Научная статья на тему 'ХАРАКТЕР ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ХАРАКТЕР ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ / ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / КОРРЕЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболев В.И.

В работе установлено, что в начале учебного семестра у студентов-первокурсников выявлена тесная функциональная связь между временем простой и сложной зрительно-моторной реакций. В конце семестра такая связь существенно ослаблялась, что рассматривается с точки зрения запуска процесса дискоординации взаимодействия двух компонентов исследуемой сенсомоторной реакции в соответствующей сенсорной зоне зрительного анализатора как следствия недостаточного уровня социальной адаптации студентов-первокурсников.It was shown that at the beginning of the semester in the first-year students had a strong functional connection between the time of simple and complex visual-motor reactions. This relationship was significantly reduced at the end of the semester, which is considered from the point of view activating of the discoordination process in the sensory zone of the visual analyzer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соболев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕР ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

2.Ендриховский С.Н Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, А.М. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсорные системы. - 1996. - Т. 10, № 2. - С. 13-22.

3.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер. 2005. - 412 с.

4.Соболев В.И., Попов М.Н. Влияние учебной нагрузки на функцию слухового анализатора у студентов 1-го курса в начальный период обучения // Теория и практика современной науки. - 2017. - №2 (20). - С. 839-842.

5.Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

УДК 159.93

Соболев В.И., доктор биологических наук, профессор профессор кафедры здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" в г. Ялте Россия, г. Ялта

ХАРАКТЕР ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИЯМИ у студентов В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ в ВУЗе

Аннотация: в работе установлено, что в начале учебного семестра у студентов-первокурсников выявлена тесная функциональная связь между временем простой и сложной зрительно-моторной реакций. В конце семестра такая связь существенно ослаблялась, что рассматривается с точки зрения запуска процесса дискоординации взаимодействия двух компонентов исследуемой сенсомоторной реакции в соответствующей сенсорной зоне зрительного анализатора как следствия недостаточного уровня социальной адаптации студентов-первокурсников.

Ключевые слова: адаптация к учебному процессу, первокурсники, зрительно-моторная реакция, корреляции.

Abstract: it was shown that at the beginning of the semester in the first-year students had a strong functional connection between the time of simple and complex visual-motor reactions. This relationship was significantly reduced at the end of the semester, which is considered from the point of view activating of the discoordination process in the sensory zone of the visual analyzer.

Keywords: adaptation to the educational process, first years students, visual-motor reaction, correlations.

Введение. Одним из важных показателей, характеризующих функциональное состояние сенсорной системы человека, выступает время выполнения зрительно-моторной реакции [1, 2, 4]. Величина данного параметра может выступать индикатором прохождения процесса адаптации

к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды [1, 2]. Одним из факторов стресса, как известно, является процесс перехода школьников к обучению в ВУЗе [3]. В связи с этим возникает необходимость детального изучения характера влияния начального периода обучения в ВУЗе на состояние сенсорной системы студентов-первокурсников, в частности на функциональное состояние зрительного анализатора.

Целью работы явилось установление характера связи между временем выполнения простой и сложной зрительно-моторной реакции у студентов-первокурсников в течение первого семестра обучения в ВУЗе.

Материалы и методы исследования. В исследованиях приняли участие студенты первого курса (юноши) в период 2016-2017 учебного года. В ходе проведения опыта у испытуемого измеряли время выполнения простой (предъявление светового раздражителя белого цвета) и сложной зрительно-моторной реакции (предъявление дифференцировочного светового раздражителя красного цвета).

Результаты исследований обрабатывались с помощью пакетов прикладных программ Excel и Statistica 7.0: вычислялись результаты итоговой статистики, рассчитывались регрессионные уравнения; различия между двумя исследуемыми средними величинами (M) и их стандартными ошибками (m) определялись с помощью t-критерия Стьюдента при заданном уровне значимости p<0,05.

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты исследования позволяют прийти к следующему заключению. Во-первых, как видно из табл., в конце учебного семестра по сравнению с его началом у первокурсников время выполнения сложной (СЗМР) и простой зрительно-моторной реакций (ПЗМР) удлинялось, соответственно на 28,5 и 11,2 %, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния зрительной сенсорной системы и, следовательно, может рассматриваться с точки зрения затруднения процесса адаптации студентов к новому стилю обучения.

Таблица - Время выполнения простой и сложной зрительно-моторной реакции у студентов-первокурсников в начале и конце 1-го учебного _семестра (М±т)

Исследуемый параметр Период исследования Разница: «Конец семестра Начало семестра»

Начало семестра Конец семестра

Время сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР), мс 298 ± 2,3 383 ± 2,7 +85 ± 3,5 (+28,5 %) P < 0,05

Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), мс 188 ± 1,5 209 ± 1,9 +21 ± 2,4 (+11,2 %) P < 0,05

Во-вторых, в процессе учебного семестра выраженность исследуемой связи между временем выполнения ПЗМР и СЗМР существенно изменялась (рис.). Так, в начале учебного семестра такая зависимость описывалась уравнением прямой линии при высоких значениях коэффициентов регрессии и корреляции Пирсона. Собственно уравнение имело следующий вид: СЗМР = 1,64 [ПЗМР] - 11,2 при Ь^у = 1,64±0,23 ф<0,05) и коэффициенте корреляции Пирсона 0,92±0,04 ф<0,05) - начало семестра.

В конце учебного семестра зависимость между изучаемыми параметрами зрительно-моторной реакции исчезала, о чем свидетельствует статистически недостоверное значение регрессионного коэффициента (0,84±0,54, p>0,05). Величина коэффициента корреляции Пирсона, хотя и была статистически значимой, но характеризовалась низким абсолютным значением (в 2,3 раза меньше, чем в начале семестра). Уравнение имело следующий вид: СЗМР = 0,84 [пЗМР] + 206 при Ь^ = 0,84±0,54 ф>0,05) и коэффициенте корреляции Пирсона 0,40±0,12 ф<0,05) - конец семестра.

Рис. Характер зависимости времени сложной зрительно-моторной реакции (ПЗМР) от времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) у студентов в начале и конце 1-го учебного семестра обучения в ВУЗе.

Результаты, представленные в работе, в части исследования времени выполнения простой и сложной зрительно-моторной реакции в течение учебного семестра, свидетельствуют о развитии к его окончанию определенной степени утомления со стороны центральной нервной системы первокурсников. Кроме того, с нашей точки зрения является важным установленный нами факт ослабления в конце учебного семестра функциональной связи между двумя параметрами зрительно-моторной

реакции, в частности простой и сложной. Данный факт может рассматриваться с точки зрения запуска процесса дискоординации взаимодействия двух компонентов исследуемой сенсомоторной реакции в соответствующей сенсорной зоне зрительного анализатора как следствия недостаточного уровня социальной адаптации студентов-первокурсников.

Выводы. В начале учебного семестра у студентов-первокурсников выявлена тесная функциональная связь между временем простой и сложной зрительно-моторной реакций. В конце семестра такая связь существенно ослаблялась, что рассматривается с точки зрения запуска процесса дискоординации взаимодействия двух компонентов исследуемой сенсомоторной реакции в соответствующей сенсорной зоне зрительного анализатора как следствия недостаточного уровня социальной адаптации студентов-первокурсников.

Использованные источники:

1.Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Ученые записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

2.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер. 2005. - 412 с.

3.Соболев В.И. Характеристика степени нервно-психического напряжения студентов-первокурсников в начальный период обучения // Теория и практика современной науки. - 2017. - №2(20). - С. 836-839.

4.Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

Соболев В.И., доктор биологических наук, профессор профессор кафедры здоровья и реабилитации Костин Н.Ф., кандидат медицинских наук, доцент профессор кафедры здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" в г. Ялте Россия, г. Ялта

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: на основании определения критической частоты световых мельканий выявлено, что к окончанию 1-го учебного семестра наступает ухудшение (на 12.6 %) степени лабильности зрительного анализатора. У студентов с исходно низкой величиной КЧСМ (32 % всего обследованного контингента) в течение 1-го учебного семестра функциональное напряжение зрительного анализатора не изменялось, тогда как у второй части студентов (68 %), которые обладали исходно высокой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.