Научная статья на тему 'Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп'

Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / PSYCHOMOTOR REACTIONS / СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР / AURICULAR ANALYZER / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / SPECIAL MEDICAL GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соболев Валерий Иванович, Попов Максим Николаевич

В работе установлено, что дети специальной медицинской группы вне зависимости от диагностируемого заболевания характеризуются пониженной результативностью выполнения аудиомоторной реакции. Делается заключение о том, что результативность психомоторных реакций является эффективным информативным показателем состояния центральной нервной системы и может выступать прогностическим маркером степени ее функциональности у детей с ограниченными физическими возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соболев Валерий Иванович, Попов Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Psychomotor Reactions of Children of Primary School Age of Special Medical Groups

It was shown that children of special medical groups, regardless from the diagnosed diseases are characterized by low productivity of the audio motor reaction. It is concluded that effectiveness of the psychomotor reactions is effective informative indicator of the central nervous system state and can be a predictor of the degree of its functionality in children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп»

В. И. Соболев, М. Н. Попов

УДК 612.821

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

I аучно-технический прогресс в нарастающей прогрессии сопровождается накоплением объема информации, углублением и модернизацией первичных знаний во всех областях науки, техники, образования и культуры. Опасность информационной перегрузки учебного процесса инициировала поиск новых технологий преподавания, в том числе инновационных. Имеются и существенные достижения [5; 6; 13; 19]. Однако в стороне остается один из немаловажных вопросов о физических возможностях усвоения предлагаемого объема знаний субъектом обучения (школьником). К сожалению, современные методики преподавания различных дисциплин в школе и высших учебных заведениях слабо опираются на возможности, которые предлагают науки психофизиологического профиля для оценки трудоемкости, напряженности и эффективности умственного труда школьников [8; 9; 11; 15; 16; 19].

Нереальные для усвоения в отведенные сроки объемы учебной информации и безуспешные попытки ее освоения дисциплинированными учениками закономерно ведут к ряду серьезных нарушений со стороны психики, функций центральной нервной системы (ЦНС) и здоровья в целом. Особого внимания требует контингент учащихся с диагностированными заболеваниями либо инвалидностью [5; 10; 11; 19]. Как правило, такие учащиеся в рамках учебного заведения объединены в специальные медицинские группы, отличающиеся от основных групп лишь тем,

что на уроках физической культуры занимаются по отдельной программе. Одной из общих особенностей таких групп является высокая чувствительность ЦНС детей к действию стрессовых факторов любой природы, в том числе и факторов школьного риска [7; 10; 12; 20; 21]. В связи с этим возникает необходимость оценки степени функциональной активности центральной нервной системы с помощью одного или нескольких универсальных методов, пригодных к использованию вне зависимости от характера диагностированного заболевания.

Существует большое число адекватных, простых и эффективных методов психофизиологического анализа, использующихся при оценке функционального состояния ЦНС. Одним из таких объективных методов является метод оценки результативности выполнения сенсомоторных реакций [1; 7; 9; 11; 16; 21]. Данный показатель отражает способность анализатора к выполнению сложных функций, реализующихся на разных уровнях организации ЦНС - от рецепторной структуры восприятия сенсорного стимула и его анализа до принятия решения и реализации моторного ответа. В связи со сложной временной и пространственной организацией результативность сенсомоторных реакций является важным критерием интегрального, базового состояния ЦНС ребенка и выступает, в числе прочих, важным предиктором развития ее дисфункции.

Цель настоящей работы - проведение сравнительной характеристики количественных показателей основных параметров аудио-моторной реакции у школьников младших классов основной и специальной медицинской группы.

В ходе исследований предполагалось решение следующих задач:

- измерить латентный период простой аудиомоторной реакции на «чистый» звук;

- измерить латентный период простой аудиомоторной реакции в условиях воздействия звукового раздражителя, предъявляемого на фоне действия так называемого «белого шума» («зашумленный» звуковой сигнал);

20/7/2

- на основании сравнительного анализа количественных показателей исследуемой сенсомоторной реакции выявить прогностическое значение ее параметров для оценки функционального состояния ЦНС у детей специальных медицинских групп.

Исследования проводились на базе МБОУ «Краснополянская средняя школа». Для решения поставленных задач было обследовано 20 девочек 4-го и 5-го классов возрастом от 9 до 11 лет, а также 10 школьниц такого же возраста специальной медицинской группы. Основанием для выделения специальной медицинской группы были заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом (4 детей), вегето-сосудистой дистонией (5 школьниц) и анемией (1 ребенок).

У детей обеих групп (основная и специальная) определяли латентный период простой аудиомоторной реакции на «чистый» и «зашумленный» звуковой сигнал частотой 1000 Гц. Латентный период (премоторный период) численно соответствовал времени от момента предъявления звукового раздражителя до начала проявления моторной реакции.

Для изучения параметров простой аудио-моторной реакции (АМР) использовался АМР-хронорефлексометр, состоящий из функционального генератора гармонических сигналов (1СЬ8038), генератора «белого шума», дистанционного пульта с кнопкой «СТОП», парных головных телефонов с плотными мягкими синтетическими наушниками и электронного кварцевого секундомера с точностью измерения 0,25 мс/дел.

В ходе исследований латентный период простой аудиомоторной реакции измерялась при двух условиях: а) после предъявлении звукового раздражителя интенсивностью 60 дБ при частоте 1000 Гц («чистый» звук); б) после предъявлении звукового сигнала интенсивностью 60 дБ при частоте 1000 Гц на фоне маскировки «белым шумом» интенсивностью 30 дБ («зашумленный» звук - АМР+Шум).

Порядок проведения опыта был следующим. Испытуемый утром в положении сидя после устного инструктажа и короткой тре-

нировки правой рукой выполнял в течение не более 20 мин. программу эксперимента по следующему алгоритму: 50 замеров латентного периода простой аудиомоторной реакции (АМР - «чистый» звук) и 50 замеров времени аудиомоторной реакции на фоне «белого шума» (АМР+Шум). Первоначально исследование проводилось на левом ухе, а затем на правом. Значение времени реакции выражалась в мс.

Цифровые данные обрабатывались с помощью стандартных методов вариационной статистики. Различия между двумя исследуемыми средними величинами (M) и их стандартными ошибками (m) определялись с помощью t-критерия Стьюдента при заданном уровне значимости p<0,05, а между двумя множествами - с помощью «двухвыборочного F-теста для дисперсий» и однофакторного дисперсионного анализа. Для оценки степени вариабельности АМР использовался параметр дисперсии выборки и коэффициент вариации. В общем случае сравнение анализируемых показателей и статистическая оценка различий проводились на основании проверки нулевой и альтернативной гипотез.

На первом этапе анализа результатов исследования представляют интерес данные, полученные при измерении параметров аудио-моторной реакции школьниц основных групп на простой раздражитель, предъявляемый как в «чистом виде», так и на фоне воздействия белого шума. Как следует из табл. 1, латентный период аудиомоторной реакции на простой и комбинированный раздражители у девочек исследованных основных групп составили соответственно 223±1,9 и 260±1,8 мс. Следовательно, на фоне шума время выполнения аудиомоторной реакции (левое ухо) увеличилось на 37±2,6 мс, или на 17 % (p<0,05).

Важной характеристикой любого вариационного ряда является показатель дисперсии. По отношению к исследуемым параметрам АМР названный показатель отражает степень однородности вариационного ряда или, другими словами, стабильность реакции на предъявляемый звуковой раздражитель. По данным табл. 1 следует, что статистически до-

Таблица 1 Время (латентный период) аудиомоторной реакции (мс) у девочек основной группы (левое ухо)

Статистический показатель Характер звукового раздражителя Разница: (АМР+Шум) - (АМР), мс

Аудиомоторная реакция на чистый звук, АМР, (мс) Аудиомоторная реакция на фоне шума (АМР+Шум), мс

Среднее и стандартная ошибка 223±1,9 260±1,8 +37±2,6* (+17 %)*

Стандартное отклонение 43 42 -

Дисперсия выборки 1839 1787 р > 0,05

Число измерений 500 500 -

Примечание: * (р<0,05).

различия статистически достоверны

стоверных различии между дисперсиями в двух исследованных вариационных рядах (АМР и АМР+Шум) не обнаружено (двухвы-борочный Б-тест для дисперсии).

В дальнейшем аналогичный анализ был выполнен в отношении результатов исследования аудиомоторной реакции для правого уха (табл. 2). Видно, что время реакции на предъявление «чистого» звука у школьниц составляло 228±2 мс и статистически достоверно не отличалось от значений, зарегистрированных для левого уха. Значение исследуемого показателя АМР на зашумленный звуковой сигнал (АМР+Шум) в среднем составило 262±2,1 мс и было, следовательно, на 15 % больше (р < 0,05), чем время реакции на «чистый» звук.

При использовании дисперсионного анализа выяснилось, что различия между двумя исследуемыми независимыми выборками (АМР и АМР+Шум) отсутствовали.

Приведенные результаты позволяет предполагать, что у детей основной группы на

Таблица 2 Время (латентный период) аудиомоторной реакции (мс) у девочек основной группы (правое ухо)

Характер

звукового 2

Статистический показатель раздражителя

Аудиомоторная реакция на чистый звук, АМР (мс) Аудиомоторная реакция на фоне шума (АМР+Шум), мс Разница: (АМР+Шум) - (АМР

Среднее и стандартная ошибка 228±2,0 262±1,9 +34±2,8* (+15 %)*

Стандартное отклонение 45 42 -

Дисперсия выборки 1995 1808 р > 0,05

Число измерений 500 500 -

Примечание: * (р<0,05).

различия статистически достоверны

фоне действия шума процесс принятия решения в звуковом анализаторе центральной нервной системы затрудняется (тормозится на 34-37 мс), что и выражается в удлинении латентного периода простой аудиомоторной реакции. Однако воздействие шума использованной интенсивности не отражается на стабильности (вариабельности) исследуемой АМР.

На втором этапе нашей работы измерялся латентный период аудиомоторной реакции у девочек специальных медицинских групп. Как видно из табл. 3, среднее значение времени реакции на чистый звук (левое ухо) составляло 275±1,6 мс. При измерении данного показателя на фоне действия белого шума время реакции удлинялось на 56±2,1 мс, что было на 20 % больше (р < 0,05).

Различия между двумя вариационными рядами (АМР и АМР+Шум) проявляются и при сравнении дисперсий выборок. Так, по данным использования двухвыборочного Б-теста для дисперсий (табл. 3), дисперсия

20/7/2-

Таблица 3 Время (латентный период) аудиомоторной реакции (мс) у девочек специальной группы (левое ухо)

Характер

звукового CJ

гатистический показатель раздражителя

ц 1 ~ а в 1? 1! 1 1 ^ 1 -if £ ^ S й Н Разница: НШум) - (АМР

и It ^ ^ а я ft (U ft 3

Среднее и стандартная ошибка 275±1,6 331±1,4 +56±2,1* (+20 %)*

Стандартное отклонение 37 32 -

Дисперсия выборки 1345 1054 p < 0,05

Число измерений 500 500 -

Примечание: * - различия статистически достоверны (p<0,05).

в случае оценки вариационного ряда «АМР» была существенно выше, чем у ряда «АМР+ Шум» (p < 0,05). Такой результат еще раз подтверждает, что в данном случае сравниваемые вариационные ряды относятся к разным независимым выборкам.

Принципиально аналогичный результат был получен и при анализе времени латентного периода аудиомоторной реакции для правого уха. Действительно, по данным табл. 4, время реакции на комбинированный звуковой раздражитель «АМР+Шум» было на 50±2,3 мс больше, чем на «чистый» звук. В процентном отношении это составило 19 % (p < 0,05). Различия между двумя видами раздражителей проявлялись также и при сравнении дисперсий соответствующих выборок; в случае реакции на зашумленный звуковой сигнал вариабельность реакции становилась ниже, что свидетельствует о более высокой стабильности АМР на фоне действия шума использованной интенсивности.

Таким образом, у девочек специальной медицинской группы латентный период аудио-

Таблица 4 Время (латентный период) аудиомоторной реакции (мс) у девочек специальной группы (правое ухо)

Характер

звукового CJ

атистический показатель раздражителя м

a S 1? I ! 1 § 1 $ 8 1 1 я ii t В Разница: +Шум) - (АМР

и Э ^ •V Я и < 8 ® ft АМР(

Среднее и стандартная ошибка 269±1,7 319±1,5 +50±2,3* (+19 %)*

Стандартное отклонение 38 34 -

Дисперсия выборки 1457 1136 p < 0,05

Число измерений 500 500 -

Примечание: * - различия статистически достоверны (p<0,05).

моторной реакции при комбинированном предъявлении звука частотой 1000 Гц на фоне белого шума, во-первых, удлинялся (на 50-56 мс) в сравнении с реакцией на «чистый» звук, и, во-вторых, характеризовался меньшей дисперсией. Последний факт имеет принципиальное значение, поскольку свидетельствует, что на фоне действия помехи в виде белого шума выбранной интенсивности аудиомоторная реакция становится более стабильной, т. е. менее вариабельной. Данное обстоятельство можно рассматривать как доказательство роста степени внимания и его концентрации при решении предъявленной экспериментальной задачи у школьниц специальной медицинской группы.

На заключительном этапе описания результатов исследования представляет интерес сравнительный анализ показателей сенсомо-торной реакции у детей младшего школьного возраста основной и специальной медицинской группы. Для повышения степени надежности оценки результатов исследования значение показателей АМР для левого и правого

уха в каждой группе школьников были сведены в объединенный вариационный ряд с дальнейшим вычислением параметров итоговой статистики (табл. 5, 6). Такая процедура стала возможной после сравнения одноименных параметров для левого и правого уха и фиксации факта отсутствия статистически достоверных различий между соответствующими показателями, что свидетельствует о принадлежности всех данных к общей генеральной совокупности.

Таблица 5 Сравнительная характеристика латентного периода аудиомоторной реакции (мс) на «чистый» звук у девочек основной и специальной групп

« а Группа

исследованных 1

Статистическ показатель школьников • • я ^

Основная группа Специальн ая группа » л 8 ® 5 и я 8 о 1 * ЁО и

Среднее и +47±1,8

стандартная 225±1,4 272±1,2 +21 %

ошибка р < 0,01

Дисперсия выборки 1917 1401 р < 0,01

Как видно из табл. 5, время аудиомо-торной реакции на «чистый» звук у девочек специальной медицинской группы было на 21 % продолжительнее, чем в основной группе. Данный факт указывает на ухудшение результативности выполнения данной сенсомоторной реакции у обследованных детей специальной группы. Однако точность выполнения задачи у таких детей была значительно выше. Об этом свидетельствует значение дисперсии, которая, согласно двух-выборочному F-тесту для дисперсий, была существенно ниже.

Аналогичный анализ был проведен и в отношении времени выполнения аудиомо-торной реакции школьниц младших классов на «зашумленный» звук (табл. 6). Видно, что латентный период реакции детей специальной медицинской группы в условиях действия шумовой маскировки основного «чи-

стого» звука в сравнении с основной группой был на 25 % больше, что с точки зрения физиологической значимости было существенным. Тем не менее, как и в предыдущем случае, дисперсия выборки была значительно меньше, чем в основной группе.

Выявлены также различия между степенью удлинения времени реакции на «чистый» и «зашумленный» звук в спецгруппе в сравнении с основной группой. Так, если время АМР на «чистый» звук у девочек специальной медицинской группы было на 47±1,8 мс больше, то реакция на «зашумленный» звук уже на 64±1,8 мс, т. е. удлинялась на 17±2,5 мс (36 %, р < 0,01). Следовательно, при усложнении задачи «эффект отставания» специальной медицинской группы усиливался.

Таблица 6 Сравнительная характеристика латентного периода аудиомоторной реакции (мс) на «зашумленный» звук у девочек основной и специальной групп

« а Группа

исследованных 1

Статистическ показатель школьников • • я и я ® я

Основная группа Специальн ая группа Я л д илв нао 1 ^ 5 * ёо и

Среднее и +64±1,8

стандартная 261±1,4 325±1,1 +25 %

ошибка р < 0,01

Дисперсия выборки 1797 1095 р < 0,01

При обсуждении полученных данных вызывают интерес следующие моменты. Первый момент связан с результатами измерения латентного периода простой аудиомоторной реакции. Установлено, что у девочек специальной группы по сравнению с основной отмечается снижение результативности выполнения сенсомоторной реакции, что выразилось в ее удлинении на 21 % (реакция на «чистый» звук) и 25 % (реакция на «зашумлен-ный звук»). Как видно, при усложнении задачи для звукового анализатора ее решение в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20/7/2

ЦНС детей специальной группы еще более затруднялось. Подобный результат принципиально важен с учетом следующего обстоятельства. Как указывалось в разделе «Организация и методы исследования», специальная медицинская группа была представлена детьми с разноплановыми нарушениями состояния здоровья (опорно-двигательный аппарат, вегето-сосудистая дистония и анемия). Следовательно, комплектация группы была проведена вне зависимости от характера выявленного заболевания. Тем не менее, ухудшение результативности выполнения сенсо-моторной реакции отмечалось как у всей группы в целом, так и ее отдельных представителей и не зависело от характера диагностируемого заболевания. Сделанный вывод свидетельствует о том, что у детей специальной медицинской группы степень активности центральной нервной системы была существенно снижена, а собственно показатель времени психомоторной реакции, в частности ее латентный период, может выступать в качестве прогностического показателя ее (ЦНС) состояния.

Второй момент, представляющий интерес для обсуждения, связан с точностью выполнения экспериментальной задачи. Для простой сенсомоторной реакции наиболее приемлемым параметром такой оценки является дисперсия выборки, отражающая вариабельность ряда. Результаты наших исследований показали, что дисперсия выборки как в случае реакции на «чистый», так и «зашумлен-ный» звуковой сигнал, у детей специальной группы была всегда ниже, чем в основной группе. Это обстоятельство можно интерпретировать однозначно: стабильность аудио-моторной реакции у детей специальной медицинской группы была существенно лучше.

Таким образом, у детей специальной медицинской группы, с одной стороны, время выполнения простой аудиомоторной реакции замедлялось, а с другой - выполнялось с большей точностью и стабильностью.

Природа такого феномена многогранна и имеет сложную интерпретацию. Основываясь на принципах системной физиологии П. К. Анохина [3; 4], для реализации простой сенсо-

моторной реакции необходимо первоначальное формирование отдельной функциональной системы, которая и обеспечивает согласованность и синхронизацию функционирования всех ее составных элементов. Важным является то обстоятельство, что такого рода функциональные системы у человека, в том числе у детей основной и специальной групп, по своей центральной архитектонике неотличимы и генетически детерминированы. Однако с учетом того, что все структурные элементы системы функционируют не в стационарном, а динамическом режиме, существует множество критических точек, которые могут оказаться под воздействием комплекса механизмов, претерпевших в той или иной степени изменения у детей, организованных в специальные медицинские группы.

Определение полного перечня таких критических точек затруднено. Однако в качестве гипотезы можно предположить, что функциональная система детей специальной медицинской группы, обеспечивающая реализацию аудиомоторной реакции, попадает под контроль «третьей силы» - другой функциональной системы, сформированной под влиянием комплекса нарушений состояния здоровья. В результате формируется новая функциональная система, обеспечивающая в новых сложившихся условиях реализацию сен-сомоторных реакций. Данное предположение не противоречит теоретическим представлениям о принципе иерархии функциональных систем [17; 18]. По результатам наших исследований, такого рода новая функциональная система начинает работать по-иному и характеризуется другими параметрами, что мы и наблюдали в наших исследованиях. Предложенная гипотеза легко объясняет факт однонаправленного изменения (удлинения) латентного периода простой аудиомоторной реакции у детей специальной медицинской группы при любых условиях эксперимента вне зависимости от характера выявленного заболевания.

Предположение о появлении новой функциональной системы у детей с ограниченными физическими возможностями легко объясняет и факт возрастания стабильности

сенсомоторной реакции у детей спецгруппы, что является примером реализации принципа компенсации нарушения психомоторных функций [3; 9; 14; 21]. В этом случае можно полагать, что в реализацию сенсомоторной реакции активно подключается мотивационно-эмоциональный комплекс, который через лимбические структуры мозга обеспечивает выполнение задания с возможно большей точностью [17; 21].

К сожалению, тонкая архитектоника функциональной системы такого порядка в настоящее время трудно детализируется и нуждается в дополнительном изучении, но, с нашей точки зрения, как модель полезна при объяснении особенностей функционирования ЦНС у детей в системе инклюзивного образования.

Установлено, что существуют выраженные различия в функционировании слухового анализатора у детей младшего школьного возраста основных и специальных медицинских групп, формируемых в пределах учебного заведения (школы).

Показано, что все дети специальной медицинской группы вне зависимости от диагностируемого заболевания характеризуются пониженной результативностью выполнения аудиомоторной реакции. Установлено, что у девочек специальной группы по сравнению с основной отмечается ухудшение результативности выполнения сенсомоторной реакции, что выражается в удлинении ее латентного периода на 21 % (реакция на «чистый» звук частотой 1000 Гц и интенсивностью 60 дБ) и 25 % (реакция на фоне белого шума интенсивностью 30 дБ, «зашумленный звук»). Следовательно, при усложнении задачи для звукового анализатора ее решение в центральной нервной системе детей специальной группы еще более затрудняется.

Стабильность аудиомоторной реакции, отражающая степень вариабельности данных, у девочек специальных групп была во всех случаях существенно лучше, что может рассматриваться как следствие более высокой мотивации к эксперименту, так и особенностями переработки звуковой информации в центральном звене слухового анализатора. На этом основании выдвигаем предположе-

ние о формировании у детей специальной медицинской группы новой функциональной системы, сформированной под влиянием нарушений состояния здоровья, которая характеризуется другими (адаптивными) параметрами и обеспечивает в новых сложившихся условиях реализацию сенсомоторных реакций.

Таким образом, результативность психомоторных реакций является эффективным информативным показателем состояния центральной нервной системы и может выступать прогностическим маркером степени ее функциональности у детей с ограниченными физическими возможностями.

АННОТАЦИЯ

В работе установлено, что дети специальной медицинской группы вне зависимости от диагностируемого заболевания характеризуются пониженной результативностью выполнения аудиомоторной реакции. Делается заключение о том, что результативность психомоторных реакций является эффективным информативным показателем состояния центральной нервной системы и может выступать прогностическим маркером степени ее функциональности у детей с ограниченными физическими возможностями.

Ключевые слова: психомоторные реакции, слуховой анализатор, дети младшего школьного возраста, специальные медицинские группы.

SUMMARY

It was shown that children of special medical groups, regardless from the diagnosed diseases are characterized by low productivity of the audio motor reaction. It is concluded that effectiveness of the psychomotor reactions is effective informative indicator of the central nervous system state and can be a predictor of the degree of its functionality in children with disabilities.

Key words: psychomotor reactions, auricular analyzer, primary school children, special medical groups.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдаркин Е. К. Исследование нейрофизиологических механизмов взаимодействия произвольного и непроизвольного внимания в условиях сенсомоторной интеграции // Валеология. - 2007. - № 3. - С. 85-102.

20/7/2

3. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности // Избр. тр. АН СССР, Отделение физиологии. - М.: Наука, 1979. - 454 с.

4. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.

5. Богинская Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход // Гуманитарные науки. -2015. - № 4. - С. 47-53.

6. Бура Л. В., Похвалитова О. А., Чаба-нюк А. С. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. -Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 209.

7. Грибанов А. В., Канжина Н. Н. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания // Экология человека. - 2008. -№ 5. - С. 44-47.

8. Ефимова В. Н., Скоромная Н. Н., Яцко-ва Л. П. Оценка адаптационных возможностей организма в системе педагогического сопровождения студентов младших курсов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. - С. 110-119.

9. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

10. Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. -СПб., 2010. - 362 с.

11. Канжина Н. Н., Грибанов А. В. Аудио-моторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности // Экология человека. - 2009. - № 10. -С. 19-22.

12. Киеня А. И., Кириченко О. В. Сенсо-моторная реактивность детей, проживающих в радиационно неблагоприятной зоне // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. - № 2. -С. 98-103.

13. Кот Т. А. Инновационная деятельность руководителя образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. -С. 163-169.

14. Котов А. В. Мотивация и конфликт в системных механизмах инициации поведенческого акта // Вестник международной академии наук (русская секция). - 2006. -№ 2. - С. 18-23.

15. Мазур Е. Н. Особенности принятия решения у школьников средних и старших классов с разной успешностью обучения: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Архангельск, 2010. - 21 с.

16. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. И. Ю. Левченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

17. Судаков К. В. Биологические мотивации. - М.: Медицина, 1971. - 303 с.

18. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 230 с.

19. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. -Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет». -2013. - 110 с.

20. Шаповалов А. В., Базова С. А., Клименко А. А. Содержание здоровьесохраняю-щей педагогической деятельности общео-образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. -2016. - № 53-1. - С. 252-259.

21. Шутова С. В., Муравьёва И. В. Сенсо-моторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник ТГУ. -2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.