Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКУРСНИКИ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР / КРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТА СВЕТОВЫХ МЕЛЬКАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соболев В.И., Костин Н.Ф.

На основании определения критической частоты световых мельканий выявлено, что к окончанию 1-го учебного семестра наступает ухудшение (на 12.6 %) степени лабильности зрительного анализатора. У студентов с исходно низкой величиной КЧСМ (32 % всего обследованного контингента) в течение 1-го учебного семестра функциональное напряжение зрительного анализатора не изменялось, тогда как у второй части студентов (68 %), которые обладали исходно высокой лабильностью зрительного анализатора, в конце 1-го сестра обучения в ВУЗе она существенно ухудшилась.It is shown that at the end of the 1st semester the lability of the visual analyzer decreases (by 12,6%). At students with initially low value of the lability (32%) during the 1st semester functional power of the visual analyzer did not change, whereas in the second part of the students (68%), which had initially high of the visual analyzer lability, at the end of the 1st semester it has deteriorated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

реакции, в частности простой и сложной. Данный факт может рассматриваться с точки зрения запуска процесса дискоординации взаимодействия двух компонентов исследуемой сенсомоторной реакции в соответствующей сенсорной зоне зрительного анализатора как следствия недостаточного уровня социальной адаптации студентов-первокурсников.

Выводы. В начале учебного семестра у студентов-первокурсников выявлена тесная функциональная связь между временем простой и сложной зрительно-моторной реакций. В конце семестра такая связь существенно ослаблялась, что рассматривается с точки зрения запуска процесса дискоординации взаимодействия двух компонентов исследуемой сенсомоторной реакции в соответствующей сенсорной зоне зрительного анализатора как следствия недостаточного уровня социальной адаптации студентов-первокурсников.

Использованные источники:

1.Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Ученые записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

2.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер. 2005. - 412 с.

3.Соболев В.И. Характеристика степени нервно-психического напряжения студентов-первокурсников в начальный период обучения // Теория и практика современной науки. - 2017. - №2(20). - С. 836-839.

4.Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

Соболев В.И., доктор биологических наук, профессор профессор кафедры здоровья и реабилитации Костин Н.Ф., кандидат медицинских наук, доцент профессор кафедры здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" в г. Ялте Россия, г. Ялта

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: на основании определения критической частоты световых мельканий выявлено, что к окончанию 1-го учебного семестра наступает ухудшение (на 12.6 %) степени лабильности зрительного анализатора. У студентов с исходно низкой величиной КЧСМ (32 % всего обследованного контингента) в течение 1-го учебного семестра функциональное напряжение зрительного анализатора не изменялось, тогда как у второй части студентов (68 %), которые обладали исходно высокой

лабильностью зрительного анализатора, в конце 1-го сестра обучения в ВУЗе она существенно ухудшилась.

Ключевые слова: адаптация, первокурсники, зрительный анализатор, критическая частота световых мельканий.

Abstract: it is shown that at the end of the 1st semester the lability of the visual analyzer decreases (by 12,6%). At students with initially low value of the lability (32%) during the 1st semester functional power of the visual analyzer did not change, whereas in the second part of the students (68%), which had initially high of the visual analyzer lability, at the end of the 1st semester it has deteriorated.

Keywords: adaptation, first years students, visual analyzer, critical flicker fusion frequency.

Введение. Начальный период обучения студентов в ВУЗе характеризуется высоким уровнем функциональной активности всех без исключения сенсорных систем [1-4]. В ряде случаев, в зависимости от степени нервно-психического напряжения, индивидуальных особенностей ВНД и адекватности системы педагогического сопровождения, у студентов-первокурсников наблюдается ряд функциональных отклонений со стороны работоспособности сенсорных систем, в частности системы зрительного анализатора.

Целью работы явилось выяснение характера влияния начального периода обучения студентов-первокурсников в Высшем учебном заведении на показатель критической частоты световых мельканий (КЧСМ), отражающий параметр лабильности функционирования зрительного анализатора.

Материалы и методы исследования. В исследованиях приняли участие 22 студентки первого курса. Порядок проведения опыта был следующим. У испытуемого в положении сидя после устного инструктажа определялась критическая частота световых мельканий (отдельно для левого и правого глаза). В качестве источника светового раздражителя использовался светодиод фиолетового свечения. Световой раздражитель наносился в пределах угловой зоны 60% и, следовательно, охватывал периферическую область сетчатки, обладающую набольшей лабильностью.

Различия между двумя исследуемыми средними величинами (M) и их стандартными ошибками (m) определялись с помощью t-критерия Стьюдента при заданном уровне значимости p<0,05; при оценке различий между двумя множествами, использовали «двухвыборочный F-тест для дисперсий».

Результаты исследований и их обсуждение. При анализе полученных данных представляют интерес следующие основные моменты.

Во-первых, по данным табл. 1 видно, что КЧСМ к окончанию учебного семестра уменьшилась в сравнении с началом учебного года до 45.8±0,67 или на 12,6 %. Во-вторых, выявлены различия в величинах дисперсии

ф<0.05), что может указывать на возможную неоднородность вариационных рядов. После проверки данного допущения методом кластерного анализа (метод ^средних) выяснилось, что каждый из исследуемых вариационных рядов разделяется на два независимых множества, что подтверждается также двухвыборочным F-тестом для дисперсий. На основании проведенного анализа выделены две независимые выборки, обозначенные как группа №1 (низкая лабильность, п=7) и группа №2 (высокая лабильность, п=15). Следовательно, в целостной группе студентов существует две независимые друг от друга подгруппы, различающиеся степенью функциональной лабильности зрительного анализатора.

Таблица 1 - Значение критической частоты световых мельканий (Гц) в

начале и конце 1-го семестра учебного года (сводные данные)

Статистический параметр Период исследования Разница: «Конец семестра Начало семестра»

Начало семестра Конец семестра

Среднее и ошибка средней, M±m 52.4 ± 0.84 45.8 ± 0.67 -6.6 ± 1.1 (-12.6 %) , P < 0,05

Дисперсия выборки 31.3 19.6 P < 0,05

В-третьих, в 1-й группе обследованных величина КЧСМ в начале семестра была на 10±0.78 ниже, чем во 2-й группе (табл. 2, 3). В конце семестра такая закономерность исчезала.

В-четвертых, в рамках отдельной группы в ходе учебного семестра эффект утомления со стороны зрительного анализатора проявлялся по-разному. Так, в 1-й группе студенток, характеризующихся низкой исходной лабильностью зрительного анализатора, в конце учебного семестра величина КЧСМ несколько увеличилась (табл. 2). В то же время у обследованных 2-й группы, которые характеризовались высокой степенью лабильности зрительного анализатора, к окончанию семестра величина КЧСМ, наоборот - снизилась (-18,5%, табл. 3) при одновременном ухудшении (по данным дисперсионного анализа) стабильности выполнения данного сенсорного теста.

Таблица 2 - Значение критической частоты световых мельканий (Гц) в

начале и конце 1-го семестра учебного года (1-я группа)

Статистический параметр Период исследования Разница: «Конец семестра Начало семестра»

Начало семестра Конец семестра

Среднее и ошибка средней, M±m 45.6 ± 0.48 47.0 ± 0.39 +1.4 ± 0.62 (+3 %), P < 0.05

Дисперсия выборки 3.3 2.1 P > 0.05

Таблица 3 - Значение критической частоты световых мельканий (Гц) в

начале и конце 1-го семестра учебного года (2-я группа)

Статистический параметр Период исследования Разница: «Конец семестра Начало семестра»

Начало семестра Конец семестра

Среднее и ошибка средней, M±m 55.6 ± 0.62 45.3 ± 0.95 -10.3 ± 1.13 (-18.5 %), P < 0.05

Дисперсия выборки 11.8 27.1 P < 0.05

Данный факт свидетельствует, что у части студентов 1-го курса (32% от общего числа исследованных), характеризующихся исходно низкой величиной КЧСМ (1-я группа), в течение 1-го учебного семестра степень функционального напряжения зрительного анализатора не ухудшалась. В то же время у второй части студентов (2-я группа, 68%), которые обладали исходно высокой лабильностью зрительного анализатора, в конце 1 -го сестра обучения в ВУЗе она существенно ухудшилась.

Выводы. К окончанию 1-го учебного семестра критическая частота световых мельканий у студентов 1 -го курса уменьшалась в сравнении с началом учебного года на 12,6 %, что свидетельствует в целом о снижении лабильности зрительного анализатора. У студентов, характеризующихся исходно низкой величиной критической частоты световых мельканий (1 -я группа, 32 %), в течение 1 -го учебного семестра степень функционального напряжения зрительного анализатора не изменялась; у второй части студентов (2-я группа, 68%), которые обладали исходно высокой лабильностью зрительного анализатора, в конце 1 -го сестра обучения в ВУЗе она существенно ухудшилась.

Использованные источники:

1.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер. 2005. - 412 с.

2.Рогатина Е.В. Критическая частота слияния мельканий в дифференциальной диагностике патологии зрительного анализатора / Е.В. Рогатина, К.В. Голубцов // Вестник офтальмологии. - 1997. - № 6. - С. 20-21.

3.Соболев В.И., Попов М.Н. Влияние учебной нагрузки на функцию слухового анализатора у студентов 1-го курса в начальный период обучения // Теория и практика современной науки. - 2017. - №2 (20). - С. 839-842.

4.Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.