Научная статья на тему 'Восстановление психофункционального состояния слухового анализатора студентов-первокурсников как результат рекреационного эффекта зимних каникул'

Восстановление психофункционального состояния слухового анализатора студентов-первокурсников как результат рекреационного эффекта зимних каникул Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА / СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ КАНИКУЛ / SENSORY SYSTEM / AUDITORY ANALYZER / ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS / RECREATIONAL EFFECTIVENESS OF A STUDENT''S VACATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболев Валерий Иванович, Труш Вера Владимировна

В работе исследовалась рекреационная эффективность зимних каникул в отношении психофункционального состояния девушек-первокурсниц. Установлено, что после зимних каникул качественно улучшается функциональное состояние слухового анализатора, что проявлялось в укорочении времени простой аудиомоторной реакции, улучшении стабильности ее выполнения и росте помехоустойчивости. Делается общее заключение о высокой рекреационной эффективности зимних академических каникул в отношении психофункционального состояния слухового анализатора у девушек-первокурсниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соболев Валерий Иванович, Труш Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOVERY OF THE PSYCHOFUNCTIONAL STATE OF THE HEARING ANALYZER OF FIRST-YEAR STUDENTS AS A RESULT OF THE RECREATIONAL EFFECT OF WINTER HOLIDAYS

In the work, the recreational effectiveness of winter vacations on the psychofunctional state of the auditory analyzer in girls-first-year students was investigated. It is established that after the winter holidays the functional state of the auditory analyzer qualitatively improves, which was manifested in shortening the time of a simple audio motor reaction, improving the stability of its performance and increasing the noise immunity. A general conclusion is made about the high recreational effectiveness of winter academic vacations in relation to the functional state of the auditory analyzer in first-year students.

Текст научной работы на тему «Восстановление психофункционального состояния слухового анализатора студентов-первокурсников как результат рекреационного эффекта зимних каникул»

которые обеспечивают ощущение защищенности. При этом представления о женщине, о роли жены являются у них более зрелыми.

В представлениях девушек, воспитанных в полной семье, образ родителей отражает личностные качества реальных родителей; представления о женщине и жене включают привлекательные для них черты своих матерей, а также черты привлекательные для них лично. Представления о мужчине в целом, особенно о муже, фактически тождественны личностным чертам их отца.

Таким образом, сравнительный анализ убедительно показал, что образ родителей в сознании девушек представлен набором неслучайных ассоциативных связей, отражает качества их реальных отца и матери, особенности детско-родительских отношений и влияет на гендерные представления и ожидания девушек, а также паттерны их поведения.

Литература:

1. Аргентова Л. В. Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Лариса Валерьевна Аргентова. - [Место защиты: Том. гос. ун-т]. - Томск, 2007. - 165 с.

2. Балалуева И. Трансформация самоидентичности героини современных российских СМИ. Взгляд журналистов, героев, экспертов / И. Балалуева // Гендер и СМИ-2012. Ежегодник. - М.: Факультет журналистики МГУ. - С. 177-200.

3. Белопольская Н. Л. Полоролевая идентификация: методические исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. - М.: Когнито-Центр, 2001. - 24 с.

4. Бурмистрова Е. А. Современная семья: психология отношений / Е. А. Бурмистрова, М. Ю. Бурмистров. - М.: Дарь, 2018. - 544 с.

5. Дахно В.М. Идентификация с семейными ролями у юношей и девушек из неполных семей / В.М. Дахно // Человек. Сообщество. Управление. - 2017. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/identifikatsiya-s-semeynymi-rolyami-u-yunoshey-i-devushek-iz-nepolnyh-semey (дата обращения: 12.08.2018).

6. Зуев К. Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К. Б. Зуев // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2009. - №324. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-iz-nepolnyh-semey (дата обращения: 12.08.2018).

7. Калина О.Г. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 1. - С. 87-100.

8. Лущенко Э.М. Проблемы и противоречия института родительства в российском обществе / Э.М. Лущенко // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2016. - №3 (224). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-i-protivorechiya-instituta-roditelstva-v-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 12.08.2018).

9. Овсяникова Е. А. Образ семьи в раннем юношеском возрасте как фактор формирования психологической готовности к семье и браку / Е. А. Овсяникова, Е. И. Зиборова // Вестник гуу. - 2014. - № 9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-semi-v-rannem-yunosheskom-vozraste-kak-faktor-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-k-semie-i-braku (дата обращения: 12.08.2018).

10. Размахнина Д. Ю. Влияние состава семьи на развитие представлений о гендерных ролях в подростковом возрасте / Д. Ю. Размахнина // Психология субъективной семантики: Истоки и развитие / Под ред. И. Б. Ханиной, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - С. 189-205.

11. Серкин В. П. Методы психосемантики: Учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Серкин. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с.

12. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / Л. Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 732 с.

13. Шмелев А. Г. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт / А. Г. Шмелев, В. И. Похилько, А. Ю. Козловская-Тельнова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 208 с.

14. Янак А.Л. Трансформация родительства и отцовства в обществе постмодерна / А.Л. Янак // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2018. -№1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-roditelstva-i-ottsovstva-v-obschestve-postmoderna (дата обращения: 12.08.2018).

15. Lipasova A. Fatherhood models in the middle class of contemporary Russia / A. Lipasova // Социологическое обозрение. - 2016. - №4. - Режим доступа: https: // cyberleninka.ru/article/n/fatherhood-models-in-the-middle-class-of-contemporary-russia (дата обращения: 12.08.2018).

Психология

УДК:159.93

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат медицинских наук, доцент Труш Вера Владимировна Донецкий национальный университет (г. Донецк)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕКРЕАЦИОННОГО ЭФФЕКТА ЗИМНИХ

КАНИКУЛ

Аннотация. В работе исследовалась рекреационная эффективность зимних каникул в отношении психофункционального состояния девушек-первокурсниц. Установлено, что после зимних каникул качественно улучшается функциональное состояние слухового анализатора, что проявлялось в укорочении времени простой аудиомоторной реакции, улучшении стабильности ее выполнения и росте помехоустойчивости. Делается общее заключение о высокой рекреационной эффективности зимних

академических каникул в отношении психофункционального состояния слухового анализатора у девушек-первокурсниц.

Ключевые слова: сенсорная система, слуховой анализатор, адаптация к учебному процессу, рекреационная эффективность студенческих каникул.

Annotation. In the work, the recreational effectiveness of winter vacations on the psychofunctional state of the auditory analyzer in girls-first-year students was investigated. It is established that after the winter holidays the functional state of the auditory analyzer qualitatively improves, which was manifested in shortening the time of a simple audio motor reaction, improving the stability of its performance and increasing the noise immunity. A general conclusion is made about the high recreational effectiveness of winter academic vacations in relation to the functional state of the auditory analyzer in first-year students.

Keywords: sensory system, auditory analyzer, adaptation to educational process, recreational effectiveness of a student's vacation.

Введение. Изучению особенностей адаптации студентов к процессу обучения в Высшей школе посвящена обширная литература [1, 2, 3, 4, 6], что вызвано, с одной стороны, актуальностью проблемы адаптации в возрастной физиологии, психологии и педагогике, а с другой стороны, практикой внедрения новых педагогических технологий, что требует их психофизиологической оценки. Возрастные особенности организма студентов-первокурсников обуславливают снижение их функциональных возможностей и особую чувствительность к влиянию неблагоприятных факторов среды, тогда как учебные нагрузки и воздействие социально-психологических факторов становятся более интенсивными именно в начальный период обучения в ВУЗе [2, 3, 4, 5, 7]. В формировании состояния адаптированности студентов-первокурсников к новому университетскому стилю образования участвует сложная многоуровневая функциональная система, представленная преимущественно психологическими, психофизиологическими и физиологическими механизмами [7, 10, 12, 13, 18]. Одним из важных подходов, направленных на ослабление негативных последствий переходного периода обучения, является разработка и внедрение научно-обоснованных приемов и методик организация труда и отдыха студентов, эффективной формой которой являются межсессионные каникулы [16]. Однако вопрос об их эффективности и характере влияния на основные показатели психоэмоционального, психофизиологического, физиологического и физического статуса, проработан недостаточно. Среди многочисленных подходов психофизиологического характера, которые могут быть использованы для оценки рекреационной эффективности межсессионных каникул, важное место отводится методам психометрии, в частности методам измерения параметров сенсомоторных реакций [8, 9, 11, 14, 15, 17]. В большой степени это связано с высокой информативностью и базовыми принципами построения такого рода реакций, реализация которых требует достаточно высокого уровня нейронной организации с подключением фундаментальных блоков функциональных систем организма. Подобные методы достаточно объективно позволяют оценить общее функциональное состояние центральной нервной системы, в частности ее активность, выступающей основой для эффективного процесса научения [9, 10, 19, 20].

Целью работы явилось на основе измерения параметров аудиомоторной реакции оценить степень рекреационной эффективности зимних каникул на функциональное состояние сенсорной системы студентов-первокурсников.

Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих экспериментальных задач:

а) измерить время выполнения простой аудиомоторной реакции и определить параметры ее стабильности у студенток-первокурсниц в периоды «Перед» и «После» зимних каникул;

б) выявить характер влияния зимних каникул на параметры простой аудиомоторной реакции у девушек-первокурсниц, выполняемой в условиях воздействия шумовой помехи (белого шума).

Результаты исследования и сделанные выводы, как предполагалось, могут быть использованы для разработки психолого-педагогически обоснованных средств и методов коррекции адаптационных возможностей студентов в начальный период обучения в ВУЗе.

Изложение основного материала статьи. Характеристика контингента и методов исследования. Исследования проведены на базе Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" в г. Ялте с участием 12 девушек-первокурсниц со средним возрастом 18±0,1 года. Все испытуемые, принимавшие участие в исследованиях, были отнесены к категории здоровых лиц.

В ходе проведения исследований у испытуемых определяли время простой аудиомоторной реакции (simple reaction time - sRT) на предъявление «чистого» и «зашумленного» звукового стимула частотой 1000 Гц в периоды «Перед» и «После» зимних академических каникул. Длительность звукового стимула составляла 30 мс. Время аудиомоторной реакции численно соответствовал времени от момента предъявления звукового раздражителя до начала проявления моторной реакции.

Для изучения параметров простой аудиомоторной реакции (АМР) использовался АМР-хронорефлексометр, состоящий из генератора гармонических сигналов, генератора «белого шума», дистанционного пульта с кнопкой «СТОП», парных головных телефонов с плотными наушниками и электронного кварцевого секундомера с точностью измерения 0,5 мс/дел.

В ходе исследований время простой аудиомоторной реакции измерялась при двух условиях: а) после предъявлении звукового раздражителя интенсивностью 60 дБ при частоте 1000 Гц («чистый» звук); б) после предъявлении звукового сигнала интенсивностью 60 дБ при частоте 1000 Гц на фоне маскировки «белым шумом» интенсивностью 30 дБ («зашумленный» звук - АМР+Шум). В ходе проведения исследования испытуемый в положении сидя после устного инструктажа и короткой тренировки правой рукой выполнял программу эксперимента по следующему алгоритму: 40 замеров времени простой аудиомоторной реакции (АМР - «чистый» звук) и 40 замеров времени аудиомоторной реакции на фоне предъявления «белого шума» (АМР+Шум).

Статистический анализ полученных данных. Цифровые данные обрабатывались с помощью общепринятых методов вариационной статистики. Использовались пакеты прикладных программ Excel и Statistica 7.0. Различия между двумя средними величинами (M) и их стандартными ошибками (m) определяли с помощью двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями при заданном уровне значимости p<0,05, а между двумя множествами - с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий. Для характеристики

степени стабильности выполнения сенсомоторной реакции использовали величину дисперсии и коэффициенты вариации оу. Сравнение анализируемых показателей и статистическая оценка различий во всех случаях проводились на основании проверки нулевой и альтернативной гипотез.

Результаты исследований. На первом этапе анализа результатов исследования представляют интерес данные, полученные при измерении параметров аудиомоторной реакции у студенток-первокурсниц на звуковой раздражитель, предъявляемый как в «чистом виде», так и на фоне действия белого шума. Как следует из табл. 1, значение показателя sRT при предъявлении «чистого» звукового стимула составило 161±3 мс, а при комбинированном воздействии «зашумленного» сигнала соответственно 209±2,2 мс, что было на 29,8 % больше (р<0,01).

Хорошо известно. что реализация психомоторных реакций может осуществляться с разной стабильностью. В нашем случае для ее оценки использовалась величина дисперсии выборки. По данным табл. 1 следует, что в вариационном ряду значений времени выполнения аудиомоторной реакции на «чистый» звук величина дисперсии, по данным двухвыборочного F-теста для дисперсий, была существенно ниже (р<0,01), чем при реакции на «зашумленный» звуковой сигнал (АМР+Шум).

Вторым показателем степени стабильности выполнения психомоторной реакции выступает коэффициент вариации. По данным табл. 1 видно. что аудиомоторная реакция, выполняемая на фоне воздействия на испытуемого «белого шума» (АМР+Шум) осуществлялась с меньшей вариабельностью.

На следующем этапе анализа результатов экспериментов представляют интерес данные, полученные при измерении времени выполнения простой аудиомоторной реакции в период «После» зимних каникул. Цифровой материал приведен в табл. 2. Как следует и данных таблицы, время выполнения простой АМР на «чистый» звук у девушек-первокурсниц составило 150±0,9 мс, а при комбинированном воздействии «чистого» и «зашумленного» звукового раздражителя (АМР+Шум) соответственно 179±1,7 мс, или на 19,3 % быстрее (р<0,01). Вариабельность значений sRT в первом случае («чистый» звук) была существенно ниже, о чем свидетельствует величина дисперсии и коэффициенты вариации.

Таблица 1

Время простой аудиомоторной реакции девушек-первокурсниц при предъявлении «чистого» и «зашумленного» звукового раздражителя в период перед зимними каникулами

Статистический параметр Характер звукового раздражителя Разница: (АМР+Шум) (АМР), мс

Аудиомоторная реакция на чистый звук, АМР, (мс) Аудиомоторная реакция на фоне шума (АМР+Шум), мс

Среднее и ошибка средней 161 ± 1,3 209 ± 2,2 -48 ± 2,6 (-29,8 %) Р < 0,01

Стандартная ошибка 28,7 47,3 -

Дисперсия выборки 827 2238 Р < 0,01

Коэффициент вариации, 17,8 % 22,6 % -4,8 %

Число замеров 480 480 -

Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий

Таким образом, анализ параметров простой аудиомоторной реакции у девушек-первокурсниц однозначно свидетельствует, что искусственное «зашумление» тестового звукового стимула с помощью так называемого «белого шума» существенно удлиняет период аудиомоторной реакции как в период «Перед», так и «После» зимнего академического отпуска (каникул). При этом стабильность исследуемой сенсомоторной реакции под воздействием шумовой помехи во всех случаях снижалась, что может быть связано с эффектом ослабления сенсорного внимания.

Таблица 2

Время простой аудиомоторной реакции девушек-первокурсниц при предъявлении «чистого» и «зашумленного» звукового раздражителя в период после зимних каникул

Статистический параметр Характер звукового раздражителя Разница: (АМР+Шум) (АМР), мс

Аудиомоторная реакция на чистый звук, АМР, (мс) Аудиомоторная реакция на фоне шума (АМР+Шум), мс

Среднее и ошибка средней 150 ± 0,9 179 ± 1,4 -29 ± 1,7 (-19,3 %) Р < 0,01

Стандартная ошибка 21,4 31,9 -

Дисперсия выборки 458 1019 Р < 0,01

Коэффициент вариации, ^ 14,2 % 17,9 % -3,8 %

Число замеров 480 480 -

Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий

После определения значений исследуемых параметров сенсомоторной реакции в периоды «Перед» и «После» зимних каникул представлялось важным проведение сравнительного анализа их рекреационной эффективности.

Результаты сравнительного анализа в отношении выполнения аудиомоторной реакции на «чистый» и «зашумленный» звуковой стимул представлены в таблицах 3 и 4. Обращают на себя внимание следующие основные моменты. Во-первых, время выполнения простой аудиомоторной реакции на «чистый» звук после зимнего отдыха уменьшилось. Так, если в период «Перед» каникулами показатель sRT составлял 1б1±1,3 мс, то после он уменьшался на 6,2 % до уровня 150±0,9 мс. Важно, что одновременно улучшалась стабильность выполнения аудиомоторной реакции, о чем свидетельствует статистически достоверно уменьшение величины дисперсии (р<0,01) при более низком коэффициенте вариации.

Таблица 3

Сравнительная характеристика времени простой аудиомоторной реакции девушек-первокурсниц при предъявлении «чистого» звукового раздражителя в периоды «Перед» и «После» зимних каникул

Статистический параметр Период исследования Разница:

Перед зимними После зимних каникул «После - Перед»

каникулами зимними каникулами

Среднее и ошибка средней 161 ± 1,3 150 ± 0,9 -10 ± 1,6 (-6,2 %) Р < 0,01

Стандартная ошибка 28,7 21,4 -

Дисперсия выборки 827 458 Р < 0,01

Коэффициент вариации, ^ 17,8 % 14,2 % -3,6 %

Число замеров 480 480 -

Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий

Приведенные данные однозначно свидетельствуют, что зимний отдых улучшал функциональное состояние слухового анализатора. Поскольку скорость аудиомоторной реакции отражает степень активности центральной нервной системы [8, 9, 14, 15], то можно полагать, что рекреационный эффект зимних студенческих каникул оказывает положительное влияние на функциональное состояние центральных структур сенсорной системы. Такого рода положительная динамика создает предпосылки для улучшения всех этапов процесса обучения.

Во-вторых, зимний отдых студентов в рамках академических каникул оказал положительное влияние и на другой показатель функциональной активности слухового анализатора - способность к выполнению простой аудиомоторной реакции в условиях воздействия шумовой помехи. По данным табл. 4 видно, что перед зимними каникулами время выполнения сенсомоторной реакции у студентов-первокурсников составило 209±2,2 мс, а после каникул соответственно 179± 1,4 мс. Разница, следовательно, составила 30±2,6 мс или 14,4 % (р<0,01). Выполнение аудиомоторной реакции в условиях воздействия шумовой помехи требует привлечения дополнительных ресурсов внимания и должно обеспечиваться соответствующей его концентрацией и устойчивостью [9, 20].

Таблица 4

Сравнительная характеристика времени простой аудиомоторной реакции девушек-первокурсниц при предъявлении «зашумленного» звукового раздражителя в периоды «Перед» и «После» зимних

каникул

Статистический параметр Период исследования Разница:

Перед зимними После зимних каникул «После - Перед»

каникулами зимними каникулами

Среднее и ошибка средней 209 ± 2,2 179 ± 1,4 -30 ± 2,6 (-14,4 %) Р < 0,01

Стандартная ошибка 47,3 31,9 -

Дисперсия выборки 2238 1019 Р < 0,01

Коэффициент вариации, ^ 22,6 % 17,9 % -4,7 %

Число замеров 480 480 -

Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий

Одним из показателей, отражающих «качество» функции внимания, может выступить дисперсия выборки. Последняя связана с параметром стабильности психомоторной реакции и выражает вероятностно-статистический характер функционирования сенсорной системы [19]. По данным табл. 4 видно, что дисперсия в вариационном ряду, представляющего время выполнения аудиомоторной реакции в условиях воздействия шумовой помехи, после зимних каникул существенно уменьшилась (р<0,01). Данный факт может рассматриваться с точки зрения улучшения у студенток-первокурсниц после зимних каникул способности к дифференцировки полезного звукового сигнала от помехи (шума).

Выводы:

1. В исследованиях с участием девушек-первокурсниц установлено, что скорость простой аудиомоторной реакции (1000 Гц), выполняемой на фоне шумовой помехи (белый шум), существенно (48 %) снижается.

2. Анализ параметров простой аудиомоторной реакции свидетельствует, что после зимнего отдыха (академические зимние каникулы) качественно улучшается функциональное состояние слухового анализатора, что проявлялось в укорочении времени простой аудиомоторной реакции (10 %) и улучшении стабильности ее выполнения.

3. В результате зимних студенческих каникул улучшается помехоустойчивость слухового анализатора, что проявляется в укорочении времени простой аудиомоторной реакции, выполняемой в условиях воздействия на испытуемого шумовой помехи (белого шума).

4. Делается общее заключение о высокой рекреационной эффективности зимних академических каникул в отношении функционального состояния слухового анализатора у девушек-первокурсниц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д.В.Колесова. - М.: Педагогика, 1987. - 150 с.

2. Алтынова Н.В. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе / Н.В. Алтынова, А.В. Панихина, Н.И. Анисимов, А.А. Шуканов // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.

3. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

4. Бура Л.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Л.В. Бура, О.А. Похвалитова, А.С. Чабанюк // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 209.

5. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А.Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. -С. 37-48.

6. Глузман А.В. Инновации в образовании / А.В. Глузман // Гуманитарные науки. 2016. - № 3 (35). -С. 8-10.

7. Ефимова В.Н. Оценка адаптационных возможностей организма в системе педагогического сопровождения студентов младших курсов / В.Н. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П.Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. - С. 110-119.

8. Ендриховский С.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, А.М. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсорные системы. - 1996. - Т. 10, № 2.- С. 13.

9. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер. 2005. - 412 с.

10. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. - СПб., 2010. - 362 с.

11. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека / И.И. Коробейникова // Психолог. журн. - 2000. - Т. 21, № 3. -С. 132-136.

12. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, О.В. Булатова // Вестник КемГУ. - 2011. - № 1. - С. 141-147.

13. Осадчая Е.А. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу / Е.А. Осадчая, Р.Ф. Петрова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2009. - № 4. -С. 40-49.

14. Соболев В.И. Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (38). -С. 42-49.

15. Соболев В.И. Психофизиологическая оценка активности центральной нервной системы студентов в начальный период обучения в ВУЗе / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 222-228.

16. Соболев В.И. Оценка рекреационной эффективности зимних каникул на психофизиологическое состояние студентов-первокурсников / В.И. Соболев, В.В. Труш, Н.Ф. Костин // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 358-364.

17. Соболев В.И. Характеристика зрительной сенсомоторной реакции у студентов 1-го курса в начальный период обучения / В.И. Соболев // Векторы развития современной науки: материалы IV Международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 января 2017 г.)

18. Чикина Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников / Т. Чикина // Высшее образование в России. - 2007. - № 12. - С. 137-140.

19. Heathcote A. Linear deterministic accumulator models of simple choice / A. Heathcote, Jonathon Love // Front. Psychol. - 2012. - 23 August. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2012.00292

20. Woods David L. Factors influencing the latency of simple reaction time / David L. Woods John M. Wyma, E. William Yund et al. // Front. Hum. Neurosci. - 2015. - Vol. 9, 26 March, Article 131. - P. 1-12.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Урусова Асият Муссаевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимосвязи профессионального и личностного саморазвития студента-психолога, которые приводят его к успешной творческой самореализации.

Проведен теоретический анализ научных трудов ученых по исследованию роли эффективной профессионализации личности в русле личностных и профессионально-важных качеств, способностей и интересов, проблем жизненного пути и самоопределения, развития профессионального самосознания в деле формирования личности.

Авторы убедительно обосновывают тот факт, что ведущими в процессе становления профессионала как субъекта деятельности являются объект профессиональной деятельности, личностные и профессионально-важные качества субъекта, функциональная структура деятельности. Профессионализации отводится огромная роль в расширении кругозора молодого человека, оказании ему помощи в общении со сверстниками, а также в развитии его профессиональной компетентности как вхождения в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта, овладения стандартами профессионального сообщества, активной самореализации и поступательного профессионального саморазвития.

Изучение особенностей профессионализации студентов-психологов как динамичного, трансформирующегося процесса, сопутствующего нам на протяжении всей карьеры и не ограничивающегося какими-либо периодами показывает, что здесь представлены не только проблемы оптимизации становления профессиональной компетентности как формообразования личности, но и индивидуально-личностные особенности, имеющие собственную образовательную траекторию и траектории личностного и профессионального роста.

Ключевые слова: профессионализация, психологическое сопровождение, коммуникативность, профессиональная компетентность, личностное саморазвитие.

Annotation. The article deals with the problems of interrelation between the professional and personal self-development of the student-psychologist, which lead him to successful creative self-realization.

The theoretical analysis of scientific works of scientists on the study of the role of effective professionalization of personality in the channel of personal and professionally important qualities, abilities and interests, problems of the life path and self-determination, the development of professional self-consciousness in the formation of the individual was carried out.

The authors convincingly substantiate the fact that leading in the process of becoming a professional as a subject of activity are the object of professional activity, personal and professionally important qualities of the subject, the functional structure of the activity. Professionalization is given a huge role in expanding the outlook of a young man, helping him in communicating with peers, and developing his professional competence as entering a professional environment, mastering professional experience, mastering the standards of the professional community, active self-realization and progressive professional self-development.

Studying the specifics of the professionalization of psychology students as a dynamic, transforming process that accompanies us throughout the career and is not limited to any periods shows that not only problems of optimizing the formation of professional competence as a form of personality are presented here, but also individual and personal characteristics that have their own educational trajectory and trajectories of personal and professional growth.

Keywords: professionalism, psychological support, communicative, professional competence, personal self-development.

Введение. Изучение процесса профессионализации личности как её саморазвития на всех этапах жизненного пути, в рамках которого происходит его становление, выявляет актуальные для современной психологии проблемы: способен ли человек как субъект труда быть субъектом своей жизни в мире профессий - свободным, целеустремленным, целостным, развивающимся? В каких эмпирических формах это обнаруживается? В каких направлениях развивается процесс активной самореализации и профессионализации личности? Профессионализм рассматривается нами как компетентность, которая означает умение отециалиста действовать, организовать и качественно выполнять профессиональную деятельность.

В современной отечественной психологии особенности профессионального развития личности исследуются в различных направлениях: в русле личностных и профессионально-важных качеств, способностей и интересов, проблем жизненного пути и самоопределения, развития профессионального самосознания.

Так, Л.М.Митина, сопоставляя личностное и профессиональное развитие педагога, выявляет взаимосвязи его профессионального и личностного саморазвития, которые приводят к успешной творческой самореализации. Она предлагает следующие стадии профессионализации зрелой личности: адаптацию, становление и стагнацию. Изучение профессионализации личности как последовательного роста профессиональной компетентности позволяет выделить три стадии ее модификации: самоопределение, самовыражение и самореализацию [2].

Акмеологическая концепция Э.Ф.Зеера [4] позволяет исследовать весь «жизненный путь» профессионала. Она содержит следующие стадии профессионализации:

1. Оптация - выбор профессии с учетом индивидуально-личностых и ситуативных особенностей.

2. Профессиональная подготовка - приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в процессе учебно-профессиональной деятельности.

3. Профессиональная адаптация - профессиональное самоопределение, формирование профессионально-важных качеств и наработка опыта.

4. Профессионализация - выработка индивидуального стиля деятельности, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение должностных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.