мин программу эксперимента по следующему алгоритму: 50 замеров времени простой зрительно-моторной реакции на голубой свет (ПЗМР) и 50 замеров времени сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) на голубой (25 замеров) или красный свет (25 замеров). В случае предъявления светового раздражителя «голубой свет» испытуемый должен был реагировать путем нажатия кнопки «СТОП», а при световом сигнале «красный свет» реакция должна была отсутствовать. Световые раздражители предъявлялись случайным образом с интервалами 2-3 с. Значение времени реакции выражалась в мс.
Статистический анализ полученных данных. При статистической обработке полученных данных использовали стандартные методы вариационного анализа. Все числовые данные обрабатывались с помощью пакета прикладных программ Excel: использовался анализ итоговой статистики, проводилась оценка отличий между двумя средними величинами и отдельными множествами. В первом случае различия между двумя исследуемыми средними величинами (M) и их стандартными ошибками (m) определялись с помощью t-критерия Стьюдента при заданном уровне значимости p<0,05. Во втором случае, при оценки различий между двумя множествами, использовали «двухвыборочный F-тест для дисперсий».
Для характеристики стабильности выполнения зрительно-моторной реакции использовались два показателя - величина дисперсии и коэффициент вариации Cv. Во всех случаях сравнение анализируемых показателей и статистическая оценка различий проводились на основании проверки нулевой и альтернативной гипотез.
Результаты исследований. Анализ исследования скорости зрительно-моторной реакции перед и после зимних каникул Анализ полученных данных свидетельствует о выраженном положительном эффекте зимних межсессионных каникул на функциональное состояние зрительного анализатора. В пользу сделанного заключения свидетельствуют результаты измерения времени простой и сложной зрительно-моторной реакции в соответствующие периоды исследования.
Таблица 1
Время простой зрительно-моторной реакции (мс) девушек-первокурсниц в периоды «Перед» и
«После» зимних каникул
Статистический параметр Период исследования Разница:
Перед зимними После зимних каникул «После - Перед»
каникулами зимними каникулами
Среднее и ошибка средней 217 ± 2,1 186 ± 1,7 -31 ± 2,7 (-14,3 %) P < 0,05
Стандартная ошибка 47,7 38,5 -
Дисперсия выборки 2277 1484 P < 0,01
Коэффициент вариации, СУ 21,9 % 20,7 % -5,8%
Число замеров 500 500 -
Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий
Цифровой материал, характеризующий состояние простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), представлен в табл. 1. Так, из приведенных данных видно, что в период «Перед зимними каникулами» время ПЗМР у девушек-первокурсниц составляло 217±2,1 мс. После зимнего отдыха значение данного показателя существенно уменьшилось и составило 186±1,7 мс, что было на 14,3 % меньше исходного уровня ^<0,05).
Реализация сенсомоторной реакции может осуществляться с разной стабильностью. Показателем степени устойчивости, стабильности зрительно-моторной реакции может выступать дисперсия выборки. Так, поданным табл. 1 видно, что в вариационном ряду значений ПЗМР в период «Перед зимними каникулами» дисперсия составляла 2277, а после зимних каникул, соответственно 1484, т.е. становилась существенно меньше. Такой вывод подтверждается результатами дисперсионного анализа, проведенного с помощью двухвыборочного Р-теста для дисперсий. Данный тест показал, что во втором случае (после каникул) дисперсия выборки была статистически значимо меньше (Р<0,01), чем в первом (перед каникулами). Несколько меньше становился и коэффициент вариации. Приведенные данные можно рассматривать с точки зрения повышения не только активности центрального звена зрительного анализатора, но и качественного улучшения его функционального состояния. Таким образом, анализ параметров простой зрительно-моторной реакции у девушек-первокурсниц однозначно свидетельствует, что после зимнего отдыха качественно улучшается функциональное состояние зрительного анализатора, что проявлялось, во-первых, в укорочении времени простой зрительно-моторной реакции (14,3 %), и, во-вторых, улучшением стабильности ее выполнения.
Одной из задач нашей работы было выяснение характера влияния зимних каникул на состояние сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР). Следует подчеркнуть, что в отличие от простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) реакция выбора, или СЗМР, позволяет провести оценку сложной сенсомоторной операции, осуществляемой с привлечением дополнительных центральных звеньев зрительного анализатора.
Результаты измерения времени сложной зрительно-моторной реакции приведены в табл. 2.
При анализе представленных данных обращают на себя внимание следующие основные моменты. Во-первых, в конце учебного семестра, т.е. в период «Перед зимними каникулами», время выполнения СЗМР составляло 392±7,1 мс. С учетом данных литературы [10, 18, 19], приведенные значения указывают на низкие значение данного показателя, что может рассматриваться с точки зрения снижения функциональных возможностей зрительного анализатора в конце учебного семестра.
Зимние каникулы оказали благоприятное влияние на функционирование зрительного анализатора. Действительно, по данным табл. 2, видно, что время выполнения СЗМР у девушек-первокурсниц составило 327±5,4 мс. При сравнении приведенных данных с результатами измерения времени сложной зрительно-моторной реакции в период «Перед зимними каникулами» следует, что положительный эффект зимнего отдыха способствовал укорочению времени реакции на 65 ± 8,9 мс, что составило 16,6 % (Р<0,01). Такого рода выраженный эффект указывает на высокую рекреационную эффективность зимних каникул в отношении восстановления высокой функциональной способности зрительного анализатора.
Таблица 2
Время сложной зрительно-моторной реакции (мс) девушек-первокурсниц в периоды «Перед» и «После» зимних каникул
Статистический параметр Период исследования Разница:
Перед зимними После зимних каникул «После - Перед»
каникулами зимними каникулами
Среднее и ошибка средней 392 ± 7,1 327 ± 5,4 -65 ± 8,9 (-16,6 %) Р < 0,01
Стандартное отклонение 112 85 -
Дисперсия выборки 12584 7225 Р < 0,01
Коэффициент вариации, СУ 28,6 % 15,9 % -44%
Число замеров 250 250 -
Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного Р-теста для дисперсий
Одним из важных параметров сенсомоторной реакции является точность ее выполнения. Показателем точности или стабильность реакции выступают два параметра - дисперсия выборки и коэффициент вариации. Так, по данным табл. 2 видно, что стабильность выполнения сложной зрительно-моторной реакции у девушек-первокурсниц в период «После зимних каникул» становилась лучше. Об этом свидетельствует, в частности, факт снижения значения коэффициента вариации на 44 %: с 28,6% - перед каникулами до 15,9 % -после каникул.
Другим подтверждением возрастания точности и стабильности выполнения сложной зрительно-моторной реакции после зимнего отдыха служат результаты дисперсионного анализа. Так, из табл. 2 следует, что величина дисперсии выборки в период «После зимних каникул» становилась значительно ниже, чем в период «Перед зимними каникулами». Это подтверждается высокой статистической значимостью различий (Р<0,01), вычисленных с помощью двухвыборочного Р-теста для дисперсий.
Таким образом, результаты исследования параметров сложной зрительно-моторной реакции показали, что после зимних каникул у студенток-первокурсниц существенно уменьшается время выполнения сложной зрительно-моторной реакции (16,6 %) на фоне выраженного улучшения точности ее выполнения.
Сравнительный анализ параметров простой и сложной зрительно-моторной реакций у девушек-первокурсниц в периоды перед и после зимних каникул. Важная информация относительно функционального состояния зрительного анализатора может быть получена при сравнительной оценке параметров выполнения простой и сложной зрительно-моторных реакций (табл. 3 и 4). В последнем случае окончательное решение о характере реакции на световой раздражитель принимается в центральном звене зрительного анализатора лишь после того, как будет проведена операция сравнения предъявляемого раздражителя (голубой цвет) с тормозным раздражителем (красный цвет) [10, 16, 18, 19].
Естественно, что для выполнения такого рода выбора требуется большее время обработки информации в центральном звене зрительного анализатора, что проявляется в существенном удлинении собственно времени реакции.
Результаты сравнительного анализа значений времени простой и сложной зрительно-моторной реакции в период «Перед зимними каникулами» представлен в табл. 3.
При сравнительном анализе представленных данных следует обратить внимание на следующие основные моменты. Во-первых, по данным табл. 3, видно, что время ПЗМР составило 217 ± 2,1 мс, а СЗМР, соответственно, 392 ± 7,1 мс. Следовательно, в случае со сложной зрительно-моторной реакцией время ее выполнения было на 175 ± 7,4 мс больше (+81 %), чем простой ЗМР. Рисунок 3.3 иллюстрирует сказанное.
Таблица 3
Сравнительная характеристика времени простой и сложной зрительно-моторных реакций у студенток-первокурсниц в период «Перед зимними каникулами»
Статистический показатель Тип зрительно-моторной реакции Разница: «время СЗМР - время ПЗМР»
Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), мс Время сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР), мс
Среднее и ошибка средней 217 ± 2,1 392 ± 7,1 +175 ± 7,4 (+81 %) P < 0,01
Стандартное отклонение 47,7 112 -
Дисперсия выборки 2277 12584 P < 0,01
Коэффициент вариации, 21,9 % 28,6 % +30 %
Число замеров 500 250 -
Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий
Во-вторых, характер зрительно-моторной реакции оказывал выраженное влияние на параметры, отражающие стабильность ее выполнения. Представление об этом можно получить анализирую величины коэффициентов вариации и дисперсий выборок. Так, по данным табл. 3 видно, что у студенток-первокурсниц при выполнении простой зрительно-моторной реакции значение коэффициента вариации составляло 21,9 %, а после усложнения задания, т.е. при выполнении сложной зрительно-моторной реакции, коэффициент вариации увеличивался до 28,6%., что было на 30 % больше.
Принципиально такой же характер носили измерения со стороны второго параметра, характеризующего стабильность выполнения психомоторной реакции - дисперсия выборки. Действительно, из табл. 3.3 видно, что при выполнении сложной зрительно-моторной реакции дисперсия выборки была несравненно выше, чем при выполнении простой зрительно-моторной реакции. Такое заключение подтверждается дисперсионным анализом с использованием двухвыборочного F-теста для дисперсий ^<0,01).
Таким образом, сравнительный анализ параметров простой и сложной зрительно-моторной реакций у студенток-первокурсниц в период «Перед зимними каникулами» выявил два важных факта: а) время выполнения СЗМР было существенно выше (на 175 ± 7,4 мс, или +81 %) и б) осуществление сложной зрительно-моторной реакции выполнялось с высокой вариабельностью (низкой стабильностью). Представляет интерес проведение сравнительного анализа значений параметров исследуемых сенсомоторных реакций у студенток-первокурсниц, проведенный после зимнего отдыха (каникул). Цифровой материал представлен в таб. 4.
Таблица 4
Сравнительная характеристика времени простой и сложной зрительно-моторных реакций у студенток-первокурсниц в период «После зимних каникул»
Статистический показатель Тип зрительно-моторной реакции Разница: «время СЗМР - время ПЗМР»
Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), мс Время сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР), мс
Среднее и ошибка средней 186 ± 1,7 327 ± 5,4 +141 ± 5,7 (+76 %) P < 0,01
Стандартное отклонение 38,5 85 -
Дисперсия выборки 1484 7225 P < 0,001
Коэффициент вариации, 20,7 % 26,0 % -25,6 %
Число замеров 500 250 -
Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий
Обращают на себя внимание следующие основные моменты. Во-первых, как и в случае «Перед зимними каникулами», время сложной зрительно-моторной реакции было несравненно выше, что в процентном выражении, по данным табл. 3.4, составило +76 % ^<0,01). Во-вторых, сенсомоторная реакция,
осуществляемая по типу выбора, т.е. сложная зрительно-моторная реакция, характеризовалась высокой степенью вариабельности. Так, из табл. 4 видно, что коэффициент вариации для СЗМР был на 25,6 % больше, чем при простой зрительно-моторной реакции. Такой вывод подтверждается более точным анализом, проведенным с помощью вычисления коэффициента при использовании двухвыборочного F-теста для дисперсий. Степень статистической значимости различий в величинах дисперсии для исследуемых вариационных рядов (табл. 4) была ниже 0,1 % ^<0,01).
Таким образом, в период «После зимних каникул», так же как и в случае «Перед зимними каникулами», время выполнения сложной зрительно-моторной реакции, требующей вовлечения более сложных нейрональных структур [3, 18] зрительного анализатора, было значительно больше (76 %), а собственно сложная зрительно-моторная реакция выполнялась с меньшей стабильностью.
На заключительном этапе анализа результатов исследований была проведена оценка рекреационной эффективности зимних каникул в отношении взаимосвязи между простой и сложной зрительно-моторной реакциями. С этой целью была составлена табл. 5 и построен график на рисунке 1.
Таблица 5
Сравнительный анализ рекреационной эффективности зимних каникул на время выполнения простой и сложной зрительно-моторной реакций
Показатель Период исследования Разница: «После - Перед» зимними каникулами
Перед зимними каникулами После зимних каникул
Простая зрительно-моторная реакция, ПЗМР, мс 217 ± 2,1 186 ± 1,7 -31 ± 2,7 (-14,3 %) P < 0,01
Сложная зрительно- -65 ± 8,9
моторная реакция, 392 ± 7,1 327 ± 5,4 (-16,6 %)
СЗМР, мс P < 0,01
Как видно из представленных данных, различие в показателях времени простой зрительно-моторной реакции в период «Перед» и «После» зимних каникул составило 31 ±2,7 мс, или 14,3 % ^<0,01).
После каникул различие между этими же показателями достигли уже значения 65±8,9 мс, или 16,6 % ^<0,01). Как видно, укорочение времени сложной зрительно-моторной реакции было в 2,1 раза более выражено в сравнении с простой сенсомоторной реакцией. Психофизиологический смысл такого феномена заключается в том, что в результате зимнего отдыха возросла скорость обеих сенсомоторных реакций; при этом, в большей степени это относится к сложной зрительно-моторной реакции.
Данный факт, с нашей точки зрения, имеет важное значение, поскольку восстановление сложной зрительно-моторной реакции в силу более высокой ее нейрональной организации [3] убедительно свидетельствует в пользу вывода о высокой рекреационной эффективности зимних каникул в отношении психомоторных реакций студентов-первокурсников.
Принципиально аналогичный результат был получен и при сравнительном анализе величины дисперсий выборок для простой и сложной зрительно-моторной реакций в периоды «Перед» и «После» зимних каникул. В результате проведенного дисперсионного анализа с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий выяснилось, что в результате зимнего отдыха улучшилась стабильность выполнения всех типов исследованных психомоторных реакций.
Так, по данным табл. 6 видно, что во-первых, в результате зимнего отдыха уменьшилась дисперсия для всех типов исследованных реакций, и, во-вторых, рекреационная эффективность зимнего отдыха в большей степени проявлялась в отношении более сложной психомоторной реакции, в частности сложной зрительно-моторной реакции.
Рис. 1. К оценке рекреационной эффективности зимних каникул у студенток-первокурсниц (на основании сравнительной оценки времен]! простой п сложно зрительно-моторной
реакций).
Таблица 6
Сравнительный анализ рекреационной эффективности зимних каникул на стабильность простой и сложной зрительно-моторной реакций
Показатель Величина дисперсии выборки Разница: «После - Перед» зимними каникулами
Перед зимними каникулами После зимних каникул
Простая зрительно-моторная реакция, ПЗМР, мс (ПЗМР) 2277 1484 P < 0,01
Сложная зрительно-моторная реакция, СЗМР, мс (СЗМР) 12584 7225 P < 0,01
Разница: «ПЗМР - СЗМР» P < 0,01 P < 0,01 -
Таким образом, в целом, результаты проведенных исследований позволяют говорить о высокой рекреационной эффективности зимних каникул у студенток-первокурсниц в отношении одного из важных анализаторов центральной нервной системы - зрительного анализатора.
Выводы. Анализ параметров простой зрительно-моторной реакции у девушек-первокурсниц свидетельствует, что после зимнего отдыха качественно улучшается функциональное состояние зрительного анализатора, что проявлялось, во-первых, в укорочении времени простой зрительно-моторной реакции (14,3 %), и, во-вторых, в улучшении стабильности ее выполнения. Исследование параметров сложной зрительно-моторной реакции показали, что после зимних каникул у студенток-первокурсниц существенно уменьшается время выполнения сложной зрительно-моторной реакции (16,6 %) на фоне выраженного улучшения точности ее выполнения. Сравнительный анализ параметров простой и сложной зрительно-моторной реакций у студенток-первокурсниц в период «Перед зимними каникулами» выявил два важных факта: а) время выполнения сложной зрительно-моторной реакции было существенно выше (на 175 ± 7,4 мс, или +81 %) и б) осуществление сложной зрительно-моторной реакции выполнялось с высокой вариабельностью (т.е. низкой стабильностью). Выявлено, что в период «После зимних каникул» время выполнения сложной зрительно-моторной реакции, требующей вовлечения более сложных нейрональных структур зрительного анализатора, было значительно больше (76 %), а собственно сложная зрительно-моторная реакция выполнялась с меньшей стабильностью. Следовательно, в результате зимнего отдыха возросла скорость обеих сенсомоторных реакций; при этом, в большей степени это относится к сложной зрительно-моторной реакции. Установленный факт имеет важное значение, поскольку восстановление сложной зрительно-моторной реакции в силу более высокой ее нейрональной организации убедительно свидетельствует в пользу вывода о высокой рекреационной эффективности зимних каникул в отношении психомоторных реакций студентов-первокурсников.
Литература:
1. Алтынова Н.В. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе / Н.В. Алтынова, А.В. Панихина, Н.И. Анисимов, А.А. Шуканов // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
2. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.
3. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин // Избр. тр. АН СССР, Отд-ние физиологии. - М. : Наука, 1979. - 454 с.
4. Бура Л.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Л.В. Бура, О.А. Похвалитова, А.С. Чабанюк // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 209.
5. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А.Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. -С. 37-48.
6. Глузман А.В. Инновации в образовании / А.В. Глузман // Гуманитарные науки. 2016. - № 3 (35). -С. 8-10.
7. Ефимова В.Н. Оценка адаптационных возможностей организма в системе педагогического сопровождения студентов младших курсов / В.Н. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П.Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. - С. 110-119.
8. Ендриховский С.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, А.М. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсор. системы. - 1996. - Т. 10, № 2. - С. 13.
9. Иванченко С.Р. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях / С.Р. Иванченко, С.Б. Малых // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. -С. 80-86.
10. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер. 2005. - 412 с.
11. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. - СПб., 2010. - 362 с.
12. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека / И.И. Коробейникова // Психолог. журн. - 2000. - Т. 21, № 3. -С. 132-136.
13. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, О.В. Булатова // Вестник КемГУ. - 2011.
- № 1. - С. 141-147.
14. Литовченко О.Г. Психофизиологическая характеристика работоспособности учащихся / О.Г. Литовченко // VI Знаменские чтения: материалы науч. - практ. конф. - Курск: СурГПУ, 2007. - С. 45.
15. Осадчая Е.А. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу / Е.А. Осадчая, Р.Ф. Петрова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2009. - № 4. -С. 40-49.
16. Соболев В.И. Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (38). -С. 42-49.
17. Соболев В.И. Характеристика степени нервно-психического напряжения студентов-первокурсников в начальный период обучения / В.И. Соболев // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 2 (20). -С. 836-839.
18. Соболев В.И. Характеристика зрительной сенсомоторной реакции у студентов 1-го курса в начальный период обучения / В.И. Соболев // Векторы развития современной науки: материалы IV Международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 января 2017 г.) / отв. ред. О.Б. Нигматуллин.
- Уфа: РИО ИЦИПТ, 2017. - С. 47-49.
19. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С. В.Шутова, И. В.Муравьева// Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.
20. Чикина Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников / Т. Чикина // Высшее образование в России. - 2007. - № 12. - С. 137-140.
Педагогика
УДК: 378.1
аспирант Суходолова Евгения Михайловна
Гжельский государственный университет (п. Электроизолятор)
ПРИМЕНЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ UNIVERSYS ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГГУ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения корпоративной информационной системы Universys по формированию культуры межличностного общения студентов, специфика организации и экспериментальные результаты этой работы.
Ключевые слова: культура, межличностное общение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, форум.
Annotation. The article touches upon the questions of the using the corporate information system Universys and forming a culture of interpersonal communication among students, the specifics of the organization and the experimental results of this work.
Keywords: culture, interpersonal communication, e-learning, distance educational technologies, forum.
Введение. Реформирование системы образования неразрывно связано с внедрением информационных, информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс на каждом этапе обучения. Имеется в виду, что современная система образования развивается в условиях непрерывного роста потока информации, тесной взаимосвязи различных культур и необходимости человека обладать умением оперировать большим количеством данных из различных сфер жизнедеятельности.