Научная статья на тему 'Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания'

Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
449
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ДЕТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АУДИОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / CHILDREN / YOUNGER SCHOOL AGE / AUDIOMOTOR REACTIONS / ACTIVE ATTENTION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Грибанов А. В., Канжина Наталья Николаевна

В работе рассматриваются результаты исследования аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста с разным уровнем развития произвольного внимания, полученные при помощи компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Выявлено существенное уменьшение времени реакции по всем тестам от 9 к 10 годам. Обнаружены достоверные отличия в выполнении аудиомоторных тестов у детей с низким уровнем развития произвольного внимания и детей контрольной группы. Показано, что уровень развития произвольного внимания связан преимущественно с моторным компонентом реакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF AUDIOMOTOR REACTIONS IN CHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF ACTIVE ATTENTION

In the article, there have been considered the results of the study of audiomotor reactions in younger schoolchildren with different levels of development of active attention received with the help of the computer complex for psychophysiological studies KPFK-99 Psikhomat. A significant reduction in the reaction time in all the tests with children at the age from 9 to 10 y. o. has been detected. Reliable differences in implementation of audiomotor tests with children having a low level of active attention development and children from the control group have been discovered. It has been shown that the levels of active attention development were primarily connected with the motor component of the reactions.

Текст научной работы на тему «Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания»

УДК [612.821.2:616.89-008.47]-053.5

ОСОБЕННОСТИ АУДИОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

© 2008 г. А. В. Грибанов, Н. Н. Канжина

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В работе рассматриваются результаты исследования аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста с разным уровнем развития произвольного внимания, полученные при помощи компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Выявлено существенное уменьшение времени реакции по всем тестам от 9 к 10 годам. Обнаружены достоверные отличия в выполнении аудиомоторных тестов у детей с низким уровнем развития произвольного внимания и детей контрольной группы. Показано, что уровень развития произвольного внимания связан преимущественно с моторным компонентом реакций. Ключевые слова: дети, младший школьный возраст, аудиомоторные реакции, произвольное внимание.

Начало систематического школьного обучения предъявляет новые требования к уровню произвольной организации психических процессов ребенка. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте [5]. Трудности обучения, часто возникающие в этом возрасте, во многих случаях связаны с дефицитом внимания, который часто сочетается с гиперактивностью и импульсивным поведением, а также с тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи.

Одним из перспективных направлений в изучении нейро- и психофизиологических механизмов развития дефицита внимания в настоящее время является исследование характеристик сенсомоторных реакций. Показатели сенсомоторных реакций являются индикатором многих психофизиологических процессов, отражая особенности развития высших психических функций [1, 4, 6]. Имеется достаточное количество исследований зрительно-моторных реакций у детей с нарушениями внимания [3], но исследования аудиомоторных реакций в литературе встречаются редко, хотя внимание к звуковым стимулам является важным фактором успешного обучения в школе. Целью данной работы было изучение особенностей аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста с разным уровнем развития произвольного внимания.

Методика исследования

В исследовании принимали участие учащиеся 1 —4 классов общеобразовательной школы. Всего было обследовано 212 детей (102 мальчика и 110 девочек) в возрасте 7—11 лет. У 47 человек (24 мальчика и 23 девочки) обнаружено снижение способности к произвольной концентрации внимания, эти дети составили экспериментальную группу. В контрольную группу были включены младшие школьники без нарушений внимания (165 человек, из них 78 мальчиков и 87 девочек).

Для определения уровня развития произвольного внимания был использован тест Тулуз-Пьерона, который является одним из вариантов «корректурной пробы» и направлен на изучение свойств внимания. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. основным показателем для диагностики является коэффициент точности выполнения теста, характеризующий развитость произвольного внимания, и особенно способность к произвольной концентрации [7].

Исследование аудиомоторных реакций было проведено с помощью компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат», разработанного ВНИИ медицинского приборостроения РАМН. В нашей работе были использованы следующие методы обследования:

1. «Простая сенсомоторная реакция». Позволяла оценить скорость простых (без выбора формы ответа) сенсомоторных реакций на подаваемый стимул (в качестве стимула использовался звуковой сигнал).

2. «Сложная сенсомоторная реакция на звук». Позволяла оценить скорость реакций, детерминированных видом стимула. В качестве стимула использовались звуковые сигналы трех тональностей.

3. «Сложная сенсомоторная реакция на слово». Стимулами являлись слова, предъявляемые из динамиков.

Анализировались следующие показатели: среднее латентное время реакции, среднее моторное время, среднее квадратичное отклонение вышеперечисленных параметров и количество ошибок (для сложных реакций).

Статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи компьютерной программы SPSS 12.0 for Windows.

Результаты и обсуждение

По результатам исследований было выявлено, что существенное уменьшение времени реакции по всем тестам происходит от 9 к 10 годам, поэтому были выделены две группы детей: 7—9 лет (71 мальчик, 64 девочки) и 10—11 лет (31 мальчик, 46 девочек).

Латентное и моторное время простой аудиомотор-ной реакции достоверно меньше в группе 10—11 лет как у мальчиков, так и у девочек (табл. 1). Латентный период сложной сенсомоторной реакции на звук несколько меньше в возрастной группе 10—11 лет, но достоверная разница наблюдается только у мальчиков. Существенное сокращение моторного времени сложной реакции на звук обнаружено только у девочек 10—11 лет. Время сложной сенсомоторной реакции на слово (латентный и моторный период) уменьшается от 7—9 к 10—11 годам, различия достоверны как у мальчиков, так и у девочек. Существенных отличий в количестве ошибок между возрастными группами выявлено не было, что может быть связано с большими индивидуальными различиями по этому показателю в обеих группах.

На скорости сенсомоторных реакций отражаются различные процессы созревания структур головного мозга в младшем школьном возрасте, в особенности улучшение функционирования лобных отделов и возрастание их регулирующей роли [2, 3, 6]. Можно предположить, что изменения латентного периода реакции обусловлено скачком в развитии произвольного внимания и восприятия. Уменьшение моторного периода времени реакций может быть также связано с улучшением координированности и целенаправленности движений у детей. Возрастные изменения во времени сложной реакции на звук менее выражены, это, возможно, обусловлено сложностью предложенного задания, а значит, большей длительностью когнитивных процессов и процессов регуляции, которые наиболее интенсивно формируются несколько позже.

Таблица 1

Время аудиомоторных реакций у детей 7—9 и 10—11 лет

(М ± m)

Возраст, лет

Показатель Пол 7-9 (71 мальчик, 64 девочки) 10-11 (31 мальчик, 46 девочек)

Простая М 365,75±14,61 282,16±13,01***

сенсомоторная

реакция на

звук, среднее Д *319,41±10,84 271,54±14,71***

латентное время,

мс

Простая М 290,79±10,60 210,45±17,44***

сенсомоторная

реакция на

звук, среднее Д *330,67±15,80 226,70±13,88***

моторное время,

мс

Сложная М 809,15±37,64 646,52±33,87*

сенсомоторная

реакция на

звук, среднее Д 769,75±38,02 691,46±32,69

латентное время,

мс

Сложная М 530,44±22,86 472,26±30,30

сенсомоторная

реакция на

звук, среднее Д 559,50±23,90 438,07±21,63***

моторное время,

мс

Сложная М 2,70±0,28 2,84±0,52

сенсомоторная

реакция на звук, Д

количество *1,89±0,23 2,26±0,36

ошибок, шт.

Сложная М 696,49± 17,76 607,71±16,52**

сенсомоторная

реакция на

слово, среднее Д 699,08±20,58 628,39±20,05*

латентное время,

мс

Сложная М 479,32±16,16 389,35±24,14**

сенсомоторная

реакция на

слово, среднее Д 524,48±22,08 371,02±15,77***

моторное время,

мс

Сложная М 0,51±0,08 0,42±0,11

сенсомоторная

реакция

на слово, Д 0,55±0,10 0,85±0,21

количество

ошибок, шт.

Примечание. Звездочкой справа обозначена достоверная разница в показателях между возрастными группами; звездочкой слева — между мальчиками и девочками (* — p < 0,05; ** — p < 0,01; *** - p < 0,001).

Достоверной разницы во времени простой и сложных аудиомоторных реакций, а также в количестве ошибок у мальчиков и девочек в возрастной группе 10-11 лет не обнаружено. В возрастной группе 7-9 лет латентное время простой аудиомоторной реакции существенно меньше у девочек, а моторное

- у мальчиков. во времени сложных аудиомоторных реакций достоверных различий между мальчиками и девочками не выявлено. Анализ результатов ис-

следования показал, что наибольшие изменения во времени реакций у мальчиков происходят на 1 —2 года позже, чем у девочек, что обусловлено различиями в скорости функционального созревания мальчиков и девочек [2].

Среднее квадратичное отклонение (СКО) моторного и латентного времени простой реакции на звук существенно ниже в возрастной группе 10—11 лет как у мальчиков, так и у девочек (табл. 2). СКО моторного и латентного времени сложной реакции на звук достоверно ниже только у девочек 10 — 11 лет. И у мальчиков, и у девочек 10— 11 лет СКО моторного времени сложной реакции на слово достоверно ниже, чем в группе 7—9 лет. СКО латентного времени сложной реакции на слово уменьшается незначительно. Различия между СКО мальчиков и девочек не достигают существенных значений в обеих возрастных группах.

Таблица 2

Среднее квадратичное отклонение времени аудиомоторных реакций у детей 7-9 и 10-11 лет (М ± т)

Показатель Пол Возраст, лет

7-9 (71 мальчик, 64 девочки) 10-11 (31 мальчик, 46 девочек)

Простая М 177,17±28,27 82,16±16,94*

сенсомоторная

реакция на звук,

среднее латентное Д 113,31±13,99 79,72±16,35*

время

Простая М 85,79±10,59 72,94±17,72*

сенсомоторная

реакция на звук,

среднее моторное Д 99,29±11,00 71,74±11,85**

время

Сложная М 344,49±33,28 259,61±35,57

сенсомоторная

реакция на

звук, среднее Д 316,27±24,41 254,04±22,24*

латентное время

Сложная М 337,65±38,46 314,87±38,88

сенсомоторная

реакция на звук,

среднее моторное Д 330,08±32,80 236,41±19,45*

время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сложная М 201,39±12,81 167,68±13,30

сенсомоторная

реакция на

слово, среднее Д 224,31±22,31 219,87±24,34

латентное время

Сложная М 267,80±22,25 191,06±18,75*

сенсомоторная

реакция на слово,

среднее моторное Д 295,02±30,87 177,28±15,67***

время

Примечание. Звездочками обозначена достоверная разница в показателях между возрастными группами (* — р < 0,05; ** — р < 0,01; *** - р < 0,001).

Устойчивость скорости выполнения сенсомоторных тестов во времени принято связывать с эмоциональной устойчивостью. Высокие показатели СКО говорят об эмоциональной лабильности [4, 7]. Уменьшение

внутрииндивидуальной вариативности временных параметров реакций к 10-11 годам может свидетельствовать об улучшении эмоциональной регуляции, особенно у девочек этой возрастной группы. Кроме того, стабилизация времени реакции может быть обусловлена интенсивным развитием произвольного внимания в младшем школьном возрасте.

В ходе исследования было выявлено, что у детей со сниженным уровнем развития произвольного внимания моторный компонент как простой сенсомоторной реакции на звук, так и сложных реакций на звук и на слово достоверно больше, чем у детей контрольной группы (рисунок). Латентные периоды сложных реакций на звук и на слово у детей с нарушениями внимания также больше, но достоверной разницы не обнаружено. Отсутствуют и существенные различия между группой детей с нарушениями внимания и контрольной группой в количестве ошибок и латентном времени простой реакции на звук.

%

12345678 Показатели

Показатели аудиомоторных реакций у детей с нарушениями внимания

Условные обозначения: 1 — простая сенсомоторная реакция на звук, среднее латентное время; 2 — простая сенсомоторная реакция на звук, среднее моторное время; 3 — сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее латентное время; 4 — сложная сенсомоторная реакция на звук, среднее моторное время;

5 — сложная сенсомоторная реакция на звук, количество ошибок;

6 — сложная сенсомоторная реакция на слово, среднее латентное время; 7 — сложная сенсомоторная реакция на слово, среднее моторное время; 8 — сложная сенсомоторная реакция на слово, количество ошибок.

Примечание. За 100 % приняты значения показателей аудиомоторных реакций, соответствующие возрастной норме. Звездочками обозначена достоверная разница в показателях между группами (** — р < 0,01).

Увеличение моторного времени сложных сенсо-моторных реакций у детей с нарушениями внимания может быть обусловлено слабостью планирования и организации деятельности. Наблюдения показали, что после подачи стимула дети реагируют быстро, начинают движение, не успев обдумать свои дальнейшие действия (латентный компонент реакции не страдает). Задача же распознавания стимула и выбора нужной кнопки решается уже в процессе движения, что увеличивает моторный период времени сложной реакции. различия в величине моторного времени простой реакции могут быть связаны с нарушением координированности и целенаправленности движений у детей с дефицитом внимания.

У детей с низким уровнем развития произвольного внимания СКО моторного времени простой

аудиомоторной реакции и сложной реакции на слово существенно выше, чем у детей контрольной группы. СКО других показателей, кроме латентного времени сложной реакции на слово, также больше в группе детей с нарушением концентрации внимания, но достоверной разницы обнаружено не было. Увеличение СКО может объясняться повышенной отвлекаемос-тью этих детей, трудностями концентрации в течение всей процедуры обследования, а также меньшей эмоциональной устойчивостью этой группы детей.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены отличия в выполнении аудиомоторных тестов детьми с нарушениями внимания и детьми контрольной группы. Анализ результатов исследования показал, что уровень развития произвольного внимания связан преимущественно с моторным компонентом как простых, так и сложных аудиомоторных реакций. Это, возможно, обусловлено нарушением координированности и целенаправленности движений у детей с нарушениями внимания, их повышенной отвлекае-мостью и трудностями концентрации в течение всей процедуры обследования, а также меньшей эмоциональной устойчивостью этой группы детей.

Список литературы

1. Бойко Е. И. Время реакции человека / Е. И. Бойко.

— М. : Медицина, 1964. — 440 с.

2. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 384 с.

3. Канжин А. В. Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью : дис. ... канд. биол. наук / Канжин А. В. — Архангельск, 2004. — 136 с.

4. Никандров В. В. Психомоторика / В. В. Никандров.

— СПб. : Речь, 2004. — 104 с.

5. Практическая психология образования / А. Д. Андреева, А. Д. Воронова, Т. В. Вохмянина и др. ; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : ТЦ Сфера, 1997. — 528 с.

6. Сергиенко Е. А. Современное исследование когнитивных процессов / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23, № 2. — С. 19—35.

7. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций / Л. А. Ясюкова. — СПб. : Иматон, 1997. - 72 с.

PECULIARITIES OF AUDIOMOTOR REACTIONS IN CHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF ACTIVE ATTENTION

A. V. Gribanov, N. N. Kanzhina

Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

In the article, there have been considered the results of the study of audiomotor reactions in younger schoolchildren with different levels of development of active attention received with the help of the computer complex for psychophysiological studies KPFK-99 “Psikhomat”. A significant reduction in the reaction time in all the tests with children at the age from 9 to 10 y. o. has been detected. Reliable differences in implementation of audiomotor tests with children having a low level of active attention development and children from the control group have been discovered. It has been shown that the levels of active attention development were primarily connected with the motor component of the reactions.

Key words: children, younger school age, audiomotor reactions, active attention.

Контактная информация:

Канжина Наталья Николаевна — аспирант кафедры физиологии и патологии развития человека Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Тел. (8182) 24-31-32, факс (8182) 21-38-71

E-mail: [email protected]

Статья поступила 09.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.