Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ / ПЕРВОКУРСНИКИ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболев В.И.

В работе установлено, что к окончанию 1-го учебного семестра у студенток-первокурсниц происходит значительное нарастание (+30%) степени выраженности нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), что может рассматриваться как предпосылка для возможного последующего развития состояния «стресса». В ходе учебного семестра в наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей - параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).It was shown that at the end of the 1st semester in first-year students occurs an increase (+30 %) of index neuropsychic tension. This fact can be considered as a premise for a possible further development of the state of "stress".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ»

одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997. - С. 39-55.

3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребёнка / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968. - С. 178-337.

4. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. -СПб: Питер, 2003. - C. 23

5. Теплов, Б. М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. -С. 262-272.

6. Шумилина, А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилина. - М.: Радио и связь, 1989.

УДК 159.9.07

Соболев В.И., доктор биологических наук

профессор

кафедра здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" филиал в г. Ялте Россия, г. Ялта

ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Аннотация: в работе установлено, что к окончанию 1-го учебного семестра у студенток-первокурсниц происходит значительное нарастание (+30%) степени выраженности нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), что может рассматриваться как предпосылка для возможного последующего развития состояния «стресса». В ходе учебного семестра в наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей -параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).

Ключевые слова: адаптация к учебному процессу, первокурсники, нервно-психическое напряжение.

Abstract: It was shown that at the end of the 1st semester in first-year students occurs an increase (+30 %) of index neuropsychic tension. This fact can be considered as a premise for a possible further development of the state of "stress".

Keywords: adaptation to the educational process, freshmen, mental stress. Введение. Начальный период обучения в ВУЗе в связи с принципиальным изменением характера организации и построения учебного процесса (в сравнении со школой) вызывает закономерное напряжение нервно-эмоционального состояния студентов. В связи с этим возникает проблема адаптации учащихся к новому стилю образования [1]. Среди многочисленных аспектов указанной проблемы важное место принадлежит

вопросам, связанными с оценкой степени такого напряжения, что позволило бы контролировать собственно процесс адаптации студентов и предлагать меры для его коррекции. Существует большое число методов оценки степени нервно-психического напряжения человека в новых для него, зачастую неблагоприятных условиях [3, 4]. Одним из таких методов является тест определения индекса напряжения нервно-психического напряжения, предложенного Т.А. Немчином [2]. Данный метод можно отнести к числу достаточно апробированных и, что немаловажно, удобным при проведении собственно процесса тестирования.

Целью исследования явилось выяснение характера влияния начального периода обучения в ВУЗе на степень нервно-психического напряжения студентов.

Материалы и методы исследования. Экспериментальная часть работы была выполнена с участием 20 студентов-добровольцев (девушек) первого курса Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте в начале и конце 1-го семестра 2016-2017 учебного года.

Для оценки степени нервно-психического напряжения использовалась методика Т.А.Немчина [2, 3]. Тесты проводились в начале и конце учебного семестра. При статистическом анализе результатов исследования использовались методы параметрической статистики с помощью пакетов прикладных программ Excel и Statistica 7.0.

Результаты исследований и их обсуждение (табл. 1 и 2). В начале 1-го учебного семестра значение индекса нервно-психического напряжения (ИНПН) было незначительным, что соответствовало уровню нервно-психического напряжения как «относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния» - I-я степень НПН (табл. 1). Однако к концу семестра значение ИНПН возросло на 30 % и уже оценивалось как «ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии» - II-я степень НПН. Кроме того, было отмечено существенное возрастание значения дисперсии вариационного ряда, что указывало на высокую индивидуальную вариабельность индекса нервно-психического напряжения.

Таблица 1 - Состояние индекса нервно-психического напряжения

(ИНПН 1) у девушек в ходе учебного семестра

Статистический параметр Период исследования Разница: Конец-Начало семестра

Начало семестра Конец семестра

Среднее значение и стандартная ошибка 39,4±1,3 51,3±2,8 +11,9±3,1 +30 % P<0,05

Стандартное 5,72 12,3 -

отклонение

Дисперсия выборки 32,7 152 Р<0,05

Число обследованных 20 20 -

Таким образом, основываясь на общих результатах теста Т.А.Немчина, можно сделать вывод о развитии у студенток-первокурсниц к окончанию 1-го учебного семестра заметной степени нервно-психического напряжения (+30 %).

Представляет интерес анализ характера влияния учебного процесса в 1-ом семестре на отдельные компоненты теста Т.А. Немчина (табл. 2). По данным таблицы видно, что в ходе учебного года в наибольшей степени (в % к начальному периоду) увеличивались показатели, отражающие две группы показателей («ВСП» и «1111ЭС», см. табл. 2). В тоже время группа так называемых «когнитивных показателей» изменялась в наименьшей степени.

Таблица 2 - Состояние нервно-психического напряжения (ИНПН) у девушек в ходе учебного семестра по группам показателей

Группа показателей Период исследования Разница: Конец-Начало семестра

Начало семестра Конец семестра

Вегетативные и соматические показатели (ВСП) 20,4±0,7 27,0±0,9 +6,6±1,1 +32 % Р<0,05

Когнитивные показатели (КП) 8,2 ±0,2 9,5±0,3 +1,3±0,36 +15,9 % Р<0,05

Показатели психического и эмоционального состояния (ППЭС) 10,8±0,3 14,8±0,5 +4,0±0,58 +37 % Р<0,05

Число обследованных 20 20 -

Последнее обстоятельство указывает на относительную независимость когнитивных способностей личности от данной в нашем случае степени нервно-психического напряжения. Такой результат носит положительную окраску, поскольку свидетельствует, что в процессе учебного семестра у студентов-первокурсников, несмотря на возрастание степени нервно-психического напряжения, показатели когнитивных способностей изменялись незначительно. В то же время характер изменений индекса напряжения в других группах показателей позволяют предполагать о негативной динамике процесса адаптации к новой форме обучения

первокурсников в ВУЗе.

Выводы. К окончанию 1-го учебного семестра у студенток-первокурсниц происходит значительное нарастание (+30%) степени выраженности нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), что может рассматриваться как предпосылка для возможного развития состояния «стресса». В ходе учебного семестра в наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей - параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).

Использованные источники:

1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки.

- СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

2. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин.

- Л. : ЛГУ. - 1983. - 167 с.

3. Прохоров А. О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности / А. О.Прохоров. - М.: ПЕР СЭ. - 2004. - 176 с.

4. Психодиагностика стресса / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. -Казань : КНИТУ. - 2012. - 212 с.

УДК 159.932

Соболев В.И., доктор биологических наук

профессор

кафедра здоровья и реабилитации Попов М.Н., к.пед.н. доцент, зав. кафедрой здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" филиал в г. Ялте Россия, г. Ялта

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА Аннотация: в исследовании выявлено существенное возрастание времени простой аудиомоторной реакции в течение учебного семестра: к окончанию учебного цикла время реакции увеличивалось при ухудшении стабильности исследуемого сенсорного процесса. Такой неблагоприятный эффект характерен для юношей и девушек и может рассматриваться с точки зрения отсутствия или, по крайней мере, затруднения процесса адаптации студентов первого курса к учебному процессу.

Ключевые слова: адаптация, первокурсники, слуховой анализатор. Abstract: it is shown that during the academic semester at the first-year students increased the time of audio-motor simple reaction. These data show the difficulties of adaptation to learning offirst year students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.