Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА'

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболев В.И., Попов М.Н.

В исследовании выявлено существенное возрастание времени простой аудиомоторной реакции в течение учебного семестра: к окончанию учебного цикла время реакции увеличивалось при ухудшении стабильности исследуемого сенсорного процесса. Такой неблагоприятный эффект характерен для юношей и девушек и может рассматриваться с точки зрения отсутствия или, по крайней мере, затруднения процесса адаптации студентов первого курса к учебному процессу.It is shown that during the academic semester at the first-year students increased the time of audio-motor simple reaction. These data show the difficulties of adaptation to learning of first year students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соболев В.И., Попов М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА»

первокурсников в ВУЗе.

Выводы. К окончанию 1-го учебного семестра у студенток-первокурсниц происходит значительное нарастание (+30%) степени выраженности нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), что может рассматриваться как предпосылка для возможного развития состояния «стресса». В ходе учебного семестра в наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей - параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).

Использованные источники:

1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки.

- СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

2. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин.

- Л. : ЛГУ. - 1983. - 167 с.

3. Прохоров А. О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности / А. О.Прохоров. - М.: ПЕР СЭ. - 2004. - 176 с.

4. Психодиагностика стресса / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. -Казань : КНИТУ. - 2012. - 212 с.

УДК 159.932

Соболев В.И., доктор биологических наук

профессор

кафедра здоровья и реабилитации Попов М.Н., к.пед.н. доцент, зав. кафедрой здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" филиал в г. Ялте Россия, г. Ялта

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА Аннотация: в исследовании выявлено существенное возрастание времени простой аудиомоторной реакции в течение учебного семестра: к окончанию учебного цикла время реакции увеличивалось при ухудшении стабильности исследуемого сенсорного процесса. Такой неблагоприятный эффект характерен для юношей и девушек и может рассматриваться с точки зрения отсутствия или, по крайней мере, затруднения процесса адаптации студентов первого курса к учебному процессу.

Ключевые слова: адаптация, первокурсники, слуховой анализатор. Abstract: it is shown that during the academic semester at the first-year students increased the time of audio-motor simple reaction. These data show the difficulties of adaptation to learning offirst year students.

Keywords: adaptation of freshmen, the auditory analyzer.

Введение. Проблема адаптации человека к изменяющимся условиям среды обитания становится первой в ряду первоочередных задач медико-биологических наук. Среди многочисленных аспектов указанной проблемы важное место отводится вопросам, связанным с адаптацией студентов к обучению, особенно в начальный его период [3]. При смене концепции и методики обучения в результате перехода из школы в университет у студентов возникает ряд трудностей адаптации. Особенно такой негативный с точки зрения функциональной нагрузки на нервную систему эффект проявляется в начальный период обучения, в частности в 1-ом семестре учебного года. Наиболее чувствительной системой в данный период является сенсорная система студентов, которая подвергается зачастую экстремальным воздействиям образовательной среды [1, 2, 4, 5].

Целью работы явилось выяснение характера влияния начального периода обучения в Высшем учебном заведении на время выполнения простой аудиомоторной реакции студентов.

Материалы и методы исследования. Все исследования были проведены на студентах-добровольцах первого курса. Всего было обследовано 20 испытуемых обоего пола: 10 юношей и 10 девушек со средним возрастом 17-18 лет. Порядок проведения опыта был следующим. Испытуемый в положении сидя после устного инструктажа и короткой тренировки правой рукой выполнял в течение не более 5 мин программу эксперимента по следующему алгоритму: 50 замеров времени простой аудиомоторной реакции на звук частотой 1000 Гц.

Поскольку полученные нами вариационные ряды соответствовали нормальному закону распределения данных, то в нашей работе при статистической обработке цифровых данных использовались параметрические методы анализа с помощью пакета прикладных программ Excel.

Результаты исследований и их обсуждение. На первом этапе описания результатов представляют интерес данные измерения времени простой аудиомоторной реакции у юношей и девушек в начале и конце 1 -го семестра обучения. Данная реакция относится к числу наиболее простых, поскольку для своей реализации требует минимум морфо-функциональных ресурсов сенсорной системы [5]. Анализ полученных данных свидетельствует о выраженном влиянии процесса обучения на все основные параметры исследуемой сенсомоторной реакции.

Таблица 1 - Время простой аудиомоторной реакции юношей в начале

и конце 1-го семестра учебного года

Статистический параметр Период исследования Разница: «Конец семестра Начало семестра»

Начало семестра Конец семестра

Среднее и ошибка средней, M±m 151 ± 1,3 164 ± 1,6 13 ± 2,1 (+8,6 %), P < 0,05

Дисперсия выборки 827 1332 P < 0,01

Коэффициент вариации, Cv 19 % 22 % +3 %

Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий.

Как видно из табл. 1, среднее время времени простой аудиомоторной реакции у юношей в начале учебного года составило 151 ± 1,3 мс, а в конце семестра 164 ± 1,6 мс, т.е. увеличилось на 13 % ф < 0,05).

Одним из важных параметров сенсомоторной реакции является точность ее выполнения. Показателем точности или стабильность реакции выступают два параметра - дисперсия выборки и коэффициент вариации. Так, по данным табл. 1 видно, что стабильность выполнения простой зрительно-моторной реакции у юношей в конце семестра становилась хуже. Об этом свидетельствует как возросший коэффициент вариации (с 19 % до 22 %), так и рост величины дисперсии с 827 до 1332 (двухвыборочный F-тест для дисперсий, p < 0,05). Поскольку названные показатели степени вариабельности характеризуют стабильность выполнения сенсорной реакции на звуковой стимул, то данный факт однозначно можно рассматривать с точки зрения ухудшения параметров сенсомоторной реакции у юношей к концу 1 -го семестра обучения.

Таблица 2 - Время простой аудиомоторной реакции девушек в начале

и конце 1-го семестра учебного года

Статистический параметр Период исследования Разница: «Конец семестра Начало семестра»

Начало семестра Конец семестра

Среднее и ошибка средней, M±m 169 ± 1,3 187 ± 1,6 +18 ± 2,1 (+10,6 %), P < 0,05

Дисперсия выборки 883 1295 P < 0,01

Коэффициент вариации, Cv 17% 20 % +3 %

Примечание: оценка разницы в дисперсиях выборок проводилась с помощью двухвыборочного F-теста для дисперсий.

Исследование времени выполнения простой аудиомоторной реакции девушек в ходе учебного семестра показало, что к его концу все параметры изменялись в худшую сторону. Так, по данным табл. 2 следует, что в начале семестра время простой аудиомоторной реакции составляло 169 ± 1,3 мс, а в конце уже 187 ± 1,6 мс, т.е. увеличивалось на 10,6 % (p < 0,05) или на 18 ± 2,1 мс. Одновременно существенно ухудшались и параметры, характеризующие стабильность выполнения реакции на предъявление простого звукового сигнала. Действительно, к концу семестра у девушек дисперсия выборки, по результатам двухвыброчного F-теста, становилась статистически достоверно выше (p < 0,05). Данный факт свидетельствует, о более высокой вариабельности выполнения простой аудиомоторной реакции.

Выводы. Выявлено существенное возрастание времени простой аудиомоторной реакции в течение учебного семестра: к окончанию учебного цикла время реакции увеличивалось при ухудшении стабильности исследуемого сенсорного процесса. Такой неблагоприятный эффект характерен как для юношей, так и для девушек и может рассматриваться с точки зрения отсутствия или, по крайней мере, затруднения процесса адаптации студентов первого курса к учебному процессу.

Использованные источники:

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 448 с.

2. Грибанов A.B. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания / A.B. Грибанов, H.H. Канжина // Экология человека. - 2008. - № 5. - С.44-47.

3. Ефимова В.Н. Оценка адаптационных возможностей организма в системе педагогического сопровождения студентов младших курсов / В.Н. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П. Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. - С. 110-119.

4. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер. 2005. - 412 с.

5. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.